Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения
Плановые показатели развития ЦСВС устанавливаются в целях реализации государственной политики в сфере водоснабжения, направленной на обеспечение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного снабжения абонентов соответствующими услугами, повышения энергетической эффективности данных систем путём экономного потребления воды и обеспечения развития указанных централизованных систем путём внедрения эффективных форм управления такими системами.
Необходимый минимальный перечень плановых показателей функционирования ЦСВС определён Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04 апреля 2014 года N 162/пр "Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей" и включает:
1) показатели качества воды:
а) доля проб питьевой воды, подаваемой с источников водоснабжения, водопроводных станций или иных объектов централизованной системы водоснабжения в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям, в общем объёме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды (%);
б) доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям, в общем объёме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды (%);
2) показатели надёжности и бесперебойности водоснабжения - количество перерывов в подаче воды, зафиксированных в местах исполнения обязательств организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, возникших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах ЦСВС, принадлежащих организации, осуществляющей ЦВС, в расчёте на протяжённость водопроводной сети в год (ед./км/г.);
3) показатели эффективности использования ресурсов:
а) доля потерь воды в ЦСВС при транспортировке в общем объёме воды, поданной в водопроводную сеть (%);
б) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объёма воды, отпускаемой в сеть (кВт ч/м3);
в) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объёма транспортируемой воды (кВт ч/м3).
Значения плановых показателей развития на момент окончания реализации мероприятий, включая целевые показатели и их значения с разбивкой по годам, представлены в таблице 7.1. Детальное обоснование изменения значений каждого показателя приведено в Обосновывающих материалах к Схеме водоснабжения.
Таблица 7.1
Плановые показатели
развития централизованных систем водоснабжения
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
Технологическая зона водоснабжения N 1, 2 (город Челябинск, пос. Смолино) | |||||||||||||
Доля проб питьевой воды, подаваемой в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям* |
% |
0,54% |
0,54% |
0,54% |
0,54% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
Доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям* |
% |
4,59% |
4,56% |
4,52% |
4,44% |
0,9% |
0,8% |
0,7% |
0,7% |
0,6% |
0,6% |
0,5% |
0,5% |
Удельное количество перерывов в подаче воды в расчёте на протяжённость водопроводной сети в год |
ед./км |
1,09 |
1,08 |
1,06 |
1,04 |
1,01 |
0,99 |
0,97 |
0,95 |
0,93 |
0,90 |
0,88 |
0,87 |
Доля потерь воды при транспортировке в общем объёме воды, поданной в водопроводную сеть (вся зона действия МУП "ПОВВ": город Челябинск + города-спутники) |
% |
24,58% |
25,16% |
25,42% |
25,22% |
24,99% |
24,78% |
24,16% |
23,99% |
23,82% |
23,65% |
23,49% |
23,47% |
Доля потерь воды при транспортировке в общем объёме воды, поданной в водопроводную сеть (только город Челябинск) |
% |
22,9% |
23,5% |
23,7% |
23,6% |
23,4% |
23,3% |
23,2% |
23,0% |
22,9% |
22,7% |
22,6% |
22,6% |
Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объёма воды, отпускаемой в сеть |
кВт·ч/м3 |
0,399 |
0,399 |
0,399 |
0,399 |
0,407 |
0,407 |
0,407 |
0,407 |
0,407 |
0,407 |
0,407 |
0,407 |
Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объёма транспортируемой воды |
кВт·ч/м3 |
0,359 |
0,359 |
0,358 |
0,357 |
0,356 |
0,354 |
0,352 |
0,35 |
0,348 |
0,347 |
0,346 |
0,346 |
Технологическая зона водоснабжения N 3 (пос. Аэропорт) | |||||||||||||
Доля проб питьевой воды, подаваемой в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям |
% |
100% |
100% |
100% |
100% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
Доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям |
% |
100% |
100% |
100% |
100% |
0,9% |
0,8% |
0,7% |
0,7% |
0,6% |
0,6% |
0,5% |
0,5% |
Удельное количество перерывов в подаче воды в расчёте на протяжённость водопроводной сети в год |
ед./км |
9,0 |
9,0 |
8,8 |
8,6 |
8,5 |
8,3 |
8,1 |
7,9 |
7,7 |
7,5 |
7,4 |
7,3 |
Доля потерь воды при транспортировке в общем объёме воды, поданной в водопроводную сеть |
% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объёма воды, отпускаемой в сеть |
кВт·ч/м3 |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объёма транспортируемой воды |
кВт·ч/м3 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
*Данный показатель определён относительно требований СанПиН 2.1.4.1074-01.
7.1.Показатели качества питьевой воды
7.1.1. Доля проб питьевой воды, подаваемой в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям
В процессе очистки (технологическая зона N 1 города Челябинск) на ОСВ обеспечивается соответствующее гигиеническим нормативам качество воды (СанПиН 2.1.4.1074-01).
Качество воды в подземном источнике (технологическая зона N 2 пос. Смолино) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по следующим показателям: жёсткость общая - 9,5 мг/дм3 (норма - 7,0 мг/дм3), повышенная удельная суммарная альфа-активность 0,75 Бк / кг (норма - 0,2 Бк / кг). Система очистки и обеззараживания отсутствует.
Качество воды в подземном источнике (технологическая зона N 3 пос. Аэропорт) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по следующим показателям: жёсткость общая от 9,3 до 10 мг/дм3 (норма - 7 мг/дм3), мутность - 1,65 мг/дм3 (норма - 1,5 мг/дм3), железо от 0,36 до 0,59 мг/дм3 (норма - 0,3 мг/дм3). Система очистки и обеззараживания отсутствует.
По гарантирующим организациям на 2017 год доля проб питьевой воды, подаваемой в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям:
1. МУП "ПОВВ" (технологическая зона N 1, 2 города Челябинск и пос. Смолино): 0,5 %;
2. МУП "ПОВВ" (технологическая зона N 3 пос. Аэропорт): 100 %.
С учётом реализации мероприятий по переключению водоснабжения пос. Смолино на водоснабжение от ОСВ и строительству сооружения по умягчению и обезжелезиванию воды в пос. Аэропорт в перспективе доля проб питьевой воды, подаваемой в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям оценивается в 0 %.
Данный показатель определён относительно требований СанПиН 2.1.4.1074-01. В случае применения требований ГН 2.1.5.1315-03 возможно изменение значений показателя (концентрация хлороформа).
7.1.2. Доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям
В технологической зоне N 1 (город Челябинск) в процессе транспортировки обеспечивается в целом соответствующее гигиеническим нормативам качество воды (СанПиН 2.1.4.1074-01), однако присутствуют проскоки по органолептическим и микробиологическим показателям. На 2017 год доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям, составляет 1,1 %.
В технологической зоне N 2 (пос. Смолино) в процессе транспортировки не обеспечивается соответствующее гигиеническим нормативам качество воды (СанПиН 2.1.4.1074-01). Имеются нарушения по физико-химическим (жёсткость воды) и радиологическим показателям (альфа-активность). На 2017 год доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям, составляет 100 %.
В технологической зоне N 3 (пос. Аэропорт) в процессе транспортировки не обеспечивается соответствующее гигиеническим нормативам качество воды (СанПиН 2.1.4.1074-01). Имеются нарушения по физико - химическим показателям: жёсткость, мутность, железо. На 2017 год доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям, составляет 100 %.
Доля неудовлетворительных проб питьевой воды в сети не может быть ниже чем доля неудовлетворительных проб питьевой воды, подаваемой в сеть и не прогнозируется ниже 0,5 % в связи с влиянием ряда факторов:
1) водопроводные сети имеют высокий износ, а прогнозируемая перекладка не охватывает весь объём сети;
2) объединённый хозяйственно-питьевой и противопожарный водопровод в отдалённых районах (частный сектор, окраины города) предусматривает намного больший расход воды для постоянного водообмена, чем приходится в действительности. Малый расход воды обуславливает появление застойных зон и ухудшение качества воды, особенно в жаркую погоду.
Количество неудовлетворительных проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети уменьшается в соответствии с вводом в эксплуатацию новых станций водоподготовки и ежегодной перекладкой водопроводных сетей.
7.2. Показатели надёжности и бесперебойности водоснабжения
7.2.1. Удельное количество перерывов в подаче воды в расчёте на протяжённость водопроводной сети в год
Высокий износ трубопроводов водоснабжения обуславливает большое количество перерывов в подаче воды на сетях. Удельное количество перерывов в подаче воды в расчёте на протяжённость водопроводной сети в год в 2017 году составило 1,09 ед./км. Количество перерывов в подаче воды за 2017 год составляет около 1,9 тыс.
Количество перерывов в подаче воды на перспективу изменяется в зависимости от объёма нового строительства сетей и запланированного объёма перекладки водопроводных сетей согласно оценке влияния степени износа сетей на аварийность. Прогнозируется снижение показателя до 0,87 ед./км.
7.3. Показатели эффективности использования ресурсов
7.3.1. Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды
Согласно информации МУП "ПОВВ" (служебная записка от 29.08.2018 N 03-215), к расчёту приняты расходы электроэнергии объектами следующих систем:
1. Подъём воды насосными станциями первого подъёма;
2. Подача воды насосными станциями второго подъёма;
3. ОСВ (технология).
Значение показателя на базовый 2017 год составляет 0,399 кВт·ч/м3 (здесь и далее в расчётах принято значение отпуска воды за 2017 год 151 103 тыс. м3).
Настоящей работой предусмотрены мероприятия по большинству приведённых выше систем. Результирующее влияние основных программных мероприятий на удельное потребление электроэнергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды на единицу объёма воды, отпускаемой в сеть:
1. Снижение потребления электроэнергии за счёт оптимизации гидравлической схемы, установки преобразователей частоты на насосные агрегаты НС N 12;
2. Снижение потребления электроэнергии за счёт строительства новой современной насосной станции N 21 с меньшим напором (только при реализации мероприятия по реконструкции водовода на город Копейск);
3. Снижение потребления электроэнергии за счёт оптимизации гидравлической схемы, замены насосных агрегатов с требуемыми для перспективного развития города параметрами, установки преобразователей частоты на насосные агрегаты НС N 22;
4. Увеличение потребления электроэнергии на ОСВ вследствие внедрения ультрафиолетового обеззараживания воды (увеличение на 30 Вт/м3 отпускаемой воды) и внедрения очистки промывной воды (увеличение на 50 Вт/м3, пропущенной через блок очистки промывной воды).
По итогам расчётов можно прогнозировать незначительное увеличение показателя на величину 2,1 % относительно базового 2017 года, до 0,407 кВт·ч/м3.
Ввиду того, что на перспективу в технологической зоне N 3 пос. Аэропорт планируется применение систем водоочистки, то удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды в данной зоне, увеличится на 0,5 кВт·ч/м3.
7.3.2. Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды
С целью расчёта значений показателя "Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объёма транспортируемой воды" в настоящей работе используется структура потребления электрической энергии, принятая на МУП "ПОВВ".
Значение показателя на базовый 2017 год при данном распределении составляет 0,359 кВт·ч/м3 (здесь и далее в расчётах принято значение отпуска воды за 2017 год 151 103 тыс. м3).
Настоящей работой предусмотрены мероприятия по ряду насосных станций. В таблице ниже приведено результирующее влияние основных программных мероприятий на удельный расход электроэнергии на единицу объёма транспортируемой воды.
Следует отметить, что за последние годы (по анализу ретроспективы за последние 5 лет) МУП "ПОВВ" добились значительного повышения энергоэффективности процесса транспортировки воды за счёт планомерного выполнения следующих основных мероприятий:
1. Понижения давления в сети водоснабжения, вследствие снижения водопотребления после установки общедомовых приборов учёта;
2. Оснащение большинства насосных станций преобразователями частоты;
3. Оптимизации процесса подачи воды абонентам исходя из суточной неравномерности водопотребления (программирование необходимых значений напора в диктующих точках с учётом дней недели и часов).
Дальнейшая оптимизация потребления электроэнергии на транспортировку воды возможна путём выполнения следующих мероприятий:
1. Улучшение гидравлики насосных станций (исключение избыточных потерь на трубопроводной арматуре, внезапных изменениях диаметров труб, снижение кавитации за счёт ревизии/изменения всасывающей стороны насосных агрегатов, замена старых изношенных труб и арматуры на новые);
2. Замена насосных агрегатов на новые, с высоким КПД и подходящим под потребности конкретной насосной станции с учётом перспективного изменения расхода воды. Применение преобразователей частоты на оборудовании с сильно завышенными характеристиками даёт снижение общего КПД насосной станции, особенно при поддержании низких оборотов вращения двигателей. Согласно проведённому экспресс-анализу режимов работы насосных станций (в среднем за год), имеется некоторое число станций с работой агрегатов на частоте ниже 25 Гц, что снижает КПД и увеличивает вероятность поломки насосного агрегата;
3. Дальнейшее развитие системы мониторинга параметров работы насосных станций.
Влияние мероприятий по реконструкции сетей водоснабжения на данный показатель в настоящей работе не рассматривается вследствие отсутствия объективных данных по шероховатости и степени зарастания трубопроводов в настоящее время, а, следовательно, и динамики их изменениях при продолжении эксплуатации сетей.
Понимая, что основной эффект от реализации данных мероприятий может быть получен на основных насосных станциях, в настоящей работе предусмотрены пообъектные мероприятия по ним и общие мероприятия по малым насосным станциям.
По итогам расчётов можно прогнозировать незначительное снижение показателя на величину 3,4 % относительно базового 2017 года, до 0,346 кВт·ч/м3.
7.3.3. Доля потерь воды при транспортировке в общем объёме воды, поданной в водопроводную сеть
Уменьшение потерь в связи с реконструкцией (перекладкой, санацией, реновацией, капитального ремонта) существующих водопроводных сетей и водоводов, а также выявлением незаконных врезок и подключений к сетям водоснабжения. Общая длина на реконструкцию водопроводных сетей:
Dy50-1200 мм, Lобщ. = 530 км.
Изменение потерь воды только по городу Челябинску прогнозируется с 22,9 % до 22,6 % к 2028 году. В целом по МУП "ПОВВ" изменение потерь воды прогнозируется с 24,6 % до 23,5 % к 2028 году.
Следует отметить, что в абсолютном исчислении потери воды снижаются значительно (на 14 %), но прогнозируемое уменьшение реализации воды практически "удерживает" значение доли потерь воды при транспортировке на одном уровне.
7.4. Показатели качества обслуживания абонентов
К показателям качества обслуживания абонентов относятся только количество удовлетворённых заявок потребителей на подключение к системам водоснабжения. В рамках схемы водоснабжения прогнозируется, что к 2028 году неудовлетворённых заявок от потребителей на подключение к системам водоснабжения не будет.
7.5. Соотношение цены реализации мероприятий инвестиционной программы и их эффективности
Реализация мероприятий по совершенствованию системы водоснабжения предполагает:
1) строительство и реконструкцию водопроводных сетей;
2) реконструкцию очистных водопроводных сооружений;
3) модернизацию насосных станций;
4) строительство станции водоподготовки.
Реализация мероприятий позволит улучшить качество подаваемой воды и снизить затраты на обслуживание системы водоснабжения. Общая стоимость реализации данных мероприятий составляет более 30 млрд. руб.
7.6. Иные показатели, установленные федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЖКХ
Иные показатели деятельности ресурсоснабжающих организаций в сфере водоснабжения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не установлены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.