Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Златоустовского городского округа, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной Программы
1. Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям по итогам 2015 года составил 866,9 млн. рублей. Темп роста к аналогичному периоду 2014 года составил 117,1 процент.
За январь-ноябрь 2015 года среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям округа сложилась в размере 23066 рублей, что на 5,1 процентов выше, чем в аналогичном периоде 2014 года. Реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) сократилась на 8,05 процентов.
По состоянию на 01.01.2016 года уровень зарегистрированной безработицы составил 2,13 процента (на 01.01.2015 года - 1,7), численность зарегистрированных безработных увеличилась до 1 790 человек, что на 379 человек больше чем в 2014 году.
Наблюдается снижение численности населения округа со 172,2 тыс. человек до 171,3 тыс. человек, на конец ноября 2015 года.
В январе-ноябре 2015 года родилось 1 674 человек, что на 12,08 процента меньше, чем в январе-ноябре 2014 года, число умерших в январе-ноябре 2015 года составила 2 222 человек (на 1,71 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года).
За 2015 год миграционное сальдо составило (-) 282 человека, что на 23,4 процента меньше, чем в 2014 году.
По итогам ноября 2015 года среднегодовая численность постоянного населения Златоустовского городского округа составила 171 743 человека.
Одним из стратегических направлений развития округа в течение последних лет является малый бизнес. Малое предпринимательство создает условия для обеспечения стабильности в обществе, формирует средний класс, пополняет местный бюджет, снимает социальную напряженность, создает рабочие места, способствует развитию инфраструктуры экономики округа.
По итогам 2015 года в округе зарегистрировано порядка 1300 малых предприятий и около 3,7 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Всего в малом бизнесе трудится порядка 30,5 тысяч человек.
Одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития округа является создание условий для улучшения качества жизни населения, в том числе за счет развития инфраструктуры товарных рынков, создания конкурентной среды, формирования системы мониторинга проблемных товарных рынков, обеспечения качества и безопасности товаров, услуг.
В Златоустовском городском округе приоритетами социально-экономического развития является обеспечение комфортных условий проживания населения, рост уровня и качества жизни. В силу чего, необходимо усилить защиту интересов местных производителей, содействовать формированию равных стартовых условий для добросовестной конкуренции. В торговых точках города должны быть товары, в первую очередь, местного производства.
Расширение линейки производимой продукции, привлечение инвестиционных средств на модернизацию производства, развитие логистических систем. Повысить спрос помогут такие маркетинговые ходы, как размещение информации о предприятии и выпускаемой продукции в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, участие в международных и межрегиональных выставках-ярмарках. Последнее позволит расширить торгово-экономические связи, наладить новые партнерские отношения, усовершенствовать систему сбыта продукции. Не менее важное условие - это налаженное взаимодействие с продовольственными магазинами. Все это будет способствовать привлечению продукции, производимой местными производителями на прилавки округа и области.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует развитию конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма. Потребительский рынок играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышения благосостояния нации.
Предпринимательский вклад в развитие экономики округа можно значительно увеличить за счет качественных характеристик предпринимательства. Этому способствуют рыночные факторы - увеличение платежеспособности населения округа соответственно, спроса на товары и услуги на потребительском рынке, а также расширение производства товаров и услуг для крупных предприятий и муниципального сектора.
Развитие предпринимательства должно существенно усилить роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии округа, в том числе:
1) насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами;
2) рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;
3) повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности;
4) развитие кооперационных связей внутри сектора, а также между крупными промышленными предприятиями и СМиСП;
5) привлечение инвестиций в экономику округа.
Несмотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий для деятельности СМиСП на территории округа имеются проблемы, препятствующие его дальнейшему развитию.
Отсутствует конкурентная среда для развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На деятельности малого и среднего бизнеса негативно сказывается рост тарифов на транспортные услуги, электроэнергию, аренду земли и зданий и помещений. Остается слабо востребованным научный потенциал округа, поэтому необходимо активизировать работу по инновационным направлениям малого и среднего бизнеса. Развитие инфраструктуры необходимо также для решения другой задачи малого и среднего бизнеса - вовлечения в предпринимательскую деятельность незанятого населения: молодежи, женщин, инвалидов.
Серьезной проблемой для развития малого и среднего предпринимательства остается недостаток инвестиций для приобретения современного оборудования. Кредитные ресурсы банков остаются недоступными для многих малых и, прежде всего, начинающих и инновационных предприятий, не имеющих собственных свободных денежных средств и необходимого залогового обеспечения. Снижение стоимости заемных средств возможно через предоставление субсидий на уплату части процентной ставки по банковским кредитам, а также через развитие небанковской региональной кредитно-заемной системы, сети микрокредитования. Необходимость поддержки СМиСП связана также с компенсацией неравных условий, в которых они находятся по сравнению с крупными предприятиями. Развитие предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея потенциал, осуществляется лишь при условии целенаправленного содействия со стороны всех организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.
Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 05.07.2013 г. N 28-ЗГО утверждена Стратегия и Комплексная программа социально-экономического развития Златоустовского городского округа до 2030 года (далее - Стратегия). Мероприятия Стратегии направлены на повышение инвестиционной привлекательности округа, создание эффективной инвестиционной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики.
Стратегия будет способствовать решению основных задач, которые направлены на улучшение инвестиционного климата и создание новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе лучших региональных практик.
К числу таковых относятся: реальное положение и перспективы предприятий, характеризующиеся показателями динамики выпуска продукции (услуг), динамики фонда заработной платы и численности занятых, динамики цен на аналогичную продукцию, платежеспособности и эффективности производства и сбыта продукции, ее конкурентоспособности, возможности привлечения внешних, в том числе зарубежных инвесторов.
2. Эффективность реализации мероприятий муниципальной Программы зависит от эффективности принимаемых организационно-распорядительных решений, своевременности и полноты финансирования запланированных мероприятий. При соблюдении вышеуказанных условий риск неисполнения мероприятий можно оценить как минимальный.
При реализации муниципальной Программы и для достижения поставленных целей необходимо учитывать возможные финансовые, социальные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации муниципальной Программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения, принятие оперативных мер по корректировке мероприятий и показателей муниципальной Программы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации муниципальной Программы существенными являются следующие риски:
1) социальные риски - связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики округа, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией.
2) финансовые риски - связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования.
К прочим рискам относится неоднородность финансовых возможностей бюджета округа, что приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения им собственных полномочий в области финансовой поддержки (например - деятельности местных товаропроизводителей округа).
Меры управления рисками реализации муниципальной Программы основываются на следующем анализе:
наибольшее отрицательное влияние из вышеперечисленных рисков на реализацию муниципальной Программы могут оказать реализация финансовых рисков.
В рамках муниципальной Программы отсутствует возможность управления вышеуказанными рисками. Возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.
В рамках данной муниципальной Программы минимизация указанных рисков возможна на основе:
1) своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей муниципальной Программы;
2) регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной Программы.
Минимизация социальных рисков возможна на основе совершенствования нормативно-правового регулирования в области финансовой поддержки (например - деятельности местных товаропроизводителей).
Минимизация прочих рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной Программы.
Златоуст обладает весьма широким спектром туристских ресурсов, которые представлены следующими видами туризма:
Культурно - познавательный туризм, охватывающий посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей.
В настоящее время на территории города находятся памятники истории и культуры, функционируют государственные и муниципальные учреждения культуры: театр, музей, библиотеки, культурно-досуговые учреждения, выставочный зал и т.д. Наиболее привлекательные объекты туристских маршрутов в городе Златоусте - Ансамбль Башни - колокольни на Красной горке с прилегающий к нему "Горный парк им. П.П. Бажова", Ансамбль исторических зданий, Городской краеведческий музей и другие. На территории округа находится 49 памятников архитектуры, истории и культуры.
Этнографическое наследие определяется сохраненными до настоящего времени ремеслами: изготовление гравюры на стали и холодного украшенного оружия.
Событийный туризм предусматривает собой путешествия, приуроченные к проведению народных праздников, дней города, фестивалей, конкурсов, выставок, ярмарок. Такие мероприятия отмечены значительной массовостью, что позволяет активизировать продажу изделий традиционных ремесел и сувениров, организовать дополнительные культурные программы.
В Златоусте проходят Всероссийский фестиваль духовой музыки "Уральские фанфары", Всероссийский конкурс "Роза ветров "Москва - Златоуст транзит", Всероссийский фестиваль гравюры и холодного украшенного оружия, Всероссийский фестиваль современной хореографии "Евразия - шанс".
Оздоровительный туризм направлен на восстановление человеческих сил, физического состояния человека (туриста). На данный момент в округе есть один санаторий-профилакторий "Металлург".
Деловой и конгрессный (научно-деловой) туризм. Данный вид туризма представляет собой поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса (участие в конференциях, различных мероприятиях, политических событиях), а также туризм, ориентированный на проведение и обслуживание конгрессов, симпозиумов, съездов, конференций, собраний. На территории округа расположены конференц-залы в гостинице "Таганай" и офис-центре "Дом контор".
Спортивный туризм связан с поездками с целью активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях. На территории города расположены три стадиона, спортивные комплексы "Строитель" и "Локомотив", Центр олимпийской подготовки "Уралочка", бассейны "Сталь" и "Таганай" и другие небольшие объекты. Также в Златоусте есть горнолыжная трасса называемая "Канатка". В 2015 году закончено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с искусственным ледовым покрытием "Таганай".
На территории Златоуста находится национальный парк "Таганай". На территории национального парка можно посетить уникальные природные объекты. Каждый год в июне на территории Национального парка "Таганай" проходит открытый фестиваль авторской песни "Черная скала".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.