В соответствии с постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 15-16 апреля 2010 г. в положение внесено изменение, придающее ему статус "Примерного положения"
1. О правомерности принятия Положения
Положение о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой, утвержденное решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 10 декабря 2008 г., согласованное Министерством юстиции Российской Федерации 18 ноября 2009 г. (далее - "Положение"), подготовлено на основании рекомендаций Министерства юстиции Российской Федерации (письмо Минюста РФ N 09/4601-МК от 12.05.2003 г.), выработанных по результатам изучения и обобщения Минюстом РФ практики применения территориальными органами юстиции статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - "Основы"), а также на основании обобщения Федеральной нотариальной палатой практики применения статьи 20 Основ нотариальными палатами субъектов Российской Федерации (далее - "нотариальные палаты").
Положение принято Федеральной нотариальной палатой в целях координации и установления единообразной практики деятельности нотариальных палат по наделению полномочиями нотариуса лиц, желающих исполнять обязанности нотариуса в период его временного отсутствия, а также в целях обеспечения своевременного квалифицированного нотариального обслуживания населения в период временного отсутствия нотариуса по уважительным причинам.
Правовое регулирование вопроса о наделении лица полномочиями нотариуса установлено нормами закона (статьи 1, 3, 12 и 20 Основ).
Право наделять полномочиями нотариуса на период его временного отсутствия лица, желающего его замещать, принадлежит только территориальным органам юстиции совместно с нотариальными палатами.
Нотариус такими полномочиями законом не наделен, он лишь вносит предложение в отношении лица, желающего его замещать.
Положение, принятое в развитие порядка, предусмотренного статьей 20 Основ, не нарушает принципа, предусмотренного статьей 5 Основ о независимости нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности.
2. О применении отдельных пунктов Положения
1) Должно ли лицо, замещающее нотариуса в период его временного отсутствия по уважительным причинам, быть членом нотариальной палаты
Согласно статье 24 Основ нотариальная палата является профессиональным объединением, основанном на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.
Лицо, замещающее нотариуса, должно отвечать требованиям статьи 2 Основ. В отличие от нотариуса, который наделяется полномочиями на конкурсной основе (ст. 12 Основ), в отношении такого лица обязательное членство законом не предусмотрено. Вместе с тем, указанное лицо может быть членом нотариальной палаты на добровольной основе (ст. 24 Основ).
2) Требуется ли повторная сдача квалификационного экзамена лицом, желающим исполнять обязанности временно отсутствующего нотариуса, если трехлетний срок (ст. 3 Основ) с момента последнего исполнения этим лицом обязанностей нотариуса в порядке ст. 20 Основ не истек (пункт 2 Положения)
Если лицо ранее не работало нотариусом, но до истечения трехлетнего срока исполняло обязанности нотариуса, и с этого периода времени не истек трехлетний срок, то для последующего наделения этого лица полномочиями нотариуса, сдавать квалификационный экзамен ему не требуется.
Если лицо ранее не работало нотариусом и не исполняло обязанности нотариуса в течение трех лет со дня получения лицензии, то для решения вопроса о наделении его полномочиями нотариуса требуется повторная сдача квалификационного экзамена. В указанном случае сдавать квалификационный экзамен повторно не требуется только помощнику нотариуса, если он продолжает работать в этой должности.
3) Должно ли состоять в штате нотариуса лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса (пункт 3 Положения)
В настоящее время действующее законодательство не предусматривает такого требования, следовательно, допускается наделение полномочиями нотариуса лица, желающего исполнять обязанности нотариуса в период его отсутствия, если оно и не состоит с нотариусом в трудовых отношениях. Поскольку лицо, наделенное полномочиями нотариуса, будет выполнять его обязанности, оно должно выполнять требования, предъявляемые к нотариусу, в том числе соблюдать нотариальную тайну и режим работы, установленный для нотариуса.
4) О возможности наделения полномочиями нотариуса в порядке ст. 20 Основ другого нотариуса того же нотариального округа либо нотариуса другого нотариального округа (п. 5 Положения)
Наделение полномочиями нотариуса в порядке статьи 20 Основ другого нотариуса не требуется, поскольку он вправе осуществлять нотариальные действия, как лицо уже наделенное полномочиями нотариуса в порядке статьи 12 Основ.
Что касается территории деятельности, то другой нотариус того же нотариального округа вправе выполнять нотариальные действия в пределах всего нотариального округа. Порядок совершения в данном случае нотариальных действий определен в абзаце втором пункта 27 Положения.
Для осуществления нотариальных действий на территории временно отсутствующего нотариуса нотариусом другого нотариального округа потребуется принятие территориальным органом юстиции и нотариальной палатой соответствующего решения об изменении территории деятельности указанного нотариуса в порядке статьи 13 Основ. Это не означает, что он освобождается от осуществления нотариальных действий в нотариальном округе, где был назначен нотариусом. В указанном случае территория деятельности этого нотариуса увеличивается на период осуществления им нотариальных действий в другом нотариальном округе в период отсутствия там нотариуса. Порядок осуществления нотариальных действий тот же, что предусмотрен в пункте 27 (абзац второй) Положения.
5) По поводу срока представления до 1 декабря (в 2009 г.) нотариусом заявления о наделении заранее на последующий год полномочиями нотариуса лица, желающего исполнять обязанности нотариуса в период его временного отсутствия (п. 7 Положения)
Если заявление от нотариуса поступило позже 1 декабря 2009 года, решение вопроса о наделении заранее на 2010 год полномочиями нотариуса лица, желающего исполнять его обязанности в период временного отсутствия, возможно, поскольку Положение поступило в региональные нотариальные палаты только 2 декабря 2009 года.
6) О возможности наделения полномочиями лица, желающего исполнять обязанности нотариуса в период его временного отсутствия, заранее на календарный год не с 1 января, а с другой даты (п. 7 Положения)
В пункте 7 Положения предусмотрена возможность заранее наделять полномочиями нотариуса на календарный год. Это не исключает возможности указания в соглашении, заключаемом нотариусом с лицом, желающим его замещать, возникновения права на выполнение обязанностей нотариуса не с 1 января, а с иной даты. В таком случае окончание полномочий, исходя из нормы ст. 20 Основ, всё равно наступит 31 декабря текущего года.
7) По вопросу представления документов, подтверждающих уважительность причины временного отсутствия нотариуса
Правилами нотариального делопроизводства (пункт 105) предусмотрено помещение документов, подтверждающих уважительность причин невозможности исполнения нотариусом своих служебных обязанностей, в специальные дела, формируемые нотариусами.
8) О возможности отклонения кандидатуры, предложенной нотариусом для временного замещения
Право наделять полномочиями нотариуса в порядке ст. 20 Основ, как указано выше, принадлежит территориальным органам юстиции совместно с нотариальными палатами. Порядок наделения полномочиями нотариуса, предусмотренный ст. 20 Основ, следует рассматривать во взаимной связи с положением статьи 12 Основ в части наделения полномочиями нотариуса на конкурсной основе. Из этого следует, что при рассмотрении заявлений нотариусов о наделении лиц полномочиями нотариуса, должны приниматься во внимание не только требования о соответствии предлагаемой нотариусом кандидатуры статье 2 Основ, но и иные факторы, характеризующие личность указанного лица.
Следовательно, отклонение кандидатуры, предлагаемой нотариусом для замещения его в период временного отсутствия, возможно (см. пункт 11 Положения). Такое решение не может быть расценено как "административное вмешательство в организацию работы нотариуса", ибо ошибочно полагать, что оценку деловых и моральных качеств кандидата, предлагаемого нотариусом, может дать только нотариус.
9) О рассмотрении в нотариальной палате заявления нотариуса о наделении полномочиями нотариуса предлагаемой им кандидатуры
Рассмотрение предложений нотариусов о наделении полномочиями нотариуса предлагаемого им лица должно рассматриваться в нотариальной палате в соответствии с уставными полномочиями соответствующей нотариальной палаты.
10) Возможно ли считать отсутствие нотариуса временным и по уважительной причине при решении вопроса о замещении его в порядке ст. 20 Основ, если отсутствие связано с его дневным обучением в аспирантуре и в других учебных заведениях
Дневное обучение в аспирантуре и других учебных заведениях связано с длительным отсутствием нотариуса в нотариальной конторе, исчисляемым по 7-8 месяцев в году. Такое длительное отсутствие не может быть расценено как "временное отсутствие, а также как связанное с уважительными причинами". Нотариус в этом случае реализует свое право на образование, но такие длительные сроки отсутствия на работе не предусмотрены действующим законодательством даже в виде дополнительных отпусков, предоставляемых в соответствие с федеральными законами лицам, обучающимся в аспирантуре.
Кроме того, дневное обучение не связано с осуществлением нотариальной деятельности в отличие от краткосрочного обучения на курсах повышения квалификации нотариуса. Согласно статье 20 Основ временное отсутствие нотариуса в нотариальной конторе связывается с невозможностью исполнения им своих служебных обязанностей в силу уважительных причин.
11) О правомерности определения территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой максимального размера ежегодного отпуска нотариуса (п. 13 Положения)
Статья 20 Основ устанавливает возможность замещения нотариуса другим лицом только на период временного отсутствия нотариуса и по уважительным причинам. Допускаемая длительность отсутствия нотариуса в связи с невозможностью исполнения своих служебных обязанностей, и полный перечень уважительных причин, по которым может отсутствовать нотариус в нотариальной конторе, законом не определены, названы лишь "болезнь, отпуск и другие уважительные причины". Тем самым закон предоставил право определять основания невозможности исполнения нотариусом служебных обязанностей, кроме названных в законе, а также период отсутствия нотариуса территориальным органам юстиции совместно с нотариальными палатами, которые вправе наделять полномочиями нотариуса лиц, желающих замещать нотариуса в период его временного отсутствия.
12) О количестве лиц, замещающих нотариуса в период его временного отсутствия (п. 14 Положения)
Из положения статьи 20 Основ усматривается, что в период временного отсутствия нотариуса допускается исполнение его обязанностей одним лицом. Однако, если замещающее нотариуса лицо, наделенное полномочиями нотариуса заранее на календарный год, по объективным причинам не может исполнять обязанности отсутствующего нотариуса в определенный период, следует полагать, что не исключена возможность наделения полномочиями нотариуса другого лица только на этот конкретный период. В таком случае не должно допускаться исполнение обязанностей отсутствующего нотариуса двумя лицами одновременно.
13) О необходимости направления копии распоряжения нотариуса о передаче полномочий лицу, замещающему его, территориальному органу юстиции (п. 15 Положения)
В статье 20 Основ предусмотрено, что при отсутствии нотариуса более недели он обязан известить об этом нотариальную палату, процедура передачи указанных сведений территориальному органу юстиции ни законом, ни Положением не определена.
14) О применении пункта 18 Положения о наделении полномочиями нотариуса лица, желающего замещать нотариуса в период его временного отсутствия
В пункте 18 Положения предусмотрена возможность наделения полномочиями нотариуса одного лица, желающего исполнять обязанности нескольких нотариусов, в период их временного отсутствия по уважительным причинам. Допускается возможность наделения одного лица полномочиями нескольких нотариусов заранее на календарный год, при этом исполнение обязанностей одним лицом нескольких одновременно отсутствующих нотариусов исключается.
15) О применении пункта 30 (абзац второй) в части названий проводимых проверок нотариусов
Названия проверок "целевые", "комплексные плановые и внеплановые" определены в пункте 30 Положения в целях осуществления контроля за соблюдением сроков и процедуры замещения временно отсутствующего нотариуса, имея в виду осуществление контроля посредством указанных проверок, если таковые проводятся.
Осуществление проверок определено в Правилах нотариального делопроизводства (раздел XIII).
16) Возможно ли считать основаниями для замещения нотариуса в порядке статьи 20 Основ его отсутствие в нотариальной конторе в выходные и праздничные дни
В пункте 13 Положения среди причин временного отсутствия нотариуса, признаваемых уважительными для наделения его полномочиями иного лица, не содержится такого основания, как отсутствие нотариуса в нотариальной конторе в выходные и праздничные дни.
Однако указанным пунктом Положения предусмотрено, что территориальный орган юстиции и нотариальная палата могут признать и другие причины временного отсутствия нотариуса уважительными.
Таким образом, для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в получении квалифицированной юридической помощи нотариусов, территориальный орган юстиции и нотариальная палата могут признать отсутствие нотариуса в нотариальной конторе в выходные и праздничные дни уважительной причиной для наделения полномочиями нотариуса иного лица.
Что касается других вопросов, содержащихся в обращениях нотариальных палат, таких как:
- кому в нотариальной палате должны быть представлены на обозрение подлинные документы, копии которых приложены к заявлению нотариуса;
- о формировании нарядов в нотариальной палате на нотариусов по замещению их в период временного отсутствия;
- о необходимости представления одних и тех же документов при повторном наделении полномочиями нотариуса тех же лиц;
- что имеется в виду "при возникновении непредвиденных обстоятельств" для замещения нотариуса;
- о расшифровке документов, подтверждающих уважительность причины отсутствия нотариуса;
- о том, какой орган в нотариальной палате должен рассматривать заявления нотариуса о его замещении,
то они могли бы быть решены на региональном уровне территориальными органами юстиции и нотариальными палатами, имея в виду, что наделение полномочиями нотариуса относится к их компетенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральная нотариальная палата утвердила Положение о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой. Даны разъяснения по вопросам его применения.
В частности, разъяснено, кто может наделять желающих полномочиями нотариуса на период его временного отсутствия. Этим занимаются территориальные органы юстиции совместно с нотариальными палатами.
Лицо, замещающее нотариуса, не обязано состоять в его штате и быть членом нотариальной палаты. Если оно ранее не работало нотариусом и не исполняло его обязанности в течение 3 лет со дня получения лицензии, то для наделения нужно повторно сдать квалификационный экзамен.
Разъяснения по отдельным вопросам, касающимся применения Положения о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой
Текст разъяснений официально опубликован не был