Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
1. Образование является одним из важных социальных благ современного человечества. Важность отрасли "Образование" обуславливается тем, что она помогает передавать знания и опыт поколений, формирует будущий образ и набор качеств, черт и компетенций жителя города; ее воспитательные и образовательные функции позволяют определить будущего жителя Миасского городского округа - гражданина, профессионала, потребителя, предпринимателя. Без изменений в отрасли "Образование" невозможно устойчивое развитие Миасского городского округа.
Развитие данной сферы повышает конкурентоспособность города в борьбе за человеческий, интеллектуальный, материальный, финансовый капиталы в глобальном мире.
2. В системе образования города 106 муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, общего и дополнительного образования, в которых обучается и воспитывается 33081 ребенок в возрасте от 1 года до 18 лет. Сеть образовательных учреждений дифференцирована, вариативна и в целом отвечает потребностям жителей нашего города:
- дошкольные учреждения - 65;
- дошкольные отделения при школах - 3;
- общеобразовательные школы - 35;
- специальные коррекционные учреждения - 2;
- центр дополнительного образования - 1.
Все образовательные учреждения общего образования имеют лицензию на образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации.
3. Общий охват детей Миасского городского округа в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием на январь 2016 года составляет 82,0%. Постоянно решается задача обеспечения местами в дошкольных организациях семей, имеющих детей в возрасте от 3х лет и старше. Вместе с тем, острой остается потребность открытия групп раннего возраста (от года до 3х лет). За период с 2013 по 2016 годы в детских садах Миасского городского округа открыто 1210 дополнительных мест, в т.ч. введен в эксплуатацию новый детский сад на 240 мест. Задача по обеспечению семей, имеющих детей дошкольного возраста, доступным качественным дошкольным образованием остается и на период действия программы в Миасском городском округе с 2017 по 2019 годы.
Достигнутый уровень доступности дошкольного образования превышает среднероссийские показатели, но при этом не является достаточным для решения стратегических задач государственной политики в сфере образования, определенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и другими нормативными правовыми актами.
Равенство возможностей для получения качественного дошкольного образования предполагает обеспечение его территориальной, возрастной, социальной и экономической доступности для всех социально-демографических групп и слоев населения.
Существенными факторами, определяющими масштаб проблемы территориальной доступности дошкольного образования, являются:
рост численности детей дошкольного возраста, продолжающийся с 2001 года. Достижение порогового максимума численности детей дошкольного возраста прогнозируется в 2017 году;
значительный перегруз проектной мощности ДОО (57 процентов от общего числа), которые укомплектованы детьми с превышением нормативов наполняемости групп.
4. В Миасском городском округе сформирована сеть образовательных организаций, участвующих в инновационном развитии системы образования, созданы действующие образцы новых образовательных практик, обновлено представление о том, что такое современное образование.
Введение стандартов дошкольного и общего образования значительно изменило подходы к разработке образовательных программ. Педагоги Миасса осваивают новые образовательные технологии, позволяющие обеспечить устойчивые образовательные результаты.
Вместе с тем количество образовательных организаций, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют действенные механизмы распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и не может быть распространен на всю систему образования. В результате охват качественным образованием, модель которого апробирована в отдельной образовательной организации и которое необходимо для обеспечения равных стартовых возможностей всех обучающихся, продолжает оставаться недостаточным.
Дальнейшая модернизация образования требует масштабных изменений - вовлечения большей части образовательных организаций в процессы инновационного развития системы образования региона, страны в целом.
5. Фундаментом отрасли "Образование" является кадровый потенциал, обеспечивающий передачу знаний, установок, воспитательные и социализирующие функции для жителей Миасского городского округа.
Механизмы и организационные формы поддержки, поощрения и стимулирования образовательных организаций и педагогических работников были обновлены в рамках национального проекта. Однако, данное направление требует внесения изменений в Программу развития образования Миасского городского округа.
Общее количество работающих в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования, составляет 4445 человек, в том числе 2314 педагогических работника. Обеспеченность педагогическими кадрами в среднем составляет 99,4%. Наибольшее количество составляли педагоги возрастной группы от 31 до 55 лет - 64,0%, количество педагогических работников пенсионного возраста (56 лет и старше) - 14,7 %
6. В городе выстроена система повышения профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров учреждений системы образования.
С принятием мер по сокращению разрыва между оплатой труда педагогических работников и средней заработной платы по региону привлекательность работы в образовательных учреждениях, в том числе для молодых специалистов, повышается. Для решения вопросов привлечения в отрасль "Образование" высококвалифицированных и молодых кадров внедряется система "эффективных контрактов" с работниками образовательных организаций.
7. Большого внимания требует изменение системы дополнительного образования Миасского городского округа. При достаточно высоком охвате детей занятиями в системе дополнительного образования 39% следует отметить недостаточный уровень развития кружков научного и технического профиля. Учитывая значимость дополнительного образования для ранней профориентации и социализации детей нельзя не задумываться об обновлении материально-технической базы, повышении качества преподавания по данным направлениям с учетом специфики ведущих предприятий города. Системе дополнительного образования Миасса предстоит переход на персонализацию образовательных программ и новый подход к оплате труда педагогов с учетом персонализации обучения и нормативного подушевого финансирования.
8. Стратегические цели и задачи системы образования Миасского городского округа определяются в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
В целях реализации задач развития образования, а именно: реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; реализации направлений национального проекта "Образование", модернизации систем общего и дошкольного образования, деятельность осуществлялась в соответствии с муниципальной целевой программой развития образования в Миасском городском округе на 2016 год, утвержденной постановлением Администрации Миасского городского округа от 15.12.2015 г. N 7531 "Об утверждении муниципальной Программы "Развитие образования в Миасском городском округе на 2016 год" (далее именуется - Программа развития образования), комплексом мер по модернизации общего образования, утвержденного постановлением Администрации Миасского городского округа от 04.06.2013 г. N 3612 внимание было сконцентрировано на выявлении, поддержке и распространении инновационного опыта, внедрении новых финансово-экономических механизмов, развитии инфраструктуры системы образования, поддержке и поощрении лучших педагогических работников, стимулировании одаренных детей и талантливой молодежи.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Миасском городском округе" наиболее актуальными направлениями стали мероприятия, направленные на создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях; формирование независимой оценки качества образования; повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере образования за счет оптимизации сети образовательных организаций и образовательных программ; внедрение эффективного контракта; повышение заработной платы педагогических работников.
Системность реализации мероприятий национального проекта и Программы развития образования позволила комплексно приступить к решению проблемы, названной в качестве приоритетной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, несоответствия человеческого капитала как основного фактора экономического развития запросам экономики, общества, личности.
9. Анализ современного состояния образования в МГО с учетом результатов реализации национального проекта и Программы развития образования свидетельствует о том, что в образовательной системе сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Использование программно-целевых и проектных методов позволяет стимулировать системные изменения. Вместе с тем уровень развития образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, а в системе образования сохраняются очевидные проблемы и противоречия.
Реализация национального проекта явилась началом формирования основ для инновационного развития российского образования и значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием. Принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" явилось завершением формирования новой институциональной модели российской системы образования.
10. Механизм софинансирования системы образования за счет средств областного и местного бюджетов эффективно отработан в рамках национального проекта.
Последовательное применение принципа софинансирования позволило не только привлечь дополнительные средства в систему образования, но и целевым образом направить их на приоритетные направления развития системы образования: нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений; систему оплаты труда, ориентированную на результат, публичную отчетность образовательных учреждений.
В то же время реакция системы образования на изменения в подходах к финансированию отрасли остается недостаточно оперативной, запаздывает относительно темпов социально-экономического развития Миасского городского округа, Челябинской области и страны в целом.
11. С 2006 года начал реализацию конкурсный механизм поддержки лидеров - "точек роста" нового качества образования, при котором бюджетные средства были распределены на основе общественной оценки, а учреждения наделялись обязанностями по распространению инновационного опыта.
Поддержка лидеров из числа отдельных образовательных учреждений, в том числе реализующих инновационные образовательные программы, позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики.
В результате сформирована сеть образовательных организаций, участвующих в инновационном развитии системы образования, созданы действующие образцы новых образовательных практик, обновлено представление о том, что такое современное образование.
Прежде всего, это повышение открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества. Так, заявки на участие в конкурсах, проводимых в рамках реализации национального проекта и Программы развития образования, представляли органы государственно-общественного управления образовательных учреждений или профессиональные сообщества учителей. Это расширило практику создания в образовательных учреждениях попечительских, управляющих и иных советов. Доля образовательных учреждений МГО, имеющих орган управления, реализующий государственно-общественный характер управления, увеличился с 70,2 процента в 2009 году до 100 процентов в 2016 году.
Гражданские институты принимали участие в экспертизе, оценивании образовательных учреждений и педагогов. Состоялось общественное обсуждение самих конкурсных критериев. Это способствовало становлению нового, сформулированного обществом представления о качестве образования, а также развитию новых форм его оценки (открытой, прозрачной, критериальной, внешней (не внутриведомственной), с участием общественности).
Вместе с тем количество образовательных организаций, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют действенные механизмы распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и не может быть распространен на всю систему образования. В результате охват качественным образованием, модель которого апробирована в отдельной образовательной организации и которое необходимо для обеспечения равных стартовых возможностей всех обучающихся, продолжает оставаться недостаточным.
Дальнейшая модернизация образования требует масштабных изменений - вовлечения большей части образовательных организаций в процессы инновационного развития системы образования муниципалитета.
12. Механизмы и организационные формы поддержки, поощрения и стимулирования педагогических работников были обновлены в рамках национального проекта и сохранены в Программе развития образования.
Дала результаты система поддержки классных руководителей и молодых специалистов. Впервые в истории отечественного образования нормативно закреплен статус классного руководителя, а значимость воспитательной деятельности если и не определена в качестве приоритетной, то поставлена в равное положение с преподаванием общеобразовательных дисциплин. Это в значительной степени способствовало активизации воспитательной работы в общеобразовательных организациях.
Получены результаты в повышении престижа профессии учителя. Обновляется кадровый состав работников образования. Доля педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в образовательных учреждениях системы общего образования, увеличилась с 16,3 процента в 2008 году до 19 процентов в 2016 году.
При создании современных условий, моральных и материальных стимулов для качественной работы и профессионального роста педагога перспективными задачами являются:
1) формирование и предъявление новых требований к современному учителю;
2) внедрение новых подходов в систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов с максимальной персонификацией программ за счет модульности и вариативности;
3) использование кадрового потенциала лучших учителей в решении задач национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" при внедрении федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.
13. Обновление инфраструктуры образования произошло в результате реализации национального проекта, а в последующем - национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", комплекса мер по модернизации общего образования.
Наряду с подключением всех школ к сети Интернет более чем в два раза увеличилось количество в них компьютеров. Произошло формирование единых локальных вычислительных сетей образовательных учреждений с выходом в сеть Интернет. Это позволило достичь соотношения 10,39 обучающихся в среднем на один компьютер.
Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий способствовало:
во-первых, формированию современного облика образования и принципиально нового качества предоставления образовательных услуг;
во-вторых, выравниванию учебных возможностей для всех обучающихся и условий труда для всех педагогов;
в-третьих, предъявлению иных требований к профессиональной деятельности педагога;
в-четвертых, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся и педагогических работников.
Приведение всей инфраструктуры образования к уровню, соответствующему современным стандартам, позволило бы перейти от масштабных инвестиций к систематическому текущему финансированию, обеспечивающему поддержку всей инфраструктуры образования.
14. Создание в образовательных учреждениях современных условий обучения является наиболее заметным и значимым результатом реализации национального проекта.
Еще в 2006 году доля школьников, обучающихся в современных условиях, в среднем по Российской Федерации не превышала 21 процента. В МГО к началу 2016 года свыше половины школьников (72,2 процента) обучались в условиях, отвечающих современным требованиям (полная оснащенность современным оборудованием, укомплектованность квалифицированными кадрами, соответствие требованиям строительных и социальных норм). Достичь 100% соответствия образовательных организаций современным требованиям не представляется возможным без реконструкции имеющихся образовательных организаций (СОШ N 8 отсутствие современной системы канализации и др.). Кроме того, острой остается проблема перевода на односменный режим работы всех образовательных организаций к 2025 году. Кроме введения новых мест и строительства новых школ необходимы оптимизация образовательных программ и контингента обучающихся.
При этом сохраняется межмуниципальная дифференциация по уровню соответствия инфраструктуры образования современным требованиям.
Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в современной образовательной и управленческой практике носит эпизодический характер. Не создана целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования. Необходимо создание технических и технологических условий, которые позволят педагогам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам информации по всем отраслям науки и техники, использовать новые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения, в том числе дистанционно. В 2016 году осуществлен переход всех образовательных организаций на единую информационную систему, которая интегрируется в региональный и федеральный сегмент учета обучающихся и их достижений "Контингент". Следует отметить, что изучение и использование возможностей системы "Контингент" в практике управления способно существенно повлиять на образовательную среду, а, следовательно, повысить качество управления образовательной организацией.
15. Выявление и поощрение талантливой молодежи стало в образовательных учреждениях ядром широкой системной поддержки и сопровождения юных талантов.
Дальнейшее развитие получило олимпиадное движение. Проводятся муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, областные олимпиады, межрегиональные олимпиады. Продолжает сохраняться положительная тенденция роста призеров олимпиад всех уровней. Количество призеров областных олимпиад в 2015-2016 учебном году выросло со 189 до 208 чел. Процент призеров от общего числа участников областных олимпиад составляет 21%. Для организации работы с одаренными и способными детьми в городе функционирует 3 специализированные предметные лаборатории (лаборатория физики, лаборатория "Начальная школа - школа развития и лаборатория курса ОРКиСЭ), 3-D класс (МБОУ "СОШ N 18"), на базе МАОУ "СОШ N 4" создан образовательный комплекс, использующий сетевые формы взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования.
Доля обучающихся 9 - 11 классов, принявших участие и ставших победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам (от общей численности обучающихся 9 - 11 классов), составляет соответственно 0,55 процента и 0,12 процента.
В результате удалось приступить к созданию условий для реализации инновационного потенциала российской молодежи.
Вместе с тем сохраняется необходимость развития системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В данной деятельности отсутствуют эффективные механизмы обеспечения непрерывности интеграции возможностей образовательных организаций, реализующих программы разного уровня - от общего до высшего, недостаточно используются возможности научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", в котором поставлена задача по разработке комплексных мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи, необходимо разработать систему, при которой такие достижения школьников, как победы в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, реализованные проекты, признавались бы в качестве значимых образовательных результатов и учитывались в их дальнейшем образовании и карьере.
Особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. В соответствии с инициативой "Наша новая школа" в любой образовательной организации должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную социализацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нормативно закреплено за федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
16. Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, противоречия в системе образования не только сохранятся, но будут нарастать, замедляя социально-экономическое развитие муниципалитета и страны в целом.
Оптимальное решение проблем, указанных выше, может быть обеспечено применением программно-целевого метода, который основан на подчинении распределения ресурсов и мероприятий достижению определенной цели.
17. Стратегической целью государственной политики в области образования согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2015 - 2020 годы является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Цель и задачи настоящей муниципальной программы соответствуют Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 N 1949 Государственной программе Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2014-2019 годы, утверждённой постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 N 338-П, Государственной программе Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2015 - 2025 годы, утверждённой постановлением Правительства Челябинской области от 29.10.2014 г. N 522-П.
18. Мероприятия программы согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для их осуществления, определены исходя из очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на региональном уровне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.