Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования
по специальности 071801 Социально-культурная деятельность (по видам)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2010 г. N 727)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 071801 Социально-культурная деятельность (по видам)* всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Лицензирование основной профессиональной образовательной программы по специальности 071801 Социально-культурная деятельность (по видам) осуществляется по видам, заявленным образовательным учреждением.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ОД - общеобразовательные дисциплины;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Организатор социально-культурной деятельности |
1 год 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
2 года 10 месяцев* |
______________________________
* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
Таблица 2
Образовательная база приема |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования: |
на базе среднего (полного) общего образования |
Менеджер социально-культурной деятельности |
2 года 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
3 года 10 месяцев* |
______________________________
* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
- на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
- на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
- на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
- на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: разработка и реализация социально-культурных программ, организация и постановка культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
организации социально-культурной сферы независимо от их организационно-правовых форм;
учреждения культурно-досугового типа;
региональные и муниципальные управления (отделы) культуры;
дома народного творчества;
социально-культурные и культурно-досуговые программы;
культурно-просветительные и культурно-массовые мероприятия;
театрализованные представления.
4.3. Организатор социально-культурной деятельности готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Организационно-управленческая деятельность.
4.3.2. Организационно-творческая деятельность.
4.4. Менеджер социально-культурной деятельности готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Организационно-управленческая деятельность.
4.4.2. Организационно-творческая деятельность.
4.4.3. Менеджмент в социально-культурной сфере.
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1 Организатор социально-культурной деятельности должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Организатор социально-культурной деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Организационно-управленческая деятельность.
ПК 1.1. Разработать и реализовать социально-культурные проекты и программы.
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу.
ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями.
ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и творческой деятельности.
ПК 1.5. Использовать современные методики организации социально-культурной деятельности.
5.2.2. Организационно-творческая деятельность.
ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений).
ПК 2.2. Разрабатывать и реализовать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.
ПК 2.3. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений.
ПК 2.4. Использовать современные методики и технические средства в профессиональной работе.
ПК 2.5. Использовать игровые технологии в профессиональной деятельности.
5.3. Менеджер социально-культурной деятельности должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.4. Менеджер социально-культурной деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.4.1. Организационно-управленческая деятельность.
ПК 1.1. Разрабатывать и осуществлять социально-культурные проекты и программы.
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу.
ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями.
ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и творческой деятельности.
ПК 1.5. Использовать современные методы организации социально-культурной деятельности.
ПК 1.6. Анализировать состояние социально-культурной ситуации в регионе и учреждении культуры.
ПК 1.7. Определять приоритетные направления социально-культурной деятельности.
ПК 1.8. Использовать различные способы сбора и распространения информации в профессиональной сфере.
5.4.2. Организационно-творческая деятельность.
ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений).
ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ.
ПК 2.3. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.
ПК 2.4. Использовать современные методики и технические средства в профессиональной работе.
ПК 2.5. Использовать игровые технологии в профессиональной деятельности.
ПК 2.6. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки эстрадных программ и номеров.
ПК 2.7. Осуществлять деятельность аниматора.
5.4.3. Менеджмент в социально-культурной сфере.
ПК 3.1. Обеспечивать эффективное функционирование и развитие учреждения социально-культурной сферы.
ПК 3.2. Использовать знание в области предпринимательства в профессиональной деятельности.
ПК 3.3. Участвовать в финансово-хозяйственной деятельности учреждений социально-культурной сферы.
ПК 3.4. Работать с коллективом исполнителей, соблюдать принципы организации труда.
ПК 3.5. Использовать информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональных целях.
ПК 3.6. Соблюдать этические и правовые нормы в сфере профессиональной деятельности.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура";
углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Таблица 3
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплины, междисциплинарных курсов (МДК) |
Код формируемой компетенции |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
2538 |
1692 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
465 |
310 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
|
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
|
|
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
108 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
|
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
212 |
106 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
|
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
108 |
72 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: применять персональные компьютеры для поиска и обработки информации, создания и редактирования документов; пользоваться компьютерными программами, Интернет-ресурсами, работать с электронными документами; знать: теоретические основы построения и функционирования современных персональный компьютеров; типы компьютерных сетей; принципы использования мультимедиа, функции и возможности информационных и телекоммуникативных технологий, методы защиты информации |
|
|
ЕН.01. Информационные ресурсы |
|
|
уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; знать: принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; методы экологического регулирования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории |
|
|
ЕН.02. Экологические основы природопользования |
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
1965 |
1310 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
405 |
270 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: способствовать функционированию любительских творческих коллективов; осуществлять руководство досуговым формированием (объединением), творческим коллективом; подготовить и провести культурно-досуговое мероприятие, концерт, фестиваль народного художественного творчества; знать: основные виды, жанры и формы бытования народного художественного творчества, его региональные особенности; традиционные народные праздники и обряды; теоретические основы и общие методики организации и развития народного художественного творчества в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждений; специфику организации детского художественного творчества, методику организации и работы досуговых формирований (объединений), творческих коллективов; структуру управления народным художественным творчеством |
|
|
ОП.01. Народное художественное |
|
|
уметь: применять знания истории отечественной культуры в работе с творческим коллективом; сохранять культурное наследие региона; знать: понятие, виды и формы культуры; значение и место отечественной культуры, как части мировой культуры; основные этапы истории отечественной культуры, выдающихся деятелей, известные памятники, тенденции развития отечественной культуры |
|
|
ОП.02. История отечественной культуры |
|
|
уметь: пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка; определять лексическое значение слова; использовать словообразовательные средства в изобразительных целях; пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов; пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания; различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки ее нормативности, уместности и целесообразности; знать: фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; логическое ударение; орфоэпические нормы; лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов; способы словообразования; самостоятельные и служебные части речи; синтаксический строй предложений; правила правописания; функциональные стили литературного языка |
|
|
ОП.03. Русский язык и культура речи |
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.04. Безопасность жизнедеятельности |
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1560 |
1040 |
|
|
ПМ.01 |
Организационно-управленческая деятельность В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации социально-культурной деятельности в культурно-досуговых учреждениях; разработки социально-культурных программ; подготовки планов, отчетов, смет расходов; уметь: оказывать консультационно-методическую помощь культурно-досуговым и образовательным учреждениям по развитию социально-культурной деятельности; анализировать региональные особенности социально-культурной деятельности и участвовать в ее развитии, осуществлять руководство структурным подразделением учреждения социально-культурной сферы; проводить и обрабатывать результаты конкретно-социологических исследований; анализировать и составлять планы, отчеты, смету расходов, бизнес-план; знать: основные виды и этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России; основные виды, формы и тенденции развития социально-культурной деятельности в регионе; структуру управления социально-культурной деятельностью; понятие субъектов социально-культурной деятельности; теоретические основы и общие методики организации и развития социально-культурной деятельности в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждений; современные социально-культурные технологии, социально-культурные программы; методику конкретно-социологического исследования; специфику и формы методического обеспечения отрасли; экономические основы деятельности учреждений социально-культурной сферы и их структурных подразделений; хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности; состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов; виды внебюджетных средств, источники их поступления, методику бизнес-планирования; принципы организации труда и заработной платы |
|
|
МДК.01.01. Организация социально-культурной деятельности |
|
ПМ.02 |
Организационно-творческая деятельность |
|
|
|
|
|
Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: подготовки сценариев; организации, постановки, художественно-технического оформления культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений и личного участия в них в качестве исполнителя; работы с актерами, отдельными участниками мероприятий и творческими коллективами; уметь: разрабатывать сценарий культурно-массового мероприятия, театрализованного представления, осуществлять их постановку; работать с разнородным и разножанровым материалом на основе монтажного метода; организовывать и проводить репетиционную работу с коллективом и отдельными исполнителями; осуществлять художественно-техническое оформление культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений, использовать техническое световое и звуковое оборудование, работать над эскизом, чертежом, макетом, выгородкой; проводить психофизический тренинг; выявлять детали внутренней и внешней характерности образа, применять навыки работы актера; работать над сценическим словом, использовать логику и выразительность речи в общении со слушателями и зрителями; использовать выразительные средства сценической пластики в постановочной работе; знать: основные положения теории и практики режиссуры, особенности режиссуры культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений; различные виды и жанры культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений; сущность режиссерского замысла, приемы активизации зрителей, специфику выразительных средств; временные и пространственные особенности, особенности мизансценирования, принципы художественного оформления культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений; типы, устройство, оборудование сцены, осветительную и проекционную аппаратуру, технику безопасности; основы теории драмы, специфику драматургии культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений; методы создания сценариев, специфику работы над сценарием культурно-массового мероприятия, театрализованного представления на закрытой и открытой площадках; систему обучения актерскому мастерству К.С. Станиславского, специфику работы актера в культурно-массовых мероприятиях и театрализованных представлениях; элементы психофизического действия, создания сценического образа; особенности работы над словесным действием, "внешнюю" и "внутреннюю" технику словесного действия, принципы орфоэпии, систему речевого тренинга; общие закономерности и способы образно-пластического решения, возможности сценического движения и пантомимы |
|
|
МДК.02.01. Основы режиссерского и сценарного мастерства МДК.02.02. Исполнительская подготовка |
|
|
Организация культурно-досуговой деятельности В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации культурно-досуговой работы с населением региона, в том числе с детьми и подростками; проведения игровых форм; подготовки сценариев, организации, постановки, художественно-технического и музыкального оформления культурно-досуговых программ; уметь: организовывать культурно-досуговую деятельность в культурно-досуговых и образовательных учреждениях; оказывать консультационно-методическую помощь по вопросам организации культурно-досуговой деятельности; осуществлять руководство структурным подразделением культурно-досугового учреждения; организовать досуговую работу с детьми и подростками; подготавливать и проводить игровую форму с различными возрастными категориями населения; изготавливать необходимый игровой реквизит; строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной речи; общаться со слушателями и зрителями; разработать сценарии культурно-досуговых программ, осуществить их постановку, использовать разнообразный материал при подготовке сценариев; организовывать и проводить репетиционную работу с участниками культурно-досуговой программы; осуществлять художественно-техническое и музыкальное оформление культурно-досуговых программ; использовать техническое световое и звуковое оборудование, подготавливать фонограмму; знать: основные виды и этапы культурно-досуговой деятельности в России и в своем регионе; основные направления, формы и тенденции развития культурно-досуговой деятельности; теоретические основы, общие и частные методики организации культурно-досуговой деятельности; основные принципы работы с детьми и подростками; основные этапы развития досуговой работы с детьми и подростками; специфику досуговой работы с детьми и подростками с учетом их возрастных особенностей; теоретические основы игровой деятельности; особенности использования игровых форм досуга с учетом возрастных особенностей населения; значение игры в развитии детей; виды, формы, технологию подготовки и проведения игры; понятие культуры речи, орфоэпические нормы русского литературного языка, фонетические средства языковой выразительности, систему речевого тренинга; основы теории драмы; специфику драматургии культурно-досуговых программ; методы создания сценариев; специфику работы над сценарием культурно-досуговой программы; основные положения теории и практики режиссуры; особенности режиссуры культурно-досуговых программ; сущность режиссерского замысла; приемы активизации зрителей; специфику выразительных средств; средства и способы художественного оформления культурно-досуговых программ; специфику музыкального языка, выразительные средства музыки, основные музыкальные жанры и формы, методы музыкального оформления культурно-досуговых программ, технику безопасности; классификацию технических средств; типы звуковоспроизводящей, осветительной и проекционной аппаратуры, принципы ее использования в культурно-досуговых программах; методы создания фонограмм |
|
|
МДК.02.01. Основы культурно-досуговой деятельности МДК.02.02. Сценарно-режиссерские основы культурно-досуговой деятельности МДК.02.03. Оформление культурно-досуговых программ |
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
1080 |
720 |
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ОПОП |
3618 |
2412 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
5 нед.
|
180
|
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
3 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
3 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы (по видам) |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.03 |
Государственный экзамен |
1 нед. |
|
|
|
Таблица 4
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
67 нед. |
Учебная практика |
5 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
3 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
3 нед. |
Каникулярное время |
12 нед. |
Итого |
95 нед. |
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Код формируемой компетенции |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
3834 |
2556 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
696 |
464 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
|
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
|
|
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
|
48 |
ОГСЭ.03. Психология общения |
|
|
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
160 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
|
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
320 |
160 |
ОГСЭ.06. Физическая культура |
|
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
108 |
72 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: применять персональные компьютеры для поиска и обработки информации, создания и редактирования документов; пользоваться компьютерными программами, Интернет-ресурсами, работать с электронными документами; знать: теоретические основы построения и функционирования современных персональный компьютеров; типы компьютерных сетей; принципы использования мультимедиа, функции и возможности информационных и телекоммуникативных технологий, методы защиты информации |
|
|
ЕН.01. Информационные ресурсы |
|
|
уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; знать: принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; методы экологического регулирования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории |
|
|
ЕН.02. Экологические основы природопользования |
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
3030 |
2020 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
504 |
336 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: способствовать функционированию любительских творческих коллективов; подготавливать и проводить фестиваль народного художественного творчества; знать: основные виды, жанры и формы бытования народного художественного творчества, его региональные особенности; традиционные народные праздники и обряды; теоретические основы и общие методики организации и развития народного художественного творчества в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждений; специфику организации детского художественного творчества; методику организации и работы досуговых формирований (объединений), творческих коллективов; структуру управления народным художественным творчеством |
|
|
ОП.01. Народное художественное творчество |
|
|
уметь: применять знания истории отечественной культуры в работе с творческим коллективом; сохранять культурное наследие региона; знать: понятие, виды и формы культуры; значение и место отечественной культуры, как части мировой культуры; основные этапы истории отечественной культуры, выдающихся деятелей, известные памятники, тенденции развития отечественной культуры |
|
|
ОП.02. История отечественной культуры |
|
|
уметь: анализировать творчество писателя и отдельное литературное произведение, формулировать свое отношение к авторской позиции; использовать литературные произведения в профессиональной деятельности; знать: важнейшие этапы и направления в истории отечественной (в том числе, современной) литературы; выдающихся отечественных писателей, их жизнь и творчество; шедевры русской классической литературы; содержание изученных произведений |
|
|
ОП.03. Отечественная литература |
|
|
уметь: пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка; определять лексическое значение слова; использовать словообразовательные средства в изобразительных целях; пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов; пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания; различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки ее нормативности, уместности и целесообразности; знать: фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; логическое ударение; орфоэпические нормы; лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов; способы словообразования; самостоятельные и служебные части речи; синтаксический строй предложений; правила правописания; функциональные стили литературного языка |
|
|
ОП.04. Русский язык и культура речи |
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности |
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
2526 |
1684 |
|
|
ПМ.01 |
Организационно-управленческая деятельность В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации социально-культурной деятельности в культурно-досуговых учреждениях; разработки социально-культурных программ; работы с детьми, подростками в культурно-досуговых учреждениях; подготовки планов, отчетов, смет расходов, бизнес-плана; уметь: оказывать консультационно-методическую помощь культурно-досуговым и образовательным учреждениям по развитию социально-культурной деятельности; анализировать региональные особенности социально-культурной деятельности и участвовать в ее развитии; осуществлять руководство структурным подразделением учреждения социально-культурной сферы; проводить и обрабатывать результаты конкретно-социологических исследований; анализировать и составлять планы, отчеты, смету расходов; использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях; пользоваться специальной литературой, учебно-методическими материалами; разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению; разработать бизнес-план социально-культурной услуги; использовать законодательные и нормативно-правовые акты в организации предпринимательской деятельности; знать: основные виды и этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России; основные виды, формы и тенденции развития социально-культурной деятельности в регионе; структуру управления социально-культурной деятельностью; понятие субъектов социально-культурной деятельности; теоретические основы и общие методики организации и развития социально-культурной деятельности в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждений; современные социально-культурные технологии, социально-культурные программы; методику конкретно-социологического исследования; специфику и формы методического обеспечения отрасли; экономические основы деятельности учреждений социально-культурной сферы и их структурных подразделений; основные понятия психологии (психика, сознание, личность, индивид, потребность, мотив, интерес, ценностная ориентация, вкус, мышление, эмоция, чувство); закономерности психического развития человека, его возрастные и индивидуальные особенности, методы психологической диагностики личности; роль семьи и социума в формировании и развитии личности ребенка; хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности; состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов; виды внебюджетных средств, источники их поступления; методику бизнес-планирования; принципы организации труда и заработной платы; сущность, основные типы и виды предпринимательской деятельности; историю и условия развития предпринимательской деятельности; правовые основы предпринимательской деятельности; формы и этапы создания собственного дела; бизнес-план как основу предпринимательской деятельности; специфику и возможности предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере |
|
|
МДК.01.01. Организация социально-культурной деятельности |
|
ПМ.02 |
Организационно-творческая деятельность |
|
|
|
|
|
Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: подготовки сценариев, организации, постановки, художественно-технического оформления культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений; постановки эстрадных программ или номера; личного участия в постановках в качестве исполнителя; работы с актерами, отдельными участниками мероприятий и творческими коллективами, работы над сценическим словом; уметь: разрабатывать сценарий культурно-массового мероприятия, театрализованного представления, осуществлять их постановку; организовывать и проводить репетиционную работу с коллективом и отдельными исполнителями; работать с разнородным и разножанровым материалом на основе монтажного метода; осуществлять художественно-техническое оформление культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений, использовать техническое световое и звуковое оборудование; работать над эскизом, чертежом, макетом, выгородкой; проводить психофизический тренинг, выявлять детали внутренней и внешней характерности образа; применять навыки работы актера, работать над сценическим словом, использовать логику и выразительность речи в общении со слушателями и зрителями; использовать выразительные средства сценической пластики в постановочной работе; разрабатывать и осуществлять постановку эстрадного номера или программы; привлекать финансовые средства для осуществления постановки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений; знать: основные положения теории и практики режиссуры, особенности режиссуры культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений; различные виды и жанры культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений; сущность режиссерского замысла, приемы активизации зрителей, специфику выразительных средств; временные и пространственные особенности, особенности мизансценирования; принципы художественного оформления культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений; типы, устройство, оборудование сцены, осветительную и проекционную аппаратуру; технику безопасности; основы теории драмы; специфику драматургии культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений; методы создания сценариев, специфику работы над сценарием культурно-массового мероприятия, театрализованного представления на закрытой и открытой площадках; систему обучения актерскому мастерству К.С. Станиславского, специфику работы актера в культурно-массовых мероприятиях и театрализованных представлениях; элементы психофизического действия, создания сценического образа; особенности работы над словесным действием; "внешнюю" и "внутреннюю" технику словесного действия, принципы орфоэпии, систему речевого тренинга; общие закономерности и способы образно-пластического решения, возможности сценического движения и пантомимы; художественные особенности, синтетическую природу эстрадного искусства; виды, жанры и формы эстрадного искусства; специфику выразительных средств эстрады; основные этапы развития отечественной и зарубежной эстрады, лучших исполнителей; принципы создания эстрадного номера и целостного эстрадного представления; источники финансирования мероприятий и постановок, способы привлечения денежных средств, их грамотного использования |
|
|
МДК.02.01. Основы режиссерского и сценарного мастерства МДК.02.02. Исполнительская подготовка |
|
|
Организация культурно-досуговой деятельности В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации культурно-досуговой работы с населением региона, в том числе с детьми и подростками; проведения игровых форм и программ; подготовки сценариев, организации, постановки, художественно-технического и музыкального оформления культурно-досуговых программ; уметь: организовывать культурно-досуговую деятельность в культурно-досуговых и образовательных учреждениях; оказать консультационно-методическую помощь по вопросам организации культурно-досуговой деятельности; осуществлять руководство структурным подразделением культурно-досугового учреждения; организовывать досуговую работу с детьми и подростками; подготавливать и проводить игровую форму с различными возрастными категориями населения; строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной речи; общаться со слушателями и зрителями; разрабатывать сценарии культурно-досуговых программ, осуществлять их постановку, использовать разнообразный материал при подготовке сценариев; организовывать и проводить репетиционную работу с участниками культурно-досуговой программы; осуществлять художественно-техническое и музыкальное оформление культурно-досуговых программ; использовать техническое световое и звуковое оборудование, подготовить фонограмму; организовывать анимационную работу, подготавливать и проводить с населением различные игровые, конкурсные и другие программы; использовать рекламу в целях популяризации учреждения культуры и его услуг; планировать, подготавливать и проводить рекламное мероприятие культурно-досуговой деятельности, использовать возможности выразительных средств рекламы; использовать связи с общественностью в работе культурно-досугового учреждения; создавать и поддерживать положительный имидж учреждения культуры и его работников; знать: основные виды и этапы культурно-досуговой деятельности в России и в своем регионе; основные направления, формы и тенденции развития культурно-досуговой деятельности; теоретические основы, общие и частные методики организации культурно-досуговой деятельности; основные принципы работы с детьми и подростками; основные этапы развития досуговой работы с детьми и подростками; специфику досуговой работы с детьми и подростками с учетом их возрастных особенностей; теоретические основы игровой деятельности; особенности использования игровых форм досуга с учетом возрастных особенностей населения; значение игры в развитии детей; виды, формы, технологию подготовки и проведения игры; понятие культуры речи, орфоэпические нормы русского литературного языка, фонетические средства языковой выразительности, систему речевого тренинга, основы теории драмы; специфику драматургии культурно-досуговых программ; методы создания сценариев; специфику работы над сценарием культурно-досуговой программы; основные положения теории и практики режиссуры; особенности режиссуры культурно-досуговых программ; сущность режиссерского замысла; приемы активизации зрителей; специфику выразительных средств; средства и способы художественного оформления культурно-досуговых программ; специфику музыкального языка, выразительные средства музыки, основные музыкальные жанры и формы, методы музыкального оформления культурно-досуговых программ, технику безопасности; классификацию технических средств; типы звуковоспроизводящей, осветительной и проекционной аппаратуры, принципы ее использования в культкрно-досуговых программах; методы создания фонограмм; теоретические основы, виды и формы анимационной деятельности; общую методику организации анимационной деятельности в культурно-досуговых учреждениях и на открытых площадках; методики подготовки и проведения анимационных программ (игровых, конкурсных, дискотек и др.) для различных групп населения; основные виды рекламы, рекламных средств; виды рекламных мероприятий, цели рекламных кампаний и их планирование; сценарные и режиссерские основы рекламы; методику подготовки, проведения и анализа рекламного мероприятия; сущность, значение и цели связи с общественностью (PR); внешние и внутренние коммуникации; особенности проведения мероприятия PR; роль имиджа, его характеристики и компоненты |
|
|
МДК.02.01. Основы культурно-досуговой деятельности МДК.02.02. Сценарно-режиссерские основы культурно-досуговой деятельности МДК.02.03. Оформление культурно-досуговых программ |
|
ПМ.03 |
Менеджмент в социально-культурной сфере В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: руководства учреждением культуры (структурным подразделением), составления планов и отчетов его работы; подготовки документов бухгалтерского учета; работы с прикладными компьютерными программами; работы с нормативно-правовой документацией; уметь: использовать нормативно-управленческую информацию в своей деятельности; организовывать, анализировать и оценивать работу коллектива исполнителей, учреждения культуры; находить оптимальные варианты при решении управленческих и хозяйственных задач; составлять планы и отчеты; решать организационные задачи, стоящие перед коллективом; осуществлять контроль за работой кадров; составлять документы бухгалтерского учета; использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности; применять компьютеры и телекоммуникационные средства; использовать нормативные правовые документы в работе; защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством; осуществлять сотрудничество с органами правопорядка т социальной защиты населения; знать: сущность и характерные черты современного менеджмента, внешнюю и внутреннюю среду организации; цикл менеджмента, стратегические и тактические планы в системе менеджмента; структуру организации, систему методов управления; принципы организации работы коллектива исполнителей, роль мотивации и потребностей; процесс принятия и реализации управленческих решений; принципы руководства (единоначалие и партнерство), стили руководства; особенности менеджмента в социально-культурной сфере, систему и структуру управления культурой; основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры; цели и задачи управления учреждениями культуры; принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры; систему управления трудовыми ресурсами, планирование потребности в трудовых ресурсах; принципы отбора кадров, профессиональной ориентации и социальной адаптации в коллективе; методики оценки результатов деятельности, контроля за деятельностью кадров; понятие и принципы маркетинга, рынок как объект маркетинга, сегментацию рынка; суть маркетинговой деятельности учреждения культуры, поиск рыночной ниши, правила создания новых услуг; ценовую и сбытовую политику учреждения, цели и виды продвижения услуг, способы стимулирования сбыта, значение рекламы; стратегическое маркетинговое планирование; законодательные и нормативные акты Российской Федерации по бухгалтерскому учету и аудиту; основы бухгалтерского учета, его виды и задачи, объекты учета; первичные учетные документы, их реквизиты, сводную учетную документацию; процесс регулирования бухгалтерского учета; порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств; состав и формы бухгалтерской отчетности, периодичность, адреса и сроки ее представления; условия хранения документов бухгалтерского учета; основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий; прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности; возможности использования сети Интернет и других сетей в профессиональной деятельности; историю и современное состояние законодательства о культуре; основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие трудовые отношения; права и обязанности работников социально-культурной сферы; правовые принципы деятельности учреждений социально-культурной сферы |
|
|
МДК.03.01. Менеджмент в социально-культурной сфере |
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
1620 |
1080 |
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ОПОП |
5454 |
3636 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
8 нед.
|
288
|
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
8 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы (по видам) |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.03 |
Государственный экзамен |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.04 |
Государственный экзамен |
1 нед. |
|
|
|
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
101 нед. |
Учебная практика |
8 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
8 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
4 нед. |
Каникулярное время |
22 нед. |
Итого |
147 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) общепрофессионального цикла или междисциплинарному курсу профессионального модуля (по видам) и реализуется в пределах времени, отведенного на их изучение.
На весь период обучения по базовой подготовке должно быть запланировано не более 1-й курсовой работы. На весь период обучения по углубленной подготовке должно быть запланировано не более 2-х курсовых работ.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
промежуточная аттестация |
2 нед. |
каникулярное время |
11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы**.
7.14. При разработке ОПОП образовательное учреждение имеет право ежегодно определять объем времени по дисциплинам и профессиональным модулям ОПОП в зависимости от содержания наиболее востребованных видов профессиональной деятельности, определяемых потребностями работодателей. Минимальный объем времени, отведенный на изучение дисциплины, не может быть менее 32 часов.
7.15. Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей ОПОП проводятся в форме групповых и индивидуальных занятий.
Организация приема осуществляется при условии формирования групп следующим образом:
групповые занятия - не более 25 человек из студентов данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;
групповые занятия - не более 15 человек.
Индивидуальные занятия по междисциплинарным курсам ОПОП базовой и углубленной подготовки необходимо планировать с учетом сложившейся традиции и методической целесообразности
7.16. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.17. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 95% в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.
До 10% от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной, специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.
7.18. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.19. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП рассматривает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения***.
7.20. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся практических заданий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
общепрофессиональных дисциплин;
для занятий по междисциплинарному курсу "Организация социально-культурной деятельности"
для занятий по междисциплинарным курсам профессионального модуля "Организационно-творческая деятельность" (по видам) информатики (компьютерный класс);
технических средств.
Мастерские:
по изготовлению реквизита.
Учебные классы:
для индивидуальных занятий;
для групповых теоретических занятий;
для групповых практических занятий (репетиций).
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
театрально-концертный (актовый) зал;
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации, для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) профессионального цикла в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственная (итоговая) аттестация по базовой подготовке по виду "Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений" включает:
выпускную квалификационную работу - "Постановка и проведение культурно-массового мероприятия (театрализованного представления)";
государственный экзамен - "Организация социально-культурной деятельности".
Государственная (итоговая) аттестация по базовой подготовке по виду "Организация культурно-досуговой деятельности" включает:
выпускную квалификационную работу - "Организация и проведение культурно-досуговой программы";
государственный экзамен - "Организация социально-культурной деятельности".
Государственная (итоговая) аттестация по углубленной подготовке по виду "Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений" включает:
выпускную квалификационную работу - "Постановка и проведение культурно-массового мероприятия (театрализованного представления)";
государственный экзамен - по междисциплинарному курсу "Организация социально-культурной деятельности";
государственный экзамен по междисциплинарному курсу "Менеджмент в социально-культурной сфере".
Государственная (итоговая) аттестация по углубленной подготовке по виду "Организация культурно-досуговой деятельности" включает:
выпускную квалификационную работу - "Организация и проведение культурно-досуговой программы";
государственный экзамен - по междисциплинарному курсу "Организация социально-культурной деятельности";
государственный экзамен по междисциплинарному курсу "Менеджмент в социально-культурной сфере".
______________________________
* Основная профессиональная образовательная программа по специальности 071801 Социально-культурная деятельность (по видам) реализуется по следующим видам: Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений, Организация культурно-досуговой деятельности. Распределение общих и профессиональных компетенций по видам представлено в разделе VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы.
** Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и воинской службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2010 г. N 727 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.