На основании ст. 14 Регламента Читинской городской Думы Читинская городская Дума решила:
1. Отчет о работе городской Думы за период с 01.02.2003 г. по 01.02.2004. г. утвердить.
2. Опубликовать текст отчета в газете "Читинское обозрение".
Председатель городской Думы |
В.И.Жуков |
Отчет
о работе Читинской городской Думы
с 1 февраля 2003 г. по 1 февраля 2004 г.
(утв. решением Читинской городской Думы от 25 марта 2004 г.)
Третий год работы Читинской городской Думы третьего созыва был подчинен задаче закрепления и развития позитивных изменений, достигнутых в 2001-2002 годах.
Главная цель - сделать проживание читинцев в нашем городе более комфортным, а сам город привлекательным для инвесторов и для гостей. Это остается предметом постоянной заботы депутатского корпуса и Администрации города. Безусловно, в решении достаточно амбициозных задач, поставленных городской Думой и Администрацией города важнейшая роль отводилась городскому бюджету. На 2003 год бюджет г.Читы был сформирован с дефицитом в 142,6 млн. рублей. Весьма значительным событием было утверждение расходов бюджета в объеме 2-х миллиардов 105 млн. рублей. Но и эта задача была успешно выполнена.
Доходы городского бюджета в 2003 году составили 2360713 тыс. рублей и увеличились к уровню 2002 года на 20,3%. Прирост же поступлений собственных доходов к уровню 2002 года составил 24,3% - в физическом выражении этот прирост составил 324 миллиона 756 тысяч рублей. С первого дня своей работы городская Дума ставила перед Администрацией города и распорядителями кредитов задачу по привлечению в бюджет города доходов от оказания платных услуг. И в 2003 году существенно увеличилось фактическое поступление в бюджет от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. По итогам 2003 года в бюджет поступило 75628 тыс. рублей, что на 33717 тыс. руб. больше, чем в 2002 году.
Только с целью перераспределения дополнительных доходов бюджета 2003 года городской Думой по представлению главы Администрации г.Читы принято 18 решений о внесении изменений и дополнений в бюджет города Читы.
Вся деятельность городской Думы в отчетном периоде обеспечивалась работой ее структурных подразделений и рабочих органов.
В области финансово-экономических отношений нормотворческая деятельность городской Думы направлялась на оптимизацию доходов и расходов бюджета города.
Основной целью, достижению которой была подчинена работа постоянной планово-бюджетной комиссии в 2003 году, являлась правотворческая деятельность в области финансово-экономических отношений, направленная на оптимизацию доходов и расходов города.
Исходя из этой цели, планово-бюджетной комиссией решались следующие задачи:
В бюджетных отношениях - принятие реального бюджета, повышение уровня собственных доходов бюджета города за счет повышения эффективности использования муниципальной собственности, оптимизация расходов бюджета города, применение программно-целевого метода финансирования капитальных вложений, защита интересов муниципального образования в межбюджетных отношениях с Читинской областью.
В рамках работы над бюджетом города Читы на 2003 год постоянная планово-бюджетная комиссия рассматривала на своих заседаниях базовые показатели социально-экономического развития города, неоднократно заслушивала информации комитета по финансам и комитета экономики, торговли и внешнеэкономических связей Администрации города о работе составлению проекта бюджета города.
По проблемным вопросам формирования доходной и расходной частей проекта бюджета на 2003 год планово-бюджетной комиссией был проведены депутатские слушания, определившие основные задачи:
- в налоговых отношениях - повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков при исполнении налоговых обязательств, сокращение недоимок в бюджет,
- в инвестиционных отношениях - стимулирование инвестиционной деятельности на территории города Читы посредством предоставлена налоговых льгот, бюджетных кредитов, прямого участия города в инвестиционной деятельности;
В соответствии с этим в 2003 году освобождены от арендной платы за земли, в части зачисляемой в бюджет города: ООО "Спортивный клуб Забайкалец-Энергия", Читинская и Забайкальская Епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат), ОАО "Машзавод", МУП "Читинское Троллейбусное управление".
Свято-Иннокентиевскому православному приходу предоставлена льгота по арендной плате за объект муниципальной собственности.
В рамках Положения "О порядке проведения конкурса инвестиционных проектов и программ для размещения на конкурсной основе средств бюджета города", которое определяет порядок проведения конкурса инвестиционных проектов и программ, представляемых инвесторами на территории города Читы и финансируемых на возвратной и срочной основе в форме бюджетного кредита, решением ЧГД N 190 от 13.11.2003 г. ООО "Мир" предоставлен бюджетный кредит в сумме 56 млн. руб. для реализации инвестиционного проекта "Производство керамического кирпича и керамических блоков по современным технологиям в Читинской области". Реализация данного проекта позволит не только создать дополнительные рабочие места, но и удовлетворить потребности строительного сектора города, Читинской области и составит конкуренцию поставщикам керамической продукции соседних регионов, а также восстановить позиции Читинской области на рынке керамических строительных материалов.
По рекомендациям планово-бюджетной комиссии Читинской городской Думы было рассмотрено и принято 82 решения правового и нормативно-правового характера, из них 40 проектов разработано и внесено самой комиссией. К числу наиболее востребованных следует отнести принятое 17.06.2003 г. Положение "О муниципальных контрактах и муниципальном заказе в городе Чите" Положение устанавливает правовые и экономические принципы формирования и исполнения муниципального заказа и порядок заключения контрактов. В соответствии с принятым Положением Думой ежегодно утверждается перечень муниципальных заказчиков и проводятся конкурсы по размещению муниципальных заказов. Уже в 2003 году было заключено 222 муниципальных контракта на сумму 331,5 млн. рублей.
Соответственно осуществлялся контроль за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета города и целевых бюджетных фондов самостоятельно комиссией и совместно с Контрольно-счетной палатой г.Читы.
В рамках контрольной деятельности постоянная планово-бюджетная комиссия рассматривала отчеты Администрации об исполнении муниципальных целевых программ, о ходе исполнения решений Читинской городской Думы о предоставлении налоговых льгот, консервации основных средств предприятий, об исполнении программ социально-экономического развития города, отчеты об исполнении бюджета города.
В соответствии с требованиями гражданского и бюджетного кодексов Российской Федерации и Положением "О бюджетном процессе в городе Чите"" в октябре 2003 г. принято городской Думой Положение "О порядке и условиях предоставления муниципальных гарантий в городе Чите", устанавливающее условия и порядок предоставления муниципальных гарантий, а также порядок исполнения обязательств по муниципальным гарантиям.
Основными целями предоставления муниципальных гарантий являются: стимулирование инвестиционной активности и привлечение дополнительных средств для решения задач социально-экономического развития города, развитие его производственного потенциала.
По инициативе планово-бюджетной комиссии:
- решением Читинской городской Думы N 97 от 24.04.2003 г. внесены изменения в дополнения в Положение "О порядке разработки и составе показателей прогноза социально-экономического развития города Читы", принятого решением Читинской городской Думы N 369 от 27.12.2001 г.;
Наряду с планово-бюджетной комиссией над проблемой нормативного обеспечения доходной базы городского бюджета, ее расширения работают и другие постоянные комиссии городской Думы.
Так, комиссией муниципальной собственности, развития малого и среднего бизнеса совместно с Администрацией города разработает Положение "О проведении торгов по продаже права аренды на объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности города Читы". Принятое Думой Положение направлено на повышение эффективности использования муниципального имущества и пополнение бюджета г.Читы путем продажи с торгов права аренды нежилых зданий, строений, сооружений и помещений, являющихся муниципальной собственностью города Читы.
В соответствии с принятым Положением, были внесены изменения в действующее Положение "О порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности в г.Чите и оформлении договоров аренды", которыми определены условия и порядок заключения комитетом по управлению имуществом договоров аренды на объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности путем проведения торгов. Комитету дано право предоставлять Арендатору льготу в виде частичного освобождения от уплаты аренды на период составления проектно-сметной документации и нормативного срока проведения работ по капитальному ремонту, если договором аренды обязанность по проведению капитального ремонта муниципальной собственности возложена на Арендатора.
В соответствии с действующим Положением "О порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности в г.Чите и оформлении договоров аренды" было принято решение Читинской городской Думы N 148 от 26.06.2003 г. "О даче согласия Администрации города на заключение договора аренды на здание кинотеатра "Забайкалец" с ООО "Фобус" на длительный срок", которым предоставлена аренда сроком на 15 лет. На сегодняшний день арендатором проведена работа по восстановлению муниципальной собственности, открыт и действует кинотеатр "Центавр".
В связи с тем, что в бюджете города не достает денежных средств на ремонт муниципальной собственности в необходимых объемах, городской Думой было принято Положение "О целевом бюджетном фонде на приобретение, восстановление и содержание объектов муниципальной собственности в г.Чите" и была утверждена смета доходов и расходов данного фонда на 2003 год в сумме 1729 тыс. руб.
Целевой фонд образуется в составе бюджета г.Читы для дополнительного финансирования расходов на приобретение имущества в муниципальную собственность, восстановление и содержание объектов муниципальной собственности г.Читы. Принятие данного Положения позволило в течение отчетного периода, решениями городской Думы, произвести компенсацию денежных средств, затраченных на проведение капитального ремонта арендуемых муниципальных помещений шести арендаторам на сумму 460 964 рублей. Компенсацию получили: ООО "Фортуна сервис"; Государственное стационарное учреждение социального обеспечения "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда"; Читинская областная общественная организация "Сетокан каратэ-до интернейшнл"; ЧП Кулешова; ЧП Гришина; ЧП Вейсман.
Городской Думой было принято Положение "О приватизации муниципального имущества". Принятие данного Положения было необходимо для реализации принципов единой государственной политики в сфере приватизации, планирования приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, упорядочения принятия решения по условиям приватизации и способах приватизации. Появились новые способы приватизации: продажа муниципального имущества на аукционе, продажа муниципального имущества посредством публичного предложения, продажа муниципального имущества без объявления цены, продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления, продажа муниципального имущества на конкурсе. Данное Положение позволяет более эффективно использовать муниципальную собственность, уменьшает бюджетные затраты на восстановление аварийных объектов, позволяет привлечь инвестиции для развития города.
В соответствии с Положением "О приватизации муниципального имущества" был разработан и решением Читинской городской Думы N 23 от 20.01.2003. г. принят прогнозный план приватизации муниципального имущества в г.Чите на 2003 год, которым планировалось осуществить продажу 17 объектов муниципальной собственности на сумму 14 млн. руб. В ходе реализации этого решения за 2003 год было продано 8 объектов на общую сумму более пяти миллионов рублей и земельных участков на сумму 419 272 рубля.
В прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2004 год внесено 4 объекта и пакет акций ОАО, находящихся в муниципальной собственности (ОАО "Аптека N 117, ОАО "Оптика"). По предложению депутатов постоянной комиссии в прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2004 год впервые включен объект незавершенного строительства (здание детского сада N 71 в пос. КСК).
Также, городской Думой принято Положение "О предоставлении земельных участков в аренду на территории города Читы", которое регулирует отношения по предоставлению земельных участков, расположенных в границах городской черты и находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении органов местного самоуправления.
По инициативе постоянной комиссии муниципальной собственности, развития малого и среднего бизнеса Думой рассмотрена информация комитета по управлению имуществом Администрации города по использованию муниципальных земель на территории города.
Депутаты городской Думы отметили, что комитетом по управлению имуществом Администрации города ведется активная работа по сбору арендных платежей, в результате которой в доходную часть бюджета города в 2003 году поступило 57,2 млн. руб. Начата работа по разграничению государственных земель, вместе с тем были высказаны рекомендации Администрации города ускорить работу по подготовке и направлению в территориальный орган Министерства имущественных отношений РФ сведений о земельных участках для внесения их в перечни земельных участков, на которые у муниципального образования "город Чита" возникает право собственности и активизировать работу по продаже права аренды земельных участков на торгах.
Постоянная комиссия муниципальной собственности, развития малого и среднего бизнеса совместно с постоянной планово-бюджетной комиссией и Контрольно-счетной палатой рассмотрели вопрос "Об использовании муниципальной собственности учреждениями образования г.Читы".
Данный вопрос был внесен для рассмотрения на заседание городской Думы, где было отмечено, что ряд договоров аренды на объекты муниципальной собственности, находящиеся в оперативном управлении, учреждений образования г.Читы заключены с нарушениями и не отвечают требованиям Положения "О порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности в г.Чите и оформления договоров аренды". Депутаты городской Думы рекомендовали Администрации города произвести ревизию договоров передачи в оперативное управление муниципальным учреждениям муниципального имущества и усилить контроль за своевременностью заключения договоров аренды. Эти рекомендации были учтены при формировании бюджета города Читы на 2004 год. Поступившие средства от арендных платежей будут направляться на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника финансирования на содержание и развитие материально-технической базы.
Депутатами постоянной комиссии муниципальной собственности, развития малого и среднего бизнеса, совместно с Комитетом по управлению имуществом Администрации города в течение отчетного года проводилась большая работа по экономическому зонированию территории города. Результатом этой работы стали депутатские слушания на тему: "Схема экономического зонирования территории г.Читы и ставки земельного налога". Данная схема предусматривает дифференцированный подход к установлению ставок земельного налога и расчету арендной платы за землю.
Депутаты городской Думы одобрили представленную Администрацией города схему и предложили Администрации подготовить и внести на рассмотрение городской Думы схему экономического зонирования территории г.Читы и ставки земельного налога, а также разработать в новой редакции Положение "О порядке определения размера арендной платы за землю в г.Чите". Окончательно этот вопрос будет решен после завершения Администрацией города работы над проектом Положения "О порядке определения размера арендной платы за землю в г.Чите".
В прошедшем году Администрацией города была сохранена практика приоритетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Эта приоритетность поддерживалась городской Думой как и подкрепление жилищно-коммунального хозяйства за счет сверхплановых доходов бюджета. Объем финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства из бюджета города возрос на 14% и составил 445,2 млн. руб. Дополнительные средства бюджета направлены на проведение капитального ремонта объектов, что позволило отремонтировать 131 объект. В городе начат процесс благоустройства дворовых территорий. В прошедшем году установлена 101 детская площадка. До 75,3 млн. рублей возрос объем средств, направленных на благоустройство города.
Утвержденная городской Думой адресная инвестиционная программа была увеличена за счет сверхплановых поступлений в несколько раз. Объемы финансирования составили 240,8 млн. руб., в том числе 233,8 млн. руб. за счет средств бюджета города.
В ходе реализации программы проведена реконструкция общежитий на КСК, построен очередной жилой дом для ветеранов, проведены реконструкции жилого дома по ул. Ползунова, 28, и школы N 29, восстановлено административное здание по ул. Бутина, 39, проведены работы по подключению к теплоцентрали жилого массива в районе института железнодорожного транспорта, введено в действие новое оборудование на очистных сооружениях, выполнены благоустроительные работы по ул. Бутина, площади им. В.И.Ленина и привокзальной площади.
В решении вопросов позитивного изменения облика нашего города внесли свою лепту и депутаты Читинской городской Думы. Принятые городской Думой Правила благоустройства и санитарного содержания города Читы не только систематизировали требования, предъявляемые к содержанию города, но и определили круг лиц, ответственных за их исполнение. При подготовке Правил постоянная комиссия градостроительства и реформы жилищно-коммунального хозяйства привлекла к процессу подготовки Правил широкий круг их будущих правоприменителей. Это способствовало востребованности документа. Практическая ценность Правил значительно возрастет после того как в полной мере заработает принятое городской Думой Положение "Об административной комиссии в городе Чите".
Для защиты интересов горожан Думой было принято решение "О согласовании сроков проведения ремонтных и профилактических работ по обслуживанию муниципального жилого фонда, выполняемых за счет платы населения за жилищно-коммунальные услуги". Этот документ защищает население от возможных поборов со стороны работников эксплуатационных предприятий за проведенные работы по заявкам и четко определяет сроки проведения работы.
Разработанные комиссией и принятые Думой Правила "О содержании муниципальных мест захоронения в муниципальном образовании "Город Чита" позволяет снять многие вопросы, которые есть сегодня у горожан и по содержанию кладбищ, и по оказанию ритуальных услуг. Для этого Администрации города поручено сформировать реестр муниципальных кладбищ и разработать мероприятия по их обустройству и содержанию.
Впервые за последние 10 лет городская Дума, ее постоянная комиссия вернулись к вопросам корректировки генерального плана застройки города Читы. Совместно с Администрацией города была выработана концепция плана и выдано задание ФГПУ НИПИ Урбанистики г.Санкт-Петербурга по его разработке. В то же время, Читинской городской Думой были разработаны и приняты Правила землепользования и застройки города Читы (общая часть). Принятие данных Правил позволяет регулировать вопросы застройки на территории города. В 2004 году будет разработана вторая часть вышеназванных Правил и подготовлено к утверждению Положение "О составе, порядке разработки, и принятии проекта генерального плана застройки г.Читы". Следует отметить, что в данной работе активное участие принимают члены временной комиссии Читинской городской Думы по формированию правовой базы градостроительства.
Предметом особого контроля со стороны постоянной комиссии были вопросы деятельности жилищно-коммунального хозяйства как отрасли, в которой происходят процессы реформирования. В этой части было важно отслеживать, как идет перевод этой отрасли на рыночно-экономические отношения, насколько все преобразования дают практический эффект, отвечающий требованиям горожан. Депутаты постоянной комиссии систематически через средства массовой информации разъясняли суть преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве, информировали горожан о состоянии дел в этой сфере. Был объявлен конкурс среди журналистов города на лучшее освещение средствами массовой информации темы "ЖКХ города Читы: проблемы и развитие".
В 2003 году депутатами комиссии постоянно отслеживалась деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства, которые сформировались в ходе структурных преобразований в этой отрасли. Происходило становление таких предприятий как МУП "Служба заказчика", "ЕКРЦ", районных эксплуатационных предприятий (РЭП) "Центральный", "Ингодинский", "Железнодорожный", "Кадалинский". К сожалению, между МУП "Служба заказчика" и РЭПами пока не сложились рыночные взаимоотношения по принципу "Заказчик - подрядчик". И качество управления жилищным фондом и его содержание вызывают нарекания со стороны горожан. Не в полной мере с населением работают и МУП "ЕКРЦ", так сбор с населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги составляет только 60%. Ряд руководителей структурных подразделений жилищно-коммунального хозяйства не готовы к реализации рыночных отношений в этой отрасли, поэтому слабо развивается реальный рынок услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Одним из элементов реформирования жилищно-коммунального хозяйства является тарифная политика и ее экономическое обоснование. Поэтому, депутатами постоянной комиссии было разработано и представлено на утверждение Думы Положение "О порядке рассмотрения, согласования и утверждения тарифов на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и авто-электротранспорта города Читы". Принятое Положение упорядочило процедуру экономического обоснования изменения тарифов на услуги муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и авто электротранспорта. А рассмотрение Думой информации Администрации города Читы об эффективности повышения тарифа на услуги жилищно-коммунального хозяйства позволило сформировать основные требования к тарифной политике в городе Чите.
Под контролем депутатов находились вопросы социальной защиты населения в ходе реформы ЖКХ, прежде всего путем дифференциации доли платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в зависимости от величины дохода семьи. Так, в 2003 году 26 тысяч семей обратились за жилищными субсидиями, было начислено и оформлено на 106 млн. рублей субсидий. Субсидии не только облегчают положение горожан, но и являются важным источником финансирования жилищно-коммунального хозяйства.
Важная роль в финансировании ЖКХ принадлежит муниципальным целевым программам. Под постоянным контролем городской Думы вопросы исполнения таких программ, как "Уличное освещение города Читы на 2003-2005 гг.", "Обеспечение населения города Читы питьевой водой на 2003-2011 гг.", "Комплексное благоустройство города Читы как областного центра на 2003-2005 гг.", Адресная инвестиционная программа на 2003 год, "Усиление пожарной безопасности объектов жилищного и нежилого фонда города Читы на 2003-2005 гг.".
К сожалению, в 2003 году принятая ранее программа "Реформирование и модернизация ЖКХ города Читы на 2002-2005 годы" была приостановлена ввиду отсутствия источников ее финансирования.
По инициативе постоянной комиссии градостроительства и реформы ЖКХ на заседаниях Думы рассматривалось фактическое состояние работы: по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в городе Чите; по обеспечению города услугами связи; обеспечению населения дровами и углем; предоставлению населению города бытовых услуг.
На заседании Читинской городской Думы был рассмотрен вопрос о ходе выполнения решения городской Думы "О Правилах организации транспортного обслуживания населения на маршрутной сети и дополнительных маршрутах в городе Чите" и Положения "О конкурсе на право выполнения общественных пассажирских перевозок на маршрутной сети по договорам социального и общего муниципального заказа". Впервые в городе на конкурсной основе для исполнения муниципального заказа были привлечены частные предприниматели, оказывающие транспортные услуги. Реализовано предложение депутатов постоянной комиссии по созданию ОДО "Читаспецавто" с контрольным пакетом акций города, что позволит создавать рыночную конкуренцию, сдерживать цены на провоз пассажиров. Для формирования уставного капитала общества было приобретено 4 автобуса. В настоящее время на маршрутной сети работает 550 микроавтобусов и 63 больших автобуса. На сегодня в городе существует около 40 маршрутов. Тем не менее, в этой отрасли много нерешенных проблем. Не были осуществлены разработки по созданию единой диспетчерской службы, которая призвана регулировать исполнение договоров между Администрацией города и перевозчиками. До сих пор не решен вопрос планомерной доставки пассажиров в часы "пик".
Остроту транспортного вопроса в городе снимает "Читинское троллейбусное управление". В прошедшем году усилиями городского и областного бюджетов для него приобретено 10 троллейбусов, но проблемы развития этого предприятия требуют глубокого анализа и комплексного подхода.
Предметом особого внимания депутатов были вопросы готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону 2003-2004гг. На заседании Читинской городской Думы о состоянии дел докладывали заместитель главы Администрации города по жилищно-коммунальному хозяйству В.А.Партин и директор ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 В.Г.Алферов. В ходе обсуждения данных вопросов депутатами были выработаны рекомендации для Администрации города Читы.
Основные усилия депутатов в сфере градостроительства и реформы ЖКХ были направлены на формирование нормативно-правовых документов, обеспечивающих практическую деятельность исполнительной структуры с целью дальнейшего развития городского хозяйства.
Наряду с уже перечисленными правовыми актами, принятыми городской Думой, депутаты постоянной комиссии градостроительства и реформы ЖКХ приняли активное участие в разработке проектов Законов Читинской области "Об административных комиссиях в Читинской области" и "Об административной ответственности за правонарушения в сфере посягательства на права граждан, нарушение правил благоустройства городов и поселков на территории Читинской области".
По предложению комиссии городская Дума в качестве законодательной инициативы подготовила проект закона Читинской области "О муниципальных общежитиях в Читинской области".
Комиссией за период с 01.02.2003 по 01.02.2004 было рассмотрено 128 вопросов на заседаниях и рабочих совещаниях. За этот период в адрес комиссии поступило письменных и устных обращений около 200, по вопросам ЖКХ - более 100 обращений, 22 по вопросам улучшения жилищных условий, около 40 заявлений по вопросам работы общественного транспорта, 15 по вопросам градостроительства.
В качестве одного из наиболее эффективных инструментов роста бюджетной обеспеченности, хорошо зарекомендовавших себя за два предыдущие года, стали муниципальные целевые программы. В 2003 году количество реализуемых в городе программ увеличилось до 17 (включая адресную инвестиционную программу). На финансирование мероприятий, предусмотренных муниципальными целевыми программами, направлено более 380 млн. рублей. Причем, почти каждый пятый рубль на реализацию городских программ составили привлеченные средства:
средства бюджета области - в объеме 23 млн. рублей
средства бюджета Российской Федерации - 32, 4 млн. рублей и 16,6 млн. рублей из внебюджетных источников.
К уже упоминавшемуся перечню объектов, профинансированных в рамках инвестиционной программы, необходимо отметить важный вклад целевых программ в развитие жилищно-коммунального хозяйства города.
Основными задачами работы постоянной комиссии по социальным вопросам и развитию местного самоуправления за истекший период были: повышение бюджетной обеспеченности отраслей социальной сферы, совершенствование нормативно-правовой базы, осуществление депутатского контроля за развитием социальной сферы жизни г.Читы. Постоянной комиссией проведено 29 заседаний, в том числе выездные, и совместно с другими постоянными комиссиями, на которых было рассмотрено 173 вопроса. За истекший период на рассмотрение Читинской городской Думы было вынесено 62 проекта решений, из которых 31 проект решения подготовлен комиссией самостоятельно либо рассматривался в предлагаемой ею редакции, 31 проект внесен Администрацией г.Читы. Из общего числа внесенных на рассмотрение городской Думы проектов 38 решений носят нормативный характер.
В результате работы постоянной комиссии по проекту бюджета г.Читы, а так же внесению соответствующих изменений и дополнений в муниципальные целевые программы была увеличена бюджетная обеспеченность городского образования, здравоохранения, культуры и молодежной политики. Всего в сфере деятельности постоянной комиссии относятся 11 муниципальных целевых программ. В результате работы членов комиссии со структурными подразделениями Администрации города в бюджете 2003 г. по сравнению с 2002 г. заметно вырос объем финансирования целого ряда программ: "Развитие образования на 2002-2005 гг.", "Развитие культуры г.Читы на 2002-2005 гг.", "Развитие физкультуры и спорта в г.Чите на 2003-2005 гг.", "Усиление борьбы с преступностью и профилактика правонарушений в г.Чите на 2003-2005 гг.", а так же финансирование блока муниципальных программ по развитию здравоохранения: "Развитие здравоохранения г.Читы на 2003-2005 гг.", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в г.Чите на 2003-2005 гг.", "Эндохирургия на 2003-2004 гг.". Эта же тенденция сохраняется в бюджете 2004 г. За истекший период только на выполнение четырех программ, реализуемых медицинскими учреждениями города, было направлено 9,2 млн. рублей из городского бюджета. Благодаря муниципальным программам в городе успешно работают школы для больных сахарным диабетом, на базе поликлиники Центрального района открыта школа лечения артериальной гипертонии, открыта поликлиника в п.Аэропорт, расширяется внедрение эндохирургического метода лечения. Многое удалось сделать для оснащении городского здравоохранения медицинским оборудованием. За счет всех источников финансирования в 2003 году приобретено оборудования на сумму 44,8 млн. рублей.
Постоянной комиссией установлены хорошие рабочие отношения с руководителями органов управления социальной сферы города. На своих заседаниях члены комиссии рассматривали отчеты и информацию должностных лиц Администрации города по направлениям их деятельности, о текущем финансировании, исполнении и корректировке муниципальных целевых программ, высказывали принципиальные предложения по сохранению ранее утвержденных показателей и направлений. По предложению комиссии городской Думой было рассмотрено 16 проектов решений по корректировке муниципальных программ социальной сферы.
В деятельности комиссии продолжена практика выездных заседания в учреждениях культуры. В истекшем году выездные заседания комиссии прошли в культурно-досуговом центре "Родина" (совместно с комиссией по муниципальной собственности, развития малого и среднего бизнеса, комиссией градостроительства и реформы ЖКХ), и в клубе п.Аэропорт, по результатам которых были выделены дополнительные средства на ремонт КДЦ "Родина", а клуб был передан в муниципальную собственность и таким образом, было сохранено единственное в поселке учреждение культуры.
Постоянной комиссией были проведены депутатские слушания по теме "Борьба с наркоманией в городе Чите", рекомендации которых были учтены в решениях III Съезда межрегиональной организации "Сибирский народный Собор", состоявшегося в г.Чите в октябре месяце. В слушаниях наряду с депутатами приняли участие должностные лица Администрации города, специалисты службы госнаркоконтроля, областного наркологического диспансера, государственной медицинской Академии, средств массовой информации и общественных объединений. В принятых на депутатских слушаниях рекомендациях подчеркивается приоритет профилактической работы, высказаны рекомендации Администрации города подготовить проект муниципальной целевой программы по профилактике правонарушений и борьбе с наркоманией в г.Чите, подготовка данной программы включена в план работы городской Думы на 2004 г.
В течение всего года члены комиссии принципиально отстаивали свои позиции по исполнению Законов Российской Федерации "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов", о полной и своевременной выплате опекунских пособий и погашении задолженности, что принесло свои практические результаты. Своевременно и в полном объеме выплачиваются опекунские пособия, погашена многолетняя задолженность, улучшено лекарственное и медицинское обслуживание ветеранов и инвалидов, сдан в эксплуатацию жилой дом для ветеранов войны.
С целью повышения уровня квалификации и профессионализма, роста творческой активности муниципальных служащих г.Читы постоянной комиссией было разработано и принято городской Думой Положение "О порядке формирования квалификационной комиссии и проведении квалификационного экзамена муниципального служащего города Читы". В целях реализации Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" постоянной комиссией было подготовлено и принято в первом чтении Положение "Об избирательной комиссии муниципального образования "город Чита".
По результатам рассмотрения на комиссии, на основании Положения "О наградах и поощрениях города Читы" городскими наградами и поощрениями были отмечены: строитель В.П. Зыков; врачи Е.Н. Бурдинский, И.Д. Лиханов, ветеран Вооруженных сил, летчик А.З.Бойко, генеральный директор АО "Читаглавснаб" В.И.Потапов. Более ста жителей города были награждены Почетными грамотами, 38 горожан - Благодарственным письмом Читинской городской Думы. Комиссией было подготовлено и принято городской Думой решение о ходатайстве о присвоении Читинскому горному техникуму имени академика М.И.Агошкова. Постоянной комиссией так же было внесено и принято городской Думой Положение "Об утверждении описания и изображения нагрудного знака "Почетный гражданин г.Читы".
В целях активизации усиления взаимодействия органов городского самоуправления и общественных организаций города, поддержки социальных проектов и программ, комиссией было разработано и принято городской Думой Положение "О муниципальном гранте муниципального образования "город Чита", что позволило заложить в бюджете города на 2004 г. сумму в 300 тыс. рублей на выделение муниципальных грантов общественным объединениям, выполняющим социально полезные функции в нашем городе. Депутатами комиссии ведется работа по взаимодействию с общественными организациями и объединениями, такими как "Забайкальский центр общественного развития", "Сибирский центр поддержки гражданских инициатив", "Экологический центр "Даурия", центр по лечению наркозависимых "Спасательный Круг", "Красный крест", и др.
Депутаты комиссии участвовали в работе III Съезда межрегиональной организации "Сибирский народный Собор" (г.Чита) по теме "Борьба с наркоманией, алкоголизмом и беспризорностью", в работе IV Съезда "Сибирского народного Собора" в г.Красноярске по проблемам развития образования и молодежной политики. Члены постоянной комиссии активно работают в составе всех комиссий Администрации города по направлениям социальной сферы (по делам несовершеннолетних, по кредитованию, по муниципальному гранту, по городской символике, по наградам, по проведению тендеров для образования, здравоохранения, культуры и т.д.)
Всего за отчетный период Читинской городской Думой было принято 226 правовых актов, из них 79 имеют нормативный характер. 50 проектов были подготовлены юридической службой, согласованы с постоянными комиссиями, внесены на рассмотрение Читинской городской Думы и в большинстве приняты. Юридической службой подготовлено 198 заключений на проекты правовых актов и других документов, поступивших в службу с поручением об этом Председателя городской Думы, его заместителя, а также постоянных комиссий. При этом на 90 проектов правовых актов, поступивших в городскую Думу, в заключениях было отмечено, что проект, либо его отдельные положения имеют недостатки, противоречат законодательству и должны быть приведены в соответствие с ним.
Субъектами правотворческой инициативы, с учетом заключений юридической службы о несоответствии проекта правового акта, либо его конкретной нормы законодательству, 9 было снято с рассмотрения городской Думы, 15 отозвано, 38 возвращены на доработку для устранения недостатков. По значительной части из них постоянными комиссиями и юридической службой были подготовлены альтернативные проекты.
За этот же период времени в городскую Думу поступило 12 протестов органов прокуратуры Читинской области на правовые акты городской Думы, которые, по мнению прокурора, противоречили действующему законодательству. Из них, два прокурором Центрального района города Читы были сняты с рассмотрения. Основаниями для принятия прокурором этого решения явились заключения юридической службы на эти протесты. Остальные рассмотрены городской Думой в установленные законом сроки. Из них 6 удовлетворено, 4 отклонено. Только по двум отклоненным протестам прокурор обратился с заявлениями в суд, по одному из которых судом дело прекращено, а другое находится в стадии рассмотрения.
Аппаратом городской Думы организационно и документально было обеспечено проведение 25 заседаний городской Думы и 36 заседаний ее Совета, на которых рассматривалось соответственно 271 и 142 вопроса. Из 1428 документов, поступивших в Думу - 398 обращения граждан и предприятий по вопросам жизнеобеспеченности города. В них поднимаются проблемы тепла и водоснабжения, обслуживания инженерных сетей, содержания подъездов, придомовых территорий, проблемы проведения капитальных ремонтов жилых домов. В отличие от прошлых лет резко сократилось количество обращений по выплате заработной платы и детских пособий, начислению субсидий. В обращениях граждан остро поднимаются проблемы градостроительства и благоустройства, растет тревога за состояние дел по борьбе с преступностью и пьянством, наркоманией, незаконным распространением алкогольной продукции.
Заметно усилился интерес предприятий и организаций города к нормотворческой деятельности городской Думы. Наряду с предложениями о совершенствовании градостроительных отношений, улучшения деятельности в тех или иных сферах, поступают предложения и к конкретным обсуждаемым в Думе проектам. Так, поступило 7 обращений и предложений к Положению "О схеме экономического зонирования территории г.Читы и ставок земельного налога". Все они тщательно изучаются и используются в работе над нормативными актами.
Необходимо отметить, что депутаты всех постоянных комиссий являются членами различных общественных комиссий, советов и комитетов, работающих при Администрации города и попечительских Советов города и области по образованию, выплате опекунских пособий.
Ярким примером сотрудничества городской Думы с общественными организациями является заключение соглашения о сотрудничестве с Федерацией профсоюзов Читинской области, в соответствии с которым городская Дума постоянно информирует Федерацию профсоюзов о подготовке и предстоящем рассмотрении решений Думы, целевых программ социально-экономического развития города. Городская Дума рассматривает предложения Федерации профсоюзов Читинской области, вносимые в решения городской Думы, оказывает содействие Федерации в распространении среди депутатов решений, заявлений, резолюций и иных документов Федерации профсоюзов Читинской области по вопросам защиты социально-трудовых прав и гарантий граждан города Читы. Со своей стороны Федерация профсоюзов Читинской области направляет своих специалистов для участия в работе комиссий, рабочих групп городской Думы, оказывает публичную поддержку позиции городской Думы по принимаемым решениям в области социально-экономического развития, социально-трудовых отношений, экологии и т.д. Большую заинтересованность проявляет Федерация профсоюзов в формировании и утверждении бюджета города, защите прав работников бюджетной сферы города, благоустройстве нашего города, сохранении его исторического наследия.
Депутаты постоянных комиссий активно развивают контакты с другими муниципальными образованиями Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Депутаты участвовали в заседании Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов в г.Красноярске, на конференции АСДГ в г.Новосибирске по проблемам организации территориального общественного самоуправления (ТОС), в работе IV съезда Сибирского народного Собора.
В отчетном периоде депутаты Читинской городской Думы поддерживали связи с представительным органом г.Маньчжурии, обменивались опытом работы.
Контрольные функции городская Дума реализует, рассматривая состояние дел на различных направлениях деятельности, в том числе, заслушивая отчеты должностных лиц - таких отчетов в прошедший год проведено шесть.
В соответствии с требованиями Устава города Читы (ст. 18) и Регламента городской Думы на заседаниях Думы заслушаны отчеты главы Администрации города об исполнении бюджета за 2002 год, первое полугодие и 9 месяцев 2003 года. 27 марта 2003 года рассмотрен отчет и самой Думы. Рассмотрен годовой отчет Контрольно-счетной палаты города Читы. В ее работе закрепилось два основных приоритетных направления. Первое - контрольно-финансовые проверки получателей средств городского бюджета и организаций, использующих муниципальную собственность. Вторым направлением стала подготовка заключений по исполнению городского бюджета и на проекты решений Читинской городской Думы, т.е. наряду с юридическим сопровождением, которое осуществляет юридическая служба, Контрольно-счетная палата осуществляет финансово-экономическое сопровождение решений Читинской городской Думы. Наряду с этим в 2003 году появилось третье направление деятельности Контрольно-счетной палаты - участие в комиссии по приватизации муниципальной собственности и в тендерных комиссиях. Это направление позволяет на начальной стадии Контрольно-счетной палатой предотвратить возможные финансовые нарушения в бюджете города до их расходования.
Контрольно-счетной палатой налажены рабочие контакты и обмен информацией с Контрольно-счетной палатой Читинской области и Комитетами Администрации города. Председатель палаты решением Читинской областной Думы включен в состав коллегии Контрольно-счетной палаты Читинской области. Налажен обмен информацией в рамках Союза муниципальных контрольных органов РФ по электронной почте. Председатель Контрольно-счетной палаты в мае 2003 года на третьей Всероссийской конференции муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации выступал по вопросу использования компьютерной техники в практической работе. Материалы Союза контрольных органов регулярно используются в контрольной и аналитической деятельности палаты.
За отчетный период проведены 22 контрольно-финансовые проверки, подготовлено 169 заключений.
Основным направлением контрольно-финансовых проверок в отчетном периоде явилось использование муниципальной собственности и эффективность работы муниципальных предприятий. По вопросам, эффективности использования муниципальной собственности проведено 6 проверок, проверено 7 муниципальных унитарных предприятий.
Общее количество проверок по сравнению с прошлым отчетным периодом увеличилось в два раза. Кроме того, материалы 2-х проверок находятся на стадии реализации. Общая сумма нецелевого расходования бюджетных средств и средств недоначисленных в бюджет города, установленных Контрольно-счетной палатой, составила 11,1 млн. рублей. На 1 февраля 2004 года реально возмещено в бюджет 1,7 млн. рублей по результатам проверок Контрольно-счетной палаты.
По результатам контрольно-финансовой проверки эффективности работы муниципального унитарного предприятия "Лотос", в ходе которой обнаружены многочисленные нарушения финансовой дисциплины, Администрацией города Читы принято решение о ликвидации предприятия.
В ходе четырех контрольно-финансовых проверок использования муниципальной собственности муниципальными учреждениями выработаны рекомендации по совершенствованию арендных отношений и созданию механизма большей заинтересованности учреждений в эффективном использовании муниципальной собственности.
Динамика количества нарушений свидетельствует о том, что меры, принимаемые в сфере финансового контроля Контрольно-счетной палатой и комитетом по финансам, наряду с казначейским исполнением бюджета г.Читы способствуют положительным изменениям в использовании бюджетных средств.
В целом нормотворческая и контрольная работа городской Думы, в сочетании с работой депутатов на избирательных округах являются составной частью факторов, способствующих стабильному социально-экономическому развитию муниципального образования "город Чита".
Сегодня можно говорить не только о стабилизации, но и о позитивных тенденциях в повышении уровня жизни горожан, хотя еще явно недостаточных.
В основе этих тенденций лежат результаты работы основных отраслей народного хозяйства в городе Чите. За 2003 год объем промышленной продукции к уровню 2002 года возрос на 17,5%, объем работ по договорам строительного подряда на 22,8%, объем розничной торговли на 23,4%, оборот общественного питания на 26,8%. Положительная динамика темпов роста выпускаемой продукции отмечается по абсолютному большинству основных видов продукции.
Наряду с задачей закрепления положительных изменений в жизнедеятельности города перед городской Думой на завершающем этапе ее работы стоят задачи по анализу состояния всей нормативно-правовой базы муниципального образования "город Чита", и приведению ее в соответствие с требованиями Федерального Закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Своеобразным венцом этой работы должно стать принятие Устава города Читы в новой редакции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Читинской городской Думы от 25 марта 2004 г. N 48 "О работе Читинской городской Думы за период с 01.02.2003 г. по 01.02.2004 г."
Текст решения опубликован в газете "Читинское обозрение" от 7 апреля 2004 г., N 14