Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Читинской области от 15 декабря 2006 г. N 863-ЗЧО действие настоящей Программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2007 году
Законом Читинской области от 28 декабря 2005 г. N 757-ЗЧО действие настоящей программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2006 году
Приложение
Областная целевая программа
"Обеспечение населения Читинской области
питьевой водой на 2002-2011 годы"
(утв. Законом Читинской области от 28 ноября 2001 г. N 330-ЗЧО)
19 ноября 2003 г.,
28 декабря 2005 г., 15 декабря 2006 г.
Законом Читинской области от 19 ноября 2003 г. N 515-ЗЧО паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Обеспечение населения Читинской области питьевой водой на 2002-2011 годы"
Наименование программы |
Обеспечение населения Читинской области питьевой водой на 2002-2011 годы. |
Дата принятия решения о разработке программы |
Постановление Главы Администрации области от 17.11.99 N 1186 "О разработке областной целевой программы "Обеспечение населения Читинской области питьевой водой" |
Дата ее утверждения |
Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Обеспечение населения Читинской области питьевой водой на 2002-2011 годы" от 28.11.2001 N 330-ЗЧО. |
Государственный заказчик, исполнительный директор руководитель разработки программы |
Управление топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов Читинской области - Соколов Анатолий Васильевич зам. директора по ПТ и ОКР ДП ФГУП ВостокНИИВХ Дочернее предприятие ФГУП РосНИИВХ Федеральное государственное унитарное предприятие "Восточный научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов при Читинском государственном техническом университете" |
Основной разработчик программы |
Комитет природных ресурсов по Читинской области |
Цели и задачи программы |
Основной целью программы является обеспечение конституционного права граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде в условиях полного обеспечения потребностей населения Читинской области качественной питьевой водой. Кроме основной цели необходимо достигнуть улучшения здоровья населения за счет ликвидации заболеваний, вызываемых употреблением воды ненадлежащего качества, а также добиться рационального использования источников питьевого водоснабжения, их восстановления и охраны. Для обеспечения достижения этих целей необходимо решение следующих задач: - по предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения; - по обеспечению соответствия обустройства источников питьевого водоснабжения санитарно-гигиеническим требованиям; - по повышению эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных технических и санитарных мероприятий, совершенствования технологий обработки воды на водоочистительных станциях, развития систем забора, транспортировки воды и водоотведения; - по развитию нормативно-правовой базы и хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды. |
Сроки и этапы реализации программы |
2002-2011 годы. I этап - 2002-2003 годы. II этап - 2004-2007 годы. III этап - 2008-2011 годы. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Мероприятия по развитию и реконструкции систем водоснабжения городов и поселков городского типа. Мероприятия по развитию и реконструкции систем водоснабжения сельских населенных пунктов. Охрана и восстановление источников питьевого водоснабжения. Мониторинг водных объектов - источников питьевого водоснабжения. Научно-техническая подпрограмма. |
Исполнители разделов программы |
Комитет природных ресурсов по Читинской области. Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области. Комитет экономики Администрации Читинской области. Администрации муниципальных образований. Федеральное государственное учреждение (ФГУ) "Центр Госсанэпиднадзора в Читинской области". Государственное унитарное предприятие (ГУП) "Читагеомониторинг". Предприятия водоснабжения и водоотведения, жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Собственники сооружений водоснабжения. Строительные организации по конкурсу. |
Объемы и источники финансирования, направления расходов (в ценах 2001 г.), млн. руб. |
Общая стоимость программных мероприятий - 2304,768. в том числе: Федеральный бюджет - 262,50; Областной бюджет - 301,35; Бюджеты муниципальных образований - 1158,315; Внебюджетные средства - 582,603. Направления расходов: - строительство и реконструкция систем водоснабжения - 1942,548; - охрана и восстановление источников водоснабжения - 71,83; - строительство и реконструкция зон санохраны (ЗСО) - 63,18; - проектно-изыскательские, научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и оргмероприятия - 156,00; - мониторинг водоисточников и систем водоснабжения - 71,21. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Обеспечение населения Читинской области качественной питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.544-96 и СанПиН 2.1.4.559-96. Проведение мониторинга качества воды по области. Создание информационной базы о состоянии источников и сооружений водоснабжения на основе паспортизации и кадастра сооружений. Снижение потерь воды и нерационального водопотребления, экономия водных ресурсов. Разработка внедрение нормативной базы и механизма реализации программы. Снижение заболеваемости. Ожидаемый экономический эффект от мероприятий программы 69,46 млн. руб./год |
Система организации управления и контроля за исполнением программы |
Управление - Управление топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов Читинской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Читинской области под руководством заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по топливно-энергетическому комплексу и горнорудной промышленности. |
Содержание проблемы
Введение
Проблема обеспечения населения качественной питьевой водой в достаточном количестве является стержнем социальной программы любого общества на современном этапе. По мере развития промышленности, крупных городских поселений острота проблемы возрастает.
Читинская область является одним из наиболее слабо развивающихся регионов Российской Федерации. Располагаясь в отдаленной восточной части территории России, она занимает важное место в народнохозяйственном комплексе Восточной Сибири. Это определяется природными, социально-экономическими, политическими факторами и историческими традициями.
Читинская область - один из основных сельскохозяйственных районов Восточной Сибири, на долю которой приходится 24 процента всей посевной площади региона. Велико транспортное и стратегическое значение области.
В ряде районов и городов проблема питьевого водоснабжения приобретает кризисный характер как по причине выхода из строя водозаборов и систем подачи воды, так и по причине антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения и ухудшения качества воды в водоисточниках. Действующая на территории Читинской области система водоподготовки не обеспечивает нормативного качества воды. В ряде случаев имеется связь между уровнем бактериальной загрязненности воды и заболеваемостью острыми кишечными инфекциями. Вода может быть также причиной неинфекционных заболеваний, особенно в зоне влияния накопителей промышленных отходов, мышьяковых аномалий.
В последние годы, в связи с традиционно сложившимся остаточным принципом финансирования систем водоснабжения и ликвидацией единого механизма централизованного управления и финансирования, проблема водоснабжения обострилась не только в Читинской области, но и в целом по стране и потребовала безотлагательного решения на федеральном уровне. Потому Правительство Российской Федерации издало распоряжение N 573-р от 23.04.94 "О разработке и реализации федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ принять долевое участие в финансировании и разработке этой программы. В связи с этим в 1999 году было принято постановление Главы Администрации Читинской области N 1186 от 17.11.1999 "О разработке областной целевой программы "Обеспечение населения Читинской области питьевой водой (далее Программа). В связи с тем, что Агинский Бурятский автономный округ (далее АБАО) является самостоятельным субъектом РФ, для него мероприятия по обеспечению населения питьевой водой не рассматривались.
В основу разработки Программы положены следующие нормативные документы:
"Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594;
"Методические рекомендации по разработке и реализации федеральных целевых и межгосударственных программ", утвержденные Минэкономики России (13.03.97) и Экспертным Советом при Правительстве Российской Федерации (11.03.97);
"Концепция ФЦП "Обеспечение населения России питьевой водой" утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03 1998 N 292;
"Методические рекомендации по разработке региональных программ обеспечения населения питьевой водой" М.,1998 г.;
"Положение о порядке разработки и реализации областных и межобластных целевых программ, в осуществлении которых будет участвовать Читинская область", утвержденное постановлением Главы Администрации области от 24.02.98 N 143 и другие действующие нормативные документы в области водоснабжения.
При разработке Программы была использована "Схема развития сельскохозяйственного водоснабжения Читинской области" (далее "Схема"), выполненная институтом "ВостокСибгипроводхоз", а также предпроектные и проектные работы институтов "Читагражданпроект", "Забайкалводпроект", материалы Комитета природных ресурсов по Читинской области (далее КПР), ГУП "Читагеомониторинг". Основой для разработки Программы явились исходные данные, полученные в районных администрациях. В разработке отдельных разделов использованы данные Читинского областного управления государственной статистики, ФГУ "Центра ГСЭН Читинской области", Читинского областного комитета охраны окружающей среды. В научно-методическом плане использованы положения, изложенные в монографии: "Проблемы обеспечения населения Приморского края питьевой водой и пути их решения. Региональная целевая программа "Обеспечение населения Приморского края питьевой водой", Владивосток, Дальнаука - 2000 г.
Программа разработана ДП РосНИИВХ ФГУП Восточным научно-исследовательским институтом комплексного использования и охраны водных ресурсов (ВостокНИИВХ). Авторский коллектив: А.В. Соколов (научный руководитель), В.Н. Заслоновский, А.В. Шаликовский, Н.М. Шарапов, А.В. Маслова, А.А. Солодухин, Т.В. Черепанова, Т.А. Манилюк, С.В. Пономарев, А.В. Шацких.
Краткая географическая и социально-экономическая
характеристика территории
Читинская область занимает внутриконтинентальное положение в умеренных широтах Евразии между 48 градусами и 58 градусами северной широты и 108 градусов - 122 градуса долготы. Общая площадь области 431,5 тыс. кв.км. (без АБАО -412.3 тыс. кв.км).
Основная часть области расположена в пределах Забайкальской физико-географической провинции, являющейся промежуточным звеном между континентальной Сибирью и Дальним Востоком. В рельефе области преобладают невысокие горы высотой. 600-700 м. К востоку от Яблонового хребта протягиваются хребты: Черского, Борщовочный, Шилкинский, Нерчинский и др., разделенные межгорными котловинами. На юге области расположена Приононская равнина. На севере горы поднимаются до 3000-метровой отметки (хребет Кодар). Горы сильно расчленены, имеются гребни альпийского типа.
По территории области проходит главный (мировой) водораздел между бассейнами Северного Ледовитого и Тихого океанов. Реки Читинской области относятся к трем бассейнам - Амурскому, Ленскому и Байкало-Енисейскому.
Территория бассейна р. Амур составляет 237,8 тыс. кв. км и в ее пределах проживает 88,5% населения области (2/3 населения - городские жители), в среднем 5,4 чел. на 1 кв.км. Здесь же сосредоточена основная часть (96%) сельскохозяйственных угодий области. Территория достаточно развита и в транспортном отношении: через нее проходит Транссибирская железная дорога с ответвлениями на Китай и Монголию, густота автомобильных дорог соответствует средним российским показателям. Преобладающая отрасль экономики - горнодобывающая промышленность и цветная металлургия.
Территория бассейна оз. Байкал составляет 56,2 тыс. кв. км. в пределах верхних и средних частей бассейнов рек Хилок и Чикой. Здесь расположены Петровск-Забайкальский, Хилокский, Красночикойский, а также части Читинского и Улетовского районов, где проживает около 9% населения области. Экономическим центром зоны является г. Петровск-Забайкальский, где расположен металлургический завод и ряд небольших промышленных предприятий. Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями по добыче золота, угля, вольфрама. Значительная часть населения занята также в лесной промышленности и на железнодорожном транспорте. Вся территория отнесена к "буферной зоне" оз. Байкал.
Территория бассейна р. Лена составляет 131,2 тыс. кв. км. Она слабо заселена (около 2 чел. на 10 кв. км.). Основная часть населения проживает в зоне БАМа (в области расположен ее участок протяженностью 330 км) и в районных центрах. Территория обладает большими запасами минеральных ресурсов. В настоящее время осуществляется добыча золота и ведется подготовка к разработке месторождений меди, железа.
Климат области резко континентальный. Зима продолжительная, сухая (в большинстве районов - малоснежная) с сильными ветрами; средняя температура воздуха в январе -26 град. -33 град. С. Лето очень теплое, короткое со средней температурой в июле +17 град.: + 21град. С. Средняя по территории норма осадков 420 мм в год, большая часть которых выпадает в виде дождя летом, в июле - августе. Широко распространены зоны многолетней мерзлоты.
Область граничит с Монголией и Китаем и является важным связующим звеном со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Важное стратегическое положение послужило причиной развития области преимущественно по пути удовлетворения общегосударственных интересов:
- использования территории для дислокации вооруженных сил и других силовых структур (здесь - центр Сибирского военного и Забайкальского пограничного округов);
- приоритетного развития транспортных систем федерального значения, обеспечивающих евроазиатский транзит;
- преобладания сырьевых отраслей (добыча полезных ископаемых, заготовка древесины, производство сельскохозяйственной продукции).
Для области характерна высокая неравномерность хозяйственного освоения.
Население области (без Агинского Бурятского автономного округа) составляет 1181,1 тыс. человек (на 01.01.2000), в том числе - 770,5 тыс. - городское и 410,6 - сельское. В области имеется 10 городов, 46 поселков городского типа, 14 сел-райцентров и 588 сел. За период с 1990 по 1999 гг. население области уменьшилось на 63,2 тыс. чел., в том числе городское на 51,5 и сельское на 11,7 тыс. чел.
За 10 лет (с 1990 г.) в области объем производства промышленной продукции сократился по разным оценкам на 60-70%, резко изменилась структура промышленного производства.
В ходе реформ в аграрном секторе начала формироваться многоукладная экономика. Действует законодательная база, определяющая организационно-правовой статус различных форм собственности и хозяйствования. Расширены площади для личных подсобных хозяйств, которых насчитывается в области около 130,5 тысяч. В области, в основном, удовлетворены потребности в садово-огородных участках. Но, в целом, положение дел в сельском хозяйстве остается очень тяжелым. Объем продукции сократился, по разным оценкам на 40-60%. Диаметрально изменилась структура сельского хозяйства по категориям субъектов экономики. Так, если в начале реформ на долю сельхозпредприятий приходилось 75% производимой продукции то в настоящее время около 28%, а доля населения и крестьянских хозяйств выросла с 25% до 72%. В целом по области более чем в 3 раза сократилась посевная площадь, поголовье крупного рогатого скота снизилось с 805,4 тыс. голов до 477,4 тыс., а поголовье овец - с 3,7 млн. голов до 603,5 тысяч.
На транспорте в 2 и более раз сократился грузооборот. Отправление руды железнодорожным транспортом сократилось в 24 раза, лесных грузов - почти в 10 раз, строительных материалов - в 4 раза.
Резко сократились объемы строительства, в том числе и объектов водоснабжения. Численность населения, занятого в строительстве сократилась с 1990 года на 35,5 тыс. чел. Например, за последние годы распалась и прекратила существование достаточно мощная организация АО "Читаводстрой", которая, в основном, осуществляла строительство водозаборов в сельской местности.
Численность безработных, определенная в соответствии с методологией Международной организации труда, достигла на начало 2000 г. 114,2 тыс. чел.
Исходя из анализа сложившейся социально-экономической обстановки можно сделать вывод, что в области существенно сократилось число водопотребителей и изменилась структура водопотребления.
Использование водных ресурсов для хозяйственно
питьевого водоснабжения
По данным КПР Читинской области в 1999 г. суммарный забор воды из природных водных объектов для хозяйственно питьевого водоснабжения составил 91,4 млн. куб. м , в том числе из подземных источников - 85,74 млн. куб. м. Потребление воды для хозяйственно-питьевых целей сократилось за последние пять лет с 1994 на 22,4% (со 117,8 до 91,4 млн. куб. м.). Водоснабжение населения осуществляется на 93,8% за счет подземных вод.
Эксплуатация подземных вод в Читинской области и Агинском БАО основана на утвержденных и неутвержденных их запасах групповыми водозаборами и одиночными скважинами. В 1999 г. по области насчитывалось около 100 групповых водозаборов (скважин, колодцев, галерей), за счет которых практически полностью обеспечивалось централизованное водоснабжение, 300 водозаборов из 2-3 скважин с небольшой производительностью и около 3000 одиночных скважин. Водоснабжение сел, в основном, децентрализованное, с использованием одиночных скважин, колодцев, родников. Объем потребляемых сельским населением и сельскохозяйственным производством подземных вод ориентировочно оценивается в 58 тыс. куб. м/сут.
На 1.02.2000.г. количество месторождений подземных вод в Читинской области по сравнению с 1999 годом не изменилось - 50 месторождений, эксплуатационные запасы которых утверждены в Государственном комитете по запасам (ГКЗ) и территориальном комитете по запасам (ТКЗ). Величина запасов подземных вод составила 1523 тыс. куб. м/сут, из них подготовлено к промышленному освоению 1077,3 тыс. куб. м/сут. На 15 месторождениях запасы подземных вод приняты к сведению в количестве 157,5 тыс. куб. м/сут. В том числе, на территории Агинского Бурятского автономного округа разведано 7 месторождений подземных вод с эксплуатационными запасами, утвержденными в количестве 130,8 тыс. куб. м/сут, из них подготовлены к промышленному освоению 63 тыс. куб. м/сут, запасы по 3 месторождениям в количестве 30,7 тыс. куб. м/сут, приняты к сведению на научно-техническом совете (НТС).
В 1999 г. по Читинской области (без Агинского БАО) эксплуатировались 37 месторождений и участков подземных вод с суммарным водоотбором 177,7 тыс. куб. м/сут, что составляет 12,8 % от величины утвержденных запасов и 17,5 % от запасов, подготовленных к освоению. В хозпитьевых целях используется 119,3 тыс. куб. м/сут, или 67 % добываемой на них воды, в производственно-технических целях используется 45 тыс. куб. м/сут, учтенные потери составили 13,1 тыс. куб.м/сут .
Таблица 1
Эксплуатационные ресурсы и использование питьевых и технических
подземных вод Читинской области (без Агинского Бурятского АО)
Показатель |
Единицы измерения |
Значения показателя |
1 |
2 |
3 |
Площадь субъекта Федерации |
кв.км |
412300 |
Население |
тыс.чел. |
1181,1 |
Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод |
млн. куб. м/сут |
9,55 |
Модуль прогнозных эксплуатационных ресурсов ПВ |
Л/с кв. км |
0,40 |
Количество месторождений подземных вод - всего, |
Шт. |
71* |
в т.ч. находящиеся в эксплуатации |
шт. |
37* |
Разведанные эксплуатационные запасы ПВ - всего, |
тыс. куб. м/сут |
1392,2* |
в т.ч. подготовленные к промышленному освоению |
тыс. куб. м/сут |
1014,3 |
Количество извлеченной воды - всего, |
тыс. куб. м/сут |
401,13 |
в т.ч.: на участках с разведанными запасами |
тыс. куб. м/сут |
179,08* |
при водоотливе, дренаже |
тыс. куб. м/сут |
105,42 |
Сброс подземных вод без использования |
тыс. куб. м/сут |
78,46 |
Поступление подземных вод из других субъектов Федерации - из Агинского БАО |
тыс. куб. м/сут |
5,42 |
Общее количество водопользователей - всего, |
Шт. |
638 |
в т.ч. отчитавшихся в 1999 г. |
шт. |
110 |
Использование подземных вод - всего, |
тыс. куб. м/сут |
328,09 |
в т.ч.: для хозяйственно-питьевого водоснабжения |
тыс. куб. м/сут |
234,91 |
производственно-технического водоснабжения |
тыс. куб. м/сут |
92,42 |
орошение земель и обводнение пастбищ |
тыс. куб. м/сут |
0,76 |
Использование поверхностных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения |
тыс. куб. м/сут |
15,49 |
Суммарное использование поверхностных и подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения |
тыс. куб. м/сут |
250,4 |
Доля использования подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения |
% |
93,8 |
Обеспеченность прогнозными эксплуатационными запасами поземных вод на 1 человека |
куб. м/сут |
8,1 |
Обеспеченность разведанными эксплуатационными запасами поземных вод на 1 человека |
куб. м/сут |
1,18 |
* месторождения с утвержденными запасами; в это количеств не входит 12 месторождений с суммарными запасами 126,8 тыс. куб. м/сут, принятые к сведению на НТС или ТКЗ.
Кроме этого, в регионе действует ряд крупных водозаборов, эксплуатационные запасы подземных вод которых не оценивались, с водоотбором 1 тыс. куб. м/сут и выше, обеспечивающих водой такие населенные пункты, как гг. Борзя, Балей, Хилок, пгт. Чернышевск, Дарасун и некоторые другие. В настоящее время проводятся поисково-разведочные работы для водоснабжения г. Хилка. В конце 1999 г. закончены работы по оценке эксплуатационных запасов Шивиинского водозабора для водоснабжения пгт. Карымское, запасы прошли государственную экспертизу и утверждены в ТКЗ в январе 2000 г.
Всего по Читинской области за 1999 г. было извлечено 146,42 млн.м3 воды, что составило 401,13 тыс. куб. м/сут. По сравнению с 1998 г. количество извлеченной воды по области уменьшилось незначительно на 1,8 тыс. куб. м/сут (0,5 %). Основная часть отбираемой воды используется на хозяйственно-питьевые цели - 234,4 тыс. куб. м/сут (58,3 %); на производственно-технические цели - 92,5 тыс. куб. м/сут ; на орошение и обводнение- 0,76 тыс. куб. м/сут; потери составляют 14,6 тыс. куб. м/сут. Рудничный водоотлив из карьеров, шахт и водопонизительных систем составил 105,4 тыс. куб.м/сут, что на 2,1 тыс. куб. м/сут (2 %) меньше, чем в 1998 г.; из них сбрасывается без использования 63,9 тыс. куб. м/сут, а 41,5 тыс. куб. м/сут (39 %) дренажных вод используется на производственно-технические, сельскохозяйственные. А в отдельных случаях - хозпитьевые цели.
Крупнейший потребитель подземных вод - г. Чита. Эксплуатационные запасы Читинского месторождения подземных вод утверждены в ГКЗ в количестве 313,1 тыс. куб. м/сут, из них подготовлено к эксплуатации 253,1 тыс. куб. м/сут. Водоотбор осуществляется на площади около 180 кв. км из 283 скважин, (60 водопользователей, как с групповыми, так и с одиночными водозаборами). Основным объектом эксплуатации служит водоносный комплекс нижнемеловых осадочных отложений Читино-Ингодинского артезианского бассейна, эксплуатационные запасы которого составляют 302,1 тыс. куб. м/сут. Остальная часть утвержденных запасов - 11 тыс. куб. м/сут, приходится на современный аллювиальный водоносный горизонт, который в настоящее время не эксплуатируется. Общий среднесуточный водоотбор по г. Чите в 1999 г. составил 100,3 тыс. куб. м/сут и по отношению к 1998 г. вырос незначительно 1,7 тыс. куб. м/сут. По трем групповым водозаборам эксплуатационные запасы не утверждались - Прибрежному, Железнодорожному и Черново.
Другими, наиболее крупными потребителями подземных вод в области, являются города: Краснокаменск, Балей, Борзя, Петровск-Забайкальский, Могоча; поселки городского типа: Первомайский, Новоорловский, Ясногорск, Кличка, Приаргунск, Чернышевск, Кокуй, Шерловая Гора.
Город Краснокаменск, второй по величине в Читинской области, является крупным промышленным центром со своей инфраструктурой. Водоснабжение его в количестве 56,5 тыс. куб. м/сут осуществляется за счет эксплуатации Восточно-Урулюнгуйского месторождения порово-пластовых вод верхнечетвертичных отложений. Кроме того, на территории промузла, площадью около 900 кв. км, осуществляется карьерный и шахтный водоотлив в количестве 38,1 тыс. куб. м/сут, сюда же подаются поверхностные воды для поддержания резервного водохранилища - 23,4 тыс. куб. м/сут. При объемах сбросов в отстойники 60 тыс. куб. м/сут существенно нарушен баланс водопотребления и водоотведения.
Шерловогорский промузел и г. Борзя расположены в климатической зоне недостаточного увлажнения, к тому же они испытывают ощутимую водную нагрузку. На небольшой площади работает группа водозаборов с общей производительностью 19,1 тыс. куб. м/сут, осуществляется карьерный водоотлив в количестве 10 тыс. куб. м/сут. Для целей водоснабжения здесь разведаны Харанорское, Борзинское и Ары-Булакское (для технических целей) месторождения подземных вод с запасами в количестве 100,7 тыс. куб. м/сут.
Использование вод для хозяйственно питьевого водоснабжения по районам области неравномерно, что подтверждается данными ГУП "Читагеомониторинг", приведенными в таблицах 2 и 3
Таблица 2
Использование подземных и поверхностных вод для хозяйственно-питьевого
водоснабжения (хпв) по административным районам
Административный район |
Использование вод по району |
Использование вод в городах |
Использование вод в сельских населенных пунктах |
|||||||||||||
всего тыс. куб. м/сут |
в том числе из водоисточников, тыс. куб. м/сут |
Доля подземных вод в балансе ХПВ,% |
с населением свыше 100 тыс.чел. |
с населением менее 100 тыс.чел. в поселках городского типа |
всего тыс. куб. м/сут |
в том числе из водоисточников, тыс. куб. м/сут |
доля подземных вод в балансе ХПВ, % |
|||||||||
подземных |
поверхностных |
всего тыс. куб. м/сут |
в том числе из водоисточников, тыс. куб. м/сут |
доля подземных вод в балансе ХПВ,% |
всего тыс. куб. м/сут |
в том числе из водоисточников, тыс. куб. м/сут |
Доля подземных вод в балансе ХПВ,% |
Подземных |
поверхностных |
|||||||
подземных |
поверхностных |
подземных |
поверхностных |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Читинская область (без Агинского БАО)
Акшинский |
2,04 |
1,66 |
0,38 |
81,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2,04 |
1,66 |
0,38 |
81,4 |
Александрово-Заводский |
2,03 |
1,94 |
0,09 |
95,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2,03 |
0,94 |
0,09 |
95,6 |
Балейский |
3,44 |
3,35 |
0,09 |
97,4 |
|
|
|
|
1,63 |
1,63 |
|
100,0 |
1,81 |
1,72 |
0,09 |
95,0 |
Борзинский |
23,83 |
23,67 |
0,16 |
99,3 |
|
|
|
|
17,11 |
17,11 |
|
100,0 |
6,72 |
6,56 |
0,16 |
97,6 |
Газимуро-Заводский |
1,80 |
1,71 |
0,09 |
95,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1,80 |
1,71 |
0,09 |
95,0 |
Забайкальский |
4,78 |
3,34 |
1,44 |
69,8 |
|
|
|
|
1,98 |
0,63 |
1,34 |
32,1 |
2,81 |
2,71 |
0,10 |
96,4 |
Каларский |
1,74 |
74 |
|
100,0 |
|
|
|
|
0,93 |
0,93 |
|
100,0 |
0,81 |
0,81 |
|
100,0 |
Калганский |
1,97 |
1,87 |
0,10 |
94,9 |
|
|
|
|
0,02 |
0,02 |
|
100,0 |
1,95 |
1,85 |
0,10 |
94,9 |
Карымский |
5,85 |
5,65 |
0,20 |
96,6 |
|
|
|
|
2,53 |
2,53 |
|
100,0 |
3,32 |
3,12 |
0,20 |
94,0 |
Краснокаменский |
17,73 |
17,63 |
0,10 |
99,4 |
|
|
|
|
16,03 |
16,03 |
|
100,0 |
1,70 |
1,60 |
0,10 |
94,1 |
Красночикойский |
3,28 |
3,18 |
0,10 |
97,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3,28 |
3,18 |
0,10 |
97,0 |
Кыринский |
3,25 |
2,95 |
0,30 |
90,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3,25 |
2,95 |
0,30 |
90,8 |
Могочинский |
4,44 |
4,44 |
|
100,0 |
|
|
|
|
3,68 |
3,68 |
|
100,0 |
0,76 |
0,76 |
|
100,0 |
Нерчинский |
2,14 |
1,94 |
0,20 |
90,7 |
|
|
|
|
1,73 |
1,73 |
|
100,0 |
0,41 |
0,21 |
0,20 |
51,7 |
Нерчинско-Заводский |
1,80 |
1,70 |
0,10 |
94,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1,80 |
1,70 |
0,10 |
94,4 |
Оловяннинский |
10,94 |
9,64 |
1,30 |
88,1 |
|
|
|
|
7,01 |
6,00 |
1,01 |
85,6 |
3,93 |
3,64 |
0,29 |
92,6 |
Ононский |
1,83 |
1,33 |
0,50 |
72,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1,83 |
1,33 |
0,50 |
72,7 |
Петровск-Забайкальский |
7,87 |
7,77 |
0,10 |
98,7 |
|
|
|
|
6,17 |
6,17 |
|
100,0 |
1,70 |
1,60 |
0,10 |
94,1 |
Приаргунский |
4,33 |
4,03 |
0,30 |
93,1 |
|
|
|
|
2,32 |
2,32 |
|
100,0 |
2,01 |
1,71 |
0,30 |
85,1 |
Сретенский |
5,05 |
2,79 |
2,26 |
55,2 |
|
|
|
|
4,37 |
2,21 |
2,16 |
50,5 |
0,69 |
0,59 |
0,10 |
85,4 |
Тунгиро-Олекминский |
0,20 |
0,15 |
0,05 |
75,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,20 |
0,15 |
0,05 |
75,0 |
Тунгокоченский |
3,42 |
0,39 |
3,03 |
11,4 |
|
|
|
|
2,99 |
0,07 |
2,92 |
2,4 |
0,43 |
0,32 |
0,11 |
74,9 |
Улетовский |
4,83 |
4,54 |
0,29 |
94,0 |
|
|
|
|
2,34 |
2,34 |
|
100,0 |
2,49 |
2,20 |
0,29 |
88,3 |
Хилокский |
5,33 |
5,03 |
0,30 |
94,4 |
|
|
|
|
1,90 |
1,90 |
|
100,0 |
3,43 |
3,13 |
0,30 |
91,3 |
Чернышевский |
7,05 |
5,79 |
1,26 |
82,1 |
|
|
|
|
5,78 |
4,70 |
1,08 |
81,3 |
1,27 |
1,09 |
0,18 |
85,9 |
Читинский |
106,32 |
105,77 |
0,55 |
99,5 |
92,01 |
92,01 |
|
100,0 |
0,87 |
0,82 |
0,05 |
94,2 |
13,44 |
12,94 |
0,50 |
96,3 |
Шелопугинский |
1,13 |
1,03 |
0,10 |
91,2 |
|
|
|
|
0,19 |
0,19 |
|
100,0 |
0,94 |
0,84 |
0,10 |
89,3 |
Шилкинский |
11,98 |
9,88 |
2,10 |
82,5 |
|
|
|
|
8,38 |
6,38 |
2,00 |
76,1 |
3,61 |
3,51 |
0,10 |
97,2 |
Таблица 3
Удельное водопотребление подземных и поверхностных вод
на хозяйственно-питьевое водоснабжение по административным районам
(Цифры - удельное водопотребление в л/сут на одного человека)
N |
Административный район |
Удельное водопотребление по административному району |
Удельное водопотребление в населенных пунктах по категориям, в том числе |
||||||||||
Всего |
В тои числе за счет |
Всего |
Города с населением свыше 100 тыс.чел. В том числе за счет |
Города с населением менее 100 тыс.чел. и поселки городского типа |
Сельские населенные пункты |
||||||||
подземных вод |
поверхностных вод |
|
подземных вод |
поверхностных вод |
Всего |
В том числе за счет |
Всего |
В том числе за счет |
|||||
подземных вод |
поверхностных вод |
|
подземных вод |
поверхностных вод |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Читинская область (без Агинского БАО)
1 |
Акшинский |
145,71 |
118,57 |
27,14 |
|
|
|
|
|
|
145,71 |
118,57 |
27,14 |
2 |
Александрово-Заводский |
147,10 |
140,58 |
6,52 |
|
|
|
|
|
|
147,10 |
140,58 |
6,52 |
3 |
Балейский |
115,05 |
112,04 |
3,01 |
|
|
|
86,70 |
86,70 |
0,00 |
163,06 |
154,95 |
8,11 |
4 |
Борзинский |
380,67 |
378,12 |
2,56 |
|
|
|
347,00 |
347,00 |
0,00 |
505,49 |
493,46 |
12,03 |
5 |
Газимуро-Заводский |
171,43 |
162,86 |
8,57 |
|
|
|
|
|
|
171,43 |
162,86 |
8,57 |
6 |
Забайкальский |
195,18 |
136,33 |
58,86 |
|
|
|
182,87 |
58,61 |
124,26 |
204,89 |
197,59 |
7,30 |
7 |
Каларский |
138,10 |
138,10 |
0,00 |
|
|
|
197,02 |
197,02 |
0,00 |
103,04 |
103,04 |
0,00 |
8 |
Калганский |
149,24 |
141,67 |
7,58 |
|
|
|
16,92 |
16,92 |
0,00 |
163,70 |
155,29 |
8,40 |
9 |
Карымский |
143,73 |
138,82 |
4,91 |
|
|
|
93,21 |
93,21 |
0,00 |
244,41 |
229,71 |
14,71 |
10 |
Краснокаменский |
248,67 |
247,27 |
1,40 |
|
|
|
268,11 |
268,11 |
0,00 |
147,57 |
138,87 |
8,70 |
11 |
Красночикойский |
139,57 |
135,32 |
4,26 |
|
|
|
|
|
|
139,51 |
135,32 |
4,26 |
12 |
Кыринский |
176,63 |
160,33 |
16,30 |
|
|
|
|
|
|
176,63 |
160,33 |
16,30 |
13 |
Могочинский |
132,93 |
132,93 |
0,00 |
|
|
|
129,12 |
129,12 |
0,00 |
155,10 |
155,10 |
0,00 |
14 |
Нерчинский |
65,85 |
59,69 |
6,15 |
|
|
|
99,20 |
99,20 |
0,00 |
27,42 |
14,17 |
13,25 |
15 |
Нерчинско-Заводский |
125,00 |
118,06 |
6,94 |
|
|
|
|
|
|
125,00 |
118,06 |
6,94 |
16 |
Оловяннинский |
182,33 |
160,67 |
21,67 |
|
|
|
229,74 |
196,62 |
33,11 |
133,32 |
123,49 |
9,83 |
17 |
Ононский |
111,59 |
81,10 |
30,49 |
|
|
|
|
|
|
111,59 |
81,10 |
30,49 |
18 |
Петровск-Забайкальский |
166,03 |
163,92 |
2,11 |
|
|
|
171,47 |
171,47 |
0,00 |
148,86 |
140,09 |
8,77 |
19 |
Приаргунский |
141,04 |
131,27 |
9,77 |
|
|
|
179,92 |
179,92 |
0,00 |
112,87 |
96,01 |
16,85 |
20 |
Сретенский |
162,38 |
89,71 |
72,67 |
|
|
|
211,89 |
107,04 |
104,85 |
65,24 |
55,71 |
9,52 |
21 |
Тунгиро-Олекминский |
111,11 |
83,33 |
27,78 |
|
|
|
|
|
|
111,11 |
83,33 |
27,78 |
22 |
Тунгокоченский |
184,86 |
21,08 |
163,78 |
|
|
|
308,66 |
7,32 |
301,34 |
48,41 |
36,25 |
12,16 |
23 |
Улетовский |
142,90 |
134,32 |
8,58 |
|
|
|
174,78 |
174,78 |
0,00 |
121,96 |
107,75 |
14,22 |
24 |
Хилокский |
143,28 |
135,22 |
8,06 |
|
|
|
111,82 |
111,82 |
0,00 |
169,75 |
154,90 |
14,85 |
25 |
Чернышевский |
150,96 |
123,98 |
26,98 |
|
|
|
187,53 |
152,47 |
35,06 |
80,13 |
68,81 |
11,32 |
26 |
Читинский |
186,65 |
285,17 |
1,48 |
248,07 |
248,07 |
0,00 |
40,28 |
37,95 |
2,33 |
314,85 |
303,14 |
11,71 |
27 |
Шелопугинский |
94,17 |
85,83 |
8,33 |
|
|
|
71,11 |
71,11 |
0,00 |
100,86 |
90,11 |
10,75 |
28 |
Шилкинский |
217,42 |
179,31 |
38,11 |
|
|
|
233,94 |
178,07 |
55,87 |
186,79 |
181,61 |
5,18 |
В г. Чите давно стоит вопрос об освоении вновь разведанных Сибирского и Смоленского водозаборов, расположенных за пределами городской черты. Они могли бы заменить (примерно на 80%) существующие многочисленные и разбросанные по всей территории города скважины и водозаборы.
Удельное водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды по различным типам населенных пунктов находится в широких пределах (таблица 3). Для городков и поселков городского типа величины удельного водопотребления изменяются от 16,92 (Калганский район) до 347,0 (Борзинский район) л/сут. чел., а в сельских от 27,42 (Нерчинский район) до 505,49 л/сут. чел. (Борзинский район). Это связано с тем что, не все пользователи в городах и поселках городского типа, а тем более в сельских населенных пунктах, отчитываются по форме Государственной статотчетности 2-ТП (водхоз), и большинство отчитывающихся не ведут регистрацию водоотбора по расходомерам, поэтому точность определения водоотбора невелика.
Качество питьевой воды в водоисточниках и системах водоснабжения
По данным ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в Читинской области", приведенным в "Государственном докладе о состоянии окружающей природной среды в Читинской области за 1999 г.", на территории Читинской области действовало 1659 объектов, обеспечивающих хозяйственно-питьевое водоснабжение населения. Из них 102 объекта - источники централизованного водоснабжения, 29 коммунальных водопроводов, 73 ведомственных водопровода и 1455 источников нецентрализованного водоснабжения (колодцы, каптажи родников и т.д.). Удельный вес источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарным нормам и правилам, составил 28,7%. По микробиологическим показателям наибольший удельный вес проб воды, не отвечающей требованиям гигиенических норм, регистрировался (в %): в г. Чите - 34,5, в Балейском районе - 35,4, Нерчинском - 23,3, Нерчинско-Заводском - 18,6.
Из 2035 исследованных проб из водопроводной сети не отвечает нормативам по санитарно-химическим показателям 631 проба (31%), в том числе по органолептике (мутность, цветность, железо) - 503 пробы (Борзинский, Оловяннинский, Приаргунский, Забайкальский, Петровск-Забайкальский, Могочинский и Нерчинский районы, г. Чита); по санитарно-токсикологическим показателям - 87 проб (Нерчинский и Петровск-Забайкальский районы, г. Чита); по фтору - 41 проба (Забайкальский район, г. Чита).
В 1999 г. удельный вес источников нецентрализованного водоснабжения, не отвечающих санитарным нормам и правилам, оставался высоким - 16,6% (1998 г. - 15,8%). Этот показатель в Балейском районе достигал 50%, в г. Чите - 44,4, в Карымском - 30,0, Газимуро-Заводском - 17,0, Улетовском - 17, Красночикойском - 16%, т.е. здесь положение было крайне неудовлетворительное.
Санитарной службой осуществляется лабораторный контроль за состоянием открытых водоемов в 185 створах (1998 г. - 181 створ), в том числе на водоемах первой категории - в 25, на водоемах второй категории - в 160 створах. Удельный вес нестандартной воды на водоемах 1 категории по микробиологическим показателям составил 22,1 % (1998 г. - 42%), по России - 24,5 %. Наиболее высокий процент нестандартных проб регистрируется в Нерчинском (33,3 %), Оловяннинском (37,5 %) и Сретенском (15,7 %) районах. Удельный вес нестандартной воды на водоемах 1 категории по санитарно-химическим показателям составил 40 % (1998 г. - 15 %, по России - 28,47 %). Наиболее высокий процент нестандартных проб регистрируется в Оловяннинском районе (90,9 %).
Удельный вес нестандартной воды на водоемах 2 категории составил по микробиологическим показателям 25,9 % (1998 г. - 14,7 %, по России - 23,6), по санитарно-химическим показателям - 17,7 % (1998 г. - 18,3 %, по России - 27,5 %).
Повышенное содержание в питьевой воде таких элементов как железо и марганец влияют на органолептику воды. Они выпадают в осадок, вызывают неприятный вкус, ускоряют рост железобактерий. Поступление в организм больших количеств железа вызывает гемохроматоз. Повышенное содержание в питьевой воде нитратов является причиной развития метгемоглобинемии грудных детей.
В Восточном Забайкалье выявлена 81 биогеохимическая провинция, где обнаружены эндемические заболевания. В питьевой воде отмечается недостаток микроэлементов йода, селена, меди, кобальта. Избыток фтора приводит к флюорозу в г. Краснокаменске, с. Газимурский Завод, с. Нижний Цасучей, пгт. Шерловая Гора, пст. Даурия, пст. Харанор, п. Досатуй, пгт. Приаргунск, с. Абагайтуй и с. Новый Акатуй. Высокая заболеваемость кариесом у работников Орловского ГОКа связана с низким содержанием фтора (0,3 мг/л), а слабощелочная вода в пгт. Жирекен препятствует усвоению кальция. Низкое содержание селена - менее 2,0 мкг/л (при норме 10 мкг/л) отмечается в Тунгиро-Олекминском районе (< 0,2 мкг/л), в Балейском районе по р. Унда (0,1-0,58), Красночикойском (0,1-0,9), Могочинском (0,2-0,3), Нерчинско-Заводском, Борзинском (0,1-0,4), Петровск-Забайкальском (0,2) районах, г. Чита (около 0). Крайне низкое содержание йода отмечается в реках Аргунь (1,2 мкг/л), Шилка (1,0 мкг/л), Уров (1,3 мкг/л) и Ингода (3,5 мкг/л).
Неудовлетворительное качество воды регистрируется на водопроводах Забайкальского, Оловяннинского, Могочинского, Балейского, Шилкинского, Сретенского и Тунгокоченского районов, а также г. Читы. В течение трех лет систематически регистрируется высокая степень эпидопасности на водопроводах в Тунгокоченском, Оловяннинском и Могочинском районах.
Около 30% населения области использует воду не соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.544-96 и СанПиН 2.1.4.559-96.
В результате нарушения правил технической эксплуатации артезианских скважин и сооружения их с отступлениями от норм, (отсутствия зон санитарной охраны, некачественного строительства и т.д.) в области отмечается значительное количество загрязненных подземных вод. Их местоположение и характеристики загрязнений, по данным ГУП "Читагеомониторинг", приведены в приложении 4
Современное состояние систем водоснабжения
На территории Читинской области функционирует 124 головных водозаборных сооружений. Из них: 30 - коммунальных и 94 - ведомственных, в т. ч. в сельских населенных пунктах 37 источников: 15 коммунальных и 22 ведомственных. Имеется 99 водопроводов: 23 коммунальных и 76 ведомственных, в т. ч. в сельских населенных пунктах 8 коммунальных и 11 ведомственных. Централизованное водоснабжение из поверхностных источников осуществляется 6-ю водопроводами, 96 водопроводов используют воду из подземных источников. Системы централизованного водоснабжения населения имеются на территории 18 районов и в г. Чите, в остальных 10 районах их нет.
В области имеется 980,7 км наружных сетей водопровода, суммарная мощность водоподачи составляет 369,6 тыс. куб. м/сут. Мощности водоподачи возросли с 1990 года на 105 тыс. куб. м/сут, в тоже время они использовались на 1.01.2000 всего на 67,7 %. Протяженность сетей, за этот же период, увеличилась на 519,2 км. Износ сооружений, в среднем, оценивается от 40 до 60%, по отдельным населенным пунктам и сооружениям водоснабжения он достигает 80-100 %.
Во всех городах существуют муниципальные предприятия или службы водопроводно-канализационного хозяйства ("Водоканал", или подобные им). В остальных населенных пунктах системы водоснабжения и канализации находятся на обслуживании у предприятий различных форм собственности. В сельской местности эксплуатация сооружений водоснабжения ведется силами собственников или муниципальными службами жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
В области отсутствует единая областная производственная организация по водоснабжению и канализации. В связи с отсутствием единого централизованного механизма практически остановлено развитие систем водоснабжения и канализации, снижен контроль над работами повышенной опасности: в хлорном хозяйстве, в заглубленных колодцах и станциях не внедряются новые технологии и др. Резко снизилась ответственность за эксплуатацию систем, так как эти вопросы выпали из-под контроля администраций на местах. Не решаются вопросы по содержанию и восстановлению основных фондов, наращиванию мощностей, приведению мощностей систем к единой установленной мощности (водозабор, водоподготовка, транспортировка).
Потребность области в питьевой воде
Потребность области в воде на ближайшую перспективу подсчитана по состоянию народонаселения на уровень 2005 г. По прогнозу Читинского областного комитета государственной статистики, роста численности населения в области не ожидается. К 2005 г. намечается даже спад численности до 1157,0 (с АБАО до 1236,0) тыс. чел. Численность сельскохозяйственных животных снижается, но темпы снижения за последние годы замедлились, и следует ожидать стабилизации численности поголовья и поэтому в расчетах принято современное состояние животноводства.
Расчетная потребность в питьевой воде в области оценивается от 337,55 до 469,53 тыс. куб. м/сут. (при расчетах по методикам ДальНИИВХ) и от 235,98 до 352,02 тыс. куб. м/сут. (при расчетах по нормам СНиП). За расчетную потребность принимается средняя величина водопотребления определенная по СНиП - 294,0 тыс.м3/сут.
Сравнение водопотребления населением с учетом этих расчетов позволило выявить, что фактический водозабор на хозпитьевые нужды (250.4 тыс. куб. м/сут. в 1999 г.) ниже нормативного по расчету. Дефицита мощности, при принятой потребности, нет. Увеличения мощностей сооружений (сверх имеющихся в размере 369,6 тыс. куб. м/сут) не предусматривается.
Разведанные и утвержденные запасы по 71 месторождению 1392,2 тыс. куб. м/сут. покрывают максимальные расчетные потребности в питьевой воде в объеме 469,53 тыс. куб. м/сут. - в 2,96 раза, но в связи с тем, что подземные водные ресурсы распределены по территории области неравномерно, а в части населенных пунктов водоснабжение базируется на неутвержденных запасах, имеется необходимость в разведке и утверждении запасов вод для водоснабжения.
Цели и задачи программы, сроки ее реализации
Концепция программы "Обеспечения населения Читинской области питьевой водой на 2002-2011 годы" отдельно не разрабатывалась. При разработке данной Программы использованы положения "Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой". Кроме этого использованы предложения программного блока "Питьевая вода" из "Концепции государственной территориальной программы использования, преложения и охраны водных объектов Читинской области", разработанной Восточным филиалом РосНИИВХ (с 01.01.2001 ДП ФГУП ВостокНИИВХ) и одобренной постановлением Главы Администрации Читинской области N 617 от 21.07.98.
Главными целями Программы являются:
- улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве;
- улучшение состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в области;
- восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.
Главными направлениями решения проблемы должны стать экономически оптимальные взаимоувязанные мероприятия, направленные на решение следующих основных задач по:
- предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечению их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям;
- повышению эффективности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий;
- развитию систем забора и транспортирования воды;
- развитию нормативно-правовой базы и хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды.
Сроки реализации Программы
В соответствии с "Концепцией федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" достижение программных целей должно реализовываться на протяжении 10 лет и в 3 этапа. Концепцией предусматривались следующие сроки реализации Программы - 1999-2010 годы:
- 1-й этап -1999-2000 годы;
- 2-й этап - 2001-2005 годы;
- 3-й этап - 2006-2010 годы;
В связи с задержкой разработки реализация мероприятий Программы будет проведена в следующие сроки 2002-2011 годы:
- 1-й этап - 2002-2003 годы;
- 2-й этап - 2004-2007 годы;
- 3-й этап - 2008-2011 годы.
На первом этапе (2002-2003 годы) намечается осуществление следующих мероприятий:
- экономия питьевой воды;
- улучшение качества воды в населенных пунктах с наибольшим несоответствием состава воды требованиям гигиенических нормативов;
- восстановление и реконструкция систем водоснабжения в населенных пунктах, находящихся в нерабочем состоянии;
- улучшение состояния и обеспечение соблюдения режимов зон санитарной охраны и водоохранных зон источников водоснабжения.
На втором этапе (2004-2007 годы) намечается расширить работы по реконструкции, восстановлению и строительству систем водоснабжения городов и сельских населенных пунктов, а также по охране и восстановлению водных объектов - источников питьевого водоснабжения.
На третьем этапе (2008-2011 годы) предусматривается завершить наиболее капиталоемкие мероприятия, которые позволят обеспечить коренное улучшение водоснабжения населения.
Основные направления реализации Программы
В соответствии с "Концепцией Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 292, все программные мероприятия разбиты на ряд инвестиционных подпрограмм, содержание которых приведены ниже.
Мероприятия по развитию и реконструкции систем водоснабжения городов
и поселков городского типа
В мероприятия по развитию и реконструкции систем водоснабжения городов и поселков городского типа включены следующие виды:
реконструкция водоводов и наружных сетей водоснабжения с заменой части трубопроводов и арматуры;
строительство водоводов и наружных сетей для вновь строящихся водозаборов и благоустроенного жилья;
реконструкция и строительство водозаборов;
строительство и реконструкция станций водоочистки и обеззараживания;
обустройство зон санитарной охраны водозаборов (ЗСО) и сооружений водоснабжения в соответствии с требованиями санитарных норм и правил;
оборудование всех водозаборов необходимым оборудованием, позволяющим вести контроль за их работой (измерение расходов, уровней, отбор проб и т.д.);
внедрение комплекса мероприятий по рациональному использованию и экономии питьевой воды, включающих в себя развитие системы учета воды с установкой контрольных расходомеров в диктующих точках сети и водосчетчиков у потребителей (в том числе и жилищном фонде), постепенное снижение потребления питьевой воды на промышленные нужды, снижение утечек воды в сетях и через водоразборную арматуру в жилых зданиях.
Мероприятия по развитию и реконструкции систем водоснабжения
сельских населенных пунктов
В мероприятия по развитию и реконструкции систем водоснабжения сельских населенных пунктов включены следующие виды:
реконструкция наружных сетей водоснабжения с заменой части трубопроводов и арматуры в населенных пунктах, имеющих водопровод;
реконструкция и строительство водозаборов и одиночных скважин. Строительство одиночных скважин предусматривается для замены выбывающих по износу;
обустройство зон санитарной охраны водозаборов и сооружений водоснабжения в соответствии с требованиями санитарных норм и правил;
внедрение комплекса мероприятий по рациональному использованию и экономии питьевой воды аналогичного городскому, в поселках, имеющих системы водоснабжения;
строительство и реконструкция сооружений обводнения пастбищ;
развитие баз эксплуатации сельскохозяйственного водоснабжения.
Охрана и восстановление источников питьевого водоснабжения
В данную подпрограмму включены такие мероприятия как:
реконструкция низконапорной плотины в пгт. Амазар;
создание водоохранных зон для поверхностных водозаборов;
строительство сооружений для защиты водозаборов от затопления;
укрепление берегов рек в районах расположения водозаборов;
строительство и реконструкцию сооружений водоотведения, влияющих на качество воды в водоисточниках.
Мониторинг водных объектов - источников питьевого водоснабжения
Мониторинг водных объектов включает в себя следующие мероприятия:
проведение лабораторного контроля качества воды источников питьевого водоснабжения;
проведение обследований, паспортизации и создание банка данных всех источников питьевого водоснабжения;
составление и ведение кадастра сооружений водоснабжения;
проведение наблюдений за режимом подземных вод и их качеством.
Научно-техническая подпрограмма
Научно-техническое обеспечение Программы предполагает необходимый объем научно-исследовательских работ и разработку нормативных документов технического, экономического, экологического и юридического характера, направленных на решение проблемы бесперебойного обеспечения населения Читинской области качественной питьевой водой с учетом перспективы развития территории.
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) предусмотрено по следующим основным блокам: техническому, экологическому, финансово-экономическому и юридическому.
Технический и экологический блоки включают:
разработку удельных норм водопотребления населения с учетом перехода на водосберегающую сантехарматуру, внедрение системы контроля и учета водопотребления и дифференцированных тарифов на воду;
разработку проекта комплексной системы мониторинга (стационарного и экспедиционного) за состоянием источников питьевого водоснабжения, качества воды в водопроводных системах на базе координации деятельности государственных специально уполномоченных органов в области охраны природы Российской Федерации с использованием ведомственных лабораторий и доукомплектованием их необходимыми приборами, оборудованием и транспортом;
обследование водозаборов Читинской области и разработку рекомендаций по улучшению технологии водоподготовки, в том числе с использованием цеолита на действующих сооружениях;
разработку рекомендаций по обеззараживания непосредственно на водозаборных сооружениях для улучшения работы и повышения эффективности очистки воды на водоочистных сооружениях в экстремальных ситуациях;
разработку программы стабилизации и регулирования напоров в зданиях, установку водосчетчиков и введения дифференциальных тарифов для городов Читинской области;
разработку проектов и производство типоряда малых водозаборных сооружений для обеспечения питьевой водой гарантированного качества малых населенных пунктов с числом жителей 50-3000 человек в блочно-комплектном исполнении (БКВС);
оценку современного состояния качества вод источников питьевого водоснабжения в Читинской области с инвентаризацией существующих источников загрязнения и ведением банка данных;
гидрогеологические поисково-разведочные работы для водозаборов подземных вод;
паспортизацию и ведение кадастра сооружений водоснабжения и канализации;
разработку схем и/или технико-экономических обоснований водоснабжения и водоотведения, для городов;
разработку проектов на строительство и реконструкцию сооружений водоснабжения и ЗСО.
Финансово-экономический блок предусматривает детальную разработку механизма финансового обеспечения программных мероприятий, включающего:
разработку механизмов формирования целевого фонда реализации Программы;
привлечение средств за счет дифференцированных тарифов на воду;
льготное кредитование;
выпуск местных займов;
усовершенствование методик оценки ущербов водоисточникам.
В юридический блок входят:
законодательное (на областном уровне) оформление структуры управления Программой;
правовое регулирование механизма специального водохозяйственного страхования и правил взаимоотношения между участниками реализации Программы;
разработка и принятие ряда нормативных документов, в том числе:
- Закон Читинской области "О питьевой воде в Читинской области", в котором будут определены права и формы собственности водопользователей, договорные отношения, защита прав потребителей, компетенция органов власти, экономическое регулирование в сфере питьевого водоснабжения;
- Закон Читинской области "О правилах эксплуатации водосборных территорий источников питьевого назначения", предусматривающего жесткую регламентацию на них хозяйственной деятельности и механизм компенсации ущербов.
Общие затраты на научно-техническое обеспечение Программы оцениваются в 150,000 млн. руб., что составляет около 6,5% от общей стоимости программных мероприятий.
Ресурсное обеспечение Программы
Основные строительные материалы
Для осуществления намеченных программой мероприятий потребуется строительные материалы в объемах, указанных в таблице 4
Таблица 4
Объемы основных строительных материалов
Материалы |
Единицы измерения |
Всего |
2002-2007 годы |
2008-2011 годы |
Цемент |
тыс. тонн |
138,4 |
68,2 |
70,2 |
Железобетон, в т.ч. конструкции |
тыс. куб. м |
276,9 |
133,9 |
143,0 |
Бетон, |
тыс. куб. м |
129,9 |
64,5 |
65,4 |
Сталь класса А-1, С-3 |
тыс. тонн |
45,7 |
22,3 |
23,4 |
Трубы |
Км |
470,6 |
220,3 |
250,3 |
Трудовые ресурсы
При реализации Программы потребуются строительно-монтажные кадры общей численностью, в среднем, 2653 человека в год, в том числе - на выполнение первоочередных мероприятий (2002-2003 годы) - 1150 человек. Покрытие потребности в рабочей силе предполагается за счет внутренних возможностей области.
Финансовые ресурсы
Финансовое обеспечение программных мероприятий осуществляется на основе самофинансирования, государственного финансирования и кредитования.
Самофинансирование обеспечивается:
долевым участием организаций и предприятий, пользующихся услугами систем водоснабжения;
средствами целевого фонда реализации Программы;
частью средств за пользование водными объектами и ресурсами;
средствами от организаций и продажи специальных целевых займов и лотерей;
добровольными и благотворительными взносами организаций и частных лиц.
За счет средств тарифа на воду и привлекаемых средств рекомендуется сформировать целевой фонд реализации Программы.
Образующими фонда являются:
средства областного, районных и городских бюджетов;
средства от платы пользователей и потребителей за хозяйственно-питьевое водоснабжение;
средства от централизации амортизационных отчислений организаций водоснабжения;
часть налогов организаций водоснабжения, направляемых в областной и местный бюджеты;
часть отчислений от прибыли организаций водоснабжения;
доля средств за счет разницы в стоимости воды, продаваемой по свободной цене;
муниципальный заем с погашением его после окончания строительства систем водоснабжения за счет прибыли от продажи воды;
доля средств за счет ужесточения (увеличения) платежей за сбросы с целевым направлением их на реализацию программы.
Источником финансирования Программы должна явиться доля средств областного экологического фонда, формируемого из платежей за загрязнение природной среды, в том числе - водной. Эти средства направляются также на осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнений водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, на строительство очистных сооружений, внедрение эффективных, экологически чистых технологий очистки сточных вод.
Возможно создание Фонда специального водохозяйственного страхования водопотребления и водопользования, средства которого направляются на осуществление мероприятий Программы, связанных с вопросами качества и количества вод, используемых для водоснабжения населения. Образующими фонда являются средства от страхования:
водопотребления - основные водохозяйственные фонды, включая фонды организаций водоснабжения на затопляемых и подтопляемых территориях;
водопользования - средства от страхования здоровья населения на случай потребления некачественной питьевой воды.
Система финансирования предполагает также организацию реинвестиции - механизма самофинансирования, построенного на многократном обращении финансовых средств, полученных за счет продажи питьевой воды, подготовленной в соответствии с требованиями СанПиН и реализуемой по свободной цене с учетом разницы в ее стоимости.
Для реализации программных мероприятий предлагается механизм государственного финансирования. Он включает:
средства федерального бюджета;
средства областного, районных и городских бюджетов;
федеральные и областные налоговые льготы;
муниципальные налоговые льготы для организаций, вкладывающих средства в реализацию программы.
Федеральный бюджет, с учетом налоговых льгот, должен полностью покрывать расходы на долевое участие государственных организаций федерального подчинения и финансирования (в т.ч. предприятий военно-промышленного комплекса и воинских частей, размещенных на территории области). Он также покрывает расходы на мероприятия Программы, обеспечивающие население области качественной питьевой водой, на случай чрезвычайного положения.
Для реализации Программы возможно также льготное кредитование под государственные гарантии. Кредит может быть оправдан при ставке 10-15 процентов, тогда расчет по кредитам может быть выполнен (при 10-20-% общем объеме финансирования строительства) соответственно через 3,5-4 года.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы, их перечень и стоимости приведены в приложениях 1-3
Общие финансовые затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составляют 2 304,768 млн. руб. в ценах 2001 г., в том числе:
строительство и реконструкция систем водоснабжения - 1942,548;
охрана и восстановление источников водоснабжения - 71,83;
строительство и реконструкция зон санохраны (ЗСО) - 63,18;
проектно-изыскательские (ПИР), научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и оргмероприятия - 156,00;
мониторинг водоисточников и систем водоснабжения - 71,21.
Объемы капитальных вложений, эксплуатационные затраты, эффективность капитальных вложений и сводные технико-экономические показатели приведены в таблице 5 В связи со значительным разнообразием мероприятий Программы не представляется возможным разработка единого бизнес-плана. В соответствии с п. 11 постановления Главы Администрации Читинской области N 143 от 24.02.98 осуществление программы планируется поэтапно, отдельными проектами, с разработкой для каждого проекта отдельных бизнес-планов и предварительной заявкой на финансирование из бюджетов различного уровня. В каждом бизнес-плане, в зависимости от сложности объекта, разрабатывается график финансирования (месячный, квартальный или годовой). В целом на Программу такой график разработать не представляется возможным по выше приведенным причинам.
Основные технико-экономические показатели
областной целевой программы
"Обеспечение населения Читинской области питьевой водой
на 2002-2011 годы"
Таблица 5
Показатели |
Единицы измерения |
Затраты на реализацию Программы |
Затраты на реализацию Программы, всего |
млн. руб. |
2304,768 |
в том числе: ЗСО |
-"- |
63,18 |
охрана и восстановление водоисточников |
-"- |
71,83 |
строительство и реконструкция систем водоснабжения |
-"- |
1942,548 |
мониторинг водоисточников и систем водоснабжения |
-"- |
71,21 |
Объемы ПИР, НИОКР и оргмероприятий |
-"- |
156,00 |
Мощность источников водоснабжения |
тыс. куб. м/сут. |
369,3 |
Годовой расчетный расход воды |
м н. куб. м/год |
107,31 |
Удельные капвложения на одного жителя |
руб/чел.в год |
195,1 |
Эксплуатационные затраты, всего |
млн. руб. |
332,63 |
Себестоимость 1 куб. м, в ценах 2000 г. |
руб. |
3,10 |
Потребный годовой валовой доход при окупаемости |
|
|
5лет |
млн. руб. |
841,91 |
8 лет |
-"- |
675,6 |
Прибыль, отчисляемая на окупаемость, при окупаемости |
|
|
5 лет |
-"- |
443,51 |
8 лет |
-"- |
277,20 |
Отпускная цена 1 куб. м при окупаемости |
|
|
5 лет |
руб. |
7,85 |
8 лет |
руб. |
6,30 |
Эффективность капвложений в строительство при окупаемости |
|
|
5лет |
- |
0,2 |
8 лет (нормативная) |
- |
0,12 |
Ожидаемый экономический эффект от снижения заболеваемости |
млн. руб./год |
22,1 |
Ожидаемый экономический эффект от технических и организационных мероприятий |
млн. руб./год |
47,36 |
Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы должен включать в себя комплекс организационных, нормативно-правовых и экономических мер.
Законом Читинской области от 19 ноября 2003 г. N 515-ЗЧО подраздел "Организационные мероприятия" раздела "Механизм реализации Программы" настоящей Программы изложен в новой редакции
Организационные мероприятия
Организационные мероприятия должны обеспечивать эффективное управление и контроль за ходом реализации Программы. Для этого создается следующая структура органов управления Программой:
- Государственный заказчик - Управление топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов Читинской области;
- Контрольные функции - Комитет экономики Читинской области, Комитет по финансам Читинской области.
Государственный заказчик разрабатывает и утверждает детальную структуру управления Программой.
Нормативно-правовой механизм
Мероприятия нормативно-правового характера должны обеспечить создание нормативной базы эффективное управление и контроль за ходом реализации Программы. Для этого необходимо разработать ряд законов и подзаконных актов, обуславливающих взаимоотношения участников реализации Программы, инвесторов и потребителей конечного продукта - воды. Первоочередные документы, подлежащие разработке, приведены в разделе "Научно-техническое обеспечение Программы"
Экономический механизм
Экономический механизм реализации Программы должен основываться на следующих принципах:
- прекращения использования затратного принципа развития систем водоснабжения;
- постепенной реализации принципа самофинансирования;
- экономического стимулирования рационального использования питьевой воды.
Данные принципы должны реализовываться путем приближения тарифов на питьевую воду к реальным затратам на производство питьевой воды (как товара) и ее доставку. При этом в стоимость воды необходимо включать часть затрат на развитие и реконструкцию. Оплачиваться должна только фактически использованная потребителем вода.
Законом Читинской области от 19 ноября 2003 г. N 515-ЗЧО раздел "Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации" настоящей Программы изложен в новой редакции
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Государственным заказчиком Программы является Управление топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов Читинской области. Формы и методы организации управления реализацией Программы определяет государственный заказчик.
Текущее управление реализацией Программы осуществляют: Управление топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов Читинской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Читинской области под руководством заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по топливно-энергетическому комплексу и горнорудной промышленности. Управление топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов Читинской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Читинской области организуют проведение необходимых работ по привлечению внебюджетных средств для реализации Программы.
Ежегодно, на очередной финансовый год, государственный заказчик составляет и представляет в Комитет экономики Читинской области и Комитет по финансам Читинской области проекты соответствующих бюджетных заявок с обоснованием и предложениями по использованию внебюджетных средств и средств муниципальных бюджетов.
Государственный заказчик, с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Между государственным заказчиком и предполагаемыми исполнителями заключаются договоры о намерениях. Отбор исполнителей каждого программного мероприятия осуществляется государственным заказчиком в соответствии с федеральным законом и законом области (преимущественно на конкурсной основе).
Комитет экономики Читинской области с участием Комитета по финансам Читинской области, Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Читинской области, других органов и заинтересованных организаций осуществляет экспертные проверки хода реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование выделяемых средств, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и бюджетов различных уровней, конечные результаты Программы. По результатам экспертных проверок подготавливаются для представления Администрации Читинской области предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Программы или их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации Программы.
Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий реализации Программы
Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Она используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности населения, проживающего на ее территории, обеспечивая экономическое, социальное, экологическое его благополучие.
Принципиальным положением Программы является необходимость обеспечения конституционного права граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде в условиях полного удовлетворения потребности населения в качественной питьевой воде, закрепленного в 1994 году Указом Президента Российской Федерации "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития".
Эффективность от реализации программных мероприятий следует рассматривать в социальном, экономическом и экологическом аспектах.
В социальном аспекте эффективность достигается за счет сохранения здоровья, а, следовательно, и работоспособности людей, создания дополнительных рабочих мест, что в значительной степени предотвращает миграцию населения, спад производства и, следовательно, предотвращает экономические потери.
В качестве интегрированного показателя экономической эффективности реализации проектов и программ обычно принимаются соотношение затрат на их создание, внедрение и получение экономических результатов, а также срок окупаемости этих затрат. Доход от деятельности систем водоснабжения может быть получен только от реализации потребителям воды как товара. Экономическая эффективность капитальных вложений в Программу приведена в таблице 5
Реализация Программы позволит предотвратить ущербы народному хозяйству, природе и обществу за счет обязательного соблюдения правил в зонах санитарной охраны и водоохранных зонах в бассейнах рек - источников питьевого водоснабжения, а также за счет:
улучшения состояния водозаборных сооружений и систем водоснабжения,
перехода на подземные источники водоснабжения,
перехода на новые технологии водоподготовки, водоучета и т.д., то есть за счет тех мероприятий, которые снижают затраты на водоподготовку в целом.
В экологическом аспекте эффективность достигается за счет комплекса водоохранных мероприятий, направленных на дальнейшее предотвращение загрязнения и оздоровление источников питьевого водоснабжения, что наряду с улучшением качества природной воды положительно повлияет на состояние и развитие животного и растительного мира, ихтиофауну, повысит рекреационные ресурсы. В медико-экологическом аспекте эффективность достигается за счет снижения заболеваний, связанных с употреблением некачественной воды.
Система программных мероприятий обеспечивающих переподготовку
трудоустройство и социальную защиту высвобождаемых в результате
реализации Программы работников
При реализации Программы высвобождения работников не ожидается. Для выполнения предусмотренных мероприятий потребуются кадры водохозяйственных строителей и инженерные кадры со специализацией "Водоснабжение" и "Гидрогеология". Переподготовку инженерных кадров возможно провести на базе ЧитГТУ, а строительных рабочих в учебных заведениях системы профтехобразования.
После завершения Программы потребуются эксплуатационные кадры на построенные водозаборы и станции водоочистки. Потребность в них составляет ориентировочно 560 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.