Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Стратегии
социально-экономического развития
Челябинской области
на период до 2035 года
Оценка
достигнутых целей и результатов социально-экономического развития Челябинской области
Оценка достигнутых целей и результатов социально-экономического развития Челябинской области содержит информацию о результатах мониторинга реализации Стратегии-2020 в 2017 году, включающую обоснование отклонения фактических значений показателей от их плановых значений, предусмотренных указанной Стратегией.
Стратегия-2020 является основополагающим документом стратегического управления развитием Челябинской области, в ней определены основные региональные приоритеты, главные направления и средства достижения целей устойчивого развития Челябинской области. Стратегия-2020 реализуется с 2007 года.
В 2014 году по предложению органов исполнительной власти Челябинской области в нее внесены изменения и дополнения с учетом ориентиров долгосрочной государственной политики, определенных в указах Президента Российской Федерации, а также достигнутого уровня развития Челябинской области, актуализирован перечень стратегических индикаторов и выполнена корректировка их целевых значений. В новой редакции Стратегия-2020 утверждена постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26 марта 2014 года N 1949.
При разработке Стратегии-2020 в качестве идеологии управления развитием Челябинской области и в целях достижения желаемого образа ее будущего выбрана стратегия опережающего развития на основе выстраивания открытого сотрудничества и надежного партнерства между органами исполнительной власти Челябинской области и субъектами предпринимательской деятельности, обеспечения качественного развития экономики, опирающегося на активное использование научного потенциала и инноваций, рост производительности труда и воспроизводство человеческого капитала. Генеральной стратегической целью социально-экономического развития Челябинской области на долгосрочный период являлся рост благосостояния и качества жизни населения за счет динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области по следующим стратегическим направлениям:
1) экономический блок:
выявление и развитие "точек ускоренного роста" экономики Челябинской области с целью концентрации финансовых, природных и трудовых ресурсов для получения максимальных результатов;
выявление и развитие "точек стратегического дохода", наиболее рентабельных видов производств и услуг, основанных на монопольном владении или эксплуатации ресурсов Челябинской области, с целью получения высоких доходов;
выявление и развитие "территориальных точек роста" с целью ускоренного роста муниципальных образований на основе их конкурентных преимуществ;
развитие инновационных отраслей экономики на основе кластерного подхода;
2) социальный блок:
повышение благосостояния населения Челябинской области, борьба с бедностью;
создание дополнительных рабочих мест, обеспечение эффективной занятости населения;
реализация проектов модернизации и реформирования социальной сферы;
создание условий для улучшения демографической ситуации;
развитие информационного общества и совершенствование механизмов государственного управления.
Основными целевыми индикаторами Стратегии-2020 определены:
1) экономический блок:
увеличение ВРП до 1560 - 1740 млрд. рублей;
доведение к 2020 году объема инвестиций в основной капитал до 360 - 420 млрд. рублей;
рост индекса производительности труда в 2020 году в 1,5 - 1,7 раза к уровню 2005 года;
2) социальный блок:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,4 года;
снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 10,5 - 10,3 процента;
рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2020 году в 2 - 2,6 раза к уровню 2005 года;
рост реальной заработной платы в 2020 году в 2,2 - 2,9 раза к уровню 2005 года;
увеличение к 2020 году ежегодного объема строительства жилья до 3,8 - 4 млн. кв. метров;
увеличение обеспеченности жильем с 20,6 кв. метра в 2005 году до 29,7 кв. метра в 2020 году на одного человека;
развитие потребительского рынка: увеличение к 2020 году по сравнению с уровнем 2005 года оборота розничной торговли в 2,4 - 2,8 раза, объема платных услуг населению в 1,6 - 1,9 раза;
снижение уровня зарегистрированной безработицы до 1 процента от численности экономически активного населения;
повышение до 90 процентов уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.
По итогам 2017 года достигнуты приведенные ниже значения по основным показателям экономического блока Стратегии-2020.
По предварительной оценке Минэкономразвития, ВРП составил 1279,8 млрд. рублей и превысил значения, установленные Стратегией-2020, на 40,3 млрд. рублей.
Учитывая, что в структуре ВРП промышленность занимает более 40 процентов, тренды их развития совпадают. Так, в 2017 году индекс промышленного производства составил 105,3 процента при плановом показателе 101,1 процента. Рост индекса промышленного производства связан с увеличением объема производства, который составил 1550,8 млрд. рублей, что выше, чем в 2016 году, на 178 млрд. рублей (рост на 12,9 процента). Челябинская область по итогам 2017 года заняла 6-е место среди субъектов Российской Федерации по объему отгруженных товаров, работ, услуг в обрабатывающих производствах на сумму 1333,7 млрд. рублей (110,5 процента).
В структуре промышленного производства наибольший удельный вес имеют обрабатывающие производства, индекс промышленного производства в которых составил 105,7 процента, в том числе индекс металлургического производства вырос на 7,2 процента. Спрос на продукцию металлургической отрасли активно поддерживают трубопрокатные и оборонные предприятия.
Позитивная динамика сохраняется в сфере добычи полезных ископаемых (рост на 8,6 процента к 2016 году) в результате выхода на проектную мощность новых добывающих производств, а также в сфере водоснабжения и водоотведения (на 5 процентов).
В 2017 году наблюдался стабильный рост в производстве текстильных изделий и одежды, кожи и изделий из кожи, пищевых продуктов, автотранспортных средств, электрического оборудования.
Положительное влияние на динамику ВРП в 2017 году также оказало ускорение роста сельскохозяйственного производства, выпуск которого вырос на 2,5 процента, а также значительный рост в строительстве - объем строительных работ увеличился на 15,2 процента.
Производительность труда, по проведенной оценке, составила 105,4 процента, что выше запланированного показателя на 3,1 процентных пункта (план - 102,3 процента), при этом с 2005 по 2017 год производительность труда увеличилась в 1,4 раза. За период 2014 - 2017 годов прирост высокопроизводительных рабочих мест составил 6954 места.
Экспорт товаров составил 3,8 млрд. долларов США, что на 2,7 процента выше запланированного значения (3,7 млрд. долларов США). За период с 2014 по 2017 год общий объем экспорта составил 18485,3 млн. долларов США. Динамика экспорта по основным отраслям и география экспорта за 2015 - 2017 годы приведены в таблице к настоящему приложению.
Положительное влияние на экспорт оказал рост объема промышленного производства, так как в его структуре почти 90 процентов составляют черные и цветные металлы. Несмотря на то что продолжают действовать санкции со стороны США и ЕС, в 2017 году экспорт увеличился за счет развития восточноазиатского направления (Республика Индия, Исламская Республика Иран, Республика Корея, Китайская Народная Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Киргизская Республика).
По итогам 2017 года не достигнуты некоторые значения по основным показателям экономического блока Стратегии-2020.
Инвестиции в основной капитал впервые после двухлетнего снижения увеличились на 1 процент в сопоставимых ценах и составили почти 195 млрд. рублей. При этом запланированный в 2017 году уровень инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах (с учетом инфляции) не достигнут на 0,7 процентных пункта. За период с 2014 по 2017 год общий объем инвестиций составил 838,1 млрд. рублей, создано 7818 новых рабочих мест в рамках реализации крупных инвестиционных проектов.
Основные причины недостижения показателей:
высокий уровень политической и экономической неопределенности;
затруднение доступа к заемному финансированию, высокие процентные ставки;
сложности с поставками иностранных комплектующих для предприятий;
волатильность рубля.
Челябинская область по итогам 2017 года по объему инвестиций в основной капитал занимает 25-е место среди субъектов Российской Федерации.
За период с 2014 по 2017 год отмечается отрицательная динамика по объему инвестиций в основной капитал: 2014 год - 227,9 млрд. рублей, 2015 год - 217,2 млрд. рублей, 2016 год - 198,3 млрд. рублей, 2017 год - 194,7 млрд. рублей.
По итогам 2017 года импорт по сравнению с 2016 годом увеличился на 68,9 процента и составил 1,7 млрд. долларов США. При этом планируемое значение (2,1 млрд. рублей) импорта товаров не достигнуто, отклонение составило 19 процентов.
На недостижение показателя оказало влияние снижение реальных доходов населения и девальвация рубля, в результате чего сократился потребительский импорт, повлияли также высокий уровень политической и экономической неопределенности, санкционный режим.
По итогам 2017 года достигнуты приведенные ниже значения по основным показателям социального блока Стратегии-2020.
Среднегодовая численность населения в 2017 году, несмотря на снижение по сравнению с 2016 годом на 3,8 тыс. человек, превысила плановое значение, установленное в Стратегии-2020, на 4,4 тыс. человек за счет стабильной тенденции роста в период с 2012 до 2016 год. Данное явление ожидаемо и обозначено в Стратегии-2020 как начало нового этапа снижения численности населения Челябинской области.
Сложившаяся в Челябинской области демографическая половозрастная структура населения обуславливает сокращение числа женщин фертильного возраста, что ведет к снижению уровня рождаемости. Кроме того, несмотря на снижение смертности, ее уровень остается достаточно высоким, особенно среди лиц трудоспособного возраста. Эти факторы усиливают демографическое старение населения Челябинской области.
Среднегодовая численность занятых в экономике составила 1739,8 тыс. человек, что на 4,6 процента выше планового значения в 1663,0 тыс. человек.
Реальная заработная плата в 2017 году составила 101,2 процента к уровню 2016 года. Рост реальной заработной платы обеспечивался ростом номинальной заработной платы, положительная динамика которой связана, в первую очередь, с принятием мер в области государственной социальной политики.
Основными факторами, повлиявшими на рост заработной платы, стали:
увеличение минимального размера оплаты труда в Челябинской области с 1 января 2017 года для работников внебюджетной сферы на 5,4 процента (9700 рублей), бюджетной сферы - на 4,7 процента (7850 рублей);
поэтапное повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики". По данным органов исполнительной власти Челябинской области, в 2017 году по всем категориям работников, кроме одной, достигнуты плановые показатели роста средней заработной платы.
По итогам 2017 года не достигнуты некоторые значения по основным показателям социального блока Стратегии-2020.
Так, ожидаемая продолжительность жизни при рождении по Челябинской области в 2017 году составила 71,53 года, что на 2,3 процента ниже планового значения, установленного в Стратегии-2020 (73,2 года). При этом имело место снижение рождаемости по сравнению с 2016 годом на 13,6 процента и смертности по сравнению с 2016 годом на 4,6 процента.
Уровень регистрируемой безработицы впервые после трехлетнего роста снизился с 1,8 процента до 1,4 процента, однако не достиг планового значения (1,2 процента).
В 2017 году заработная плата перестала быть драйвером роста общих доходов населения, и ее рост не смог компенсировать падение реальных денежных доходов, которые составили 94,7 процента, при плановом значении 103,1 процента (по Российской Федерации - 98,3 процента, по Уральскому федеральному округу - 99 процентов), что также послужило причиной недостижения планового значения по реальным располагаемым доходам.
Снижение показателя, отражающего доходы населения, привело к росту "уровня бедности" (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) с 14,4 процента в 2016 году до 14,8 процента в 2017 году, в то время как Стратегией-2020 предполагалось снижение указанного показателя до 11,2 процента.
Главным итогом реализации Стратегии-2020 года является сохранение положительной динамики в базовых отраслях экономики Челябинской области и, несмотря на напряженную макроэкономическую ситуацию, сохранение положительных тенденций в социальной сфере.
В целях реализации Стратегии-2020 в 2017 году распоряжением Правительства Челябинской области от 20 июля 2017 года N 440-рп утвержден план мероприятий по реализации указанной Стратегии.
За отчетный период на территории Челябинской области были реализованы 36 государственных программ Челябинской области. Реализация указанных программ направлена на улучшение социальной защиты населения, создание новых рабочих мест, развитие человеческого капитала за счет повышения эффективности и качества системы образования и здравоохранения, улучшение жилищных условий и охраны труда, развитие физической культуры и спорта, а также на повышение инвестиционной привлекательности экономики Челябинской области.
Таблица
Динамика экспорта по основным отраслям и география экспорта
за 2015 - 2017 годы
|
|
млн. долларов США |
||
N п/п |
Наименование показателя |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Основные отрасли | ||||
1 |
Продукты питания |
56,3 |
116,2 |
125,1 |
2 |
Минеральные продукты |
95,8 |
76,9 |
122,9 |
3 |
Продукция химической промышленности |
66,8 |
105,1 |
90,9 |
4 |
Металлы и изделия из них |
2751,3 |
3123,6 |
4092,0 |
5 |
Машины, оборудование, транспортные средства |
216,6 |
280,9 |
377,3 |
6 |
Товары народного потребления |
141,4 |
186,8 |
149,9 |
Страны | ||||
1 |
Республика Казахстан |
868,5 |
637,6 |
843,5 |
2 |
Королевство Нидерландов |
424,5 |
236,2 |
144,1 |
3 |
Турецкая Республика |
381,4 |
311,8 |
540,9 |
4 |
Итальянская Республика |
252,5 |
175,0 |
62,8 |
5 |
Арабская Республика Египет |
206,0 |
228,7 |
245,8 |
6 |
Республика Узбекистан |
196,3 |
160,3 |
282,2 |
7 |
Исламская Республика Иран |
148,3 |
229,6 |
217,4 |
8 |
Азербайджанская Республика |
137,8 |
98,4 |
111,2 |
9 |
Государство Кувейт |
114,4 |
388,7 |
649,5 |
10 |
Республика Беларусь |
132,7 |
139,0 |
219,9 |
11 |
Социалистическая Республика Вьетнам |
15,9 |
100,9 |
140,7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.