Постановление Администрации Читинской области
от 20 апреля 2005 г. N 113-А/п
"Об утверждении областной целевой программы
"Создание условий для развития жилищного строительства
в Читинской области в 2006-2008 годах"
11 апреля, 20 июня, 12 сентября 2006 г.
Постановлением Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 г. N 316-А/п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2007 г.
Постановлением Администрации Читинской области от 11 апреля 2006 г. N 93-А/п действие настоящего постановления приостановлено на 2006 г.
В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28 февраля 2002 года N 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области", Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21 марта 2002 года N 91 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 15 октября 2002 года N 240-А/п), в целях повышения качества жизни и удовлетворения потребностей в жилье населения Читинской области Администрация Читинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области в 2006-2008 годах" (далее - программа).
Постановлением Администрации Читинской области от 20 июня 2006 г. N 170-А/п в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Комитету транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области (А.Г.Серегин) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В.Аюшиев) при формировании бюджета на 2006-2008 годы включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом его возможностей.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разработать местные программы по созданию условий для развития жилищного строительства.
Постановлением Администрации Читинской области от 20 июня 2006 г. N 170-А/п в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Читинской области - председателя Комитета транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства А.Г. Серегина.
5. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.
Глава Администрации (Губернатор) |
Р.Ф.Гениатулин |
Областная целевая программа
"Создание условий для развития жилищного строительства
в Читинской области в 2006-2008 годах"
(утв. постановлением Администрации Читинской области
от 20 апреля 2005 г. N 113-А/п)
11 апреля, 20 июня, 12 сентября 2006 г.
Постановлением Администрации Читинской области от 12 сентября 2006 г. N 233-А/п в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт областной целевой программы
"Создание условий для развития жилищного строительства
в Читинской области в 2006-2008 годах"
Наименование программы |
Областная целевая программа "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области в 2006-2008 годах" (далее - программа) |
||||
Дата принятия решения о разработке программы |
Распоряжение Администрации Читинской области от 22 февраля 2005 года N 82-А/р "О разработке областной целевой программы "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области в 2006-2008 годах" |
||||
Дата утверждения программы |
Постановление Администрации Читинской области от 20 апреля 2005 г. N 113-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области в 2006-2008 годах" |
||||
Заказчик программы |
Комитет транспорта, связи жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области |
||||
Основной разработчик программы |
Комитет экономики Читинской области |
||||
Цель и задачи программы |
Целью программы является обеспечение роста темпов жилищного строительства, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства, развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, а также формирование рынка доступного жилья на территории Читинской области. Задачи программы: - совершенствование нормативной правовой базы, стимулирующей создание условий для развития жилищного строительства; - реструктуризация базы стройиндустрии; - внедрение современных финансово-кредитных механизмов на основе бюджетного и внебюджетного финансирования, способствующих обеспечению доступности строительства и приобретению жилья населением; - использование в жилищном строительстве качественных, экологически чистых, современных по дизайну видов продукции и материалов, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения как на элитное жилье, так и на качественные жилые дома для граждан с невысокими доходами; - создание условий для формирования рынков подрядных работ и стройматериалов. |
||||
Сроки реализации программы |
2006-2008 годы |
||||
Перечень основных мероприятий программы |
1. Нормативное правовое обеспечение развития жилищного строительства 2. Развитие базы стройиндустрии 3. Информационное обеспечение 4. Обеспечение жильем молодых семей 5. Жилищное строительство 6. Развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов |
||||
Исполнители основных мероприятий программы |
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области, Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области, Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области, Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области, Государственный фонд ипотечного жилищного кредитования Читинской области (далее - Фонд), заказчики-застройщики объектов (на конкурсной основе), средства массовой информации (на конкурсной основе) |
||||
Объем и источники финансирования программы |
Потребность в финансировании мероприятий программы составляет: тыс. рублей в ценах 2005 года |
||||
Источники финансирования |
Финансовые затраты |
||||
всего |
в том числе по годам |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
|||
Областной бюджет |
530000 |
150000 |
180000 |
200000 |
|
Местные бюджеты |
1800 |
500 |
600 |
700 |
|
Внебюджетные источники |
195000 |
55000 |
65000 |
75000 |
|
Итого |
726800 |
205500 |
245600 |
275700 |
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: - создать нормативную правовую базу развития жилищного строительства; - увеличить объемы строительства в области; - развить строительную индустрию и смежные отрасли экономики в Читинской области; - увеличить занятость населения области; - вовлечь денежные средства населения в реальный сектор экономики области; - создать условия для улучшения демографической ситуации в области; - улучшить состояние жилищного фонда и условий проживания населения. |
||||
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Комитет экономики Читинской области и заместитель Губернатора Читинской области - председатель Комитета транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Улучшение жилищных условий граждан и развитие жилищного сектора всегда входили в число приоритетных направлений социально-экономической политики как всей России в целом, так и отдельно взятых регионов. Новые условия постоянно развивающихся рыночных отношений требуют применения новых путей и методов решения жилищных проблем.
Жилищная проблема в Читинской области остается одной из наиболее острых. Хотя темпы жилищного строительства в последние годы несколько возросли, обеспеченность населения благоустроенным жильем находится еще на достаточно низком уровне и в целом не удовлетворяет существующий спрос.
Характерными чертами жилищной политики в Читинской области остаются низкая обеспеченность населения жильем; несоответствие стоимости жилья уровню доходов граждан; недостаточный для замены выбывающего жилищного фонда объем нового строительства; отсутствие эффективных финансовых инструментов, стимулирующих частных инвесторов вкладывать средства в жилищное строительство; отсутствие доступных кредитных источников, позволяющих населению приобретать жилье в кредит.
Падение объемов строительства жилья обусловлено резким сокращением участия государства в рынке жилищного строительства. В настоящее время состояние жилищного фонда характеризуется следующими показателями. По данным Читинского областного комитета государственной статистики, жилищный фонд области составил 20,8 млн. кв. метров площади жилищ; в среднем на 1 жителя приходится 18,2 кв. метра площади (по России - 20,2 кв. метра). Значительная часть жилищного фонда не соответствует потребностям населения по своим качественным характеристикам. Каждая третья квартира не оборудована централизованным водоснабжением, канализацией и центральным отоплением, каждая вторая - горячим водоснабжением.
Острой проблемой для населения остается получение жилья и улучшение жилищных условий. На начало 2004 года на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий стояло 19604 семьи (5% от общего числа семей), из них 3703 - многодетные и 6342 молодые семьи. Значительное число семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, проживает в общежитиях - 5164 семьи, ветхом и аварийном жилье - 3402, в коммунальных квартирах - 862 семьи. Достаточно много семей (4,3 тысячи) состоит на учете для получения жилья 10 лет и более. Вместе с тем, период ожидания в очереди увеличивается (доля семей, состоящих на учете 10 лет и более, составила 22% против 9% в 1995 году). При условии ежегодного выделения (на уровне последних трех лет) 1,1 - 1,4 тыс. квартир очередникам 2004 года, состоящим на учете для получения жилья, придется ждать квартиру не менее 20 лет.
В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта региональной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем. Однако до настоящего времени не удалось создать и внедрить в практику приемлемые экономические механизмы поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем.
Читинская область - это регион, где наиболее остро проявляется сокращение численности населения. По оценке, численность постоянного населения на 01 декабря 2004 года составила 1136,5 тыс. человек и уменьшилась с начала года на 7,4 тыс. человек, или на 0,6 %. Демографическая ситуация характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанным с ростом уровня смертности. Число умерших превысило число родившихся на 22,6 %.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования соответствующей демографической политики в области.
В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают иметь детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в области необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Для решения жилищной проблемы нужны новые подходы, идеи, с одной стороны, отвечающие реальным экономическим условиям, а с другой - учитывающие социальное неравенство граждан. Несмотря на то, что реализация мероприятий областной целевой программы "Создание системы ипотечного жилищного кредитования в Читинской области в 2003-2005 годах" позволила заложить основы ипотечного жилищного кредитования и сформировать положительные тенденции в обеспечении жильем населения со средним уровнем доходов, ситуация по обеспечению жильем малообеспеченных слоев населения и иных категорий граждан Читинской области остается сложной.
На 01 января 2005 года Государственным фондом ипотечного жилищного кредитования Читинской области зарегистрировано около 3,0 тыс. заявлений от граждан, желающих приобрести жилье по схеме ипотечного кредитования, заключено около 250 предварительных договоров с претендентами на приобретение жилья на условиях ипотеки в строящихся жилых домах, что свидетельствует о возрастающей возможности населения области в приобретении квартир по схеме ипотечного кредитования.
Для решения проблем необходимо обеспечить приток новых финансовых ресурсов на рынок жилищного строительства и в сопряженные с ним секторы промышленности, создать новые рабочие места, вовлечь в реальный экономический оборот жилую недвижимость через механизм ипотеки, создать экономическую базу для привлечения в жилищную сферу сбережений граждан и других внебюджетных финансовых ресурсов, создать систему поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо развитие базы стройиндустрии, в том числе повышение эффективности работы строительных организаций, снижение себестоимости строительной продукции, улучшение качества строительства, внедрение новейших технологий и эффективных строительных материалов. Все эти составляющие взаимосвязаны между собой и невозможны без создания в регионе производств по выпуску основных строительных материалов (керамический лицевой кирпич, цемент, кровельные материалы, керамическая и облицовочная плитка). Это позволит резко снизить затраты на транспортировку этих изделий из других регионов России, сократить вывоз капитала за пределы области, повысить налогооблагаемую базу и создать новые рабочие места.
Эффективное решение этих вопросов и создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области требует объединенных усилий и взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, поэтому переход к созданию условий для устойчивого функционирования и развития жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является обеспечение роста темпов жилищного строительства, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства, развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, а также формирование рынка доступного жилья на территории Читинской области.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы, стимулирующей создание условий для развития жилищного строительства;
- реструктуризация базы стройиндустрии;
- внедрение современных финансово-кредитных механизмов на основе бюджетного и внебюджетного финансирования, способствующих обеспечению доступности строительства и приобретению жилья населением;
- использование в жилищном строительстве качественных, экологически чистых, современных по дизайну видов продукции и материалов, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения как на элитное жилье, так и на качественные жилые дома для граждан с невысокими доходами;
- создание условий для формирования рынков подрядных работ и стройматериалов.
Сроки реализации программы: 2006-2008 годы.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и конечные результаты, характеризующие прямой эффект от реализации программы.
Показатели |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Целевые индикаторы | |||
Вовлечение денежных средств населения в реальный сектор экономики области (тыс. рублей, в ценах 2005 года) |
55000 |
65000 |
75000 |
Конечные результаты | |||
Увеличение объема ввода общей площади жилых домов в год (тыс. кв. м) |
130 |
190 |
230 |
Улучшение жилищных условий семей по схеме ипотечного жилищного кредитования (единиц) |
200 |
240 |
270 |
Обеспечение жильем молодых семей (единиц) |
70 |
96 |
108 |
3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного, местных бюджетов и внебюджетных источников. Потребность в финансировании мероприятий программы приведена в прилагаемой таблице:
тыс. рублей в ценах 2005 года
Источники финансирования |
Финансовые затраты |
|||
всего |
в том числе по годам |
|||
2006 |
2007 |
2008 |
||
Областной бюджет |
530000 |
150000 |
180000 |
200000 |
Местные бюджеты |
1800 |
500 |
600 |
700 |
Внебюджетные источники |
195000 |
55000 |
65000 |
75000 |
Итого |
726800 |
205500 |
245600 |
275700 |
Объемы финансирования программы из областного бюджета подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.
4. Механизм реализации программы
Заказчику программы предоставляется право распределять бюджетные инвестиции данной программы по получателям бюджетных средств. Заказчик осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации программы.
Механизм реализации программы предусматривает мероприятия по выделению денежных средств из областного бюджета на строительство жилых домов, в том числе и по договорам долевого участия. Условия предоставления бюджетных средств, сроки, порядок выдачи займа и условия его погашения, гарантии по возврату, а также размеры годовых процентных ставок по ипотеке регламентируются Положением об организации ипотечного жилищного кредитования в Читинской области за счет бюджетных и иных средств, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 18 апреля 2002 года N 137 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 26 мая 2004 года N 106-А/п).
Фонд, действуя на основании доверенности Администрации Читинской области, выступает в качестве инвестора строительства жилья на долевых началах. После государственной регистрации прав государственной собственности на вновь возведенное жилье Фонд на основании договора поручения приступает к продаже жилья с рассрочкой платежа. Полученные средства от возврата ранее выданных займов с учетом годовых процентных ставок направляются Фондом на реинвестирование строительства жилья.
Заказчик программы производит отбор основных участников реализации мероприятий программы, в том числе для реализации проекта по схеме ипотечного жилищного кредитования (заказчики-застройщики, страховые компании, банки, риэлторские и оценочные агентства и пр.) в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование отдельных мероприятий программы в муниципальных районах и городских округах из средств областного бюджета будет осуществляться только после начала финансирования мероприятий из средств местного бюджета.
Заказчик программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию программы, и предварительных результатов выполнения мероприятий программы, уточняет мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
При необходимости заказчик программы в установленном порядке вносит предложения о продлении срока реализации программы.
Постановлением Администрации Читинской области от 20 июня 2006 г. N 170-А/п в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Комитет транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству и строительству.
Исполнители программных мероприятий ежемесячно до 5-го числа предоставляют заказчику программы отчетную документацию по установленным заказчиком формам.
Отчет Фонда о целевом использовании средств по мере необходимости рассматривается на заседаниях попечительского совета Фонда. Состав попечительского совета Фонда утвержден постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 05 июля 2001 года N 437.
6. Оценка эффективности социально-экономических
последствий реализации программы
К наиболее ощутимым результатам реализации программы, которые позволят в перспективе создать условия для развития жилищного строительства, относятся:
- дополнительное вовлечение в строительство жилья внебюджетных средств в сумме 195000 тысяч рублей;
- снижение социальной напряженности за счет приоритетного строительства социального и доступного жилища;
- увеличение объема ввода жилища и выхода в 2008 году на уровень 230 тыс. кв. м общей площади жилых домов в год, что позволит удовлетворить потребность в жилище;
- освоение рыночных механизмов инвестирования жилищного строительства;
- создание условий для интенсификации деятельности смежных отраслей экономики в области (строительные материалы: керамический лицевой кирпич, цемент и т.д.);
- отрабатывание форм и методов жилищного строительства в рыночных условиях и создание основ эффективной деятельности в последующие периоды.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать нормативную правовую базу развития жилищного строительства; увеличить объемы строительства в области; осуществить развитие строительной индустрии и смежных отраслей экономики в Читинской области; увеличить занятость населения области; вовлечь денежные средства населения в реальный сектор экономики области; создать условия для улучшения демографической ситуации в области; улучшить состояние жилищного фонда и условий проживания населения.
Постановлением Администрации Читинской области от 12 сентября 2006 г. N 233-А/п в раздел 7 настоящей программы внесены изменения
7. Перечень мероприятий программы
(тыс. рублей в ценах 2005 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Читинской области от 20 апреля 2005 г. N 113-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области в 2006-2008 годах"
Текст постановления опубликован в Еженедельной газете "Азия-Экспресс" от 4 мая 2005 г., N 19
Постановлением Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 г. N 316-А/п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2007 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Читинской области от 12 сентября 2006 г. N 233-А/п
Постановление Администрации Читинской области от 20 июня 2006 г. N 170-А/п
Постановление Администрации Читинской области от 11 апреля 2006 г. N 93-А/п
Действие настоящего постановления приостановлено на 2006 г.