Типовая инструкция N 4
по охране труда для смазчика автомобиля ТОИ Р-200-04-95
(утв. приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ от 27 февраля 1996 г. N 16)
См. справку о типовых инструкциях по безопасности условий труда
1. Введение
1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении смазочно-заправочных работ.
1.2. Смазчик должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:
- для слесаря по ремонту автомобилей (инструкция N 2);
- при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (инструкция N 20);
- по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (инструкция N 23).
Заметив нарушение требований безопасности другими работниками, смазчик должен предупредить их о необходимости их соблюдения.
Смазчик должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Смазчик должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.
Смазчик не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.
2. Общие требования безопасности
2.1. К самостоятельной работе смазчиком допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.
2.2. Смазчик, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.
2.3. При поступлении на работу смазчик должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем - периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом России.
2.4. Смазчик обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
2.5. Продолжительность рабочего времени смазчика не должна превышать 40 ч. в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.
2.6. Смазчик должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на смазчиков при выполнении смазочно-заправочных работ, являются;
- смазочно-заправочное оборудование;
- автомобиль, его узлы и детали;
- смазочные материалы.
2.6.1. Смазочно-заправочное оборудование - применение неисправного оборудования приводит к травмированию.
2.6.2. Автомобиль - в процессе работы возможно падение кузова самосвала, других узлов и деталей автомобилей.
2.6.3. Смазочные материалы - длительное соприкосновение со смазочными материалами незащищенной кожи рук и тела может привести к кожным заболеваниям.
2.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, обращению с которыми смазчик не обучен и не проинструктирован.
2.8. Смазчик должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.
2.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты смазчику выдаются:
- комбинезон хлопчатобумажный;
- ботинки кожаные;
- фартук прорезиненный;
- рукавицы комбинированные.
2.10. Смазчик должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.
Курить разрешается только в специально отведенных местах.
2.11. Смазчик во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
2.12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты смазчик должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения этих нарушений и неисправностей.
2.13. Смазчик должен соблюдать правила личной гигиены. По окончанию работы, перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.
Для питья пользоваться водой из специальных устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).
2.14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2 смазчик несет ответственность согласно действующему законодательству.
3. Требования безопасности перед началом работы
3.1. Перед началом работы смазчик должен:
3.1.1. Подготовить и одеть необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Застегнуть манжеты рукавов специальной одежды.
3.1.2. Осмотреть и подготовить рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.
3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования, а также средств пожаротушения.
4. Требования безопасности во время работы
4.1. Во время работы смазчик должен:
4.1.1. Выполнять смазочно-заправочные работы только на специальных постах, предназначенных для этой цели.
4.1.2. При снятии и установке деталей системы смазки правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
4.1.3. При работе под поднятым кузовом самосвала предварительно установить под него дополнительное инвентарное приспособление (упор, штангу, фиксатор).
4.1.4. При проверке уровня масла или жидкости в агрегатах пользоваться только переносным светильником напряжением не выше 42 В и оборудованным защитной сеткой. Пользоваться для этой цели открытым огнем запрещается.
4.1.5. При смене или доливке масел или жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки отворачивать только предназначенными для этой цели ключами.
4.1.6. Отработанные масла, жидкости сливать в специальную тару.
4.1.7. Неисправные пресс-масленки заменить новыми, но той же конфигурации.
4.1.8. Труднодоступные места автомобиля смазывать при помощи наконечников с гибкими шлангами или наконечников с шарнирами.
4.1.9. При необходимости проворачивания карданного вала делать это с помощью специального приспособления, перед этим проверить, выключено ли зажигание или перекрыта ли подача топлива (на автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллер) в нейтральное положение, и освободить рычаг стояночного тормоза.
4.1.10. Для работы спереди и сзади автомобиля и для перехода через осмотровую канаву пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее - специально установленными там лестницами.
4.1.11. При необходимости пуска двигателя обратиться к своему непосредственному руководителю. Перед пуском двигателя подсоединить (включить) местный отсос отработавших газов автомобиля (шланговый или бесшланговый).
4.1.12. Все агрегаты с электроприводом, применяемые при смазке, подключать к сети с помощью вилки, имеющей заземленный контакт.
4.1.13. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.
Пролитое на пол масло или бензин немедленно удалять с помощью опилок, ветоши и т. п.
4.1.14. Следить за тем, чтобы шланги смазочно-заправочного оборудования не переплетались и не мешались под ногами.
4.2. Запрещается:
- работать без фиксирующих инвентарных приспособлений под поднятым кузовом самосвала;
- применять пресс-масленки неисправные или другой конфигурации;
- проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;
- осуществлять пуск двигателя самому, если на это нет письменного разрешения.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, смазчик должен немедленного сообщать работодателю, а пострадавшему оказать первую даврачебную помощь, вызвать врача или доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим смазчиком, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
6. Требования безопасности по окончании работ
6.1. По окончании работы смазчик обязан:
6.1.1. Отключить электрооборудование.
6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Инструмент, приспособления и оборудование очистить от смазки и грязи и убрать в отведенное для них место.
6.1.3. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.
6.1.4. Вымыть руки с мылом.
6.1.5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлены основные требования безопасности при смазке и заправке автомобилей.
К самостоятельной работе смазчиком допускаются те, кто имеет соответствующую квалификацию и прошел инструктаж по охране труда.
Смазчик должен быть в спецодежде. При необходимости нужно использовать другие средства защиты. Продолжительность его рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Определены наиболее опасные и вредные производственные факторы. Это смазочно-заправочное оборудование, автомобиль, его узлы и детали, смазочные материалы.
Курить разрешается только в специально отведенных местах.
Закреплен порядок действий перед началом, во время и по окончании работы, при аварийных ситуациях.
Типовая инструкция N 4 по охране труда для смазчика автомобиля ТОИ Р-200-04-95 (утв. приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ от 27 февраля 1996 г. N 16)
Текст инструкции опубликован в журнале "Охрана труда и техника безопасности
на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", июнь 2010 г., N 6
Приказом Минтранса России от 14 августа 2020 г. N 308 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2021 г.