В целях реализации Концепции дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, а также создания условий для развития научно-технического творчества детей, формирования у подрастающего поколения изобретательского мышления и подготовки будущих кадров для высокотехнологичных отраслей:
1. Утвердить прилагаемые:
План мероприятий ("дорожную карту") по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области в 2018 - 2020 годах;
Концепцию по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области на 2018 - 2020 годы.
2. Определить:
1) Министерство образования и науки Челябинской области (Кузнецов А.И.) региональным координатором, ответственным за создание и функционирование детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области;
2) государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Дом юношеского технического творчества Челябинской области" (Халамов В.Н.) региональным оператором детского технопарка "Кванториум".
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Правительства |
Б.А. Дубровский |
Утвержден
распоряжением Правительства
Челябинской области
от 23 августа 2017 г. г. N 522-рп
План
мероприятий ("дорожная карта") по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области в 2018 - 2020 годах
1. Перечень мероприятий по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области в 2018 - 2020 годах:
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ожидаемые результаты |
1. |
Подготовка и принятие распоряжения Правительства Челябинской области о Плане мероприятий ("дорожной карте") по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области в 2018 - 2020 годах и Концепции по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области, включающего: определение регионального координатора, ответственного за реализацию инициативы по созданию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области (далее именуется - детский технопарк); определение регионального оператора детского технопарка; утверждение Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области в 2018 - 2020 годах; утверждение Концепции по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" на 2018 - 2020 годы, включающей: определение ключевого направления развития детского технопарка; определение не менее 6 квантумов; выбор помещения для размещения детского технопарка; определение общей площади детского технопарка; определение организационно-правовой формы детского технопарка; разработку проекта штатного расписания детского технопарка; разработку дизайн-проекта детского технопарка; разработку зонирования детского технопарка |
август 2017 года |
распоряжение Правительства Челябинской области |
2. |
Внесение изменений в государственную программу Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2014 - 2019 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 338-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2014 - 2019 годы", в части включения мероприятия: "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся. Создание детского технопарка "Кванториум" |
IV квартал 2017 года |
постановление Правительства Челябинской области |
3. |
Заключение соглашения о сотрудничестве Правительства Челябинской области с Федеральным оператором сети детских технопарков "Кванториум" * (далее именуется - Федеральный оператор) |
IV квартал 2017 года |
трехстороннее соглашение между Правительством Челябинской области, Федеральным оператором, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов |
4. |
Привлечение интеллектуальных партнеров (по согласованию) |
2018 - 2020 годы |
письмо от партнера в адрес Губернатора Челябинской области о сотрудничестве |
5. |
Привлечение бизнес-партнеров из реального сектора экономики (по согласованию) |
2018 - 2020 годы |
письмо от партнера в адрес Губернатора Челябинской области о сотрудничестве |
6. |
Согласование перечня современного и высокотехнологичного учебного оборудования и средств обучения для создания детского технопарка с Федеральным оператором |
август 2018 года |
письмо Федерального оператора о соответствии перечня высокотехнологичного учебного оборудования и средств обучения для создания детского технопарка |
7. |
Анкетирование кандидатов на должности педагогов и руководителя детского технопарка |
май 2018 года |
письмо Федерального оператора об успешном прохождении анкетирования кандидатом |
8. |
Повышение квалификации педагогов и руководителя детского технопарка, организуемого Федеральным оператором |
ежегодно, начиная с 2018 года |
свидетельство о повышении квалификации |
9. |
Создание сайта детского технопарка Челябинской области, интегрированного с сайтом Федерального оператора |
май 2018 года |
подключение сайта детского технопарка к сайту Федерального оператора |
10. |
Утверждение медиаплана освещения деятельности детского технопарка |
февраль 2018 года |
приказ Министерства образования и науки Челябинской области |
11. |
Набор воспитанников в детский технопарк |
ежегодно, начиная с 2018 года |
приказ регионального оператора о наборе |
12. |
Утверждение годового плана событий для воспитанников детского технопарка в соответствии с единым планом, утвержденным Федеральным оператором |
ежегодно, начиная с 2018 года |
приказ регионального оператора об утверждении годового плана событий |
13. |
Проведение независимой оценки качества работ и услуг детского технопарка |
ежегодно, начиная с 2018 года |
приказ Министерства образования и науки Челябинской области |
14. |
Участие обучающихся технопарка во Всероссийской научно-инженерной олимпиаде "Кванториада" |
ежегодно, начиная с 2018 года |
приказ Министерства образования и науки Челябинской области |
_______________
* Организация, подведомственная Министерству образования и науки Российской Федерации и уполномоченная им осуществлять организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации проекта по созданию и функционированию сети детских технопарков "Кванториум" на территории Российской Федерации.
2. Перечень целевых индикаторов (показателей) и ожидаемых результатов реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию и функционированию детского технопарка отражен в таблице:
N п/п |
Наименование индикатора (показателя) |
Значение индикатора (показателя) |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
1. |
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации на базе созданного детского технопарка (человек) |
1200 |
1300 |
1500 |
2. |
Доля отдельных групп сотрудников, прошедших переподготовку (повышение квалификации) по программам (курсам, модулям), разработанным Федеральным оператором (процентов) |
|
|
|
Педагогические работники |
100 |
100 |
100 |
|
Руководители |
100 |
100 |
100 |
|
Привлекаемые специалисты реального сектора экономики, образовательные волонтеры |
100 |
100 |
100 |
|
3. |
Количество проектов, реализованных детьми, обучающимися в детском технопарке, представленных на региональных и федеральных отчетных мероприятиях по презентации результатов проектной деятельности (единиц) |
60 |
60 |
60 |
4. |
Количество детей, принявших участие в публичных мероприятиях детского технопарка (человек) |
5250 |
5500 |
5500 |
5. |
Количество внедренных дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач для проектной деятельности детей (единиц) |
7 |
8 |
8 |
6. |
Количество проектных разновозрастных групп обучающихся детского технопарка численностью не менее 3 человек, на постоянной основе реализующих инженерные проекты (единиц) |
22 |
23 |
23 |
7. |
Количество проведенных инженерных хакатонов, развивающих навыки в разных областях разработки программного обеспечения в процессе командной работы над проектами (единиц) |
15 |
17 |
17 |
8. |
Количество региональных этапов всероссийских и международных мероприятий технической и естественно-научной направленности, в которых примут участие обучающиеся детского технопарка (единиц) |
15 |
15 |
15 |
9. |
Количество инженерных команд из числа обучающихся детских технопарков, принявших участие в региональных этапах всероссийских и международных мероприятий технической и естественно-научной направленности (единиц) |
30 |
30 |
30 |
10. |
Количество инженерных команд из числа обучающихся детских технопарков, прошедших в финал региональных этапов всероссийских и международных мероприятий технической и естественно-научной направленности (единиц) |
5 |
5 |
7 |
11. |
Количество публичных мероприятий по проектной деятельности детей, организованных детским технопарком, по презентации деятельности и достижений обучающихся детского технопарка |
15 |
15 |
15 |
12. |
Количество программ, реализуемых в дистанционной форме, в том числе с использованием системы видеоприсутствия |
1 |
2 |
2 |
Утверждена
распоряжением Правительства
Челябинской области
от 23 августа 2017 г. г. N 522-рп
Концепция
по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области на 2018 - 2020 годы
Концепция по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области на 2018 - 2020 годы (далее именуется - Концепция) разработана для формирования единого системного подхода к созданию условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности обучающихся на территории Челябинской области.
Концепция определяет цели и основные направления развития дополнительного образования в научно-технической сфере, определяет модель, стандарты и структуру детского технопарка "Кванториум" (далее именуется - Технопарк).
Настоящая Концепция разработана в соответствии с:
Конвенцией о правах ребенка;
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);
Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы").
I. Организационно-правовая модель Технопарка
Региональным координатором, ответственным за создание и функционирование Технопарка, является Министерство образования и науки Челябинской области (далее именуется - Региональный координатор).
Региональным оператором Технопарка является государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Дом юношеского технического творчества Челябинской области" (далее именуется - Региональный оператор).
Планируемый к созданию Технопарк будет являться структурным подразделением государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Дом юношеского технического творчества Челябинской области" и располагаться на двух площадках: в городе Челябинске - на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)" (далее именуется - ЮУрГУ) и городе Магнитогорске - на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" (далее именуется - МГТУ им. Г.И. Носова), иметь модель функционирования детского технопарка по виду "Стандарт" и "Мини" соответственно.
Технопарк является инновационной формой организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности детей и подростков и направлен на вовлечение обучающихся в продуктивную творческую деятельность и одновременное включение их в сферу экономики через "малое предпринимательство, малый бизнес".
Создание и развитие Технопарка обусловлены необходимостью использования высокого потенциала системы дополнительного образования детей в решении задач:
повышения престижа инженерных профессий, формирования у детей и подростков профессиональной компетентности и практических навыков в высокотехнологичных специальных сферах: робототехнике, механике, электронике, автоматике, компьютерной, полиграфической и телекоммуникационной сферах, экономике - путем реализации современных инновационных программ дополнительного образования;
формирования устойчивой многоуровневой системы работы с детьми в научно-техническом направлении дополнительного образования, базирующейся в том числе на государственно-частном партнерстве;
формирования у детей и подростков навыков проектного мышления, умения работать в команде, решать практические задачи, ориентированные на потребности реального производства;
подготовки педагогических кадров для работы с детьми в условиях новой модели дополнительного образования;
содействия решению проблемы обеспечения высокотехнологичных и других отраслей экономики региона высококвалифицированными рабочими и специалистами нового поколения.
Деятельность Технопарка строится на принципах интегративного взаимодействия с общественными организациями, предприятиями и учреждениями Челябинской области, социальными партнерами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Структура Технопарка определяется исходя из основных реализуемых траекторий и включает:
Модель "Стандарт":
автоквантум;
аэроквантум;
робоквантум;
IT-квантум;
промышленный дизайн;
хайтек.
Модель "Мини":
автоквантум;
робоквантум;
IT-квантум;
хайтек.
А также:
площадку для тестирования и испытания устройств и механизмов, оснащенную современными испытательными стендами и соревновательными полями, позволяющую осуществлять настройку и испытание создаваемого Технопарком оборудования и проводить региональные и всероссийские этапы соревнований по робототехнике и автомодельному спорту;
трансформируемый презентационный зал, позволяющий проводить различные массовые мероприятия, конференции, лекции, выставки, включающий в себя интерактивный музей науки;
медиабиблиотеку с зоной отдыха, оснащенную современной литературой, аудио- и видеоматериалами, удобными креслами и столами;
шахматную площадку;
коворкинг-площадку.
Для координации деятельности участников проекта Региональным координатором создается Координационный совет из числа представителей федерального оператора сети детских технопарков "Кванториум" (далее именуется - Федеральный оператор), Регионального координатора, организаций и предприятий-партнеров Технопарка, сотрудников регионального оператора, сотрудников Технопарка, который координирует процессы планирования и организации всех видов инновационной деятельности в рамках Технопарка, осуществляет контроль над эффективностью деятельности его структурных подразделений, обеспечивает конструктивное взаимодействие участников Технопарка с социальными партнерами, принимает управленческие решения по оптимизации структуры и деятельности Технопарка.
Региональный оператор осуществляет деятельность по созданию и развитию Технопарка с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (закупка, установка и техническое обслуживание оборудования, набор педагогов, набор учащихся, составление расписания занятий, обеспечение осуществления образовательного процесса и другое), а также сетевое взаимодействие с организациями - партнерами Технопарка.
Кадровое обеспечение Технопарка - высококвалифицированные педагогические работники и специалисты, способные осуществлять инновационную образовательную деятельность в соответствии с целями и задачами Технопарка по соответствующим направлениям.
Для привлечения и дальнейшего профессионального роста специалистов (педагогов, научно-технических специалистов, экспертов), непосредственно участвующих в деятельности Технопарка, обеспечиваются в соответствии с законодательством необходимые условия для работы, постоянное повышение квалификации.
Направления расходования средств на создание и развитие Технопарка:
ремонтные работы на объектах;
приобретение оборудования;
расходы на информационную поддержку реализации проекта;
расходы на повышение квалификации персонала;
расходы на оплату труда;
расходы на эксплуатацию (в том числе расходные материалы);
расходы на обеспечение реализации образовательных программ (в том числе разработку дистанционных модулей);
расходы на участие в региональных, федеральных и международных соревнованиях, конференциях, фестивалях, конкурсах и других мероприятиях.
С целью создания эффективного механизма мотивации обучающихся и родителей к участию в деятельности Технопарка с помощью средств массовой информации будет формироваться положительное общественное мнение о техническом творчестве детей и подростков как особо значимой социальной сфере на современном этапе развития экономики региона и государства в целом, а также возможной перспективе в дальнейшем профессиональном развитии, социальном лифте для обучающихся-участников Технопарка, проявивших значительные таланты в научно-техническом творчестве.
С целью увеличения доли дополнительных образовательных программ научно-технической направленности и охвата детей инновационными дополнительными образовательными программами научно-технической направленности Технопарк организует обучение общеобразовательных групп на основе договоров о сетевом взаимодействии с образовательными организациями региона - партнерами Технопарка, а также проводит работу по созданию сети филиалов Технопарка в отдаленных территориях региона.
Базовыми принципами Концепции создания и развития регионального Технопарка являются:
общедоступность дополнительного образования детей естественно-научной и технической направленности для всех категорий обучающихся региона независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи;
соответствие реализуемых направлений деятельности Технопарка национальной технологической инициативе и направлениям развития региональной экономики и научно-исследовательского потенциала Челябинской области;
реализация государственно-частного партнерства, привлекающего в систему дополнительного образования носителей новых технологий.
Базовым форматом образовательного процесса Технопарка является проектная деятельность. По результатам прохождения образовательного естественно-научного и технического направления каждый обучающийся может в составе проектной команды завершить реализацию научно-исследовательского (изобретательского) или иного проекта по техническому заданию от промышленного предприятия или в составе команды Технопарка принять участие в профильных мероприятиях, перечень которых утверждается Федеральным оператором.
В ходе работы над проектом будут реализованы проекты как внутри квантов, так и межквантовые проекты. Межквантовые проекты будут носить формат законченных научных исследований или продуктовой инженерной разработки. Для инженерных проектов обязательным является реализация полного жизненного цикла изделия, применение при проектировании основ системной инженерии, анализ потенциального рынка, решение задач с внутренним и внешним заказчиком. Важной составляющей обучения является обязательное участие части кванторианцев в мероприятиях из рекомендованного списка инженерных и научно-инженерных соревнований, конкурсов проектов и олимпиад, учрежденного Федеральным оператором.
Другой важной особенностью проектной деятельности является использование методов гибкой оперативной разработки и работа над проектом в режиме распределенной команды. Это означает, что Технопарк будет соисполнителем крупных проектов, рекомендованных Федеральным оператором, должен выполнять их в кооперации с другими детскими технопарками "Кванториум", а также участвовать в сезонных школах, посвященных сборке подобных проектов. Преподаватель (наставник) Технопарка должен обладать следующими базовыми компетенциями:
знание профильного программного обеспечения по направлению на уровне профессионального пользователя;
навыки пользования современными техническими средствами;
знание основ программирования;
знание основ проектного управления.
Отбор и подготовка преподавателей Технопарков осуществляется Федеральным оператором на основе рекомендаций Регионального координатора и включает в себя следующие процедуры:
формирование первичного списка осуществляется путем анкетирования преподавателей, проведенного Федеральным оператором или Региональным координатором, в случае делегирования Региональному координатору соответствующей функции;
проведение интервью Федеральным оператором с лицами, включенными в первичный список, принятие решения о допуске к обучению;
непосредственное прохождение обучения по тематикам образовательных естественно-научных и технических направлений, организованного Федеральным оператором;
выдача сертификата при успешном прохождении итогового теста;
прохождение ежегодной программы повышения квалификации, рекомендованной Федеральным оператором.
Дополнительно каждый преподаватель еженедельно на постоянной основе проходит удаленную консультацию с федеральными тьюторами.
Педагог Технопарка характеризуется следующими основными чертами: готовность к новому, инициативность, навыки работы в команде, владение основами проектного управления.
II. Приоритетные направления технологического развития Челябинской области
Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации.
Перспективные направления развития:
1) создание высокотехнологичных инновационных производств в сферах:
машиностроения;
автомобилестроения;
строительной индустрии;
2) развитие сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции:
производство и переработка свинины, говядины и мяса птицы;
производство комбикормов для птицеводческой и животноводческой отраслей;
переработка овощей и картофеля на современном оборудовании;
строительство современных овощехранилищ;
3) привлечение технологий в сферы:
водоподготовки и водоочистки;
промышленного производства (системы автоматизации, энергетическое оборудование, инженерная и коммунальная техника);
производства товаров народного потребления;
4) увеличение экспорта продукции предприятий Челябинской области (черная и цветная металлургия, машиностроение, мукомольная промышленность).
Для решения этих задач детский Технопарк сможет обеспечить:
соответствие качества подготовки дополнительных образовательных программ потребностям общества и экономики;
внедрение новых моделей дополнительного образования детей;
формы интеграции общего, среднего профессионального образования и предприятий-работодателей.
Выбор направлений образовательной деятельности Технопарка (автотехнологии, аэротехнологии, IT, робототехника, промышленный дизайн, хайтек) обусловлен, прежде всего, необходимостью возрождения престижа инженерных профессий, формирования у детей и подростков профессиональной компетентности и практических навыков в высокотехнологичных специальных сферах: робототехнике, механике, электронике, автоматике, компьютерной и телекоммуникационной сферах, экономике. Кроме того, на выбор тематики мероприятий повлияла экономическая ситуация в регионе, вектор и перспективы развития региональной экономики, научно-исследовательский потенциал региона и другие факторы.
Задачи Технопарка:
увеличение охвата детей инновационными дополнительными общеразвивающими программами технической и естественно-научной направленности;
увеличение доли дополнительных общеразвивающих программ научно-технической направленности;
устранение дефицита услуг населению в сфере дополнительного образования;
увеличение доли негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования детей;
создание условий, обеспечивающих равный доступ к бюджетному финансированию государственных и негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы;
развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования.
В результате ожидается:
увеличение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами к 2020 году, - 80 процентов;
увеличение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической направленности: увеличение в 2019 году до 20 процентов.
Реализация дополнительных программ на базе Технопарка будет внедряться следующими этапами:
первый этап (2017 год) - начало реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области в 2018 - 2020 годах;
второй этап (2018 - 2019 годы) - развитие модели дополнительного образования детей естественно-научной и технической направленности (создание кустовых филиалов);
третий этап (2020 - 2021 годы) - развитие модели дополнительного образования детей естественно-научной и технической направленности (создание филиалов в муниципальных образованиях региона).
III. Площадки детского технопарка "Кванториум"
Технопарк модели "Стандарт" размещается на площадях ЮУрГУ и реализует 6 образовательных естественно-научных и технических направлений, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, поэтапно с учетом приоритетных направлений: автоквантум, аэроквантум, IT-квантум, промышленный дизайн, робоквантум, хайтек. Охват детей составляет 800 человек в год за счет средств государственного бюджета Челябинской области.
Помещение находится по адресу: город Челябинск, Советский район, улица Орджоникидзе, дом 50. В относительной близости расположено более 30 учебных заведений, что обеспечит постоянный приток школьников. Кроме этого, расположение в центральной части района, широкий спектр общественного транспорта (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси) делает Технопарк доступным как для жителей Советского района, так и для обучающихся из соседних районов.
На площади в 1200 квадратных метров, кроме учебных помещений, будут расположены: трансформируемый презентационный зал с площадкой для тестирования устройств и механизмов, интерактивный музей науки, медиабиблиотека с зоной отдыха и коворкинг для технологических стартапов, кабинеты для персонала Технопарка.
Технопарк модели "Мини" располагается на площадях МГТУ им. Г.И. Носова, находящегося по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, проспект Ленина, дом 38/3.
На площади в 920 квадратных метров будут расположены 4 лаборатории (аэроквантум, робоквантум, автоквантум, IT-квантум), хайтек-цех (зона прототипирования), интерактивный музей науки, медиатека, шахматная зона.
Удобная транспортная доступность площадки: остановки общественного транспорта, связывающего районы города, располагаются на расстоянии 200 - 300 метров от здания Технопарка, большое количество образовательных учреждений в шаговой доступности позволит обеспечить необходимый охват школьников программами инженерного образования.
Типовой инфраструктурный лист детского технопарка "Кванториум", проекты зонирования и брендирования формируются Федеральным оператором и дорабатываются совместно с Региональным координатором с целью обеспечения возможности совместного использования оборудования в рамках нескольких образовательных естественно-научных и технических направлений.
IV. Интеллектуальные партнеры и бизнес-партнеры детского технопарка "Кванториум"
Достижение цели создания и развития детских технопарков в регионе может быть обеспечено вовлечением в реализацию поставленных задач всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, организаций системы образования региона, а также промышленных и научных организаций, бизнес-структур, органов государственной власти регионального и муниципального уровней.
В Челябинской области действует развитая государственная и ведомственная инновационная инфраструктура: 2 аккредитованных инновационных технопарка: общество с ограниченной ответственностью "Технопарк Новатор", закрытое акционерное общество "Челябинский завод технологической оснастки", а также 4 бизнес-инкубатора, где развиваются стартующие инновационные компании. Созданные при высших учебных заведениях (ЮУрГУ, МГТУ им Г.И. Носова и других) малые инновационные предприятия занимаются коммерциализацией научных разработок, используя ресурсы сформированной ранее в ведущих высших учебных заведениях Челябинской области инновационной инфраструктуры.
Основными бизнес-партнерами Технопарка (по согласованию) будут Публичное акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод", Публичное акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее именуется - ПАО "ММК").
Основными интеллектуальными партнерами Технопарка (по согласованию) будут: ЮУрГУ, МГТУ им Г.И. Носова.
Опыт вовлечения промышленных предприятий в деятельность образовательных организаций дополнительного образования естественно-научной и технической направленности
N п/п |
Наименование проекта/мероприятия |
Тип участия промышленного предприятия и его объем (софинансирование, экспертное сопровождение, экскурсии, предоставление инфраструктурного объекта и другое) |
Количество охваченных детей, человек |
Основные результаты |
Практическое применение результатов |
1. |
Общество с ограниченной ответственностью "Группа "Магнезит", город Сатка |
софинансирование, экскурсии, предоставление инфраструктурного объекта |
100 процентов выпускников школ |
успешная социализация выпускников. Удовлетворенность родителей. Разнообразие формы взаимодействия и совместной деятельности |
охват учащихся внеурочной деятельностью; доля выпускников школы, ставших работниками Общества с ограниченной ответственностью "Группа "Магнезит"; доля родителей, удовлетворенных качеством образования; динамика достижений одаренных детей |
2. |
Организация и введение в процесс обучения образовательного курса "Робототехника" |
Челябинский IT-Парк. Экспертное сопровождение, консультационная помощь |
более 100 |
участие и призовые места в городских и областных конкурсах и фестивалях |
освоение проектной деятельности в разделе "Робототехника"; повышение мотивации к обучению, представление опыта работы на уровне города и области |
3. |
Экскурсии на производство |
Публичное акционерное общество "Мечел"; ПАО "ММК"; Акционерное общество Автомобильный завод "УРАЛ", город Миасс; Федеральное государственное унитарное предприятие "Приборостроительный завод" |
более 10000 |
содействие в профессиональном самоопределении обучающихся |
проведение ежегодной районной ярмарки профессий; подготовка команды для участия во всероссийском этапе соревнований "ИКаР" |
4. |
Организация профессиональных проб технической направленности для учащихся 9 классов |
предоставление рабочих мест, кураторство практики Федерального государственного унитарного предприятия "Приборостроительный завод" |
более 100 (9 класс) |
овладение профессиональными навыками |
выбор профессий технической направленности, помощь в профориентации |
V. Опыт и перспективы в области естественно-научного и технического направления дополнительного образования детей Челябинской области
В Челябинской области аккумулирован ценный опыт организации деятельности стажировочной площадки по реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей, направленных на развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся". В состав стажировочной площадки входили 13 апробационных площадок и 9 базовых площадок образовательных организаций Челябинской области. Потенциал стажировочной площадки был направлен на обучение педагогов инновационным подходам к организации деятельности техносферы общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей.
С 2014 года Челябинская область является инициатором проведения всероссийских технических форумов, среди которых "Инженерные кадры России: от школы до производства", "От технического творчества к профессиональному самоопределению". В рамках прошедших форумов были организованы: выставки рабочих мест профессиональных образовательных организаций Челябинской области и субъектов Российской Федерации, современного технического оборудования; презентации образовательного проекта "ТЕМП", деятельности федеральной стажировочной площадки "Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей"; соревнования по робототехнике Российской линии "ИКаР". В 2016 году в регионе прошел III Всероссийский технический форум "От технического творчества - к современным технологиям в агропромышленном комплексе".
Большое внимание регион уделяет конкурсному движению. Так, например, на протяжении многих лет в Челябинске проходит конкурс исследовательских работ "Интеллектуалы XXI века", действует городское научное общество учащихся (далее именуется - НОУ). НОУ обеспечивает реализацию социального заказа на формирование интеллектуальной творческой элиты общества и обеспечения выбора детьми профессий технико-технологической направленности, формирование у подростков и старшеклассников ценностно-значимых ориентиров в построении дальнейшей индивидуальной образовательной траектории, поддержку и развитие средствами научно-исследовательской деятельности творческого потенциала, интеллектуальной инициативы. Многолетние результаты реализации российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее" на территории Челябинской области подтверждают то, что данная программа способствует формированию у школьников начальных технологических компетенций и инженерного мышления. Дальнейшим инновационным "лифтом" для технически одаренных детей может стать образовательный технопарк "ТЕМП".
На протяжении многих лет в регионе реализуются мероприятия проекта "Школа Росатома" Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее именуется - Госкорпорация "Росатом"). Участниками данного проекта являются не только учащиеся образовательных организаций, находящихся на территории присутствия Госкорпорации "Росатом" (города Снежинск, Озерск, Трехгорный), но и учащиеся других муниципальных образований Челябинской области. Ключевыми мероприятиями проекта за последние годы стали: научно-технический фестиваль молодых прогрессоров, метапредметная олимпиада школьников, конкурс образовательных веб-квестов, недели высоких технологий и технопредпринимательства и другие.
Популяризация технических и инженерных профессий в Челябинской области осуществляется государственными структурами, общественными организациями, отдельными средствами массовой информации. В частности, имеется практика межведомственного сотрудничества по содействию профессиональному самоопределению учащихся общеобразовательных школ, в котором принимают участие структуры центра занятости населения, управления образования, профессиональных образовательных организаций. Задачами межведомственного сотрудничества является: профессиональное информирование учащихся общеобразовательных организаций, их родителей, педагогов о состоянии рынка труда; усиление мотивации по поиску новых, недостающих сведений о реальных объектах профессиональной подготовки и трудоустройства, ослабление синдрома неуверенности в своих силах; проведение совместных мероприятий (совещаний, конференций, семинаров и других) по вопросам, представляющим взаимный интерес.
В регионе реализуются мероприятия и проекты Всероссийской программы "Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России", основной идеей которой является выстраивание общероссийской системы инженерно-технических соревнований для детей и молодежи в сфере высоких технологий. Данная программа включает Всероссийский робототехнический фестиваль "РобоФест", по итогам которого определяются участники международных робототехнических состязаний. Ежегодно в фестивале принимают участие обучающиеся образовательных организаций Челябинской области и являются победителями и призерами регионального и всероссийского этапов.
Однако существующая структура и содержание образовательных программ научно-технической направленности не отвечают современному уровню развития техники и технологий, приоритетным направлениям развития экономики региона и страны, запросам детей и родителей.
Необходимо отметить сложности с высокотехнологичной материально-технической базой и квалификацией педагогических кадров организаций дополнительного образования, ослабление связи с современным рынком труда и производством. Решить имеющиеся проблемы, выйти на новый уровень развития дополнительного образования естественно-научной и инженерно-технической направленности, обеспечить подготовку обучающихся региона к участию в ведущих всероссийских и международных естественно-научных, инженерных и научно-технических конференциях, конкурсах и соревнованиях возможно при условии реализации проекта по созданию и функционированию регионального Технопарка, оснащенного высокотехнологичным оборудованием.
Таким образом, проект открытия и развития Технопарка опирается на тот опыт, который накоплен региональной системой образования, в том числе в процессе реализации вышеназванных программ и проектов, и предполагает создание обновленной модели развития дополнительного образования детей естественно-научной и инженерно-технической направленности, создающей условия для обучения детей из разных, в том числе незащищенных, категорий населения и детей с ограниченными возможностями здоровья и ориентированной на решение задач подготовки кадрового ресурса для инновационного технологического развития государства, отбора мотивированных и подготовленных абитуриентов, которые впоследствии могут стать инициаторами создания новых инновационных предприятий Челябинской области. Эта модель будет органично вписана в имеющуюся информационную образовательную среду региона, что позволит эффективно использовать уже созданные инструменты и ресурсы, оптимизировать финансирование Технопарка и обеспечить прозрачность его деятельности.
Приложение 1
к Концепции
по созданию и функционированию
детского технопарка "Кванториум"
в Челябинской области
на 2018 - 2020 годы
Проект
зонирования помещений детского технопарка "Кванториум" Челябинской области
В соответствии с общей концепцией создания и развития детских технопарков "Кванториум" и с учетом конфигурации помещений, предоставляемых для нужд Технопарка, запланированы следующие функциональные и сопутствующие зоны:
город Челябинск,
улица Орджоникидзе, дом 50
Рисунок не приводится.
город Магнитогорск,
проспект Ленина, дом 38/3
Рисунок не приводится.
Приложение 2
к Концепции
по созданию и функционированию
детского технопарка "Кванториум"
в Челябинской области
на 2018 - 2020 годы
Дизайн-проект
детского технопарка "Кванториум" Челябинской области
Фото графика, включая фасадную часть детского технопарка, расположение и концепт мебели, цветовые решения и брендирование
Рисунок не приводится.
Приложение 3
к Концепции
по созданию и функционированию
детского технопарка "Кванториум"
в Челябинской области
на 2018 - 2020 годы
Проект
штатного расписания детского технопарка "Кванториум" Челябинской области
Категория персонала |
Должность |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
руководитель структурного подразделения |
2 |
заместитель руководителя структурного подразделения |
1 |
|
Основной персонал (учебная часть) |
администратор |
1 |
специалист по проектному управлению |
2 |
|
педагог по английскому языку |
2 |
|
педагог дополнительного образования |
16 |
|
лаборант |
3 |
|
методист |
3 |
|
инженер-преподаватель |
4 |
Приложение 4
к Концепции
по созданию и функционированию
детского технопарка "Кванториум"
в Челябинской области
на 2018 - 2020 годы
Расчет
затрат на реализацию комплекса мер на 2018 - 2020 годы,
тыс. рублей
Направление расходов |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
бюджет субъекта Российской Федерации |
внебюджетные источники |
бюджет субъекта Российской Федерации |
внебюджетные источники |
бюджет субъекта Российской Федерации |
внебюджетные источники |
|
Приобретение средств обучения, в том числе современного высокотехнологического оборудования |
24000,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Итого: |
24000,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Операционные расходы, в том числе: |
|
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Заработная плата и начисления на выплаты заработной платы |
16800,00 |
0,0 |
18050,00 |
0,0 |
18000,00 |
0,0 |
Арендная плата |
- |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
0,0 |
Содержание имущества, в том числе косметический ремонт |
- |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
0,0 |
Коммунальные услуги |
- |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
0,0 |
Транспортные услуги (проезд для педагогов и детей к месту обучения и участия в мероприятиях) |
3500,00 |
0,0 |
3500,00 |
0,0 |
3500,00 |
0,0 |
Приобретение мебели и техники, оборудования |
1400,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Приобретение расходных материалов, в том числе канцелярских товаров |
4000,00 |
0,0 |
4100,00 |
0,0 |
4100,00 |
0,0 |
Прочие расходы |
300,00 |
0,0 |
350,00 |
0,0 |
400,00 |
0,0 |
Итого: |
26000,00 |
0,0 |
26000,00 |
0,0 |
26000,00 |
0,0 |
Иные расходы |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Итого: |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Всего по направлениям |
50000,00 |
0,0 |
26000,00 |
0,0 |
26000,00 |
0,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Челябинской области от 23 августа 2017 г. N 522-рп "О Плане мероприятий ("дорожной карте") по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области в 2018 - 2020 годах и Концепции по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Челябинской области на 2018 - 2020 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 23 августа 2017 г.
Текст распоряжения опубликован в Сборнике нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области", июль-сентябрь, 2017 N 3 (часть I) (подписано в печать 12 октября 2017 г.)