Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
_______________________
"__" ____________ 2009 г.
Методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости
Приложение 20
Частная инструкция по обеспечению безопасности информации на объекте вычислительной техники
Инструкция
пользователя по обеспечению безопасности обработки персональных данных при возникновении внештатных ситуаций
СОГЛАСОВАНО | ||
_______________________ |
________________ |
_______________ |
_______________________ |
________________ |
_______________ |
_______________________ |
________________ |
_______________ |
| ||
Москва 2009 |
1 Назначение и область действия
Настоящая Инструкция определяет возможные аварийные ситуации, связанные с функционированием ИСПДн Учреждения ______, меры и средства поддержания непрерывности работы и восстановления работоспособности ИСПДн после аварийных ситуаций.
Целью настоящего документа является превентивная защита элементов ИСПДн от прерывания в случае реализации рассматриваемых угроз.
Задачей данной Инструкции является:
- определение мер защиты от прерывания;
- определение действий восстановления в случае прерывания.
Действие настоящей Инструкции распространяется на всех пользователей Учреждения, имеющих доступ к ресурсам ИСПДн, а также основные системы обеспечения непрерывности работы и восстановления ресурсов при возникновении аварийных ситуаций, в том числе:
- системы жизнеобеспечения;
- системы обеспечения отказоустойчивости;
- системы резервного копирования и хранения данных;
- системы контроля физического доступа.
Пересмотр настоящего документа осуществляется по мере необходимости, но не реже раза в два года.
2 Порядок реагирования на аварийную ситуацию
2.1 Действия при возникновении аварийной ситуации
В настоящем документе под аварийной ситуацией понимается некоторое происшествие, связанное со сбоем в функционировании элементов ИСПДн, предоставляемых пользователям ИСПДн. Аварийная ситуация становится возможной в результате реализации одной из угроз, приведенных в Приложении 1.
Все действия в процессе реагирования на аварийные ситуации должны документироваться ответственным за реагирование сотрудником в "Журнале по учету мероприятий по контролю".
В кратчайшие сроки, не превышающие одного рабочего дня, ответственные за реагирование сотрудники Учреждения сотрудниками (Администратор безопасности, Администратор и Оператор ИСПДн) предпринимают меры по восстановлению работоспособности. Предпринимаемые меры по возможности согласуются с вышестоящим руководством. По необходимости, иерархия может быть нарушена, с целью получения высококвалифицированной консультации в кратчайшие сроки.
2.2 Уровни реагирования на инцидент
При реагировании на инцидент, важно, чтобы пользователь правильно классифицировал критичность инцидента. Критичность оценивается на основе следующей классификации:
- Уровень 1 - Незначительный инцидент. Незначительный инцидент определяется как локальное событие с ограниченным разрушением, которое не влияет на общую доступность элементов ИСПДн и средств защиты. Эти инциденты решаются ответственными за реагирование сотрудниками.
- Уровень 2 - Авария. Любой инцидент, который приводит или может привести к прерыванию работоспособности отдельных элементов ИСПДн и средств защиты. Эти инциденты выходят за рамки управления ответственными за реагирование сотрудниками.
К авариям относятся следующие инциденты:
- Отказ элементов ИСПДн и средств защиты из-за:
- повреждения водой (прорыв системы водоснабжения, канализационных труб, систем охлаждения), а также подтопления в период паводка или проливных дождей;
- сбоя системы кондиционирования.
- Отсутствие Администратора ИСПДн и Администратора безопасности более чем на сутки из-за:
- химического выброса в атмосферу;
- сбоев общественного транспорта;
- эпидемии;
- массового отравления персонала;
- сильного снегопада;
- торнадо;
- сильных морозов.
- Уровень 3 - Катастрофа. Любой инцидент, приводящий к полному прерыванию работоспособности всех элементов ИСПДн и средств защиты, а также к угрозе жизни пользователей ИСПДн, классифицируется как катастрофа. Обычно к катастрофам относят обстоятельства непреодолимой силы (пожар, взрыв), которые могут привести к работоспособности ИСПДн и средств защиты на сутки и более.
К катастрофам относятся следующие инциденты:
- пожар в здании;
- взрыв;
- просадка грунта с частичным обрушением здания;
- массовые беспорядки в непосредственной близости от Объекта.
3 Меры обеспечения непрерывности работы и восстановления ресурсов при возникновении аварийных ситуаций
3.1 Технические меры
К техническим мерам обеспечения непрерывной работы и восстановления относятся программные, аппаратные и технические средства и системы, используемые для предотвращения возникновения аварийных ситуаций, такие как:
- системы жизнеобеспечения;
- системы обеспечения отказоустойчивости;
- системы резервного копирования и хранения данных;
- системы контроля физического доступа.
Системы жизнеобеспечения ИСПДн включают:
- пожарные сигнализации и системы пожаротушения;
- системы вентиляции и кондиционирования;
- системы резервного питания.
Все критичные помещения Учреждения (помещения, в которых размещаются элементы ИСПДн и средства защиты) должны быть оборудованы средствами пожарной сигнализации и пожаротушения.
Порядок предотвращения потерь информации и организации системы жизнеобеспечения ИСПДн описан в Порядке резервирования и восстановления работоспособности ТС и ПО, баз данных и СЗИ.
3.2 Организационные меры
Ответственные за реагирование сотрудники ознакомляют всех сотрудников Учреждения, находящихся в их зоне ответственности, с данной инструкцией в срок, не превышающий 3х рабочих дней с момента выхода нового сотрудника на работу.
По окончанию ознакомления сотрудник расписывается в журнале, предоставляемом Ответственным за реагирование сотрудником. Подпись сотрудника должна соответствовать его подписи в документе, удостоверяющем его личность.
Должно быть проведено обучение должностных лиц Учреждения, имеющих доступ к ресурсам ИСПДн, порядку действий при возникновении аварийных ситуаций. Должностные лица должны получить базовые знания в следующих областях:
- оказание первой медицинской помощи;
- пожаротушение;
- эвакуация людей;
- защита материальных и информационных ресурсов;
- методы оперативной связи со службами спасения и лицами, ответственными за реагирование сотрудниками на аварийную ситуацию;
- выключение оборудования, электричества, водоснабжения, газоснабжения.
Администраторы ИСПДн и Администраторы безопасности должны быть дополнительно обучены методам частичного и полного восстановления работоспособности элементов ИСПДн.
Навыки и знания должностных лиц по реагированию на аварийные ситуации должны регулярно проверяться. При необходимости должно проводиться дополнительное обучение должностных лиц порядку действий при возникновении аварийной ситуации.
Ответственность за организацию обучения должностных лиц несет _______________. Сроки и порядок их обучения согласуется с Администратором безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.