Постановление Администрации Читинской области
от 27 сентября 2005 г. N 235-А/п
"Об утверждении областной целевой программы
"Переселение граждан Читинской области
из ветхого и аварийного жилищного фонда
в 2006-2010 годах"
11 апреля 2006 г.
Постановлением Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 г. N 316-А/п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2007 г.
Постановлением Администрации Читинской области от 11 апреля 2006 г. N 93-А/п действие настоящего постановления приостановлено на 2006 г.
В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области "Об Администрации Читинской области", Положением о разработке и реализации областных целевых программ, областных программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Администрации Читинской области от 04 мая 2005 года N 118-А/п, в целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда Читинской области Администрация Читинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2006-2010 годах" (далее - программа).
2. Комитету экономики Читинской области (Т.И. Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В. Аюшиев) при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета, с учетом его возможностей.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в развитие областной целевой программы разработать соответствующие муниципальные программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Читинской области по транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Н.И.Семенова.
5. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.
Губернатор Читинской области |
Р.Ф. Гениатулин |
Областная целевая программа
"Переселение граждан Читинской
области из ветхого и аварийного жилищного фонда
в 2006-2010 годах"
(утв. постановлением Администрации Читинской области
от 27 сентября 2005 г. N 235-А/п)
11 апреля 2006 г.
Паспорт областной целевой программы
"Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного
жилищного фонда в 2006-2010 годах"
Наименование Областная целевая программа "Переселение
программы граждан Читинской области из ветхого и
аварийного жилищного фонда в 2006-2010
годах" (далее - программа)
Дата принятия Распоряжение Администрации Читинской
решения о области от 31 мая 2005 года N 364-А/р "О
разработке разработке областной целевой программы
программы "Переселение граждан Читинской области из
ветхого и аварийного жилищного фонда в 2006-
2010 годах"
Дата утверждения Постановление Администрации Читинской
программы области от 27 сентября 2005 года N 235-А/п
"Об утверждении областной целевой программы
"Переселение граждан Читинской области из
ветхого и аварийного жилищного фонда в 2006-
2010 годах"
Заказчик Комитет жилищно-коммунального хозяйства и
программы строительства Читинской области
Основной Комитет жилищно-коммунального хозяйства и
разработчик строительства Читинской области
программы
Цели и задачи Целями программы являются:
программы - переселение граждан Читинской области из
ветхого и аварийного жилищного фонда,
находящегося в государственной и
муниципальной собственности;
- ликвидация существующего ветхого и
аварийного жилищного фонда после
переселения граждан.
Задачи программы:
- подготовка условий и разработка механизма
для переселения граждан из государственного
и муниципального жилищного фонда,
непригодного для проживания;
- обеспечение формирования обязательств
собственника государственного и
муниципального жилищного фонда относительно
его технического состояния в случае
непредвиденных техногенных и иных явлений;
- нормативное правовое обеспечение
привлечения средств внебюджетных источников
на реализацию мероприятий программы.
/---------------------------------------------------\
Важнейшие целевые | | Объемы работ |
индикаторы и | |-------------------------------------|
показатели | Наименование| Всего| в том числе по годам |
| показателя | |------------------------------|
| | | 2006| 2007| 2008| 2009| 2010 |
|-------------+------+-----+-----+-----+-----+------|
|Площадь |251,9 |42,0 |46,2 | 50,8| 53,0| 59,9 |
|сносимого | | | | | | |
|ветхого и | | | | | | |
|аварийного | | | | | | |
|жилья, | | | | | | |
|тыс. кв.м | | | | | | |
|-------------+------+-----+-----+-----+-----+------|
|Количество |11699 |1956 | 2125|2294 |2496 | 2828 |
|жителей, | | | | | | |
|подлежащих | | | | | | |
|переселению, | | | | | | |
|тыс. чел. | | | | | | |
|-------------+------+-----+-----+-----+-----+------|
|Объем жилья, |241,52|40,45|43,84|47,34|51,51|58,38 |
|требуемый для| | | | | | |
|переселения, | | | | | | |
|тыс.кв.м | | | | | | |
\---------------------------------------------------/
Сроки и этапы 2006-2010 годы
реализации Первый этап: 2006-2007 годы
программы Второй этап: 2008-2010 годы
Исполнители Комитет жилищно-коммунального хозяйства и
основных строительства Читинской области, органы
мероприятий местного самоуправления муниципальных
программы образований Читинской области, организации
на конкурсной основе
Объемы и Потребность в финансировании мероприятий
источники программы составляет:
финансирования (тыс. рублей в ценах 2005 года)
программы /----------------------------------------------------------\
| Источники | Финансовы затраты |
|финансирования|-------------------------------------------|
| | Всего | в том числе по годам |
| | |-----------------------------------|
| | | 2006 |2007 |2008 | 2009 | 2010 |
|--------------+-------+-------+------+------+------+------|
|Федеральный |1012430| 169533|183642|198390|216264|244601|
|бюджет | | | | | | |
|--------------+-------+-------+------+------+------+------|
|Областной |506215 | 84767 |91821 |99195 |108132|122300|
|бюджет | | | | | | |
|--------------+-------+-------+------+------+------+------|
|Местные | | | | | | |
|бюджеты |581785 | 99881 |106935|114309|123246|137414|
|--------------+-------+-------+------+------+------+------|
|Внебюджетные |1349888| 226044|244856|264500|288352|326136|
|источники | | | | | | |
|--------------+-------+-------+------+------+------+------|
|Итого: |3450318| 580225|627254|676394|735994|830451|
\----------------------------------------------------------/
Объемы финансирования программы из
областного бюджета подлежат ежегодной
корректировке с учетом возможностей
областного бюджета
Ожидаемые Переселение до 2010 года из аварийного
конечные жилищного фонда более 11699 граждан с
результаты предоставлением более 241,52 тыс. кв. м
реализации общей площади жилья. Разработка механизмов
программы и привлечения средств внебюджетных источников
показатели на решение социальных проблем. Выполнение
социально- государственных обязательств по переселению
экономической граждан из жилых помещений, непригодных для
эффективности постоянного проживания.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Необходимость разработки областной целевой программы "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2006-2010 годах" связана с тем, что в 2005 году завершается реализация областной целевой программы "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)". При разработке данной программы в качестве базовых показателей были приняты:
- объем ветхого и аварийного жилищного фонда по состоянию на 01 января 2001 года - 369,7 тыс. кв. м;
- количество проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде по состоянию на 01 января 2001 года - 17,9 тыс. человек;
- количество семей, проживающих в ветхом и аварийном фонде по состоянию на 01 января 2001 года, - 5270.
Исходя из реальных возможностей финансирования на 2003-2005 годы планировалось ликвидировать 49,0 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилищного фонда и переселить 3903 человека, или 1149 семей.
Общий объем финансирования должен был составить 401,52 млн. рублей, в том числе за счет средств:
- федерального бюджета -150,0 млн. рублей;
- областного бюджета - 60,23 млн. рублей;
- муниципального бюджета - 72,28 млн. рублей;
- внебюджетных источников -119,01 млн. рублей.
За время реализации областной целевой программы "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)" будет ликвидировано 12,9 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилищного фонда, переселено 814 человек.
За 2003-2005 годы мероприятия программы "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)" профинансированы в объеме 82,34 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования:
- из федерального бюджета - 23,3 млн. рублей;
- из областного бюджета -18,43 млн. рублей;
- из муниципального бюджета - 40,61 млн. рублей.
Кроме этого, для ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда привлечены средства из других программ в сумме 19,8 млн. рублей, в том числе:
- из федерального бюджета - 10,30 млн. рублей;
- из областного бюджета -5,5 млн. рублей;
- из муниципального бюджета - 4,0 млн. рублей.
От базового показателя 2001 года объем ветхого и аварийного жилищного фонда сократился на 4 %.
В то же самое время, объем такого жилья в области увеличился более чем в 2 раза и составил 745,9 тыс. кв. м.
Основными причинами такого резкого роста объемов ветхого и аварийного жилищного фонда явились:
1. Отсутствие в статистической отчетности сведений о ветхом и аварийном жилищном фонде ведомственной подчиненности.
2. Передача в муниципальную собственность жилищного фонда министерств и ведомств, состояние которого сразу было признано ветхим.
3. Проведение в рамках реализации областной целевой программы "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)" мероприятий по обследованию состояния жилищного фонда в большинстве муниципальных образований области, что позволило выявить реальные объемы ветхого и аварийного жилищного фонда.
Динамика изменения структуры жилищного фонда в целом по области приведена в таблице 1 и в разрезе муниципальных образований в таблице 2.
Таблица 1
Динамика изменения структуры жилищного фонда Читинской области
Наименование показателей |
По состоянию на 01 января 2001г. |
По состоянию на 01 января 2004г. |
По состоянию на 01 января 2005г. |
|||
кв. м |
в процен- тах |
кв. м |
в процен- тах |
кв. м |
в процен- тах |
|
Жилищный фонд всего: в том числе: |
19483,3 |
100 |
19722,5 |
100 |
19749,6 |
100 |
муниципальный жилищный фонд |
4728,6 | 24,3 | 3991,1 | 20,2 | 4131,5 | 20,9 |
государственный (ведомственный) жилищный фонд |
3008,4 |
15,4 |
2659,3 |
13,5 |
2310,9 |
11,7 |
частный жилищный фонд |
11124,4 | 57,1 | 12569,2 | 63,7 | 12806,8 | 64,9 |
прочий | 621,9 | 3,2 | 502,9 | 2,6 | 500,4 | 2,5 |
Ветхий и аварийный жилищный фонд |
369,7 | 1,9 | 598,1 | 3,0 | 745,9 | 3,8 |
Расчет удельного веса ветхого жилья, находящегося в муниципальной и государственной собственности, произведен исходя из объемов, определенных в областной целевой программе "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)", с учетом роста и составляет:
- площадь ветхого и аварийного жилищного фонда - 251,9 тыс. кв.м;
- количество переселяемых жителей - 11699 человек;
- количество переселяемых семей - 3468.
Таблица 2
Сведения о жилищном фонде
в разрезе муниципальных образований по состоянию
на 01 января 2005 года
N п/п |
Наименование муниципальных образований |
Жилой фонд (тыс. кв. м) | |||||
всего | муниципа- льный |
частный | государст- венный |
ветхий | аварийный | ||
Всего | 19749,6 | 4131,5 | 12806,8 | 2310,9 | 721,1 | 24,8 | |
1 | г.Чита | 5423,2 | 1767,3 | 3428,5 | 83,1 | 153,3 | ----- |
2 | г.Балей | 397,4 | 75, 9 | 321,5 | ---- | 30,8 | 0,6 |
3 | г.Краснокаменск и Краснокаменский район |
1300,9 | 372,2 | 847,9 | 51,2 | 66,6 | ----- |
4 | г.Петровск-Забайкальский район |
463,3 | 87,8 | 305,9 | 22,2 | 8,3 | ----- |
5 | Акшинский район | 205,7 | 11,3 | 194,0 | 0,4 | 18,2 | ------ |
6 | Александрово-Заводский район |
166,9 | 15,0 | 151,1 | 0,2 | 3,3 | 0,2 |
7 | Балейский район | 139,0 | 8,0 | 118,1 | 12,9 | 0,9 | 0,1 |
8 | г.Борзя и Борзинский район |
860,2 | 208,7 | 578,5 | 35,4 | 46,8 | 0,1 |
9 | Газимуро-Заводский район |
150,7 | 14,9 | 133,7 | 2,1 | 4,6 | 0,2 |
10 | Забайкальский район | 290,2 | 5,9 | 146,0 | 126,3 | 4,4 | 0,1 |
11 | Каларский район | 221,4 | 87,7 | 131,1 | 2,6 | 27,9 | 0,1 |
12 | Калганский район | 150,8 | 21,2 | 124,7 | 3,9 | 2,4 | 0,3 |
13 | Карымский район | 589,4 | 88,0 | 358,1 | 112,1 | 12,9 | ------ |
14 | Красночикойский район | 399,2 | 334,4 | 906,1 | 30,8 | 20,6 | 0,2 |
15 | Кыринский район | 235,2 | 10,5 | 380,1 | 6,4 | 56,6 | 2,1 |
16 | Могочинский район | 551,3 | 277,8 | 184,6 | 82,4 | 10,6 | 0,6 |
17 | Нерчинский район | 392,7 | 51,6 | 299,9 | 22,7 | 22,1 | ----- |
18 | Нерчинско-Заводский район |
163,6 | 15,0 | 143,4 | 0,4 | 2,7 | 2,9 |
19 | Оловяннинский район | 626,6 | 103,8 | 429,1 | 42,0 | 6,7 | 0,1 |
20 | Ононский район | 212,6 | 15,2 | 194,2 | 0,9 | 46,9 | ---- |
21 | Петровск-Забайкальский район |
348,7 | 55,0 | 266,6 | 17,0 | 4,0 | ----- |
22 | Приаргунский район | 492,4 | 58,0 | 418,3 | 13,9 | 21,6 | ----- |
23 | Сретенский район | 446,9 | 59,7 | 344,8 | 25,0 | 4,1 | 1,6 |
24 | Тунгиро-Олекминский район |
31,6 | 18,3 | 12,8 | 0,5 | 3,1 | 0,4 |
25 | Тунгокоченский район | 271,9 | 76,0 | 185,8 | 9,1 | 31,6 | 4,5 |
26 | Улетовский район | 396,3 | 43,9 | 333,5 | 17,1 | 7,8 | ----- |
27 | Хилокский район | 574,1 | 16,2 | 397,5 | 110,9 | 1,1 | 4,0 |
28 | Чернышевский район | 678,4 | 219,1 | 421,1 | 38,2 | 39,9 | 3,5 |
29 | Читинский район | 926,4 | 179,5 | 659,2 | 64,8 | 10,8 | ----- |
30 | Шелопугинский район | 163,3 | 28,6 | 128,0 | 1,9 | 14,9 | 0,9 |
31 | Шилкинский район | 932,5 | 164,4 | 766,1 | 2,0 | 7,7 | 0,5 |
Аналогичная ситуация сложилась в целом по стране и по Сибирскому федеральному округу.
Так, по Сибирскому федеральному округу площадь ветхого и аварийного жилищного фонда с 2001 по 2004 год увеличилась с 10,5 млн. кв. м до 16,5 млн. кв. м, или в полтора раза.
Планируемые темпы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и объемы финансирования областной целевой программы "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)" из бюджетов всех уровней не соответствуют параметрам федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В текущем году по инициативе Росстроя внесен на рассмотрение Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект обращения к Правительству Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации в 2005 и 2006 годах" от 13 апреля 2005 года N 35.
За время реализации областной целевой программы произошли серьезные изменения в связи с принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ и Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который вступает в силу с 01 января 2006 года:
- ведется формирование поселений;
- изменился порядок предоставления гражданам жилых помещений;
- внесены в Читинскую областную Думу проекты законов Читинской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" и "Об установлении порядка определения размера дохода# приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда";
- переданы органам местного самоуправления полномочия по отнесению жилых домов к категории непригодных для постоянного проживания.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане, в основном, не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества (в 2000 году 74% граждан Читинской области имели среднедушевой доход ниже уровня прожиточного минимума - 1276,93 рублей, а в 2004 году - 40%, при величине прожиточного минимума в среднем на душу населения -3129,76 рублей).
Основными условиями для финансирования региональных мероприятий из средств федерального бюджета по подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы являются:
- утвержденная в установленном порядке региональная программа;
- обеспечение условий софинансирования из областного и местных бюджетов;
- привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий региональной программы.
Муниципальные образования, а также вновь создаваемые поселения, учитывая высокую степень их дотационности, самостоятельно эту проблему решить не могут.
Следовательно, решить ее можно только программным методом, с привлечением средств из бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников, не исключая вариант частичной оплаты населением при превышении нормы предоставления и стоимости 1 кв. м жилья, установленной федеральным стандартом.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Программой предусмотрено переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда, находящегося в муниципальной и государственной собственности. Поэтому объемы ветхого и аварийного жилья снижены по сравнению с базовыми показателями предыдущей программы.
С учетом итогов реализации за 2003-2005 годы базовые показатели состояния государственного и муниципального жилищного фонда, положенные в основу разработки следующего этапа реализации, составили:
- общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда, находящаяся в муниципальной и государственной собственности, - 251,9 тыс. кв. м;
- количество проживающих - 11699 человек;
- количество семей - 3468.
На основании вышеприведенных выводов были сформулированы основные цели и задачи программы. Целями программы являются:
- переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- ликвидация существующего ветхого и аварийного жилищного фонда после переселения граждан.
В связи с изменениями в жилищном законодательстве в рамках реализации программы необходимо решить следующие основные задачи:
- подготовка условий и разработка механизма для переселения граждан из государственного и муниципального жилищного фонда, непригодного для проживания;
- обеспечение формирования обязательств собственника государственного и муниципального жилищного фонда относительно его технического состояния в случае непредвиденных техногенных и иных явлений;
- нормативное правовое обеспечение привлечения средств внебюджетных источников на реализацию мероприятий программы.
Одной из важнейших задач программы является разработка нормативной правовой базы для привлечения средств внебюджетных источников для реализации ее мероприятий. Основными направлениями в этой области являются:
- привлечение средств от продажи земельных участков, выделяемых под перспективную застройку;
- продажа земельных участков, высвобождаемых при расселении ветхого и аварийного жилищного фонда;
- выделение площадок частным застройщикам и юридическим лицам, преимущественно расположенных в зонах с наличием ветхого и аварийного жилищного фонда.
Кроме того, в рамках реализации программы планируется:
- формирование правового и методологического обеспечения для определения порядка переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также размеров оказываемой им государственной помощи;
- обеспечение переселяемых граждан жильем (строительство социального жилья для малообеспеченной категории населения, приобретение квартир на вторичном рынке жилья);
- организация реконструкции многоквартирных жилых домов в городских поселениях;
- немедленная ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, в целях предупреждения его повторного заселения;
- завершение строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности;
- реализация обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно не только состояния жилищного фонда, но и его восстановления в случае аварийного разрушения;
- расширение масштабов использования вторичного рынка жилья;
- формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
- создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья;
- взаимосвязь программы переселения граждан из жилья, непригодного для проживания, с другими реализуемыми программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья.
Для решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо построить и реконструировать 241,52 тыс. кв. м жилищного фонда. В рамках программы планируется ликвидировать 251,9 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья. Исходя из этого, определены целевые индикаторы и показатели (таблица 3).
Таблица 3
Расчет потребности в жилье для переселения граждан
из ветхого и аварийного жилищного фонда
Читинской области в рамках программы
Наименование показателя |
Объемы работ | |||||
Всего | в том числе по годам: | |||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Площадь сносимого ветхого и аварийного жилья, тыс.кв.м. |
251,9 |
42,0 |
46,2 |
50,8 |
53,0 |
59,9 |
Количество переселяемых семей |
3468 | 580 | 630 | 680 | 740 | 838 |
Количество жителей, подлежащих переселению, тыс.чел. |
11699 |
1956 |
2125 |
2294 |
2496 |
2828 |
Социальная норма предоставления жилья, кв.м на чел. |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
Объем жилья, требуемый для переселения, тыс.кв.м |
241,52 |
40,45 |
43,84 |
47,34 |
51,51 |
58,38 |
Привлечение внебюджетных источников финансирования, тыс. рублей |
471,5 |
79,1 |
86,1 |
92,6 |
101,1 |
112,6 |
Решение проблемы переселения граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривает комплекс мероприятий, который будет реализовываться поэтапно.
На первом этапе (2006-2007 годы) будут созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для решения основных задач программы. Этот этап предусматривает решение следующих задач:
1. Упорядочение методологических основ оценки ветхого и аварийного жилищного фонда. Установление классификации ветхих жилых домов по степени износа и техническому состоянию с учетом того, что часть домов подлежит реконструкции:
- дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
- дома и помещения, восстановление которых невозможно или экономически нецелесообразно.
2. Формирование нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам. Формирование обязательств собственника (собственников) жилищного фонда по его восстановлению в случае аварийного разрушения. Создание механизмов страхования жилья для гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений.
3. Оценка размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан. Инвентаризация жилищного фонда, составление реестра ветхих и аварийных домов по муниципальным образованиям, установление очередности сноса жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очередности переселения граждан с учетом вновь созданных поселений, уточнение списков очередности и отнесения к категории малоимущих.
4. Привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации программы.
5. Переселение граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, в благоустроенное жилье. Снос ветхого и аварийного жилья.
6. Отработка взаимоотношений с муниципальными образованиями, установление критериев отбора и очередности реализации муниципальных программ.
Учитывая необходимость первоочередного переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируется предоставление конкретной жилой площади, размеры и качество которой будут определяться исходя из законодательно установленных гарантий государства гражданам, проживающим в ветхом или аварийном жилищном фонде.
Данный механизм предполагает, что жилье будет предоставляться гражданам на условиях социального найма. Предлагаемое муниципальное жилье может являться:
- жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
- жильем, полученным муниципальным образованием за счет строительства от застройщика за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
- жильем, приобретенным на вторичном рынке жилищной недвижимости*;
- жильем, построенным муниципальным образованием в качестве муниципального социального жилья.
Главным критерием должна стать стоимость жилья - она должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья. С этой точки зрения следует отметить, что:
а) экономически наиболее эффективно вторичное использование муниципального жилья;
б) приобретение муниципальным образованием жилья на вторичном рынке, как правило, экономически более целесообразно, чем новое строительство муниципального социального жилья;
в) при заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать номенклатуру и размер жилых помещений, предназначенных в дальнейшем для социального использования;
г) в случае принятия решения о строительстве муниципального социального жилья следует использовать специальные проекты, предназначенные для жилья именно социального типа (при необходимости возможно изменение внутренней планировки жилых помещений, т.е. можно менять количество комнат).
Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда частично должно осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
7. Реконструкция многоквартирных домов городских поселений.
На втором этапе программы (2008-2010 годы) планируется решение задач по переселению граждан и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 01 января 2000 года:
1. Формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу. Строительство жилья социального типа. Предоставление налоговых льгот строительным организациям, участвующим в строительстве социального жилья. Предоставление благоприятных по грунтовым условиям площадок для строительства. Использование вторичного рынка жилья для расселения жителей из ветхого и аварийного жилищного фонда.
2. Поэтапное переселение жильцов и снос ветхого и аварийного жилищного фонда.
3. Реконструкция многоквартирных домов городских поселений.
4. Подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа.
5. Выделение площадок под перспективную застройку в местах расположения ветхого и аварийного жилищного фонда с целью привлечения средств застройщиков коммерческого жилья для расселения граждан из ветхого и аварийного фонда.
3. Ресурсное обеспечение программы
Расходы на реализацию программы составят 3450318,0 тыс. рублей (в ценах 2005 года). Источниками финансирования программы являются:
- средства федерального бюджета;
- средства областного бюджета;
- средства местных бюджетов;
- средства внебюджетных источников (привлечение средств от продажи земельных участков, выделяемых под перспективную застройку, продажа земельных участков, высвобождаемых при расселении ветхого и аварийного жилищного фонда, выделение площадок частным застройщикам и юридическим лицам, преимущественно расположенных в зонах с наличием ветхого и аварийного жилищного фонда).
При разработке программы учитывалось, что ее реализация будет осуществляться в условиях значительного дефицита бюджетных средств, поэтому принята следующая пропорция:
средства федерального бюджета - 30%;
средства областного бюджета - 15%;
средства местных бюджетов - 15%;
средства внебюджетных источников - 40%.
В программе предусмотрено использование средств областного и местных бюджетов, образуемых за счет:
- эффективного использования муниципальных земель. Платежи от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) престижных земельных участков, находящихся в центре Читы, выделение земельных участков под коммерческое строительство в местах расположения ветхого и аварийного жилищного фонда, являются одними из наиболее эффективных источников решения проблемы;
- эффективного использования муниципальной жилой недвижимости. В качестве финансового источника в этом случае рассматривается плата граждан за наем муниципального жилищного фонда, которая отражает качественные отличия в потребительских свойствах нанимаемого жилья, а дифференциация ее значения в максимальной степени ориентируется на рыночную ситуацию. В Читинской области плата за наем в I квартале 2005 года составила 0,49 рублей за кв. м. Ежегодно общая сумма средств, взимаемая с населения за наем, при общей площади муниципального жилищного фонда более 6,44 млн. кв. м составит около 3,2 млн. рублей Порядок использования указанных средств в области не определен. В каждом муниципальном образовании, где будет реализовываться программа, рекомендуется ввести дифференцированные ставки платы за наем муниципального жилья и определить долю финансовых средств от платы за наем, которая будет расходоваться для переселения граждан.
В программе предусматривается также использование средств внебюджетных источников:
- кредитов банков;
- облигационных займов;
- средств организаций, заинтересованных в реализации программы;
- средств, вносимых населением;
- средств, получаемых от сноса ветхих и аварийных жилых строений при освобождении площадок под новое строительство.
Объемы и источники финансирования программы приведены в таблице 4 и могут уточняться в процессе ее реализации в рамках согласованной бюджетной заявки исходя из возможностей областного бюджета.
Таблица 4
Расчет потребности в финансовых ресурсах
для реализации программных мероприятий
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения |
Объемы работ |
2006-2010 годы | |||
1. Общий объем ресурсов для реализации намеченных мероприятий | |||
1.1 | Общий объем финансовых ресурсов |
тыс. рублей | 3450318 |
2. Строительство нового жилья | |||
2.1 | Объем строительства жилья | тыс.кв.м | 140,76 |
2.2 | Стоимость строительства 1 кв.м жилья (в ценах 2005 г.) |
тыс. рублей | 15,6 |
2.3 | Объем финансовых затрат | тыс. руб. | 2195856 |
3. Реконструкция существующего ветхого жилищного фонда и приобретение жилья на вторичном рынке |
|||
3.1 | Площадь реконструируемого жилья и планируемого за счет приобретения на вторичном рынке |
тыс.кв.м | 100,76 |
3.2 | Стоимость проведения реконструкции 1 кв.м существующего жилищного фонда ( в ценах 2005 г.) |
тыс. рублей | 11,7 |
3.3 | Объем финансовых затрат | тыс. рублей | 1178892 |
4. Ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда | |||
4.1 | Площадь сносимого жилья | тыс.кв.м | 151,14 |
4.2 | Стоимость ликвидации 1 кв.м ветхого и аварийного жилищного фонда |
тыс. рублей |
0,5 |
4.3 | Объем финансовых затрат | тыс. рублей | 75570 |
Основными критериями при распределении бюджетных средств по муниципальным образованиям являются:
- наличие разработанной и утвержденной муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и ее финансирование из местного бюджета;
- наличие местной нормативной методической базы, положения которой соответствуют областной;
- привлечение внебюджетных источников для ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
- объем привлекаемых внебюджетных ассигнований, который позволяет определить эффективность программы с точки зрения частных инвесторов;
- соотношение объемов средств бюджетных и внебюджетных источников к общему объему средств, необходимых для финансирования программы (с учетом увеличения доли внебюджетных источников в общем объеме финансирования программы);
- площадь жилищного фонда, непригодного для проживания, в муниципальном образовании;
- наличие на вторичном рынке жилья для переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда по цене, не превышающей федеральный стандарт.
4. Механизм реализации программы
Система управления программой включает заказчика программы и органы местного самоуправления муниципальных образований, наделенные частью функций заказчика (далее - органы местного самоуправления).
Функции элементов системы управления программой распределяются следующим образом:
Заказчик программы:
- осуществляет общую координацию и мониторинг работ;
- формирует нормативную базу;
- вносит предложения по распределению средств, выделяемых из областного бюджета;
- оформляет и защищает бюджетные заявки на финансирование программы из федерального и областного бюджетов;
- заключает договоры софинансирования с муниципальными образованиями;
- заключает договоры с заказчиками-застройщиками на реализацию отобранных на текущий год проектов;
- организует работу по реализации программы в рамках своих полномочий совместно с Комитетом по финансам Читинской области и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
- принимает участие в решении вопроса бюджетного финансирования программы, исходя из возможностей областного бюджета на очередной финансовый год, включая вопросы межбюджетных отношений; принимает участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного финансирования мероприятий программы.
Органы местного самоуправления муниципальных образований:
- осуществляют контроль за исполнением муниципальных программ;
- организуют работу межведомственных комиссий по установлению жилищ, непригодных для проживания;
- участвуют в подготовке предложений по порядку переселения граждан;
- осуществляют контроль за соблюдением сроков и очередности в соответствии с установленным порядком переселения;
- организуют работу с переселенными гражданами;
- разрабатывают предложения по более эффективным методам решения поставленных задач;
- привлекают на реализацию мероприятий средства из местного бюджета и внебюджетных источников.
Управление программой будет производиться на основании ежегодных планов. Мониторинг хода выполнения мероприятий является составной частью управления программой.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют в установленном порядке заместитель Губернатора Читинской области по транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству и строительству и Комитет экономики Читинской области.
Механизм реализации программы состоит из трех блоков, каждый из которых соответствует механизму управления одной из трех групп программных мероприятий, содержит список исполнителей и последовательность выполнения ими указанных функций. Заказчик программы осуществляет управление совместной работой всех блоков:
Блок 1. "Строительство нового жилья"
Органы местного самоуправления муниципальных образований, исходя из потребности в переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, формируют муниципальные программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, включающие график переселения граждан, и на основе сложившегося рынка жилья определяют объемы строительства новых домов, потребность в финансовых ресурсах, составляют титульные списки на строительство.
Органы местного самоуправления муниципальных образований формируют на муниципальном уровне необходимую нормативную правовую базу, соответствующую типовой, утвержденной на уровне Читинской области. Представляют заказчику заявки на участие в реализации мероприятий программы.
Заказчик рассматривает представленные муниципальными образованиями заявки, для распределения средств областного бюджета по муниципальным образованиям проводит конкурс среди муниципальных программ и определяет претендентов, конкретные объекты и общие площади ввода жилых домов.
Заказчик после отбора претендентов и конкретных объектов увязывает их с утвержденным графиком ввода нового жилья, утверждает задания по вводу общей площади жилых домов, лимиты капиталовложений, титульные списки и определяет заказчика-застройщика в установленном порядке.
Органы местного самоуправления муниципальных образований заключают договоры с проектными организациями, определяемыми на конкурсной основе, на разработку проектной документации на строительство жилых домов.
Заказчик-застройщик на основании утвержденных заданий по вводу общей площади жилых домов, лимитов капитальных вложений, титульных списков и проектно-сметной документации заключают договоры подряда на выполнение работ со строительно-монтажными организациями, определяемыми на конкурсной основе.
Подрядные строительно-монтажные организации - победители подрядных торгов (конкурсов) на основании заключенных договоров осуществляют строительство.
Подрядные организации после окончания строительства по актам государственных комиссий вводят в эксплуатацию новые жилые дома.
Органы местного самоуправления муниципальных образований передают построенное жилье по договорам социального найма гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Органы местного самоуправления муниципальных образований представляют отчеты об использовании средств и выполнении заданий по вводу.
Заказчик программы на основании представленных отчетов составляет сводный ежегодный отчет о реализации программных мероприятий, в том числе по муниципальным образованиям, об использования финансовых средств, выделенных из федерального и областного бюджетов, и соблюдении соответствующих процедур при выполнении проектов, на реализацию которых были выделены указанные средства.
Блок 2. "Реконструкция существующего ветхого жилищного
фонда и приобретение жилья на вторичном рынке"
Органы местного самоуправления муниципальных образований:
- проводят обследование жилищного фонда, определяют объемы реконструируемого жилья, потребность в финансовых ресурсах;
- составляют списки граждан, подлежащих переселению из реконструируемого жилищного фонда;
- определяют очередность переселения и реконструкции ветхого жилья;
- согласовывают с заказчиком программы списки и очередность реконструкции ветхого жилья;
- организуют выселение граждан из реконструируемого ветхого жилищного фонда;
Подрядные строительно-монтажные организации - победители торгов (конкурсов) производят реконструкцию жилищного фонда, вывоз мусора и благоустройство площадок.
Органы местного самоуправления муниципальных образований составляют отчеты о реконструкции жилищного фонда.
Заказчик программы составляет сводный отчет о реализации программных мероприятий.
Блок 3. "Выселение граждан из ветхого и аварийного
жилищного фонда и его снос"
Органы местного самоуправления муниципальных образований:
- проводят обследование жилищного фонда;
- составляют списки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- определяют очередность переселения и сноса ветхого и аварийного жилья;
- согласовывают с заказчиком программы списки и очередность сноса ветхого и аварийного жилья;
- в результате реализации предыдущих групп программных мероприятий распределяют полученный жилищный фонд согласно утвержденной очередности переселения, заключают договоры на снос ветхого жилья;
- заключают договоры социального найма и организуют выселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Подрядные строительно-монтажные организации - победители торгов (конкурсов) производят снос ветхих и аварийных домов, вывоз мусора и благоустройство площадок.
Органы местного самоуправления муниципальных образований составляют отчеты о переселении граждан из ветхого жилья и его сносе.
Заказчик программы составляет сводный отчет о реализации программных мероприятий.
5. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности программы
В соответствии с целью программы в качестве интегральной оценки ее эффективности рассматривается количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда.
По окончании реализации программы к концу 2010 года должны быть переселены граждане (более 11,7 тыс. чел.), проживавшие в ветхом и аварийном жилищном фонде.
В результате реализации программы будет ликвидировано 251,9 тыс.кв. м ветхого и аварийного жилищного фонда.
Успешная реализация программы обеспечит:
- создание благоприятных условий для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства на территории муниципальных образований Читинской области;
- повышение комфортности и безопасности проживания в жилище;
- снижение социальной напряженности в обществе;
- создание дополнительных рабочих мест;
- улучшение демографической ситуации в области;
- улучшение состояния здоровья населения.
Также будет создана нормативная правовая база для формирования ответственности за состояние жилищного фонда в случаях форс-мажорных разрушений.
Вторым показателем эффективности реализации программы станет размер привлекаемых средств внебюджетных источников для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Результатом привлечения средств внебюджетных источников на реализацию программы станет не только решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территорий ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Использование финансовых средств, привлекаемых для реализации программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в федеральный, областной и муниципальные бюджеты.
Эффективность от реализации мероприятий программы с разбивкой по годам приведена в таблице 5:
Таблица 5
Наименование показателя |
Объемы работ | |||||
Всего | в том числе по годам: | |||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Площадь сносимого ветхого и аварийного жилья, тыс. кв. м |
251,9 |
42,0 |
46,2 |
50,8 |
53,0 |
59,9 |
Количество переселяемых семей |
3468 | 580 | 630 | 680 | 740 | 838 |
Количество жителей, подлежащих переселению, тыс. чел. |
11699 |
1956 |
2125 |
2294 |
2496 |
2828 |
Строительство и реконструкция жилья, тыс. кв. м |
241,52 |
40,45 |
43,84 |
47,34 |
51,51 |
58,38 |
Привлечение внебюджетных источников финансирования, тыс. рублей |
471,5 |
79,1 |
86,1 |
92,6 |
101,1 |
112,6 |
Средняя стоимость 1 кв. м жилья, рублей |
12000 | 13500 | 14500 | 15000 | 15000 | |
Разница между рыночной стоимостью 1 кв. м жилья и стоимость жилья по программе, рублей |
5000 |
5500 |
6000 |
7000 |
7500 |
6. Перечень мероприятий программы
(тыс. рублей в ценах соответствующих лет)
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители | Сроки реализа- ции, годы |
Источники финансирования |
Финансовые затраты | |||||
Всего | в том числе по годам | |||||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Подготовка нормативной правовой базы, согласно приложению |
Комитет жилищно-ком- мунального хозяйства и строительства Читинской области, органы местного самоуправле- ния |
2005-2006 | |||||||
2 |
Строительство нового жилья |
Организации на конкурсной основе |
2006-2010 | Всего | 2195856 | 367380 | 396860 | 429620 | 468160 | 533836 |
Федеральный бюджет | 658762 | 110214 | 119058 | 128892 | 140448 | 160150 | ||||
Областной бюджет | 329381 | 55107 | 59529 | 64446 | 70224 | 80075 | ||||
Местные бюджеты | 329381 | 55107 | 59529 | 64446 | 70224 | 80075 | ||||
Внебюджетные источники |
878332 | 146952 | 158744 | 171836 | 187264 | 213536 | ||||
3 | Реконструкция существующего ветхого фонда |
Организации на конкурсной основе |
2006-2010 | Всего | 1178892 | 197730 | 215280 | 231660 | 252720 | 281501 |
Федеральный бюджет | 353668 | 59319 | 64584 | 69498 | 75816 | 84451 | ||||
Областной бюджет | 176834 | 29660 | 32292 | 34749 | 37908 | 42225 | ||||
Местные бюджеты | 176834 | 29660 | 32292 | 34749 | 37908 | 42225 | ||||
Внебюджетные источники |
471556 | 79092 | 86112 | 92664 | 101088 | 112600 | ||||
4 | Ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда |
Организации на конкурсной основе |
2006-2010 | Всего | 75570 | 15114 | 15114 | 15114 | 15114 | 15114 |
Местные бюджеты | 75570 | 15114 | 15114 | 15114 | 15114 | 15114 | ||||
Итого по программе | Всего | 3450318 | 580225 | 627254 | 676394 | 735994 | 830451 | |||
в том числе: | Федеральный бюджет | 1012430 | 169533 | 183642 | 198390 | 216264 | 244601 | |||
Областной бюджет | 506215 | 84767 | 91821 | 99195 | 108132 | 122300 | ||||
Местные бюджеты | 581785 | 99881 | 106935 | 114309 | 123246 | 137414 | ||||
Внебюджетные источники |
1349888 | 226044 | 244856 | 264500 | 288352 | 326136 |
Приложение
к перечню мероприятий программы
Мероприятия по подготовке нормативной правовой базы
Наименование мероприятий | Срок выполнения мероприятий |
Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 |
Разработка нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с переселением граждан из непригодного для проживания жилищного фонда и направленные на реализацию обязательств государства по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в данном фонде |
2006-2007 годы |
Комитет жилищно-коммуна- льного хозяйства и строительства Читинской области |
Разработка и утверждение нормативных документов по консолидации на областном уровне финансовых ресурсов и создание целевого фонда для реализации Программы |
2006 год |
Комитет жилищно-коммуна- льного хозяйства и строительства Читинской области |
Разработка нормативных правовых актов по вопросам привлечения внебюджетных источников и долгосрочных инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках ликвидируемого ветхого и аварийного жилищного фонда |
2006 год |
Комитет жилищно-коммуна- льного хозяйства и строительства Читинской области |
Внесение на рассмотрение Читинской областной Думы проекта закона Читинской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" |
2006 год |
Комитет жилищно-коммуна- льного хозяйства и строительства Читинской области |
Подготовка проекта закона Читинской области "Об установление#порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" |
2006 год |
Комитет жилищно-коммуна- льного хозяйства и строительства Читинской области |
Разработка муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда |
2006-2007 годы |
Заинтересованные органы местного самоуправления муниципальных образований |
Разработка положения о порядке и условиях переселения граждан из жилых помещений, подлежащих освобождению в связи с необходимостью проведения реконструкции, капитального ремонта, сноса, переоборудования непригодных для проживания жилых домов, положения о признании непригодными для проживания жилых домов |
2006 год |
Заинтересованные органы местного самоуправления муниципальных образований |
Разработка положения о маневренном муниципальном жилищном фонде с целью упорядочения процесса переселения нанимателей, собственников и иных лиц из жилых помещений, находящихся в домах муниципального жилищного фонда, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции |
2006 год |
Заинтересованные органы местного самоуправления муниципальных образований |
Подготовка концепции застройки районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда и рекультивации высвобождающихся земельных участков, на которых повторная застройка нецелесообразна |
2006-2007 годы |
Заинтересованные органы местного самоуправления муниципальных образований |
*Ввиду мизерно малой емкости рынка вторичного жилья в Читинской области для решения проблем переселения граждан из аварийного и ветхого жилья данный механизм в программе детально не рассматривался, и финансовое обеспечение его не определялось.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Читинской области от 27 сентября 2005 г. N 235-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2006-2010 годах"
Текст постановления опубликован в приложении "Читинский областной вестник" от 1 ноября 2005 г., N 35
Текст постановления опубликован в Специальном выпуске Еженедельной газеты "Азия-Экспресс" от 11 октября 2005 г., N 45
Постановлением Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 г. N 316-А/п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2007 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Читинской области от 11 апреля 2006 г. N 93-А/п
Действие настоящего постановления приостановлено на 2006 г.