В целях реализации статей 5 и 18 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Дементьева А.В.
Министр |
В.Б. Христенко |
Методические рекомендации
по разработке региональных программ развития торговли
(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 28 июля 2010 г. N 637)
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях унификации подходов к разработке региональных и муниципальных программ развития торговли на территории Российской Федерации.
При разработке Методических рекомендаций учтены приоритетные направления государственной политики, определенные в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации программах социально-экономического развития Российской Федерации, Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, Программе развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р.
II. Основные методические подходы к разработке проектов региональных программ развития торговли
2. В целях настоящих Методических рекомендаций региональная программа развития торговли (далее - Региональная программа) представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на содействие развитию торговли в субъекте Российской Федерации.
В качестве основных целей Региональной программы могут быть рекомендованы следующие: решение проблем в сфере торговли на территории субъекта Российской Федерации, определение основных направлений развития торговли на территории субъекта Российской Федерации и мероприятий, содействующих развитию торговли.
3. При разработке Региональной программы рекомендуется придерживаться следующих принципов:
1) комплексный подход к решению проблем в сфере торговли на территории субъекта Российской Федерации, который предусматривает учет всех факторов (социально-экономических, демографических, экологических, культурных, организационно-административных и др.), оказывающих влияние на состояние и развитие торговли в субъекте Российской Федерации;
2) системность, предусматривающей формирование системообразующих элементов инфраструктуры рынка и их функциональной взаимосвязи;
3) четкое разграничение сфер ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов;
4) эффективное использование ресурсов, направляемых на разработку и реализацию Региональной программы.
III. Этапы разработки и реализации Региональной программы
4. Разработку и реализацию Региональной программы рекомендуется осуществлять по следующим этапам:
1) принятие решения о разработке Региональной программы;
2) формирование Региональной программы;
3) согласование Региональной программы;
4) утверждение Региональной программы;
5) управление реализацией Региональной программы;
6) контроль за реализацией Региональной программы.
5. Решение о разработке Региональной программы принимается исходя из необходимости применения программно-целевых методов для решения проблем в сфере торговли на территории субъекта Российской Федерации с учётом требований соответствующего закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок разработки региональных программ развития торговли.
6. Разработка Региональной программы в качестве самостоятельного документа целесообразна в том случае, если в действующих на территории субъекта Российской Федерации программных документах (программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, других программах (развития потребительского рынка, развития конкуренции, поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства) не предусмотрена реализация мероприятий, направленных на содействие развитию торговли.
7. При разработке Региональной программы рекомендуется определить сроки разработки Региональной программы и состав ответственных за разработку Региональной программы исполнителей.
Рекомендуется создание рабочей группы по подготовке Региональной программы, состоящей из руководителей и специалистов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере торговли (потребительского рынка), и других органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов, общественных объединения потребителей (их ассоциаций, союзов), потребительских кооперативов, ассоциаций, гильдий, образовательных учреждений, профсоюзных организаций, научно-исследовательских и других организаций, а также представителей других субъектов Российской Федерации (сходных по специализации и типу хозяйства, входящих в состав одного федерального округа либо с общими границами в пределах Российской Федерации) - органов власти, хозяйствующих субъектов, некоммерческих и общественных организаций.
8. При формировании Региональной программы рекомендуется исходить из того, что данный этап является основным этапом разработки Региональной программы и включает определение структуры Региональной программы, ее целей и задач, содержания ее основных разделов, подготовку проекта Региональной программы.
9. При разработке Региональной программы рекомендуется исходить из того, что процесс разработки Региональной программы включает следующие блоки:
1) аналитический, в котором определяется и обосновывается необходимость разработки Региональной программы, устанавливается, определяется содержание и состояние проблемы, на решение которой направлена программа, определяется взаимосвязь Региональной программы с действующими федеральными и региональными программными документами (стратегиями, программами, доктринами и др.);
2) прогностический, в котором на основании анализа определяются основные проблемы, присущие торговой отрасли субъекта Российской Федерации, определяются основные перспективные направления развития торговой деятельности;
3) проектный, в котором дается обоснование необходимости решения проблемы развития торговли программно-целевым методом, определяется комплекс мероприятий, предполагаемый к включению в Региональную программу, разрабатывается проект Региональной программы.
10. Проект Региональной программы рекомендуется разместить на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Для его обсуждения рекомендуется привлекать органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство (поставки) товаров, некоммерческие организации, объединяющие такие хозяйствующие субъекты, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), потребительские кооперативы, ассоциации, гильдии, образовательные учреждения, профсоюзные организации, научно-исследовательские и другие организации.
11. В акте об утверждении Региональной программы рекомендуется указывать:
1) наименование Региональной программы;
2) общий объем финансирования Региональной программы, с выделением объемов капитальных вложений;
3) срок реализации Региональной программы;
4) ответственных за реализацию Региональной программы исполнителей.
12. Общее управление реализацией Региональной программы рекомендуется поручать ее основному разработчику - органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия в сфере торговли (потребительского рынка). При этом рекомендуется исходить из того, что управление реализацией Региональной программы включает текущую работу по обеспечению координации деятельности исполнителей мероприятий Региональной программы, внесению корректировок в мероприятия в соответствии с изменениями ситуации на потребительском рынке, в экономике субъекта Российской Федерации.
13. В целях организации работы по реализации Региональной программы рекомендуется издать акт об утверждении плана мероприятий по реализации Региональной программы, в котором определяются ответственные исполнители за выполнение каждого пункта плана, сроки и порядок представления информации о ходе реализации Региональной программы.
IV. Примерная структура Региональной программы
14. Региональную программу рекомендуется формировать из следующих разделов:
1) паспорт Региональной программы;
2) содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
3) основные цели и задачи Региональной программы;
4) ожидаемые результаты Региональной программы и целевые индикаторы (показатели эффективности реализации Региональной программы);
5) перечень и описание программных мероприятий Региональной программы;
6) ресурсное обеспечение (объемы, источники) Региональной программы;
7) сроки реализации Региональной программы;
8) описание системы управления реализацией Региональной программы (определение исполнителей, распределение полномочий и ответственности);
9) контроль за реализацией Региональной программы.
15. В качестве приложений к Региональной программе рекомендуется использовать примерные формы и образцы анкет, иных документов, предназначенных для наблюдения за реализацией мероприятий Региональной программы, сбора и обработки информации, необходимой для оценки достижения показателей эффективности реализации Региональной программы, подготовки отчетов о ходе реализации Региональной программы.
16. В паспорт Региональной программы рекомендуется включать основные сведения о программе, содержащие сведения о заказчике (заказчиках) программы, основаниях ее разработки и разработчиках, целях и задачах программы, сроках и этапах реализации программы, объемах и источниках финансирования программы, важнейших целевых индикаторах и показателях программы, ожидаемых конечных результатах, системе управления и контроля за реализацией программы.
Паспорт Региональной программы составляется по окончании разработки Региональной программы и приводится в начале документа.
17. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. В этом разделе Региональной программы рекомендуется:
обосновать необходимость разработки Региональной программы;
описать содержание и состояние проблемы, на решение которой направлена разрабатываемая Региональная программа;
определить взаимосвязь Региональной программы с действующими федеральными и региональными программными документами (стратегиями, концепциями, программами социально-экономического развития, программами развития (потребительского рынка, развития малого и среднего предпринимательства, развития конкуренции), реализуемыми в отрасли на территории Российской Федерации и на территории субъекта Российской Федерации.
Теоретической основной разрабатываемой Региональной программы является анализ ситуации в торговой отрасли на территории субъекта Российской Федерации.
Данный раздел Региональной программы представляет собой обобщенную информацию по результатам анализа развития торговли в субъекте Российской Федерации. Для анализа рекомендуется использовать данные за предшествующий период (не менее трех лет). При этом на основании статистических данных, мониторингов и обзоров торговли, исследований в указанной сфере анализируется состояние розничной торговли в субъекте Российской Федерации; сравниваются показатели, характеризующие торговлю в субъекте Российской Федерации, федеральном округе, Российской Федерации в целом.
Для более полного анализа состояния развития торговой отрасли в субъекте Российской Федерации рекомендуется сравнить средние значения отдельных показателей с показателями соседних субъектов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, сходных по специализации и типу хозяйства.
На основании результатов анализа рекомендуется:
1) диагностировать основные проблемы, присущие торговле субъекта Российской Федерации;
2) выделить основные экономические, социально-демографические, организационно-административные и иные факторы, оказывающие влияние на состояние и развитие торговой отрасли в субъекте Российской Федерации. Основное внимание уделяется таким факторам как состояние торговой инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации, размер доходов населения, административно-территориальные, природно-климатические и демографические особенности субъекта Российской Федерации, участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в формировании и реализации торговой политики и др.;
3) определить основные перспективные направления развития торговой деятельности, в том числе:
стимулирование и реализация инвестиционных проектов, направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры (логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами, распределительных центров) и реконструкцию существующих объектов;
оптимизация размещения торговых объектов и построения эффективной торговой системы в субъекте Российской Федерации;
оптимальное зонирование торгового обслуживания населения;
поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере торговли;
стимулирование деловой активности торговых предприятий и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий организующего характера;
повышение качества и безопасности товаров, находящихся в торговом обороте на территории субъекта Российской Федерации;
информационное обеспечение в сфере торговли на территории Российской Федерации;
содействие кадровому обеспечению в сфере торговли (профессиональное образование и подготовка, повышение квалификации);
проведение научных исследований в сфере торговли и организация их внедрения в торговую практику.
В данном разделе также рекомендуется приводить обоснование необходимости решения проблемы развития торговли программно-целевым методом, преимущества его использования для решения проблем в сфере торговли. Целесообразность развития торговли в субъекте Российской Федерации программно-целевым методом определяется такими основными факторами, как масштабность, сложность и многообразие проблем отрасли в субъекте Российской Федерации; необходимость комплексной увязки мероприятий по развитию торговли; необходимость выполнения крупных по объемам и длительным по срокам реализации инвестиционных проектов; необходимость консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и бизнеса.
18. Использование программно-целевого метода для решения проблем в сфере торговли предопределяет цели и задачи Региональной программы, а также систему программных мероприятий.
Цели и задачи Региональной программы рекомендуется определять исходя из необходимости сосредоточения интеллектуальных, финансовых и иных ресурсов на решении ключевых проблем функционирования и развития торговли в субъекте Российской Федерации.
Качественно сформулированные цели и задачи Региональной программы отличают следующие свойства:
1) значимость для субъекта Российской Федерации;
2) достижимость в пределах срока реализации Региональной программы;
3) возможность проверки факта достижения запланированных результатов (конкретных значений качественных и количественных показателей, индикаторов).
Цели программы формулируются с учетом целей и задач, определенных в федеральных законах от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; нормативных правовых актах по вопросам обращения отдельных видов товаров (алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств, других) и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120;
Программе развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р;
Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р;
Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. N 854;
Стратегиях развития отраслей промышленности, производящих товары потребительского назначения (Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 октября 2009 г. N 965, Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. N 853, и других);
Ведомственной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле", утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 123;
других федеральных и региональных программных документах, направленных на решение задач в области социально-экономического развития, повышения эффективности системы государственного управления и развития отраслей экономики;
прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации и субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, прогнозах развития отраслей экономики в Российской Федерации и в субъекте Российской Федерации.
В качестве целей Региональной программы рекомендуется определять:
создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров, защита прав потребителей;
разработка организационно-правового механизма повышения социально-экономической эффективности функционирования торговой отрасли;
создание на территории субъекта Российской Федерации современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью торговых объектов, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, начиная с оптового звена и заканчивая мелкой розницей, обеспечивающей формирование эффективной системы товародвижения на территории субъекта Российской Федерации, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности;
создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, а также потребностей отраслей экономики в реализации потребителям производимой продукции, для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, отечественных производителей товаров;
формирование конкурентной среды на территории субъекта Российской Федерации.
В формулировке целей Региональной программы рекомендуется отразить желаемое состояние развития торговли на территории субъекта Российской Федерации.
В качестве основных задач Региональной программы рекомендуется обозначать:
определение и реализация комплекса общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте;
определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения субъекта Российской Федерации; обеспечение качества и безопасности товаров;
совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг;
создание условий для расширения сети социально ориентированных торговых предприятий;
создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли (развитие сетевой торговли, строительство новых торговых объектов, в том числе, многофункциональных крупных торговых (торгово-развлекательных) объектов, торговых объектов шаговой доступности, др.); увеличение количества торговых объектов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карт и автоматизированными комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств; развитие внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и др.); увеличение количества объектов придорожного торгового сервиса; модернизация и реконструкция функционирующих торговых объектов; приведение технологии торговли в соответствие с современными европейскими стандартами; повышение технического уровня предприятий торговли; построение на территории субъекта Российской Федерации современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах обеспечения установленных нормативов обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью торговых объектов, соразмерного распределения торговых площадей в жилых районах, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, обеспечивающего формирование эффективной системы товародвижения на территории субъекта Российской Федерации, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности; развитие торговли в сельской местности;
развитие механизмов и инструментов инвестиционной и инновационной деятельности в торговле;
определение и реализация комплекса мер: по развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса субъекта Российской Федерации путем содействия в создании и функционировании логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами, распределительных центров, оптовых продовольственных рынков, иных объектов и форматов оптовой торговли для обеспечения в товарах хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, а также за счет реконструкции и модернизации функционирующих объектов оптовой торговли (оптовых продовольственных баз, товарных складов, др.); по развитию потребительской кооперации (сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, др.);
создание условий для: развития предпринимательской кооперации (между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, региональными сельхозтоваропроизводителями, федеральными поставщиками и производителями товаров с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей), интеграции оптовой и розничной торговли; повышения деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров;
стимулирование притока иностранных и российских частных инвестиций в развитие торговли на территории субъекта Российской Федерации;
определение и реализация комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, увеличению доли торговой отрасли в валовом региональном продукте и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
определение и реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, правового регулирования и саморегулирования рынка, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли, определение комплекса мер по кадровому обеспечению отрасли, обеспечению условий для создания в сфере торговли новых рабочих мест, сохранения и модернизации имеющихся, повышения производительности труда и оплаты труда в отрасли;
развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли;
внедрение автоматизированных систем управления в сфере обеспечения продовольственной безопасности на территории субъекта Российской Федерации;
развитие партнерства с саморегулируемыми организациями оптового продовольственного комплекса и потребительского рынка в целях защиты интересов потребителей в области качества и безопасности продовольствия; развитие саморегулирования в сфере торговли; вовлечение в формирование и реализацию политики в области торговой деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
При этом задачи формулируются с учетом специфики субъекта Российской Федерации, увязываются с задачами в области развития торговли, реализуемыми в рамках федеральных и региональных программных документов.
19. В разделе "Ожидаемые результаты Региональной программы и целевые индикаторы (показатели эффективности реализации Региональной программы)" рекомендуется описывать социальные, экономические и иные возможные последствия реализации Региональной программы, приводится методика оценки результативности и эффективности Региональной программы, разработанная с учетом региональной специфики, позволяющая оценить ход реализации программы по годам, ее основные экономические, социальные результаты и их влияние на экономику субъекта Российской Федерации.
Эффективность мероприятия Региональной программы рекомендуется определять отношением изменения индикатора, определяемого разностью текущего и целевого значений индикатора (при необходимости минимизации индикатора) или целевого и текущего значений индикатора (при необходимости максимизации индикатора), и при возможности, к стоимости его реализации.
Таким образом, систему целей и задач Региональной программы рекомендуется дополнять системой показателей эффективности реализации Региональной программы (индикаторов, стандартов), позволяющих судить об ожидаемых результатах решения каждой задачи и степени достижения конечных целей, то есть результативности Региональной программы. О качественном решении данной задачи свидетельствует согласование системы плановых и прогнозных показателей, а также индикаторов с набором показателей, использованных для иллюстрации проблем в сфере торговли в субъекте Российской Федерации.
В число основных индикаторов, характеризующих ожидаемые результаты Региональной программы, в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" включаются следующие индикаторы:
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек);
повышение доступности товаров для населения;
формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различных форматов).
В зависимости от целей, задач, направлений реализации мероприятий Региональной программы и предусматриваемых Региональной программой мероприятий перечень индикаторов рекомендуется дополнять такими показателями, как:
удовлетворенность населения торговым сервисом (качеством, культурой), качеством и безопасностью реализуемых на территории субъектов Российской Федерации товаров;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли;
удельный вес импортных и отечественных товаров в общем объеме продажи товаров на территории субъекта Российской Федерации;
удельный вес выявленных товаров как не соответствующих требованиям технических регламентов в общем объеме продажи этих товаров на территории субъекта Российской Федерации;
рост объема (темп роста) оборота розничной торговли, оборота оптовой торговли на территории субъекта Российской Федерации;
рост (темпы роста) оборота розничной торговли, оборота оптовой торговли в сопоставимых ценах (по годам), в том числе по продовольственным и непродовольственным товарам;
рост объема продаж товаров на одного жителя субъекта Российской Федерации;
рост объема продаж товаров в расчете на 1 кв. м площади торгового объекта;
рост (темпы роста) оборота розничной торговли, оборота оптовой торговли по крупным предприятиям субъекта Российской Федерации;
рост (темпы роста) оборота розничной торговли, оборота оптовой торговли субъектов малого и среднего предпринимательства;
рост (темпы роста) выручки субъектов малого предпринимательства от продажи товаров;
рост (темпы роста) оборота розничной торговли, оборота оптовой торговли организаций потребительской кооперации на территории субъекта Российской Федерации;
доля торговой отрасли в производстве валового регионального продукта субъекта Российской Федерации;
доля налогов, поступивших от торговых предприятий, в доходной части бюджета субъекта Российской Федерации;
объем привлеченных инвестиций в развитие торговой инфраструктуры и торговли;
среднегодовой индекс потребительских цен на товары на территории субъекта Российской Федерации;
доля предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) в общей численности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю на территории субъекта Российской Федерации;
доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю на территории субъекта Российской Федерации;
доля современных предприятий розничной торговли (гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров, минимаркетов)* в общем количестве предприятий розничной торговли;
количество введенных в эксплуатацию торговых объектов, в том числе: объектов оптовой торговли (логистических центров поставок, распределительных центров, магазинов-складов, оптовых продовольственных рынков, других) и объектов розничной торговли (гипермаркетов, супермаркетов (универсамов), специализированных магазинов, минимаркетов, дискаунтеров,торговых центров, ,# др.);
доля социально ориентированных торговых предприятий в общем количестве предприятий торговли;
удельный вес новых и модернизированных предприятий торговли в общем количестве предприятий торговли субъекта Российской Федерации;
число созданных и количество сохраненных (модернизированных) рабочих мест в торговле;
доля квалифицированных кадров в торговле (уровень дефицита квалифицированных кадров);
объем основных видов товаров отечественного производства в общем товарообороте на территории субъекта Российской Федерации;
удельный вес выявленной фальсифицированной и контрафактной продукции в общем товарообороте на территории субъекта Российской Федерации;
доля Интернет-продаж в общем объеме товарооборота;
доля дистанционной торговли в общем объеме товарооборота;
рост (темпы роста) межрегионального обмена потребительскими товарами.
В число показателей эффективности реализации Региональной программы наряду с целевыми индикаторами могут быть включены стандарты (в том числе отраслевые стандарты жизнеобеспечения) в разрезе отдельных форматов торговли, включая такие, как:
- пешеходная доступность от места жительства до торгового объекта;
- количество торговых объектов на территории субъекта Российской Федерации;
- обеспеченность населения площадью торговых объектов;
- количество торговых объектов, оборудованных для посещений лиц с ограниченными возможностями
- другие.
Оценку эффективности и результативности Региональной программы рекомендуется осуществлять по годам и этапам в течение всего срока ее реализации, а при необходимости эффективность оценивается и после реализации Региональной программы.
20. В Региональной программе рекомендуется предусматривать реализацию нескольких основных направлений, в рамках каждого из которых обеспечивать выполнение комплекса взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, сформулированных в Региональной программе. Окончательное формирование перечня мероприятий и проектов осуществляется, исходя из уровня развития торговой отрасли в субъекте Российской Федерации, а также возможности ресурсного обеспечения соответствующих мероприятий.
Для достижения определенных Региональной программой целей и решения поставленных задач рекомендуется предусматривать систему программных мероприятий, направленных на:
совершенствование нормативной правовой базы;
реализацию мероприятий некоммерческого характера;
реализацию коммерческих (инвестиционных) проектов.
Все направления ориентируются на соответствие целям и задачам Региональной программы, определяемым в разделе "Основные цели и задачи Региональной программы".
Для подготовки перечня мероприятий Региональной программы рекомендуется анализировать принятые и реализуемые в субъекте Российской Федерации программы на предмет включения в Региональную программу комплекса мероприятий, предусмотренных в них (при необходимости с определенной корректировкой).
В числе основных направлений реализации мероприятий Региональной программы рекомендуется определять:
1) формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения субъекта Российской Федерации, предполагающие:
проведение мониторинга обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью торговых объектов с выявлением проблемных зон;
устранение диспропорции в размещении торговых объектов на территории субъекта Российской Федерации на основе применения принципов оптимального формирования структуры торгового комплекса (увеличение числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов и супермаркетов, торговых центров, др.) в черте населенного пункта; размещение торговых объектов "шаговой доступности" в местах проживания населения путем строительства новых торговых объектов, реконструкции приобретаемых или арендуемых площадей);
реконструкция и модернизация торговых объектов;
разработка и утверждение на муниципальном уровне схем размещения нестационарных торговых объектов с целью упорядочения размещения объектов мелкорозничной сети и с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также необходимости обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга;
поэтапный перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в объектах и комплексах (зонах) мелкорозничной торговли некапитального характера, в многопрофильные торговые комплексы (центры), стационарные торговые объекты;
разработка и реализация мер экономического стимулирования строительства, размещения объектов социально ориентированных торговых предприятий, модернизации и укрепления материально-технической базы социально ориентированных торговых объектов, по обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности;
упорядочение торговли на рынках, реконструкцию и преобразование их в современные торгово-сервисные комплексы, сохранение сельскохозяйственных рынков в торговой инфраструктуре субъекта Российской Федерации;
организация торгового обслуживания жителей отдаленных и труднодоступных населенных пунктов;
создание предприятий с использованием механизма франчайзинга, обеспечение методологических, информационно-консультационных и обучающих услуг в сфере франчайзинга;
формирование интегрированных объединений, в том числе торговых сетевых холдингов, торговых объединений ассоциативного типа, а также добровольных торговых объединений, в том числе крупных розничных объединений, специализирующихся на массовых закупках товаров у товаропроизводителей и других хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров;
содействие организации торговли через автоматы в местах работы и учебы, а также в других объектах административного значения;
содействие организации "собственного производства" на предприятиях торговли, развитие магазинов кулинарии и отделов кулинарии;
2) повышение экономической доступности товаров для населения субъекта Российской Федерации, предполагающее:
проведение мониторинга цен на товары с целью определения экономической доступности товаров для населения;
развитие сети социально ориентированных предприятий торговли, торгующих по сниженным ценам (магазины эконом-класса, дискаунтеры, магазины заказов, другие);
развитие системы обслуживания социально незащищенных категорий граждан с предоставлением скидок на товары и услуги по социальным картам или в рамках собственных дисконтных программ предприятий торговли;
принятие мер по стабилизации ценовой ситуации в субъекте Российской Федерации путем создания эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка, развития сети ярмарок "выходного дня", иных торговых мероприятий по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками;
3) повышение качества и обеспечение безопасности товаров, предполагающее:
проведение мониторинга качества пищевых продуктов, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации;
совершенствование системы организации контроля безопасности и качества пищевых продуктов, включая создание современной инструментальной и методической базы;
обеспечение физической доступности пищевых продуктов для населения в каждый момент времени в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления, необходимых для обеспечения здоровья и активной жизни человека, на предприятиях торговли и, в первую очередь, на социально ориентированных торговых предприятиях, а также физической доступности непродовольственных товаров первой необходимости, путем рационального размещения торговых объектов соответствующей специализации на территориях населенных пунктов субъекта Российской Федерации;
совершенствование системы контроля качества продукции и услуг в торговой отрасли, обеспечение эффективной работы системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора);
4) совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли, предполагающее:
реализацию государственной политики в области торговой деятельности, а также в сфере оборота отдельных видов товаров (алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств, других) путем принятия необходимых нормативных правовых актов и обеспечения их применения;
совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере торговли, внесение необходимых изменений и дополнений в нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, в том числе в целях их приведения в соответствие с федеральным законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности;
обеспечение защиты прав потребителей, развитие системы правовой помощи потребителям в случаях нарушения их прав, координацию действий организаций, занимающихся защитой прав потребителей на территории субъекта Российской Федерации;
повышение эффективности управления недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности путем внедрения процедур торгов при решении вопросов об аренде (приобретении) объектов недвижимости для размещения торговых объектов;
формирование и реализацию мер противодействия теневому обороту, фактам торговли в несанкционированных местах, использования объектов, не сданных в эксплуатацию;
формирование единого информационного пространства взаимодействия органов управления потребительским рынком и сферой торговли на территории субъекта Российской Федерации;
создание организационных и экономических условий для объединения финансовых ресурсов торговых организаций и финансово-кредитных структур с целью решения вопросов модернизации и реконструкции действующих торговых объектов, строительства новых торговых объектов, организации отечественных торговых сетей, привлечения инвестиций в отрасль;
обеспечение защиты прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, совершенствование взаимодействия органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере торговли;
содействие формированию механизмов саморегулирования в сфере торговли (созданию саморегулируемых организаций, привлечению хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, некоммерческие организации, объединяющие таких хозяйствующих субъектов к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности);
5) развитие системы товарообеспечения и логистики, предполагающее:
стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
развитие сети организаций, оказывающих логистические услуги в сфере торговли;
развитие системных форм организации и интеграции розничной и оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами;
стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и рыбной продукции, сельскохозяйственного сырья;
разработку и реализацию мер по поддержке отечественных, и в первую очередь местных производителей, специализирующихся на сбыте собственной продукции;
формирование и развитие фирменной торговой сети сельскохозяйственных и промышленных предприятий субъекта Российской Федерации;
повышение эффективности воздействия организованных закупок на ценовую конъюнктуру и развитие оптового рынка субъекта Российской Федерации;
6) создание современной инфраструктуры оптовой торговли, предполагающее:
развитие крупных объектов оптовой торговли и складской инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации;
расширение объема услуг, оказываемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими оптовую торговлю;
достижение необходимого разнообразия предприятий, осуществляющих оптовую торговую деятельность: сетевые и территориальные (зональные) распределительные центры (закрытые и общего пользования), оптовые рынки, магазины-склады для обслуживания мелкооптовых клиентов и др.;
создание межрайонных распределительных оптовых центров;
создание системы оптовых продовольственных рынков, включающей межрегиональные рынки, в том числе специализированные;
повышение инвестиционной активности и привлечение инициативного капитала в развитие инфраструктуры оптовой торговли товарами потребительского назначения;
7) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, предполагающее:
приоритетное выделение площадей, имеющихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, под организацию торговли местным производителям товаров;
увеличение сроков действия договоров аренды площадей, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, и выделяемых под торговые объекты;
содействие открытию торговых объектов по продаже товаров народных промыслов;
стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок, выставок-продаж, ярмарок и иных мероприятий организующего характера;
содействие выставочно-ярмарочной деятельности в целях продвижения продукции местных товаропроизводителей через товаропроводящую систему субъектов малого предпринимательства;
8) повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, предполагающее:
дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
создание условий для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в инвестировании средств в развитие торговой отрасли;
применение современных финансовых технологий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
совершенствование системы поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства малых и средних предприятий торговли краткосрочных и инвестиционных кредитов;
методическое и информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;
расширение масштабов применения франчайзинга в сфере торговли как средства повышения устойчивости и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также улучшения качества торгового сервиса;
поддержку малого и среднего предпринимательства, предусмотренную Ведомственной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле" утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 123;
9) развитие сельской торговли, предполагающее:
поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, содействие созданию сельскохозяйственных кредитных и снабженческо-сбытовых кооперативов;
развитие розничной торговой сети в сельской местности за счет расширения развозной торговли, а также дистанционной торговли (в том числе по заказам) и др.;
увеличение степени охвата розничным оборотом денежных доходов сельского населения, направляемых на покупку потребительских товаров в сельской местности;
рациональное использование имеющихся площадей торговых объектов в сельской местности на основе преобразования их в магазины-приемозаготовительные пункты, занимающиеся наряду с торговлей продовольственными и непродовольственными потребительскими товарами продажей продукции общественного питания, лекарственных средств, оказанием бытовых услуг населению, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, изделий народных промыслов и др.;
содействие строительству в сельской местности торговых объектов современных форматов (супер- и минимаркетов);
поддержку сельской торговли в формах, предусмотренных Федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858;
10) обеспечение в области торговли приоритетной поддержки социально незащищенных слоев населения, предполагающее:
реализацию проектов, ориентированных на организацию обслуживания малообеспеченных категорий граждан;
обеспечение доступности объектов торговли для инвалидов и других маломобильных граждан;
11) информационное обеспечение торговли, предполагающее:
внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли;
создание на основе торговых реестров системы мониторинга отрасли, позволяющей отслеживать динамику и анализировать цены по группам товаров в различных типах торговых объектов, товарооборот, удовлетворенность населения качеством и безопасностью товаров, качеством торгового обслуживания, структуру покупок по местам продаж, обеспеченность площадью торговых объектов, другие показатели;
формирование инфраструктуры электронной торговли, включающей региональные информационные системы, региональные информационно-маркетинговые центры;
внедрение новых технологий в торговый процесс и обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий;
12) обеспечение занятости и кадровое обеспечение отрасли, предполагающие:
укрепление кадрового потенциала торговых структур субъекта Российской Федерации;
поддержку учебных заведений, осуществляющих обучение основным торговым специальностям (контролер-кассир, продавец и т.д.) по полным курсам и сокращенным программам, содействие внедрению современных технологий в процессы подготовки персонала для торговли;
формирование системы переподготовки и повышения квалификации работников торговли, а также их аттестации;
организацию процесса обучения и тренинга персонала непосредственно на предприятиях торговли ("школ молодого продавца", курсов, семинаров, стажировок, конкурсов профессионального мастерства и т.д.);
проведение мероприятий по охране труда на предприятиях торговли;
13) развитие научных исследований в сфере торговли, предполагающее:
разработку прикладных проблем развития и мониторинга торговли в субъекте Российской Федерации;
осуществление проектов освоения новых технологий в сфере торговли;
разработку необходимой нормативной, технической и методической базы для целей ускоренного развития торговли;
14) другие направления, в составе которых могут найти отражение мероприятия, предполагающие:
обеспечение соблюдения хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, требований к обороту отдельных товаров, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в частности, о сопровождении отдельных товаров соответствующей информацией, об исключении из оборота отдельных товаров), реализацию программ стимулирования продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей, при установлении запрета или ограничения оборота аналогичных по цели использования товаров, результатом использования которых может стать непроизводительный расход энергетических ресурсов;
реализацию отдельных положений Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, например, осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней этилового спирта, разработка и осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, по стимулированию изменения хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, ассортимента реализуемой ими алкогольной продукции за счет сокращения в нем видов крепких спиртных напитков;
создание условий для развития внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также для развития приграничной торговли в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", международными договорами;
совершение иных действий.
В формулировках мероприятий описываются предпринимаемые субъектами управления в рамках своей компетенции действия по решению поставленных задач в ходе достижения целей Региональной программы.
21. При подготовке раздела Региональной программы, касающегося ресурсного обеспечения, рекомендуется:
определить необходимые затраты на реализацию конкретных мер по каждому направлению программных действий, намеченных в Региональной программе;
установить возможные источники и сроки их финансирования;
согласовать намечаемые расходы с возможностями их финансирования в данном объеме из принятых к использованию конкретных источников.
Ресурсное обеспечение Региональной программы рекомендуется рассчитывать на основе анализа затрат и длительности выполнения каждого мероприятия программы.
Ресурсное обеспечение рекомендуется представлять в данном разделе Региональной программы следующим образом:
общие объемы финансирования программы по годам;
объемы и источники финансирования программы по направлениям и мероприятиям с указанием объемов по каждому источнику финансирования.
Для структурирования финансовых ресурсов по статьям расходов и источникам ожидаемых средств рекомендуется составлять сводную таблицу.
22. Рекомендуется исходить из того, что управление реализацией Региональной программы включает:
а) организацию и проведение конкурсов по отбору инвестиционных предложений, направленных на реализацию установленных в программе задач развития торговли;
б) разработку и согласование технико-экономических обоснований (технических заданий) на разработку инвестиционных проектов;
в) координацию действий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов, других участников (исполнителей) Региональной программы;
г) проведение мониторинга реализации Региональной программы;
д) обеспечение публичности (открытости) информации о значениях целевых показателей (индикаторов) Региональной программы, результатах мониторинга реализации Региональной программы.
23. В данном разделе рекомендуется описывать механизм управления Региональной программой, порядок и схему взаимодействия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов, других участников (исполнителей) Региональной программы.
24. В рамках управления Региональной программой с целью обсуждения хода выполнения Региональной программы, влияния реализации предусмотренных ею мероприятий на социально-экономические показатели субъекта Российской Федерации рекомендуется предусматривать организацию семинаров, совещаний, иных мероприятий.
25. Механизм контроля за реализацией Региональной программы рекомендуется описывать в отдельном разделе программы, указав в нем орган, уполномоченный на осуществление этого контроля и его полномочия.
26. Региональную программу рекомендуется разрабатывать на срок не более трех-пяти лет. По окончании срока выполнения Региональной программы рекомендуется составлять итоговый отчет.
_____________________________
* Современный формат магазина - магазин самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент, площадью более 400 кв. м., имеющий один или более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др.). В мировой практике к современным форматам относят: гипермаркеты, супермаркеты, магазины "Кэш & Керри", дискаунтеры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регионы могут разрабатывать соответствующие программы развития торговли, учитывающие их социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности. Утверждены методические рекомендации по такой разработке.
Под программой понимается комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на содействие развитию торговли в регионе.
Определены рекомендуемые основные цели программ. К ним относятся решение проблем в сфере торговли региона, определение основных направлений ее развития и способствующих этому мероприятий.
При разработке программы рекомендуется придерживаться определенных принципов. Это комплексность подхода к решению проблем, системность, четкое разграничение сфер ответственности, эффективное использование выделяемых на программу ресурсов.
Определены примерная структура программ, этапы их разработки и реализации.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 28 июля 2010 г. N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли"
Текст приказа размещен на сайте Министерства промышленности и торговли России в Internet (http://minprom.gov.ru)