Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 11. Основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности Челябинской области
103. Стратегическая цель: обеспечение экологически ориентированного роста экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Челябинской области.
104. Чистый воздух.
Цель:
приведение качества атмосферного воздуха в соответствие с нормативными требованиями для снижения негативного влияния на здоровье человека и окружающую среду.
Задачи:
1) создание территориальной системы мониторинга атмосферного воздуха, формирование экологической комфортной городской среды, в том числе через повышение эффективности КНД;
2) создание условий для внедрения на промышленных предприятиях Челябинской области НДТ по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
3) обеспечение соблюдения норм ПДВ в периоды НМУ.
Меры и механизмы реализации задач:
1) создание территориальной системы мониторинга атмосферного воздуха, формирование экологической комфортной городской среды, в том числе через повышение эффективности КНД:
а) увеличение количества точек контроля за состоянием атмосферного воздуха за счет приобретения и эксплуатации дополнительных технических средств контроля (в том числе передвижных лабораторий), организации дополнительных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха;
б) расширение контроля за соблюдением правил перевозки сыпучих грузов автомобильным и железнодорожным транспортом, а также за соблюдением технологий пылеподавления и пылеулавливания при проведении земляных работ, добыче и переработке полезных ископаемых, складировании и перегрузке сыпучих материалов, размещении и переработке отходов металлургических и иных промышленных производств с целью снижения запыленности городских пространств и атмосферного воздуха;
в) организация контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществляемыми передвижными источниками загрязнения;
г) ежегодная инвентаризация источников выбросов парниковых газов и объемов таких выбросов;
д) расширение программ наблюдения, в том числе увеличение частоты и территориального охвата систем контроля за состоянием атмосферного воздуха, расширение перечня контролируемых вредных (загрязняющих) веществ;
е) обеспечение ежедневного круглосуточного функционирования систем контроля за состоянием атмосферного воздуха, в том числе за счет создания автоматизированной подсистемы экологического мониторинга;
ж) создание регионального центра территориальной системы экологического мониторинга, аккумулирующего:
данные региональной системы экологического мониторинга, включая данные производственных систем наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и промышленными выбросами;
данные государственной системы экологического мониторинга;
з) организация КНД с учетом вклада объектов в загрязнение окружающей среды;
и) планирование надзорных мероприятий на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;
к) инструментальное (лабораторное и техническое) сопровождение КНД;
л) внедрение механизмов экспертной и научной оценки влияния на здоровье человека факторов загрязнения окружающей среды при проведении КНД;
м) создание и использование системы общественного контроля за деятельностью, связанной с загрязнением атмосферного воздуха, в том числе привлечение общественных инспекторов к замерам, определяющим качество атмосферного воздуха, и проведению проверок на источниках загрязнения атмосферного воздуха;
н) применение риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного экологического надзора с учетом данных общественного мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов и жизнедеятельности граждан;
о) оптимизация межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля в сфере охраны атмосферного воздуха;
п) создание системы контроля качества автомобильного топлива на автозаправочных станциях;
р) стимулирование производства и применения экологически безопасных видов топлива и альтернативных источников энергии, в том числе при применении автомобильного транспорта;
с) организация застройки городских территорий, способствующей интенсивному естественному воздухообмену во внутридворовых и внутриквартальных пространствах; обеспечение необходимого количества автопарковочных мест, в том числе в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
т) осуществление дополнительного комплекса мероприятий по предупреждению загрязнения городских дорог грунтом с колес грузового и иного автомобильного транспорта при осуществлении строительных и других работ, а также при ином использовании автомобильного транспорта;
у) приобретение и эксплуатация дополнительных технических средств для осуществления противопылевой уборки городских улиц в сухие сезоны при отрицательных температурах, в период недопустимости осуществления влажной уборки городских улиц из соображений безопасности дорожного движения; ежедневная влажная уборка городских улиц при круглосуточных плюсовых температурах;
ф) складирование снега в зимнее время в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, очистка площадок снегохранения по завершении зимнего сезона; проектирование и строительство снегохранилищ для снега, вывезенного с автомобильных дорог; приобретение и использование снегоплавильных установок (станций) с механической очисткой;
х) реализация в строительстве подхода "зеленое строительство", предполагающего минимизацию уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла здания;
ц) оптимизация транспортной схемы в целях снижения автомобильного трафика и повышения средней скорости движения автомобильного транспорта на наиболее перегруженных участках городских дорог;
ч) организация контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ, осуществляемыми транспортными средствами; введение повышенных требований к экологическим характеристикам приобретаемых и используемых транспортных средств, предназначенных для осуществления пассажирских перевозок;
ш) развитие городской инфраструктуры для комфортного использования велосипедного транспорта; развитие культуры использования велосипедного транспорта в рамках пропаганды здорового образа жизни и формирования экологичной городской среды;
щ) развитие городского общественного электротранспорта; стимулирование развития электротранспорта; обеспечение повышения экологичности городского общественного транспорта с двигателем внутреннего сгорания; создание сети маршрутных школьных автобусов в целях снижения автомобильного трафика в часы пик;
э) разработка нормативных правовых актов Челябинской области, направленных на защиту зеленых насаждений в населенных пунктах Челябинской области;
ю) ужесточение требований, предъявляемых к выполнению работ по компенсационной высадке зеленых насаждений;
я) обеспечение надлежащего выполнения работ по содержанию, ремонту и обновлению зеленых насаждений в ключевых экономических центрах Челябинской области, а также создание зеленых насаждений, прежде всего в районах с неблагополучной экологической ситуацией;
я-1) усиление мер по озеленению всех пригодных городских пространств, в том числе с использованием вечнозеленых хвойных пород деревьев, осуществление групповых посадок деревьев смешанных пород и кустарников;
я-2) разработка и применение современных архитектурных решений по озеленению поверхностей городских зданий;
я-3) размещение производств с повышенной нагрузкой на окружающую среду за пределами границ населенных пунктов Челябинской области;
я-4) строительство и рекультивация полигонов ТКО, ликвидация несанкционированных свалок, строительство комплексов сортировки и переработки ТКО; вывод из эксплуатации Челябинской городской свалки, проведение последующей ее рекультивации;
я-5) обеспечение эффективного пожаротушения в районе угольного разреза "Коркинский", рекультивация земель в указанном районе;
я-6) применение при ремонте и строительстве городских автомобильных дорог более качественных компонентов асфальтового покрытия, обеспечивающих его повышенную устойчивость к воздействию влаги, ультрафиолета и перепадов температур;
2) создание условий для внедрения на промышленных предприятиях Челябинской области НДТ по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух:
а) уменьшение валовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от действующих источников посредством:
стимулирования промышленных организаций к проведению технологической (экологической) модернизации и реконструкции производств, обеспечивающих уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, внедрение природосберегающих технологий и экологической реабилитации загрязненных территорий, внедрение НДТ по охране окружающей среды (включая установку газоочистного оборудования), в том числе за счет использования мер государственной поддержки, включая снижение (корректировку) размеров платежей за реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, установление налоговых льгот, компенсацию процентных ставок по кредитам и др.;
создание и ведение сводного тома ПДВ;
организация нормирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основе данных сводного тома ПДВ;
б) стимулирование и поддержка хозяйствующих субъектов, внедряющих "зеленые" стандарты, систему экологического менеджмента и менеджмента качества продукции согласно стандартам Международной организации по стандартизации (ISO) серий 9000 и 14000, развитие экологического аудита и экологического страхования;
в) экономическое стимулирование применения природного газа и альтернативных источников энергоресурсов;
г) размещение производительных сил с учетом эколого-хозяйственного зонирования территории Челябинской области, отражающего его экологический потенциал и допустимую антропогенную нагрузку;
3) обеспечение соблюдения норм ПДВ в периоды НМУ:
а) обеспечение регулярных полива и уборки городских улиц в особо интенсивном режиме в периоды НМУ;
б) установление ограничений на въезд в крупные города большегрузного транспорта в периоды НМУ;
в) осуществление контроля планов промышленных организаций по снижению выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ;
г) совершенствование механизмов взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления в периоды НМУ.
105. Чистая вода.
Цель:
улучшение состояния водных объектов в целях обеспечения благоприятной среды обитания и комфортных условий для жизнедеятельности и воспроизводства населения Челябинской области, охраны природных ресурсов и их биологического разнообразия.
Задачи:
1) обеспечение качества и безопасности питьевого водоснабжения населения Челябинской области;
2) сохранение и улучшение качества воды водных объектов, используемых в рекреационных целях;
3) обеспечение эффективного контроля в области охраны водных объектов.
Меры и механизмы реализации задач:
1) обеспечение качества и безопасности питьевого водоснабжения населения Челябинской области:
а) снижение загрязнения водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения, включая уменьшение загрязненного стока с водосборной площади водных объектов, территорий сельскохозяйственных угодий и объектов сельскохозяйственного производства;
б) повышение качества водоподготовки в крупных населенных пунктах Челябинской области;
в) развитие (строительство, реконструкция и модернизация) действующих сетей и сооружений систем водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод;
г) резервирование источников питьевой воды и создание резервной системы питьевого водоснабжения населения Челябинской области;
д) утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
е) совершенствование технологических процессов очистки сточных вод, включая широкое внедрение технологии глубокого удаления из сточных вод биогенных элементов и технологий обеззараживания очищенных сточных вод;
ж) уменьшение сбросов загрязняющих веществ в водные источники за счет строительства оборотных систем технического водоснабжения;
з) содействие внедрению в организациях Челябинской области водосберегающих технологий;
и) обеспечение качества питьевой воды, соответствующего требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, при обеспечении доступности тарифов на эту услугу;
2) сохранение и улучшение качества воды водных объектов, используемых в рекреационных целях:
а) обеспечение соблюдения сбалансированной нагрузки на водные объекты в целях сохранения качества воды таких объектов, используемых в рекреационных целях;
б) установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;
в) реабилитация водных объектов, включая расчистку русел рек, очистку ложа водных объектов, в том числе Аргазинского водохранилища;
г) участие в профильных федеральных целевых программах по снижению влияния и ликвидации накопленного экологического ущерба;
д) организация сбалансированного пользования водными объектами с учетом их рекреационной нагрузки и природоохранного статуса;
е) организация использования рекреационных ресурсов озера Тургояк в рамках проекта по биосферному резервату "Горный Урал";
ж) разработка и выполнение мероприятий по охране и снижению загрязнения поверхностных водных объектов (Шершневского и Аргазинского водохранилищ, озер, рек и других водных объектов);
з) организация и ведение мониторинга подземных вод, предотвращение их загрязнения и истощения, организация достоверного учета запасов извлекаемых из недр подземных вод, предотвращение деградации и истощения поверхностных водных объектов (озер, рек);
3) обеспечение эффективного контроля в области охраны водных объектов:
а) применение принципов риск-ориентированного подхода, рационального природопользования и недопущения необоснованных ограничений при использовании водных объектов;
б) организация регулярных наблюдений и мониторинга за состоянием дна и берегов водных объектов, в первую очередь водных объектов, используемых в целях обеспечения питьевого водоснабжения;
в) инструментальное (лабораторное и техническое) сопровождение КНД;
г) внедрение механизмов экспертной оценки влияния на окружающую среду при проведении КНД;
д) создание и использование системы общественного контроля за деятельностью, связанной с загрязнением водных объектов, в том числе привлечение общественных инспекторов к замерам качества воды и проведению проверок источников загрязнения;
е) обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля в сфере охраны водных объектов;
ж) дополнительные меры по обеспечению чистоты воды и прибрежных территорий природных водоемов, признанных перспективными для развития въездного туризма.
106. Чистая земля.
Цель:
создание отрасли безопасного обращения с ТКО (организация сбора, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО), обеспечение биологического разнообразия в целях обеспечения благоприятной окружающей среды для проживания человека и экономически эффективного использования вторичных ресурсов.
Задачи:
1) организация обращения с ТКО, сокращение объемов захоронения ТКО, максимальное вовлечение компонентов ТКО в повторное использование;
2) повышение эффективности КНД в области охраны окружающей среды;
3) ликвидация объектов накопленного экологического вреда;
4) сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов.
Меры и механизмы реализации задач:
1) организация обращения с ТКО, сокращение объемов захоронения ТКО, максимальное вовлечение компонентов ТКО в повторное использование:
а) создание объектов инфраструктуры по обращению с отходами, включая полигоны, мусоросортировочные и мусороперегрузочные комплексы, объекты утилизации ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в Челябинской области;
б) организация производств по переработке ТКО;
в) субсидирование юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, местных бюджетов для создания инфраструктуры по обращению с ТКО;
г) развитие автоматизированной системы управления сбором, транспортировкой, обработкой и утилизацией ТКО с целью достижения максимального экономического эффекта в части обеспечения доступности для населения тарифов на коммунальные услуги в области обращения с ТКО;
д) использование механизма ГЧП при создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в отношении переработки и утилизации (захоронения) ТКО на территории Челябинской области;
е) принятие нормативных правовых актов Челябинской области, устанавливающих механизмы предотвращения и сокращения образования ТКО;
ж) формирование экологической культуры потребления, в том числе популяризация раздельного сбора ТКО, обеспечение информированности жителей по вопросу раздельного сбора ТКО с помощью социальной рекламы, просветительских акций, СМИ, а также размещения адресов существующих пунктов раздельного сбора отходов в информационно-коммуникационной сети "Интернет";
з) предоставление региональных налоговых льгот в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий по охране атмосферного воздуха;
2) повышение эффективности КНД в области охраны окружающей среды:
а) инструментальное (лабораторное и техническое) сопровождение КНД;
б) внедрение механизмов экспертной оценки влияния на окружающую среду при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
в) создание и использование системы общественного контроля за деятельностью, связанной с обращением с ТКО, в том числе привлечение общественных инспекторов к проведению проверок источников загрязнения;
г) обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля в сфере обращения с ТКО;
3) ликвидация объектов накопленного экологического вреда:
а) инвентаризация мест размещения ТКО, в том числе объектов накопленного экологического вреда, в границах населенных пунктов, а также несанкционированных свалок;
б) рекультивация мест размещения ТКО, в том числе объектов накопленного экологического вреда;
4) сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов:
а) сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства лесного фонда, поддержания его состава и структуры, защита лесов от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;
б) повышение продуктивности и улучшение качества лесов путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использования достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применения современных технологий выращивания лесов;
в) сохранение показателя лесистости территории Челябинской области, а также доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда Челябинской области;
г) обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров средствами наземной и авиационной охраны лесов;
д) сохранение и восстановление численности редких, исчезающих и экологически значимых видов растений и животных;
е) недопущение несанкционированного пользования недрами;
ж) развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;
з) формирование природно-экологического каркаса Челябинской области с целью охраны и воспроизводства потенциала биосферных ресурсов, природного биологического разнообразия ландшафтов на освоенных и урбанизированных территориях;
и) охрана и использование особо охраняемых природных территорий Челябинской области.
<< Глава 10 Глава 10 |
Глава 12 >> Глава 12 |
|
Содержание Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 31 января 2019 г. N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.