Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Образование является одним из важных социальных благ современного человечества. Важность отрасли "Образование" обуславливается тем, что она помогает передавать знания и опыт поколений, формирует будущий образ и набор качеств, черт и компетенций жителя города; ее воспитательные и образовательные функции позволяют определить будущего жителя города Магнитогорска и России - гражданина, профессионала, потребителя, предпринимателя. Без изменений в отрасли "Образование" невозможно устойчивое развитие города Магнитогорска.
Развитие данной сферы повышает конкурентоспособность города в борьбе за человеческий, интеллектуальный, материальный, финансовый капиталы в глобальном мире.
В системе образования города 207 муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, общего и дополнительного образования, в которых обучается и воспитывается 72 925 детей в возрасте от 1 года до 18 лет. Сеть образовательных учреждений дифференцирована, вариативна и в целом отвечает потребностям жителей нашего города:
- дошкольные учреждения - 136;
- общеобразовательные школы - 55;
- специальные коррекционные учреждения - 6;
- оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа - 1;
- учреждения дополнительного образования - 9.
Все образовательные учреждения имеют лицензию на образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации.
С 2006 года начал реализацию механизм поддержки лидеров - "точек роста" нового качества образования, при котором бюджетные средства были распределены на основе общественной оценки, а учреждения наделялись обязанностями по распространению инновационного опыта.
Поддержка лидеров из числа отдельных образовательных учреждений, в том числе реализующих инновационные образовательные программы, позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики.
В результате сформирована сеть образовательных организаций, участвующих в инновационном развитии системы образования, созданы действующие образцы новых образовательных практик, обновлено представление о том, что такое современное образование.
Вместе с тем количество образовательных организаций, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют действенные механизмы распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и не может быть распространен на всю систему образования. В результате охват качественным образованием, модель которого апробирована в отдельной образовательной организации и которое необходимо для обеспечения равных стартовых возможностей всех обучающихся, продолжает оставаться недостаточным.
Дальнейшая модернизация образования требует масштабных изменений - вовлечения большей части образовательных организаций в процессы инновационного развития системы образования региона, страны в целом.
Фундаментом отрасли "Образование" является кадровый потенциал, обеспечивающий передачу знаний, установок, воспитательные и социализирующие функции для жителей города Магнитогорска.
Механизмы и организационные формы поддержки, поощрения и стимулирования педагогических работников были обновлены в рамках национального проекта и сохранены в Программе развития образования.
Дала результаты система поддержки классных и молодых специалистов. Впервые в истории отечественного образования нормативно закреплен статус классного руководителя, а значимость воспитательной деятельности если и не определена в качестве приоритетной, то поставлена в равное положение с преподаванием общеобразовательных дисциплин. Это в значительной степени способствовало активизации воспитательной работы в общеобразовательных организациях.
Получены результаты в повышении престижа профессии учителя. Обновляется кадровый состав работников образования.
Общее количество работающих в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования, составляет 9985 человек, в том числе 5875 педагогических работников. Обеспеченность педагогическими кадрами в среднем составляет 99%. Наибольшее количество составляли педагоги возрастной группы от 31 до 55 лет - 61,3 %, количество педагогических работников пенсионного возраста (56 лет и старше) - 14,7 %
В городе выстроена система повышения профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров учреждений системы образования.
С принятием мер по сокращению разрыва между оплатой труда педагогических работников и средней заработной платы по региону привлекательность работы в образовательных учреждениях, в том числе для молодых специалистов, повышается. Для решения вопросов привлечения в отрасль "Образование" высококвалифицированных и молодых кадров внедряется система "эффективных контрактов" с работниками образовательных организаций.
При создании современных условий, моральных и материальных стимулов для качественной работы и профессионального роста педагога перспективными задачами являются:
1) формирование и предъявление новых требований к современному учителю;
2) внедрение новых подходов в систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов с максимальной персонификацией программ за счет модульности и вариативности;
3) использование кадрового потенциала лучших учителей в решении задач национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" при внедрении федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.
6. Обновление инфраструктуры образования произошло в результате реализации национального проекта, а в последующем - национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", комплекса мер по модернизации общего образования.
В 2006-2013 годах более 286 млн. 392 тыс. рублей из бюджетов всех уровней направлено на обновление оборудования образовательных организаций и укрепление информационно-коммуникационной составляющей образования.
Наряду с подключением всех школ к сети Интернет более чем в два раза увеличилось количество в них компьютеров. Это позволило достичь соотношения обучающихся в среднем на один компьютер. Произошло формирование единых локальных вычислительных сетей образовательных учреждений с выходом в сеть Интернет.
Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий способствовало:
во-первых, формированию современного облика образования и принципиально нового качества предоставления образовательных услуг;
во-вторых, выравниванию учебных возможностей для всех обучающихся и условий труда для всех педагогов;
в-третьих, предъявлению иных требований к профессиональной деятельности педагога;
в-четвертых, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся и педагогических работников.
Создание в образовательных учреждениях современных условий обучения является наиболее заметным и значимым результатом реализации национального проекта.
Еще в 2006 году доля школьников, обучающихся в современных условиях, не превышала 40 процентов, к началу 2014 года все школьники города обучались в условиях, отвечающих современным требованиям (полная оснащенность современным оборудованием, укомплектованность квалифицированными кадрами, соответствие требованиям строительных и социальных норм).
Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в современной образовательной и управленческой практике носит эпизодический характер. Не создана целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования. Необходимо создание технических и технологических условий, которые позволят педагогам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам информации по всем отраслям науки и техники, использовать новые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения, в том числе дистанционно.
Выявление и поощрение талантливой молодежи стало в образовательных учреждениях города ядром широкой системной поддержки и сопровождения юных талантов. С 2006 года более 800 одаренных детей и талантливых молодых людей получили муниципальную поддержку.
Дальнейшее развитие получило олимпиадное движение. Проводятся муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, областные олимпиады, межрегиональные олимпиады.
Продолжает сохраняться положительная тенденция роста призеров олимпиад всех уровней. Количество призеров областных олимпиад в 2016-2017 учебном году выросло со 141 до 179 чел. Процент призеров от общего числа участников областных олимпиад составляет 64% и остается одним из высоких в области.
Для организации работы с одаренными и способными детьми в городе функционирует 7 специализированных предметных лабораторий (лаборатория математики, информационных и проектных технологий, изучения предметов естественно - научного цикла, лаборатория современного физического практикума, лаборатория изучения информатики, 2 лаборатории по химии, 2 центра образовательной робототехники.
В результате удалось приступить к созданию условий для реализации инновационного потенциала российской молодёжи.
Вместе с тем сохраняется необходимость развития системы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.