Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 июня 2010 г. N 677)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Специалист лесного и лесопаркового хозяйства |
2 года 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
3 года 10 месяцев* |
______________________________
* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования
3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
Таблица 2
Образовательная база приема |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Специалист лесного и лесопаркового хозяйства |
3 года 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
4 года 10 месяцев* |
______________________________
* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования
Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация на уровне структурного подразделения технологических процессов воспроизводства, охраны, защиты и рационального, многоцелевого, непрерывного, неистощительного использования лесов в учреждениях и организациях лесного и лесопаркового хозяйства.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
лес как экологическая система и природный ресурс;
трудовые отношения и технологические процессы в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесоразведения и лесоустройства;
участники лесных отношений;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Специалист лесного и лесопаркового хозяйства базовой подготовки готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению.
4.3.2. Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов.
4.3.3. Организация использования лесов.
4.3.4. Проведение работ по лесоустройству и таксации.
4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
4.4. Специалист лесного и лесопаркового хозяйства углубленной подготовки готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению.
4.4.2. Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов.
4.4.3. Организация использования лесов.
4.4.4. Организация и проведение работ по лесоустройству и таксации.
4.4.5. Организация работы структурного подразделения.
4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Специалист лесного и лесопаркового хозяйства базовой подготовки должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Специалист лесного и лесопаркового хозяйства базовой подготовки должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению.
ПК 1.1. Планировать, осуществлять и контролировать работы по лесному семеноводству.
ПК 1.2. Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала.
ПК 1.3. Участвовать в проектировании и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и контролировать работы по уходу за лесами и руководить ими.
ПК 1.5. Осуществлять мероприятия по защите семян и посадочного материала от вредителей и болезней.
5.2.2. Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов.
ПК 2.1. Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.
ПК 2.2. Осуществлять тушение лесных пожаров.
ПК 2.3. Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг.
ПК 2.4. Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими.
5.2.3. Организация использования лесов.
ПК 3.1. Осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов.
ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.
ПК 3.3. Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность.
5.2.4. Проведение работ по лесоустройству и таксации.
ПК 4.1. Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений.
ПК 4.2. Осуществлять таксацию древесной и недревесной продукции леса.
ПК 4.3. Проводить полевые и камеральные лесоустроительные работы.
5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Специалист лесного и лесопаркового хозяйства углубленной подготовки должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.4. Специалист лесного и лесопаркового хозяйства углубленной подготовки должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
5.4.1. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению.
ПК 1.1. Планировать, осуществлять и контролировать работы по лесному семеноводству.
ПК 1.2. Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала.
ПК 1.3. Проектировать и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.
ПК 1.4. Проектировать и контролировать работы по уходу за лесами и руководить ими.
ПК 1.5. Осуществлять мероприятия по защите семян и посадочного материала от вредителей и болезней.
5.4.2. Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов.
ПК 2.1. Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.
ПК 2.2. Осуществлять тушение лесных пожаров.
ПК 2.3. Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг с использованием современных информационных технологий.
ПК 2.4. Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими.
ПК 2.5. Планировать и контролировать мероприятия по охране и защите леса и руководить их выполнением.
5.4.3. Организация использования лесов.
ПК 3.1. Проектировать и осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов.
ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.
ПК 3.3. Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность.
ПК 3.4. Планировать и контролировать использование лесов для охотничьего хозяйства и проведения охоты и руководить ими.
5.4.4. Организация и проведение работ по лесоустройству и таксации
ПК 4.1. Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений.
ПК 4.2. Осуществлять таксацию древесной и недревесной продукции леса.
ПК 4.3. Проводить лесоустроительные работы с использованием современных информационных технологий.
ПК 4.4. Разрабатывать лесоустроительную документацию для государственного управления и хозяйственного освоения лесов.
5.4.5. Организация работы структурного подразделения
ПК 5.1. Участвовать в распределении обязанностей и установление степени ответственности каждого работника.
ПК 5.2. Обеспечивать мотивацию работы персонала на выполнение поставленных задач.
ПК 5.3. Проводить контроль и оценку работы структурного подразделения.
ПК 5.4. Участвовать в оформлении первичных документов по приемке выполненных работ и законченных лесохозяйственных объектов.
5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Таблица 3
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
3240 |
2160 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
654 |
436 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
170 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
340 |
170 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
||
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
198 |
132 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: решать обыкновенные дифференциальные уравнения; решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчисления; решать простейшие задачи, используя элементы теории вероятности; выполнять действия над векторами; знать: о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений; основы аналитической геометрии; основные понятия и методы математического анализа, теории вероятности и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач; простые математические модели систем и процессов в сфере профессиональной деятельности |
|
|
ЕН.01. Математика |
||
уметь: использовать изученные прикладные программные средства; свободно оперировать пакетом прикладных программ; использовать графические программы для наглядного отображения статистических данных; знать: основные этапы решения задач с помощью персонального компьютера (ПК); методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопленной информации; программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации; основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру ПК и вычислительных систем; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ |
|
|
ЕН.02. Информатика |
||
уметь: сохранять среду обитания животных и птиц при заготовке древесины и других лесных ресурсов; давать оценку воздействия на окружающую среду негативных техногенных факторов; знать: основы взаимосвязи организмов и среды их обитания; об основных условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса; об основных природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды; об экологических принципах рационального природопользования; проблемы сохранения биоразнообразия и принципы организации экологически грамотного использования лесов |
|
|
ЕН.03. Экологические основы природопользования |
||
П.00 |
Профессиональный цикл |
2388 |
1592 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
892 |
594 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать топографические и лесные карты (планы), выполнять по ним измерения и вычерчивать их фрагменты; применять геодезические приборы и инструменты; вести вычислительную и графическую обработку полевых измерений; знать: назначение и содержание лесных карт (планов); назначение и устройство геодезических приборов; организацию и технологию геодезических работ; основные сведения из теории погрешностей |
|
|
ОП.01. Геодезия |
||
уметь: определять основные виды споровых и травянистых растений; распознавать основные типы различных органов растений и их частей; знать: основные вегетативные и генеративные органы растений; способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды; главнейших представителей травянистых растений, их роль в формировании напочвенного покрова; растения - индикаторы лесорастительных условий, лекарственные растения; редкие и исчезающие виды региона и мероприятия по их охране |
|
|
ОП.02. Ботаника |
||
уметь: проводить полевое исследование почв и оценивать их лесорастительные свойства; составлять почвенные карты и картограммы; давать рекомендации по использованию и улучшению почв; знать: методику исследования почв; сущность почвообразовательного процесса, в т.ч. основы геологии; лесорастительные свойства почв, рациональное использование и пути повышения их плодородия; влияние лесохозяйственных мероприятий на почву; экологические основы охраны почв; типы почв России |
|
|
ОП.03. Почвоведение |
||
уметь: определять основные виды кустарниковых и древесных растений; определять типы леса и лесорастительных условий; выявлять взаимосвязи леса и окружающей среды; классифицировать деревья в лесу по росту и развитию; прогнозировать смену пород; знать: основные хвойные и лиственные породы, их лесоводственные свойства и хозяйственное значение; методику фенологических наблюдений; способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды; составные растительные элементы леса, их лесоводственное и хозяйственное значение; законы возобновления, роста, развития и формирования лесного сообщества; типологию леса, закономерности смены пород и их значение в практике ведения лесного хозяйства |
|
|
ОП.04. Дендрология и лесоведение |
||
уметь: определять виды болезней и вредителей растущего леса и заготовленной древесины; определять виды повреждений древесных пород; определять отряды птиц; определять главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей; знать: основы теории образования очагов насекомых и прогнозирования их численности; главнейшие виды вредителей и болезней леса; диагностические признаки важнейших видов болезней растений, биологию и экологию их возбудителей; основы лесной профилактики и методы борьбы с вредителями и болезнями; особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины; основные отряды птиц, их строение, годовой жизненный цикл; главнейшие отряды, семейства, и виды лесных зверей |
|
|
ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц |
||
уметь: распознавать основные хвойные и лиственные породы по древесине; определять пороки древесины; использовать действующие стандарты при определении сортности лесоматериалов, маркировке, обмере и учете; знать: строение древесины и коры; свойства и пороки древесины; классификацию, стандартизацию и декларирование древесных материалов и лесной продукции |
|
|
ОП.06. Основы древесиноведения и лесного товароведения |
||
уметь: распознавать детали, основные узлы и механизмы в тракторах и автомобилях; отличать узлы и детали, выявлять неисправность; подготавливать к работе ручной моторный инструмент, устранять мелкие неисправности; знать: основные материалы, применяемые в машиностроении; основы деталей машин и механизмов; назначение, устройство, основные правила эксплуатации тракторов и автомобилей; основы организации и технической эксплуатации машинно-тракторного парка; основные эксплуатационные расчеты |
|
|
ОП.07. Основы устройства тракторов и автомобилей |
||
уметь: использовать нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности; участвовать в составлении актов, регулирующих правоотношения граждан в процессе профессиональной деятельности; защищать свои права в соответствии с трудовым кодексом; знать: организационно-правовые формы юридических лиц; основы трудового права; положения о дисциплинарной, материальной и административной ответственности; порядок разрешения споров |
|
|
ОП.08. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
||
уметь: оформлять документацию о нарушении лесного законодательства; оформлять договор аренды лесного участка; знать: правовые основы государственного управления лесами; организацию государственного управления лесами; нормативное обеспечение государственного управления лесами; экономические основы государственного управления лесами; государственное управление использованием лесов; ответственность за нарушение лесного законодательства |
|
|
ОП.09. Правовые и организационные основы государственного управления лесами |
||
уметь: рассчитывать технико-экономические показатели лесохозяйственной деятельности; вести учет и документооборот в лесничестве и других организациях; использовать информационные технологии для расчетов и оформления документации; организовывать деятельность коллектива; общаться с руководством, коллегами; управлять персоналом; проводить деловые беседы, совещания, телефонные переговоры; разрешать конфликтные ситуации; знать: организацию финансово-хозяйственной деятельности организации в лесном хозяйстве; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы лесохозяйственной организации, показатели их эффективного пользования; механизмы ценообразования, формы оплаты труда в современных условиях; цели, задачи, разновидности менеджмента; основные функции управления; методы и типы структур управления; методы и уровни принятия решений; теорию мотивации и ее факторы; технологию работы с подчиненными; этику делового общения; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
|
|
ОП.10. Экономика организации и менеджмент |
||
уметь: проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда; использовать в профессиональной деятельности правила охраны труда; проводить инструктажи по охране труда; осуществлять контроль за охраной труда; знать: правила и нормы охраны труда; источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов |
|
|
ОП.11. Охрана труда |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.12. Безопасность жизнедеятельности |
||
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1497 |
998 |
|
|
ПМ.01 |
Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: учета урожая семян; заготовки, приемки, учета и хранения лесосеменного сырья; отбора средних проб от партии семян; определения посевных качеств семян; выращивания посадочного материала в лесном питомнике; создания лесных культур, защитных лесных насаждений и ухода за ними; проведения технической приемки лесокультурных работ, инвентаризации и перевода лесных культур в земли, покрытые лесной растительностью; защиты семян, посадочного материала, лесных культур от вредителей и болезней; по уходу за лесами; оформления технической документации; контроля качества работ на всех этапах их проведения; участия в проектировании мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за ними; уметь: выполнять селекционную оценку деревьев и насаждений; выполнять прививки древесных пород; готовить семена к посеву; проводить обработку почвы, посев, посадку и уход за сеянцами и саженцами в питомниках, на лесокультурных площадях и защитных лесных насаждениях; рассчитывать нормы высева семян; проводить инвентаризацию посадочного материала в питомнике; выкапывать, сортировать, хранить и перевозить посадочный материал; подбирать вид, конструкцию, породный состав, схему размещения растений в защитных лесных насаждениях различного назначения; вести учет и оценку естественного возобновления лесов; назначать виды ухода и устанавливать их режим; отводить участки лесных насаждений для проведения мероприятий по уходу за лесами и оформлять документацию по их отводу; подбирать технологии ухода за лесами, оформлять технологические карты; производить оценку качества лесных участков, на которых проведены мероприятия по уходу; отбирать деревья в рубку и на выращивание; определять виды вредителей и болезней семян, сеянцев и саженцев и применять методы борьбы с ними; проводить подбор агрегатов, наладку и регулировку машин и механизмов, используемых для получения семян, посадочного материала, воспроизводства лесов и лесоразведения; организовывать работу производственного подразделения; пользоваться нормативно-технической документацией; знать: биологию семеношения, роста и развития древесных и кустарниковых пород; основные виды болезней и вредителей семян, сеянцев и саженцев и меры борьбы с ними; машины и механизмы, используемые для переработки лесосеменного сырья, получения посадочного материала, воспроизводства лесов и лесоразведения; технологии создания объектов лесосеменной базы и ухода за ними; методики прогнозирования и учета урожая семян; технологии заготовки, хранения, переработки лесосеменного сырья, хранения и транспортировки семян; методы определения посевных качеств семян; виды лесных питомников, их организационную структуру; приемы и системы обработки почвы в питомниках; агротехнику и технологию выращивания посадочного материала в лесных питомниках; основные положения лесовыращивания, виды и типы лесных культур, категории лесокультурных площадей; методику разработки проекта лесовосстановления; агротехнику и технологию создания лесных культур; методику подбора конструкций, породного состава, схемы размещения растений в защитных лесных полосах; виды, методы и приемы ухода за лесами; технологии ухода за лесами; пути повышения устойчивости и продуктивности лесов; правила оформления технической документации по воспроизводству лесов и лесоразведению; основные нормативные и правовые документы по воспроизводству лесов и лесоразведению; правила и нормы охраны труда при проведении технологических процессов |
|
|
МДК.01.01. Лесоразведение и воспроизводство лесов |
|
ПМ.02 |
Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия; использования средств тушения лесных пожаров; сбора и анализа данных о лесопатологическом состоянии лесов; проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; уметь: работать с нормативной документацией по охране леса; назначать предупредительные мероприятия в зависимости от класса пожарной опасности; составлять планы противопожарных мероприятий; производить расчеты ущерба от лесного пожара и лесонарушений; определять степень угрозы насаждению от вредных организмов; выбирать методы борьбы с вредными организмами; назначать санитарно-оздоровительные мероприятия и осуществлять контроль за соблюдением санитарных требований к использованию лесов; оформлять документацию по лесопатологическому обследованию, лесопатологическому мониторингу и охране лесов; организовывать работу производственного подразделения: проводить инструктаж лиц, привлекаемых к тушению пожаров; знать: организацию охраны лесов; условия возникновения и распространения лесных пожаров; предупредительные меры по охране лесов от пожаров; организацию проведения лесопожарного мониторинга; противопожарное устройство лесной территории; виды ответственности за нарушение лесного законодательства в области охраны лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия; способы тушения лесных пожаров; порядок расчета потребности сил и средств пожаротушения, машины, агрегаты и аппараты для предупреждения и борьбы с лесными пожарами; порядок организации и осуществления лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга; методы оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов; методы борьбы с вредителями и болезнями леса; принцип работы и конструкции базовых машин для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; нормативную и правовую документацию по охране лесов и лесозащите; безопасные меры при тушении лесных пожаров, выполнение противопожарных и лесозащитных работ; правила пожарной безопасности при работах в лесу |
|
|
МДК.02.01. Охрана и защита лесов |
|
ПМ.03 |
Организация использования лесов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: отвода лесных участков на местности под различные виды использования лесов; выбора технологии рубок в соответствии с эколого-лесоводственными требованиями; оформления технологической карты; выбора способа очистки лесосек; установления нормативов рекреационной деятельности с учетом типологической характеристики; разработки и осуществления мероприятий рекреационной деятельности; уметь: работать с электронной базой материалов лесоустройства; использовать геодезические приборы и оборудование при отводе лесных участков; устанавливать и обозначать на местности границы лесосек; оформлять документацию по отводу лесосек; контролировать и принимать работы по отводу лесных участков; проводить оценку качества отведенных участков; давать оценку правильности составленных технологических карт; подбирать технологию заготовки живицы и других лесных ресурсов; проводить ландшафтный анализ территорий; выполнять функциональное зонирование лесных участков и ландшафтную таксацию лесных насаждений; организовывать проведение мероприятий по благоустройству и реконструкции лесопарков; осуществлять контроль за состоянием и использованием лесных участков при различных видах использования лесов; работать с нормативной документацией; организовывать работу производственного подразделения; проводить инструктаж по охране труда и безопасности тушения лесных пожаров; знать: технику отвода лесных участков; системы и виды рубок лесных насаждений и их организационно-технические элементы; способы осуществления основных технологических процессов заготовки древесины; технологии заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; принципы организации и ведения хозяйства в лесах для осуществления рекреационной деятельности; пути повышения устойчивости лесов, их санитарно-гигиенических и оздоровительных функций при осуществлении рекреационной деятельности; правила оформления технической документации; нормативно-правовую документацию по видам использования лесов и охране окружающей среды при использовании лесов; правила охрану труда и пожарной безопасности при использовании лесов |
|
|
МДК.03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов
МДК.03.02. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности |
|
ПМ.04 |
Проведение работ по лесоустройству и таксации В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: обмера и определения объема растущего и срубленного дерева; определения таксационных показателей лесных насаждений; определения запаса и сортиментной оценки лесных насаждений; обмера и учета древесной и недревесной продукции; осуществления камеральной обработки полевой лесоустроительной информации; уметь: определять таксационные показатели деревьев и насаждений; работать с таксационными таблицами, приборами и инструментами; проводить учет древесной и недревесной продукции; выполнять полевые работы в системе государственной инвентаризации лесов; использовать материалы лесоустройства для решения практических задач лесного хозяйства; назначать хозяйственные мероприятия в лесу; заполнять полевую лесоустроительную документацию; составлять план рубок; устанавливать размер расчетной лесосеки; составлять таксационное описание; составлять планово-картографические материалы; проектировать мероприятия по охране, воспроизводству лесов; организовывать работу производственного подразделения; работать с нормативной, правовой и технической документацией при проведении лесоустроительных работ и таксации; знать: особенности таксации срубленного и растущего дерева; таксационные показатели насаждений и методы их определения; особенности составления таксационных таблиц; способы учета древесной и недревесной продукции; особенности таксации недревесной продукции и пищевых лесных ресурсов; теоретические и экономические основы лесоустройства; объекты лесоустройства, цикл и содержание лесоустроительных работ; методы и виды лесоустройства; методику полевых работ; методы инвентаризации лесного фонда; методику дешифрирования данных дистанционного зондирования в лесоустройстве; ГИС-технологии при создании лесных карт и таксационных баз данных; методику составления расчетной лесосеки и планов рубок; лесоустроительные технологии при планировании лесозащитных работ; основы проектирования лесохозяйственных работ; методику разработки лесохозяйственных регламентов и проекта освоения лесов; порядок ведения государственного лесного реестра, государственного кадастрового учета лесных участков, мониторинга лесов; нормативную, правовую и техническую документацию при проведении лесоустроительных работ и таксации; правила охраны труда при проведении лесоустроительных работ и таксации |
|
|
МДК.04.01. Лесная таксация
МДК.04.02. Лесоустройство |
|
ПМ.05 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
1350 |
900 |
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ОПОП |
4590 |
3060 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
24 нед. |
864 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 4
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
85 нед. |
Учебная практика |
24 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
6 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
5 нед. |
Каникулярное время |
23 нед. |
Итого |
147 нед. |
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
4482 |
2988 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
930 |
620 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
||
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
|
48 |
ОГСЭ.03. Психология общения |
||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
238 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
476 |
238 |
ОГСЭ.05. Физическая культура |
||
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
234 |
156 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: решать обыкновенные дифференциальные уравнения; решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчисления; решать задачи, используя элементы теории вероятности; выполнять действия над векторами; знать: о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений; основы аналитической геометрии; основные понятия и методы математического анализа, теории вероятности и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач; простые математические модели систем и процессов в сфере профессиональной деятельности |
|
|
ЕН.01. Математика |
||
уметь: использовать изученные прикладные программные средства; использовать прикладное программное обеспечение (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, информационно-поисковые системы); свободно оперировать пакетом прикладных программ; использовать графические программы для наглядного отображения статистических данных; знать: основные этапы решения задач с помощью ПК; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации; основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру ПК и вычислительных систем; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ |
|
|
ЕН.02. Информатика |
||
уметь: сохранять среду обитания животных и птиц при заготовке древесины и других лесных ресурсов; давать оценку воздействия на окружающую среду негативных техногенных факторов; знать: основы взаимосвязи организмов и среды обитания; об основных условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса; об основных природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды; об экологических принципах рационального природопользования; проблемы сохранения биоразнообразия и принципы организации экологически грамотного использования лесов |
|
|
ЕН.03. Экологические основы природопользования |
||
П.00 |
Профессиональный цикл |
3318 |
2212 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
954 |
636 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать топографические и лесные карты (планы), выполнять по ним измерения и вычерчивать их фрагменты; применять геодезические приборы и инструменты; вести вычислительную и графическую обработку полевых измерений; знать: назначение и содержание лесных карт (планов); назначение и устройство геодезических приборов; организацию и технологию геодезических работ; основные сведения из теории погрешностей |
|
|
ОП.01. Геодезия |
||
уметь: определять основные виды споровых и травянистых растений; распознавать основные типы различных органов растений и их частей; знать: основные вегетативные и генеративные органы растений; способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды; главнейших представителей травянистых растений, их роль в формировании напочвенного покрова; растения - индикаторы лесорастительных условий; лекарственные растения; редкие и исчезающие виды растений региона и мероприятия по их охране |
|
|
ОП.02. Ботаника |
||
уметь: проводить полевое исследование почв и оценивать их лесорастительные свойства; составлять почвенные карты и картограммы; давать рекомендации по использованию и улучшению почв; знать: методику исследования почв; сущность почвообразовательного процесса, в т.ч. основы геологии; лесорастительные свойства почв, рациональное использование и пути повышения их плодородия; влияние лесохозяйственных мероприятий на почву; экологические основы охраны почв; типы почв на территории Российской Федерации |
|
|
ОП.03. Почвоведение |
||
уметь: определять основные виды кустарниковых и древесных растений; определять типы леса и лесорастительных условий; выявлять взаимосвязи леса и окружающей среды; классифицировать деревья в лесу по росту и развитию; прогнозировать смену пород; знать: основные хвойные и лиственные породы, их лесоводственные свойства и хозяйственное значение; методику фенологических наблюдений; способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды; составные растительные элементы леса, их лесоводственное и хозяйственное значение; законы возобновления, роста, развития и формирования лесного сообщества; типологию леса, закономерности смены пород и их значение в практике ведения лесного хозяйства |
|
|
ОП.04. Дендрология и лесоведение |
||
уметь: определять виды болезней и вредителей растущего леса и заготовленной древесины; определять виды повреждений древесных пород; определять отряды птиц; определять главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей; знать: основы теории образования очагов насекомых и прогнозирования их численности; главнейшие виды вредителей и болезней леса; диагностические признаки важнейших видов болезней растений, биологию и экологию их возбудителей; основы лесной профилактики и методы борьбы с вредителями и болезнями; особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины; основные отряды птиц, их строение, годовой жизненный цикл; главнейшие отряды, семейства, и виды лесных зверей |
|
|
ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц |
||
уметь: распознавать основные хвойные и лиственные породы по древесине; определять пороки древесины; использовать действующие стандарты при определении сортности лесоматериалов, маркировке, обмере и учете; знать: строение древесины и коры; свойства и пороки древесины; классификацию, стандартизацию и декларирование древесных материалов и лесной продукции |
|
|
ОП.06. Основы древесиноведения и лесного товароведения |
||
уметь: распознавать детали, основные узлы и механизмы в тракторах и автомобилях; отличать узлы и детали, выявлять неисправность; подготавливать к работе ручной моторный инструмент; устранять мелкие неисправности; знать: основные материалы, применяемые в машиностроении; основы деталей машин и механизмов; назначение, устройство, основные правила эксплуатации тракторов и автомобилей; основы организации и технической эксплуатации машинно-тракторного парка; основные эксплуатационные расчеты |
|
|
ОП.07. Основы устройства тракторов и автомобилей |
||
уметь: использовать нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности; участвовать в составлении актов, регулирующих правоотношения граждан в процессе профессиональной деятельности; защищать свои права в соответствии с трудовым кодексом; знать: организационно-правовые формы юридических лиц; основы трудового права; положения о дисциплинарной, материальной и административной ответственности; порядок разрешения споров |
|
|
ОП.08. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
||
уметь: оформлять документацию о нарушении лесного законодательства; оформлять договор аренды лесного участка; знать: правовые основы государственного управления лесами; организацию государственного управления лесами; нормативное обеспечение государственного управления лесами; экономические основы государственного управления лесами; государственное управление использованием лесов; ответственность за нарушение лесного законодательства |
|
|
ОП.09. Правовые и организационные основы государственного управления лесами |
||
уметь: рассчитывать технико-экономические показатели лесохозяйственной деятельности; вести учет и документооборот в лесничестве и других организациях; использовать информационные технологии для расчетов и оформления документации; организовывать деятельность коллектива; общаться с руководством, коллегами; управлять персоналом; проводить деловые беседы, совещания, телефонные переговоры; разрешать конфликтные ситуации; знать: организацию финансово-хозяйственной деятельности организаций в лесном хозяйстве; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы и лесохозяйственного учреждения, показатели их эффективного пользования; механизмы ценообразования, формы оплаты труда в современных условиях; цели, задачи, разновидности менеджмента; основные функции управления; методы и типы структур управления; методы и уровни принятия решений; теорию мотивации и ее факторы; технологию работы с подчиненными; этику делового общения; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
|
|
ОП.10. Экономика организации и менеджмент |
||
уметь: оформлять документацию по управлению качеством продукции; оценивать качество продукции; знать: методы и нормативную документацию по управлению качеством продукции; основные методы оценки качества продукции; |
|
|
ОП.11. Управление качеством |
||
уметь: проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда; использовать в профессиональной деятельности правила охраны труда; проводить инструктажи по охране труда; осуществлять контроль за охраной труда; знать: правила и нормы охраны труда; источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов |
|
|
ОП.12. Охрана труда |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.13. Безопасность жизнедеятельности |
||
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
2364 |
1576 |
|
|
ПМ.01 |
Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: учета урожая семян; заготовки, приемки, учета и хранения лесосеменного сырья; отбора средних проб от партии семян; определения посевных качеств семян; выращивания посадочного материала в лесном питомнике; создания лесных культур, защитных лесных насаждений и ухода за ними; проведения технической приемки лесокультурных работ, инвентаризации и перевода лесных культур в земли, покрытые лесной растительностью; проектирования лесных питомников, лесных культур и защитных лесных насаждений; защиты семян, посадочного материала, лесных культур от вредителей и болезней; по уходу за лесами; оформления технической документации; контроля качества работ на всех этапах их проведения; проектирования мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за ними; уметь: выполнять селекционную оценку деревьев и насаждений; выполнять прививки древесных пород; готовить семена к посеву; проводить обработку почвы, посев, посадку и уход за сеянцами и саженцами в питомниках, на лесокультурных площадях и защитных лесных насаждениях; рассчитывать нормы высева семян; проводить инвентаризацию посадочного материала в питомнике; выкапывать, сортировать, хранить и перевозить посадочный материал; подбирать вид, конструкцию, породный состав, схему размещения растений в защитных лесных насаждениях различного назначения; вести учет и оценку естественного возобновления лесов; назначать виды ухода и устанавливать их режим; отводить участки лесных насаждений для проведения мероприятий по уходу за лесами и оформлять документацию по их отводу; подбирать технологии ухода за лесами, оформлять технологические карты; производить оценку качества лесных участков, на которых проведены мероприятия по уходу; отбирать деревья в рубку и на выращивание; определять виды вредителей и болезней семян, сеянцев и саженцев и применять методы борьбы с ними; проводить подбор агрегатов, наладку и регулировку машин и механизмов, используемых для получения семян, посадочного материала, воспроизводства лесов и лесоразведения; организовывать работу производственного подразделения; пользоваться нормативно-технической документацией; знать: биологию семеношения, роста и развития древесных и кустарниковых пород; основные виды болезней и вредителей семян, сеянцев и саженцев и меры борьбы с ними; машины и механизмы, используемые для переработки лесосеменного сырья, получения посадочного материала, воспроизводства лесов и лесоразведения; технологии создания объектов лесосеменной базы и ухода за ними; методики прогнозирования и учета урожая семян; технологии заготовки, хранения, переработки лесосеменного сырья, хранения и транспортировки семян; методы определения посевных качеств семян; виды лесных питомников, их организационную структуру; приемы и системы обработки почвы в питомниках; агротехнику и технологию выращивания посадочного материала в лесных питомниках; основные положения лесовыращивания, виды и типы лесных культур, категории лесокультурных площадей; методику разработки проекта лесовосстановления; агротехнику и технологию создания лесных культур; методику подбора конструкций, породного состава, схемы размещения растений в защитных лесных полосах; виды, методы и приемы ухода за лесами; технологии ухода за лесами; пути повышения устойчивости и продуктивности лесов; правила оформления технической документации по воспроизводству лесов и лесоразведению; основные нормативные и правовые документы по воспроизводству лесов и лесоразведению; правила и нормы охраны труда при проведении технологических процессов |
|
|
МДК.01.01. Лесоразведение и воспроизводство лесов |
|
ПМ.02 |
Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.