Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Положению о конкурсном отборе инвестиционных
проектов для оказания государственной поддержки
за счет средств областного бюджета, утвержденному
постановлением Администрации Читинской области
от 24 ноября 2003 г. N 333-А/п
Макет бизнес-плана
Введение
Бизнес-план - это представленная по определенному стандарту система доказательств успешности предлагаемого дела. Бизнес-план всесторонне описывает условия бизнеса и среды, в которых он действует, а также систему управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей.
Бизнес-план представляет собой неотъемлемую часть заявки претендента на участие в конкурсном отборе инвестиционных проектов с целью получения государственной поддержки. Он разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год, все расчеты ведутся в постоянных среднегодовых ценах года, в котором проводится конкурс.
Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей получить четкое представление о существе проекта и степени участия инициатора в нем, написан просто и ясно, иметь четкую структуру. При разработке бизнес-плана необходимо помнить, что в нем должны содержаться сведения, позволяющие установить уровень эффективности проекта, а также реальные возможности предприятия реализовать представленный проект.
1. Титульный лист
"Утверждаю"
Должность
_________________ Ф.И.О
" "_____________200 г.
(печать)
Титульный лист должен содержать следующие сведения:
1) название проекта;
2) полное название инициатора проекта с указанием его организационно-правовой формы;
3) полное название предприятия, реализующего проект или будущего предприятия, с указанием его организационно-правовой формы;
4) фамилия, имя, отчество руководителя предприятия, реализующего проект или будущего предприятия;
5) суть проекта (3-5 строк);
6) сметная стоимость проекта;
7) сроки строительства;
8) срок окупаемости проекта;
9) форма участия государства в финансовом обеспечении проекта;
10) финансирование проекта (тыс. рублей, %):
- собственные средства;
- заемные средства (отдельно-отечественные и иностранные),
- средства государственной поддержки.
11) предложения по обеспечению средств государственной поддержки;
12) информация о том, кем и когда разработана проектно-сметная документация;
13) информация о наличии заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (наименование организации и даты утверждения);
14) заявление о коммерческой тайне.
2. Содержание
Перечисляются все разделы бизнес-плана с указание# номеров страниц, на которых располагается указанная информация.
3. Резюме (цели, задачи, выводы)
Это характеристика проекта, раскрывающая цели и доказательства его привлекательности для инвестора. Резюме пишется максимально просто, по возможности без специальных терминов. Объем мои части не должен превышать 3 листов машинописного текста.
Обычно резюме составляется на основе готового бизнес-плана. Общие выводы и основные цифровые показатели из написанных разделов могут быть представлены в резюме. Рекомендуем придерживаться следующих позиций:
- суть проекта - его цели и потенциальная эффективность;
- возможность реализации проекта в конкретных рыночных условиях;
- краткие сведения о предприятии, реализующем проект, компетенция и профессионализм управленческой команды (для вновь создаваемых предприятий - описать опыт предпринимательской деятельности учредителей);
- потребность в инвестициях (приложение N 1 таблица 1), срок возврата заемных средств, полное наименование формы государственной поддержки, реализуемой за счет средств бюджета, с указанием предполагаемой платы за предоставленные средства;
- предлагаемое обеспечение государственной поддержки;
- направления вложения денежных средств;
- источники средств (приложение N 1 таблица 2) и предполагаемый график возврата денежных средств (приложение N 1 таблица 3)
- финансовые результаты проекта, ключевые экономические показатели эффективности проекта - чистый дисконтированный доход (NPV), индекс инвестиций (IP), внутренняя норма доходности (IRR), срок окупаемости, бюджетный эффект;
- если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т. д.), то необходимо указать их;
- риски и возможные пути их снижения;
- общий вывод по проекту.
4. Основные сведения о предприятии
Если представленный бизнес-план будет реализовываться в рамках уже существующего предприятия, то дается его характеристика по следующим направлениям:
- юридический статус (организационно-правовая форма, дата регистрации, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие) и правовые основы ведения бизнеса (учредительные документы);
- размер, полнота внесения уставного капитала, основные учредители, их доли, паи, акции;
- банковские реквизиты;
- местонахождение (юридический, фактический, почтовый адрес) и телефон;
- стадия развития (становление, расширение действующею предприятия, слияние с другим предприятием, выделение из состава более крупной фирмы, создаваемое совместное предприятие);
- наличие производственной и материальной базы (характеристика зданий, сооружений, земельных участков, оборудования в эксплуатации, срок его эксплуатации, сведения о зарегистрированных в установленном порядке правах на объекты недвижимости);
- основные сведения о руководящих сотрудниках предприятия, образование, опыт работы, достижения;
- сфера деятельности предприятия, виды выпускаемой продукции (работ, услуг), объем производства всего, в том числе по каждому наименованию за предыдущий год (для непроизводственной сферы - оборот, издержки обращения, объем реализованной торговой наценки) (приложение 1 таблицы 4а и 4б соответственно), уровень качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- данные, отражающие финансовое состояние предприятия в настоящее время (бухгалтерская отчетность за предыдущий год и последний отчетный период текущего года, а также справка из налогового органа о состоянии расчетов с бюджетами всех уровней);
- кредитная история предприятия с указанием сроков и условий погашения имеющихся кредитов;
- репутация предприятия.
Если реализация проекта планируется на вновь созданном предприятии, то предоставляется следующая информация:
- юридический статус (организационно-правовая форма, дата регистрации, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие) и правовые основы ведения бизнеса (учредительные документы);
- размер, полнота внесения уставного капитала, основные учредители, их доли, паи, акции;
- банковские реквизиты;
- местонахождение (юридический, фактический, почтовый адрес) и телефон;
- стадия развития (становление, слияние с другим предприятием, выделение из состава более крупной фирмы, образование в результате приватизации, создаваемое совместное предприятие);
- наличие производственной и материальной базы (характеристика зданий, сооружений, оборудования);
- основные сведения о руководящих сотрудниках предприятия, образование, опыт работы, достижения.
5. Характеристика продукта
В данном разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции (работ, услуг), которые планируется производить в случае реализации проекта. Рекомендуем воспользоваться следующей схемой:
- полный ассортимент планируемых видов продукции, (товаров, услуг), их название, описание, область применения;
- потребности, которые призван удовлетворить товар;
- особенности товара, его отличия от продукции конкурентов (например, укажите оригинальные и уникальные черты, делающие товар конкурентоспособным), слабые стороны, возможности совершенствования;
- провести сравнительную характеристику по ценовым параметрам своей продукции с той продукцией, которая имеется на рынке (приложение N 1 таблица 5);
- дизайн, упаковка, сервис;
- наличие и необходимость получения лицензии на производство новых товаров (оказание новых услуг), сертификация продукции (работ, услуг);
- патенты или авторские права, защищающие данный продукт;
- организация сервиса товара;
В качестве иллюстрации к бизнес-плану целесообразно приложить образцы товаров, планируемых к выпуску, фотографии или очень хорошие рисунки товара (другое наглядное изображение, описание), которые позволят составить о нем четкое представление.
6. Анализ рынка сбыта
В этом разделе производится оценка рынка сбыта товаров или услуг и доказывается, что предприятие сосредотачивает внимание на рынке сбыта, а не только на технической стороне выпуска продукции. Основные элементы такого анализа:
- определение целевого рынка;
- емкость рынка (текущее состояние и прогнозы);
- доля предприятия на рынке (текущее состояние и прогнозы - для реально существующего предприятия и прогноз - для вновь созданных предприятий):
- ниша на рынке, которую занимает (планирует занять) предприятие;
- основные покупатели продукции, их характеристика (с приложением протоколов намерений, договоров по сбыту планируемой к выпуску продукции).
Необходимо также сообщить информацию о конкуренции на данном товарном рынке. Рекомендуем воспользоваться следующей схемой:
- указать крупнейших производителей аналогичных товаров, их объемы продаж, доходы, возможности внедрения новых товаров;
- способы и интенсивность продвижения товаров конкурентами на рынок;
Кроме того, в данном разделе необходимо описать общее состояние отрасли в целом по России и в региональном разрезе, ее наиболее перспективные направления развития.
7. Организационный план
В организационном плане необходимо изложить следующие вопросы:
- обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами на сегодняшний день с указанием опыта, квалификации;
- представить расчет численности персонала, необходимого для реализации проекта, с указанием требуемых уровней образования, квалификации и опыта работы;
- структура управления предприятием;
- существующие или предполагаемые условия найма сотрудников с указанием формы оплаты труда и стимулирования различных категорий работников;
- условия труда и их соответствие существующим на сегодняшний день нормам;
- возможность пользования услугами сторонних специализированных организаций (консалтинговых, юридических, аудиторских и т. д.) и плата за них;
- обучение персонала (с указанием затрат на обучение);
- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
Рекомендуем представить основные данные о численности работающих, расходах на оплату труда и отчислениях на социальные нужды в виде таблицы (приложение N 1 таблица 6).
8. План производства
Назначение данного раздела - аргументировать выбор производственного процесса и охарактеризовать технико-экономические показатели согласно проектно-сметной документации. Другими словами, здесь приводится полное описание производственного процесса, из которого следует, что предприятие в состоянии производить нужное количество товара с выполнением обязательств по срокам, может организовывать производство и имеет для этого ресурсы. Вопросы, которые необходимо раскрыть в данном разделе:
- наличие производственных площадей с указанием их собственника (в случае, если предприятие не является собственником производственных площадей, указать правовые аспекты и условия их использования с приложением соответствующей документации);
- описание технологии производства (необходимо учесть, что при анализе бизнес-плана будет подробно рассматриваться рациональность технологической схемы с точки зрения возможностей сокращения затрат труда, времени и материалов, а также возможностей изменения продукции с учетом требования рынка);
- характеристика имеющихся производственных мощностей, описание их технического состояния в настоящее время;
- потребность в оборудовании с указанием поставщика, цен, условий, сроков поставки с приложением спецификаций, договоров, протоколов намерений;
- определить форму амортизации (при выборе ускоренной формы амортизации указать основания для ее применения), нормы амортизации для каждого вида фондов (приложение N 1 таблица 7);
- характеристика оборудования - марка, производственная мощность, потребляемые ресурсы;
- указать необходимость проведения каких-либо работ с привлечением сторонних организаций, приложить разработанную смету, подтвердить возможность выполнения работ в указанные сроки с соблюдением необходимого качества;
- провести тщательный анализ возможности снабжения теплом, электричеством, водой, а также установить наличие и надежность имеющихся коммуникаций;
- определить потребность в сырье, материалах и комплектующих с учетом технологической схемы производства, установить объемы закупок и величину складских площадей с учетом сезонности производства;
- описать поставщиков, цены, условия и сроки закупки сырья, материалов и комплектующих (приложить соответствующие договора, протоколы намерений);
- оценить репутацию поставщиков и опыт работы с ними (для реально действующих предприятий);
- определить годовые затраты на произведено продукции с разбивкой на переменные и постоянные (приложение N 1 таблица 8);
- указать запланированные объемы производства и объемы реализации продукции (приложение N 1 таблица 9);
- указать нормы расхода каждого вида сырья на производство каждого вида продукции;
- определить себестоимость единицы продукции по каждому виду продукции (приложение N 1 таблица 10).
Желательно привести схему производственных потоков, на которой показать поступление сырья и материалов, производство продукции, поставку ее заказчику.
Если предполагается создать непроизводственное предприятие, то в данном разделе описывается процедура закупки партий товаров, система контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений.
В этом же разделе рекомендуем составить календарный план реализации инвестиционного проекта, который позволит наглядно представить сроки выполнения всех этапов проекта. Пример такого планирования представлен далее (приложение N 2 схема 1).
9. План маркетинга
Рекомендуем уделить особое внимание этому разделу, т. к. большинство инициаторов считают эту часть не самой важной, и ее описание носит часто декларативный характер.
В этом разделе необходимо дать четкое представление о маркетинговой стратегии предприятия, а затем детализировать ее по 4 основным параметрам:
1. Продукция, планируемая к выпуску.
2. Распределение продукции.
3. Продвижение продукции.
4. Цена на планируемую к выпуску продукцию.
9.1. Продукция, планируемая к выпуску
Рекомендуем придерживаться следующего плана:
- отметить уникальные характеристики продукции;
- подробно описать весь планируемый ассортимент продукции и указать его возможные изменения по мере развития предприятия;
- четко сформулировать характеристики продукции, в которой нуждаются выбранные сегменты (определить эталон). Отметить характеристики, отличающие планируемую к выпуску продукцию от эталона;
- представить укрупненный расчет емкости каждого выбранного сегмента;
- описать все типы упаковки, используемые для каждого вида продукции (рекомендуем приложить образец или фотографию);
- описать возможность использования товарного знака, логотипа вашего предприятия или любых других марочных обозначений с представлением расчета затрат на эти цели;
- указать сроки хранения по каждому виду продукции, а также гарантии качества и/или срока хранения продукции;
- описать возможные виды обслуживания, предлагаемые вместе с каждым видом продукции.
9.2. Распределение продукции
Каналы распределения имеют значительное влияние на стратегию выбора продукции, продвижение ее на рынок и ценообразование. Рекомендуем придерживаться следующего плана:
- опишите каналы распределения продукции по каждому рыночному (выбранному Вами) сегменту с указанием количества точек розничной торговли;
- укажите способы, сроки и другие специальные требования к транспортировке продукции;
- обоснуйте выбор системы управления запасами применительно к каждому виду продукции (обязательно для сезонного производства);
- опишите способы распространения информации о продукции;
- укажите взаимосвязь обслуживания с каждым из каналов распределения.
9.3. Продвижение товаров
Этот подраздел предполагает подробное описание всех способов продвижения товаров на рынок и калькуляцию затрат по ним. Однако из предыдущего опыта видно, что наибольшее внимание уделяется рекламе и реже участию в выставках и ярмарках. В связи с этим рекомендуем воспользоваться следующей схемой:
- перечисление и описание планируемых к использованию инструментов продвижения товаров на рынок (в том числе и участие в ярмарках и выставках, кроме рекламы);
- составление сметы затрат по реализации инструментов продвижения товаров на рынок (в том числе определение затрат по участию в ярмарках и выставках);
- описание всех запланированных видов рекламы с указанием конкретных СМИ и приложением графика рекламной компании;
- представить бюджет на рекламу с описанием принципов его расчета;
- определить ожидаемый эффект от рекламы.
9.4. Цена на планируемую к выпуску продукцию
Данный подраздел предполагает описание выбранной ценовой стратегии по каждому виду планируемой к выпуску продукции. Основные аспекты следующие:
- описать выбранную ценовую стратегию и обосновать данный выбор;
- представить уровень цен предприятия с точки зрения выбранной стратегии и стратегий конкурентов;
- представить формы и сроки оплаты продукции, возможности компенсации неравномерного (отложенного) поступления средств от клиентов;
- описать планируемые виды скидок с цены, дополнительные льготы для покупателей, указав схемы предоставляемых скидок;
- описать возможность использования дифференциации цен (необязательный пункт).
10. Оценка рисков и страхования
В этом разделе необходимо спрогнозировать все типы рисков, с которыми могут столкнуться предприятия, источники этих рисков и момент их возникновения. Рассмотреть влияние на проект таких видов рисков, как:
- нарушение сроков регистрации, лицензирования и т. п.;
- срыв графика проведения подготовительных работ;
- поставки некачественного сырья, некомплектного оборудования;
- недостаток наличности на определенном этапе деятельности;
- снижение цен из-за действий конкурентов;
- превышение запланированных уровней затрат на подготовку производства и выпуск продукции;
- невыход на намеченный объем продаж;
- форс-мажор.
Рекомендуем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать. Уменьшить риски возможно с использованием страхования либо иных организационных мер профилактики рисков.
12. Финансовый план
Финансовый план представляет собой раздел, в котором должны содержаться:
1) анализ финансового состояния предприятия, на котором планируется реализация проекта, по состоянию за предыдущий год и на последнюю отчетную дату;
2) финансовые показатели проекта (прогнозный анализ доходов и расходов, учитывая их динамику по кварталам, представления о рентабельности проекта в целом);
3) показатели эффективности проекта.
Необходимо помнить, что в расчетной части данного раздела используется большое количество показателей из расчетных частей предыдущих разделов, поэтому необходимо с особой тщательностью убедится в отсутствии ошибок.
12.1. Анализ финансового состояния предприятия
Этот подраздел предполагает расчет ряда показателей в динамике (предыдущий год и последний отчетный период), что позволит сделать объективные выводы о финансовом состоянии предприятия, на котором планируется реализация данного проекта. Рекомендуем воспользоваться следующими коэффициентами.
1. Коэффициенты ликвидности:
1.1. коэффициент текущей ликвидности (Ктл):
Ктл = Текущие активы / Краткосрочные обязательства; (12.1)
1.2. коэффициент абсолютной ликвидности (Кал):
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (12.2)
Кал = ---------------------------------------------------------.
Краткосрочные обязательства
2. Показатель финансовой устойчивости:
2.1. величина собственных оборотных средств (СОС);
2.2. доля собственных оборотных средств в общей сумме оборотных средств (Дсос);
2.3. коэффициент автономии (Ка):
Ка = Собственный капитал / Общая сумма капитала. (12.3)
3. Коэффициенты оборачиваемости:
3.2. коэффициент оборачиваемости активов (Оа):
Оа = Чистый объем реализации / Среднегодовая стоимость активов; (12.4)
3.3. коэффициент оборачиваемости запасов (Оз):
Оз = Себестоимость реализованной / Среднегодовая стоимость (12.5)
продукции запасов
Расчет некоторых величин прилагается (приложение N 3).
12.2. Финансовые показатели проекта
Для обоснования жизнеспособности проекта необходимо доказать его прибыльность. Для этого необходимо представить величины валового дохода, себестоимости продукции в динамике и на их основе рассчитать балансовую и чистую прибыли. Затем необходимо представить расчеты, которые докажут возможность предприятия при реализации проекта вернуть заемные средства. Рекомендуем воспользоваться представленной формой (приложение N 1 таблица 11).
Для оценки безопасности инвестиций и их возврата в установленный срок необходимо составить прогноз потока денежных средств на период, превышающий срок окупаемости на 1 год. Он состоит из перечисления всех оттоков наличных средств и всех притоков наличности, сальдо между ними с разбивкой по кварталам и по всем видам деятельности предприятия. Отрицательное сальдо означает недостаток оборотных средств и необходимость организации дополнительного финансирования (приложение N 1 таблица 12).
Размер прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с определенной точностью. Для того, чтобы знать, какой потребуется уровень продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести расчет точки безубыточности:
Сf
Qб = ------------
(P-Cv) (12.6)
где Сf - совокупные постоянные издержки, тыс. руб.;
Р - цена за единицу продукции, тыс. руб.;
Cv - удельные переменные издержки, тыс. руб.
Рекомендуем представить графическое изображение точки безубыточности для более наглядного описания деятельности предприятия (приложение N 2 схема 2).
12.3. Показатели эффективности проекта
Расчет эффективности проекта включает в себя несколько показателей:
- чистый дисконтированный доход (NPV);
- индекс доходности (IP);
- внутренняя норма доходности (IRR);
- дисконтированный срок окупаемости;
- дисконтированный бюджетный эффект.
Расчет всех показателей необходимо провести на основе дисконтированных денежных потоков. В связи с тем, что все расчеты в течение срока окупаемости ведутся ежеквартально, необходимо рассчитать квартальную ставку дисконтирования (Екв):
(12.7)
"Формула квартальной ставки дисконтирования"
где Егод - годовая ставка дисконтирования, %.
Чистый дисконтированный доход (NPV) определяется как разность между общей стоимостью будущих поступлений, дисконтированных с помощью соответствующей процентной ставки, и общей стоимостью дисконтированных затрат:
(12.8)
"Формула чистого дисконтированного дохода"
где Д(t) - доход от реализации проекта, полученный в t-ом периоде, тыс. руб.;
IC(t) - сумма капиталовложений по проекту в t-ом периоде, тыс. руб.;
t - соответствующий период реализации проекта;
Т - период, превышающий срок окупаемости на один год, кварталов.
Индекс инвестиций (IP) - отношение общей стоимости будущих поступлений, дисконтированных с помощью соответствующей процентной ставки, к общей стоимости дисконтированных затрат:
(12.9)
"Формула индекса инвестиций"
Дисконтированный срок окупаемости - это период (в кварталах, в годах), требуемый для возврата первоначальных инвестиционных расходов посредством дисконтированных поступлений от реализации проекта.
Срок окупаемости с учетом дисконтирования рассчитывается при условии выполнения равенства:
(12.10)
"Формула дисконтированного срока окупаемости"
Дисконтированный бюджетный эффект определяется путем дисконтирования объемов поступлений в бюджет по периодам.
В качестве годовой ставки рефинансирования рекомендуем воспользоваться ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на период, в котором проводится конкурс.
13. Анализ чувствительности и устойчивости проекта
Под чувствительностью проекта понимаются минимальные значения его показателей, при которых сохраняется эффективность проекта, а под устойчивостью - сохранение показателей эффективности проекта в различных ситуациях. Проект считается устойчивым, если при отклонении показателей проекта (объем продаж, текущие затраты, цена и т. д.) на 10 % в худшую сторону сохраняется условие NPV>0.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.