Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2.6. Краткий анализ существующего состояния системы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов
2.6.1. Институциональная структура (организации, работающие в данной сфере, действующая договорная система и система расчетов за поставляемые ресурсы).
В качестве основных технических элементов системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинске на момент разработки Программы выделены следующие подсистемы:
1) сбор и промежуточное складирование твердых коммунальных отходов;
2) вывоз твердых коммунальных отходов.
Сбор коммунальных отходов от населения, очистку дворовых территорий, уборку контейнерных площадок осуществляют организации, оказывающие услуги по содержанию жилищного фонда.
Вывоз твердых коммунальных отходов, образующихся в городе Челябинске, осуществляется специализированными предприятиями.
Все организации обладают собственным автопарком, включающим в себя специализированную передвижную и стационарную технику. Все спецмашины для транспортировки твердых коммунальных отходов оборудованы механизмами для уплотнения отходов и автоматической системой боковой и задней загрузки отходов из контейнеров.
Одной из основных организаций, осуществляющих очистку города Челябинска от твердых и жидких коммунальных отходов, является МУП "Горэкоцентр", также существует нескольких юридических лиц, удовлетворяющее потребностям 40 процентов рынка услуг по сбору и транспортировке отходов.
Перечень организаций, занимающихся транспортировкой отходов, представлен в Таблице 40.
|
Таблица 40 |
N п/п |
Наименование организации |
1 |
ООО "Челябинская экологическая компания" |
2 |
ООО "Экотранс" |
3 |
ООО "Челмусор" |
4 |
ООО "Экоспецбаза" |
5 |
ООО "Трансэко" |
6 |
ООО "Экоцентр" |
7 |
ООО "Мегатранс" |
8 |
ООО "Газелька74" |
9 |
ООО "Чистый город" |
10 |
ООО "Автоспецтехника" |
Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с технологическими картами и маршрутными графиками на договорной основе.
Договор на вывоз твердых коммунальных отходов ежегодно заключается или пролонгируется между МУП "Горэкоцентр", а также другими перевозчиками и жилищными организациями, предприятиями, учреждениями.
В договоре устанавливаются обязанности сторон, указываются сведения об обслуживаемом объекте, проводится расчет вывозимых объемов твердых коммунальных отходов и количество контейнеров, оговаривается порядок расчета.
Все организации обладают собственным автопарком, включающим в себя специализированную передвижную и стационарную технику. Все спецмашины для транспортировки твердых коммунальных отходов оборудованы механизмами для уплотнения отходов и автоматической системой боковой и задней загрузки отходов из контейнеров.
Отходы предприятий обязательно должен идентифицировать производитель отходов, который, как правило, имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденные лимиты размещения отходов и разрешения на передачу отходов, а также представляет статистическую отчетность по форме 2-ТП (Отходы). Технологическим регламентом предусмотрен раздельный сбор и хранение производственных отходов, что дает возможность их дальнейшего использования, обезвреживания.
В соответствии с данными Доклада об экологической ситуации в Челябинской области в 2014 году Министерства экологии Челябинской области, организованы десятки специализированных предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отдельных видов промышленных отходов.
Полный перечень объектов, осуществляющих обработку, утилизацию и обезвреживание отходов в Челябинской области, представлен в таблице 41.
Перечень объектов обращения с отходами, в том числе с опасными отходами от источников малого тока
|
|
|
|
Таблица 41 |
N п/п |
Наименование организации |
Виды деятельности |
Номер лицензии |
Номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа |
1. |
ООО "ТехЭкоПром" г. Челябинск, Свердловский тракт, 11Б |
Утилизация ртутных ламп |
7400100 |
N 310 от 17.08.2012 |
2 |
ООО "Чистые Технологии" г. Челябинск, Свердловский пр, 60, оф. 401 |
Обезвреживание ртутных ламп |
7400165 |
N 76 от 26.01.2016 |
3 |
ООО "Мериз", г. Челябинск, Комаровского ул., 5 |
Обезвреживание ртутных ламп, ртутьсодержащих люминесцентных трубок (отработанных и брак) |
7400178 |
N 132 от 10.02.2016 |
4 |
ООО "Ведущая утилизирующая компания" г. Челябинск, ул. Образцова, 3 |
Утилизация оргтехники |
лицензия на оформлении |
лицензия на оформлении |
5 |
ООО "Альтер-Эко" г. Челябинск, пл. Революции, 7, оф. 102 |
Обезвреживание и утилизация отработанных батареек и прочих опасных отходов |
лицензия на оформлении |
лицензия на оформлении |
6 |
ИП Тазетдинов А. В. г. Челябинск, ул. Кожзаводская, 100 |
Обезвреживание ртутьсодержащих отходов |
7400086 |
N 28 от 23.01.2012 |
7 |
ООО "ВОИР" г. Челябинск, ул. Вострецова, 3 |
Утилизации ртутных ламп |
Лицензия отсутствует |
Лицензия отсутствует |
8. |
ГУ Челябинской области "Щит", |
Хранение и складирование |
- |
- |
9 |
ООО "ПромЭкоСервис" г. Челябинск, ул. Степана Разина, 3, оф. 605/4 |
Транспортирование |
7400152 |
N 918 от 30.12.2015 |
Существующая в городе Челябинске система сортировки и переработки отходов работает на рыночной основе. Сортировка и переработка отходов осуществляется отдельно от сбора твердых коммунальных отходов, при этом сортировка большей доли отходов (из потока отходов коммерческих предприятий (магазины, офисы) производится неорганизованно. Большое распространение получила стихийная сортировка отходов на контейнерных площадках и на полигонах размещения твердых коммунальных отходов. Практика приема отсортированных отходов в городе Челябинске развита достаточно хорошо.
2.6.2. Характеристика системы обращения с твердыми коммунальными отходами (основные технические характеристики объектов системы).
В качестве основных технических элементов системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинске на момент разработки Программы выделены следующие подсистемы:
1) сбор и промежуточное складирование твердых коммунальных отходов;
2) вывоз твердых коммунальных отходов.
3) размещение твердых коммунальных отходов.
Система сбора и вывоза ТКО в городе хорошо развита. В районах многоэтажной застройки сбор твердых коммунальных отходов осуществляется на контейнерных площадках. Контейнеры располагаются на специально оборудованных контейнерных площадках с бетонным основанием, огражденных по периметру. Количество контейнеров на площадке не превышает 5 штук. Контейнерные площадки располагаются на дворовых территориях, имеют подъездные пути. Расстояние от площадок до окон домов по нормам
не должно быть менее 20 метров, а радиус обслуживания площадки не должен превышать 100 м. В большинстве случаев нормы размещения площадок соблюдаются.
В системе вывоза ТКО на территории города Челябинска задействовано 115 единиц спецавтотехники, в том числе 102 единицы - в вывозе ТБО, 8 единиц - в эксплуатации городской свалки, количество обслуживающего транспорта - 5 единицы.
Загруженные мусоровозы прибывают на полигон через автоматизированный весовой комплекс, т.о. поступающий на свалку мусор фиксируется по весовому показателю. На выезде со свалки организована дезинфекционная ванна для дезактивации колес автотранспорта, заполненная 3%-ым раствором лизола в смеси с опилками.
Единственным местом размещения ТКО является городская свалка.
Расположение объекта: г. Челябинск, Металлургический район, в границах улиц Хлебозаводской, Автоматики, Героев Танкограда, Северный луч.
Год ввода в эксплуатацию: 1949.
Площадь земельного участка для эксплуатации объекта: 74,1287 га
Ориентировочный объем накопленных отходов: свыше 11 млн. тонн.
Ограждение городской свалки отсутствует. Освещение в пределах АВК.
Все отходы, поступающие на городскую свалку, делятся на ТБО, промышленные отходы, спил и ветки деревьев, грунт, щебень, и прочее.
В таблице 42 приведены данные по объемам годового вывоза твердых бытовых отходов на основе количества ежедневно обслуживаемых контейнеров с учетом жителей, организаций и коммерческих предприятий.
Годовые объемы отходов, принятых на городскую свалку за 2012 год (тонн)
|
|
|
|
|
Таблица 42 |
ТБО |
КГМ |
Промышленные отходы |
Строительные отходы |
Спил и ветки деревьев |
Грунт |
385699,18 |
27634,96 |
76435,33 |
147383,27 |
8905,94 |
163395,47 |
На территории города Челябинска существует комплекс по обработке (сортировке) ТКО по адресу ул. Автодорожная, 10.
Характеристика комплекса по обработке (сортировке) ТКО
|
Таблица 43 |
Характеристика МСК |
Значение |
Решение об отводе земельного участка |
Постановление Главы г. Челябинска от 01.03.2002 N 248-п |
Площадь объекта |
2606,4 кв. м |
Площадь земельного участка, занятого объектом |
13063 кв. м |
Год ввода в эксплуатацию |
2002 |
Характеристика подъездных путей |
асфальт |
Инженерное обеспечение |
Канализационные, водопроводные, тепловые, электрические сети |
Мощность объекта |
10000 тонн в год |
Объемы принимаемых отходов за последние 2 года по видам отходов |
В 2014 не эксплуатировалась. В апреле 2015 года передана в аренду ООО "Челябинская экологическая компания". По данным ООО "ЧЭК" объем ТБО, поступающих на сортировку - 4 - 6 куб. м в день, выход вторичного сырья 7 % |
Сведения о собственнике объекта, эксплуатирующей организации |
Собственник объекта Челябинский городской округ. |
Характеристики объектов размещения отходов производства и (или) потребления в городе Челябинске
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 44 |
N п/п |
Дата представления информации в Министерство |
Наименование объекта размещения отходов производства и (или) потребления |
Площадь земельного участка, отведенного под объект размещения отходов производства и (или) потребления, гектаров |
Год начала использования объекта размещения отходов производства и (или) потребления |
Средняя производительность объекта размещения отходов производства и (или) потребления, тонн/год |
Виды размещаемых отходов |
Отметка о состоянии объекта размещения отходов производства и (или) потребления (действующий, недействующий, ликвидирован, закрыт, законсервирован, рекультивирован) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Челябинский городской округ | |||||||
Объекты и места размещения ТБО | |||||||
1.1 |
24.02.2016 |
Свалка санкционированная |
85 |
1949 г. |
735 тыс. тонн |
1. Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный). 2. Отходы из жилищ крупногабаритные. 3. Отходы сучьев, ветвей от лесоразработок. 4. Отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий. 5. Отходы (мусор) от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений. 6. Отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами. 7. Отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами. 8. Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более). 9. Опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел - 15% и более). 10. Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и брак. 11. Пыль асбестоцементная. 12. Осадки древесные загрязненные минеральными маслами (содержание масел менее 15%). 13. Опилки разнородной древесины (например, содержание опилки древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит). 14. Обрезь разнородной древесины 15. Отходы асфальтобетона и/или асфальтобетонной смеси в виде пыли. 16. Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный). 17. Электрическое оборудование, оборудование, приборы и устройства и их части (отходы эксплуатации офисной техники). 18. Отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки. 19. Отходы тканей, старая одежда. 20. Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным. |
действующая |
Объекты и места размещения промышленных отходов | |||||||
1.2 |
24.02.2016 |
Отвал сталеплавильных шлаков ОАО "ЧМК" |
74,15 |
|
|
|
|
1.3 |
|
Шламонакопитель кислотного хозяйства ОАО "ЧМК" |
33,6 |
|
|
|
|
1.4 |
|
Шламонакопитель газоочисток ОАО "ЧМК" |
34 |
|
|
|
|
1.5 |
|
Отстойник промышленных вод ОАО "ЧМК" |
37 |
|
|
|
|
1.6 |
|
Шлакоотвал ОАО "ЧЭМК" |
49,7 |
|
|
|
|
1.7 |
|
Шламонакопитель ОАО "ЧЭМК" |
50,0 |
|
|
|
|
1.8 |
|
Шламонакопитель ОАО "ЧТПЗ" |
33,0 |
|
|
|
|
1.9 |
|
Золошлакоотвал ПАО "Фортум" ТЭЦ-1 |
166,52 |
|
|
|
|
1.10 |
|
Золошлакоотвал ПАО "Фортум" ТЭЦ-2 |
135,94 |
|
|
|
|
1.11 |
|
Землеотвал ОАО "ЧТЗ" |
41,71 |
|
|
|
|
1.12 |
|
Шлакоотвал ОАО "Станкомаш" |
13,03 |
|
|
|
|
2.6.3. Балансы мощности и ресурса (с указанием производства, отпуска, потерь при передаче, конечного потребления ресурса по группам потребителей).
Баланс ресурса Челябинской городской свалки
|
|
|
|
|
Таблица 45 |
ТБО |
КГМ |
Промышленные отходы |
Строительные отходы |
Спил и ветки деревьев |
Грунт |
385 699,18 |
27634,96 |
76435,33 |
147383,27 |
8905,94 |
163395,47 |
Ресурс Челябинской городской свалки исчерпан. Планируется строительство полигона захоронения ТКО в соответствии с нормативными требованиями.
2.6.4. Доля поставки ресурса по приборам учета.
Юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, ведут обязательный учет образования, получения, передачи, использования и размещения отходов.
На полигоне твердых коммунальных отходов каждый мусоровоз проходит взвешивание, таким образом, ведется точный учет поступивших на размещение отходов.
Приборы учета в системе обращения с твердыми коммунальными отходами не предусмотрены. Отходы, размещаемые на полигонах твердых коммунальных отходов, проходят учет в полном объеме.
2.6.5. Резервы и дефициты в системе обращения с твердыми коммунальными отходами по городу в целом.
Резервы и дефициты в системе обращения с твердыми коммунальными отходами
|
|
Таблица 46 |
N п/п |
Наименование подсистемы |
Резерв (+)/дефицит (-) баланс |
1 |
Сбор и промежуточное складирование твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки, контейнеры) |
- |
2 |
Вывоз твердых коммунальных отходов (обеспеченность спецавтотехникой) |
- |
3 |
Размещение твердых коммунальных отходов |
-300 тыс. тонн/год |
В связи с исчерпанием ресурса городской свалки требуется строительство полигона для размещения ТКО, способного обеспечить потребности города Челябинска.
2.6.6. Надежность работы системы.
Услуги сбора, вывоза и размещения твердых коммунальных отходов оказываются в городе по схеме планово-регулярной уборки города в сроки, предусмотренные санитарными правилами, не реже одного раза в три дня в зимний период и ежедневно в летний период.
2.6.7. Воздействие на окружающую среду.
Наблюдение за состоянием воздушной среды осуществляется в двух точках: на отработанных участках городской свалки и на территории санитарно-защитной зоны городской свалки. Определяемыми показателями являются: метан, дигидросульфид (сероводород), аммиак, углерод оксид, бензол и тетрахлорметан (четыреххлористый углерод).
В результате проведенных исследований атмосферного воздуха в зоне воздействия городской свалки в течение 2015 года установлено:
При измерении содержания метана в атмосферном воздухе концентрация отмечалась ниже диапазона измерения.
При всех направлениях ветра прослеживалось уменьшение концентрации веществ на санитарно-защитной зоне городской свалки, по отношению к отработанной части свалки.
Таким образом, Челябинская городская свалка в части загрязнения атмосферного воздуха не оказывает существенного воздействия как на прилегающие к ней территории, так и на город Челябинск в целом.
2.6.8. Тарифы, плата (тариф) за подключение (присоединение), структура себестоимости производства и транспорта ресурса.
Согласно положениям Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" до 01.01.2019 должен быть осуществлен переход на новую систему обращения с отходами, призванную принципиально изменить механизм обращения с твердыми коммунальными отходами.
На момент разработки Программы тарифы предусмотрены только на сбор и вывоз твердых бытовых отходов и в случае оказания данных услуг организациями муниципальной формы собственности подлежали установлению органами местного самоуправления. Данная услуга оплачивается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда или собственниками жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом на основании статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. В иных случаях цена по сбору и вывозу ТБО является конкурентной и определяется договором.
Тарифы на сбор и вывоз ТБО в городе Челябинске утверждает Челябинская городская Дума. В таблице 47 представлена информация о тарифах на сбор и вывоз ТБО в городе Челябинске на 2017 год.
Информация о тарифах на сбор и вывоз ТБО
|
|
|
Таблица 47 |
N п/п |
Наименование тарифов |
Единица измерения |
с 01.01.2015, руб. (с НДС) |
1 |
Тарифы на сбор и вывоз ТБО для жителей индивидуального жилищного фонда |
с 1 человека в месяц |
38,24 |
2 |
Тарифы на сбор и вывоз ТБО для жителей многоквартирного жилищного фонда |
с одного кв. метра в месяц. |
1,87 |
3 |
Тариф на содержание контейнерных площадок для жителей многоквартирного жилого фонда |
с одного кв. метра в месяц. |
0,56 |
4 |
Размещение (хранение) твердых бытовых отходов на территории городской свалки |
1 тонна |
203,54 |
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" была разработана и утверждена приказом Министерства экологии Челябинской области от 29.09.2016 N 844 Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Челябинской области. Территориальной схемой предусмотрено деление Челябинской области на шесть кластеров, а именно: Челябинский, Магнитогорский, Кыштымский, Карабашский, Саткинский и Усть-Катавский.
На момент разработки Программы для территории Челябинского кластера реализуется переход на новую систему обращения с ТКО. Министерством экологии Челябинской области организован конкурс на право заключения концессионного соглашения о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении обработки, накопления, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов на территории Челябинского кластера.
Объект Концессионного соглашения состоит из:
- мусоросортировочного комплекса (далее - "МСК") с подъездной дорогой на удалении от города Челябинска не более 40 км (вблизи д. Чишма Сосновского муниципального района), обеспечивающего объем обработки ТКО 500 тыс. тонн/год, на земельном участке площадью не менее 5 га;
- полигона твердых коммунальных отходов (далее - "Полигон ТКО") с подъездной дорогой на удалении от города Челябинска не более 40 км (вблизи д. Чишма Сосновского муниципального района) мощностью не менее годового количества ТКО (в тоннах), подлежащего захоронению согласно Конкурсному предложению Заявителя, но не более 700 тыс. тонн/год, на земельном участке площадью не менее 80 га;
- 4 (четырех) мусороперегрузочных станций (далее - "МПС"): 2 (двух) МПС с подъездной дорогой на территории Челябинского городского округа (в северной части - ул. Северный Луч и в южной части - район Завода сухих строительных смесей) мощностью 330 и 150 тыс. тонн/год соответственно, на земельном участке площадью не менее 3 га каждый; 2 (двух) МПС с подъездной дорогой в муниципальных образованиях Челябинского кластера (по одной МПС на территориях поселений либо на удалении не более 10 км от села Еманжелинка Еткульского муниципального района, города Троицка), мощностью до 40 тыс. тонн/год каждая, на земельных участках площадью не менее 1,0 га каждый;
- МСК с подъездной дорогой в Увельском муниципальном районе Челябинского кластера, обеспечивающего объем обработки ТКО до 40 тыс. тонн/год, на земельном участке площадью не менее 1,0 га.
- оборудования и специализированной техники, необходимой для функционирования полигона ТКО, МПС и МСК в соответствии с Проектом.
Концессионер обязан с привлечением инвестиций в размере не более 3 540 000 000 (трех миллиардов пятисот сорока миллионов) рублей осуществить создание Объекта Концессионного соглашения путем проектирования, строительства, приобретения имущества, монтажа оборудования и специализированной техники, осуществления иных действий, направленных на создание Объекта Концессионного соглашения, с соблюдением порядка и сроков его создания, установленных Концессионным соглашением. Конкретный объем инвестиций определяется на основании инвестиционной программы Концессионера, утвержденной в порядке, установленном законодательством.
22.11.2017 по решению Челябинского УФАС аннулирован конкурс на право заключения концессионного соглашения о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении обработки, накопления, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов на территории Челябинского кластера
После выбора концессионера Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области будет утвержден предельный единый тариф на услугу для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера, а у потребителей возникнет обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по ценам, определенным соглашением сторон, но не превышающим предельный единый тариф, установленный Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. С момента предъявления населению платы за обращение с ТКО плата за услугу по сбору и вывозу ТБО будет исключена из состава платы за ремонт и содержание жилья.
2.6.9. Технические и технологические проблемы в системе.
Основными проблемами системы транспортировки твердых коммунальных отходов является износ специальной техники и снижение регулярности вывоза твердых коммунальных отходов из-за простоев спецтехники на ремонте. Также ограничение проезда спецтехники по внутридворовой территории вследствие организации несанкционированных автостоянок для физических лиц и частое несовпадение графиков уборки контейнерных площадок, прилегающих территорий с загрузкой отходов из контейнеров в мусоровоз приводит к засорению прилегающих территорий и возникновению стихийных свалок.
Основной проблемой города Челябинска в обращении с ТКО остается отсутствие полигона для захоронения ТКО и необходимость закрытия и рекультивации городской свалки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.