Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270802.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

Приложение

 

Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования по профессии 270802.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2010 г. N 381)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

 

I. Область применения

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 270802.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

II. Используемые сокращения

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

III. Характеристика подготовки по профессии

 

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Столяр строительный

Плотник

Стекольщик

Паркетчик

10 мес.

на базе основного общего образования

2 года 5 мес.**

на базе основного общего образования

 

10 мес. (без получения среднего (полного) общего образования

 

______________________________

* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии

** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования

 

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

столяр строительный - плотник - паркетчик;

столяр строительный - плотник - стекольщик.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

 

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение столярных, плотничных, стекольных, паркетных работ при возведении, ремонте и реконструкции зданий и сооружений.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

здания и сооружения, их элементы;

материалы для столярных, плотничных и паркетных работ;

технологии столярных, плотничных и паркетных работ;

ручной и механизированный инструмент, приспособления и оборудование для производства столярных, плотничных и паркетных работ; чертежи на производство столярных и плотничных работ.

4.3. Обучающийся по профессии мастер столярно-плотничных и паркетных работ готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выполнение столярных работ.

4.3.2. Выполнение плотничных работ.

4.3.3. Выполнение стекольных работ.

4.3.4. Выполнение работ по устройству паркетных полов.

 

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Выполнение столярных работ.

ПК 1.1. Изготавливать простые столярные тяги и заготовки столярных изделий.

ПК 1.2. Изготавливать и собирать столярные изделия различной сложности.

ПК 1.3. Выполнять столярно-монтажные работы.

ПК 1.4. Производить ремонт столярных изделий.

5.2.2. Выполнение плотничных работ.

ПК 2.1. Выполнять заготовку деревянных элементов различного назначения.

ПК 2.2. Устанавливать несущие конструкции деревянных зданий и сооружений.

ПК 2.3. Выполнять работы по устройству лесов, подмостей, опалубки.

ПК 2.4. Производить ремонт плотничных конструкций.

5.2.3. Выполнение стекольных работ.

ПК 3.1. Выполнять остекление деревянных переплетов тонким стеклом.

ПК 3.2. Выполнять остекление толстым стеклом и стеклом специальных марок всех видов переплетов.

ПК 3.3. Устанавливать стеклопакеты.

ПК 3.4. Устраивать ограждения из стеклоблоков и стеклопрофилита.

5.2.4. Выполнение работ по устройству паркетных полов.

ПК 4.1. Выполнять подготовку оснований полов под различные виды покрытий.

ПК 4.2. Устраивать полы из досок и индустриальных материалов на основе древесины.

ПК 4.3. Устраивать паркетные полы.

 

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

 

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет два часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

 

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

 

Таблица 2

 

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

 

Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

864

576

 

 

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

234

160

 

 

 

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

выбирать материалы для выполнения определенных видов работ;

ориентироваться в классификации зданий и сооружений, их основных конструктивных элементах, в видах строительно-монтажных работ и технологии их выполнения;

знать:

виды строительных материалов и их применение;

виды зданий и сооружений;

виды строительных и монтажных работ и их последовательность;

основы организации производства и контроль качества строительных работ

 

 

ОП.01. Основы строительного производства

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

 

уметь:

применять масштабы;

выполнять технические рисунки, эскизы, чертежи деталей и изделий;

читать строительные чертежи;

знать:

правила нанесения размеров, виды проекций, правила оформления и обозначения сечений, условно-графические обозначения;

правила выполнения эскизов и технических рисунков;

виды строительных чертежей, правила их оформления и масштабы

 

 

ОП.02. Строительная графика

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

 

уметь:

рассчитывать параметры электрической цепи, использовать электрические приборы для измерения точных величин;

определять типы и параметры машин переменного и постоянного тока по их маркировке;

выбирать способы пуска двигателей;

применять полученные знания в своей практической деятельности;

знать:

основные физические законы и положения электротехники;

электротехническую терминологию и символику;

физические принципы функционирования и характеристики электрических и магнитных цепей, систем и устройств;

машины постоянного и переменного тока;

электрифицированный инструмент, используемый в практической деятельности

 

 

ОП.03. Электротехническое оборудование

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

 

уметь:

различать виды организаций, сопоставлять их деятельность в условиях рыночной экономики и делать выводы;

понимать сущность предпринимательской деятельности;

объяснять основные экономические понятия и термины, называть составляющие сметной стоимости;

использовать полученные знания для определения производительности труда, трудозатрат, заработной платы;

знать:

основные типы экономических систем, рыночное ценообразование, виды конкуренции;

сущность и формы предпринимательства, виды организаций;

понятие основных и оборотных фондов, их формирование;

понятие сметной стоимости строительного объекта;

системы оплаты труда в строительстве

 

 

ОП.04. Основы экономики строительства

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

 

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

 

32

ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

П.00

Профессиональный цикл

550

376

 

 

ПМ.00

Профессиональные модули

550

376

 

 

ПМ.01

Выполнение столярных работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

изготовления простых столярных тяг и заготовок столярных изделий;

изготовления и сборки простых и средней сложности столярных изделий;

выполнения столярно-монтажных и ремонтных столярных работ;

уметь:

отбирать пиломатериалы, выполнять их разметку и обработку, пользоваться ручным и электрифицированным инструментом;

изготавливать и устанавливать простые и средней сложности столярные детали и изделия;

устанавливать крепежную фурнитуру;

выполнять обшивку стен и потолков по каркасу отделочными индустриальными материалами;

собирать и устанавливать встроенную мебель;

выполнять ремонтные столярные работы;

выполнять требования охраны труда и техники безопасности;

знать:

виды и свойства древесины, устройство инструментов, электрических машин и станков для обработки древесины;

виды и способы изготовления столярных изделий и деталей;

виды и способы выполнения столярно-монтажных и ремонтных столярных работ;

виды технической документации на производство работ;

мероприятия по охране труда и правила техники безопасности при изготовлении столярных изделий и выполнении столярно-монтажных работ

 

 

МДК.01.01. Технология изготовления столярных изделий и столярно-монтажных работ

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПМ.02

Выполнение плотничных работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

изготовления элементов для различных деревянных конструкций, сборки-разборки лесов, подмостей, опалубки;

установки несущих конструкций деревянных зданий и сооружений, ремонта плотничных конструкций;

уметь:

обрабатывать лесоматериалы ручными инструментами и электрифицированными машинами;

производить работы по устройству временных сооружений и сборке деревянных домов;

выполнять опалубочные работы, собирать и разбирать леса и подмости;

выполнять ремонт деревянных конструкций;

выполнять требования охраны труда и техники безопасности;

знать:

виды материалов для строительства деревянных зданий и сооружений;

виды и устройство деревообрабатывающего оборудования;

способы заготовки деревянных элементов и сборки их в конструкции, правила ведения монтажных работ, виды и способы ремонта деревянных конструкций;

виды технической документации на выполнение работ;

мероприятия по охране труда и правила техники безопасности при устройстве и сборке деревянных изделий и их элементов

 

 

МДК.02.01. Технология устройства деревянных конструкций и сборки деревянных домов

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.4

ПМ.03

Выполнение стекольных работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

остекления переплетов обычным стеклом и стеклом специальных марок;

установки стеклопакетов, стеклоблоков и стеклопрофилита;

выполнения ремонтных стекольных работ;

 

 

МДК.03.01. Технология стекольных работ

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.4

 

уметь:

готовить переплеты к остеклению;

резать и вставлять стекла в переплеты;

устанавливать в переплеты стеклопакеты;

устраивать ограждения из стеклоблоков и стеклопрофилита;

читать чертежи;

выполнять требования охраны труда и техники безопасности;

знать:

виды материалов для стекольных работ, виды и устройство ручных инструментов, оборудования и электрооборудования для выполнения работ по остеклению;

способы остекления в зависимости от марок стекла и видов переплетов;

способы установки стеклопакетов, стеклоблоков и стеклопрофилита;

способы ремонта витринных стекол;

виды технической документации на выполнение работ;

мероприятия по охране труда и правила техники безопасности при выполнении работ по остеклению

 

 

 

 

ПМ.04

Выполнение работ по устройству паркетных полов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

подготовки оснований под разные виды полов;

устройства полов из отдельных досок, брусков, клееных щитов, древесноволокнистых и древесностружечных плит, ламината, паркета;

уметь:

выносить отметки уровня чистого пола, устраивать паро-, гидро-, тепло- и звукоизоляцию под полы, выполнять сборные и монолитные стяжки;

укладывать лаги и настилать полы из различных материалов, устанавливать плинтусы;

пользоваться ручными инструментами и электрифицированными машинами;

выполнять требования охраны труда и техники безопасности;

знать:

виды и свойства материалов для устройства полов;

виды и устройство инструментов и электрифицированных машин;

способы подготовки оснований под полы;

способы и приемы настилки паркетных полов;

виды и способы ремонта паркетных полов;

виды технической документации на выполнение работ;

мероприятия по охране труда и правила техники безопасности по выполнении паркетных работ

 

 

МДК.04.01. Технология работ по устройству паркетных полов

ОК 1 - 7

ПК 4.1 - 4.3

ФК.00

Физическая культура

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40

 

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

 

Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

216

144

 

 

 

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП

1080

720

 

 

УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

 

684

 

 

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

ПП.00

Производственная практика

ПА.00

Промежуточная аттестация

1 нед.

 

 

 

ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

 

 

 

 

Таблица 3

 

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

 

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

20 нед.

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

Производственная практика

Промежуточная аттестация

1 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

Каникулярное время

2 нед.

Итого

43 нед.

 

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

 

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

57 нед.

промежуточная аттестация

3 нед.

каникулярное время

13 нед.

 

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

 

Кабинеты:

основ строительного производства;

строительной графики;

электротехнического оборудования;

экономики строительства;

безопасности жизнедеятельности.

 

Лаборатории:

строительных материалов.

 

Мастерские:

столярная;

плотничная;

стекольная;

паркетная.

 

Тренажеры, тренажерные комплексы:

компьютерная графика и дизайн.

 

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

 

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

 

VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы

 

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

 

______________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)