В соответствии с федеральными законами от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 17.07.2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Челябинской области от 29.01.2009 г. N 353-ЗО "О противодействии коррупции в Челябинской области", Уставом города Челябинска постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации города Челябинска от 03.09.2012 г. N 183-п "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска".
3. Управлению информационной политики Администрации города Челябинска (Сафонов В.А.) опубликовать настоящее постановление в порядке, установленном для опубликования муниципальных правовых актов, и разместить на официальном сайте Администрации города Челябинска в сети Интернет.
4. Внести настоящее постановление в раздел 10 "Законность и общественная безопасность" нормативной правовой базы местного самоуправления города Челябинска.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы города по правовым и имущественным вопросам Елистратова В.А.
6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Временно исполняющий полномочия |
В.А. Елистратов |
Утверждён
постановлением Администрации города
от 14.12.2018 г. N 552-п
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска
I. Общие положения
1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска (далее - Порядок), определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска (далее - нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов).
2. Целью антикоррупционной экспертизы является выявление и последующее устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов.
3. Антикоррупционная экспертиза в Администрации города Челябинска проводится в отношении действующих нормативных правовых актов Главы города Челябинска (далее - Глава города), Администрации города Челябинска (далее - Администрация города) при мониторинге их применения, проектов нормативных правовых актов.
4. До проведения антикоррупционной экспертизы в Администрации города проекты нормативных правовых актов направляются структурным подразделением аппарата Администрации города, отраслевым (функциональным) органом Администрации города (далее - структурное подразделение), ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта (далее - разработчик проекта нормативного правового акта), на антикоррупционную экспертизу в прокуратуру города Челябинска в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
5. До направления на антикоррупционную экспертизу в прокуратуру города Челябинска проекты нормативных правовых актов подлежат предварительной правовой и антикоррупционной экспертизе.
6. В Администрации города предварительную правовую и антикоррупционную экспертизу (далее - предварительная экспертиза) проектов нормативных правовых актов, антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводит уполномоченный орган Администрации города - Правовое управление Администрации города (далее - Правовое управление) в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. N 96, и настоящим Порядком.
7. Структурные подразделения при разработке проекта нормативного правового акта руководствуются Методикой и настоящим Порядком в целях недопущения включения в проекты нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
8. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов не должен превышать 5 рабочих дней со дня их поступления в Правовое управление.
9. Срок проведения предварительной экспертизы проектов нормативных правовых актов не должен превышать 10 рабочих дней со дня их поступления в Правовое управление.
10. Институты гражданского общества и граждане вправе в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу (далее - независимая экспертиза) нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
11. Независимая экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы (далее - независимый эксперт) нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
12. Для обеспечения возможности проведения независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов, подлежащих независимой экспертизе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, разработчик проекта нормативного правового акта не менее чем на 7 дней (при разработке проекта нормативного правового акта, утверждающего административный регламент предоставления муниципальной услуги - не менее, чем на 15 дней) размещает его на официальном сайте Администрации города Челябинска (www.cheladmin.ru) либо на официальном сайте структурного подразделения Администрации города, а также на едином региональном интернет-портале (www.npa.gov74.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на согласование (визирование) в порядке, установленном правовым актом Администрации города, с указанием дат начала и окончания приема экспертных заключений по результатам независимой экспертизы.
13. Экспертные заключения, составленные по итогам независимой экспертизы (при их наличии) прилагаются к проекту нормативного правового акта, направляемому на согласование (визирование) в порядке, установленном правовым актом Администрации города.
14. Заключение по результатам независимой экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах или предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.
15. В отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза не проводится.
16. Независимая экспертиза и антикоррупционная экспертиза не проводятся в отношении отмененных или утративших силу нормативных правовых актов.
17. Предварительная экспертиза и антикоррупционная экспертиза не проводятся в отношении проектов нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в нормативные правовые акты в целях приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации исключительно во исполнение протеста или представления прокурора города Челябинска. Направление данных проектов нормативных правовых актов на антикоррупционную экспертизу в прокуратуру города Челябинска также не требуется.
II. Коррупциогенные факторы и их признаки
18. Коррупциогенными факторами в соответствии с Методикой являются положения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Коррупциогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупциогенные факторы.
19. Коррупциогенными факторами являются:
1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления города Челябинска или организации (их должностных лиц);
2) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления города Челябинска или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления города Челябинска или организаций (их должностных лиц);
4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления города Челябинска или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления города Челябинска или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательного делегирования соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления города Челябинска или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
9) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления города Челябинска или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
20. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
2) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления города Челябинска или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
3) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
III. Предварительная экспертиза проектов нормативных правовых актов
21. До направления в прокуратуру города Челябинска для проведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке антикоррупционной экспертизы и до направления проекта нормативного правового акта на согласование (визирование) в порядке, установленном правовым актом Администрации города, проекты нормативных правовых актов, в том числе регламентирующие условия и порядок предоставления Администрацией города муниципальных услуг (административные регламенты), должны быть представлены разработчиком проекта нормативного правового акта в Правовое управление для проведения предварительной экспертизы, осуществляемой в течение 10 рабочих дней с момента поступления проекта нормативного правового акта в Правовое управление.
22. При отрицательном предварительном заключении Правового управления проект нормативного правового акта возвращается разработчику проекта нормативного правового акта для устранения изложенных замечаний. После устранения замечаний проект нормативного правового акта повторно направляется в Правовое управление на предварительную экспертизу, которая осуществляется в течение 5 рабочих дней с момента повторного поступления проекта нормативного правового акта в Правовое управление.
23. В случае получения положительного предварительного заключения Правового управления, проект нормативного правового акта с копией данного заключения направляется разработчиком проекта нормативного правового акта в прокуратуру города Челябинска на антикоррупционную экспертизу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
24. После получения заключения прокуратуры города Челябинска о соответствии проекта нормативного правового акта нормам законодательства Российской Федерации и об отсутствии в нем коррупциогенных факторов, проект нормативного правового акта направляется разработчиком проекта нормативного правового акта на дальнейшее визирование (согласование) в порядке, установленном правовым актом Администрации города Челябинска.
25. При вынесении прокуратурой города Челябинска замечаний по проекту нормативного правового акта, разработчик проекта нормативного правового акта в течение 10 дней с момента получения замечаний принимает меры к их устранению с обязательным согласованием своих действий с Правовым управлением.
26. После устранения замечаний и получения положительного заключения прокуратуры города Челябинска проект нормативного правового акта направляется разработчиком проекта нормативного правового акта на дальнейшее визирование (согласование) в порядке, установленном правовым актом Администрации города Челябинска.
IV. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов
27. До направления в Правовое управление для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы проект нормативного правового акта подлежит визированию руководителем структурного подразделения Администрации города, ответственным за разработку проекта нормативного правового акта.
28. При направлении проекта нормативного правового акта в Правовое управление к нему прилагается пояснительная записка, в которой указываются:
1) основания принятия (издания) нормативного правового акта (сведения об актах законодательства Российской Федерации, Челябинской области, муниципальных правовых актах, предусматривающих соответствующие полномочия органов местного самоуправления);
2) сведения о завершении общественных обсуждений или независимой антикоррупционной экспертизы по проекту нормативного правового акта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подтверждающие размещение проекта нормативного правового акта на официальном сайте Администрации города (www.cheladmin.ru) либо на официальном сайте структурного подразделения Администрации города, а также на едином региональном интернет-портале (www.npa.gov74.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
29. Правовое управление в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта, возвращает данный проект разработчику нормативного правового акта в случае, если пояснительная записка, прилагаемая к проекту нормативного правового акта, не отвечает требованиям пункта 28 настоящего Порядка.
30. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта Правовое управление вправе запрашивать необходимые материалы и информацию у разработчика проекта нормативного правового акта, взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями, гражданами, специалистами структурных подразделений Администрации города, не являющихся разработчиками проекта нормативного правового акта, находящегося на экспертизе.
31. Проект нормативного правового акта, в тексте которого выявлены коррупциогенные факторы, возвращается разработчику проекта нормативного правового акта с соответствующим заключением на доработку.
32. Коррупциогенные факторы, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, устраняются разработчиком проекта нормативного правового акта на стадии доработки проекта нормативного правового акта, после чего доработанный проект нормативного правового акта направляется в Правовое управление для проведения повторной антикоррупционной экспертизы.
33. В случае несогласия разработчика проекта нормативного правового акта с заключением Правового управления, по инициативе разработчика проводится обсуждение с заинтересованными сторонами с целью достижения взаимоприемлемого решения.
34. Проект нормативного правового акта, не прошедший антикоррупционную экспертизу и не получивший положительное заключение Правового управления, не направляется на дальнейшее согласование (визирование) уполномоченным должностным лицам Администрации города.
V. Результаты проведения предварительной экспертизы или антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов
35. По результатам проведения предварительной экспертизы или антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта специалистом Правового управления составляется заключение, подписываемое начальником Правового управления, в котором отражается результат проведенной предварительной экспертизы или антикоррупционной экспертизы.
36. Заключение Правового управления оформляется на бланке Правового управления в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в Администрации города Челябинска.
37. В заключении Правового управления указываются:
1) наименование проекта нормативного правового акта;
2) количество выявленных коррупциогенных факторов;
3) выявленные коррупциогенные факторы с указанием соответствующих разделов, пунктов, подпунктов, абзацев проекта нормативного правового акта, в которых эти факторы выявлены, со ссылкой на положения Методики;
4) рекомендации по устранению коррупциогенных факторов;
5) предложения о дополнении проекта нормативного правового акта превентивными антикоррупционными нормами, специально направленными на предотвращение коррупции;
6) иные положения, касающиеся рассматриваемого вопроса.
В случае если в проекте нормативного правового акта отсутствуют коррупциогенные факторы, в заключении Правового управления отражаются указанные сведения.
VI. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
38. В целях проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов разработчики соответствующих нормативных правовых актов, после их подписания (утверждения) Главой города Челябинска, ведут постоянный мониторинг для выявления в них коррупциогенных факторов в соответствии с Методикой.
39. Мониторинг предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую структурными подразделениями Администрации города в пределах своих полномочий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов.
40. В ходе мониторинга структурными подразделениями Администрации города осуществляются сбор, обобщение, анализ и оценка информации о практике применения нормативных правовых актов с учетом решений Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, представлений и протестов, поступивших в Администрацию города из прокуратуры города Челябинска.
41. По результатам мониторинга структурные подразделения Администрации города принимают в пределах своих полномочий меры по устранению выявленных в ходе мониторинга коррупциогенных факторов, в том числе разрабатывают проекты новых правовых актов, а также организуют внесение изменений либо признание утратившими силу (отмену, приостановление действия) действующих нормативных правовых актов.
42. Информацию о результатах мониторинга структурные подразделения Администрации города ежеквартально направляют в Правовое управление.
43. В целях сбора сведений о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах местного самоуправления города Челябинска Правовым управлением ведётся журнал учёта и регистрации заключений антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в который вносится следующая информация:
1) наименования проектов нормативных правовых актов, в отношении которых проведена антикоррупционная экспертиза;
2) коррупциогенные факторы, выявленные в проектах нормативных правовых актов, а также исключенные из них коррупциогенные факторы;
3) нормативные правовые акты, в отношении которых проведена антикоррупционная экспертиза;
4) коррупциогенные факторы, выявленные в нормативных правовых актах, а также исключенные из них коррупциогенные факторы;
5) проекты нормативных правовых актов, в отношении которых проведена независимая экспертиза;
6) заключения независимых экспертов, принятые во внимание в рамках проведения независимой экспертизы в отношении проектов нормативных правовых актов;
7) нормативные правовые акты, в отношении которых проведена независимая антикоррупционная экспертиза;
8) заключения независимых экспертов, принятые во внимание в рамках проведения независимой экспертизы в отношении нормативных правовых актов.
VII. Порядок проведения проверки, предварительной экспертизы и антикоррупционной экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг
44. Уполномоченным органом по проведению проверки, предварительной экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг (далее - проект административного регламента) является Правовое управление.
45. Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе, предварительной экспертизе, правовой и антикоррупционной экспертизе в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком.
46. Срок проведения предварительной экспертизы проектов административных регламентов не должен превышать 10 рабочих дней со дня их поступления в Правовое управление.
47. Срок проведения правовой и антикоррупционной экспертизы проектов административных регламентов не должен превышать 10 рабочих дней со дня их поступления в Правовое управление.
48. После проведения Правовым управлением предварительной экспертизы проект административного регламента направляется разработчиком административного регламента в прокуратуру города Челябинска для проведения антикоррупционной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
49. После получения положительного заключения антикоррупционной экспертизы, проводимой прокуратурой города Челябинска, проект административного регламента подлежит размещению разработчиком на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, либо на официальном сайте Администрации города (www.cheladmin.ru) в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 13 Федерального закона от 27.06.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), а также на едином региональном интернет-портале (www.npa.gov74.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
50. После завершения процедуры размещения проекта административного регламента, предусмотренной пунктом 49 настоящего Порядка и получения результатов независимой экспертизы (при наличии) проект административного регламента направляется в Правовое управление на проверку и антикоррупционную экспертизу при осуществлении согласования (визирования) проекта административного регламента в порядке, установленном правовым актом Администрации города Челябинска.
51. Проект административного регламента направляется на антикоррупционную экспертизу в Правовое управление в форме проекта постановления Администрации города Челябинска об утверждении административного регламента, к которому прилагаются: блок-схема предоставления муниципальной услуги, пояснительная записка, положительное заключение предварительной экспертизы Правового управления, положительное заключение антикоррупционной экспертизы прокуратуры города Челябинска, заключение независимой экспертизы (при наличии) либо сведения, подтверждающие завершение процедуры независимой экспертизы (скриншот соответствующей страницы сайтов, указанных в пункте 49 настоящего Порядка).
52. Предметом проверки и антикоррупционной экспертизы является оценка соответствия проекта административного регламента требованиям Федерального закона N 210-ФЗ, Методики и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проекте административного регламента, в том числе:
1) соответствие структуры и содержания проекта административного регламента, в том числе стандарта предоставления муниципальной услуги;
2) полнота описания в проекте административного регламента порядка и условий предоставления муниципальной услуги, установленных законодательством Российской Федерации;
3) оптимизация порядка предоставления муниципальной услуги, в том числе:
- упорядочение административных процедур (действий);
- устранение избыточных административных процедур (действий);
- сокращение срока предоставления муниципальной услуги, а также срока выполнения отдельных административных процедур (действий) в рамках предоставления муниципальной услуги;
- предоставление муниципальной услуги в электронной форме;
4) отсутствие коррупциогенных факторов.
53. Заключения Правового управления по результатам проведения предварительной экспертизы и антикоррупционной экспертизы на проект административного регламента подготавливаются в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом V настоящего Порядка, в сроки, установленные пунктом 9 настоящего Порядка.
54. Заключение Правового управления направляется разработчику административного регламента для учета замечаний и предложений, содержащихся в данном заключении.
55. Повторное проведение проверки и экспертизы доработанного административного регламента предоставления муниципальной услуги проводится Правовым управлением в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента его поступления в Правовое управление.
Начальник Правового управления |
Н.С. Рыльская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Челябинска от 14 декабря 2018 г. N 552-п "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска"
Настоящее постановление вступает в силу с 15 декабря 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Администрации города Челябинска http://cheladmin.ru 14 декабря 2018 г.; в газете "Вечерний Челябинск" от 19 декабря 2018 г. N 97