В целях предоставления жителям области, нуждающимся в улучшении жилищных условий, возможности приобретения жилых помещений, а также развития в регионе механизмов кредитования жилищного строительства, в том числе ипотечного, постановляю:
1. Утвердить Положение об организации ипотечного жилищного кредитования в Читинской области за счет бюджетных средств (прилагается).
2. Комитету экономики Администрации Читинской области (Т.И.Майзлингер) и Комитету по финансам Администрации Читинской области (Б.В.Аюшиев) предусматривать ежегодно, начиная с 2002 года, в областном бюджете средства на развитие ипотечного жилищного кредитования.
3. Поручить Комитету экономики Администрации Читинской области (Т.И.Майзлингер) разработать областную целевую программу "Создание системы ипотечного жилищного кредитования в Читинской области в 2003-2005 годах".
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований предусмотреть на 2002 и последующие годы выделение целевых средств на развитие ипотечного жилищного кредитования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области Т.И.Майзлингер.
6. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.
Глава Администрации (Губернатор) |
Р. Гениатулин |
Положение
об организации ипотечного жилищного кредитования
в Читинской области за счет бюджетных средств
(утв. постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области
от 18 апреля 2002 г. N 137)
Настоящее Положение подготовлено в соответствии с:
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в редакции от 11 февраля 2002 года);
- Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- основными направлениями нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 431 "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище";
- федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы;
- Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации".
Целью настоящего Положения является определение общего порядка предоставления займа населению на приобретение жилого помещения и порядка направления средств областного бюджета на развитие ипотечного жилищного кредитования.
1. Основные термины
1.1. Претенденты - физические лица (граждане), обратившиеся за получением займа на приобретение жилого помещения в Государственный фонд ипотечного жилищного кредитования Читинской области (далее - Фонд).
1.2. Заем - один из видов договора между Фондом и заемщиком или должником, в соответствии с которым заемщик или должник получает деньги либо готовое жилое помещение на условиях возвратности и платности.
1.3. Договор ипотеки жилого помещения - письменное соглашение между Фондом и заемщиком, на основании которого заемщик передает Фонду в залог (ипотеку) жилое помещение в обеспечение обязательств по договору целевого займа, нотариально удостоверенное и зарегистрированное в Регистрационной палате по регистрации недвижимого имущества и сделок с ним Читинской области.
1.4. Договор купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа - письменное соглашение между покупателем (далее - должник) и продавцом (исполнителем), по условиям которого продавец обязуется передать жилое помещение в собственность должнику с рассрочкой платежа по обусловленной цене на определенных условиях.
1.5. Поручитель - физическое или юридическое лицо, обязующееся отвечать перед Фондом за исполнение заемщиком или должником всех денежных обязательств, которые возникнут по договору целевого займа либо по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа.
1.6. Страхователь - заемщик или должник, заключивший договора страхования приобретаемого жилого помещения, жизни и здоровья со страховой компанией.
1.7. Продавцы жилья - физические или юридические лица, продающие жилые помещения, находящиеся в собственности или принадлежащие другим физическим и юридическим лицам (по их поручению).
1.8. Заказчики-застройщики - организации, уполномоченные органами исполнительной власти Читинской области на выполнение функций по распоряжению денежными средствами граждан и (или) юридических лиц, передаваемыми теми на финансирование строительства жилых помещений, с последующим предоставлением им жилых помещений в собственность.
2. Основные положения
2.1. Ипотечное жилищное кредитование в Читинской области финансируется за счет бюджетных средств.
2.2. Управление указанными средствами осуществляет Государственный фонд ипотечного жилищного кредитования Читинской области.
2.3. Ипотечное жилищное кредитование производится путем (приложение):
- выдачи ипотечных кредитов или займов для приобретения жилья физическими лицами на первичном и вторичном рынках;
- инвестирования бюджетных средств в строительство жилья с целью его дальнейшей продажи;
- приобретения и продажи жилья вторичного рынка в рассрочку.
2.4. Жилые помещения, построенные и купленные Фондом от имени Администрации за счет бюджетных средств области, поступают в собственность Читинской области.
2.5. Информация о сроках и месте приема заявлений для участия в ипотечном кредитовании доводится Фондом до сведения граждан.
2.6. Для подачи заявления предъявляется паспорт или документ, его заменяющий, справка, подтверждающая постановку на учет в списках нуждающихся на улучшение жилищных условий (при наличии), справка с места работы. Заявление (с обязательным указанием вида кредитования) регистрируется Фондом в журнале регистрации с присвоением порядкового номера. Порядковый номер не влияет на очередность заключения договоров в дальнейшем. Журнал регистрации заявлений должен быть прономерован, прошнурован и заверен печатью. Заявления хранятся в Фонде. Допускается подача гражданином только одного заявления.
2.7. Фонд не вправе отказывать в приеме заявления. Изменения в заявление не могут быть внесены, если оказывают существенное влияние на формирование списка Претендентов на предоставление одного из видов займа.
2.8. На основании анализа данных, указанных в заявлениях, Фондом формируется льготный и общий список Претендентов.
2.9. В льготный список включаются граждане, остро нуждающиеся в улучшении жилищных условий:
- не имеющие в собственности жилого помещения;
- проживающие в общежитиях или неблагоустроенных жилых помещениях;
- имеющие размер общей площади на одного человека в месте проживания не более 9 кв.м.
2.10. В общий список вносятся граждане, желающие улучшить свои жилищные условия.
2.11. Формирование льготного и общего списка Претендентов осуществляется на основании следующих критериев:
а) преимущественным правом приобретения жилья в рассрочку или получения займа пользуется Претендент.101, которому требуется меньший размер денежных средств, предоставляемых в заем. Расчет ведется с точностью до 5 тысяч рублей;
б) при равных условиях в соответствии с подпунктом "а" приоритет отдается Претенденту, который предлагает меньший срок окончания расчетов с Фондом;
в) при равных условиях в соответствии с подпунктами "а" и "б" настоящего Положения приоритет отдается Претенденту, имеющему наименьший размер общей площади на одного человека в месте проживания;
г) при прочих равных условиях приоритет отдается работникам бюджетной сферы.
2.12. Сформированный список Претендентов утверждается попечительским советом Фонда и направляется в Фонд для предоставления одного из видов займа в соответствии с требованиями и условиями настоящего Положения.
3.Порядок выдачи займа физическим лицам для приобретения жилья
на первичном и вторичном рынках
3.1. Заем предоставляется совершеннолетним гражданам Российской Федерации в возрасте до 60 лет, проживающим на территории Читинской области не менее трех лет и желающим улучшить свои жилищные условия.
3.2. Заем предоставляется сроком до 15 лет. Работникам бюджетных сфер займы могут выдаваться на срок до 25 лет.
3.3. Для выдачи займа формируется общий и льготный список Претендентов.
3.4. Льготный и общий список Претендентов на получение одного из видов займа обеспечивается в равных объемах средствами бюджета.
3.5. Претендент знакомится с настоящим Положением, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области.
3.6. Выдача займа предоставляется гражданам, предъявившим:
1) договор долевого участия в строительстве жилья с документом об оплате застройщику 50 % стоимости строящегося жилья;
2) договор долевого участия в строительстве жилья с документом об оплате заказчику-застройщику, уполномоченному органом исполнительной власти Читинской области в соответствии с пунктом 6.3 настоящего Положения;
3) договор купли-продажи жилья за счет заемных средств, зарегистрированный в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В договоре должно быть указано, что оплачено 50 % стоимости жилья и что жилье до полной оплаты находится в залоге у Фонда. До заключения договора Фонд выдает гражданину гарантийное письмо о выдаче займа;
4) полный пакет документов, подтверждающих кредитную историю (если ранее получал кредиты в кредитных учреждениях);
5) информацию о наличии денежных вкладов в банках;
6) справку о внесении квартирной платы и других обязательных платежей;
7) справку о совокупном денежном доходе семьи (основной заработок и прочие доходы);
8) документы о праве собственности на недвижимое и движимое имущество;
9) справку о ежемесячном доходе за последние 6 месяцев.
3.7. По требованию Фонда Претендент представляет дополнительный и недостающие сведения и документы, необходимые для заключения договоров на оформление займа, включая гарантии третьих лиц поручителей.
3.8. При установлении достоверности предоставленной информации и положительной оценке платежеспособности Фондом принимается окончательное решение об оформлении займа. Если в результате предварительного анализа документов будет установлено, что возможности Претендента не отвечают предъявленным требованиям и условиям настоящего Положения, рассмотрение заявления на оформление займа прекращается, а дело передается на хранение в архив Фонда.
3.9. Сроки рассмотрения представленных документов не должны превышать 1 месяца с момента их принятия Фондом. Решение о выделении займа доводится фондом до Претендента.
3.10. Все обязательные платежи по совершению сделок, регистрации права собственности, ее обременению, заключению договоров осуществляются за счет средств заемщиков и должников.
3.11. В процессе кредитования гражданам по согласованию с Фондом разрешается вносить в поданные заявления следующие изменения:
- замена заемщика или должника заявителем из числа ближайших родственников;
- уменьшение суммы заемных средств (если выданы не полностью);
- уменьшение срока возврата.
3.12. Выдача займа осуществляется путем перечисления денежных средств на счет заказчика-застройщика или продавца жилья, указанный в соответствующих договорах, согласно пункту 3.6 настоящего Положения.
3.13. В случае смерти заемщика или должника право участия в инвестировании строительства жилья и право его приобретения переходит к его наследнику. Переоформление договора производится на основании письменного заявления наследника и представления им соответствующих документов без взимания дополнительной платы.
3.14. Срок выплат займа определяется гражданином в заявлении и указывается в договоре займа.
3.15. Выплата основной суммы займа производится ежемесячно равными долями в течение всего срока пользования займом, начиная со второго месяца со дня оформления договора.
3.16. Размер процентной ставки за пользование займом составляет:
- беспроцентный заем для Претендентов в возрасте до 30 лет при условии возврата заемных средств по достижении ими 35 лет;
- 2/10 (две десятых) части годовой ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на момент предоставления займа, для Претендентов, имеющих непрерывный стаж работы в бюджетных учреждениях и организациях 10 лет и более;
- 4/10 (четыре десятых) части годовой ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на момент предоставления займа, для всех остальных Претендентов.
Размер процентной ставки остается неизменным до конца действия договорных отношений.
3.17. Размер займа и сроки возврата устанавливаются с учетом того, что размеры ежемесячного платежа заемщика либо должника в счет погашения займа не должны превышать 35 % совокупного (семейного) ежемесячного дохода по основному и дополнительному месту работы. В исключительных случаях по решению Фонда в совокупный доход может быть включен доход по основному и дополнительному месту работы поручителей.
3.18. Начисление соответствующих процентов, согласно пункту 3.15 настоящего Положения, производится ежемесячно, причем проценты начисляются на остаток непогашенной суммы займа с учетом срока фактического пользования, согласно графику платежей, являющемуся неотъемлемой частью договора.
3.19. По условиям договора заемщику или должнику предоставляется право досрочного погашения займа, в этом случае он имеет право увеличить сумму ежемесячного платежа в разовом порядке и неоднократно.
3.20. Для улучшения демографической ситуации в области, стимулирования рождаемости при рождении ребенка в семье заемщика или должника в возрасте до 30 лет сумма долга по займу уменьшается на 25 % на каждого родившегося, но не более чем на 50 % суммы составляющего долга на день рождения ребенка.
3.21. Фонд имеет право принимать от заемщика или должника в качестве оплаты по заключенным договорам имеющееся в их собственности жилое помещение для последующей реализации. Фонд принимает в порядке оплаты сдаваемое жилое помещение по оценочной стоимости, производит перерасчет по займу или долгу и вносит соответствующие изменения в договоры.
Занимаемое ранее жилое помещение, выступающее в качестве оплаты по заключенному договору, освобождается заемщиком или должником через 1 месяц после получения нового жилого помещения либо ранее по соглашению сторон.
3.22. Конкретная форма обеспечения возврата займа определяется по соглашению сторон.
3.23. Жилое помещение, передаваемое в залог (ипотеку), должно быть свободным от каких-либо ограничений (обременении), не должно быть заложено в обеспечение другого обязательства.
3.24. Приобретаемое за счет заемных средств жилое помещение должно использоваться заемщиком или должником для проживания.
3.25. Право собственности на приобретаемое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации в Регистрационной палате по регистрации недвижимого имущества и сделок с ним Читинской области.
3.26. Все платежи по договору займа перечисляются заемщиками либо должниками на счет Фонда.
4. Инвестирование бюджетных средств
в строительство жилья с целью его дальнейшей продажи
4.1. Заказчики-застройщики, имеющие лицензию, представляют в комитет экономики Администрации Читинской области и в Фонд для экспертизы:
- перечень жилых домов, находящихся в стадии строительства и проектирования с указанием наименования и месторасположения объекта;
- заверенную печатью копию бухгалтерских балансов и приложений к ним (с расшифровкой просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей) за предыдущий год и минувшие кварталы текущего года с отметкой налоговой инспекции;
- письменное согласие на регистрацию объекта незавершенного строительства в соответствующих органах;
- другие необходимые документы по требованию.
4.2. После проведения экспертизы Комитет экономики Администрации Читинской области совместно с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Читинской области совместно с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Читинской области определяют заказчиков-застройщиков, перечень объектов ипотечного жилищного кредитования.
4.3. Фонд, действуя от имени Администрации области, выступает в качестве инвестора строительства жилья на долевых началах.
4.4. После регистрации права государственной собственности на вновь возведенное жилье Фонд приступает к продаже жилья с рассрочкой платежа.
5. Приобретение готового жилья (жилья вторичного рынка)
с целью последующей продажи физическим лицам с рассрочкой платежа
5.1. Жилье, приобретаемое в государственную собственность в качестве расчетов по займу, может быть направлено по решению попечительского совета Фонду для последующей реализации физическим лицам с рассрочкой платежа.
5.2. После государственной регистрации прав государственной собственности на приобретенное жилье Фонд приступает к продаже жилья с рассрочкой платежа.
6. Продажа жилья в собственность гражданам с рассрочкой платежа
6.1. Продаже подлежат свободные, находящиеся в государственной собственности жилые помещения, приобретенные Фондом в процессе реализации программы жилищного ипотечного кредитования в Читинской области в соответствии с настоящим Положением.
6.2. Фонд может применять понижающие или повышающие коэффициенты при определении общей стоимости жилого помещения в диапазоне от 0,8 до 1,2 в новых многоэтажных домах, принадлежащих государству, исходя из месторасположения и этажности жилого помещения. Стоимость квадратного метра жилья определяется в рублях исходя из расчетной сметной стоимости конкретного объекта (жилого дома) на момент заключения договора и не может быть ниже сложившихся фактических затрат.
6.3. Заем (в виде готового жилого помещения) с рассрочкой платежа по договору купли-продажи предоставляется при условии оплаты первоначального взноса:
- не менее 10 % стоимости приобретаемого жилого помещения для Претендентов в возрасте до 30 лет;
- не менее 20 % стоимости приобретаемого жилого помещения для Претендентов, работающих в бюджетной сфере;
- не менее 30 % стоимости приобретаемого жилого помещения для всех остальных Претендентов.
6.4. Жилое помещение, продаваемое в рассрочку, находится в залоге до полной его оплаты (ст. 488 Гражданского кодекса Российской Федерации). Переход права собственности на приобретенное жилье к покупателю подлежит государственной регистрации независимо от полноты его оплаты.
6.5. Срок рассрочки, порядок и размер платежей указываются непосредственно в договоре купли-продажи. Этот срок не может превышать сроки, указанные в пункте 3.2 настоящего Положения.
6.6. По окончании расчетов по договору Фонд выдает физическому лицу документ о полном расчете, который является основанием для снятия залога.
7. Заключительные положения
7.1. Полученные средства (платежи по договорам) направляются Фондом на реинвестирование строительства жилья и на содержание Фонда, согласно смете, утвержденной попечительским советом.
7.2. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью Фонда, использованием целевых средств, соблюдением Фондом законодательства.
7.3. В целях организации ипотечного жилищного кредитования на территории муниципальных образований между Фондом и органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут заключаться договоры о совместном осуществлении ипотечного жилищного кредитования.
7.4. Споры, возникающие при исполнении договоров, заключаемых Фондом с физическими либо с юридическими лицами, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.
Приложение
к Положению об организации ипотечного
жилищного кредитования в Читинской
области за счет бюджетных средств
См. данную схему в редакторе MS-Word
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 18 апреля 2002 г. N 137 "Об утверждении Положения об организации ипотечного жилищного кредитования в Читинской области за счет бюджетных и иных средств"
Текст постановления опубликован в Еженедельной газете "Азия-Экспресс" от 25 апреля 2002 г., N 17
Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 мая 2010 г. N 183 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Читинской области от 24 апреля 2006 г. N 112-А/п
Постановление Администрации Читинской области от 11 октября 2005 г. N 248-А/п
Постановление Администрации Читинской области от 25 мая 2004 г. N 106-А/п
Постановление Администрации Читинской области от 6 мая 2003 г. N 125-А/п
Постановление Администрации Читинской области от 12 июля 2002 г. N 107-А/п