Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 270837 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 апреля 2010 г. N 361)
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 270837 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Техник |
2 года 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
3 года 10 месяцев* |
______________________________
* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования
3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
Таблица 2
Образовательная база приема |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Старший техник |
3 года 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
4 года 10 месяцев* |
______________________________
* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования
Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по строительству и эксплуатации городских путей сообщения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
городские улицы и дороги;
железнодорожные и трамвайные рельсовые пути;
дорожно-строительные материалы и изделия;
городские искусственные сооружения;
транспортные развязки;
технологические процессы по возведению земляного полотна, устройству дорожной одежды, укладке рельсовых путей, строительству искусственных сооружений и ремонтных работах;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Участие в проектировании городских путей сообщения.
4.3.2. Организация и выполнение работ по строительству городских путей сообщения.
4.3.3. Организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту городских путей сообщения.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Участие в проектировании городских путей сообщения.
4.4.2. Организация и выполнение работ по строительству городских путей сообщения.
4.4.3. Организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту городских путей сообщения.
4.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Участие в проектировании городских путей сообщения.
ПК 1.1. Участвовать в выполнении работ по изысканию городских путей сообщения.
ПК 1.2. Участвовать в выполнении работ по проектированию городских улиц и дорог.
ПК 1.3. Участвовать в выполнении работ по проектированию рельсовых и подъездных путей.
ПК 1.4. Участвовать в выполнении работ по проектированию городских искусственных сооружений.
5.2.2. Организация и выполнение работ по строительству городских путей сообщения.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по строительству городских улиц и дорог.
ПК 2.2. Организовывать и выполнять работы по строительству рельсовых и подъездных путей.
ПК 2.3. Организовывать и выполнять работы по строительству городских искусственных сооружений.
ПК 2.4. Организовывать и выполнять работы по производству строительных материалов и изделий в организациях дорожной отрасли.
5.2.3. Организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту городских путей сообщения.
ПК 3.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации и ремонту городских улиц и дорог.
ПК 3.2. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации и ремонту рельсовых и подъездных путей.
ПК 3.3. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации и ремонту городских искусственных сооружений.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
5.4.1. Участие в проектировании городских путей сообщения.
ПК 1.1. Участвовать в выполнении работ по изысканию городских путей сообщения.
ПК 1.2. Участвовать в выполнении работ по проектированию работы городских улиц и дорог.
ПК 1.3. Участвовать в выполнении работ по проектированию рельсовых и подъездных путей.
ПК 1.4. Участвовать в выполнении работ по проектированию городских искусственных сооружений.
ПК 1.5. Участвовать в выполнении работ по проектированию транспортных развязок на автомагистралях.
5.4.2. Организация и выполнение работ по строительству городских путей сообщения.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по строительству городских улиц и дорог.
ПК 2.2. Организовывать и выполнять работы по строительству рельсовых и подъездных путей.
ПК 2.3. Организовывать и выполнять работы по строительству городских искусственных сооружений.
ПК 2.4. Организовывать и выполнять работы по производству строительных материалов и изделий в организациях дорожной отрасли.
ПК 2.5. Организовывать и выполнять работы по строительству транспортных развязок на автомагистралях.
5.4.3. Организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту городских путей сообщения.
ПК 3.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации и ремонту городских улиц и дорог.
ПК 3.2. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации и ремонту рельсовых и подъездных путей.
ПК 3.3. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации и ремонту городских искусственных сооружений.
ПК 3.4. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации и ремонту транспортных развязок на автомагистралях.
5.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Таблица 3
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
3186 |
2124 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
648 |
432 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
|
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
|
|
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
168 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
|
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
336 |
168 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
|
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
198 |
132 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: решать дифференциальные уравнения; использовать математические методы при решении прикладных задач; вычислять значения элементарных функций; вычислять и изображать основные элементы геометрических тел и поверхностей; вычислять значения и строить графики тригонометрических функций; вычислять значения логарифмических выражений; вычислять объемы геометрических тел и площади поверхностей; выполнять действия над векторами; знать: основные математические формулы и понятия; основные понятия и методы математического анализа; практические приемы вычислений с приближенными данными; правила действий над векторами, заданными координатами; свойства и графики тригонометрических функций; свойства логарифмов; определение числовой функции, способы ее задания |
|
|
ЕН.01. Математика |
|
|
уметь: применять текстовый редактор MS Word для редактирования и форматирования текстов; применять графический редактор для создания и редактирования изображений; применять электронные таблицы MS Excel для решения задач; создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; работать с файлами; вводить и выводить данные; применять в профессиональной деятельности прикладные программные продукты: AutoCAD, КОМПАС, 3D Max, Power Point, Robur, GeoniCS работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами; знать: об основных этапах решения задач с помощью электронно-вычислительных машин, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации; основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; базовые системные программные продукты |
|
|
ЕН.02. Информатика |
|
|
уметь: применять природоохранное законодательство в профессиональной деятельности; знать: о взаимосвязи организмов и среды обитания; об условиях устойчивости состояния экосистемы и причинах возникновения экологического кризиса; о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды; об экологических принципах рационального природопользования; правовые основы природопользования; задачи и цели природоохранных органов управления и надзора; правовые основы экологической безопасности |
|
|
ЕН.03. Экологические основы природопользования |
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
2340 |
1560 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1167 |
778 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: пользоваться нормативной документацией при составлении строительных чертежей; выполнять строительные чертежи в ручной и машинной графике; знать: основные правила построения чертежей и схем; основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации; о современных средствах машинной графики и возможностях использования пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности |
|
|
ОП.01. Инженерная графика |
|
|
уметь: выполнять расчеты на прочность, жесткость и устойчивость; знать: о видах деформаций и основных расчетах на прочность, жесткость и устойчивость; основные понятия, законы и методы механики деформируемого твердого тела |
|
|
ОП.02. Техническая механика |
|
|
уметь: подключать, переключать, заземлять электрооборудование и электроинструмент согласно существующим схемам; выполнять измерения параметров электрической цепи; выполнять электрические измерения параметров электродвигателей; определять режимы работы электропривода, работать с простейшей схемой управления; читать принципиальные схемы электроснабжения строительной площадки, определять основные характеристики оборудования; читать и составлять принципиальные схемы выпрямителей; знать: основные законы и закономерности электрического и магнитного поля, методику расчета электрических цепей и основные характеристики электроизмерительных приборов; принцип действия, устройство и назначение электрических машин; виды, классификацию и режимы работы электропривода, назначение и устройство аппаратов управления и защиты основы электроники; основные виды и типы электронных приборов |
|
|
ОП.03. Электротехника и электроника |
|
|
уметь: определять вид и качество материалов и изделий; производить технически и экономически обоснованный выбор строительных материалов и изделий для конкретных условий использования; знать: правила приемки и складирования строительных материалов; основные свойства древесины и способы повышения долговечности деревянных конструкций; классификацию металлов и их сплавы; методы защиты металлов от коррозии и огня; виды бетонных и железобетонных изделий; марки щебня и гравия и область их применения; виды цементов и область их применения; классы и марки бетона и область их применения; марки жидких и вязких битумов и дегтевых вяжущих, их основные свойства и область применения; классификацию асфальтобетонных смесей по температуре приготовления и укладке в покрытие, по составу смеси, по плотности |
|
|
ОП.04. Строительные материалы и изделия |
|
|
уметь: составлять геологический разрез, определять физико-механические свойства грунтов; читать геологическую карту и разрезы; знать: основные характеристики физико-механических свойств грунтов; строительные свойства песчаных, глинистых, крупнообломочных и скальных грунтов; методику составления геологических карт и разрезов |
|
|
ОП.05. Основы инженерной геологии |
|
|
уметь: читать топографическую карту, определять по карте длины и ориентированные углы проектных линий, координаты и высоты; по известным координатам определять положение точки и проектной величины на местности инструментальными методами; производить геодезические работы на строительной площадке; знать: цели, состав и методы инженерных изысканий при проектировании и строительстве городских путей сообщения; системы высот и системы координат; поверки геодезических инструментов; способы трассирования и нивелирования трассы в разных условиях рельефа местности; способы привязки трассы к местности; правила работы с геодезическими инструментами |
|
|
ОП.06. Геодезия |
|
|
уметь: определять производительность и подбирать комплекты машин и средств малой механизации для выполнения работ по строительству и эксплуатации городских путей сообщения; знать: типы строительных машин и средств малой механизации и области их применения; назначение, принципы работы, технико-экономические и эксплуатационные показатели основных строительных и дорожных машин; их применение при существующих видах строительных и эксплуатационных работ; правила охраны труда при эксплуатации строительных и дорожных машин и средств малой механизации |
|
|
ОП.07. Строительные машины и средства малой механизации |
|
|
уметь: составлять исполнительскую техническую и нормативно-сметную документацию; нормировать дорожно-строительные работы; знать: требования нормативных документов по нормированию работ; технологию составления сметных расчетов различными методами; об организации проектно-сметного дела |
|
|
ОП.08. Проектно-сметное дело |
|
|
уметь: рассчитывать основные показатели технико-экономической деятельности организации; рассчитывать производственный цикл в различных типах производства, параметры потока; рассчитывать важнейшие показатели эффективного использования основных средств; рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств; знать: о различных методах расчета сметной стоимости в строительстве; основные фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования; состав трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; сущность различных форм организации производства в отрасли; механизмы ценообразования, формы оплаты труда в современных условиях; основы финансирования, кредитования и налогообложения в строительстве; основы ценообразования; основы организации и планирования деятельности строительной организации; методику разработки бизнес-плана |
|
|
ОП.09. Экономика организации |
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1173 |
782 |
|
|
ПМ.01 |
Участие в проектировании городских путей сообщения В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации и выполнения работ по изысканию и проектированию городских улиц и дорог и искусственных сооружений; организации и выполнения работ по изысканию и проектированию рельсовых и подъездных путей; уметь: определять категорию и расчетную скорость улиц и дорог; назначать варианты трасс городских путей сообщения и выбирать оптимальный вариант трассы; выполнять расчеты элементов плана, продольных и поперечных профилей трасс городских путей сообщения; оформлять текстовую и графическую техническую документацию и согласовывать ее со всеми заинтересованными службами; производить геодезические работы по восстановлению трассы на местности; проводить гидрологические и геологические изыскания городских путей сообщения; проектировать водоотвод; назначать отверстие и конструкцию водоотводных сооружений; назначать и рассчитывать конструктивные слои дорожной одежды; проектировать верхнее строение пути рельсового пути; рассчитывать отверстие и элементы конструкции искусственных сооружений; проектировать автобусные остановки и автостоянки; проектировать озеленение городских путей сообщения; проектировать организацию движения автотранспорта и обстановку городских путей сообщения; применять прикладные программные продукты дорожной отрасли; знать: требования нормативных документов к изысканию и проектированию трасс, элементов городских улиц и дорог, элементов искусственных сооружений, рельсовых и подъездных путей; цели, состав и методы инженерных изысканий при проектировании городских улиц и дорог и искусственных сооружений; классификацию городских улиц и дорог, классификацию и габариты мостов; основные термины и понятия; критерии выбора оптимального варианта трассы и места мостового перехода; методы трассирования и нивелирования трасс в различных условиях рельефа местности; методику решения геодезических задач; методику расчетов элементов плана и продольного, и поперечного профилей городских путей сообщения; типы дорожных одежд и земляного полотна; методику расчета конструкций и критерии выбора оптимального варианта конструкции дорожной одежды; способы водоотвода и конструкции водоотводных сооружений; методику расчетов отверстия и элементов мостов; типы и конструкции искусственных сооружений и область их применения; типовые решения и методику расчета элементов автобусных остановок и автостоянок; нормативные требования и расчет полос озеленения; типы дорожных знаков; виды дорожной разметки; виды ограждений и область их применения; конструкции защитных и укрепительных устройств земляного полотна; нормы размещения комплекса зданий и сооружений для обслуживания городских путей сообщения |
|
|
МДК 01.01. Проектирование городских улиц и дорог и искусственных сооружений МДК 01.02. Проектирование рельсовых и подъездных путей |
|
ПМ.02 |
Организация и выполнение работ по строительству городских путей сообщения В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения работ по строительству городских улиц и дорог и производству строительных материалов и изделий; организации и ведения работ по строительству рельсовых и подъездных путей; организации и ведения работ по строительству искусственных сооружений; уметь: согласовывать прокладку подземных коммуникаций со всеми заинтересованными городскими службами; оформлять текстовую и графическую техническую документацию, составлять исполнительскую техническую и нормативно-сметную документацию; устанавливать технологическую последовательность работ по строительству городских улиц и дорог, рельсовых и подъездных путей, искусственных сооружений, проектировать проект организации работ и проект производства работ; выполнять работы по возведению земляного полотна, устройству дорожных одежд и водоотводных сооружений, укладке рельсовых и подъездных путей, строительству искусственных сооружений; организовывать и выполнять работы по подъемке пути стрелочных переводов на балласт и подбивке шпал балластом, рихтовке пути; проводить учет и контроль качества всех видов строительных работ; нормировать дорожно-строительные работы; выполнять разработку сметной документации по строительству городских улиц и дорог; знать: технологию работ по возведению земляного полотна, устройству конструктивных слоев дорожных одежд, водоотвода, укладке рельсовых и подъездных путей, строительству искусственных сооружений, озеленению и обустройству городских улиц и дорог, производству строительных материалов и изделий; нормативные требования к составлению графиков организации строительства и производства работ; виды согласований с городскими службами; виды дорожно-строительных материалов, спецификации изделий; виды дорожно-строительных машин для возведения земляного полотна, устройства дорожных одежд искусственных сооружений и область их применения; типовые решения технологических карт всех видов работ; требования нормативных документов по контролю качества при всех видах работ; правила техники безопасности и охраны окружающей среды; требования нормативных документов по нормированию работ; технологию составления сметных расчетов различными методами; методику лабораторных испытаний и расчетов по определению физико-механических свойств строительных материалов; правила техники безопасности и охраны окружающей среды |
|
|
МДК 02.01. Строительство городских улиц и дорог
МДК 02.02. Строительство рельсовых и подъездных путей
МДК 02.03. Строительство городских искусственных сооружений |
|
ПМ.03 |
Организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту городских путей сообщения В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: по эксплуатации и ремонту городских улиц и дорог; по эксплуатации и ремонту рельсовых и подъездных путей; по эксплуатации и ремонту городских искусственных сооружений; уметь: выполнять работы по эксплуатации и ремонту земляного полотна, водоотводных устройств и дорожных одежд городских улиц и дорог, рельсовых и подъездных путей и городских искусственных сооружений; назначать мероприятия по улучшению геометрических параметров улицы или дороги и искусственных сооружений; проводить учет и контроль качества всех видов ремонтных работ; составлять исполнительскую документацию; нормировать работы по проведению дорожно-ремонтных работ; составлять локальные сметы; знать: технологию ведения всех видов ремонтных работ; требования нормативных документов по контролю качества ремонтных работ; виды деформаций и способы диагностики причин деформаций; технологию составления сметных расчетов по проведению ремонта городских улиц и дорог; правила техники безопасности и охраны окружающей среды при ведении ремонтных работ |
|
|
МДК 03.01 Эксплуатация и ремонт городских улиц и дорог
МДК 03.02. Эксплуатация и ремонт рельсовых и подъездных путей
МДК 03.03. Эксплуатация и ремонт городских искусственных сооружений |
|
ПМ.04 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
1350 |
900 |
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ОПОП |
4536 |
3024 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
24 нед.
|
864
|
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 4
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
84 нед. |
Учебная практика |
24 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
6 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
Каникулярное время |
23 нед. |
Итого |
147 нед. |
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
4644 |
3096 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
954 |
636 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
|
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
|
|
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
|
48 |
ОГСЭ.03. Психология общения |
|
|
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
246 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
|
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
492 |
246 |
ОГСЭ.05. Физическая культура |
|
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
258 |
172 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: решать дифференциальные уравнения; использовать математические методы при решении прикладных задач; вычислять значения элементарных функций; вычислять и изображать основные элементы геометрических тел и поверхностей; вычислять значения и строить графики тригонометрических функций; вычислять значения логарифмических выражений; вычислять объемы геометрических тел и площади поверхностей; выполнять действия над векторами; знать: основные математические формулы и понятия; основные понятия и методы математического анализа; практические приемы вычислений с приближенными данными; правила действий над векторами, заданными координатами; свойства и графики тригонометрических функций; свойства логарифмов; определение числовой функции, способы ее задания |
|
|
ЕН.01. Математика |
|
|
уметь: применять текстовый редактор MS Word для редактирования и форматирования текстов; применять графический редактор для создания и редактирования изображений; применять электронные таблицы MS Excel для решения задач; создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; работать с файлами; вводить и выводить данные; применять в профессиональной деятельности прикладные программные продукты: AutoCAD, КОМПАС, 3D Max, Power Point, Robur, GeoniCS работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами; знать: об основных этапах решения задач с помощью электронно-вычислительных машин, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации; основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; базовые системные программные продукты |
|
|
ЕН.02. Информатика |
|
|
уметь: применять природоохранное законодательство в профессиональной деятельности; знать: о взаимосвязи организмов и среды обитания; об условиях устойчивости состояния экосистемы и причинах возникновения экологического кризиса; о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды; об экологических принципах рационального природопользования; правовые основы природопользования; задачи и цели природоохранных органов управления и надзора; правовые основы экологической безопасности |
|
|
ЕН.03. Экологические основы природопользования |
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
3432 |
2288 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1650 |
1100 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: пользоваться нормативной документацией при составлении строительных чертежей; выполнять строительные чертежи в ручной и машинной графике; знать: основные правила построения чертежей и схем; основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации; о современных средствах машинной графики и возможностях использования пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности |
|
|
ОП.01. Инженерная графика |
|
|
уметь: выполнять расчеты на прочность, жесткость и устойчивость; знать: о видах деформаций и основных расчетах на прочность, жесткость и устойчивость; основные понятия, законы и методы механики деформируемого твердого тела |
|
|
ОП.02. Техническая механика |
|
|
уметь: подключать, переключать, заземлять электрооборудование и электроинструмент согласно существующим схемам; выполнять измерения параметров электрической цепи; выполнять электрические измерения параметров электродвигателей; определять режимы работы электропривода, работать с простейшей схемой управления; читать принципиальные схемы электроснабжения строительной площадки, определять основные характеристики оборудования; читать и составлять принципиальные схемы выпрямителей; знать: основные законы и закономерности электрического и магнитного поля, методику расчета электрических цепей и основные характеристики электроизмерительных приборов; принцип действия, устройство и назначение электрических машин; виды, классификацию и режимы работы электропривода, назначение и устройство аппаратов управления и защиты; основы электроники; основные виды и типы электронных приборов |
|
|
ОП.03. Электротехника и электроника |
|
|
уметь: определять вид и качество материалов и изделий; производить технически и экономически обоснованный выбор строительных материалов и изделий для конкретных условий использования; знать: правила приемки и складирования строительных материалов; основные свойства древесины и способы повышения долговечности деревянных конструкций; классификацию металлов и их сплавы; методы защиты металлов от коррозии и огня; виды бетонных и железобетонных изделий; марки щебня и гравия и область их применения; виды цементов и область их применения; классы и марки бетона и область их применения; марки жидких и вязких битумов и дегтевых вяжущих, их основные свойства и область применения; классификацию асфальтобетонных смесей по температуре приготовления и укладке в покрытие, по составу смеси, по плотности |
|
|
ОП.04. Строительные материалы и изделия |
|
|
уметь: составлять геологический разрез, определять физико-механические свойства грунтов; читать геологическую карту и разрезы; знать: основные характеристики физико-механических свойств грунтов; строительные свойства песчаных, глинистых, крупнообломочных и скальных грунтов; методику составления геологических карт и разрезов |
|
|
ОП.05. Основы инженерной геологии |
|
|
уметь: читать топографическую карту; определять по карте длины и ориентированные углы проектных линий, координаты и высоты; по известным координатам определять положение точки и проектной величины на местности инструментальными методами; производить геодезические работы на строительной площадке; знать: цели, состав и методы инженерных изысканий при проектировании и строительстве городских путей сообщения; системы высот и системы координат; поверки геодезических инструментов; способы трассирования и нивелирования трассы в разных условиях рельефа местности; способы привязки трассы к местности; правила работы с геодезическими инструментами |
|
|
ОП.06. Геодезия |
|
|
уметь: определять производительность и подбирать комплекты машин и средств малой механизации для выполнения работ по строительству и эксплуатации городских путей сообщения; знать: типы строительных машин и средств малой механизации и области их применения; назначение, принципы работы, технико-экономические и эксплуатационные показатели основных строительных и дорожных машин; их применение при существующих видах строительных и эксплуатационных работ; правила охраны труда при эксплуатации строительных и дорожных машин и средств малой механизации |
|
|
ОП.07. Строительные машины и средства малой механизации |
|
|
уметь: составлять исполнительскую техническую и нормативно-сметную документацию; нормировать дорожно-строительные работы; знать: требования нормативных документов по нормированию работ; технологию составления сметных расчетов различными методами; об организации проектно-сметного дела |
|
|
ОП.08. Проектно-сметное дело |
|
|
уметь: рассчитывать основные показатели технико-экономической деятельности организации; рассчитывать производственный цикл в различных типах производства, параметры потока; рассчитывать важнейшие показатели эффективного использования основных средств; рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств; знать: о различных методах расчета сметной стоимости в строительстве; основные фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования; состав трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; сущность различных форм организации производства в отрасли; механизмы ценообразования, формы оплаты труда в современных условиях; основы финансирования, кредитования и налогообложения в строительстве; основы ценообразования; основы организации и планирования деятельности строительной организации; методику разработки бизнес-плана |
|
|
ОП.09. Экономика организации |
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1782 |
1188 |
|
|
ПМ.01 |
Участие в проектировании городских путей сообщения В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации и выполнения работ по изысканию и проектированию городских улиц и дорог и искусственных сооружений; организации и выполнения работ по изысканию и проектированию рельсовых и подъездных путей; организации и выполнения работ по проектированию транспортных развязок на автомагистралях; уметь: определять категорию и расчетную скорость городских путей сообщения и транспортных развязок; назначать варианты трасс городских путей сообщения и выбирать оптимальный вариант трассы; выполнять расчеты элементов плана, продольных и поперечных профилей трасс городских путей сообщения; оформлять текстовую и графическую техническую документацию и согласовывать ее со всеми заинтересованными службами; производить геодезические работы по восстановлению трассы на местности; проводить гидрологические и геологические изыскания городских путей сообщения; проектировать водоотвод; назначать отверстие и конструкцию водоотводных сооружений; назначать и рассчитывать конструктивные слои дорожной одежды; проектировать верхнее строение пути рельсового пути; рассчитывать отверстие и элементы конструкции искусственных сооружений; выбирать оптимальный вариант типа транспортных развязок в одном и в разных уровнях; проектировать малые эстакады, путепроводы и съезды транспортных развязок; проектировать автобусные остановки и автостоянки; проектировать озеленение городских путей сообщения; проектировать организацию движения автотранспорта и обстановку городских путей сообщения; применять прикладные программные продукты дорожной отрасли; знать: требования нормативных документов к изысканию и проектированию трасс, элементов городских улиц и дорог, элементов искусственных сооружений, рельсовых и подъездных путей, элементов транспортных развязок; цели, состав и методы инженерных изысканий при проектировании городских улиц и дорог и искусственных сооружений; классификацию городских улиц и дорог, классификацию и габариты мостов; основные термины и понятия; критерии выбора оптимального варианта трассы и места мостового перехода; методы трассирования и нивелирования трасс в различных условиях рельефа местности; методику решения геодезических задач; методику расчетов элементов плана и продольного, и поперечного профилей городских путей сообщения; типы дорожных одежд и земляного полотна; методику расчета конструкций и критерии выбора оптимального варианта конструкции дорожной одежды; способы водоотвода и конструкции водоотводных сооружений; методику расчетов отверстия и элементов мостов; типы и конструкции искусственных сооружений и область их применения; требования нормативных документов к проектированию элементов транспортных развязок; классификацию и габариты эстакад и путепроводов; схемы организации движения автотранспорта; классификацию транспортных развязок (типы транспортных развязок в одном и разных уровнях); типовые решения и методику расчета элементов автобусных остановок и автостоянок; нормативные требования и расчет полос озеленения; типы дорожных знаков; виды дорожной разметки; виды ограждений и область их применения; конструкции защитных и укрепительных устройств земляного полотна |
|
|
МДК 01.01. Проектирование городских улиц и дорог и искусственных сооружений
МДК 01.02. Проектирование рельсовых и подъездных путей
МДК 01.03. Проектирование транспортных развязок на автомагистралях |
|
ПМ.02 |
Организация и выполнение работ по строительству городских путей сообщения В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации и выполнения работ по строительству городских улиц и дорог, транспортных развязок на автомагистралях, производству строительных материалов и изделий; организации и выполнения работ по строительству рельсовых и подъездных путей; организации и выполнения работ по строительству искусственных сооружений; уметь: согласовывать прокладку подземных коммуникаций со всеми заинтересованными городскими службами; оформлять текстовую и графическую техническую документацию, составлять исполнительскую техническую и нормативно-сметную документацию; устанавливать технологическую последовательность работ по строительству городских улиц и дорог, транспортных развязок, рельсовых и подъездных путей, искусственных сооружений; проектировать проект организации работ и проект производства работ; выполнять работы по возведению земляного полотна, устройству дорожных одежд и водоотводных сооружений, укладке рельсовых и подъездных путей, строительству искусственных сооружений и транспортных развязок; организовывать и выполнять работы по подъемке пути стрелочных переводов на балласт и подбивке шпал балластом, рихтовке пути; проводить учет и контроль качества всех видов строительных работ; нормировать дорожно-строительные работы; выполнять разработку сметной документации по строительству городских улиц и дорог; знать: технологию работ по возведению земляного полотна, устройству конструктивных слоев дорожных одежд, водоотвода, укладке рельсовых и подъездных путей, строительству искусственных сооружений и транспортных развязок, озеленению и обустройству городских улиц и дорог, производству строительных материалов и изделий; нормативные требования к составлению графиков организации строительства и производства работ; виды согласований с городскими службами; виды дорожно-строительных материалов, спецификации изделий; виды дорожно-строительных машин для возведения земляного полотна, устройства дорожных одежд искусственных сооружений и область их применения; типовые решения технологических карт всех видов работ; требования нормативных документов по контролю качества при всех видах работ; правила техники безопасности и охраны окружающей среды; требования нормативных документов по нормированию работ; технологию составления сметных расчетов различными методами; методику лабораторных испытаний и расчетов по определению физико-механических свойств строительных материалов; правила техники безопасности и охраны окружающей среды |
|
|
МДК 02.01. Строительство городских улиц и дорог и транспортных развязок на автомагистралях
МДК 02.02. Строительство рельсовых и подъездных путей
МДК 02.03. Строительство городских искусственных сооружений |
|
ПМ.03 |
Организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту городских путей сообщения В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: эксплуатации и ремонта городских улиц, дорог и транспортных развязок на автомагистралях; эксплуатации и ремонта рельсовых и подъездных путей; эксплуатации и ремонта городских искусственных сооружений; уметь: выполнять работы по эксплуатации и ремонту земляного полотна, водоотводных устройств и дорожных одежд городских улиц и дорог, рельсовых и подъездных путей и городских искусственных сооружений и транспортных развязок на автомагистралях; назначать мероприятия по улучшению геометрических параметров улицы или дороги, искусственных сооружений и транспортных развязок на автомагистралях; проводить учет и контроль качества всех видов ремонтных работ; составлять исполнительскую документацию; нормировать работы по проведению дорожно-ремонтных работ; составлять локальные сметы; знать: технологию ведения всех видов ремонтных работ; требования нормативных документов по контролю качества ремонтных работ; виды деформаций и способы диагностики причин деформаций; задачи дорожной службы; технологию составления сметных расчетов по проведению ремонта городских улиц и дорог, искусственных сооружений и транспортных развязок на автомагистралях; правила техники безопасности и охраны окружающей среды при ведении ремонтных работ |
|
|
МДК.03.01. Эксплуатация и ремонт городских улиц и дорог и транспортных развязок на автомагистралях
МДК 03.02. Эксплуатация и ремонт рельсовых и подъездных путей
МДК 03.03. Эксплуатация и ремонт городских искусственных сооружений |
|
ПМ.04 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
1998 |
1332 |
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ОПОП |
6642 |
4428 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
27 нед. |
972 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
8 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
123 нед. |
Учебная практика |
27 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
8 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
Каникулярное время |
31 нед. |
Итого |
199 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
промежуточная аттестация |
2 нед. |
каникулярное время |
11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.
7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
истории и философии;
математики;
информатики;
психологии общения;
иностранного языка;
инженерной графики;
технической механики;
основ инженерной геологии;
геодезии;
проектно-сметного дела;
строительных материалов и изделий;
строительных машин и средств малой механизации;
городских улиц и дорог;
городских рельсовых и подъездных путей;
искусственных сооружений;
транспортных развязок на автомагистралях;
технологии и организации строительства городских путей сообщения;
эксплуатации и ремонта городских путей сообщения;
экономики.
Лаборатории:
экологии и безопасности жизнедеятельности;
электротехники и электроники;
геологии;
геодезии;
технических средств обучения.
Мастерские:
слесарные;
электромонтажные;
столярные.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
тренажерный зал.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
______________________________
* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30. ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).