Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования
по профессии 250401.06 Контролер полуфабрикатов и изделий из древесины
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2010 г. N 501)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 250401.06 Контролер полуфабрикатов и изделий из древесины всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) |
Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Контролер деревообрабатывающего производства Сортировщик шпона и фанеры Сортировщик материалов и изделий из древесины |
10 мес. |
на базе основного общего образования |
2 года 5 мес.** |
______________________________
* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии
** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
контролер деревообрабатывающего производства - сортировщик шпона и фанеры;
сортировщик материалов и изделий из древесины - сортировщик шпона и фанеры;
контролер деревообрабатывающего производства - сортировщик материалов и изделий из древесины.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: контроль качества и приемка полуфабрикатов и изделий из древесины, осуществление технологического процесса обработки древесины;
работы, связанные с изготовлением, сортировкой, сушкой сырья, материалов и изделий; маркировкой, транспортированием, складированием и хранением пиломатериалов, заготовок, деталей и изделий из древесины;
участие в отдельных операциях технологического процесса обработки древесины.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
сырье, полуфабрикаты и готовые изделия из древесины;
технология обработки пиломатериалов;
средства контроля качества в деревообрабатывающей промышленности;
нормативная техническая и сопроводительная документация на готовые изделия и полуфабрикаты из древесины;
процессы контроля и сортировки изделий и деталей из дерева.
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Контроль качества и приемка материалов и изделий деревообрабатывающего производства.
ПК 1.1. Определять древесную породу пиломатериалов, заготовок, деталей и изделий.
ПК 1.2. Выполнять комплекс работ по контролю качества заготовок, клееных деревянных конструкций и плит, пиломатериалов и изделий из древесины.
ПК 1.3. Выполнять пооперационный контроль технологического процесса обработки древесины на деревообрабатывающих станках.
ПК 1.4. Выполнять контроль качества исправленных дефектов и качества столярно-строительных изделий и плит при повторном предъявлении.
5.2.2. Сортировка шпона и фанеры.
ПК 2.1. Организовывать рабочее место в отделении по переработке, транспортировке щепы и сортировке шпона на деревообрабатывающем производстве.
ПК 2.2. Выполнять контроль и приемку строганого шпона, фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит по сортам.
ПК 2.3. Контролировать операции технологического процесса изготовления шпона и фанеры.
ПК 2.4. Организовывать проведение испытаний фанеры на прочность.
5.2.3. Сортировка материалов и изделий из древесины.
ПК 3.1. Определять в соответствии с требованиями стандартов породу, качество и размеры пиловочных бревен, чураков, кряжей.
ПК 3.2. Осуществлять сортировку сырых и сухих пиломатериалов и заготовок для последующей обработки.
ПК 3.3. Определять породы и пороки древесины.
ПК 3.4. Сортировать материалы из древесины по породам.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Таблица 2
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
348 |
232 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать и выполнять рабочие чертежи, схемы и эскизы деталей и изделий деревообрабатывающего производства; выполнять и графически оформлять проецирование, сечение и разрезы деталей; выполнять геометрические построения деталей и изделий; деревообрабатывающего производства; выполнять графическое соединение деталей; знать: основные понятия и требования стандартов на изделия и полуфабрикаты в деревообработке; основные понятия о Единой системе конструкторской документации (ЕСКД); основные требования к оформлению, выполнению рабочих чертежей деталей и эскизов деревообрабатывающего производства, чтению чертежей |
|
|
ОП.01. Техническая графика |
||
уметь: классифицировать отдельные элементы и системы управления автоматизации технологического процесса в деревообработке; безопасно применять исполнительные механизмы оборудования по сортировке материалов и заготовок деревообрабатывающей промышленности; знать: основные понятия, цель, содержание и значение автоматизации деревообрабатывающего производства; устройство, назначение, характеристику средств автоматизированного управления |
|
|
ОП.02. Автоматизация деревообрабатывающего производства |
||
уметь: производить измерения и расчёт параметров электрических цепей; безопасно эксплуатировать электрические машины и аппаратуру управления и защиты деревообрабатывающего производства; читать условные обозначения и маркировку электронных устройств; включать электроизмерительные приборы в электрическую цепь; знать: основные свойства электрических цепей; единицы измерения электрических величин; сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях; применение и правила эксплуатации измерительных приборов; меры безопасности при выполнении работ на оборудовании с электроприводом |
|
|
ОП.03. Электротехника |
||
уметь: различать металлические и неметаллические материалы; определять строение, свойства древесины; выявлять пороки древесины; классифицировать материалы деревообработки; выбирать материалы в профессиональной деятельности; распознавать маркировку материалов; знать: назначение и маркировку основных материалов, применяемых в промышленности; основные древесные породы материалов; содержание стандартов на древесные материалы; явления, связанные с изменением влажности древесины; физические и механические свойства древесины; требования стандартов на материалы |
|
|
ОП.04. Материаловедение и основы древесиноведения |
||
уметь: находить и использовать необходимую экономическую информацию; определять и сравнивать основные формы заработной платы; знать: иметь представление об основных аспектах отрасли, организации как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; организацию производственного и технологического процессов; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли; механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях |
|
|
ОП.05. Основы экономики организации |
||
уметь: определять параметры шероховатости обработанной поверхности; выявлять погрешности изготовления деталей; определять виды размеров готовых деталей; определять годность размера изделия; рассчитывать допустимые размеры, учитывая отклонения; вычислять допуск размера; читать на чертежах обозначение полей допусков и посадок; применять различные типы посадок в соединении деталей; работать с Государственными стандартами на продукцию лесопильной и деревообрабатывающей промышленности; пользоваться контрольно-измерительными инструментами; знать: виды погрешностей; виды размеров; вычисление размеров с учетом отклонений: виды и назначение посадок; правила обозначения полей допусков и посадок на чертежах; точность обработки, квалитеты, классы точности; понятие о стандартизации; основы метрологии; правила пользования контрольно-измерительными инструментами |
|
|
ОП.06. Допуски, посадки и технические измерения |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
32 |
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности |
||
П.00 |
Профессиональный цикл |
516 |
344 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
516 |
344 |
|
|
ПМ.01 |
Контроль качества и приемка материалов и изделий деревообрабатывающего производства В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: квалифицированного контроля качества лесоматериалов, пиломатериалов и заготовок, технологической щепы; квалифицированного контроля качества столярно-строительных изделий и плит, ящичной и бондарной тары; квалифицированного контроля параметров лущеного и строганого шпона, качества клееной фанеры; уметь: пользоваться необходимой технической документацией, контрольно-измерительным инструментом и приспособлениями для контроля качества лесоматериалов, пиломатериалов, технологической щепы, столярно-строительных изделий и плит, лущеного и строганого шпона, клееной фанеры, ящичной тары; управлять оборудованием лесопильных потоков; маркировать пиломатериалы и заготовки; оформлять учетную документацию на контролируемые изделия и полуфабрикаты; соблюдать технологию пооперационного контроля качества; контролировать качество погрузки и транспортировки, укладки и хранения пиломатериалов и заготовок на складах; проводить ситовой анализ щепы, определять содержание фракций щепы; определять дефекты и пороки древесины столярно-строительных изделий; определять допуски и посадки различных соединений стройдеталей; проводить испытание плит на прочность и твердость; устранять брак, получаемый в процессе обработки заготовок; организовывать рабочее место контролера деревообрабатывающего производства в соответствии с нормативными требованиями; знать: виды сырья лесопильно-деревообрабатывающего производства; требования стандартов и технической документации к качеству контролируемых изделий и полуфабрикатов; способы измерения геометрических параметров изделий из древесины; методы и средства контроля качества изделий из древесины; способы контроля качества погрузки, транспортировки, укладки и хранения пиломатериалов на складах; основы маркировки пиломатериалов и заготовок; правила оформления учетной документации; общее устройство и принцип действия оборудования для производства щепы, фрикционный состав и свойства щепы; значение стандартизации ящичной тары; устройство и принцип действия станков для механической сборки ящиков; требования охраны труда и техники безопасности при контроле качества столярно-строительных изделий и плит |
|
|
МДК.01.01. Основы резания древесины дереворежущими инструментами |
|
ПМ.02 |
Сортировка шпона и фанеры В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: квалифицированного выполнения сортировки щепы и шпона в соответствии с требованиями стандартов и технической документации; уметь: определять параметры шпона и фанеры с применением контрольно-измерительных инструментов и приборов, сортировать шпон; выполнять различные способы починки шпона; устранять отдельные дефекты фанеры; устанавливать сорта шпона и марку фанеры; наносить условные обозначения при сортировке шпона, грамотно выполнять маркировку фанеры, лущеного и строганого шпона; вести учетную документацию; организовывать рабочее место при сортировке шпона и фанеры в соответствии с нормативными требованиями; знать: требования технической документации к породам древесины, применяемой для изготовления лущеного и строганого шпона, клееной фанеры; размерную сетку фанеры по длине, ширине и толщине; назначение и сортамент фанеры, качественные сорта и марки клееной фанеры; приемы переноски и укладки листов шпона; приемы починки шпона; требования стандартов и технической документации на сортировку шпона, фанеры различных типов; правила маркировки, упаковки и оформления учетной документации по сортировке шпона и фанеры; требования охраны труда и техники безопасности при сортировке шпона и фанеры в соответствии с нормативными требованиями |
|
|
МДК.02.01. Технология сортировки шпона и фанеры |
|
ПМ.03 |
Сортировка материалов и изделий из древесины В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: квалифицированного выполнения сортировки материалов из древесины в соответствии с требованиями стандартов и технической документации; управления оборудованием по сортировке пиломатериалов, заготовок, технологической щепы; уметь: управлять оборудованием по сортировке пиломатериалов, заготовок, технологической щепы на поперечных транспортерах и на сортировочной площадке лесопильного цеха; оформлять дефектные ведомости; контролировать качество пакетирования, погрузки и транспортирования пиломатериалов и заготовок в процессе сортировки; производить подбор, сортировку и браковку клепки, ящичных дощечек перед сушкой и после сушки; производить маркировку; вести учет подбора-сортировки дощечек для ящичных комплектов и клепки для бочек; организовывать рабочее место при сортировке материалов и изделий из древесины в соответствии с нормативными требованиями; знать: назначение и принцип действия сортировочного и пакетоформирующего оборудования; требования к различным видам сортировки материалов и изделий из древесины; основы сортировки пиломатериалов по сортам в соответствии с требованиями стандартов и технической документации; требования охраны труда и техники безопасности при сортировке материалов и изделий из древесины в соответствии с нормативными требованиями |
|
|
МДК.03.01. Технология сортировки материалов и изделий из древесины |
|
ФК.00 |
Физическая культура В результате освоения раздела "Физическая культура"обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
80 |
40 |
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ОПОП, включая |
1080 |
720 |
|
|
|
раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП |
|
|
|
|
УП.00 |
Учебная практика (производственное обучение) |
19 нед. |
684 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика |
||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
1 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика (производственное обучение) |
19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
1 нед. |
Каникулярное время |
2 нед. |
Итого |
43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
57 нед. |
промежуточная аттестация |
3 нед. |
каникулярное время |
13 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
технической графики;
экономики организации;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
теоретических основ контроля качества, приемки, сортировки материалов и изделий из древесины.
Лаборатории:
автоматизации производства и электротехники;
материаловедения, основ древесиноведения и допусков, посадок и технических измерений.
Мастерские:
столярная и сборки изделий из древесины;
механической обработки древесины и испытания полуфабрикатов;
контроля, сортировки пиломатериалов и изделий из древесины.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или
место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения о государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
______________________________
* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2010 г. N 501 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.