Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 73. Порядок подсчета голосов участников областного референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией референдума
1. Подсчет голосов участников областного референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников областного референдума членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 5 статьи 42 настоящего Закона области, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов участников областного референдума и наблюдать за подсчетом.
2. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии референдума объявляет, что получить бюллетени и проголосовать могут только участники областного референдума, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов участников областного референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которы должны быть извещены все члены участковой комиссии референдума, иные лица, указанные в части 5 статьи 42 настоящего Закона области.
3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в части 5 статьи 42 настоящего Закона области, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных в бюллетене справа от позиции "ЗА" и "Против"), затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму соответствующее число погашенных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней и числа бюллетеней, испорченных участниками областного референдума при проведении голосования. После этого члены участковой комиссии референдума оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, составленном в соответствии с частью 8 статьи 68 настоящего Закона области. Это число вносится в строку 14 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму. С погашенными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться члены комиссии областного референдума с правом совещательного голоса, а также присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 42 настоящего Закона области под контролем членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией референдума, а также оглашает и вносит в строку 11 протокола и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией референдума.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов участников областного референдума члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников областного референдума следующие суммарные данные по этой странице:
1) число участников областного референдума, включенных в список участников областного референдума на момент окончания голосования (без учета числа участников областного референдума, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой комиссиях, а также участников областного референдума, исключенных из списка участников областного референдума по другим причинам);
2) число бюллетеней, выданных участникам областного референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников областного референдума в списке участников областного референдума);
3) число бюллетеней, выданных участникам областного референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников областного референдума);
4) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим участникам референдума (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума и проверяется по списку досрочно проголосовавших участников областного референдума);
5) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией референдума участникам областного референдума на участке областного референдума;
6) число участников областного референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке областного референдума;
7) число открепительных удостоверений, выданных участникам областного референдума территориальной комиссией референдума.
6. После внесения указанных в части 5 настоящей статьи данных каждая страница списка участников областного референдума подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии референдума и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума оглашает, вносит в последнюю страницу списка участников областного референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии референдума. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола:
1) в строку 1 - число участников областного референдума, включенных в список участников областного референдума на момент окончания голосования;
2) в строку 3 - число бюллетеней, выданных участникам областного референдума, проголосовавшим досрочно в соответствии с частями 2-9 статьи 70 настоящего Закона области;
3) в строку 4 - число бюллетеней, выданных участникам областного референдума в помещении для голосования в день голосования;
4) в строку 5 - число бюллетеней, выданных участникам областного референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
5) в строку 12 - число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией референдума участникам областного референдума на участке референдума;
6) в строку 13 - число участников областного референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке областного референдума;
7) в строку 14 - число погашенных на участке референдума открепительных удостоверений;
8) в строку 15 - число открепительных удостоверений, выданных участникам областного референдума территориальной комиссией референдума.
После этого со списком участников областного референдума вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в части 5 статьи 42 настоящего Закона области, а члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
7. Дальнейшая работа со списком участников областного референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с частью 20 настоящей статьи. Список участников областного референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников областного референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии референдума.
8. Непосредственный подсчет голосов участников областного референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
9. При непосредственном подсчете голосов участников областного референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в части 5 статьи 42 настоящего Закона области.
10. Непосредственный подсчет голосов участников областного референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии областного референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии областного референдума с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных частями 12, 15 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии референдума.
11. При сортировке бюллетеней участковая комиссия референдума отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные комиссией областного референдума. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются.
12. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала - с бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими участниками областного референдума, затем - с бюллетенями, оставленными участниками областного референдума, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествует объявление числа участников областного референдума, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой комиссии референдума предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений участников областного референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии референдума признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии референдума, обеспечивавших проведение досрочного голосования либо голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней на квадратах, относящихся к позициям "За" и "Против", вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии референдума, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
14. Члены участковой комиссии референдума сортируют, раскладывая в отдельные пачки, бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным по позициям "За" и "Против", одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки участника областного референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. Если в бюллетень включено несколько вопросов областного референдума, сортировка бюллетеней не проводится, а отметки участника областного референдума оглашаются членом участковой комиссии референдума с правом решающего голоса с представлением каждого бюллетеня для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов участников областного референдума, и учитываются в таблице, форма которой устанавливается избирательной комиссией области.
15. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "За" и "Против", или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное настоящим Законом области. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника областного референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия референдума решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с частью 12 настоящей статьи) заносится в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
16. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника областного референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 18 протокола референдума, а также его увеличенной формы. Если в бюллетень внесено несколько вопросов областного референдума, подсчет бюллетеней в таком порядке не проводится, данные из таблицы, в которой были учтены голоса участников областного референдума, оглашаются и вносятся в строку 18 и последующие строки протокола и его увеличенной формы.
17. Затем члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса суммируют данные строки 18 и последующих строк протокола об итогах голосования, оглашают число действительных бюллетеней и заносят его в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
18. Члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
19. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
20. После ознакомления членов участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями, а если в бюллетень внесено несколько вопросов областного референдума, после заполнения строки 8 протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования и его увеличенной формы проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону области. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия референдума принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5, 6 протокола об итогах голосования контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия референдума составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования - строку 16 "Число утраченных бюллетеней" и строку 17 "Число не учтенных при получении бюллетеней". Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5, 6 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5, 6, вносится в строку 16, при этом в строке 17 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5, 6 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5, 6, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 17, при этом в строке 16 проставляется цифра "0". Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Ранее заполненный бланк протокола приобщается к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 проставляется цифра "0".
21. После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по голосам, поданным по позициям "За" и "Против", либо по голосам, поданным за альтернативные вопросы областного референдума в соответствующих бюллетенях. Если в бюллетень внесено несколько вопросов областного референдума, такая сортировка при упаковке не проводится. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные бюллетени. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней бюллетеней, позиции, отмеченные в соответствующих бюллетенях, либо ставится отметка "Недействительные бюллетени". Сложенные таким образом бюллетени, а также бюллетени, упакованные в соответствии с частями 11, 12 настоящей статьи, и упакованные открепительные удостоверения упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер участка областного референдума, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии областного референдума как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 5 статьи 42 настоящего Закона области.
22. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия референдума в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов участников областного референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии референдума об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в части 5 статьи 42 настоящего Закона области. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением указанного порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
23. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии референдума с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии референдума или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
24. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
25. По требованию члена участковой комиссии референдума, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 5 статьи 42 настоящего Закона области, участковая комиссия референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия референдума отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
26. Первый экземпляр протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию референдума и возврату в участковую комиссию референдума не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов участников областного референдума жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона области, Федерального закона принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии референдума и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии референдума прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в территориальную комиссию референдума председателем или секретарем участковой комиссии референдума либо иным членом участковой комиссии референдума с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При указанной передаче протокола участковой комиссии референдума вправе присутствовать другие члены участковой комиссии референдума, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию референдума.
27. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, указанным в части 5 статьи 42 настоящего Закона области, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией референдума. После этого второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной настоящим Законом области документацией областного референдума, включая опечатанные бюллетени, список участников областного референдума, списки членов участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса, лиц, указанных в части 5 статьи 42 настоящего Закона области, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также печать участковой комиссии референдума передаются для хранения в территориальную комиссию референдума не позднее чем через пять дней после официального опубликования результатов областного референдума. За 2 дня до истечения срока полномочий участковой комиссии референдума копии второго экземпляра протокола, имеющиеся в участковой комиссии референдума, уничтожаются с составлением акта.
28. Порядок использования технической системы передачи информации об областном референдуме, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных протоколов об итогах голосования, устанавливаются избирательной комиссией области в соответствии с Федеральным законом.
29. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную комиссию областного референдума участковая комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточности (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных), либо неточность выявлена территориальной комиссией областного референдума в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая комиссия вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-14, 16 и 17 протокола. О принятом решении участковая комиссия областного референдума в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия областного референдума составляет протокол об итогах голосования, на котором делается пометка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную комиссию референдума. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае если требуется внести уточнения в строку 18 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном частью 16 статьи 74 настоящего Закона области.";
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.