Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Забайкальского края от 20 мая 2009 г. N 186-ЗЗК в настоящую Программу внесены изменения
См. текст Программы в предыдущей редакции
Законом Читинской области от 15 декабря 2006 г. N 863-ЗЧО действие настоящей Программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2007 году на сумму 378008,0 тыс. рублей
Законом Читинской области от 28 декабря 2005 г. N 757-ЗЧО действие настоящей программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2006 году на сумму 491284,9 тыс. рублей
Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Поддержка и развитие агропромышленного комплекса
Читинской области (2006-2012 годы)"
от 6 августа 2004 г. N 572-ЗЧО
Областная целевая программа
"Поддержка и развитие агропромышленного
комплекса Читинской области (2006-2012 годы)"
28 декабря 2005 г.,
15 декабря 2006 г., 16 мая, 21 ноября,
19 декабря 2007 г., 21 февраля, 16 декабря 2008 г., 20 мая 2009 г.
Паспорт
областной целевой программы "Поддержка и развитие
агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)"
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Постановление Администрации Читинской области от 30.12.2003 N 372-А/п "О разработке областной целевой программы "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)" (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 25.05.2004 N 109-А/п) |
Дата утверждения Программы |
Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)" от 06.08.2004 N 572-ЗЧО |
Государственный заказчик |
Исполнительный орган в государственной власти, вырабатывающий и реализующий государственную государственную политику и осуществляющий управление в сфере агропромышленного комплекса Забайкальского края (далее - исполнительный орган в сфере АПК) |
Основной разработчик Программы |
Государственное научное учреждение Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства (ГНУ СибНИИЭСХ) |
Цель и задачи Программы |
Основная цель Программы: - формирование эффективного и устойчивого агропромышленного производства, насыщение рынка продовольствием собственного производства и обеспечение продовольственной безопасности в регионе. Задачи Программы: - реализация системы мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; - создание основных организационно-экономических предпосылок для устойчивого роста агропромышленного производства; - совершенствование экономической структуры агропромышленного комплекса на базе сочетания различных форм собственности; - создание интегрированных и кооперативных формирований; - реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по двум направлениям: ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования; |
Сроки реализации Программы |
2006-2012 годы |
Перечень подпрограмм |
- "Растениеводство"; - "Животноводство"; - "Механизация"; - "Формирование сельскохозяйственных рынков"; - "Формирование механизма землепользования сельскохозяйственных организаций агропромышленного комплекса"; - "Кадровое обеспечение и рынок труда"; - "Интеграция, кооперация, реструктуризация и имущественные отношения"; - "Научное обеспечение агропромышленного комплекса"; - "Поддержка и развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств". |
Исполнители подпрограмм |
Исполнительный орган в сфере АПК, исполнительный орган государственной власти, осуществляющий управление в сфере имущественных и земельных отношений Забайкальского края (далее - исполнительный орган в сфере имущественных и земельных отношений), организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом "О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом)" |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования программы - 16183,6 млн. руб., в том числе за счет: - областного бюджета - 5810,0 млн. руб., из них 5719,2 млн. руб. по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство"; - внебюджетных источников - 10373,6 млн. руб. из них: кредитные ресурсы - 3693,6 млн. руб., собственные средства - 6680,0 млн. руб. В том числе по годам: Из областного бюджета - 5810,0 млн. руб.:
2006 год - 848,5 млн. руб. 2007 год - 913,9 млн. руб. 2008 год - 679,0 млн. руб. 2009 год - 739,4 млн. руб. 2010 год - 803,9 млн. руб. 2011 год - 874,0 млн. руб. 2012 год - 950,3 млн. руб.
из них за счет расходов по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" - 5719,2 млн. руб.: 2006 год - 837,8 млн. руб. 2007 год - 902,2 млн. руб. 2008 год - 666,2 млн. руб. 2009 год - 725,8 млн. руб. 2010 год - 790,3 млн. руб. 2011 год - 860,3 млн. руб. 2012 год - 936,6 млн. руб.
Внебюджетные источники - 10373,6 млн. руб.: 2006 год - 1300,8 млн. руб. 2007 год - 1367,3 млн. руб. 2008 год - 1387,3 млн. руб. 2009 год - 1464,9 млн. руб. 2010 год - 1538,2 млн. руб. 2011 год - 1611,0 млн. руб. 2012 год - 1704,1 млн. руб.
из них: кредитные ресурсы - 3693,6 млн. руб.: 2006 год - 459,1 млн. руб. 2007 год - 484,4 млн. руб. 2008 год - 503,9 млн. руб. 2009 год - 528,0 млн. руб. 2010 год - 550,2 млн. руб. 2011 год - 568,3 млн. руб. 2012 год - 599,7 млн. руб.
собственные средства - 6680,0 млн. руб.: 2006 год - 841,7 млн. руб. 2007 год - 882,9 млн. руб. 2008 год - 883,4 млн. руб. 2009 год - 936,9 млн. руб. 2010 год - 988,0 млн. руб. 2011 год - 1042,7 млн. руб. 2012 год - 1104,40 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
При реализации основных положений Программы могут быть обеспечены следующие показатели: - рост валовой продукции сельского хозяйства составит 10-12 %; - производительность труда к 2012 году по сравнению с 2002 годом возрастет в 1,4-1,5 раза. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края, координирующий вопросы развития сельского хозяйства, а также исполнительный орган государственной власти, вырабатывающий и реализующий государственную политику в сфере территориального развития Забайкальского края (далее - исполнительный орган в сфере территориального развития) |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Необходимость разработки областной целевой программы "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)" связано с тем, что в 2005 году завершается реализация Закона Читинской области от 20.12.2000 N 248-ЗЧО "О Программе стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области до 2005 года". Выполнение мероприятий программы позволило стабилизировать некоторые позитивные направления сельскохозяйственного производства, сориентировать деятельность агропромышленного комплекса на планомерную работу.
Агропромышленный комплекс остается одним из приоритетных и социально-значимых секторов экономики Читинской области.
Сельское хозяйство Читинской области развивается в экстремальных природных условиях, земледельческая территория относится в основном к ареалу пониженной биологической активности, значительная ее часть характеризуется умеренно влажным и холодным климатом. Биоклиматический потенциал земледельческой зоны значительно ниже, чем в европейской части России. Для получения единицы сельскохозяйственной продукции в Читинской области требуется соответственно больше энергозатрат.
К числу факторов, сдерживающих в последние годы кризис в агропромышленном производстве, можно отнести:
- расширение хозяйственной самостоятельности товаропроизводителей всех форм собственности, активизацию их производственной и коммерческой деятельности;
- повышение ответственности и развитие инициативы органов местного самоуправления в обеспечении населения продовольствием;
- расширение населением сельскохозяйственного производства как средства самообеспечения продовольствием и формирования товарных ресурсов.
Общая экономическая ситуация за годы аграрных реформ отрицательно сказалась на сельском хозяйстве Читинской области. Произошло существенное снижение среднедушевого потребления продовольствия, ухудшилась его структура.
Основными причинами отрицательных тенденций в развитии агропромышленного производства являются следующие:
- несовершенство ценового и финансово-кредитного механизма, что проявляется прежде всего в диспаритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, в нарушении эквивалентного межотраслевого обмена;
- необоснованное занижение доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в цене на сельскохозяйственные продукты;
- рост убыточности аграрного производства, обусловленный опережающим ростом производственных затрат по сравнению с ценой реализации.
Способность агропромышленного комплекса Читинской области обеспечить внутренние продовольственные потребности по основным продуктам сравнительно невысокая, создается угроза текущим, перспективным и стратегическим интересам области и ее населения, прежде всего городского.
В условиях свертывания государственного регулирования региональный продовольственный рынок в значительной мере формируется за счет ввоза продовольствия при сокращении собственного производства молочных, мясных и других продуктов.
За счет собственного производства обеспечивается 54,6 % потребления молока и молочных продуктов, 63,5 % - мясопродуктов.
Уровень доходов большей части сельскохозяйственных формирований (даже прибыльных) не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать материальную базу и социальную инфраструктуру.
В 2003 году численность прибыльных хозяйств увеличилась до 115 (в 2002 году - 87), 151 хозяйство оказались убыточными (в 2002 году - 159). Убытки от стихийных бедствий в 2003 году оценивались в 315 млн. руб., возмещено 15 млн. руб.
Снизились объемы капитальных вложений в сельское хозяйство и в агропромышленный комплекс области в целом. В 1990 году доля капитальных вложений в агропромышленный комплекс в общем их объеме составляла 30,5 %, в 2000 году - 4,1 %, в 2002 году - 2,6 %. Доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций в основной капитал уменьшилась с 20 % в 1990 году до 2 % в 2002 году.
Сокращение инвестиций в развитие сельского хозяйства привело к постепенному разрушению производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий, усилению технической и технологической несбалансированности аграрного производства.
В 1990 году площадь пашни составляла 2242 тыс. га, а ее доля в структуре сельскохозяйственных угодий - 31,6 %, в 2002 году, соответственно - 680 тыс. га и 11,0 %. За этот период уменьшилась посевная площадь сельскохозяйственных культур с 1542,9 тыс. га до 351,0 тыс. га, или в 4 раза.
Сокращение численности скота сопровождалось падением уровня его продуктивности. За этот период надой молока на 1 корову сократился с 1859 до 1297 кг (на 30,2 %), яйценоскость на 1 курицу-несушку снизилась со 196 до 167 шт. (на 14,8 %), продукция выращивания в расчете на 1 голову крупного рогатого скота - с 103 до 88 кг.
Темпы выбытия основных производственных фондов значительно превосходят темпы их обновления. Пополнение машинно-тракторного парка составляет менее 1% в год, техники - 6-10 %. По расчетам специалистов, чтобы сохранить посевные площади на уровне 2003 года, сельхозпроизводителям области необходимо приобретать не менее 50 зерновых комбайнов в год и столько же капитально ремонтировать. В 2003 году приобретено 19 зерноуборочных комбайнов и отремонтирован 21.
Спад сельскохозяйственного производства привел к снижению численности работников, занятых в сельском хозяйстве, идет процесс старения рабочих кадров основных профессий. Среднегодовая численность занятых в сельскохозяйственном производстве составила 23,1 тыс. человек.
Заработная плата работников села составила 1182,9 руб. в месяц, что в 4,6 раза ниже, чем в целом по народному хозяйству Читинской области. Задолженность по заработной плате в отрасли на 1 января 2004 года составила 93,3 млн. руб.
Решение социально-экономических проблем развития агропромышленного комплекса в этих условиях может быть достигнуто только объединенными, согласованными действиями разнообразных звеньев народного хозяйства для достижения конкретно сформулированной цели социально-экономического развития.
Настоящая Программа направлена на укрепление агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, формирование современной институциональной и отраслевой структуры, эффективную предпринимательскую деятельность, адаптацию к работе в рыночных условиях.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения основной цели агропромышленного комплекса Читинской области - формирования эффективного и устойчивого агропромышленного производства, насыщения рынка продовольствием собственного производства и обеспечения продовольственной безопасности в регионе.
Программная цель направлена на решение следующих задач:
- реализацию системы мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание основных организационно-экономических предпосылок для устойчивого роста агропромышленного производства;
- совершенствование экономической структуры агропромышленного комплекса на базе сочетания различных форм собственности;
- реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по двум направлениям: ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования;
- создание интегрированных и кооперативных формирований.
Сроки реализации Программы - 2006-2012 годы.
3. Основные направления развития отраслей сельского хозяйства
Прогноз социально-экономического развития областного агропромышленного комплекса разработан в вариантной постановке.
В соответствии с Концепцией развития агропромышленного комплекса Читинской области до 2010 года для разработки Программы Комитетом сельского хозяйства и продовольствия Читинской области за основу взят второй вариант.
Для достижения перспективных параметров необходимо:
- привести отраслевую и территориальную структуру агропромышленного производства области в соответствие с изменившимися экономическими условиями, усилив их антикризисную направленность;
- усилить экономическую поддержку и антимонопольную защиту сельскохозяйственных товаропроизводителей через создание областного фонда поддержки и развития АПК;
- усовершенствовать организационную структуру, систему управления и внутрихозяйственные экономические отношения в организациях;
- улучшить экономические отношения между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими организациями, обеспечив рост совокупной эффективности по всей цепи "производство - переработка - реализация" в интересах всех участников производства и конечного потребителя;
- развивать коммерческую деятельность сельскохозяйственных организаций, создав соответствующие структуры в организациях и органах управления;
- обеспечить нормальное функционирование сельскохозяйственных научных и образовательных учреждений.
За счет реализации данных направлений будут обеспечены:
- эффективное использование производственного потенциала агропромышленного комплекса области на основе преимуществ многоукладного сельского хозяйства;
- создание системы регулирования и экономического воздействия на различные организационно-правовые формы хозяйствования, обеспечение их финансово-экономической стабилизации;
- усиление мотивации к труду работников крупных сельскохозяйственных организаций с коллективными формами организации производства;
- создание надежной инфраструктуры продовольственного обеспечения.
Прогноз производства основных видов
сельскохозяйственной продукции в Читинской области
(все категории хозяйств)
Продукция |
Ед. изм. |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Зерно |
тыс. тонн |
300 |
320 |
350 |
370 |
400 |
420 |
450 |
Картофель |
тыс. тонн |
200 |
210 |
215 |
230 |
255 |
258 |
260 |
Овощи |
тыс. тонн |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
58,5 |
59 |
Мясо, уб. вес |
тыс. тонн |
32,5 |
35 |
37 |
41 |
45 |
47 |
52 |
Молоко |
тыс. тонн |
265 |
275 |
300 |
315 |
330 |
350 |
370 |
Яйцо |
млн. шт. |
94 |
110 |
120 |
130 |
140 |
145 |
150 |
Шерсть |
тонн |
1100 |
1200 |
1300 |
1400 |
1500 |
1550 |
1600 |
Приоритетным направлением развития агропромышленного комплекса будет зерновое хозяйство, от его состояния в значительной мере зависит положение дел в животноводстве. В перспективе зерновое хозяйство будет реально способным источником пополнения инвестиционного потенциала.
При обосновании уровня и темпов развития зернового хозяйства необходимо исходить из следующих основных положений. Первое - полное и гарантированное удовлетворение потребностей Читинской области в высококачественном продовольственном зерне; второе - пополнение зернофуражного баланса за счет наращивания валовых сборов кормового зерна; третье - укрепление экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет устойчивой доходности отрасли.
Программой предусматривается довести валовое производство зерна к 2012 году до 450 тыс. тонн Основное производство зерна намечается сосредоточить в Калганском, Краснокаменском, Нерчинском, Нерчинско-Заводском, Приаргунском, Чернышевском и Шилкинском районах, в которых можно обеспечить повышение урожайности до 12-15 ц/га.
Основными факторами увеличения производства зерна станут агротехнические меры по сохранению и повышению плодородия почвы и четкая система семеноводства зерновых культур.
Семена в первичных питомниках выращивает ГНУ ЗабНИИСХ, суперэлиту - ГУСП "Читинское экспериментальное хозяйство", семена элиты и первой репродукции - ГУП "Ононское ОПХ" и Нерчинский совхоз-техникум.
Из других отраслей растениеводства предлагается создание в Читинской области собственной базы производства маслосемян рапса. К 2012 году есть возможность произвести около 8,5 тыс. тонн и более.
Производство картофеля к 2012 году составит 260 тыс. тонн во всех категориях хозяйств и полностью удовлетворит пищевые и технические потребности области.
Производство овощей предусматривается довести во всех категориях хозяйств в объемах, позволяющих удовлетворить потребности населения в овощах и продуктах их переработки местного ассортимента примерно на 60% от рекомендуемой нормы.
Увеличение объемов производства животноводческой продукции и мероприятия по ее реализации предусматривают решение следующих первоочередных задач:
- создание стабильной кормовой базы за счет интенсификации полевого кормопроизводства, коренного и поверхностного улучшения природных кормовых угодий и старовозрастных посевов многолетних трав на пашне;
- достижение стабилизации отраслей животноводства за счет сохранения и увеличения поголовья скота во всех категориях хозяйств;
- укрепление генетического потенциала животных путем соответствующего уровня кормления и содержания животных.
В молочном скотоводстве намеченные объемы производства молока к 2012 году составят 370 тыс. тонн во всех категориях хозяйств и могут быть достигнуты как за счет увеличения поголовья коров, так и за счет более полной реализации их продуктивного потенциала.
Молочное скотоводство в Читинской области в настоящее время базируется на разведении двух районированных пород: симментальской и черно-пестрой. В перспективе предпочтение будет отдано симментальскому скоту, который может размещаться во всех районах Читинской области, в то время как черно-пестрый - только в пригородных зонах.
Основной прирост производства молока должен произойти за счет повышения продуктивности молочного скота. При этом средний годовой удой на одну корову необходимо довести до 2200-2500 кг.
Производство мяса в Читинской области будет складываться при рациональном сочетании мясного скотоводства, мясошерстного овцеводства, табунного коневодства и оленеводства, а также свиноводства и птицеводства.
За счет развития указанной отрасли обоснована возможность довести производство мяса к 2012 году до 52 тыс. тонн в убойной массе.
Одним из главных направлений племенной работы следует считать сочетание хороших приспособительских качеств животных к суровым условиям Забайкалья с высокой оплатой корма молодняком от рождения до заключительной стадии откорма.
В овцеводстве предусматривается довести поголовье овец к 2012 году до 418,3 тыс. гол., шерсти - до 1500 тонн.
Преимущественное развитие, как и прежде, получит забайкальская порода, биологические особенности которой наиболее полно отвечают климатическим условиям региона.
Племенная база забайкальской тонкорунной породы будет представлена двумя племенными заводами - ФГУП племзавод "Комсомолец" Чернышевского района, ГПЗ им. Карла Маркса Краснокаменского района и племпродукторами - ГУП "Ононское ОПХ" Шилкинского района, колхоз "Дружба", колхоз им. 60-летия Союза ССР, ОАО им. Лазо Приаргунского района.
В лесостепной зоне должно найти распространение скороспелое мясошерстное овцеводство. Для разведения мясошерстных овец определены хозяйства Читинского, Петровск-Забайкальского, Карымского, Улетовского, Хилокского, Балейского и Шелопугинского районов. Ведущим признаком при отборе в мясошерстном овцеводстве должна быть мясная продуктивность, при оценке которой основное внимание нужно уделить скороспелости, живой массе, выраженности мясных форм, плодовитости, молочности.
В сухостепной зоне целесообразно разведение овец грубошерстных пород. Работа по грубошерстному овцеводству ведется в Ононском, Акшинском и Кыринском районах.
Основным направлением козоводства, что подтверждается практикой разведения коз в Восточной Сибири, является разведение горно-алтайской пуховой козы, которая при подкормке грубыми и концентрированными кормами имеет довольно высокую мясную продуктивность. Базовыми хозяйствами по разведению горно-алтайской породы коз определены коопхоз "Талачинский" Карымского района, СХА "Единство" Шилкинского района, а по разведению коз шерстного направления - колхоз им. Калинина Ононского района. Программой предусмотрено иметь поголовье коз в количестве 41 тыс. голов.
В свиноводстве практически все поголовье (80 %) сконцентрировано в личных подсобных хозяйствах населения. Учитывая, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению поголовья, можно предположить, что к 2012 году оно составит 168,4 тыс. голов во всех категориях хозяйств, а производство свинины - 2,9-3,0 тыс. тонн в убойной массе. Началось восстановление производства свинины на Маккавеевском свинокомплексе.
В соответствии с планом породного районирования основной породой свиней и впредь будет крупная белая, а для промышленного скрещивания определены ландрас и дюрок. Наращивание генетического потенциала этих пород явится основой интенсификации отрасли на перспективу.
К 2012 году поголовье птицы во всех категориях хозяйств составит 1900 тыс. гол., производство яиц - 150 млн. шт.
В яичном птицеводстве племенная работа будет направлена на полное использование в товарном стаде гибридных несушек, продуктивность которых за счет эффекта гетерозиса повышается до 7-10 %.
Селекционная работа в мясном птицеводстве должна быть направлена на ускорение роста молодняка в раннем возрасте, снижение затрат на корма, улучшение плодовитости материнских форм, повышение жизнеспособности и улучшение качества продукции.
Кормовые ресурсы для развития табунного коневодства в ближайшие годы не могут быть ограничителем, поэтому темпы прироста поголовья лошадей в основном будут зависеть от темпов воспроизводства животных и организационно-экономических факторов, таких, например, как специализация и концентрация поголовья, государственная поддержка племенной базы коневодства и другие. Необходимо сохранить и приумножить поголовье местной забайкальской породы лошадей, обеспечить выращивание тяжеловесных производителей для получения от скрещивания с ними мясного молодняка преимущественно в степных районах области.
Территория степной и лесостепной зон позволяет содержать на кормовых ресурсах во всех категориях хозяйств до 80-90 тыс. голов лошадей, из них примерно половину - по технологии табунного коневодства, для чего потребуется создание крупных ферм, как мясного направления, так и специализированных племенных ферм, преимущественно в хозяйствах таких районов, как Красночикойский, Кыринский, Оловяннинский, Борзинский, Нерчинский, Ононский.
Оленеводство является традиционной отраслью малочисленных народов Севера и ее восстановление наряду с увеличением мясных ресурсов будет способствовать восстановлению утраченного уклада их жизни. Комплекс мероприятий, позволяющий остановить спад поголовья оленей и организовать ведение товарного оленеводства в северных районах области, включает в себя:
- перевод оседлого содержания оленей на вольный выпас; обеспечение оленеводческих бригад таборным имуществом, вездеходным и снегоходным транспортом, ветеринарными инструментами и медикаментами;
- обеспечение материальной заинтересованности оленеводов в получении сверхпланового выхода телят и их сохранности, а также усиление контроля за ежегодной численностью оленей; ежегодная закупка племенных оленей для восстановления стада.
Программа предусматривает увеличение поголовья оленей с 630 голов в 2006 году до 1000 голов в 2012 году.
Развитие племенной базы и племенная работа предусматривает:
- расширение племенной базы животноводства области за счет создания новых племенных репродукторов;
- более широкое использование племенной продукции в товарных хозяйствах области как за счет внутренних ресурсов, так и за счет приобретения ее в регионах страны;
- улучшение племенных качеств животных в личных подворьях, охват зоотехническим обслуживанием и искусственным осеменением животных в личных подсобных хозяйствах.
В хозяйствах предусматривается совершенствовать качества животных следующих пород: в молочном скотоводстве - симментальской и чернопестрой, в мясном скотоводстве - герефордской и галловейской, в свиноводстве - крупной белой (комбинированного направления), ландраса, дюрока, сибирского мясного типа, в коневодстве - забайкальской, русского тяжеловоза, в овцеводстве - забайкальской тонкорунной, цигейской полутонкорунной, забайкальской грубошерстной, в птицеводстве - яичных, мясояичных и мясных кроссов кур.
Пчеловодство области обладает достаточно большим потенциалом развития. Запасы нектара сеяных и естественных медоносов составляют свыше 16 тыс. тонн и осваиваются всего на 5-6 %.
При соблюдении технологии, используя опыт лучших пасек, имеется возможность увеличить производство меда на 200-250 тонн.
Инвестиционная политика в сельском хозяйстве области на период до 2012 года должна быть подчинена задачам сбалансированного и гармоничного развития всех его звеньев, обновления производственного потенциала, повышения его эффективности на основе внедрения в практику достижений научно-технического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, модернизации и реконструкции производства. Обновлять материально-техническую базу целесообразно, сочетая переход производства на новый технологический уровень с организацией эффективной системы освоения инноваций, предусматривающей взаимодействие инновационной и инвестиционной деятельности с рынком капиталов.
Для восстановления производственного потенциала сельского хозяйства Читинской области на современном технико-технологическом уровне необходимо значительно увеличить объемы инвестиций в основной капитал, довести их размер до 370-385 млн. руб. в год.
Расчетный объем инвестиций в основной капитал составляет - 2,1-2,2 млрд. руб. Это позволит увеличить стоимость основных средств производства к 2012 году до 6,0-6,2 млрд. руб.
Отсутствие у сельскохозяйственных предприятий собственных финансовых средств в необходимых размерах, создание условий для наращивания инвестиций, привлечение их в сельское хозяйство области является одной из главных проблем, требующей своего решения.
Реализация инвестиционных проектов нового технологического уровня в сельском хозяйстве позволит сформировать такую структуру агропромышленного комплекса области, которая позволит добиться повышения рентабельности, конкурентоспособности, финансовой стабильности аграрного производства.
Программой предусмотрены разработка и осуществление мер по упорядочению землепользования, для чего предполагается разработать и экспериментально проверить модели механизма упорядочения использования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общедолевой собственности, хозяйствами различных зон области, обосновать применение разработанных моделей для конкретных хозяйств, обеспечить проведение работы по упорядочению землепользования во всех хозяйствах области.
Продовольственный рынок сельскохозяйственной продукции должен функционировать на основе следующих направлений: гарантированное обеспечение продовольствием отдельных потребителей через механизм государственных закупок, стабилизация продовольственного рынка в случае возникновения на нем дефицита, прямые связи товаропроизводителей с торговлей, организация сельскохозяйственными товаропроизводителями собственной торговли через сеть специализированных магазинов, продажа продукции через оптовые рынки, создаваемые при государственной поддержке на областном уровне, в крупных городах и районных центрах.
В целях регулирования областного продовольственного рынка Программа предусматривает:
- сочетание свободного ценообразования и государственного регулирования цен под влиянием спроса-предложения;
- использование различных способов, моделей кооперации и интеграции при решении проблем закупа, сбыта сельскохозяйственной продукции и ее переработки в зависимости от сложившихся организационно-экономических условий;
- создание на территории административных районов области рыночных структур в виде агрофирм, сети кредитных кооперативов, агротехнологических центров, обеспечивающих создание эффективных интегрированных структур.
Участие государства в интегрированных структурах через формирование уставного капитала позволит осуществлять контроль за их деятельностью.
В целях финансового оздоровления и сохранения производственного потенциала необходимо продолжить работу по реформированию неплатежеспособных хозяйств по отработанным в области схемам.
При организации агропромышленных формирований необходимо соблюсти принципы комплексности, завершенности производства конечной продукции и обеспечения участникам интегрированных формирований равных экономических условий хозяйствования.
Для формирования рыночной инфраструктуры на областном уровне в крупных городах, районных центрах необходимо создание информационно-маркетинговых центров, в функции которых должны входить сбор информации о рынке, динамике спроса и предложения, оказание помощи по вопросам заключения контрактов, договоров и своевременное обеспечение информацией руководителей и специалистов организаций агропромышленного комплекса.
В соответствии с Программой приоритетными направлениями развития кадрового обеспечения области являются:
- формирование и реализация социального заказа агропромышленного комплекса области на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
- максимальное использование потенциала аграрных образовательных и научно-исследовательских учреждений для организации информационно-консультационных служб, обслуживающих запросы товаропроизводителей;
- развитие учебно-опытного хозяйства Забайкальского аграрного института (ЗабАИ);
- развитие регионального центра оценки кадрового потенциала агропромышленного комплекса на базе Читинского института переподготовки кадров агробизнеса;
- разработка и реализация проекта взаимосвязанной системы, включающей подготовку и переподготовку, аттестацию, комплектование резерва, подбор и расстановку кадров в агропромышленном комплексе области;
- организация системы ежегодного обучения руководителей сельскохозяйственных предприятий по 72-часовой программе с последующей аттестацией;
- повышение квалификации работников аппарата Комитета сельского хозяйства и продовольствия Читинской области, руководителей и специалистов районных управлений (отделов) сельского хозяйства и сельскохозяйственных предприятий (включая обучение за пределами области);
- закрепление выпускников высших и средних специальных учебных заведений в хозяйствах Читинской области;
- ежегодная подготовка специалистов в высших сельскохозяйственных учебных заведениях по целевой контрактной подготовке.
Устойчивое развитие агропромышленного производства зависит от научного обеспечения отрасли. Внедрение в производство прогрессивных технологий, новых сортов культур, пород скота, совершенствование методов и приемов селекционно-племенной работы даст увеличение производства сельскохозяйственной продукции, будет способствовать улучшению ее качества.
Законом Забайкальского края от 16 декабря 2008 г. N 83-ЗЗК (в редакции Закона Забайкальского края от 24 июня 2009 г. N 197-ЗЗК) действие раздела 4 настоящей Программы приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2009 года в части финансирования из бюджета Забайкальского края в 2009 году на сумму 477075,0 тыс. рублей
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников (кредитных ресурсов и собственных средств сельскохозяйственных организаций).
Общий объем финансирования программы - 16183,6 млн. руб., в том числе за счет:
- областного бюджета - 5810,0 млн. руб., из них 5719,2 млн. руб. по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство";
- внебюджетных источников - 10373,6 млн. руб.,
из них:
- кредитные ресурсы - 3693,6 млн. руб.,
- собственные средства - 6680,0 млн. руб.
Распределение финансовых средств по годам приведено в таблице.
Источники финансирования |
Объем финансирования (млн. руб.) |
|||||||
в том числе по годам: |
Всего |
|||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
|
Всего по программе |
2150,3 |
2281,2 |
2066,3 |
2204,3 |
2342,1 |
2485,0 |
2654,4 |
16183,6 |
в том числе: - областной бюджет по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" |
837,8 |
902,2 |
666,2 |
725,8 |
790,3 |
860,3 |
936,6 |
5719,2 |
из них: на безвозвратной основе |
411,8 |
536,4 |
666,2 |
725,8 |
790,3 |
860,3 |
936,6 |
4927,4 |
на возвратной основе: |
426,0 |
365,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
791,8 |
- лизинг |
152,0 |
163,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
315,7 |
-расходы по формированию продовольственного фонда |
156,0 |
75,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
231,0 |
- бюджетный кредит |
118,0 |
127,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
245,1 |
Областной бюджет в том числе: - Участие Администрации Читинской области в уставном капитале ОАО "Черновский овощевод" по реконструкции теплиц |
11,7 5,0 |
11,7 5,0 |
12,8 6,1 |
13,6 6,8 |
13,6 6,8 |
13,7 6,8 |
13,7 6,8 |
90,8 43,3 |
-благоустройство ГУ "Читинская государственная конюшня с ипподромом" |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
2,6 |
2,7 |
2,7 |
18,1 |
-участие Администрации Читинской области в уставном капитале созданных интегрированных структур |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
29,4 |
Внебюджетные источники из них: |
1300,8 |
1367,3 |
1387,3 |
1464,9 |
1538,2 |
1611,0 |
1704,1 |
10373,6 |
-кредитные ресурсы |
459,1 |
484,4 |
503,9 |
528,0 |
550,2 |
568,3 |
599,7 |
3693,6 |
-собственные средства |
841,7 |
882,9 |
883,4 |
936,9 |
988,0 |
1042,7 |
1101,4 |
6680,0 |
Общая потребность в финансовых средствах представлена в приложении.
Объем привлечения внебюджетных источников (кредитных ресурсов и собственных средств сельскохозяйственных организаций) определен в соответствии с прогнозными показателями развития отрасли на период 2006-2012 годов и реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК".
5. Механизм реализации Программы
Программой предусматривается реализация мероприятий по 9 подпрограммам, каждая из которых имеет самостоятельное значение, реализует отдельный блок задач и предполагает определенный механизм реализации.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий в целях достижения намеченных результатов.
К участию в реализации Программы привлекаются организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом. Также Программой предусматривается участие в ее реализации всех сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Государственный заказчик программы координирует ход реализации Программы, разрабатывает соответствующие порядки и положения, утверждаемые Администрацией Читинской области, уточняет мероприятия, сроки реализации, корректирует программные показатели и объемы финансирования, разрабатывает и направляет в исполнительный орган в сфере территориального развития бюджетные заявки на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год.
Финансирование мероприятий Программы, предусмотренных за счет средств областного бюджета, осуществляется государственным заказчиком Программы, который является получателем средств, поступающих на реализацию программных мероприятий, и участвует в распределении бюджетных кредитов в соответствии с порядком предоставления бюджетных кредитов, утвержденным законом об областном бюджете на текущий год.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей областного бюджета.
6. Организация управления Программой и
контроль за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляет государственный заказчик, который с учетом выделенных средств ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям, при необходимости вносит изменения в Программу, в установленном порядке предоставляет отчеты о ходе выполнения Программы и эффективности использования выделяемых на реализацию финансовых средств.
Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края, координирующий вопросы развития сельского хозяйства, а также исполнительный орган в сфере территориального развития.
7. Оценка эффективности социально-экономических последствий
реализации Программы
Реализация Программы позволит:
- в области экономики - сформировать эффективное конкурентоспособное агропромышленное производство, способствующее продовольственной безопасности области; существенно изменить инфраструктуру рынка за счет более эффективного государственного регулирования продовольственного рынка и улучшения продвижения продуктов питания от производителей до потребителей; возобновить экономический рост в агропромышленном производстве, что будет способствовать развитию других отраслей народного хозяйства, повышению инвестиционной активности и занятости населения, увеличению числа предприятий и расширению областной налоговой базы;
- в социальной области - повысить качество жизни сельского населения, развить социальную инфраструктуру села.
При реализации основных положений Программы могут быть обеспечены следующие показатели:
- рост валовой продукции сельского хозяйства составит 10-12 %;
- производительность труда в 2012 году по сравнению с 2002 годом возрастет в 1,4-1,5 раза.
8. Перечень основных мероприятий программы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
Исполнители |
1. |
Мероприятия по подпрограмме "Растениеводство" |
2006-2012 |
Исполнительный орган в сфере АПК, исполнительный орган в сфере имущественных и земельных отношений, организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом |
2. |
Мероприятия по подпрограмме "Животноводство" |
2006-2012 |
Исполнительный орган в сфере АПК, организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом |
3. |
Мероприятия по подпрограмме "Механизация" |
2006-2012 |
Организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом |
4. |
Мероприятия по подпрограмме "Формирование сельскохозяйственных рынков" |
2006-2012 |
Исполнительный орган в сфере АПК |
5. |
Мероприятия по подпрограмме "Формирование механизма землепользования сельскохозяйственных организаций агропромышленного комплекса" |
2006-2012 |
Исполнительный орган в сфере АПК, исполнительный орган в сфере имущественных и земельных отношений |
6. |
Мероприятия по подпрограмме "Кадровое обеспечение и рынок труда" |
2006-2012 |
Исполнительный орган в сфере АПК, организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом. |
7. |
Мероприятия по подпрограмме "Интеграция, кооперация, реструктуризация и имущественные отношения" |
2006-2012 |
Исполнительный орган в сфере АПК, исполнительный орган в сфере имущественных и земельных отношений |
8. |
Мероприятия по подпрограмме "Научное обеспечение агропромышленного комплекса" |
2006-2012 |
Организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом |
9. |
Мероприятия по подпрограмме "Поддержка и развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств" |
2006-2012 |
Исполнительный орган в сфере АПК, организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом |
Законом Читинской области от 21 ноября 2007 г. N 1048-ЗЧО в раздел "Потребность в финансовых средствах на реализацию Программ" настоящей Программы внесены изменения
Потребность в финансовых средствах на реализацию Программы
(млн. руб.)
|
по годам: |
Всего |
||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Субсидии по элитному семеноводству |
12,3 |
13,2 |
11,0 |
11,1 |
11,18 |
12,6 |
14,3 |
86,3 |
Компенсация стоимости минеральных удобрений |
30,0 |
26,3 |
20,3 |
19,6 |
21,1 |
22,9 |
23,7 |
163,9 |
Химическая прополка сельскохозяйственных культур |
23,0 |
19,8 |
16,8 |
16,7 |
19,0 |
20,2 |
21,9 |
137,4 |
Субсидии на производство продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях |
- |
- |
15,7 |
17,1 |
18,5 |
19,8 |
21,5 |
92,6 |
Обработка паров |
12,9 |
1,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
14,8 |
Субсидии на дизельное топливо, используемое на проведение сезонных сельскохозяйственных работ |
- |
12,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
12,0 |
Субсидии на производственное зерно |
30,0 |
32,3 |
35,2 |
38,3 |
41,7 |
45,4 |
49,4 |
272,3 |
Субсидии части затрат на электро- и теплоэнергию |
5,0 |
5,4 |
5,9 |
6,4 |
7,0 |
7,6 |
8,3 |
45,6 |
Субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
3,5 |
Субсидии для компенсации части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур |
10,8 |
11,6 |
12,6 |
13,7 |
14,9 |
16,2 |
17,6 |
97,4 |
Итого по растениеводству |
124,5 |
123,0 |
118,0 |
123,4 |
134,5 |
145,2 |
157,2 |
925,8 |
Субсидии на закупку комбикормов |
13,5 |
14,5 |
15,8 |
17,2 |
18,7 |
20,4 |
22,2 |
122,3 |
Субсидии на содержание племенного маточного поголовья |
10,5 |
11,3 |
12,3 |
13,4 |
14,6 |
15,9 |
17,3 |
95,3 |
Субсидия на животноводческую продукцию и молодняк сельскохозяйственных животных |
91,0 |
98,0 |
106,7 |
116,2 |
126,5 |
137,8 |
150,1 |
826,3 |
Субсидии на содержание северных оленей и мясных табунных лошадей |
- |
- |
1,8 |
2,1 |
2,5 |
3,8 |
4,6 |
14,8 |
Субсидии на содержание маточного поголовья овец и коз |
- |
- |
11,0 |
13,2 |
15,8 |
19,0 |
22,8 |
81,8 |
Племенное дело |
5,0 |
5,4 |
5,9 |
6,4 |
7,0 |
7,6 |
8,3 |
45,6 |
Организация искусственного осеменения и племрепродуктора галловейского скота |
12,0 |
12,9 |
14,0 |
15,2 |
16,6 |
18,1 |
19,7 |
108,5 |
Субсидирование части стоимости приобретения племенного скота |
5,4 |
5,8 |
6,3 |
6,9 |
7,5 |
8,2 |
8,9 |
49,0 |
Субсидии на добычу волков |
- |
- |
0,4 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
4,4 |
Итого по животноводству |
137,4 |
147,9 |
174,2 |
191,6 |
210,2 |
231,8 |
254,9 |
1348,0 |
Финансирование мероприятий по межеванию земельных участков |
|
- 11,0 |
15,1 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
106,1 |
Капитально-восстановительный ремонт |
52,0 |
56,0 |
61,0 |
66,4 |
72,3 |
78,7 |
85,7 |
472,1 |
Приобретение энергонасыщенных тракторов, зерноуборочных комбайнов, оборудования для зернотоков, технологического оборудования для животноводческих комплексов (ферм) и оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции |
44,0 |
47,4 |
51,6 |
56,2 |
61,2 |
66,6 |
72,5 |
399,5 |
Подготовка кадров |
18,9 |
20,4 |
22,2 |
24,2 |
26,4 |
28,7 |
31,3 |
172,1 |
Укрепление материально-технической базы кредитных кооперативов, создание гарантийного фонда |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
9,1 |
Научное обеспечение |
8,0 |
8,6 |
9,4 |
10,2 |
11,1 |
12,1 |
13,2 |
72,6 |
Субсидирование процентной ставки |
26,0 |
28,0 |
30,5 |
33,2 |
36,2 |
39,4 |
42,9 |
236,2 |
Расходы на пополнение областного фонда поддержки и развития АПК |
- |
93,0 |
183,0 |
199,3 |
217,0 |
236,3 |
257,3 |
1185,9 |
Итого |
411,8 |
536,4 |
662,2 |
725,8 |
790,3 |
860,3 |
936,6 |
4927,4 |
Лизинг |
152,0 |
163,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
315,7 |
Расходы по формированию продовольственного фонда |
156,0 |
75,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
231,0 |
Бюджетный кредит |
118,0 |
127,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
245,1 |
В том числе на: развитие и укрепление сети кредитных кооперативов |
6,4 |
6,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
13,3 |
развитие крестьянских (фермерских) хозяйств |
8,0 |
8,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
16,6 |
развитие заготовительной деятельности |
103,6 |
111,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
215,2 |
Всего за счет областного бюджета по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" |
837,8 |
902,2 |
666,2 |
725,8 |
790,3 |
860,3 |
936,6 |
5719,2 |
Кроме того: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Участие Администрации Читинской области в уставном капитале ОАО "Черновский овощевод" по реконструкции теплиц |
5,0 |
5,0 |
6,1 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
43,3 |
Участие Администрации Читинской области в уставном капитале созданных интегрированных структур |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
29,4 |
Благоустройство ГУ "Читинская государственная заводская конюшня с ипподромом" |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
2,6 |
2,7 |
2,7 |
18,1 |
Областной бюджет - всего |
849,5 |
913,9 |
679,0 |
739,4 |
803,9 |
874,0 |
950,37 |
5810,0 |
Внебюджетные источники |
1300,8 |
1367,3 |
1387,3 |
1464,9 |
1538,2 |
1611,0 |
1704,1 |
10373,6 |
из них: Кредитные ресурсы |
459,1 |
484,4 |
503,9 |
528,0 |
550,2 |
568,3 |
599,7 |
3693,6 |
Собственные средства |
841,7 |
882,9 |
883,4 |
936,9 |
988,0 |
1042,7 |
1104,4 |
6680,0 |
Всего по Программе |
2150,3 |
2281,2 |
2066,3 |
2204,3 |
2342,1 |
2485,0 |
2654,4 |
16183,6 |
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Читинской области от 6 августа 2004 г. N 572-ЗЧО "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие агропромышленного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.