Закон Читинской области
от 9 июля 1998 г. N 134-ЗЧО
"Об охране здоровья населения Читинской области"
22 апреля 1999 г., 28 ноября 2001 г.
Принят постановлением Читинской областной Думы
от 9 июля 1998 года N 157
Законом Читинской области от 19 октября 2005 г. N 729-ЗЧО настоящий Закон признан утратившим силу
I. Общие положения
Статья 1. Правовое регулирование охраны здоровья населения Читинской области
Правовое регулирование охраны здоровья населения Читинской области осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава - Основного Закона Читинской области, настоящего Закона и нормативных правовых актов органов государственной власти области и органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции.
Статья 2. Сфера применения Закона
Настоящий Закон действует на всей территории Читинской области и регулирует отношения граждан, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, системы медицинского страхования в сферы охраны здоровья граждан.
Статья 3. Основные понятия
В рамках настоящего Закона используются следующие основные понятия и их определения:
Государственные гарантии по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи - установленные органами государственной власти области объем, условия и качество медицинской помощи и лекарственного обеспечения, предоставляемые населению за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.
Лекарственное обеспечение - составная часть системы охраны здоровья населения, представляющая совокупность материальных, организационных и структурно-функциональных средств, мер и направленная на гарантированное, бесперебойное, своевременное и качественное удовлетворение потребности населения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Медицинская помощь - практическая деятельность, направленная на лечение и облегчение страданий человека, вызванных травмами, ожогами, острыми заболеваниями и обострением хронических заболеваний, родами, несчастными случаями, состояниями, угрожающими жизни больного.
Оздоровительно-профилактическая помощь - деятельность, целью которой является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение болезней человека и обострений имеющихся хронических заболеваний.
Медицинская услуга - имеющий самостоятельное медицинское, экономическое значение комплекс диагностических, лечебных, профилактических и иных, связанных с ними мероприятий, выполняемых медицинскими учреждениями, частными лицами при заболеваниях или риске их развития.
Сервисные услуги здравоохранения - проживание в медицинском учреждении (гостиничные услуги), обеспечение питанием, прочие услуги, не входящие в понятие "медицинская услуга".
Качество медицинской помощи - совокупность свойств (признаков), характеризующих медицинские технологии и результаты их выполнения.
Уровень качества медицинской помощи - степень соответствия фактически выполненной технологии оказания медицинской помощи и ее результатов эталонным требованиям с учетом доступности, адекватности, научного и материально-технического потенциала производителей медицинских услуг, а также экономических нормативов.
Медико-экономические стандарты - унифицированные эталоны медицинских технологий, устанавливающие гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требования к результатам лечения и профилактики конкретных нозологических форм (заболеваний, травм, состояний) с учетом степени сложности оказания помощи и экономических нормативов.
Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, гарантирующая при возникновении страхового случая получение медицинской помощи.
Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования, обеспечивающая всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, в объеме и на условиях, соответствующих программе обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование - страхование, осуществляемое на основе программ (условий) добровольного медицинского страхования и обеспечивающее гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программой обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - гарантированные населению Читинской области объем и условия предоставления медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Лицензирование - выдача государственного документа (лицензии) юридическим и физическим лицам на право заниматься определенными видами медицинской и фармацевтической деятельности на основе аккредитации.
Сертификат - официальный документ, удостоверяющий соответствие условий медицинской и фармацевтической деятельности установленным стандартам.
Аккредитация медицинских, фармацевтических учреждений и частных лиц - определение их соответствия установленным профессиональным стандартам.
Статья 4. Принципы охраны здоровья населения Читинской области
Принципы охраны здоровья населения Читинской области основываются на основных принципах охраны здоровья граждан в Российской Федерации и включают в себя:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медицинской, лекарственной и медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Статья 5. Государственные гарантии гражданам в сфере охраны их здоровья
Государственные гарантии гражданам в сфере охраны их здоровья включают предоставляемую медицинскую и лекарственную помощь за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. В рамках государственных гарантий медицинская и лекарственная помощь предоставляется населению бесплатно.
Объем и условия государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования устанавливаются областной Думой по представлению Администрации области. Объем государственных гарантий, устанавливаемых в области, не может быть ниже объемов, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами.
Статья 6. Права жителей области по охране здоровья
Жители области в сфере охраны здоровья имеют права:
- на создание благоприятных условий труда, учебы, быта;
- на получение качественной медицинской, лекарственной помощи в медицинских и фармацевтических организациях, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, областного и местных бюджетов в соответствии с государственными гарантиями по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, а также бесплатной экстренной медицинской и лекарственной помощи;
- на получение медицинской и лекарственной помощи за счет добровольного медицинского страхования и иных источников финансирования;
- на получение полной медицинской информации, касающейся их лично;
- на защиту интересов в сфере охраны здоровья органами государственной власти области, системой обязательного медицинского страхования, общественными организациями;
- на выбор врача, медицинского учреждения, страховой медицинской организации при получении медицинской и лекарственной помощи;
- на возмещение ущерба в случаях причинения вреда здоровью вследствие ненадлежащего качества оказания медицинской и лекарственной помощи;
- на проведение независимой экспертизы качества оказываемой медицинской и лекарственной помощи;
- быть опрошенными и осмотренными в условиях соблюдения аудио-визуальной тайны;
- на отказ от лечения, если иное не предусмотрено действующим законодательством;
- на получение письменной информации о платных медицинских и сервисных услугах, получаемых в медицинском учреждении.
II. Организация охраны здоровья населения Читинской области
Статья 7. Полномочия представительного законодательного и исполнительного органов государственной власти области в вопросах охраны здоровья населения области
1. Областная Дума:
- принимает законы, иные нормативные правовые акты в сфере охраны здоровья граждан, вносит в них изменения и дополнения, дает их толкование и осуществляет контроль за их исполнением;
- устанавливает объем финансирования государственной системы здравоохранения за счет средств областного бюджета;
- предоставляет льготы по налогам, сборам и иным платежам в бюджет в установленном порядке для предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;
- утверждает целевые программы охраны здоровья и лекарственного обеспечения граждан, изменения и дополнения, вносимые в них;
- утверждает гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи;
- по предложению Главы Администрации области утверждает назначение на должность руководителя государственного органа управления здравоохранением.
2. Администрация области:
- разрабатывает проекты законодательных актов, регулирующих деятельность системы охраны здоровья граждан;
- разрабатывает и вносит на утверждение областной Думы проекты программ охраны здоровья граждан, обеспечивает их выполнение;
- вносит предложения в областную Думу о Программе государственных гарантий по предоставлению гражданам медицинской и лекарственной помощи и финансовых ресурсах, необходимых для ее обеспечения;
- принимает нормативные акты и стандарты, регулирующие деятельность в сфере охраны здоровья граждан в пределах действующего законодательства;
- образует государственный орган управления здравоохранением области и утверждает положение о нем;
- создает органы управления, учреждения и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие обще областные функции в сфере охраны здоровья граждан, устанавливает их задачи и предел компетенции;
- через государственный орган управления здравоохранением осуществляет руководство и контроль деятельности органов управления, объединений, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих охрану здоровья граждан области;
- осуществляет лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, контроль за деятельностью муниципальных лицензионных комиссий;
- вносит на рассмотрение областной Думы предложения об утверждении назначения на должность руководителя государственного органа управления здравоохранением.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления создают условия для охраны здоровья граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Читинской области.
Статья 9. Система охраны здоровья населения Читинской области
В систему охраны здоровья населения области входят лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организации фармацевтического обеспечения, обязательного медицинского страхования, санаторно-курортные и медико-социальные учреждения, службы материально-технического обеспечения и учреждения судебно-медицинской экспертизы, частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи.
Статья 10. Государственный и муниципальные органы управления здравоохранением на территории области
1. Государственный орган управления здравоохранением создается Администрацией области в соответствии с ее структурой.
2. Органы управления здравоохранением в муниципальных образованиях создаются в соответствии с их уставами.
Статья 11. Информационная политика в сфере охраны здоровья
Информация, функционирующая в системе охраны здоровья населения, является публичной и должна доводиться до сведения граждан в доступной форме через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в установленном порядке.
Статья 12. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.
2. Надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории области осуществляют территориальные органы и ведомственные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 13. Виды медицинской помощи
Медицинская помощь населению Читинской области подразделяется на:
1) первичную медико-санитарную помощь;
2) специализированную помощь (амбулаторную и стационарную);
3) восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию в амбулаторных и стационарных условиях;
4) медико-социальную помощь.
Статья 14. Первичная медико-санитарная, скорая и неотложная медицинская помощь
1. Первичная медико-санитарная помощь является основным доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику наиболее опасных и распространенных заболеваний, санитарно-гигиеническое образование, другие мероприятия, связанные с оказанием медицинской помощи гражданам по месту жительства.
2. Первичная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерско-акушерскими и фельдшерскими пунктами, амбулаториями, городскими поликлиниками, поликлиниками центральных районных больниц, станциями скорой медицинской помощи, центрами здоровья, имеющими лицензию и сертификат на соответствующие виды деятельности, учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3. Скорая и неотложная медицинская помощь предоставляется гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при травмах, отравлениях, несчастных случаях, родах и других состояниях), осуществляется безотлагательно в полном объеме лечебно-профилактическими учреждениями независимо от формы собственности и территориальной, ведомственной подчиненности.
4. Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно специальной службой скорой медицинской помощи (станциями, отделениями) государственной и муниципальной систем здравоохранения, имеющей лицензию и сертификат на соответствующие виды деятельности, и обеспечивает:
1) полную доступность скорой медицинской помощи для жителей Читинской области в любое время суток;
2) оперативность и своевременность оказания всех видов экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
3) срочную госпитализацию в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение.
Законом Читинской области от 22 апреля 1999 г. N 167-ЗЧО часть 5 статьи 14 настоящего Закона изложена в новой редакции
5. Финансирование первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет средств муниципального бюджета, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Законом Читинской области от 28 ноября 2001 г. N 328-ЗЧО в статью 15 настоящего Закона внесены изменения
Статья 15. Медико-социальная помощь
1. Медико-социальная помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, утрате трудоспособности и в иных случаях за счет средств бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от общественных, религиозных и благотворительных организаций, личных средств граждан и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Медико-социальная помощь оказывается на дому, в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, в организациях системы социальной защиты, в лечебно-профилактических учреждениях (отделениях) медико-социальной помощи, имеющих лицензию и сертификат на этот вид деятельности, а также в медицинских учреждениях частной системы здравоохранения.
Статья 16. Специализированная медицинская помощь
1. Специализированная медицинская помощь оказывается в многопрофильных поликлиниках, диспансерах, консультативно-диагностических центрах, стационарных лечебных учреждениях независимо от формы собственности, имеющих лицензию и сертификат на этот вид деятельности.
2. Специализированная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования и за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
3. Специализированная медицинская помощь гражданам, страдающим туберкулезом, психическими расстройствами, наркологическими заболеваниями, онкологическими заболеваниями, больным сахарным диабетом, а также гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается бесплатно в специальных, стационарных и санаторных учреждениях, государственных и муниципальных медицинских учреждениях, имеющих лицензию и сертификат на соответствующие виды деятельности.
Статья 17. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация
1. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация оказывается в поликлиниках, стационарах, санаториях-профилакториях, санаторно-курортных организациях и специализированных лечебных учреждениях восстановительного лечения независимо от формы собственности, имеющих лицензию и сертификат на этот вид деятельности.
2. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация предоставляется лицам, страдающим врожденными и приобретенными, острыми и хроническими заболеваниями и заболеваниями вследствие перенесенных травм, за счет средств бюджетов всех уровней - на основании медицинского заключения, а также средств фонда социального страхования, добровольного медицинского страхования и личных средств граждан.
Статья 18. Оказание дорогостоящих видов медицинской помощи и помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями
1. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (психическими и наркологическими расстройствами, онкологическими болезнями, туберкулезом, венерическими заболеваниями, СПИДом, сахарным диабетом), а также дорогостоящие виды высоко специализированной медицинской помощи предоставляются областными, муниципальными центрами (объединениями) и отделениями больниц, имеющими лицензию и сертификат на эти виды деятельности.
2. Порядок оказания дорогостоящих видов медицинской помощи определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Деятельность государственных организаций здравоохранения по забору, трансплантации органов и тканей человека осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и под контролем государственного органа управления здравоохранением области.
4. Иногородним больным, поступившим по направлению государственных или муниципальных учреждений здравоохранения для консультации или госпитализации в муниципальные специализированные центры, оказывается медицинская помощь с последующим возмещением расходов данному центру из бюджета муниципального образования, на территории которого проживает больной.
Законом Читинской области от 28 ноября 2001 г. N 328-ЗЧО в часть 5 статьи 18 настоящего Закона внесены изменения
5. Оказание дорогостоящих видов медицинской помощи жителям Читинской области в областных организациях здравоохранения осуществляется в рамках государственного заказа.
6. Граждане, обратившиеся за консультацией или госпитализацией в муниципальные специализированные центры без направления врача и без показаний, оплачивают стоимость лечения за счет средств добровольного медицинского страхования, личных средств или иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Организация предварительных и профилактических медицинских осмотров работников отдельных профессий
1. В целях охраны здоровья, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий проходят предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, которые проводит лечебно-профилактическое учреждение, имеющее лицензию на этот вид деятельности.
Перечень профессий, объемы и виды исследований устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
2. Работодатель обязан организовать и оплатить проведение предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством об охране труда.
3. Тарифы на проведение периодических медицинских осмотров в областных государственных и муниципальных учреждениях устанавливаются соответственно Администрацией Читинской области и органами местного самоуправления.
III. Организация лекарственной помощи населению, обеспечение товарами
медицинского назначения и услугами по техническому сервису
Статья 20. Принципы лекарственного обеспечения
Фармацевтическая деятельность основывается на принципах реализации государственных гарантий населению по лекарственному обеспечению, доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения, соответствия объема и качества лекарственного обеспечения потребностям населения и медицинских учреждений, безопасности лекарственных средств.
Статья 21. Субъекты фармацевтической деятельности
1. Субъектами фармацевтической деятельности являются фармацевтические организации государственной, муниципальной и частной форм собственности.
2. Фармацевтические организации всех форм собственности имеют право на занятие фармацевтической деятельностью только при наличии лицензии.
3. Фармацевтические организации, единственные в населенном пункте, а также аптеки, обеспечивающие население и медицинские учреждения наркотическими лекарственными средствами, занимающиеся производством лекарственных форм, не подлежат приватизации.
4. Виды, объем фармацевтической деятельности регламентируются приказами и отраслевыми стандартами, разработанными и утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации и государственным органом управления здравоохранения области.
Статья 22. Лекарственное обеспечение граждан на льготных условиях
1. На территории области существует единый порядок льготного и бесплатного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, установленный Правительством Российской Федерации.
2. Администрация области имеет право принимать решения о введении дополнительных льгот на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для отдельных категорий населения и видов заболеваний бесплатно и с 50-процентной скидкой.
3. Аптечным предприятиям, занимающимся реализацией лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам, могут устанавливаться льготные тарифы за аренду помещений, налоговые льготы на прибыль предприятий, полученную от реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам.
4. Органы местного самоуправления определяют перечень аптечных организаций и предприятий (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих бесплатный и льготный отпуск лекарств.
Статья 23. Финансирование лекарственного обеспечения населения и медицинских организаций
1. Финансирование лекарственного обеспечения населения и медицинских учреждений осуществляется в соответствии с государственными гарантиями по предоставлению населению медицинской помощи, программами обязательного и добровольного медицинского страхования, за счет средств бюджетов всех уровней, средств внебюджетных, общественных и благотворительных фондов, средств хозяйствующих субъектов, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и Читинской области.
2. В бюджетах всех уровней (областного, муниципальных) предусматриваются средства на финансирование закупа лекарственных средств для лечения онкогематологических, психоневрологических, эндокринологических заболеваний, туберкулеза, финансирование затрат аптек за отпущенные по льготным и бесплатным рецептам лекарственных средств и изделий медицинского назначения амбулаторным больным, закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения с целью закладки резерва для оказания экстренной помощи, сезонных резервов для лечения желудочно-кишечных инфекций, острых респираторных заболеваний и гриппа.
3. Основные принципы ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, методики расчета тарифов на изготовление лекарственных форм в аптеках в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и настоящим Законом разрабатываются государственным органом управления здравоохранением Администрации области по согласованию с Комитетом ценовой политики и утверждаются Администрацией области.
Статья 24. Государственная финансовая поддержка лекарственного обеспечения
Государственная финансовая поддержка лекарственного обеспечения предусматривает:
- компенсацию затрат производства предприятий, выпускающих лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- выделение ассигнований на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения медицинскими организациями;
- финансовую поддержку фармацевтических организаций, испытывающих недостаток в оборотных средствах;
- установление Администрацией области размеров торговых надбавок к ценам отечественных изготовителей или поставщиков импортных лекарственных средств, изделий медицинского назначения.
Статья 25. Обеспечение изделиями медицинской техники, товарами медицинского назначения и услугами по техническому сервису
1. К организациям по обеспечению населения и медицинских учреждений изделиями медицинской техники и товарами медицинского назначения, а также услугами по техническому сервису относятся специализированные организации государственной, муниципальной и частной форм собственности, имеющие соответствующие лицензии лицензии.
2. Организации и лица, незаконно занимающиеся торговлей, монтажем, ремонтом и техническим обслуживанием медицинской техники, оборудованием, расходными материалами и другими изделиями медицинского назначения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Руководители организаций здравоохранения, производящие закуп изделий медицинской техники, оборудования, расходных материалов, осуществляющие ремонт, монтаж, техническое обслуживание посредством организаций и лиц, не имеющих лицензии, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Государственная поддержка учреждениям здравоохранения по техническому обеспечению осуществляется посредством:
- выделения ассигнований на приобретение медицинской техники и изделий медицинского назначения для государственных нужд;
- выделения ассигнований на технический сервис для поддержания в рабочем состоянии закупленного медицинского оборудования.
IV. Финансирование охраны здоровья населения
Статья 26. Источники финансирования охраны здоровья населения
Источниками финансирования охраны здоровья населения Читинской области являются средства бюджетов всех уровней, страховые взносы на медицинское и социальное страхование, средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов, безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования, кредиты банков и других кредиторов, иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Финансовые нормативы при планировании гарантированной государством медицинской помощи
1. Государственным органом управления здравоохранения области по согласованию с финансовыми органами, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, ассоциацией врачей утверждаются нормативы финансирования медицинской помощи по ее профилям и по уровням помощи в расчете на один день пребывания пациента в стационаре.
Для амбулаторной сети указанные нормативы (за исключением расходов на питание) устанавливаются в расчете на одно посещение (вызов скорой медицинской помощи).
В расчете на один день пребывания больного в стационаре (по категориям) и одно посещение в амбулаторной сети устанавливаются натуральные нормы расходов электроэнергии, тепла, воды, нормативы расходов на автотранспорт.
2. Финансовые нормативы и тарифное соглашение подлежат пересмотру ежегодно, если по отношению к дате утверждения индекс инфляции возрос более чем на 2%.
3. На основе утвержденных финансовых нормативов и плановых объемов медицинской помощи (по данным официальной медицинской статистики) определяются необходимые размеры финансирования планового гарантированного объема медицинских услуг и объема сервисных.
4. Финансовые средства, выделяемые на медикаменты и изделия медицинского назначения и зарплату в бюджете здравоохранения, а также утвержденные в составе подушевого норматива финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования, должны использоваться лечебно-профилактическими учреждениями строго по целевому назначению.
5. Контроль за использованием средств, выделенных на приобретение медикаментов и зарплату из бюджета и средств обязательного медицинского страхования, осуществляется государственным органом управления здравоохранения области, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, профсоюзами и существующими контрольными органами.
Статья 28. Взаимодействие государственного органа управления здравоохранением с территориальным фондом обязательного медицинского страхования Читинской области
1. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Читинской области свою деятельность осуществляет на основе Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
2. Государственный орган управления здравоохранением области осуществляет взаимодействие с территориальным фондом обязательного медицинского страхования путем участия:
а) в работе Правления территориального фонда обязательного медицинского страхования;
б) в разработке областной программы обязательного медицинского страхования и других, предусмотренных законодательством нормативных документов, регламентирующих деятельность системы обязательного медицинского страхования, а также в контроле качества медицинской помощи;
в) в совместном финансировании за счет средств областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственных медицинских учреждений, участвующих в выполнении территориальной программы обязательного медицинского страхования;
г) в проведении совместных мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов здравоохранения, по повышению качества медицинской лекарственной помощи;
д) в определении порядка и условий обмена информацией между органами здравоохранения и системой обязательного медицинского страхования.
Статья 29. Участие населения в финансировании услуг здравоохранения
1. Каждому жителю области бесплатно предоставляются скорая и неотложная медицинская помощь, гарантированный объем медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, за счет средств бюджета, а также медицинские услуги в объеме и на условиях Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
2. Граждане оплачивают сервисные услуги здравоохранения, если за них это не производят хозяйствующие субъекты в рамках добровольного медицинского страхования или договоров с медицинскими учреждениями.
3. Порядок финансирования медицинской помощи жителям других субъектов Российской Федерации, гражданам других государств за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования устанавливается федеральными нормативными правовыми актами.
Статья 30. Льготное налогообложение субъектов системы охраны здоровья
На территории Читинской области льготы налогооблагаемым субъектам системы охраны здоровья населения предоставляются в соответствии с действующим законодательством.
V. Права и социальная защита медицинских и
фармацевтических работников
Законом Читинской области от 28 ноября 2001 г. N 328-ЗЧО в статью 31 настоящего Закона внесены изменения
Статья 31. Право на занятие частной медицинской практикой
1. Право на занятие частной медицинской практикой предоставляется лицам, получившим диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.
2. Лицензию и квалификационный сертификат выдает областная лицензионно-аккредитационная комиссия.
3. Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной ей территории.
4. Частная медицинская практика осуществляется вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.
5. Прием пациентов специалист может вести как на дому, так и в специально созданных кабинетах, являющихся собственностью врача, либо арендуемых им. Кабинеты, квартиры должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Перечень оборудования, необходимой медицинской техники по профилю специальности и видам заявленных в лицензии услуг, а также полный комплект для оказания первой неотложной медицинской помощи утверждает государственный орган управления здравоохранением Администрации области.
6. Врач, занимающийся частной практикой, может нанимать на контрактной основе медицинских работников (медсестру, фельдшера, лаборанта, протезиста) для выполнения вспомогательных работ. В этом случае он должен пройти регистрацию в соответствии с действующим законодательством.
7. Врач, занимающийся частной медицинской практикой, имеет право выписывать рецепты, за исключением рецептов на наркотические и приравненные к ним средства, а также на приобретение пациентами медикаментов и изделий, выдаваемых на льготных основаниях.
8. Врач, занимающийся частной медицинской практикой, имеет право на выдачу листков нетрудоспособности на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Для получения указанной лицензии врач должен иметь удостоверение (свидетельство) об окончании курсов повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности.
9. Врачи государственных и муниципальных медицинских учреждений могут заниматься частной врачебной практикой в свободное от работы время.
Статья 32. Оплата труда и компенсации
Оплата труда медицинских и фармацевтических работников осуществляется по единой тарифной сетке, определяемой Правительством Российской Федерации, с учетом всех доплат и надбавок за стаж, квалификацию, сложный и напряженный труд.
Статья 33. Социально-правовая защита медицинских и фармацевтических работников
1. Профессиональные права и обязанности медицинских и фармацевтических работников устанавливаются специальными Положениями, утвержденными в установленном порядке.
2. Должностные обязанности медицинских и фармацевтических работников утверждаются руководителем предприятия, учреждения, организации.
3. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:
- обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;
- оплату труда в соответствии с его объемом и качеством, уровнем образования и профессиональной подготовленностью, сложностью и ответственностью выполняемой работы, профессиональной вредностью и другими факторами;
- правовую защиту своей профессиональной чести и достоинства;
- получение квалификационного сертификата (квалификационной категории) в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;
- совершенствование профессиональных знаний;
- страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанной с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;
- бесплатное получение лечебно-профилактической, диагностической, стоматологической помощи;
- государственное страхование за счет средств здравоохранения медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровья, в размере 120 месячных должностных окладов. Перечень должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровья работников, утверждается Правительством Российской Федерации;
- выплату семьям единовременного денежного пособия в размере 120 месячных должностных окладов в случае гибели работника государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи, или проведения научных исследований;
- право на удлиненный отпуск в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- право на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- право на получение и бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа;
- право на первоочередное предоставление жилой площади;
- получение льготного кредита на строительство или покупку жилья;
- распространение льгот, предоставляемых специалистам работающим на селе, в соответствии с Законом РСФСР "О социальном развитии села" - на работников здравоохранения поселков городского типа (рабочих поселков), в сельских районах, а также селах, отнесенных к городской черте;
- на установление специалистам, работающим на селе, повышенных на 25% окладов (ставок) по сравнению с окладами (ставками) специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.
4. Лечебно-профилактические учреждения имеют право самостоятельно через коллективный договор определять размеры доплат, надбавок и других мер материального стимулирования в пределах фонда оплаты труда.
VI. Обеспечение качества медицинской помощи
населению и защиты прав пациентов
Статья 34. Ответственность за качество медицинской помощи
1. Ответственность за обеспечение качества медицинской помощи населению несут органы управления системой оказания медицинской помощи, производители медицинских услуг, медицинские работники в рамках их компетенции и функциональных обязанностей.
2. Качество медицинской помощи оценивается по конечному результату деятельности лечебно-профилактического учреждения - полному или частичному восстановлению утраченного здоровья.
3. Ответственность за качество медицинской помощи в виде санкций, применяемых страховыми организациями, несут юридические лица. Персональная ответственность виновных в ненадлежащем качестве медицинской помощи определяется администрацией учреждения, органом управления или в судебном порядке.
Статья 36. Система непрерывного медицинского образования
1. Система непрерывного медицинского образования включает додипломное обучение, высшее и среднее профессиональное образование, постдипломную подготовку и переподготовку медицинских кадров.
2. Подготовка и повышение квалификации медицинских работников с высшим профессиональным образованием осуществляется в следующих учреждениях: Читинская государственная медицинская академия с факультетом усовершенствования врачей и Забайкальским региональным учебно-методическим центром, а так же институтами и факультетами усовершенствования врачей за пределами области.
3. Подготовка и повышение квалификации медицинских работников со средним специальным образованием осуществляется в следующих образовательных учреждениях: медицинских колледжах и училищах, училище повышения квалификации.
4. Профессиональные образовательные учреждения должны иметь государственную лицензию на соответствующие специальности, уровни и формы подготовки и переподготовки в соответствии с государственными образовательными стандартами независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной деятельности.
Законом Читинской области от 28 ноября 2001 г. N 328-ЗЧО в часть 5 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения
5. Образовательные учреждения медицинского профиля могут реализовать образовательные программы начального профессионального образования (лицеи).
Обучение в интернатуре, последипломное усовершенствование осуществляется за счет средств областного бюджета, ежегодно определяется в качестве государственного заказа государственного органа управления здравоохранения Администрации области и оформляется соответствующими договорами с учреждениями, имеющими право на подготовку и переподготовку медработников.
В состав государственного заказа не входят врачи, обращающиеся в интернатуру за счет федерального бюджета.
7. Специалисты, прошедшие обучение в Читинской медицинской академии, медицинских колледжах и училищах за счет средств федерального и областного бюджетов, а также по направлениям государственного органа управления здравоохранением Администрации области, обязаны после окончания обучения отработать не менее 3-х лет в лечебном учреждении, куда были направлены в порядке распределения.
Статья 37. Контроль качества медицинской помощи
1. Объектами контроля качества оказания медицинской помощи являются лечебно-профилактические и фармацевтические учреждения всех форм собственности, лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.
2. Контроль качества оказания медицинской помощи осуществляется в соответствии с Положением о системе контроля качества медицинской помощи, утвержденным государственным органом управления здравоохранением Администрации области и согласованным с профессиональными ассоциациями медицинских работников.
3. Штрафы, взысканные медицинскими страховыми организациями за неудовлетворительное состояние медицинской помощи, расходуются в соответствии с Положением по экспертной оценке качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Читинской области.
Статья 38. Защита прав пациентов при получении медицинской и лекарственной помощи
1. Защита прав пациентов при оказании медицинской и лекарственной помощи на территории Читинской области осуществляется:
а) органами управления охраной здоровья и оказания медицинской помощи (через комиссии по лицензированию и аккредитации);
б) органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
в) территориальным фондом обязательного медицинского страхования;
г) страховыми медицинскими организациями;
д) союзом потребителей медицинских услуг Читинской области;
е) профессиональными медицинскими ассоциациями;
ж) Читинским территориальным управлением государственного антимонопольного комитета Российской Федерации;
з) органами прокуратуры и суда.
2. Жители области имеют право защищать свои права самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
Статья 39. Введение настоящего Закона в действие
Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.
Председатель областной Думы |
В.Е.Вишняков |
09.07.1998
N 134-ЗЧО
г. Чита
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Читинской области от 9 июля 1998 г. N 134-ЗЧО "Об охране здоровья населения Читинской области"
Принят постановлением Читинской областной Думы от 9 июля 1998 г. N 157
Введен в действие постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 17 июля 1998 г. N 600
Закон вступает в силу с момента его опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Забайкальский рабочий" от 24 июля 1998 г., N 138-139
Законом Читинской области от 19 октября 2005 г. N 729-ЗЧО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Читинской области от 28 ноября 2001 г. N 328-ЗЧО
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования Закона
Закон Читинской области от 22 апреля 1999 г. N 167-ЗЧО