Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Министерства
регионального развития РФ
от 30 мая 2008 г. N 13180-АК/09
Методические рекомендации
федеральным органам исполнительной власти - субъектам бюджетного планирования по подготовке предложений о предоставлении в 2009 году и плановом периоде 2010 и 2011 годов субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации
См. Методические рекомендации по подготовке федеральными органами исполнительной власти - субъектами бюджетного планирования предложений о предоставлении в 2011 г. и в плановом периоде 2012 и 2013 г.г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, направленные письмом Минрегиона России от 16 марта 2010 г. N 9773-ЮО/09
I. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации N 392 от 26 мая 2008 года "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" и во исполнение Графика подготовки и рассмотрения в 2008 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, одобренного поручением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2008 года N ВЗ-П13-1789.
Подготовка субъектами бюджетного планирования предложений на 2009-2011 годы о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, включая субсидии на софинансирование объектов капитального строительства, бюджетные инвестиции в которые осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или за счет средств местных бюджетов (далее - Предложения по субсидиям), осуществляется в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.
В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям (далее - Субсидии) являются одной из форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
II. Формирование субсидий
Предложения по субсидиям формируются федеральными органами исполнительной власти - субъектами бюджетного планирования в соответствии с требованиями, установленными настоящими Методическими рекомендациями и направляются в Минрегион России.
Минрегион России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России вносит обобщенные предложения по Субсидиям в Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (далее - Бюджетная комиссия) для последующего рассмотрения и одобрения их Правительством Российской Федерации в установленном порядке.
В случае если предоставление Субсидий предусмотрено долгосрочной (федеральной) целевой программой, Предложения по субсидиям представляются субъектом бюджетного планирования - государственным заказчиком соответствующей долгосрочной (федеральной) целевой программы.
В случае, если Субсидии, предусмотрены долгосрочной (федеральной) целевой программой, по которой субъект бюджетного планирования не является государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором), предложения о целевом назначении Субсидий подлежат согласованию с государственным заказчиком-координатором долгосрочной (федеральной) целевой программы.
При этом представляется целесообразным формировать Предложения по субсидиям субъектами бюджетного планирования, для которых цели предоставления Субсидий соответствуют установленной сфере их деятельности.
С целью обеспечения стабильности бюджетной политики субъект бюджетного планирования при подготовке Предложений по субсидиям на 2009 и 2010 годы должен исходить из общего объема бюджетных ассигнований по Субсидиям бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на эти цели Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Для повышения стимулирующего характера Субсидий целесообразно провести укрупнение Субсидий, имеющих схожие цели и задачи. При этом следует четко определить цель предоставления Субсидий, исходя из приоритетов социально-экономического Российской Федерации. Иные цели, для достижения которых ранее предоставлялись субсидии, вошедшие в состав укрупненной Субсидии, целесообразно трансформировать в условия предоставления и показатели эффективности ее использования.
Например, в настоящее время на стимулирование жилищного строительства и развития жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены следующие субсидии:
- субсидии гражданам на оплату ЖКУ |
-11,3 |
- субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры |
-10,2 |
- субсидии в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" |
-4,6 |
- субсидии в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" |
-6,0 |
- субсидии на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа |
-1,5 |
- субсидии в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" |
-5,9 |
- мероприятия по обеспечению жильем иных категорий граждан на основании решений Правительства Российской Федерации |
-0,3 |
и другие. |
|
Начиная с 2009 года все вышеназванные субсидии могут быть объединены в единую субсидию, целевым назначением которой является строительство (реконструкция) инженерной инфраструктуры. Иные цели ранее предоставляемых субсидий предлагается трансформировать в единые условия ее предоставления:
разработка субъектами Российской Федерации программ ресурсосбережения в сфере ЖКХ, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечения жильем молодых семей;
- соблюдение установленных стандартов по оплате услуг ЖКХ населением;
- переход к денежной форме предоставления льгот в сфере услуг ЖКХ.
При этом критериями эффективности использования указанной субсидии могут быть:
- рост объемов ввода жилья в эксплуатацию;
- сокращение объемов незавершенного строительства, рост обеспеченности одного жителя жильем (в том числе для молодых семей);
- увеличение доли благоустроенных жилых помещений в субъекте Российской Федерации.
Реализация этих предложений позволит, с одной стороны, увеличить объем Субсидии до 60 млрд. рублей, сделав ее более привлекательной для субъектов Российской Федерации, с другой - сделать ее реальным инструментом проведения региональной политики в соответствующей сфере.
При определении показателей эффективности использования Субсидий необходимо в первую очередь основываться на данных официального статистического учета. Показатели эффективности должны обеспечивать получение объективной информации о состоянии соответствующей сферы в субъекте Российской Федерации и эффективности реализуемых регионами мероприятий, в том числе о внедрении современных методов управления.
Субъектам бюджетного планирования в правилах предоставления и распределения Субсидий целесообразно предусмотреть осуществление ежегодного мониторинга эффективности реализации мероприятий, софинансируемых за счет Субсидий и составление по его итогам рейтинга субъектов Российской Федерации по достижению показателей эффективности использования Субсидий, а также размещение его на официальном сайте соответствующего федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет".
При формировании Предложений по субсидиям на 2011 год субъектам бюджетного планирования предлагается основываться на целях и приоритетах социально-экономического развития Российской Федерации в соответствующем периоде, определенных в нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые соответствуют установленной сфере их деятельности.
III. Порядок подготовки предложений по субсидиям
При подготовке Предложений по субсидиям субъекты бюджетного планирования определяют цели и условия предоставления Субсидий, объемы бюджетных ассигнований, направляемые на софинансирование приоритетных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, показатели эффективности использования Субсидий. К указанным материалам в обязательном порядке прилагается пояснительная записка с необходимыми обоснованиями.
Целевое назначение Субсидий (в том числе Субсидий на софинансирование целевых программ) определяется путем указания приоритетного расходного обязательства органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) муниципального образования, на софинансирование которого предусматривается Субсидиями соответствующей нормы ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и (или) ст. 14-17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Целевое назначение Субсидий на софинансирование целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) определяется также исходя из целей долгосрочной (федеральной) целевой программы.
В составе Субсидий на софинансирование целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), могут быть предусмотрены Субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.
В случае если в соответствующих долгосрочных (федеральных) целевых программах предусмотрено софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, без которых невозможны ввод в действие и (или) функционирование объектов капитального строительства, относящихся к государственной собственности Российской Федерации и (или) необходимость строительства (реконструкции) которых вытекает из международных обязательств Российской Федерации, общим условием предоставления Субсидий является обязательство субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по финансированию строительства (реконструкции) таких объектов.
Условий предоставления Субсидий могут быть: обязательства субъекта Российской Федерации по формированию и ведению реестра получателей соответствующих выплат (если субсидии предоставляются на софинансирование публичных нормативных обязательств), требования к которому определяются субъектом бюджетного планирования в установленной сфере деятельности; по выполнению установленных субъектом бюджетного планирования требований к повышению качества и доступности предоставляемых государственных и (или) муниципальных услуг; или соответствие софинансируемых программ требованиям, установленным утвержденными долгосрочными (федеральными) целевыми программами.
После определения Правительством Российской Федерации объемов бюджетных ассигнований по субсидиям субъекты бюджетного планирования в отношении каждого вида субсидий на очередной финансовый год и плановый период разрабатывают проект акта Правительства Российской Федерации, определяющий правила предоставления и распределения Субсидий в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации N 392 от 26 мая 2008 года "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
IV. Форма представления предложений по субсидиям
Предложения по субсидиям представляются по установленной форме, прилагаемой к настоящим Методическим рекомендациям.
В данной форме указывается полное наименование субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета.
В Таблице А отражаются предложения в отношении Субсидий, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" для уточнения бюджета действующих обязательств на 2009 и 2010 годы, и формирования бюджета действующих обязательств на 2011 год.
При этом, указывая сведения об общем объеме Субсидий, далее необходимо детализировать предложения о Субсидиях на софинансирование текущих расходных обязательств субъектов Российской Федерации и Субсидиях на софинансирование целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).
В графе 1 Таблицы А указывается целевое назначение Субсидий, соответствующее приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации и (или) целям, указанным в долгосрочной (федеральной) целевой программе.
В графе 2 Таблицы А указываются коды раздела, подраздела, целевой статьи и вида соответствующих расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В графах 3 и 4 Таблицы А указываются соответствующие лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
В графах 5-12 Таблицы А указываются предложения субъектов бюджетного планирования по целевому назначению соответствующих субсидий, планируемым по ним бюджетным ассигнованиям на 2009-2011 годы и планируемым изменениям данных бюджетных ассигнований на 2009-2011 годы.
При этом значение графы 10 Таблицы А определяется как разница между значениями, указанными в графах 7 и 3, а значение графы 11 - как разница между значениями, указанными в графах 8 и 4 Таблицы А. Значение графы 12 должно соответствовать значению, указанному в графе 9 указанной таблицы.
В графе 13 Таблицы А в краткой форме указываются соответствующие обоснования направляемых предложений.
В Таблице Б приводятся обоснования изменений бюджетных ассигнований на 2009 и 2010 годы.
В графе 1 Таблицы Б указывается целевое назначение Субсидий, соответствующее приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации и (или) целям, указанным в долгосрочной (федеральной) целевой программе.
В графе 2 Таблицы Б отражается цель (задача) в соответствии с проектом доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов.
В графе 3 Таблицы Б приводятся данные о правовых основаниях возникновения расходного обязательства (наименование, номер и дата нормативного правового акта, статья, пункт и срок действия).
В случае если основания для софинансирования расходного обязательства субъектов Российской Федерации содержатся в нескольких нормативных правовых актах, здесь приводится информация о нормативном правовом акте имеющим наибольшую юридическую силу.
В графе 4 Таблицы Б указываются условия предоставления Субсидий субъекту Российской Федерации.
Цели и условия предоставления Субсидий федеральными органами исполнительной власти должны быть взаимоувязаны с целями и задачами его деятельности и отражены в проекте доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования.
В графе 5 Таблицы Б указываются предварительные критерии оценки эффективности использования субъектом Российской Федерации соответствующих Субсидий.
Все необходимые, пояснения и соответствующие обоснования к представленным объемам Субсидий, в том числе метод их расчета, включаются в пояснительную записку к направляемым Предложениям по Субсидиям.
В таблицах В и Г указываются предложения субъекта бюджетного планирования по субсидиям на софинансирование принимаемых расходных обязательств на 2009-2011 годы в аналогичном порядке.
Предложения по субсидиям субъекты бюджетного планирования направляют в Минрегион России в виде отдельного файла Excel в соответствии с прилагаемой формой, а также на бумажном носителе за подписью руководителя субъекта бюджетного планирования. Название (имя) указанного файла должно соответствовать формату "00 000.xls", где первые две цифры - код субъекта бюджетного планирования, а три последние цифры - код главного распорядителя средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.