Принят постановлением Читинской областной Думы
от 21 июня 2000 года N 159
И.о. Председателя областной Думы |
Л.Н. Войта |
21.06.2000
N 232-ЗЧО
г. Чита
Областная целевая программа
"Реформирование промышленного сектора
уголовно-исполнительной системы Читинской области и
содействие трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы"
(утв. Законом Читинской области от 21 июня 2000 г. N 232-ЗЧО)
Паспорт
областной целевой программы "Реформирование промышленного сектора
уголовно-исполнительной системы Читинской области и содействие трудовой
занятости осужденных на 2001-2005 годы"
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Читинской области и содействие трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы". |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Постановление Главы Администрации Читинской области о разработке областной целевой программы "Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Читинской области и содействие трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы" от 28.03.2000. N 230. |
Дата утверждения Программы |
Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Читинской области и содействие трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы" от 21.06.2000 N 232-ЗЧО. |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Читинской области. |
Основной разработчик Программы |
Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Читинской области (далее УИН). |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели. |
- Устойчивое функционирование органов и учреждений, исполняющих наказания, в условиях рыночных отношений в экономике; - Повышение эффективности трудового использования осужденных; - Сокращение расходов федерального бюджета на содержание спецконтингента и персонала уголовно-исполнительной системы; - Повышение эффективности использования и оборачиваемости бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели, внутри системы, улучшение ее финансового состояния. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2001 - 2005 годы 1 этап - 2001 год 2 этап - 2002-2005 годы. |
Перечень основных мероприятий |
- Создание новых и реконструкция имеющихся производств по самообеспечению уголовно-исполнительной системы продуктами питания, вещевым имуществом, стройматериалами и продукцией коммунально-бытового назначения. - Организация производства продукции для нужд субъектов Российской Федерации и местных нужд. - Совершенствование управления промышленным сектором уголовно-исполнительной системы, проведение реформы предприятий уголовно-исполнительной системы. - Осуществление проектов по созданию совместных производств с организациями различных форм собственности. |
Исполнители Программы |
Администрация Читинской области, управления Черновского и Ингодинского административных округов г. Читы; администрации Нерчинского, Краснокаменского, Оловяннинского и Карымского районов; УИН Министерства юстиции Российской Федерации по Читинской области; исправительные учреждения области: ЯГ-14/1, ЯГ-14/2, ЯГ-14/3, ЯГ14/4, ЯГ-14/5, ЯГ-14/6, ЯГ-14/7, ЯГ-14/8, ЯГ-14/9, ЯГ-14/10. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего на Программу 39 млн. 115 тыс. руб. в том числе: 2001 год - 10 млн. 835 тыс. руб. 2002 год - 7 млн. 925 тыс. руб. 2003 год - 7 млн. 605 тыс. руб. 2004 год - 7 млн. 405 тыс. руб 2005 год - 5 млн. 345 тыс. руб. Из них: Федеральный бюджет - 13 млн. 800 тыс. руб. 2001 год - 4 млн. 680 тыс. руб. 2002 год - 2 млн. 400 тыс. руб. 2003 год - 2 млн. 600 тыс. руб. 2004 год - 2 млн. 570 тыс. руб. 2005 год - 1 млн. 550 тыс. руб. Областной бюджет - 8 млн. 240 тыс. руб. в том числе: 2001 год - 2 млн. 140 тыс. руб. 2002 год - 1 млн. 880 тыс. руб. 2003 год - 1 млн. 780 тыс. руб. 2004 год - 1 млн. 730 тыс. руб. 2005 год - 710 тыс. руб. Местные бюджеты - 250 тыс. руб. в том числе: 2001 год - 50 тыс. руб. 2002 год - 50 тыс. руб. 2003 год - 50 тыс. руб. 2004 год - 50 тыс. руб. 2005 год - 50 тыс. руб. Внебюджетные источники - 16 млн. 825 тыс. руб. в том числе: 2001 год - 3 млн. 965 тыс. руб. 2002 год - 3 млн. 595 тыс. руб. 2003 год - 3 млн. 175 тыс. руб. 2004 год - 3 млн. 055 тыс. руб. 2005 год - 3 млн. 035 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
Стабилизация финансирования уголовно-исполнительной системы, привлечение к труду около 3000 неработающих осужденных, освоение около 100 наименований новых видов конкурентоспособной продукции, сокращение средств федерального бюджета, выделяемых на содержание неработающего спецконтингента и персонала уголовно-исполнительной системы. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Главное УИН Министерства юстиции Российской Федерации и УИН Министерства юстиции Российской Федерации по Читинской области. Государственный заказчик и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы. Отчеты о ходе реализации Программы представляются в установленном порядке. Исполнители мероприятий Программы представляют сводные отчеты о ходе реализации Программы в Главное УИН Министерства юстиции Российской Федерации и в Администрацию Читинской области ежегодно к 10 февраля и к 10 августа. |
Областная целевая программа "Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Читинской области и содействие трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с проектом Федеральной целевой программы "Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы и содействие трудовой занятости осужденных" (2001-2005 годы) и в связи с окончанием в 2000 году областной программы "Содействие трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года".
1. Сущность проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование
необходимости ее решения программными методами
На протяжении последних лет органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, вынуждены строить свою деятельность в условиях систематического недофинансирования федеральным бюджетом неотложных потребностей уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).
Хронический дефицит средств на финансирование расходов, связанных с содержанием осужденных и персонала УИС, поддержанием на необходимом уровне оснащенности подразделений и объектов системы вооружением, инженерно-техническими средствами охраны, средствами связи, автотранспортом, не дает возможности обеспечить в полном объеме выполнение задач, возложенных на органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, в соответствии с действующим законодательством.
Принимая во внимание реальное состояние федерального бюджета и то обстоятельство, что органы государственной власти подавляющего большинства субъектов Российской Федерации по причине дотационности регионов не в состоянии оказать территориальным органам УИС существенной финансовой помощи, ожидать в ближайшее время улучшения положения дел с финансовым и материально-техническим обеспечением деятельности УИС вряд ли возможно.
В условиях продолжающегося экономического спада, роста безработицы, разрыва существующих производственных связей и резкого сокращения потребительского спроса на выпускаемую продукцию промышленность УИС, чья эффективная работа могла бы дать дополнительные средства для финансирования неотложных нужд УИС, оказалась в крайне тяжелом положении.
Переход к рыночным отношениям в экономике существенно осложнил реализацию требований уголовно-исполнительного законодательства по обязательному привлечению осужденных к общественно полезному труду, потребовал изменения существующей структуры и форм трудового использования осужденных. Практически все предприятия Читинской области отказались от использования труда осужденных на контрагентских объектах.
Спад производства на предприятиях УИС области в 1998 г. составил 30%.
Начисляемая осужденным заработная плата (в среднем около 9 рублей в день) не позволяет большинству из них компенсировать затраты за получаемое вещевое имущество и питание.
В настоящее время не обеспечено работой около 5000 осужденных. Рост числа осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в учреждениях, исполняющих наказания, является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, приводит к увеличению числа нарушений дисциплины, совершению преступлений.
Финансовое положение предприятий УИС области остается крайне тяжелым. Из-за недостаточного выделения бюджетных ассигнований более 2 млн. рублей собственных оборотных средств предприятий отвлечено на покрытие расходов, связанных с содержанием осужденных. В общем объеме дебиторской задолженности долги бюджетного сектора УИС за поставленную продукцию составляют свыше 60 %. Три предприятия УИС, одно из которых исправительная колония N 2 по существу является градообразующим, вынуждены нести все расходы, связанные с содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения в местах их дислокации, которые ежегодно составляют около 2000 тыс. рублей.
В этих условиях предприятия УИС не в состоянии обеспечить своевременную уплату налогов в бюджеты различных уровней и обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Имея задолженность по текущим обязательствам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, на которые начисляются пени и штрафы, предприятия не имеют возможности пользоваться своими расчетными счетами при взаиморасчетах с потребителями продукции, а также получить кредиты.
Недостаток оборотных средств и недоступность кредита толкают предприятия исправительных колоний к неплатежам и сокращению производства. Практически все предприятия УИС области являются убыточными.
Отсутствие средств не позволяет провести техническое переоснащение и модернизацию существующих производственных мощностей, освоить выпуск новых конкурентоспособных видов продукции, реализовать перспективные инвестиционные проекты. Остановлены работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, развитию их промышленной и сельскохозяйственной базы.
Для преодоления негативных тенденций в производственно-хозяйственной и социальной сферах деятельности УИС, а также снижения криминогенной напряженности в местах лишения свободы требуются целенаправленные скоординированные действия органов юстиции и других государственных органов. Стоящие перед УИС проблемы необходимо решать программными методами.
Одним из немногих путей решения проблемы получения дополнительных средств и действительного ослабления нагрузки на федеральный бюджет является повышение доходов от трудового использования осужденных с их последующим направлением на финансирование расходов по содержанию УИС. Эффективная производственно-хозяйственная деятельность дает возможность сократить бюджетные расходы на содержание осужденных и персонала системы, решить вопросы самообеспечения продуктами питания, вещевым имуществом, различной продукцией коммунально-бытового и специального назначения. Это позволит, с одной стороны, улучшить финансовое состояние УИС в целом и повысить устойчивость ее функционирования в условиях рыночных отношений в экономике. С другой стороны, созданный в УИС производственный потенциал может быть использован для решения неотложных задач социально-экономического развития страны, а также конкретных регионов Российской Федерации.
В состав УИС области входят семь промышленных предприятий, являющихся составной частью государственного сектора экономики. Стоимость их основных производственных фондов составляет 30,583 млн. руб. Промышленностью УИС области эксплуатируется свыше 600 единиц различного технологического оборудования. Имеющиеся производственные мощности позволяют переработать свыше 20 тыс. куб. м. леса в год. Годовой объем производства продукции составляет около 13 млн. рублей, номенклатура выпускаемых изделий включает в себя более 150 наименований.
Созданные производственные мощности позволяют занять трудом не менее 8 тыс. осужденных, обеспечить увеличение объемов производства промышленной продукции до 50 млн. рублей, полностью обеспечить потребность УИС области в вещевом имуществе, довести уровень самообеспечения системы в стройматериалах до 60% от потребности, а продуктами питания до 50 % от потребности.
За счет этого возможно реальное сокращение расходов федерального бюджета на содержание УИС области.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа нацелена на проведение ряда мероприятий по улучшению экономических показателей трудового использования осужденных, преодолению структурно-технологической несбалансированности различных отраслей промышленности УИС, дальнейшему наращиванию объемов производства промышленной продукции, повышению финансовой устойчивости предприятий, технологического уровня выпускаемой продукции, расширению экспортного потенциала.
Для достижения этих целей предусматривается решение следующих задач:
1. Создание новых и реконструкция имеющихся производств по самообеспечению УИС продуктами питания, вещевым имуществом, стройматериалами и продукцией коммунально-бытового назначения.
2. Оздоровление финансового состояния предприятий, повышение экономической эффективности и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности.
3. Снижение непроизводственных затрат, затрат на потребляемые сырьевые и энергетические ресурсы, экономия бюджетных средств, выделяемых на содержание УИС.
4. Освобождение подразделений УИС от несвойственных им функций и сокращение затрат на их содержание (передача жилищного фонда и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, стоящих на балансе УИС, в муниципальную собственность в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235).
5. Совершенствование управления промышленным сектором УИС, проведение реформы предприятий УИС.
6. Отработка механизма привлечения к реализации Программы внебюджетных источников финансирования, инвестиций коммерческих организаций, заинтересованных в расширении взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями УИС.
В рамках реализации Программы предполагается:
- реконструировать и переоснастить производственные площади под выпуск конкурентоспособной пользующейся спросом продукции;
- ввести в действие дополнительные мощности по заготовке, вывозке и переработке древесины в объеме не менее 50 тыс. куб. метров в год, увеличить удельный вес объемов производства рентабельной продукции с более глубокой переработкой древесины, в том числе железнодорожных шпал, обрезных пиломатериалов, строганых погонажных изделий;
- увеличить производство строительных материалов, в том числе извести и кирпича;
- увеличить производство и освоение новых видов имущества для военных и специальных потребителей, органов внутренних дел и внутренних войск, самообеспечение потребностей системы, а также изделий легкой промышленности для нужд органов здравоохранения, образования, социального обеспечения;
- организовать переработку кожевенного и мехового сырья;
- максимально использовать древесные отходы в производстве товаров народного потребления, минеральных добавок, удобрений и другой продукции;
- увеличить объемы собственного производства и переработки сельхозпродукции в подсобных хозяйствах, выпуск макаронных и крупяных изделий для самообеспечения системы.
Программу предполагается осуществить в период до 2005 года.
Программа реализуется в два этапа:
На первом этапе (2001 год) предполагается осуществить разработку ряда федеральных и областных законодательных проектов по проблемам производственно-хозяйственной деятельности и социальной сферы УИС, а также ряда мероприятий, способствующих стабилизации функционирования предприятий УИС.
На втором этапе (2002-2005 годы) работа предприятий УИС должна быть направлена на стабилизацию производственной деятельности УИС, повышение эффективности производства, сокращение численности неработающих, улучшение финансово-экономических результатов.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы предполагается осуществить в основном за счет средств федерального и областного бюджета, а также за счет внебюджетных источников финансирования, привлекаемых к реализации Программы.
Предполагаемые затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 39 млн. 115 тыс. рублей в том числе:
(тыс. рублей в ценах 1999 г.)
Средства на реализацию Программы | ||||||
Направления расходов и источники финансирования |
Всего 2001-2005 годы |
в том числе |
||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
||
Всего: |
39 115 |
10835 |
7925 |
7605 |
7405 |
5345 |
в том числе: федеральный бюджет |
13 800 |
4680 |
2400 |
2600 |
2570 |
1550 |
Областной бюджет |
8 240 |
2140 |
1880 |
1780 |
1730 |
710 |
Местные бюджеты |
250 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Внебюджетные источники |
16 825 |
3965 |
3595 |
3175 |
3055 |
3035 |
в том числе: средства предприятий УИС |
4 025 |
935 |
805 |
785 |
755 |
745 |
Инвестиции |
12 800 |
3030 |
2790 |
2390 |
2300 |
2290 |
Средства, выделяемые из федерального бюджета, в основном будут направлены на финансирование мероприятий, реализовать которые не представилось возможным в течение 1996-2000 годов, а также на финансирование мероприятий по решению вопросов самообеспечения УИС области продуктами питания, вещевым имуществом, строительными материалами и продукцией коммунально-бытового и специального назначения.
Средства, выделяемые из областного и районных бюджетов, будут направлены на производство продукции для нужд региона с использованием местной сырьевой базы, а также изготовление вещевого имущества и обуви для населения и бюджетных организаций области.
Средства предприятий УИС и привлекаемые инвестиции предполагается направлять на развитие производственной базы УИС, освоение производства новой конкурентоспособной продукции.
Содержание мероприятий Программы и объемы финансирования могут корректироваться в процессе ее реализации в установленном порядке, исходя из возможностей доходной части бюджета на соответствующий год.
4. Механизм и организация управления реализацией Программы
и контроля за ходом ее выполнения
Управление реализацией программы осуществляет Главное УИН Министерства юстиции Российской Федерации. Общий контроль за реализацией Программы осуществляется УИН Министерства юстиции Российской Федерации по Читинской области.
Государственный заказчик и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
Отчеты о ходе реализации Программы представляются в установленном порядке. Исполнители мероприятий Программы представляют сводные отчеты о ходе реализации Программы в Главное УИН Министерства юстиции Российской Федерации и администрацию Читинской области ежегодно к 10 февраля и к 10 августа.
Государственный заказчик - координатор Программы при необходимости уточняет программные мероприятия, механизм реализации Программы, состав исполнителей. Ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут быть рассмотрены на заседаниях Думы с заслушиванием руководителей организаций и учреждений - заказчиков и исполнителей Программы.
5. Оценка эффективности Программы
Реализация Программы позволит преодолеть негативные тенденции в производственно-хозяйственной и социальной сферах деятельности УИС области, стабилизировать ее финансовое положение и повысить уровень и эффективность трудовой занятости осужденных, а также сократить бюджетные расходы на содержание УИС.
В результате реализации Программы предприятиями УИС будет выпущено товарной продукции на общую сумму около 90000 тыс. рублей, что позволит сохранить более 2200 рабочих мест, а также дополнительно привлечь к труду около 2000 осужденных.
На предприятиях УИС в результате осуществления мероприятий, предусмотренных Программой, обновится парк лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования, будет освоен выпуск свыше 100 наименований новой конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом в регионе и за его пределами, будет решена проблема самообеспечения потребности УИС в продуктах питания, вещевом имуществе, строительных материалах, продукции коммунально-бытового и специального назначения.
6. Основные мероприятия
областной целевой программы
"Реформирование промышленного сектора
уголовно-исполнительной системы Читинской области и
содействие трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Читинской области от 21 июня 2000 г. N 232-ЗЧО "Об областной целевой программе "Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Читинской области и содействие трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы"
Принят постановлением Читинской областной Думы от 21 июня 2000 г. N 159
Введен в действие постановлением Главы Администрации Читинской области от 5 июля 2000 г. N 519
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Забайкальский рабочий" от 14 июля 2000 г., N 129
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Читинской области от 23 апреля 2002 г. N 368-ЗЧО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона
Закон Читинской области от 17 декабря 2003 г. N 519-ЗЧО
Действие подпунктов 1.3.1, 1.3.2, 1.4.1, 1.4.3, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 раздела 6 программы, утвержденной настоящим Законом приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2003 году на сумму 1395,0 тыс. рублей
Закон Читинской области от 25 декабря 2002 г. N 430-ЗЧО
Действие раздела 6 программы, утвержденной настоящим Законом приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2003 году на сумму 178,0 тыс. рублей