Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования
по специальности 100115 Сервис по химической обработке изделий
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2010 г. N 694)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 100115 Сервис по химической обработке изделий всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Технолог |
1 год 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
2 года 10 месяцев* |
______________________________
* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования
Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление технологических процессов химической обработки изделий (чистки и крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий, стирки белья) в организациях сферы услуг.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
текстильные, кожевенно-меховые и пухо-перовые изделия;
химические препараты и красители;
оборудование первичной обработки изделий; машины химической чистки; оборудование для водной обработки изделий; оборудование для отжима и сушки изделий; сушильно-гладильное и гладильно-отпарочное оборудование; красильное оборудование; специальное и вспомогательное оборудование; инструменты и приспособления; посуда лабораторная; средства индивидуальной защиты;
технологические процессы химической чистки, крашения и стирки;
нормативная и учетно-отчетная документация;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Технолог готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Проведение технологических процессов химической чистки изделий.
4.3.2. Проведение технологических процессов крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий.
4.3.3. Проведение технологических процессов стирки белья.
4.3.4. Организация и управление технологическими процессами химической обработки изделий (чистки, крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий, стирки белья).
4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Проведение технологических процессов химической чистки изделий.
ПК 1.1. Проводить технологические процессы химической чистки изделий.
ПК 1.2. Осуществлять контроль операций технологического процесса химической чистки изделий с использованием оборудования и химических материалов.
ПК 1.3. Выявлять и анализировать причины брака на различных этапах технологического процесса химической чистки и определять способы их устранения.
5.2.2. Проведение технологических процессов крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий.
ПК 2.1. Проводить технологические процессы крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий.
ПК 2.2. Осуществлять контроль операций технологического процесса крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий с использованием оборудования и химических материалов и красителей.
ПК 2.3. Выявлять и анализировать причины брака на различных этапах технологического процесса крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий и определять способы их устранения.
5.2.3. Проведение технологических процессов стирки белья.
ПК 3.1. Проводить технологические процессы стирки белья.
ПК 3.2. Осуществлять контроль операций технологического процесса стирки белья с использованием оборудования и химических материалов.
ПК 3.3. Выявлять и анализировать причины брака на различных этапах технологического процесса стирки белья и определять способы их устранения.
5.2.4. Организация и управление технологическими процессами химической обработки изделий (чистки, крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий, стирки белья).
ПК 4.1. Вести документационное обеспечение технологических процессов химической обработки изделий.
ПК 4.2. Находить компромисс с потребителем по возможностям и требуемому качеству оказания услуг по химической обработке изделий.
ПК 4.3. Организовывать и контролировать работу исполнителей на различных этапах технологических процессов химической обработки изделий.
ПК 4.4. Проводить экспертизу химических препаратов и красителей.
ПК 4.5. Рассчитывать технико-экономические показатели деятельности производственного участка, цеха и оценивать их эффективность.
ПК 4.6. Обеспечивать внедрение прогрессивных технологических процессов, участвовать в испытаниях нового технологического оборудования и апробации проектируемых технологических процессов химической обработки изделий.
5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Таблица 2
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
1944 |
1296 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
450 |
300 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
|
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
|
|
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
102 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
|
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
204 |
102 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
|
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
108 |
72 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: применять математические методы при решении профессиональных задач; знать: основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики |
|
|
ЕН.01. Математика |
|
|
уметь: соблюдать регламенты экологической безопасности в профессиональной деятельности; знать: о взаимосвязи организмов и среды обитания; об условиях устойчивого развития экосистем и причинах возникновения экологического кризиса; о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды; об экологических принципах рационального природопользования; степень экологичности используемых в процессе химической обработки химических материалов; понятие о предельно допустимой концентрации и нормы предельно допустимой концентрации наиболее распространенных вредных, ядовитых веществ и канцерогенов, используемых в процессе химической обработки изделий; требования санэпидстанции по утилизации отходов химической обработки изделий |
|
|
ЕН.02. Экологические основы природопользования |
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
1386 |
924 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
588 |
392 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов; определять критерии качества оказываемых услуг; использовать различные средства делового общения; управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности; знать: социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности; потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса; сущность услуги как специфического продукта; понятие "контактной зоны" как сферы реализации сервисной деятельности; правила обслуживания населения; организацию обслуживания потребителей услуг; способы и формы оказания услуг; нормы и правила профессионального поведения и этикета; этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями; критерии и составляющие качества услуг; психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания |
|
|
ОП.01. Сервисная деятельность |
|
|
уметь: использовать органические соединения в профессиональной деятельности; проводить элементарный анализ органических соединений; знать: природные источники углеводородов; строение, классификацию, номенклатуру, основные свойства углеводородов; строение, классификацию, номенклатуру, основные свойства соединений с однородными функциями: галоидопроизводных, гидроксопроизводных углеводородов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, органических соединений серы, нитросоединений, аминов, диазосоединений; строение, классификацию, номенклатуру, основные свойства гетерофункциональных соединений; строение, классификацию, номенклатуру, основные свойства углеводов: гетероциклических соединений; строение, классификацию, номенклатуру, основные свойства синтетических высокомолекулярных соединений: полимеризационных и поликонденсационных |
|
|
ОП.02. Органическая химия |
|
|
уметь: использовать свойства коллоидных систем в процессах химической обработки изделий; использовать адсорбционные свойства материалов в процессах химической обработки изделий; знать: понятие агрегатного состояния вещества; общую характеристику растворов, закон Рауля, первый и второй законы Д.П. Коновалова; состав, свойства и методы разделения азеотропных смесей; методы перегонки под вакуумом в организациях по химической обработке изделий; сущность химической кинетики, понятие о химическом равновесии; основы электрохимии; основы коллоидной химии: классификацию, особенности и методы получения дисперсных систем, роль дисперсных систем в процессах химической обработки изделий; понятие адсорбции |
|
|
ОП.03. Физическая и коллоидная химия |
|
|
уметь: определять волокнистый состав текстильных материалов; знать: виды, состав, строение, свойства текстильных волокон, тканей, изделий и процесс их загрязняемости; виды, состав, строение, свойства отделочных материалов и фурнитуры для текстильных изделий |
|
|
ОП.04. Материаловедение текстильных изделий |
|
|
уметь: защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством; применять требования нормативных документов к основным видам услуг и процессов сервиса по химической обработке изделий; знать: права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности |
|
|
ОП.05. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
|
|
уметь: обеспечивать безопасные условия труда в сфере профессиональной деятельности; проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда; использовать экобиозащитную технику; вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; знать: правила производственной санитарии; правила техники безопасности; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала) |
|
|
ОП.06. Охрана труда |
|
|
уметь: использовать в профессиональной деятельности программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства; осуществлять поиск необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития информации; знать: состав, функции и возможность использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации |
|
|
ОП.07. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.08. Безопасность жизнедеятельности |
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
798 |
532 |
|
|
ПМ.01 |
Проведение технологических процессов химической чистки изделий В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: определения пятнообразующих веществ на изделиях; контроля приготовления химических растворов и смесей, применяемых для химической чистки изделий; подбора технологических режимов химической чистки текстильных и кожевенно-меховых изделий; выполнения операций технологического процесса химической чистки изделий; выявления, установления и предупреждения брака и его причин на всех этапах технологического процесса химической чистки изделий; обслуживания технологического оборудования для химической чистки изделий; контроля и анализа состояния и эксплуатации технологического оборудования для химической чистки изделий; уметь: определять виды загрязнений и пятнообразующих веществ на изделиях; контролировать соблюдение рецептуры приготовления и дозировки химических материалов, применяемых в процессе химической чистки изделий; выполнять операции по подготовке изделий к химической чистке; определять технологическую последовательность и режимы химической чистки изделий; контролировать выполнение технологических требований, стандартов и технических условий на различных этапах технологического процесса химической чистки изделий; выявлять и устанавливать вид брака на всех этапах технологического процесса химической чистки изделий; определять и анализировать причины брака на всех этапах технологического процесса химической чистки изделий; принимать меры к предупреждению и устранению брака; обеспечивать контроль качества изделий на всех этапах технологического процесса химической чистки изделий; обслуживать технологическое оборудование для химической чистки изделий; контролировать и анализировать параметры функционирования технологического оборудования для химической чистки изделий; контролировать обеспечение технического обслуживания и ремонта технологического оборудования химической чистки изделий; обеспечивать соблюдение требований производственной санитарии, техники безопасности и охраны окружающей среды; знать: виды, назначение, свойства и действие химических материалов, используемых в процессе химической чистки изделий; нормы расхода химических материалов, применяемых в процессе химической чистки изделий; виды и схемы технологических процессов химической чистки изделий; физико-химическую сущность технологических процессов и режимов химической обработки изделий; правила комплектования производственных партий; правила приема и подготовки изделий к химической чистке; действующие технологические инструкции, стандарты, технические условия и нормативную документацию; виды производственного брака на всех этапах технологического процесса химической чистки изделий; причины брака на всех этапах технологического процесса химической чистки изделий; методы оценки брака; методы предупреждения и устранения брака; методы технического контроля качества обработки изделий; технические требования, предъявляемые к качеству обработки на всех этапах технологического процесса химической чистки изделий; устройство, принцип работы и правила эксплуатации технологического оборудования для химической чистки изделий |
|
|
МДК.01.01. Технологические процессы химической чистки изделий |
|
ПМ.02 |
Проведение технологических процессов крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: подбора технологических режимов крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий; выполнения операций технологического процесса крашения изделий; обслуживания технологического оборудования для крашения изделий с учетом требований производственной санитарии, техники безопасности и охраны окружающей среды; контроля и анализа состояния и эксплуатации технологического оборудования для крашения изделий; контроля приготовления химических растворов и красителей, применяемых для крашения изделий; выявления, установления и предупреждения брака и его причин на всех этапах технологического процесса крашения изделий; уметь: различать натуральный и искусственный состав меховых и кожаных изделий; выполнять операции по подготовке изделий к крашению; определять технологическую последовательность и режимы крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий; обслуживать технологическое оборудование для крашения изделий; контролировать и анализировать параметры функционирования технологического оборудования для крашения изделий; контролировать выполнение технологических требований, стандартов и технических условий на различных этапах технологического процесса крашения изделий; контролировать обеспечение технического обслуживания и ремонта технологического оборудования крашения изделий; контролировать выполнение рецептуры приготовления и дозировки химических материалов и красителей, применяемых в процессе крашения изделий; обеспечивать соблюдение требований производственной санитарии, техники безопасности и охраны окружающей среды; выявлять и устанавливать вид брака на всех этапах технологического процесса крашения изделий; определять и анализировать причины брака на всех этапах технологического процесса крашения изделий; принимать меры к предупреждению и устранению брака; обеспечивать контроль качества изделий на всех этапах технологического процесса крашения изделий; знать: виды, состав, строение и свойства кожевенно-меховых изделий; виды, назначение, свойства и действие химических материалов и красителей, используемых в процессе крашения изделий; виды крашения и схемы технологических процессов крашения изделий; физико-химическую сущность технологических процессов и режимов крашения изделий; устройство, принцип работы и правила эксплуатации технологического оборудования для крашения изделий; правила комплектования производственных партий; правила приема и подготовки изделий к крашению; действующие технологические инструкции, стандарты, технические условия и нормативную документацию; нормы расхода химических материалов и красителей, применяемых в процессе крашения изделий; виды производственного брака на всех этапах технологического процесса крашения изделий; причины брака на всех этапах технологического процесса крашения изделий; методы оценки брака; методы предупреждения и устранения брака; методы технического контроля качества обработки изделий; технические требования, предъявляемые к качеству обработки на всех этапах технологического процесса крашения изделий |
|
|
МДК.02.01. Технологические процессы крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий |
|
ПМ.03 |
Проведение технологических процессов стирки белья В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: определения пятнообразующих веществ на изделиях; подбора технологических режимов стирки белья; выполнения операций технологического процесса стирки белья; обслуживания технологического оборудования для стирки белья с учетом требований производственной санитарии, техники безопасности и охраны окружающей среды; контроля и анализа состояния и эксплуатации технологического оборудования для стирки белья; контроля приготовления химических растворов и смесей, применяемых для стирки белья; выявления, установления и предупреждения брака и его причин на всех этапах технологического процесса стирки белья; уметь: выполнять все операции по подготовке изделий к стирке; определять технологическую последовательность и режимы стирки текстильных изделий; обслуживать технологическое оборудование для стирки белья; контролировать и анализировать параметры функционирования технологического оборудования для стирки белья; контролировать выполнение технологических требований, стандартов и технических условий на различных этапах технологического процесса стирки белья; контролировать обеспечение технического обслуживания и ремонта технологического оборудования стирки белья; контролировать соблюдение рецептуры приготовления и дозировки моющих средств, применяемых в процессе стирки белья; обеспечивать соблюдение требований производственной санитарии, техники безопасности и охраны окружающей среды; выявлять и устанавливать вид брака на всех этапах технологического процесса стирки белья, определять и анализировать причины брака на всех этапах технологического процесса стирки белья; принимать меры к предупреждению и устранению брака; обеспечивать контроль качества изделий на всех этапах технологического процесса стирки белья; знать: виды, назначение, свойства и действие моющих средств, используемых в процессе стирки белья; виды стирки и схемы технологических процессов стирки белья; физико-химическую сущность технологических процессов и режимов стирки белья; устройство, принцип работы и правила эксплуатации технологического оборудования для стирки белья; правила комплектования производственных партий; правила приема и подготовки изделий к стирке; действующие технологические инструкции, стандарты, технические условия и нормативную документацию; нормы расхода моющих средств, применяемых в процессе стирки белья; виды производственного брака на всех этапах технологического процесса стирки изделий; причины брака на всех этапах технологического процесса стирки изделий; методы оценки брака; методы предупреждения и устранения брака; методы технического контроля качества обработки изделий; технические требования, предъявляемые к качеству обработки на всех этапах технологического процесса стирки изделий |
|
|
МДК.03.01. Технологические процессы стирки белья |
|
ПМ.04 |
Организация и управление технологическими процессами химической обработки изделий (чистки, крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий, стирки белья) В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: ведения документации по работе технологического оборудования химической обработки изделий; ведения документации по расходу химических материалов, применяемых для химической обработки изделий; изучения тенденций рынка при предоставлении услуг по химической обработке изделий; участия в управлении коллективом исполнителей; проведения экспертизы химических материалов и красителей; расчета технико-экономических показателей деятельности производственного участка или цеха; участия в разработке и внедрении технологических инноваций; эксплуатации и обслуживания систем автоматизированного управления; уметь: вести сопроводительную документацию при приеме изделий на химическую обработку; вести документацию по учету работы оборудования и расхода химических материалов, применяемых для химической обработки изделий; вести документацию по качеству оказываемых услуг и неисправимому браку; оформлять отчеты по учету принятых на обработку изделий, работы оборудования, расхода химических материалов и качеству оказываемых услуг; обеспечивать технологические процессы химической обработки изделий нормативной документацией; изучать и анализировать тенденции рынка при предоставлении услуг по химической обработке изделий; разрабатывать стратегию внедрения услуг организации на рынок; оперативно реагировать на требования рынка; разрешать спорные вопросы, связанные с оказанием услуг по химической обработке изделий; участвовать в подборе кадров; участвовать в мотивации и стимулировании трудовой деятельности коллектива; проводить техническую экспертизу воды; проводить экспертизу химических материалов и красителей; проводить анализ степени загрязнения изделий моющими растворами; оценивать качество стирки и ополаскивания; составлять планы работ производственного участка или цеха; рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка, цеха; оценивать эффективность текущей деятельности производственного участка, цеха; выбирать прогрессивные технологии химической обработки изделий; проводить мероприятия по улучшению качества технологических процессов химической обработки изделий; внедрять ресурсо-, энергосберегающие и экологически чистые технологии химической обработки изделий; обеспечивать эксплуатацию автоматизированных систем управления; знать: виды учета и отчетности; назначение и виды технологической документации; действующие технологические инструкции, стандарты, технические условия и нормативную документацию; виды услуг по химической обработке изделий; маркетинговые исследования и технологии; правила обслуживания потребителей; основные принципы управления персоналом; принципы подбора кадров; методы определения жесткости воды, основных показателей химических материалов и красителей, применяемых в процессе химической обработки изделий; качественные реакции на красители; методы оценки качества стирки и ополаскивания; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы производственного участка, цеха; основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка, цеха; методику расчета основных технико-экономических показателей производственного участка, цеха; принципы работы действующего технологического оборудования и его эффективность; принципы автоматического управления технологическим оборудованием; принципы работы экологически чистого технологического оборудования для химической обработки изделий |
|
|
МДК.04.01. Организация и управление технологическими процессами химической обработки изделий |
|
ПМ.05 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
810 |
540 |
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ОПОП |
2754 |
1836 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
18 нед.
|
648
|
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
3 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
51 нед. |
Учебная практика |
18 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
3 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
Каникулярное время |
13 нед. |
Итого |
95 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
промежуточная аттестация |
2 нед. |
каникулярное время |
11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием: времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.
7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
правового обеспечения профессиональной деятельности;
экологических основ природопользования;
материаловедения текстильных и кожевенно-меховых изделий;
организации и управления технологическими процессами химической обработки изделий;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
информационно-коммуникационных технологий;
химическая.
Мастерские:
технологических процессов химической обработки изделий.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
______________________________
* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.