Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования по профессии 210112.01 Сборщик приборов вакуумной электроники
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 21 июня 2010 г. N 641)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 210112.01 Сборщик приборов вакуумной электроники всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)* |
Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Монтажник электровакуумных приборов Сборщик-монтажник в производстве цветных кинескопов |
10 мес. |
на базе основного общего образования |
2 года 5 мес.** |
______________________________
* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии
** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования
3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по сборке, монтажу и ремонту электровакуумных приборов и цветных кинескопов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
электровакуумные приборы (фотоэлектронные, электронно-лучевые, ионные, электронные лампы), цветные кинескопы;
технологическое оборудование, устройства, узлы, комплектующие элементы, контрольно-измерительные приборы, применяемые в сборке и монтаже приборов вакуумной электроники и цветных кинескопов;
технологические процессы сборки, монтажа, ремонта и испытания электровакуумных приборов и цветных кинескопов;
техническая документация.
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Сборка и монтаж электровакуумных приборов.
ПК 1.1. Выполнять работы по сборке приборов вакуумной электроники.
ПК 1.2. Выполнять работы по монтажу приборов вакуумной электроники.
ПК 1.3. Производить наладку и регулирование применяемого при сборке и монтаже контрольно-измерительного инструмента.
ПК 1.4. Проводить регулировку, настройку и ремонт приборов вакуумной электроники в соответствии с разработанными технологическими процессами.
5.2.2. Сборка и монтаж цветных кинескопов.
ПК 2.1. Выполнять работы по сборке цветных кинескопов.
ПК 2.2. Выполнять работы по монтажу цветных кинескопов.
ПК 2.3. Производить наладку и регулирование применяемого при сборке и монтаже контрольно-измерительного инструмента.
ПК 2.4. Проводить регулировку, настройку и ремонт цветных кинескопов в соответствии с разработанными технологическими процессами.
5.2.3. Испытание и ремонт вакуумных электронных приборов и цветных кинескопов.
ПК 3.1. Изготавливать макеты функциональных узлов и блоков вакуумных электронных приборов и кинескопов.
ПК 3.2. Проводить сборку, монтаж, наладку и испытания опытных образцов.
ПК 3.3. Контролировать качество собранных узлов на специальных установках.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Таблица 2
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
470 |
324 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать чертежи, проекты, структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; выполнять чертежи, структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; знать: требования Единой системы конструкторской документации (ЕСКД); основные правила построения чертежей и схем; виды нормативно-технической документации; виды чертежей, проектов, структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем; правила чтения технической и конструкторско-технологической документации |
|
|
ОП.01. Основы инженерной графики |
||
|
уметь: рассчитывать параметры электрических цепей; измерять параметры и характеристики электрических цепей; знать: виды, параметры и характеристики электрических цепей; методы расчета электрических цепей; методы измерения параметров электрических цепей |
|
|
ОП.02. Основы электротехники |
|
уметь: по технической документации определять тип, назначение, параметры и характеристики различных видов изделий электровакуумных приборов; измерять с помощью контрольно-измерительного оборудования параметры и характеристики различных видов электровакуумных приборов; знать: классификацию изделий электровакуумных приборов по назначению, конструкции, мощности, частоте, используемым материалам; устройство, конструктивно-технологическое исполнение, принципы и режимы работы различных видов приборов вакуумной электроники; методы измерения параметров изделий электронной техники; основы применения различных видов электровакуумных приборов |
|
|
ОП.03. Основы вакуумной техники |
||
|
уметь: эксплуатировать контрольно-измерительное оборудование для измерения параметров и характеристик материалов для производства электровакуумных приборов; измерять параметры и характеристики материалов для производства электровакуумных приборов; знать: характеристики и свойства материалов для производства электровакуумных приборов; способы получения и обработки материалов для производства электровакуумных приборов; физико-химические основы обработки материалов для производства электровакуумных приборов |
|
|
ОП.04. Основы электронного материаловедения |
|
уметь: выполнять технологические процессы производства электровакуумных приборов в соответствии с технической документацией; контролировать, регулировать и корректировать режимы технологических процессов производства электровакуумных приборов; знать: основные процессы электровакуумных приборов; виды оборудования, применяемого в производстве электровакуумных приборов; правила эксплуатации технологического и контрольно-измерительного оборудования |
|
|
ОП.05. Технология и оборудование для производства электровакуумных приборов (ЭВП) |
||
|
уметь: измерять параметры и характеристики электрорадиотехнических цепей и компонентов; исследовать формы сигналов, измерять параметры сигналов; пользоваться контрольно-испытательной и измерительной аппаратурой; составлять измерительные схемы; подбирать по справочным материалам измерительные средства и измерять с заданной точностью различные электрические и радиотехнические величины; знать: виды средств измерений, методы измерений; метрологические показатели средств измерений, погрешности измерений; приборы формирования измерительных сигналов; основные методы измерения электрических и радиотехнических величин |
|
|
ОП.06. Электрорадиоизмерения |
|
уметь: правильно применять вычислительную технику и автоматизированные системы управления в производстве электровакуумных приборов; оформлять техническую документацию и результаты измерений с использованием электронно-вычислительных машин; знать: основные сведения о вычислительных системах и автоматизированных системах управления; основные устройства вычислительных систем, их назначение и функционирование; состав и структуру программных средств, применяемых в производстве электровакуумных приборов |
|
|
ОП.07. Информационные технологии в производстве изделий электронной техники |
||
|
уметь: проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; использовать экобиозащитную технику; знать: особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; основы экологического права; правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок |
|
|
ОП.08. Охрана труда |
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
32 |
ОП.09. Безопасность жизнедеятельности |
||
П.00 |
Профессиональный цикл |
314 |
212 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
314 |
212 |
|
|
ПМ.01 |
Сборка и монтаж электровакуумных приборов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: сборки и монтажа электровакуумных приборов; регулировки, настройки и ремонта электровакуумных приборов; уметь: осуществлять сборку и электросварку простых узлов электровакуумных приборов, состоящих из небольшого количества деталей; варить арматуры металлических приемно-усилительных ламп на многопозиционных контактных электросварочных машинах; выполнять работу вручную на простых приспособлениях или на оборудовании, обеспечивающем точность выполнения и прочность сварки; знать: правила и последовательность сборки простых узлов; действия сварочных полуавтоматов; наименования и назначение важнейших частей; назначение контрольно-измерительных инструментов (калибров, штангенциркулей, линеек, шаблонов); виды и назначение деталей и узлов; режимы сварки (напряжение, давление, степень охлаждения поворотного стола и электродов); основные требования к монтажу электровакуумных приборов; электротехнику и электросварку в пределах выполняемой работы |
|
|
МДК.01.01. Технология сборки электровакуумных приборов МДК.01.02. Технология монтажа электровакуумных приборов |
|
ПМ.02 |
Сборка и монтаж цветных кинескопов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: сборки и монтажа цветных кинескопов; уметь: проводить сферизацию цветоделительных масок с контролем на специальных установках; приваривать маски к раме с контролем сферы маски шаблонами и на специальных установках; регенерировать рамо-масочный узел; собирать экранный узел и оболочку цветного кинескопа на специальных установках и при помощи приспособлений; обеспечивать установленные расстояния между экраном и маской во многих точках на поверхности экрана; центровать экран относительно конуса при установке элементов оболочки в специальном приспособлении для спайки; контролировать качество собранной оболочки, в том числе с помощью течеискателя на специальных установках; знать: конструкцию и способы проверки на точность специальных установок и приспособлений; свойства и технические требования, предъявляемые к материалам, деталям и узлам; условия применения контрольно-измерительных приборов и инструментов; технику безопасности при изготовлении цветных кинескопов |
|
|
МДК.02.01. Технология сборки цветных кинескопов МДК.02.02. Технология монтажа цветных кинескопов |
|
ПМ.03 |
Испытание и ремонт вакуумных электронных приборов и цветных кинескопов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: подготовки и проведения испытаний электронных приборов и цветных кинескопов; проведение ремонта электронных приборов и цветных кинескопов; уметь: осуществлять наладку и регулирование радиоэлектронных блоков испытательного оборудования и вычислительной техники; проводить наладку оборудования для частичного испытания цветных кинескопов; монтировать экспериментальные образцы по эскизам и принципиальным схемам; изготавливать без образцов схемы из различных проводников, кабелей, шин и радиокомпонентов; испытывать схемы различными электроизмерительными приборами; изготавливать по принципиальным и монтажным схемам шаблоны для вязки схем с обеспечением компактного размещения проводников и с соблюдением технических требований по их укладке; рассчитывать сопротивления в различных звеньях цепи, испытывать сопротивления и изоляцию проводников; проводить электрическое и механическое регулирование, проверку и испытание сложной электроаппаратуры; регулировать стрелочные приборы и аппараты различных систем и степеней точности; осуществлять программный поиск неисправностей на испытательном и измерительном оборудовании; изготавливать отдельные платы для радиоэлектронных устройств взамен пришедших в негодность, проводить их наладку; проводить прогон контрольных программ при пуске в эксплуатацию измерительного оборудования; проводить контрольные испытания и сдачу радиоэлектронных блоков с демонстрацией работы приборов и целых установок по общей схеме при пуске в эксплуатацию; проводить профилактические работы на испытательно-измерительном оборудовании; знать: методы выявления различных неисправностей; способы монтажа сложных радиоэлектронных установок, измерительной аппаратуры; всевозможные монтажные и принципиальные схемы групповых соединений аппаратов и приборов; назначение отдельных приборов, агрегатов, включаемых в монтируемую схему; принцип действия различных устройств и радиоламп, включенных в монтируемую схему; методы испытания групповых соединений аппаратов и приборов, смонтированных в общей схеме; правила настройки и регулировки различных радиоизмерительных устройств, испытательного и измерительного оборудования; порядок и очередность прокладки монтажа; назначение и правила экранирования проводников и отдельных звеньев; основы электротехники, радиотехники и импульсной техники; правила настройки и регулирования различных электроизмерительных приборов |
|
|
МДК.03.01. Технология проведения испытаний и ремонта электронных приборов и цветных кинескопов |
|
ФК.00 |
Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
80 |
40 |
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика (производственное обучение) |
19 нед. |
684 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика |
|
|||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
1 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика (производственное обучение) |
19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
1 нед. |
Каникулярное время |
2 нед. |
Итого |
43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
57 нед. |
промежуточная аттестация |
3 нед. |
каникулярное время |
13 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
инженерной графики;
электротехники и вакуумной техники;
электронного материаловедения;
технологии и оборудования для производства электровакуумных приборов;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
электротехники;
электронной вакуумной техники;
электронного материаловедения;
информационно-коммуникационных технологий;
электрорадиоизмерений и испытаний электровакуумных приборов.
Мастерские:
электрорадиомонтажные;
сборочно-наладочные.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
______________________________
* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 июня 2010 г. N 641 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.