Региональное соглашение
между Челябинским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Челябинской области", Челябинской областной ассоциацией работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" и Правительством Челябинской области на 2018-2020 годы
Зарегистрировано в Главном управлении по труду и
занятости населения Челябинской области
19 декабря 2017 г. N 61
I. Общие положения
1.1. Челябинский областной союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Челябинской области" (далее именуется - профсоюзы), Челябинская областная ассоциации работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" (далее именуется - работодатели) и Правительство Челябинской области (далее именуется - Правительство), совместно именуемые Стороны, заключили настоящее Региональное соглашение на 2018-2020 годы (далее именуется - Соглашение).
1.2. Целью настоящего Соглашения является создание на территории Челябинской области условий, содействующих:
устойчивому экономическому росту, повышению инвестиционной привлекательности, развитию конкуренции;
повышению привлекательности рабочих профессий;
ликвидации нелегальной занятости населения и легализации заработной платы;
сокращению разрыва между уровнем общей и регистрируемой безработицы;
формированию благоприятного социального климата в обществе и предотвращению социально-трудовых конфликтов;
повышению уровня жизни и самореализации населения;
повышению эффективности управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью;
защите прав семьи, материнства, отцовства и детства;
защите социально-экономических прав и интересов молодёжи;
развитию детского и молодежного спорта;
формированию здорового образа жизни населения, в том числе профилактике и лечению социально значимых заболеваний;
развитию профессионального и научного потенциала;
развитию социального партнерства.
II. Обязательства сторон в области социально-экономической политики
2.1. Стороны соглашения совместно:
2.1.1. Обеспечивают своевременное взаимное информирование о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства организаций, осуществляющих деятельность на территории Челябинской области (далее именуются - организации).
2.1.2. Осуществляют мониторинг социально-трудовых отношений при смене собственника имущества организации, реорганизации или изменении подведомственности организации.
2.1.3. Содействуют увеличению инвестиционной и инновационной активности и производительности труда.
2.1.4. Осуществляют меры социальной защиты работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации либо сокращения численности штата работников или находящихся под угрозой увольнения в связи с модернизацией производства, в том числе обеспечивать упреждающие мероприятия по профессиональной переподготовке и повышению территориальной мобильности, данной категории работников.
2.1.5. Проводят мониторинг финансового состояния градообразующих предприятий и содействуют организации их платежеспособности.
2.1.6. Совершенствуют систему обеспечения населения Челябинской области качественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукцией.
2.1.7. Участвуют в мероприятиях по озеленению и благоустройству территорий муниципальных образований Челябинской области.
2.2. Правительство:
2.2.1. В пределах своих полномочий формирует социально-экономическую политику Челябинской области, повышает эффективность расходования бюджетных средств.
2.2.2. Анализирует, прогнозирует социально-экономическую ситуацию в Челябинской области, и доводит соответствующую информацию до Сторон. Информировать Челябинскую областную трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее именуется - Комиссия) об изменениях в Перечне показателей, влияющих на уровень и качество жизни населения Челябинской области, указанных в Приложении к Соглашению, в первом квартале года, следующего за отчетным годом.
2.2.3. Содействует реализации инвестиционных проектов в разных секторах экономики Челябинской области.
2.2.4. При оказании мер поддержки организациям учитывает принципы социального партнёрства в данных организациях.
2.2.5. Предусматривает в областном бюджете средства на компенсацию расходов по социально значимым перевозкам в соответствии с действующим законодательством.
2.2.6. Реализовывает мероприятия, направленные на развитие железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.
2.2.7. Принимает меры по развитию общественного транспорта (в том числе городского электрического транспорта) в муниципальных образованиях Челябинской области.
2.2.8. Проводит мониторинг тарифов на пригородный железнодорожный транспорт, коммунальные услуги.
2.2.9. Оказывает содействие организациям по внедрению современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе.
2.2.10. Проводит мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, развитие внешнеэкономического потенциала Челябинской области.
2.2.11. Организует информационное освещение мероприятий по продвижению продукции региональных производителей на внешний рынок и импортозамещению продукции (товаров) на внутреннем рынке.
2.2.12. Содействует организации сельскохозяйственных ярмарок продажи продуктов питания местных производителей.
2.3. Работодатели:
2.3.1. Обеспечивают по запросам органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области предоставление информации, необходимой для совместной разработки прогноза социально-экономического развития Челябинской области.
2.3.2. Осуществляют технологическую модернизацию производства с учётом финансовой возможности.
2.3.3. Предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации формы статистической отчётности и аналитические документы в порядке и объёме, установленном коллективным договором, в том числе обоснования проведения мероприятий, влекущих массовое увольнение работников, сведения о формировании и расходовании фонда оплаты труда, системах оплаты труда.
2.3.4. Предоставляют работникам членам выборного органа первичной профсоюзной организации время для исполнения общественных обязанностей в организации в согласованные с выборным органом первичной профсоюзной организации сроки с сохранением среднего заработка. Порядок и условия предоставления времени и оплаты общественных обязанностей определяются коллективным договором.
2.3.5. В случае начала процедуры банкротства организации уведомляют об этом выборный орган первичной профсоюзной организации.
2.4. Профсоюзы:
2.4.1. Инициируют создание комиссий по разрешению трудовых споров.
2.4.2. Содействуют работодателям в повышении производительности труда, качества продукции, дисциплины и ответственности работника за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.
III. Обязательства сторон в сфере развития рынка труда и занятости населения
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Создают условия по подготовке и сохранению квалифицированных работников, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда, развитию системы независимой оценки квалификаций. Принимать меры, направленные на развитие системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения.
3.1.2. Информируют население Челябинской области о положении на рынке труда, возможности трудоустройства, профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами, о проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих местах.
3.1.3. Принимают меры, направленные на повышение престижа рабочих профессий, уровня квалификации работников, привлечению молодёжи на производство.
3.1.4. Разрабатывают и осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций.
3.1.5. Относят к критериям массового увольнения показатели численности увольняемых работников:
при ликвидации организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 15 и более человек;
при сокращении численности или штата работников организации в количестве: 50 и более человек в течение 30 календарных дней; 200 и более человек в течение 60 календарных дней; 500 и более человек в течение 90 календарных дней;
при сокращении численности или штата работников организации, если общее сокращение численности или штата работников составляет более 10 процентов от общей численности работников в течение 90 календарных дней.
3.1.6. Стремятся к обеспечению сбалансированности увеличения уровня заработной платы, производительности труда и сохранения занятости работников.
3.1.7. Организуют конкурсы профессионального мастерства.
3.1.8. Разрабатывают программы (планы) обеспечения занятости и мер по дополнительной социальной поддержке работников, увольняемых по сокращению численности или штата работников, в результате реорганизации или ликвидации организации, если численность увольняемых работников превышает 10% списочной численности работников организации.
3.2. Правительство:
3.2.1. Привлекает в соответствии с действующим законодательством организации к экспертизе социальной эффективности инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Челябинской области.
3.2.2. Содействует расширению возможности профессионального обучения и трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
3.2.3. Реализует в пределах своих полномочий мероприятия, направленные на модернизацию профессионального образования.
3.2.4. Организует профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
3.3. Работодатели:
3.3.1. Принимают меры по созданию высокопроизводительных и модернизации существующих рабочих мест с безопасными условиями труда.
3.3.2. Организуют трудовое соревнование.
3.3.3. Проводят анализ, прогнозирование численности работников. Ежегодно сообщают в органы службы занятости населения информацию о потребности в работниках в профессионально-квалификационном разрезе с учётом реализации крупных инвестиционных проектов.
3.3.4. Уведомляют территориальную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений об угрозе (намерениях) массового увольнения работников за 1 (один) месяц до начала уведомительных процедур для проведения консультаций с территориальной трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе о возможности приостановки решения о массовом увольнении работников.
3.3.5. Предоставляют увольняемым по сокращению численности или штата работникам возможность профессионального обучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора и время для поиска работы в порядке и на условиях, определенных коллективным договором.
3.3.6. При наличии производственной необходимости, организуют рабочие места для проведения общественных работ и реализации мероприятий по временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, учащихся в каникулярный период и в свободное от учёбы время.
3.3.7. Исходя из собственных потребностей за счёт собственных средств:
развивают внутрипроизводственное обучение работников;
организовывают повышение квалификации работников;
поддерживают и развивают шефские связи с организациями профессионального образования;
направляют работников в организации высшего профессионального образования для получения профильного образования;
развивают институт наставничества.
3.3.8. Создают специальные рабочие места для инвалидов и трудоустраивают инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов согласно требованиям законодательства.
3.4. Профсоюзы:
3.4.1. Информируют работников об изменениях законодательства Российской Федерации и законодательства Челябинской области в сфере социально-трудовых отношений.
3.4.2. Прорабатывают с работодателями вопросы дополнительного пенсионного страхования работников, обращая особое внимание на работников предпенсионного возраста.
IV. Обязательства сторон в области заработной платы, доходов и уровня жизни населения
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Принимают меры по усилению социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан.
4.1.2. Принимают меры по опережению темпов роста доходов населения, занятого в экономике, относительно темпов роста потребительских цен на товары и услуги.
4.1.3. Признают приоритет снижения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
4.1.4. Осуществляют контроль уровня заработной платы, соблюдения сроков её выплаты. Принимают меры по недопущению задолженности по заработной плате, выплаты заработной платы без оформления трудовых отношений.
4.1.5. Обеспечивают в 2018, 2019 и 2020 годах принятие Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Челябинской области с учётом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения Челябинской области.
4.1.6. С учётом экономической возможности рассматривают вопросы повышения минимальной заработной платы работников, рассчитанной без учета районных коэффициентов и иных надбавок (тарифа), до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения Челябинской области.
4.2. Правительство:
4.2.1. Проводит консультации с отраслевыми профсоюзами работников бюджетной сферы по реализации политики в сфере оплаты труда в организациях, финансируемых из областного бюджета.
4.2.2. Обеспечивает индексацию заработной платы работников учреждений, финансируемых за счёт средств областного бюджета, через увеличение окладов (должностных окладов, ставок заработной платы), одновременно для всех категорий работников, установленные правовым актом Правительства Челябинской области с учётом возможностей областного бюджета.
4.2.3. Проводит мониторинг уровня заработной платы работников бюджетной сферы и доводит соответствующую информацию до Сторон.
4.3. Работодатели:
4.3.1. Предусматривают в коллективных договорах порядок и условия, при которых возможно повышение заработной платы работников.
4.3.2. Проводят индексацию заработной платы работников через увеличение ставок (окладов) не реже одного раза за календарный год одновременно для всех категорий работников на величину не менее индекса потребительских цен на товары и услуги с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В исключительных случаях, когда экономическое состояние не позволяет работодателю обеспечить индексацию заработной платы в отчетном году, работодатель обязан представить мотивированное обоснование выборному органу первичной профсоюзной организации, вступить в переговоры по согласованию порядка переноса обязательств по индексации заработной платы и провести такие переговоры в течение одного месяца
4.3.3. При заключении соглашений и коллективных договоров предусматривают положения о поддержании доли заработной платы, включающей в себя ставку (оклад) и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, не связанные с результатами труда работника) до размера не менее 60 процентов от заработной платы, при условии, что размер заработной платы работника не превышает размер средней заработной платы по Челябинской области за предыдущий отчетный год. Порядок поэтапного увеличения устанавливают коллективным договором.
4.3.4. В процессе переговоров по заключению коллективных договоров обсуждают и принимают решение о включении в коллективные договоры порядка учета и оплаты времени, затрачиваемого на выдачу перед началом работы сменных заданий, нарядов, а также порядок проведения инструктажей, рабочих собраний.
4.4. Профсоюзы:
4.4.1. Содействуют совершенствованию организации нормирования труда. Осуществляют контроль применения норм и нормативов по труду.
4.4.2. Участвуют во внедрении профессиональных стандартов.
V. Обязательства сторон в сфере экологической безопасности, условий и охраны труда
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Организуют мероприятия по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда и экологической безопасности, в том числе в рамках Всемирного дня охраны труда, Всероссийской недели охраны труда.
5.1.2. Организуют и обеспечивают проведение мероприятий по восстановлению здоровья работников.
5.2. Правительство:
5.2.1. Не допускает ухудшения экологической обстановки. Формирует и обеспечивает функционирование системы информирования населения об экологической обстановке в населенных пунктах Челябинской области. Формирует и обеспечивает функционирование системы контроля экологической обстановки в населенных пунктах Челябинской области с привлечением представителей общественных организаций.
5.2.2. Совершенствует систему государственного управления охраной труда в Челябинской области. Включает в положения об органах исполнительной власти необходимые функции для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных организациях.
5.2.3. Предусматривает в консолидированном бюджете Челябинской области средства на специальную оценку условий труда в подведомственных организациях, а также средства на реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников по итогам проведенной специальной оценки условий труда.
5.2.4. Организовывает ежегодно мониторинги экологической обстановки, состояния условий труда, охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Челябинской области. Информирует население о результатах проведённых мониторингов.
5.2.5. Обеспечивает финансирование лабораторных исследований при проведении государственной экспертизы условий труда в случае необходимости.
5.2.6. Формирует и реализовывает комплекс мер по снижению вредного воздействия на здоровье населения и окружающую среду в населенных пунктах Челябинской области транспортными средствами: автомобильным и железнодорожным транспортом, с последующим информированием населения.
5.3. Работодатели:
5.3.1. Обеспечивают создание и функционирование систем управления охраной труда, направленной на достижение минимального уровня травматизма и профессиональной заболеваемости.
5.3.2. Разрабатывают локальные нормативные правовые акты по охране труда, в том числе планы мероприятий по результатам специальной оценки условий труда, с учётом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций.
5.3.3. Обеспечивают за счёт собственных средств обучение и проверку знаний требований охраны труда уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов, избранных в порядке, установленном коллективным договором, с отрывом от производства и сохранением среднего заработка.
5.3.4. Предоставляют работникам, являющимся уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов и членами комитетов (комиссий) по охране труда, оплачиваемое рабочее время с правом отлучаться с рабочего места в порядке, установленном коллективным договором, для выполнения возложенных на них общественных обязанностей по контролю состояния условий труда и исполнения требований охраны труда.
5.3.5. Освобождают от основной работы с сохранением среднего заработка уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда на период их участия в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и проведению специальной оценки условий труда на соответствующем участке работы.
5.3.6. Организуют горячее, лечебно-профилактическое питание работников, в том числе льготное, в объемах, предусмотренных действующими нормативами и коллективными договорами.
5.3.7. Включают в состав комиссий, принимающих вводимые в эксплуатацию оборудование, производственные объекты и средства индивидуальной защиты, технических инспекторов труда профсоюзов (по согласованию) и (или) уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.
5.3.8. Согласовывают с выборным органом первичной профсоюзной организации перечень приобретаемых средств индивидуальной защиты сверх установленных норм и (или) взамен положенных по нормам.
5.3.9. Осуществляют добровольное страхование жизни и здоровья работников по профессиям повышенного профессионального риска в порядке, установленном коллективным договором.
5.3.10. Принимают меры по улучшению условий труда на рабочих местах.
5.3.11. Содействуют выборному органу первичной профсоюзной организации или техническим инспекторам труда профсоюзов в проведении независимой экспертизы условий труда при проведении специальной оценки условий труда и возникновении спорных ситуаций.
5.3.12. Выплачивают гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца или с потерей трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве, единовременные пособия (сверх установленных законодательством) в размере, определенном отраслевыми тарифными соглашениями и (или) коллективными договорами.
5.3.13. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах дополнительные по сравнению с установленными трудовым законодательством льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
5.3.14. При создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда включают в состав комиссии не менее двух представителей выборного органа первичной профсоюзной организации.
5.4. Профсоюзы:
5.4.1. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения обязательств, направленных на повышение уровня технической и экологической безопасности производств, проведение специальной оценки условий труда, дополнительных гарантий и компенсаций для пострадавших на производстве работников.
5.4.2. Направляют информацию работодателям, органам государственного надзора (контроля) и органам местного самоуправления при наличии угрозы окружающей среде, жизни и здоровью работников.
5.4.3. Участвуют в обучении и проверке знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и иных работников, а также членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов, с обязательным отрывом от производства и сохранением их среднего заработка.
5.4.4. Осуществляют общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и требований экологической безопасности в организациях и населённых пунктах Челябинской области.
5.4.5. Избирают у каждого работодателя уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда в количестве и порядке, установленном коллективным договором.
5.4.6. Информируют должностные лица и работников организаций о функциях и правах уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда, о порядке действий должностных лиц и работников при обращении к ним уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда.
VI. Обязательства сторон в сфере социальной защиты уровня жизни работников
6.1 Стороны совместно:
6.1.1. Оказывают содействие в информировании работников организации в проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения, начиная с 21-летнего возраста и далее с трехлетним интервалом, в части предоставления возможности для прохождения работниками медицинских обследований (консультаций) в медицинских организациях по месту жительства работника.
6.1.2. Обеспечивают проведение мероприятий по формированию у населения навыков здорового образа жизни и здорового питания. Содействуют проведению дополнительной иммунизации, вакцинопрофилактики работников, совершенствуют профилактические меры противодействия распространению ВИЧ/СПИД, наркомании, алкоголизма и других социально значимых заболеваний среди населения.
6.1.3. Способствуют организации и деятельности ветеранских организаций.
6.2. Правительство:
6.2.1. Обеспечивает развитие профилактической направленности здравоохранения. Организовывает работу центров здоровья, школ здоровья для пациентов с гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и хроническими заболеваниями.
6.2.2. Определяет порядок финансирования расходов на денежное поощрение лучших работников бюджетной сферы, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности.
6.2.3. Создает условия для социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивает профессиональное обучение профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
6.2.4. Принимает меры по сохранению, а также восстановлению и строительству на территории Челябинской области объектов социальной сферы: санаториев-профилакториев и других учреждений здравоохранения, детских оздоровительных лагерей, дошкольных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, профессиональных образовательных организаций, спортивных сооружений и учреждений культуры, стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, лиц, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.
6.3. Работодатели:
6.3.1. При заключении коллективных договоров и соглашений предусматривают возможность:
добровольного медицинского страхования;
социальной поддержки работников и членов их семей;
финансирования на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников в лечебных и оздоровительных организациях;
проведения мероприятий, направленных на создание условий для отдыха работников (в том числе молодёжи) и членов их семей (детский отдых, культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа).
6.3.2. Оказывают организационную помощь работникам в создании и функционировании комиссий по охране материнства и детства.
6.3.3. Включают в коллективные договоры порядок и условия компенсации затрат работников на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря.
6.3.4. Разрабатывают и реализуют через коллективные договоры и соглашения с участием выборного органа первичной профсоюзной организации и советов ветеранов условия предоставления льгот работникам, вышедшим на пенсию и являющимся ветеранами работодателя, и работникам, получившим инвалидность на производстве.
6.4. Профсоюзы:
6.4.1. Организуют обучение, информирование работников по действующему пенсионному законодательству, социальному и медицинскому страхованию, о правах застрахованных работников, в том числе через средства массовой информации профсоюзов.
6.4.2. Содействуют созданию работодателями музеев трудовой славы, летописей своих коллективов.
VII. Обязательства сторон по работе с молодежью
7.1. Стороны совместно:
7.1.1. Рассматривают вопросы работы с молодежью (до тридцати пяти лет) и разрабатывают систему мер по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов молодежи.
7.1.2. Проводят мероприятия по повышению социальной активности молодежи, предупреждению и профилактике негативных явлений среди работающей молодежи, способствуют укреплению нравственного и физического здоровья молодежи.
7.1.3. Организуют оздоровление, отдых и временное трудоустройство детей, подростков и студенческой молодёжи в каникулярный период. Содействуют развитию молодёжного туризма. Проводят работу, направленную на патриотическое воспитание молодежи.
7.2. Правительство:
7.2.1. Организует проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей и иных мероприятий по различным направлениям творческой деятельности детей и молодежи.
Обеспечивает поддержку и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, организациях дополнительного образования, подростковых и молодежных клубах по месту жительства.
7.2.2. Организует проведение социологических опросов по проблемам молодежи, в том числе рабочей молодежи, доводит соответствующую информацию до Сторон.
7.2.3. Способствует организации физической и военно-патриотической подготовки молодежи, развитию военно-технических видов спорта в организациях общего и профессионального образования.
7.2.4. Формирует и совершенствует систему профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда.
7.2.5. Способствует развитию договорных отношений образовательных организаций с работодателями Челябинской области на предмет привлечения работодателей к процессу обучения и подготовки граждан по рабочим профессиям.
7.3. Работодатели:
7.3.1. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях для работающей молодежи гарантии трудоустройства гражданам, уволенным в связи с призывом на военную службу и вернувшимся после ее прохождения.
7.3.2. Обеспечивают детям работников на льготной основе возможность занятия спортом, самодеятельным художественным и техническим творчеством с учетом финансовой возможности в порядке, установленном коллективным договором.
7.3.3. Содействуют улучшению жилищных условий молодёжи, используя различные механизмы, в том числе через предоставление ссуды.
7.4. Профсоюзы:
7.4.1. Организуют при содействии работодателей проведение конкурсов среди молодежи, торжественных мероприятий "Посвящение в рабочий класс" (для выпускников организаций профессионального образования), торжественных проводов молодых работников в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, а также тематических молодежных мероприятий.
7.4.2. Оказывают содействие ветеранским организациям.
7.4.3. Способствуют адаптации молодых специалистов на производстве, созданию необходимых условий для проживания в общежитиях.
VIII. Обязательства сторон в сфере развития социального партнерства и координации деятельности сторон соглашения
8.1. Стороны совместно:
8.1.1. Продолжают работу по повышению социальной ответственности работодателей и их вовлечению в систему социального партнерства.
8.1.2. Способствуют разработке и заключению коллективных договоров в организациях.
8.1.3. Способствуют предупреждению коллективных трудовых споров и принимают все зависящие от Сторон меры по их регулированию в порядке, установленном трудовым законодательством.
8.1.4. Выпускают информационные и методические материалы по вопросам развития социального партнёрства.
8.1.5. Организуют обучение представителей Сторон по вопросам правового регулирования социально-трудовых отношений.
8.1.6. Рассматривают вопросы по выполнению обязательств коллективных договоров, урегулированию споров в переговорных процессах по заключению и (или) изменению коллективных договоров и соглашений на заседаниях Сторон с участием координатора соответствующей комиссии.
8.1.7. Организуют и ежегодно подводят итоги областных и региональных этапов всероссийских конкурсов в сфере социального партнёрства.
8.1.8. Информируют Стороны по вопросам развития социального партнерства.
8.1.9. Обсуждают и принимают решения на заседаниях Комиссии о необходимости разработки государственных программ Челябинской области по основным направлениям социального партнёрства и направляют данные решения в адрес органов исполнительной власти Челябинской области.
8.1.10. Информируют население о развитии социального партнёрства в сфере труда через средства массовой информации, официальные сайты Сторон или другими способами по совместному решению Сторон, принятому на заседании Комиссии и (или) её рабочих органов.
8.1.11. Содействуют развитию профсоюзного движения в Челябинской области.
8.2. Правительство:
8.2.1. Обеспечивает предоставление Сторонам разрабатываемых органами исполнительной власти Челябинской области проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально экономического развития и других актов в сфере труда для рассмотрения и обсуждения в соответствии с трудовым законодательством.
8.2.2. Обеспечивает участие представителей Сторон в работе комиссий, советов, комитетов, рабочих групп, образованных органами местного самоуправления и органами исполнительной власти Челябинской области при рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов, в том числе при подготовке проектов соответствующих бюджетов.
8.2.3. Принимает участие в проведении обучения представителей Сторон по вопросам социального партнёрства.
8.2.4. Привлекает работодателей и профсоюзы к общественной оценке государственных программ Челябинской области, принимает предложения и (или) информирует об отклонении вышеуказанных предложений.
8.2.5. Разрабатывает и принимает государственные программы Челябинской области в соответствии с целью настоящего Соглашения, с учётом мнений Сторон.
8.2.6. Оказывает консультационную и правовую помощь по вопросам социально-трудовых отношений и занятости населению и организациям.
8.3. Работодатели:
8.3.1. Не препятствуют работникам в создании первичных профсоюзных организаций и вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другими способами не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза, либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия работодателя в рабочее время.
8.3.2. Предоставляют членам выборного органа первичной профсоюзной организации для обучения необходимое количество дней с сохранением заработной платы и оплатой командировочных расходов за счет средств работодателя на условиях, установленных коллективным договором.
8.3.3. Содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого и среднего предпринимательства.
8.3.4. Устанавливают в коллективных договорах порядок участия представителей работников в управлении организацией.
8.3.5. После принятия нового Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации рассматривают вопрос о присоединении к Генеральному соглашению на период действия настоящего Соглашения с учетом мнения профсоюзов.
8.4. Профсоюзы:
8.4.1. Осуществляют ознакомление работников с действующим в организации коллективным договором и соглашениями, действие которых распространяется на данную организацию.
8.4.2. Организуют обучение членов выборного органа первичной профсоюзной организации по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
8.4.3. Проводят экспертизу коллективных договоров и соглашений до их заключения на предмет соответствия и неухудшения положений по сравнению с требованиями действующего законодательства и вышестоящих соглашений.
8.4.4. Осуществляют общественный контроль исполнения мероприятий в рамках реализации государственных программ социальной направленности в Челябинской области.
8.4.5. Устанавливают в коллективных договорах порядок участия представителей работников в управлении организацией.
IX. Заключительные положения
9.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2018 после его подписания Сторонами и действует по 31 декабря 2020 года.
9.2. В случае, если по окончании действия настоящего Соглашения не будет заключено новое соглашение, то действие настоящего Соглашения автоматически продлевает свое действие до заключения нового соглашения, но не более чем на три года.
9.3. Ни одна из Сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия прекратить выполнение принятых на себя обязательств в одностороннем порядке.
9.4. В период действия настоящего Соглашения изменения и дополнения в него вносятся по взаимному согласию Сторон в соответствии с решением Комиссии.
9.5. Стороны несут ответственность за нарушение или невыполнение Соглашения в соответствии с действующим законодательством.
9.6. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
9.7. Правительство публикует текст Соглашения в срок не позднее двух недель после его подписания в газете "Южноуральская панорама".
Председатель Правительства Челябинской области |
Б.А. Дубровский |
Председатель Федерации профсоюзов Челябинской области |
Н.Н. Буяков |
Вице-президент Челябинской областной ассоциации |
А.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональное соглашение между Челябинским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Челябинской области", Челябинской областной ассоциацией работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" и Правительством Челябинской области на 2018-2020 годы
Настоящее соглашение вступает в силу с 1 января 2018 после его подписания Сторонами и действует по 31 декабря 2020 года
Текст соглашения опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 21 декабря 2017 г. N 119-120
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с истечением срока действия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение к Региональному соглашению между Челябинским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Челябинской области", Челябинской областной ассоциацией работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" и Правительством Челябинской области на 2018-2020 годы
Изменения вступают в силу с 19 марта 2020 г.
Дополнительное соглашение к Региональному соглашению между Челябинским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Челябинской области", Челябинской областной ассоциацией работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" и Правительством Челябинской области на 2018-2020 годы
Изменения вступают в силу с 26 декабря 2018 г.