Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Образование является важным социальным благом современного человечества. Важность отрасли "Образование" обуславливается тем, что она помогает передавать знания и опыт поколений, формирует будущий образ и набор качеств, черт и компетенций жителя города; ее воспитательные и образовательные функции позволяют определить будущего жителя города Магнитогорска и России - гражданина, профессионала, потребителя, предпринимателя. Без изменений в отрасли "Образование" невозможно устойчивое развитие города Магнитогорска.
Развитие данной сферы повышает конкурентоспособность города в борьбе за человеческий, интеллектуальный, материальный, финансовый капиталы в глобальном мире.
В системе образования города 198 муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, общего и дополнительного образования, в которых обучается и воспитывается 79 752 ребенка в возрасте от 1 года до 18 лет. Сеть образовательных учреждений дифференцирована, вариативна и в целом отвечает потребностям жителей нашего города:
- дошкольные учреждения - 132;
- общеобразовательные школы - 54;
- специальные коррекционные учреждения - 6;
- оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа - 1;
- учреждения дополнительного образования - 5.
Все образовательные учреждения имеют лицензию на образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации.
С 2006 года начал реализацию механизм поддержки лидеров - "точек роста" нового качества образования, при котором бюджетные средства были распределены на основе общественной оценки, а учреждения наделялись обязанностями по распространению инновационного опыта.
Поддержка лидеров из числа отдельных образовательных учреждений, в том числе реализующих инновационные образовательные программы, позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики.
В результате сформирована сеть образовательных организаций, участвующих в инновационном развитии системы образования, созданы действующие образцы новых образовательных практик, обновлено представление о том, что такое современное образование.
Вместе с тем количество образовательных организаций, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют действенные механизмы распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и не может быть распространен на всю систему образования. В результате охват качественным образованием, модель которого апробирована в отдельной образовательной организации и которое необходимо для обеспечения равных стартовых возможностей всех обучающихся, продолжает оставаться недостаточным.
Дальнейшая модернизация образования требует масштабных изменений - вовлечения большей части образовательных организаций в процессы инновационного развития системы образования региона, страны в целом.
Фундаментом отрасли "Образование" является кадровый потенциал, обеспечивающий передачу знаний, установок, воспитательные и социализирующие функции для жителей города Магнитогорска.
Механизмы и организационные формы поддержки, поощрения и стимулирования педагогических работников были обновлены в рамках национального проекта и сохранены в Программе развития образования.
Дала результаты система поддержки классных и молодых специалистов. Впервые в истории отечественного образования нормативно закреплен статус классного руководителя, а значимость воспитательной деятельности если и не определена в качестве приоритетной, то поставлена в равное положение с преподаванием общеобразовательных дисциплин. Это в значительной степени способствовало активизации воспитательной работы в общеобразовательных организациях.
Получены результаты в повышении престижа профессии учителя. Обновляется кадровый состав работников образования.
Общее количество работающих в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования, составляет 9 701 человек, в том числе 6 083 педагогических работника. Обеспеченность педагогическими кадрами в среднем составляет 99%.
В городе выстроена система повышения профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров учреждений системы образования.
С принятием мер по сокращению разрыва между оплатой труда педагогических работников и средней заработной платы по региону привлекательность работы в образовательных учреждениях, в том числе для молодых специалистов, повышается. Для решения вопросов привлечения в отрасль "Образование" высококвалифицированных и молодых кадров внедряется система "эффективных контрактов" с работниками образовательных организаций.
При создании современных условий, моральных и материальных стимулов для качественной работы и профессионального роста педагога перспективными задачами являются:
1) формирование и предъявление новых требований к современному учителю;
2) внедрение новых подходов в систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов с максимальной персонификацией программ за счет модульности и вариативности;
3) использование кадрового потенциала лучших учителей в решении задач национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" при внедрении федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.
Обновление инфраструктуры образования произошло в результате реализации национального проекта, а в последующем - национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", комплекса мер по модернизации общего образования.
Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий способствовало:
1) формированию современного облика образования и принципиально нового качества предоставления образовательных услуг;
2) выравниванию учебных возможностей для всех обучающихся и условий труда для всех педагогов;
3) предъявлению иных требований к профессиональной деятельности педагога;
4) расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся и педагогических работников.
Создание в образовательных учреждениях современных условий обучения является наиболее заметным и значимым результатом реализации национального проекта.
Еще в 2006 году доля школьников, обучающихся в современных условиях, не превышала 40 процентов, к началу 2014 года все школьники города обучались в условиях, отвечающих современным требованиям (полная оснащенность современным оборудованием, укомплектованность квалифицированными кадрами, соответствие требованиям строительных и социальных норм).
Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в современной образовательной и управленческой практике носит эпизодический характер. Не создана целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования. Необходимо создание технических и технологических условий, которые позволят педагогам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам информации по всем отраслям науки и техники, использовать новые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения, в том числе дистанционно.
Выявление и поощрение талантливой молодежи стало в образовательных учреждениях города ядром широкой системной поддержки и сопровождения юных талантов. Ежегодно одаренные дети и талантливые молодые люди получают муниципальную поддержку.
Дальнейшее развитие получило олимпиадное движение. Проводятся муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, областные олимпиады, межрегиональные олимпиады. Продолжает сохраняться положительная тенденция роста призеров олимпиад всех уровней.
Для организации работы с одаренными и способными детьми в городе функционирует 7 специализированных предметных лабораторий (лаборатория математики, информационных и проектных технологий, изучения предметов естественно-научного цикла, лаборатория современного физического практикума, лаборатория изучения информатики, 2 лаборатории по химии, 2 центра образовательной робототехники.
В результате удалось приступить к созданию условий для реализации инновационного потенциала российской молодёжи.
Вместе с тем сохраняется необходимость развития системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В данной деятельности отсутствуют эффективные механизмы обеспечения непрерывности интеграции возможностей образовательных организаций, реализующих программы разного уровня - от общего до высшего, недостаточно используются возможности научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", в котором поставлена задача по разработке комплексных мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи, необходимо разработать систему, при которой такие достижения школьников, как победы в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, реализованные проекты, признавались бы в качестве значимых образовательных результатов и учитывались в их дальнейшем образовании и карьере.
Особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. В соответствии с инициативой "Наша новая школа" в любой образовательной организации должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную социализацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" нормативно закреплено за органами местного самоуправления обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, противоречия в системе образования не только сохранятся, но будут нарастать, замедляя социально-экономическое развитие региона и страны в целом.
Оптимальное решение проблем, указанных выше, может быть обеспечено применением программно-целевого метода, который основан на подчинении распределения ресурсов и мероприятий достижению определенной цели.
Целью Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 является рост численности, продолжительности и качества жизни населения Челябинской области.
При этом стратегической целью государственной политики в области образования согласно Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Цель и задачи настоящей муниципальной программы соответствуют Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748, Государственной программе Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2018-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 28.12.2017 N 732-П, Государственной программе Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2015 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 29.10 2014 г. N 522-П.
Мероприятия программы согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для их осуществления, определены исходя из очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на региональном уровне.
Вышеуказанным определяется необходимость принятия муниципальной программы "Развитие образования в городе Магнитогорске" на 2022-2024 годы (далее - Программа).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.