Приказ Минюста РФ от 24 марта 2010 г. N 65
"Об утверждении Положения о Департаменте по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой"
11 мая 2011 г.
Приказом Минюста России от 26 августа 2011 г. N 298 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535; N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473; N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. N 141 "Об утверждении Положения о Департаменте правового регулирования и контроля в сфере правовой помощи", от 15 июня 2009 г. N 186 "Об утверждении Положения о Департаменте подведомственных служб".
Министр |
А.В. Коновалов |
Положение
о Департаменте по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
(утв. приказом Минюста РФ от 24 марта 2010 г. N 65)
11 мая 2011 г.
I. Общие положения
1. Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Департамента являются:
1) организация деятельности по разработке общей стратегии государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
- адвокатуры;
- нотариата;
- государственной регистрации актов гражданского состояния;
- бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а также иным отдельным категориям граждан;
- обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
2) обеспечение в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отсутствия в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) координация и контроль деятельности подведомственной Минюсту России Федеральной службы судебных приставов;
5) организация и осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
6) осуществление организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
7) обеспечение в пределах своих полномочий реализации Минюстом России функции по правовому просвещению.
4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Предложения о внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента, представляются в установленном порядке.
5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами Минюста России и федеральными государственными учреждениями Минюста России, со структурными подразделениями других органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
II. Полномочия
6. Департамент осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и представляет руководству Минюста России для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
2) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России;
3) рассматривает проекты ежегодных планов и показателей деятельности ФССП России, а также отчеты о деятельности ФССП России и представляет их руководству Минюста России для утверждения;
4) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
5) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России, утверждающих формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката, порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, а также иные проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России, государственных юридических бюро и судебно-экспертных учреждений Минюста России;
7) в рамках своей компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
8) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
9) проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
10) проводит правовую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
11) готовит проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента:
12) проводит антикоррупционную экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
13) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также предложения в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
14) в рамках своей компетенции участвует в работе по подготовке правовых заключений о целесообразности разработки законопроектов федеральными органами исполнительной власти;
15) представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения по согласованию назначения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;
16) разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации проект представления о временном изъятии полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления:
17) принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по согласованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложений о заключении, прекращении и приостановлении действия или временном применении международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
18) в рамках своей компетенции принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по согласованию в соответствии с законодательством Российской Федерации предложений о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;
19) принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по подготовке заключений о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
20) по поручению руководства Минюста России направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъектов Российской Федерации;
21) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов Минюста России, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов Минюста России в работе квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре;
22) организует и осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;
23) организует и осуществляет работу по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;
24) организует работу по осуществлению территориальными органами Минюста России функции по наделению на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
25) организует работу по выдаче территориальными органами Минюста России лицензий на право нотариальной деятельности;
26) исключен;
См. текст подпункта 26 пункта 6
27) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
28) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка:
определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе; изменения территории деятельности нотариуса;
учреждения и ликвидации должности нотариуса;
29) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по образованию совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;
30) обеспечивает реализацию Минюстом России иных полномочий, предусмотренных законодательством о нотариате;
31) координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
32) разрабатывает и представляет для утверждения Министру юстиции Российской Федерации:
формы бланков записей актов гражданского состояния, свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок их заполнения;
формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданскою состояния либо их отсутствие;
образцы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
33) вносит предложения Министру юстиции Российской Федерации по закреплению за субъектами Российской Федерации серий бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
34) организует и осуществляет контроль деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
35) организует и осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и готовит проекты предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
36) обеспечивает осуществление территориальными органами Минюста России функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации; организует и осуществляет контроль за данным видом деятельности территориальных органов Минюста России;
37) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральным архивным агентством правил передачи в государственные архивы актовых книг, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, и метрических книг;
38) ведет реестры государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, экспертов-техников; предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию, содержащуюся в указанных реестрах;
39) выдает свидетельства о регистрации в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;
40) выдает свидетельства о включении в государственный реестр экспертов-техников;
41) исключен;
См. текст подпункта 41 пункта 6
42) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
43) представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о назначении на должности и освобождении от должностей начальников судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также об их поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности;
44) вносит в установленном порядке предложения по обеспечению деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста России государственных юридических бюро;
45) представляет в Департамент международного права и сотрудничества предложения о заключении и выполнении международных договоров в области организации и производства судебной экспертизы, согласовывает предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения таких международных договоров;
46) организует и осуществляет координацию и контроль деятельности государственных юридических бюро, обеспечивает осуществление Минюстом России иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в отношении государственных юридических бюро;
47) разрабатывает и представляет на утверждение Министру юстиции Российской Федерации проекты уставов государственных юридических бюро, а также проекты приказов Минюста России о внесении изменений в них;
Об утверждении уставов федеральных казенных учреждений государственных юридических бюро см. приказ Минюста РФ от 31 мая 2011 г. N 180
48) разрабатывает и представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения по проектам структур и штатных расписаний государственных юридических бюро, а также изменений в них;
49) представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о назначении на должности и освобождении от должностей начальников государственных юридических бюро, а также об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности;
50) в пределах своей компетенции принимает участие в разработке форм ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;
51) обобщает практику деятельности ФССП России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России и разрабатывает предложения, направленные на ее совершенствование;
52) осуществляет контроль за соответствием решений ФССП России законодательству Российской Федерации;
53) проводит проверки деятельности ФССП России, территориальных органов Минюста России, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
54) готовит проекты ежегодных докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов;
55) участвует в мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России и работников органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
56) рассматривает совместно с Департаментом государственной службы и кадров предложения о назначении на должности и освобождении от должностей руководителей территориальных органов ФССП России;
57) представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами Минюста России федеральных государственных гражданских служащих ФССП России, а также иных лиц, оказывающих содействие в реализации задач, стоящих перед Департаментом;
58) в рамках своей компетенции осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов Минюста России, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России;
59) организует и осуществляет представление и защиту интересов Минюста России и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
60) в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России;
61) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;
62) осуществляет рассмотрение обращений граждан по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
63) участвует в разработке предложений по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования ФССП России;
64) контролирует исполнение поручений Министра юстиции Российской Федерации ФССП России, данных во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также поручений Министра юстиции Российской Федерации, данных руководству ФССП России;
65) представляет Министру юстиции Российской Федерации предложения о приостановлении или отмене решений ФССП России;
66) рассматривает и представляет для согласования заместителю Министра юстиции Российской Федерации, курирующему деятельность Департамента, проекты приказов ФССП России о создании, реорганизации и ликвидации ее территориальных органов, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
67) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России.
Директор подчиняется Министру юстиции Российской Федерации, а также заместителю Министра, курирующему Департамент.
Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие) Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами Минюста России по представлению Директора.
8. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор:
1) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или по поручению руководства Минюста России интересы Минюста России в органах государственной власти, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности Минюста России;
2) осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности Минюста России и подписывает ответы на них; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение гражданскими служащими Департамента обращений граждан и запросов, а также полноту и законность принятых по ним решений;
3) взаимодействует с другими структурными подразделениями Минюста России;
4) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с территориальными органами Минюста России и федеральными государственными учреждениями Минюста России, со структурными подразделениями других органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
5) обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов и других документов Минюста России;
6) обеспечивает рассмотрение поступивших в Минюст России проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них;
7) распределяет обязанности между своими заместителями, а также определяет должностные обязанности иных гражданских служащих Департамента, участвует в подготовке должностных регламентов;
8) обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением гражданскими служащими Департамента федеральной государственной гражданской службы, в том числе вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, увольнении, аттестации, о временном исполнении обязанностей, направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку, в том числе за рубеж, присвоении гражданским служащим классных чинов, о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении, включении их в состав рабочих групп, комиссий и о направлении в служебные командировки;
9) привлекает при необходимости в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, научные и иные организации, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;
10) на основании выданных в установленном порядке доверенностей подписывает от имени Минюста России договоры, соглашения и другие документы гражданско-правового характера;
11) проводит совещания (в том числе с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций), семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
12) в установленном порядке утверждает положения об отделах Департамента;
13) вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента;
14) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами и федеральными государственными учреждениями Минюста России, со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
15) вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России;
16) исключен;
См. текст подпункта 16 пункта 8
17) осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом Минюста России, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Минюста России и поручениями Министра юстиции Российской Федерации и его заместителей (в соответствии с распределением обязанностей).
9. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Минюста России, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания.
Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для гражданских служащих Департамента.
10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.
11. В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один из его заместителей.
12. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.
14. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены статус, цели, полномочия и порядок организации деятельности Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Минюст России).
Департамент является структурным подразделением Министерства. Он организует разработку общей стратегии госполитики и деятельность по нормативно-правовому регулированию в ряде сфер. Это нотариат, адвокатура, госрегистрация актов гражданского состояния, бесплатная юрпомощь гражданам, обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Кроме того, департамент координирует и контролирует деятельность службы судебных приставов, осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Министерства и др.
Приказ Минюста РФ от 24 марта 2010 г. N 65 "Об утверждении Положения о Департаменте по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой"
Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2010 г., N 6
Приказом Минюста России от 26 августа 2011 г. N 298 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минюста России от 11 мая 2011 г. N 150