Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет два часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Таблица 2
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
440 |
302 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: выбирать инструмент для выполнения слесарных операций; составлять технологическую последовательность слесарных работ; применять теоретические знания по электротехнике; применять оборудование с электроприводом; составлять технологическую последовательность электромонтажных работ; применять теоретические знания по технической механике, гидравлике; знать: виды и приемы выполнения слесарных операций; названия электротехнических приборов и электрических машин, устройство, область их применения; условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин; приемы выполнения электромонтажных работ; основы технических измерений; виды измерительных средств; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; основные сведения из технической механики; основные сведения о гидравлике и гидросистемах |
|
|
ОП.01. Основы слесарных и электромонтажных работы# |
|
|
уметь: различать по типам и маркам путевые машины и механизмы; знать: машины и механизмы, применяемые при ремонте и текущем содержании пути; классификацию путевых машин и механизмов; назначение путевых машин и механизмов |
|
|
ОП.02. Путевые машины и механизмы |
|
|
уметь: ориентироваться в видах деятельности предприятий железнодорожного транспорта; определять тип рельсов; определять вид промежуточных и стыковых скреплений; знать: основные предприятия железнодорожного транспорта и их назначение; общее устройство пути; основные элементы пути, их назначение; взаимодействие элементов пути и подвижного состава |
|
|
ОП.03. Общий курс железных дорог. Путь и путевое хозяйство |
|
|
уметь: производить проверку габаритных расстояний; применять в дневное и ночное время ручные и звуковые сигналы; ограждать места препятствий для движения поездов; знать: основные положения правил технической эксплуатации и инструкций; общие обязанности работников железнодорожного транспорта; габариты приближения строений подвижного состава; сигнальные значения светофоров, сигналов ограждения, ручных и звуковых сигналов, места их установки |
|
|
ОП.04. Правила технической эксплуатации железных дорог |
|
|
уметь: применять чертеж, технический рисунок или эскиз; читать схемы, рабочие и сборочные чертежи по профессии; пользоваться необходимой справочной литературой; пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем; знать: требования ГОСТ, предъявляемых к оформлению рабочих и сборочных чертежей; назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах; правила чтения схем, рабочих и сборочных чертежей |
|
|
ОП.05. Техническая графика |
|
|
уметь: ориентироваться в экономике организаций железнодорожного транспорта; определять нормы времени и выработки; применять экономические знания в профессиональной деятельности; знать: структуру российской экономики; сущность рыночных отношений; экономические принципы деятельности организаций железнодорожного транспорта; перспективы развития железнодорожного транспорта |
|
|
ОП.06. Основы экономики организации |
|
|
уметь: выбирать материалы для профессиональной деятельности; определять основные свойства материалов по маркам; расшифровать марки материалов; знать: наименование, маркировку и основные механические свойства обрабатываемых материалов; электротехнические материалы; виды абразивных инструментов; назначение и свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей, моющих составов металлов, припоев, флюсов, протрав; технические требования на основные материалы и полуфабрикаты |
|
|
ОП.07. Материаловедение |
|
|
уметь: соблюдать правила безопасности и нормы производственной санитарии; организовывать безопасные условия работы на железнодорожных путях; оказывать первую медицинскую помощь; знать: правила защиты обслуживающего персонала от действия электрического тока; правила пожарной безопасности; меры безопасности при нахождении и производстве работ на железнодорожных путях; способы оказания первой медицинской помощи |
|
|
ОП.08. Охрана труда |
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
32 |
ОП.09. Безопасность жизнедеятельности |
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
344 |
234 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
344 |
234 |
|
|
ПМ.01 |
Обеспечение бесперебойной эксплуатации железнодорожно-строительных машин и механизмов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации бесперебойной эксплуатации железнодорожно-строительных машин и механизмов; уметь: определять по приборам и внешним осмотром нарушения в работе узлов, систем, машин, механизмов, станков, двигателей внутреннего сгорания; выполнять проверку, наладку, регулировку механического, электрического, пневматического, гидравлического оборудования железнодорожно-строительных машин и механизмов, станков, двигателей внутреннего сгорания; организовывать проведение технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов; применять контрольно-измерительные инструменты и приборы; применять универсальные приспособления и инструмент для выполнения слесарно-монтажных работ, наладки и регулировки путевых машин и механизмов; соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии; знать: устройство железнодорожно-строительных машин и механизмов; принцип работы узлов, систем, машин, механизмов, станков, двигателей внутреннего сгорания; технические параметры, условия и режимы работы агрегатов, узлов, систем; способы предупреждения и устранения неисправностей; правила наладки, регулировки, технического обслуживания, профилактического ремонта и эксплуатации железнодорожно-строительных машин и механизмов; сроки, периодичность проведения технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов; виды, объемы и порядок проведения технического обслуживания и ремонта; виды, устройство и способы применения универсальных приспособлений и инструмента для выполнения слесарно-монтажных работ, наладки и регулировки путевых машин и механизмов; назначение и устройство применяемых контрольно-измерительных инструментов |
|
|
МДК.01.01. Наладка и регулировка путевых машин и механизмов |
|
ПМ.02 |
Ведение процесса выявления дефектов в рельсах и стрелочных переводах В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: обслуживания и содержания дефектоскопной тележки; выявления дефектов, повреждений рельсов и металлических частей стрелочных переводов; уметь: определять по приборам и внешним осмотром неисправности элементов дефектоскопной тележки; выполнять проверку, наладку и регулировку работоспособности и чувствительности искательной системы тележки на контрольном тупике; принимать участие в ремонте дефектоскопной тележки; содержать в исправном состоянии дефектоскопы и источники питания; выполнять техническое обслуживание дефектоскопов; соблюдать правила эксплуатации дефектоскопов и технологии дефектоскопирования; выполнять детальное обследование и классифицировать обнаруженные дефекты и повреждения рельсов и стрелочных переводов; осуществлять контроль над развитием дефектов; регистрировать обнаруженные дефекты и повреждения рельсов и стрелочных переводов; соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии; знать: устройство и назначение магнитных и ультразвуковых рельсовых дефектоскопов; правила содержания, хранения и технической эксплуатации дефектоскопов; правила проверки работоспособности и условной чувствительности дефектоскопов, их искательных устройств; устройство источников питания дефектоскопной тележки, правила проведения их профилактики и обслуживания; виды дефектов и повреждений рельсов стрелочных переводов, их классификацию; влияние дефектов и повреждений рельсов и стрелочных переводов на безопасность движения поездов; порядок регистрации дефектов и повреждений рельсов и стрелочных переводов; технологию и методы дефектоскопирования; условия безопасности движения поездов |
|
|
МДК.02.01. Устройство и эксплуатация рельсовых дефектоскопов
МДК.02.02. Выявление дефектов в рельсах и стрелочных переводах |
|
ПМ.03 |
Выполнение слесарно-монтажных и ремонтных работ В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения слесарно-монтажных и ремонтных работ узлов и агрегатов путевых машин и механизмов; уметь: выполнять слесарные работы по 7-10 квалитетам точности; выполнять разборку, подготовку к ремонту, ремонт средней сложности, сборку, регулировку и стендовые испытания узлов, агрегатов и систем путевых машин и механизмов; производить замену неисправных деталей, узлов; применять контрольно-измерительные инструменты и приборы; применять универсальные приспособления и специальный инструмент для выполнения слесарно-монтажных работ, ремонта, наладки и регулировки путевых машин и механизмов; читать кинематические, гидравлические, пневматические и электрические схемы; соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии; знать: устройство, назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых путевых машин и механизмов; технологический процесс выполнения слесарно-монтажных работ; методы выявления и устранения дефектов в работе машин; виды, устройство и способы применения универсальных приспособлений и инструмента для выполнения слесарно-монтажных работ, наладки и регулировки путевых машин и механизмов; назначение и устройство применяемого контрольно-измерительного инструмента; технические условия ремонта путевых машин и механизмов; правила проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта |
|
|
МДК.03.01. Ремонт и регулировка путевых машин и механизмов |
|
ФК.00 |
Физическая культура уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
80 |
40 |
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика (производственное обучение) |
19 нед. |
684 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика |
||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
1 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика (производственное обучение) |
19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
1 нед. |
Каникулярное время |
2 нед. |
Итого |
43 нед. |
<< Раздел V Раздел V |
Раздел VII >> Раздел VII |
|
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 апреля 2010 г. N 372 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.