Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования
по профессии 270843.07 Монтажник электрических подъемников (лифтов)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2010 г. N 390)
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 270843.07 Монтажник электрических подъемников (лифтов) всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (OK 016-94)* |
Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Монтажник электрических подъемников (лифтов) |
10 мес. |
на базе основного общего образования |
2 года 5 мес.** |
______________________________
* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: монтаж оборудования электрических подъемников (лифтов) при строительстве зданий и сооружений.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
технологические процессы работы электрических подъемников и электроустановок;
механическое и электрическое оборудование грузовых и пассажирских лифтов;
материалы и инструменты для выполнения работ по монтажу электрических подъемников;
провода, кабели, детали и крепежные изделия, применяемые в лифтах;
техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии монтажник электрических подъемников (лифтов) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Обслуживание оборудования, применяемого при монтаже электрических подъемников (лифтов).
4.3.2. Монтаж, регулировка и сдача в эксплуатацию электрических подъемников (лифтов).
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Обслуживание оборудования, применяемого при монтаже электрических подъемников (лифтов).
ПК 1.1. Подготавливать оборудование и приспособления к монтажу электрических подъемников (лифтов).
ПК 1.2. Выявлять и устранять мелкие неисправности оборудования.
5.2.2. Монтаж, регулировка и сдача в эксплуатацию электрических подъемников (лифтов).
ПК 2.1. Проводить проверку и прием фундамента и мест установки под монтаж оборудования.
ПК 2.2. Производить подготовительные работы по сборке, смазке, выверке монтируемого оборудования, установке электроаппаратуры.
ПК 2.3. Производить установку, наладку и регулирование режимов работы оборудования электрических узлов грузовых и пассажирских лифтов и монтаж телефонно-диспетчерской связи внутри лифтовых шахт.
ПК 2.4. Контролировать качество выполненных работ.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Таблица 2
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
374 |
256 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать строительные чертежи и чертежи металлических, железобетонных и каменных конструкций; выполнять несложные эскизы и чертежи прокладок и мелких деталей; производить поиск информации из различных источников (в том числе профессиональных изданий, Интернета и т.д.); знать: основные правила построения чертежей и эскизов; назначение и состав проекционных изображений, специфику метрических характеристик, условные графические обозначения; состав и марки чертежей, связанных с монтажом металлических конструкций; условные, схематизированные и упрощенные изображения элементов металлических конструкций, узлов и стыков деталей; типы и виды источников информации в профессиональной области, их особенности и способы получения; возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности |
|
|
ОП.01. Техническая графика |
||
уметь: производить зарядку и установку электроаппаратуры; выполнять слесарные работы при монтаже электроустановок; осуществлять монтаж электропроводок; осуществлять монтаж и обслуживание электропривода; собирать электрические схемы и пользоваться электрическими приборами для измерения электрических величин; планировать деятельность и организовывать ее выполнение в соответствии с планом; выделять и обобщать существенное в технических инструкциях и регламентах; согласованно работать в группе при выполнении лабораторно-практических работ; соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования и использовать меры защиты от поражения электрическим током; знать: основные положения электротехники; характеристики электротехнических материалов и конструкционных изделий; виды и типы электротехнического и электроизмерительного оборудования; технологический процесс электромонтажных и электротехнических работ; типы и виды планирования работ, построения планов-графиков деятельности; стандарты и техническую документацию в данной области; основные нормы электробезопасности и правила безопасной эксплуатации электрооборудования; возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности |
|
|
ОП.02. Электротехника |
||
уметь: выбирать материалы на основе их свойств; анализировать характеристики того или иного материала в соответствии с задачами его использования; осуществлять поиск информации из различных источников, необходимой для решения учебных задач; оценивать достигнутые результаты и корректировать деятельность на их основе; знать: основы материаловедения; виды, назначение применяемых материалов; состав, основные параметры и свойства строительных материалов; основные марки проводов и кабелей, применяемых в лифтах; пожароопасные свойства веществ и материалов; типы и виды источников информации в профессиональной области, их особенности и способы получения; возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности |
|
|
ОП.03. Материаловедение |
||
уметь: применять электронную вычислительную технику при монтаже электрических подъемников (лифтов); выбирать тип контрольно-измерительных приборов в соответствии с производственными условиями и профессиональными задачами, аргументировать свой выбор; использовать средства контроля и защиты для обеспечения безопасности; выбирать критерии оценки продуктов производства и объективно оценивать результаты; выделять и обобщать существенное в технических инструкциях и регламентах; осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах (таблицы, графики, диаграммы, текст и т.д.), в том числе с использованием компьютерных программ; знать: принципы работы основных электронных устройств; основы системы управления автоматизированным производством и оборудованием; классификацию контрольно-измерительных приборов; способы работы с информацией при решении учебно-профессиональных задач; возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности |
|
|
ОП.04. Основы автоматизации производства |
||
уметь: выбирать монтажные приспособления, оборудование и механизмы, применяемые при монтаже электрических подъемников, в соответствии с производственными задачами; выполнять погрузочно-разгрузочные, такелажные, стропальные и монтажные работы; реализовать технологии монтажных работ в соответствии с регламентами; принимать обоснованные решения в рабочей ситуации и нести ответственность за результаты в пределах своей компетенции; осуществлять поиск информации из различных источников, необходимой для решения учебно-профессиональных задач; участвовать в коллективной работе на основе распределения обязанностей и ответственности за достижение общей цели; знать: виды и назначение применяемых при монтаже инструментов и оборудования; правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием, приспособлениями и инструментом, применяемыми при монтаже; последовательность действий и содержание работ при монтаже оборудования и связанных с ним конструкций; правила выполнения погрузочно-разгрузочных, такелажных, стропальных и монтажных работ; требования к качеству монтажа оборудования электрических подъемников (лифтов); возможности повышения профессиональной квалификации; способы работы с информацией при разрешении учебно-профессиональных задач |
|
|
ОП.05. Основы строительно-монтажных работ |
||
уметь: производить подготовку заготовок различной конфигурации; подготавливать к работе монтируемое оборудование, разбирать и собирать необходимые узлы; классифицировать монтажные соединения; производить сборочные работы; участвовать в коллективной работе на основе распределения обязанностей и ответственности за достижение общей цели; соблюдать требования техники безопасности и охраны труда; знать: виды и способы выполнения общеслесарных работ; виды и назначение монтажных соединений; технологию выполнения сборочных работ; типы и виды планирования работ; общие и специальные отраслевые правила, нормы и инструкции по технике безопасности в сфере своей деятельности; возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности |
|
|
ОП.06. Общеслесарные и сборочные работы |
||
уметь: обеспечивать безопасную организацию основных видов строительно-монтажных работ; использовать сигнализацию при выполнении всех видов работ; принимать профилактические меры для снижения рисков и их последствий для здоровья в профессиональной деятельности и в быту; принимать обоснованные решения в рабочей ситуации и нести ответственность за результаты в пределах своей компетенции; участвовать в коллективной работе на основе распределения обязанностей и ответственности за решение профессионально-трудовых задач; знать: нормы и требования в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности; нормы и правила электробезопасности; регламенты ответственности работника за нарушение законодательства по охране труда; перечень и общее содержание нормативных документов по охране труда на производстве; права и обязанности работников в области охраны труда; требования безопасности при выполнении строительно-монтажных работ; виды опасных факторов на производстве и способы их устранения; общие правила и нормы делового общения; возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности |
|
|
ОП.07. Охрана труда |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
32 |
ОП.08. Безопасность жизнедеятельности |
||
П.00 |
Профессиональный цикл |
410 |
280 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
410 |
280 |
|
|
ПМ.01 |
Обслуживание оборудования, применяемого при монтаже электрических подъемников (лифтов) В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: подготовки к работе различных типов оборудования для проведения монтажа лифтов; технического обслуживания оборудования и приспособлений в соответствии с требованиями технологических регламентов; обоснования выбора оптимального способа работы оборудования с учетом диагностируемых неполадок; соблюдения правил техники безопасности при работе с монтажным оборудованием; планирования работ по обслуживанию оборудования и контроля их выполнения, исходя из целей и способов деятельности, определенных руководителем; работы с техническими инструкциями и регламентами обслуживания оборудования; уметь: выбирать тип оборудования в соответствии с видом производимых монтажных работ; производить работы по техническому обслуживанию оборудования для монтажа лифтов; осуществлять наладку оборудования для монтажа лифтов под различные технологические режимы; выявлять мелкие неисправности оборудования; выбирать оптимальный способ устранения типичных дефектов оборудования для монтажа лифтов; производить мелкий ремонт оборудования для монтажа лифтов; выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах обслуживания оборудования; оформлять различные документы служебного характера в соответствии со сферой профессиональной деятельности; знать: классификацию, устройство, принципы действия оборудования для монтажа лифтов; причины возникновения, способы обнаружения, профилактики и устранения основных неисправностей в работе оборудования; перечень и содержание работ по техническому обслуживанию оборудования для монтажа лифтов; особенности наладки оборудования для монтажа лифтов под различные технологические режимы; правила техники безопасности при работе с оборудованием |
|
|
МДК.01.01. Правила обслуживания монтажного оборудования для электрических подъемников (лифтов) |
|
ПМ.02 |
Монтаж, регулировка и сдача в эксплуатацию электрических подъемников (лифтов) В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проверки и приема фундамента лифтовых шахт и мест установки под монтаж оборудования; монтажа и регулирования режимов работы оборудования электрических подъемников (лифтов) и связанных с ними конструкций; монтажа электроаппаратуры и телефонно-диспетчерской связи внутри лифтовых шахт; соблюдения правил техники безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования электрических подъемников (лифтов); планирования работ по монтажу электрических подъемников (лифтов) и осуществления контроля их выполнения, исходя из целей и способов деятельности, определенных руководителем; работы с технической документацией по монтажу и эксплуатации электрических подъемников; проверки качества монтажа в соответствии с регламентами; оформления первичной документации в сфере своей деятельности; самостоятельного поиска информации из различных источников, необходимой для решения профессионально-трудовых задач; уметь: проверять габариты шахты на соответствие требованиям проекта и техническим условиям; производить работы по проверке и приему мест установки электрических подъемников (лифтов); осуществлять монтаж и регулирование режимов работы оборудования; осуществлять монтаж электроаппаратуры и телефонно-диспетчерской связи электрических подъемников (лифтов); составлять документы первичной отчетности в сфере своей деятельности; выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах; пользоваться индивидуальными средствами защиты и электрозащитными средствами; знать: критерии готовности фундамента лифтовых шахт и мест установки под монтаж оборудования; основные положения, требования и инструкции по лифтостроению, монтажу и эксплуатации лифтов; правила эксплуатации грузоподъемных, грузозахватных и других приспособлений; правила техники безопасности при работе с оборудованием электрических подъемников (лифтов) и связанных с ними конструкций; существующие способы выверки и испытаний монтируемого оборудования, проверки качества выполненных работ и основания для их выбора в зависимости от производственных условий; нормы и правила оформления служебных документов в сфере профессионально-трудовой деятельности; типы и виды планирования работ, способы самоконтроля и коррекции; типы и виды источников информации в профессиональной деятельности, их особенности и способы получения; назначение и правила эксплуатации индивидуальных средств защиты, электрозащитных средств и средств противопожарной защиты |
|
|
МДК.02.01. Основы монтажа электрических подъемников (лифтов) |
|
ФК.00 |
Физическая культура уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
80 |
40 |
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика (производственное обучение) |
19 нед. |
684 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика |
||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
1 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика (производственное обучение) |
19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
1 нед. |
Каникулярное время |
2 нед. |
Итого |
43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
57 нед. |
промежуточная аттестация |
3 нед. |
каникулярное время |
13 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на один - два разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
охраны труда и безопасности жизнедеятельности;
электротехники;
автоматизации производства;
материаловедения;
технической графики;
информационных технологий;
общестроительных и монтажных работ.
Лаборатории:
материаловедения;
электротехники.
Мастерские:
слесарная;
монтажа и испытаний лифтового оборудования.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
______________________________
* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2010 г. N 390 "Об утверждении и введении в действие федерального... |