Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Направления развития централизованных систем водоснабжения
2.1. Основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения
На территории города Челябинска в настоящее время существует три централизованные системы водоснабжения:
1) ЦСВС города Челябинска;
2) ЦСВС пос. Смолино;
3) ЦСВС пос. Аэропорт.
Схема водоснабжения города предусматривает комплексную модернизацию объектов системы водоснабжения, с частичным изменением её структуры (переключение водоснабжения пос. Смолино на водоснабжение от ОСВ).
Основные цели, направления, принципы и задачи развития систем водоснабжения приведены в положениях Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Основными принципами развития систем водоснабжения на территории города Челябинска являются:
1) охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного качественного водоснабжения;
2) повышение энергетической эффективности путём экономного потребления воды;
3) снижение негативного воздействия на водные объекты путём повышения качества очистки сточных вод;
4) обеспечение доступности водоснабжения для абонентов за счёт повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение;
5) обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения путём развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение;
6) приоритетность обеспечения населения питьевой водой и горячей водой;
7) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;
8) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения;
9) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и их абонентов;
10) установление тарифов в сфере водоснабжения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, необходимых для осуществления водоснабжения;
11) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения;
12) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению;
13) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение и холодное водоснабжение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения;
14) обеспечение абонентов водой питьевого качества в необходимом объёме;
15) организация водоснабжения на территориях, где оно отсутствует;
16) внедрение безопасных технологий в процессе водоподготовки;
17) внедрение систем с оборотным водоснабжением в производстве.
Наиболее значимыми направлениями и задачами развития систем водоснабжения являются:
1) обеспечение надёжности и бесперебойности водоснабжения;
2) организация и обеспечение централизованного водоснабжения на территориях, где оно отсутствует;
3) обеспечение водоснабжения объектов перспективной застройки города Челябинска;
4) сокращение потерь воды при её транспортировке;
5) повышение энергоэффективности транспортировки воды;
6) обеспечение подачи абонентам определённого объёма горячей, питьевой воды установленного качества;
7) обеспечение гарантированной безопасности и безвредности питьевой воды;
8) сокращение нерационального использования питьевой воды;
9) повышение качества обслуживания абонентов.
Основными задачами Схемы водоснабжения является выполнение комплекса мероприятий для достижения вышеперечисленных целей и обеспечения перечисленных принципов развития.
Обеспечение надёжности
и бесперебойности водоснабжения
Для обеспечения надёжности и бесперебойности холодного водоснабжения на территории города Челябинска Схемой предусматривается:
1) планомерная реконструкция участков водопроводных сетей. Приоритет при замене трубопроводов отдаётся участкам с большими диаметрами, поскольку данные элементы вносят наибольший вклад в надёжность функционирования соответствующих систем. Расчёт необходимости замены производится исходя из фактических и нормативных сроков службы трубопроводов согласно расчётному износу участков сетей и произведённых замеров (акты шурфовки);
2) частичное изменение структуры системы водоснабжения (переключение водоснабжения пос. Смолино на водоснабжение от ОСВ);
3) резервирование источника питьевого водоснабжения для обеспечения питьевой водой граждан города Челябинска на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) реконструкция основных водопроводных сооружений.
Мероприятия, направленные на обеспечение надёжности и бесперебойности водоснабжения на территории города более подробно представлены в разделе 4 "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения".
Организация и обеспечение
централизованного водоснабжения на территориях, где оно отсутствует
Организация централизованного водоснабжения на территориях города Челябинска, где оно отсутствует, связано с проектированием и строительством и водопроводных сетей, а также увеличением пропускной способности водопроводных сетей в соответствии с действующими нормами и правилами. При необходимости может потребоваться изменение режимов работы существующих или строительство новых насосных станций.
Организация централизованного горячего водоснабжения на территориях города Челябинска, где оно отсутствует, не предусматривается, т.к. на данных территориях уже осуществляется нецентрализованное горячее водоснабжение от ИТП или от индивидуальных водоподогревателей.
Мероприятия, направленные на организацию централизованного водоснабжения на территориях города Челябинска, где оно отсутствует, более подробно представлены в разделе 4 "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения".
Обеспечение водоснабжения
объектов перспективной застройки
Организация централизованного водоснабжения объектов перспективной застройки города Челябинска связана с проектированием и строительством новых водопроводных сетей в соответствии с действующими нормами и правилами. При необходимости может потребоваться строительство/реконструкция новых насосных станций, а также увеличение пропускной способности водоводов и сетей.
По всем существующим проектам планировок горячее водоснабжение во вновь возводимых объектах предлагается либо через ИТП (для многоэтажных домов), либо от индивидуальных водоподогревателей (для малоэтажного строительства).
Мероприятия, направленные на организацию централизованного водоснабжения объектов перспективной застройки, более подробно представлены в разделе 4 "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения".
Сокращение потерь воды
при её транспортировке
Сокращение потерь воды при её транспортировке предполагается осуществлять в первую очередь посредством замены участков трубопроводов сетей водоснабжения и проведением оптимизации режимов работы насосных станций. Также требуется устанавливать приборы учёта потребляемой воды (ТПУ, ОПУ), в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При выводе из эксплуатации морально и физически устаревшего оборудования групповых бойлерных с устройством ИТП в зданиях возможно снижение потерь горячей воды при её транспортировке.
Повышение энергоэффективности транспортировки воды
Для повышения энергоэффективности транспортировки воды требуется:
1) проведение замены устаревших насосных агрегатов на существующих насосных станциях;
2) внедрение ЧРП на тех насосных станциях, где они отсутствуют, а также, при необходимости, строительство новых станций, с применением на них энергоэффективных насосных агрегатов с большим КПД и частотным регулированием их производительности;
3) применение современной регулирующей арматуры;
4) применение регуляторов давления на сетях;
5) продолжение оптимизации режимов работы насосных станций;
6) внедрение автоматического регулирования и контроля процессов забора воды, водоподготовки и транспортировки её потребителю.
Обеспечение подачи абонентам
определённого объёма горячей, питьевой воды установленного качества
Для обеспечения подачи абонентам определённого объёма горячей, и холодной питьевой воды установленного качества требуется реализация:
1) строительства станций водоподготовки (пос. Аэропорт);
2) применением современных схем водоочистки и водоподготовки;
3) строительства по необходимости новых насосных станций;
4) переключение водоснабжения пос. Смолино на водоснабжение от ОСВ;
5) замены участков водопроводных сетей с использованием современных материалов.
Мероприятия, направленные на обеспечение подачи абонентам определённого объёма горячей, питьевой воды установленного качества, более подробно представлены в разделе 4 "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения.
Обеспечение гарантированной безопасности
и безвредности питьевой воды
Реализация следующих мероприятий позволит обеспечить гарантированную безопасность и безвредность питьевой воды:
1) использование эффективных и технически совершенных технологий водоподготовки при производстве питьевой воды на водопроводных станциях с забором воды из поверхностных источников водоснабжения;
2) перевод технологии обеззараживания на альтернативный способ. Как один из вариантов реконструкции системы обеззараживания предлагается использование гипохлорита натрия и ультрафиолетового обеззараживания (для определения финансовых затрат). Однако окончательный выбор технологии необходимо принять только после выполнения технико-экономического обоснования;
3) выполнение санитарных мероприятий и жёсткий контроль состояния территории ЗСО источника водоснабжения. Разработка или актуализация проекта зон санитарной охраны;
4) повышение экологической безопасности источника водоснабжения путём проведения водоохранных мероприятий и строительства защитных сооружений;
5) реконструкция и модернизация водопроводной сети, в том числе замена трубопроводов из стали и серого чугуна, выработавших свой ресурс, и железобетонных водоводов.
Сокращение нерационального
использования воды питьевого качества
Сокращение нерационального использования воды питьевого качества предполагается производить за счёт комплекса водосберегающих мер, включающих учёт водопотребления в зданиях и квартирах, введение платы за воду по фактическому потреблению в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Повышение качества обслуживания абонентов
Вышеперечисленные положения позволят:
1) повысить качество обслуживания абонентов;
2) максимизировать долю удовлетворённых заявок на подключение абонентов к централизованным системам водоснабжения;
3) уменьшить срок перерывов в водоснабжении абонентов, связанных с устранением аварий на объектах централизованной системы водоснабжения и утечек воды на водопроводных сетях;
4) уменьшить сроки реагирования на жалобы абонентов.
Развитие централизованных систем водоснабжения предполагает также планомерное улучшение показателей развития данных систем, достижение соответствия требованиям нормативной документации. Следует отметить, что для осуществления описанного выше развития централизованных систем водоснабжения требуются значительные финансовые затраты, обеспечить которые не может ежегодное повышение тарифов на услуги водоснабжения. Необходимо участие в различных федеральных целевых программах, а также поддержка из городского и областного бюджетов.
Плановые значения показателей
развития централизованных систем водоснабжения
Плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения включают в себя показатели надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения на момент окончания реализации мероприятий, предусмотренных схемой водоснабжения, включая показатели надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения, а также значения указанных показателей с разбивкой по годам. К показателям надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения относятся:
1) показатели качества воды;
2) показатели надёжности и бесперебойности водоснабжения;
3) показатели эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды);
4) иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения в соответствии с указанным выше перечнем представлены в разделе 7 "Схемы водоснабжения".
2.2. Различные сценарии развития централизованных систем водоснабжения в зависимости от различных сценариев развития городского округа
2.2.1. Общие сведения
Основным документом при разработке перспективных сценариев развития централизованных систем водоснабжения является Генеральный план. В настоящее время реализуется Генеральный план города Челябинска, утверждённый решением Челябинской городской Думы от 30.12.2003 N 32/3. Расчётный срок реализации - 2020 год.
При разработке перспективных сценариев развития ЦСВС была использована актуализированная (на момент 2018 года) информация от Администрации города Челябинска о планируемом развитии застройки и прогноз изменения численности населения.
Также при разработке перспективных сценариев развития ЦСВС была учтена актуализированная (согласованная с Администрацией города Челябинска) Схема теплоснабжения города Челябинска на период до 2034 года по состоянию на 2019 год. Это позволило синхронизировать планы развития систем теплоснабжения и водоснабжения.
В связи с тем, что управление перспективным развитием городской территорией в городе Челябинске ведётся не по кадастровым кварталам, а по условным кварталам (которые представляют собой микрорайоны и "пятна застройки"), эта традиционно принятая система территориального деления была принята за основу для актуализации схемы водоснабжения города Челябинска. При дальнейших актуализациях Схемы водоснабжения возможен переход к формату, использующему в качестве базовой единицы территориального деления - кадастровый квартал.
В ходе работы рассмотрены два сценария развития перспективного изменения численности населения на территории города Челябинска до 2020 года на основании Генерального плана:
1) минимальный сценарий (достижение численности 1190 тыс. чел. в 2020 году);
2) максимальный сценарий (достижение численности 1250 тыс. чел. в 2020 году).
Сравнение фактической динамики численности населения города Челябинска (2002-2018 годы по данным Федеральной службы государственной статистики и информации Челябинскстата) с максимальным и минимальным сценариями реализации Генерального плана города Челябинска представлено в таблице 2.1 и на рисунке 1.
Таблица 2.1
Сравнение
фактической динамики численности населения
Административные районы |
Численность населения, тыс. чел. |
||||||||
2002 |
2007 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Калининский |
203,9 |
211,3 |
215,9 |
216,3 |
217,1 |
219,3 |
222,0 |
224,4 |
225,32 |
Курчатовский |
182,1 |
185,7 |
195,7 |
201,7 |
210,2 |
215,0 |
219,9 |
223,6 |
226,57 |
Ленинский |
190,4 |
186,8 |
189,2 |
188,9 |
189,0 |
190,5 |
190,5 |
191,3 |
192,62 |
Металлургический |
142,9 |
139,0 |
140,5 |
139,6 |
138,8 |
139,9 |
139,1 |
138,2 |
136,70 |
Советский |
114,3 |
134,6 |
137,5 |
138,2 |
137,8 |
138,1 |
137,9 |
137,5 |
137,28 |
Тракторозаводский |
158,1 |
164,6 |
170,4 |
173,8 |
176,8 |
180,7 |
182,7 |
183,9 |
184,60 |
Центральный |
85,5 |
90,1 |
94,3 |
97,7 |
99,7 |
99,9 |
99,9 |
100,0 |
99,29 |
Итого по городскому округу |
1077,2 |
1112,1 |
1143,5 |
1169,4 |
1169,4 |
1183,4 |
1192,0 |
1198,9 |
1202,37 |
Итого прирост (+)/ убыль (-) по сравнению с предыдущим годом, % |
- |
0,5% |
1,1% |
2,3% |
0,0% |
1,2% |
0,7% |
0,6% |
0,29% |
Итого прирост (+)/ убыль (-) по сравнению с 2002 года, % |
- |
3,2% |
6,2% |
8,6% |
8,6% |
9,9% |
10,7% |
11,3% |
11,62% |
Минимальная реализация Генерального плана |
1077,2 |
1108,5 |
1139,9 |
1146,1 |
1152,4 |
1158,7 |
1164,9 |
1171,2 |
1177,5 |
Разница между фактическим и минимальным приростом по ГП, % |
0,0% |
0,3% |
0,3% |
2,0% |
1,5% |
2,1% |
2,3% |
2,4% |
2,1% |
Максимальная реализация Генерального плана |
1077,2 |
1125,2 |
1173,2 |
1182,8 |
1192,4 |
1202,0 |
1211,6 |
1221,2 |
1230,8 |
Разница между фактическим и максимальным приростом по ГП, % |
0,0% |
-1,2% |
-2,5% |
-1,1% |
-1,9% |
-1,5% |
-1,6% |
-1,8% |
-2,3% |
Рисунок 1
Сравнение фактической динамики численности населения
Как видно, фактическая численность в начале 2018 года превысила минимальный прогноз Генерального плана на 2,1 %. В то же время, расчётный максимальный показатель фактически не достигнут, отличие составляет 2,3 %. За последние 5 лет наблюдается стабильная динамика увеличения численности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод:
1) фактическая динамика численности соответствует усреднённому варианту развития;
2) в связи с окончанием действия Генерального плана после 2020 года предлагается альтернативный вариант развития на основании фактических показателей изменения динамики численности населения.
На основании ретроспективных данных за период 2002-2018 годы и актуализированной информации от Администрации города Челябинска разработан сценарий развития до 2028 года. При разработке данного сценария также учитывалась актуализированная (согласованная с Администрацией города Челябинска) Схема теплоснабжения города Челябинска на период до 2034 года по состоянию на 2019 год. Это позволило синхронизировать планы развития систем теплоснабжения и водоснабжения.
Показатели выбранного сценария развития представлены на рисунках 2, 3, 4 и в таблице 2.2.
Рисунок 2
Прирост площадей и обеспеченность населения жильём
Рисунок 3
Распределение
перспективного строительного фонда по назначению зданий (ежегодно)
См. графический рисунок
Рисунок 4
Распределение перспективного строительного фонда
по назначению зданий (нарастающий итог)
Таблица 2.2
Показатели выбранного сценария развития
Показатели |
Показатель, тыс. м2 |
||||||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
|
1. Численность населения, тыс. чел. (на начало года) |
1202,37 |
1214,3 |
1222,9 |
1231,4 |
1240 |
1248,6 |
1257,1 |
1265,7 |
1274,3 |
1282,9 |
1291,4 |
1.1. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2/ чел. |
37,5 |
37,5 |
38,4 |
39,4 |
39,8 |
40,2 |
40,4 |
40,5 |
40,6 |
40,7 |
40,8 |
1.2. Обеспеченность населения жилой площадью, м2/ чел. |
26,0 |
26 |
26,7 |
27,3 |
27,6 |
27,9 |
28 |
28,1 |
28,2 |
28,3 |
28,4 |
2. Жилой фонд на конец года - всего, в т.ч.: |
31623,9 |
32591,4 |
33621,3 |
34226,9 |
34798,8 |
35216,9 |
35577,4 |
35962 |
36245,8 |
36639,2 |
37010,6 |
2.1. Многоквартирные жилые дома |
26786,2 |
27658,5 |
28603,3 |
29124,8 |
29611,2 |
29945,6 |
30223,6 |
30521,3 |
30719,3 |
31025,9 |
31304,6 |
2.2. Индивидуальные жилые дома |
4837,8 |
4933 |
5018,1 |
5102,3 |
5187,8 |
5271,6 |
5354,1 |
5441 |
5526,8 |
5613,6 |
5706,3 |
3. Движение жилищного фонда | |||||||||||
3.1. Площадь жилых помещений на начало года, всего |
31265,7 |
31623,9 |
32591,4 |
33621,3 |
34226,9 |
34798,8 |
35216,9 |
35577,4 |
35962 |
36245,8 |
36639,2 |
3.2. Прибыло жилой площади за год, в том числе: |
358,2 |
967,5 |
1029,9 |
605,7 |
571,8 |
418,1 |
360,5 |
384,6 |
283,8 |
393,4 |
371,4 |
3.2.1. Новое строительство |
370,2 |
972,2 |
1044,2 |
620,9 |
585,8 |
433,8 |
377,4 |
397,1 |
297,4 |
406 |
378,1 |
3.2.1.1. Многоквартирные дома |
270,9 |
872,3 |
944,8 |
521,5 |
486,4 |
334,4 |
278 |
297,7 |
198 |
306,6 |
278,7 |
3.2.1.2. Индивидуальные дома |
99,4 |
99,9 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
3.2.2. Выбыло общей площади за год, всего |
12 |
4,7 |
14,3 |
15,2 |
13,9 |
15,6 |
16,9 |
12,5 |
13,6 |
12,6 |
6,7 |
3.3. Общая площадь жилых помещений на конец года, всего |
31623,9 |
32591,4 |
33621,3 |
34226,9 |
34798,8 |
35216,9 |
35577,4 |
35962 |
36245,8 |
36639,2 |
37010,6 |
4. Движение общей площади жилищного фонда | |||||||||||
4.1. Площадь общей площади на начало года, всего |
45051,4 |
45544,2 |
46962,8 |
48476,5 |
49345,4 |
50162,9 |
50746,8 |
51243 |
51775,9 |
52155,6 |
52702 |
4.2. Прибыло общей площади жилых домов за год, в том числе: |
492,8 |
1418,6 |
1513,7 |
868,9 |
817,5 |
583,9 |
496,2 |
532,9 |
379,7 |
546,3 |
512,8 |
4.2.1. Новое строительство |
511 |
1425,7 |
1535,5 |
892 |
838,7 |
607,6 |
521,9 |
551,9 |
400,3 |
565,4 |
523 |
4.2.1.1. Многоквартирные дома |
411,7 |
1325,8 |
1436,1 |
792,7 |
739,3 |
508,3 |
422,6 |
452,5 |
301 |
466,1 |
423,6 |
4.2.1.2. Индивидуальные дома |
99,4 |
99,9 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
4.2.2. Выбыло общей площади за год, всего |
18,2 |
7,1 |
21,8 |
23,1 |
21,2 |
23,8 |
25,7 |
18,9 |
20,6 |
19,1 |
10,2 |
4.3. Общая площадь жилых помещений на конец года, всего |
45544,2 |
46962,8 |
48476,5 |
49345,4 |
50162,9 |
50746,8 |
51243 |
51775,9 |
52155,6 |
52702 |
53214,8 |
2.2.2. Приросты нагрузок водоснабжения и водоотведения согласно выбранному сценарию развития города Челябинска
В данном разделе выполнена оценка приростов перспективного расчётного водопотребления и водоотведения по каждому элементу территориального деления города Челябинска на основании выбранного сценария развития.
Оценка приростов перспективных договорных нагрузок выполнена на основании:
1) приростов новых строительных фондов до 2028 года в разрезе единиц территориального деления согласно принятому сценарию развития города Челябинска;
2) перспективной обеспеченности населения жилой площадью, согласно принятому сценарию развития города Челябинска;
3) удельных нормативов водопотребления и водоотведения, действующих на территории города Челябинска, постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21 июня 2018 года N 34/2;
4) СП 30.13330.2012 Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*;
5) информации о перспективных точечных объектах общественно-деловой застройки и объектах коммунально-складского назначения до 2028 года.
Приросты расчётного водопотребления и водоотведения представлены в Приложении N 2 к настоящей схеме водоснабжения и водоотведения (ВиВ.74/2018-П.02).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.