Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 250407 Технология лесозаготовок
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2010 г. N 687)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 250407 Технология лесозаготовок всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Техник-технолог |
2 года 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
3 года 10 месяцев* |
______________________________
* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования
3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
Таблица 2
Образовательная база приема |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Старший техник-технолог |
3 года 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
4 года 10 месяцев* |
______________________________
* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования
Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление технологических процессов по производству лесопродукции; организация работы структурного подразделения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
лесные ресурсы и сырье;
технологические процессы производства лесоматериалов;
средства технологического оснащения лесозаготовок (технологическое оборудование, инструменты, технологическая оснастка);
конструкторская и технологическая документация, первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Разработка и внедрение технологических процессов лесозаготовок.
4.3.2. Разработка и внедрение технологических процессов строительства лесовозных дорог, перевозок лесопродукции.
4.3.3. Участие в руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
4.4. Старший техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Разработка и внедрение технологических процессов лесозаготовок.
4.4.2. Разработка и внедрение технологических процессов строительства лесовозных дорог, перевозок лесопродукции.
4.4.3. Организация производственной деятельности и руководство ею в рамках структурного подразделения
4.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Разработка и внедрение технологических процессов лесозаготовок.
ПК 1.1. Проводить геодезические и таксационные измерения.
ПК 1.2. Планировать и организовывать технологические процессы заготовки и хранения древесины, выбирать лесозаготовительную технику и оборудование в рамках структурного подразделении.
ПК 1.3. Выбирать технологию и систему машин для комплексной переработки низкокачественной древесины и отходов лесозаготовок в рамках структурного подразделении.
ПК 1.4. Организовывать лесовосстановление на вырубленных участках.
5.2.2. Разработка и внедрение технологических процессов строительства лесовозных дорог, перевозок лесопродукции.
ПК 2.1. Планировать и организовывать технологические процессы строительства временных лесотранспортных путей и обеспечивать их эксплуатацию.
ПК 2.2. Обеспечивать эксплуатацию лесотранспортных средств.
ПК 2.3. Организовывать перевозки лесопродукции.
5.2.3. Участие в руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения.
ПК 3.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.
ПК 3.2. Участвовать в управлении выполнением поставленных задач в рамках структурного подразделения.
ПК 3.3. Оценивать и корректировать деятельность структурного подразделения.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Старший техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.4. Старший техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
5.4.1. Разработка и внедрение технологических процессов лесозаготовок.
ПК 1.1. Проводить геодезические и таксационные измерения.
ПК 1.2. Планировать и организовывать технологические процессы заготовки и хранения древесины, выбирать лесозаготовительную технику и оборудование на уровне структурного подразделения.
ПК 1.3. Выбирать технологию и систему машин для комплексной переработки низкокачественной древесины и отходов лесозаготовок на уровне структурного подразделения.
ПК 1.4. Организовывать лесовосстановление на вырубленных участках.
ПК 1.5. Использовать и внедрять информационные системы для лесопромышленного производства.
5.4.2. Разработка и внедрение технологических процессов строительства лесовозных дорог, перевозок лесопродукции.
ПК 2.1. Планировать и организовывать технологические процессы строительства и эксплуатации лесотранспортных путей.
ПК 2.2. Выбирать лесотранспортные средства и обеспечивать их эксплуатацию.
ПК 2.3. Проводить управление и оперативное руководство перевозками лесопродукции.
5.4.3. Организация производственной деятельности и руководство ею в рамках структурного подразделения.
ПК 3.1. Планировать и организовывать работу на уровне структурного подразделения.
ПК 3.2. Руководить работой структурного подразделения.
ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты профессиональной деятельности структурного подразделения.
ПК 3.4. Организовывать и проводить предпринимательскую деятельность в области лесозаготовки.
5.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Таблица 3
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
3078 |
2052 |
|
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
630 |
420 |
|
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
||
|
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
162 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
||
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
324 |
162 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
||
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
204 |
144 |
|
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчисления; решать дифференциальные уравнения; находить значения функций с помощью ряда Маклорена; составлять уравнение прямых и основных кривых второго порядка по заданным условиям и изображать их на координатной плоскости; осуществлять переход от прямоугольной системы координат к полярной и обратно; вычислять вероятности случайных событий, числовые характеристики дискретной случайной величины; знать: основные понятия и методы математического анализа; уравнения прямой и основных кривых второго порядка на плоскости; правило перехода от декартовой системы координат к полярной; определение вероятности случайного события, основные формулы теории вероятностей, числовые характеристики дискретной случайной величины |
|
|
ЕН.01. Математика |
||
|
уметь: использовать прикладное программное обеспечение (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, автоматизированные системы, информационно-поисковые системы); знать: основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем; способы защиты информации от несанкционированного доступа; антивирусные средства защиты; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ |
|
|
ЕН.02. Информатика |
||
П.00 |
Профессиональный цикл |
2244 |
1488 |
|
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1070 |
690 |
|
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: выполнять геометрические построения; выполнять чертежи технических изделий; выполнять сборочные чертежи; решать графические задачи; знать: правила разработки, выполнения, оформления и чтения чертежей; правила разработки и оформления конструкторской документации; методы и приемы выполнения чертежей и схем по специальности; категории изображений на чертеже: виды, разрезы, сечения |
|
|
ОП.01. Инженерная графика |
||
|
уметь: рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей и электронные схемы; читать схемы простых электрических цепей и электронные схемы; моделировать блок-схемы и простейшие схемы управления устройств, применяемых в лесозаготовительном производстве; знать: основные законы электротехники; принцип работы электронных устройств; основы электропривода; способы передачи и распределения электрической энергии; основы электроники; электронные и измерительные приборы; электронные устройства автоматики; устройство, принцип действия, характеристики и область применения элементов автоматики |
|
|
ОП.02. Электротехника и электроника |
||
|
уметь: выполнять несложные расчеты элементов конструкций и деталей машин, механических передач и простейших сборочных единиц; знать: законы статики, кинематики, динамики; основы расчетов элементов конструкций и деталей машин; основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения |
|
|
ОП.03. Техническая механика |
||
|
уметь: определять основные древесные породы; измерять фактические и устанавливать стандартные размеры, определять качество древесных материалов, производить маркировку лесоматериалов; определять физические и механические свойства древесины; использовать стандарты на лесную продукцию; выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; знать: элементарный химический состав древесины, особенности макро- и микроскопического строения древесины, ее химические, физические, механические и технологические свойства; характеристику древесины основных лесных пород; классификацию лесных товаров и их основные характеристики; приборы и оборудования для испытания свойств древесины; практическое применение древесины с учетом свойств; причины разрушения древесины и способы повышения стойкости древесины; требования к лесоматериалам в соответствии с государственными стандартами, правила определения размеров, качества, обмера и учета, маркировки, приемки, сортировки, хранения и транспортирования; физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях; строение и свойства металлов; классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения |
|
|
ОП.04. Древесиноведение и материаловедение |
||
|
уметь: применять требования нормативных документов к основным видам продукции и процессов; применять основные правила системы сертификации Российской Федерации; знать: основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; основные положения систем общетехнических стандартов; методы и средства нормирования точности |
|
|
ОП.05. Метрология, стандартизация и сертификация |
||
|
уметь: производить оценку естественного возобновления; составлять документы по лесопользованию; применять инструменты и оборудование для подсочки; определять вредителей леса и выбирать способы борьбы с ними; определять грибы-трутовики; производить учет урожайности недревесной продукции; определять таксационные показатели; вычислять таксационные признаки насаждения; производить сортиментацию по сортиментным и товарным таблицам; знать: классификацию типов леса; способы охраны и защиты лесов; формы учета и отчетности, порядок их ведения и составления; терминологию, применяемую в специальной и справочной литературе; лесоводственные характеристики; типологию леса; виды лесных пожаров, их характеристику; противопожарные мероприятия; вредителей леса; методы борьбы с вредными насекомыми; причины, вызывающие болезни древесных пород; грибковые болезни, вызывающие гниль стволов и корней; характеристику насаждений, отводимых в подсочку; способы подсочки, инструменты и оборудование, используемые для подсочки; продукты подсочки; виды недревесной продукции; методы учета запасов недревесной продукции; классификацию Крафта, Нестерова В.Г.; факторы, влияющие на формирование и величину урожая |
|
|
ОП.06. Лесное хозяйство |
||
|
уметь: сделать общий анализ содержания гражданско-правовых договоров по Гражданскому кодексу Российской Федерации; составлять и оформлять документы необходимые при приеме на работу и увольнении с нее; выделять особенности основных видов и режимов рабочего времени, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации; определить какой вид наказания можно применить при совершении того или иного дисциплинарного проступка; определять размер вознаграждения за работу в различных ситуациях; воспользоваться нормами трудового законодательства для решения конфликтных ситуаций, возникающих на производстве; знать: понятие предпринимательства; формы предпринимательства; понятия права собственности; общие положения трудового права; понятия и содержание гражданско-правовых договоров; виды и режимы рабочего времени; виды времени отдыха; виды дисциплинарных взысканий; основные системы оплаты труда; понятия материальной ответственности; понятие трудового спора; понятие трудового стажа, его виды; понятие административного правонарушения |
|
|
ОП.07. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
||
|
уметь: выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; применять графические редакторы для создания и редактирования изображений; применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций; знать: базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы); методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации; основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
|
|
ОП.08. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
||
|
уметь: использовать экобиозащитную технику; проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; знать: особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на производстве; технику безопасности лесосечных, нижнескладских и лесотранспортных работ |
|
|
ОП.09. Охрана труда |
||
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
||
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1174 |
798 |
|
|
|
ПМ.01 |
Разработка и внедрение технологических процессов лесозаготовок В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: таксационных измерений; разработки и ведения технологических процессов лесозаготовок; определения основных древесных пород и сортов древесных материалов; использования машин, механизмов и оборудования при проведении лесозаготовительных и лесоскладских работ; проведения лесовосстановительных мероприятий; разработки и ведения технологических процессов комплексной переработки древесины; использования технической документации и норм; чтения гидравлических и пневматических схем; чтения и построения схем автоматического управления при погрузочно-разгрузочных операциях; уметь: разрабатывать технологические процессы лесосечных, лесоскладских работ, мероприятия по совершенствованию технологии и организации лесозаготовительного производства; управлять проведением технологических процессов лесозаготовок, обработки и первичной переработки лесоматериалов в соответствии с техническими условиями; составлять технологические карты разработки лесосек; пользоваться нормативно-технологической документацией, справочной литературой и другими источниками в процессе профессиональной деятельности; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности структурного подразделения; определять основные древесные породы; проводить измерения и испытания лесоматериалов в соответствии с требованиями ГОСТов; читать схемы пневмопривода механизмов и машин лесозаготовительного производства; вычислять параметры жидкости в статике и динамике; рассчитывать основные характеристики насосов гидродвигателей, подбирать элементы гидропривода по каталогу; читать гидравлические схемы; формулировать требования к средствам автоматизации, исходя из конкретных условий; выбирать и эффективно использовать машины, механизмы, оборудование при проведении лесозаготовительных и лесоскладских работ с учетом природно-производственных условий; обеспечивать выполнение правил техники безопасности при проведении лесосечных и лесоскладских работ; разрабатывать технологические процессы для комплексной переработки низкокачественной древесины и отходов лесозаготовок; организовывать производство по переработке низкокачественной древесины; работать с таксационными приборами и инструментами; пользоваться навигационными приборами и специальным программным обеспечением; определять таксационные показатели; использовать лесотаксационные инструменты и приборы; пользоваться таксационными таблицами; знать: правила приемки лесосечного фонда и отвода лесосек; устройство и технику применения приборов, применяемых в лесной таксации; методы определения таксационных показателей древостоев; содержание таксационных таблиц; основные понятия и термины лесозаготовительного производства; состав лесосечных работ; методы заготовки древесины; специальную терминологию; параметры состояния газов; назначение, принцип работы пневмопривода машин; свойства жидкости; основные законы гидростатики, гидродинамики, и их практическое применение в лесной отрасли; конструкцию приборов для измерения параметров жидкости; конструкцию элементов гидропривода лесозаготовительных машин, принцип работы, технические характеристики; машины и механизмы для проведения лесосечных работ; устройство, принцип действия, характеристики и область применения элементов автоматики; правила чтения и построения схем автоматического управления при погрузочно-разгрузочных операциях, обрезке сучьев, раскряжевке хлыстов, сортировке и учете лесоматериалов; особенности технологии и организации лесозаготовок при различных видах рубок; способы создания запасов древесины на лесосеке; методы очистки лесосек, использование лесосечных отходов; ресурсосберегающие технологии в лесозаготовительном производстве; технологическую документацию на мастерском участке; особенности макро- и микроскопического строения древесины, ее химические, физические, механические и технологические свойства; классификацию пороков, их измерение и влияние на качество древесины; характеристику древесины основных лесохозяйственных пород; классификацию лесных товаров и их основные характеристики; приборы и оборудования для испытания свойств древесины; классификацию круглых лесоматериалов, требования к сортиментам в соответствии с ГОСТами, правила определения размеров, сортности, обмера и учета, маркировки, транспортирования, сортировки, приемки; практическое применение древесины с учетом механических свойств; характеристику и промышленное применение материалов из отходов древесины, коры и корней, требования действующих государственных стандартов (ГОСТ) и технических условий (ТУ); виды запасов и их назначение; условия применения машин, механизмов и оборудования; классификацию, общее устройство, принцип работы технологическое оборудование лесозаготовительных машин; классификацию, общее устройство, принцип работы механизированных инструментов для лесозаготовок; виды отходов и низкокачественной древесины, как дополнительного древесного сырья, способы их оценки; способы переработки древесины в целлюлозно-бумажной промышленности, в производстве древесноволокнистых и древесностружечных плит, в гидролизном производстве; технологический процесс производства щепы; способы заготовки и производства сырья для химической промышленности; технологический процесс производства товаров народного потребления и промышленного назначения; производство кормовых продуктов и удобрений виды естественного восстановления; виды семян хозяйственно-ценных пород, способы их заготовки, переработки и хранения; способы содействия восстановления; назначение и виды питомников; виды и способы создания лесных культур; общую конструкцию машин и механизмов для лесовосстановления |
|
|
МДК.01.01. Технологические процессы лесозаготовок МДК.01.02. Технологические процессы первичной переработки древесины МДК.01.03. Комплексная переработка древесного сырья |
||
ПМ.02 |
Разработка и внедрение технологических процессов строительства лесовозных дорог, перевозок лесопродукции В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выбора лесотранспортных машин; эксплуатационных расчетов и использования нормативной документации; выбора дорожно-строительных машин; разработки и ведения технологических процессов строительства, содержания и ремонта временных лесовозных дорог; разработки и организации процессов перевозок лесопродукции; уметь: подбирать комплект дорожно-строительных машин; читать чертежи лесовозных дорог; разрабатывать и проводить технологические процессы строительства лесовозных путей; проводить содержание и ремонты лесотранспортных путей; обеспечивать безопасность движения; обеспечивать охрану окружающей среды; использовать погрузочно-выгрузочные и подъездные пути промышленных производств; отличать основные узлы и агрегаты лесотранспортных средств; выбирать лесотранспортные средства с учетом природно-производственных условий; определять полезную рейсовую нагрузку и другие эксплуатационные показатели; организовывать безопасную доставку и хранение топливно-смазочных материалов; пользоваться нормами расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации; разрабатывать процессы лесотранспортных работ; организовывать процессы перевозок лесопродукции; составлять графики перевозок лесопродукции; осуществлять контроль за безопасным проведением лесотранспортных работ; знать: виды и марки лесовозных автопоездов; общее устройство автомобилей и тракторов; виды и марки топливно-смазочных материалов; общее устройство трансмиссии и ходовой части; органы управления автомобилей и тракторов; технологическое оборудование автомобилей и тракторов; общую конструкцию основных дорожно-строительных машин, условия их применения, технические характеристики; основные чертежи лесовозных дорог; классификацию и устройство лесовозных путей, искусственных сооружений; размещение лесовозных дорог на лесном участке; технологию строительства и ремонта лесовозных путей; действующие положения и инструкции по транспорту леса, техническую документацию; основы эксплуатации лесовозных путей; правила безопасного выполнения лесотранспортных работ |
|
|
МДК.02.01. Строительство и эксплуатация лесовозных дорог МДК.02.02. Устройство и эксплуатация лесотранспортных средств, организация перевозок лесопродукции |
||
ПМ.03 |
Участие в руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: участия в планировании и организации работы структурного подразделения; участия в руководстве работой структурного подразделения; участия в анализе процесса и результатов деятельности подразделения; уметь: доводить до сведения персонала плановые задания по количеству, качеству и ассортименту выпускаемой продукции; контролировать своевременное и качественное выполнение плановых заданий персоналом; осуществлять расстановку кадров в соответствии с компетенцией работника; обеспечивать производственную и технологическую дисциплину; принимать и реализовывать управленческие решения в соответствии с нормами правового регулирования; мотивировать работников на выполнение производственных задач; предупреждать и управлять конфликтными ситуациями; обеспечивать безопасные условия труда для работников структурного подразделения; вести утвержденную учетно-отчетную и рабочую документацию; систематизировать и обрабатывать информацию о производственной деятельности структурного подразделения; проводить расчеты и анализ основных технико-экономических показателей при производстве продукции; корректировать деятельность структурного подразделения; разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда; использовать экобиозащитную технику в процессе трудовой деятельности; знать: принципы и формы организации производственных процессов; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; основные нормы правового регулирования; требования пожарной безопасности; требования законодательства в экологических вопросах; принципы рационального природопользования; промышленную экологию; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; основные технико-экономические показатели работы структурного подразделения; методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов |
|
|
МДК.03.01. Управление структурным подразделением МДК.03.02. Анализ производственно-хозяйственной деятельности структурного подразделения |
||
ПМ.05 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
1296 |
864 |
|
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ОПОП |
4374 |
2916 |
|
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
28 нед.
|
1008
|
|
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
|
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
|
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 4
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
81 нед. |
Учебная практика |
28 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
Каникулярное время |
23 нед. |
Итого |
147 нед. |
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
4320 |
2880 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
900 |
600 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
|
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
|
|
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
|
48 |
ОГСЭ.03. Психология общения |
ПК 1.11 |
|
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
228 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
|
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
456 |
228 |
ОГСЭ.05. Физическая культура |
|
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
315 |
210 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчисления; решать дифференциальные уравнения; находить значения функций с помощью ряда Маклорена; составлять уравнение прямых и основных кривых второго порядка по заданным условиям и изображать их на координатной плоскости; осуществлять переход от прямоугольной системы координат к полярной и обратно; вычислять вероятности случайных событий, числовые характеристики дискретной случайной величины; моделировать и решать геометрическим методом задачи линейного программирования (задачи о планировании производства, оптимальных технологий); использовать пакеты прикладных программ для решения задач линейного программирования; знать: основные понятия и методы математического анализа; уравнения прямой и основных кривых второго порядка на плоскости; правило перехода от декартовой системы координат к полярной; определение вероятности случайного события, основные формулы теории вероятностей, числовые характеристики дискретной случайной величины; виды задач линейного программирования, алгоритм их моделирования и решения |
|
|
ЕН.01. Математика |
|
|
уметь: использовать прикладное программное обеспечение (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, автоматизированные системы, информационно-поисковые системы); знать: основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем; способы защиты информации от несанкционированного доступа; антивирусные средства защиты; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ |
|
|
ЕН.02. Информатика |
|
|
уметь: использовать технологии сбора, размещения, хранения, наполнения, преобразования и передачи данных в информационных системах; обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных; знать: классификацию информационных систем; виды технологических процессов обработки информации в информационных системах, особенности их применения |
|
|
ЕН.03. Автоматизированные информационные системы |
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
3105 |
2070 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1445 |
940 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: выполнять геометрические построения; выполнять чертежи технических изделий; выполнять сборочные чертежи; решать графические задачи; знать: правила разработки, выполнения, оформления и чтения чертежей; правила разработки и оформления конструкторской документации; методы и приемы выполнения чертежей и схем по специальности; категории изображений на чертеже: виды, разрезы, сечения |
|
|
ОП.01. Инженерная графика |
|
|
уметь: рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей и электронные схемы; читать схемы простых электрических цепей и электронные схемы; моделировать блок-схемы и простейшие схемы управления устройств, применяемых в лесозаготовительном производстве; знать: основные законы электротехники; принцип работы электронных устройств; основы электропривода; способы передачи и распределения электрической энергии; основы электроники; электронные и измерительные приборы; электронные устройства автоматики; устройство, принцип действия, характеристики и область применения элементов автоматики |
|
|
ОП.02. Электротехника и электроника |
|
|
уметь: выполнять несложные расчеты элементов конструкций и деталей машин, механических передач и простейших сборочных единиц; знать: законы статики, кинематики, динамики; основы расчетов элементов конструкций и деталей машин; основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения |
|
|
ОП.03. Техническая механика |
|
|
уметь: определять основные древесные породы; измерять фактические и устанавливать стандартные размеры, определять качество древесных материалов, производить маркировку лесоматериалов; определять физические и механические свойства древесины; использовать стандарты на лесную продукцию; выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; знать: элементарный химический состав древесины, особенности макро- и микроскопического строения древесины, ее химические, физические, механические и технологические свойства; классификацию лесных товаров и их основные характеристики; приборы и оборудования для испытания свойств древесины; практическое применение древесины с учетом свойств; причины разрушения древесины и способы повышения стойкости древесины; требования к лесоматериалам в соответствии с ГОСТами; физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях; строение и свойства металлов; классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения |
|
|
ОП.04. Древесиноведение и материаловедение |
|
|
уметь: применять требования нормативных документов к основным видам продукции и процессов; применять основные правила системы сертификации Российской Федерации; знать: основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; основные положения систем общетехнических стандартов; методы и средства нормирования точности |
|
|
ОП.05. Метрология стандартизация и сертификация |
|
|
уметь: производить оценку естественного возобновления; составлять документы по лесопользованию; применять инструменты и оборудование для подсочки; определять вредителей леса и выбирать способы борьбы с ними; определять грибы-трутовики; производить учет урожайности недревесной продукции; определять таксационные показатели; вычислять таксационные признаки насаждения; производить сортиментацию по сортиментным и товарным таблицам; знать: классификацию типов леса; способы охраны и защиты лесов; формы учета и отчетности, порядок их ведения и составления; терминологию, применяемую в специальной и справочной литературе; лесоводственные характеристики; типологию леса; виды лесных пожаров |
|
|
ОП.06. Лесное хозяйство |
|
|
уметь: сделать общий анализ содержания гражданско-правовых договоров по Гражданскому кодексу Российской Федерации; составлять и оформлять документы необходимые при приеме на работу и увольнении с нее; выделять особенности основных видов и режимов рабочего времени, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации; определить какой вид наказания можно применить при совершении того или иного дисциплинарного проступка; определять размер вознаграждения за работу в различных ситуациях; воспользоваться нормами трудового законодательства для решения конфликтных ситуаций, возникающих на производстве; знать: понятия предпринимательства; формы предпринимательства; понятия права собственности; общие положения трудового права; понятия и содержание гражданско-правовых договоров; виды и режимы рабочего времени; виды времени отдыха; виды дисциплинарных взысканий; основные системы оплаты труда; понятия материальной ответственности; понятие трудового спора; понятие трудового стажа, его виды; понятие административного правонарушения |
|
|
ОП.07. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
|
|
уметь: использовать прикладное программное обеспечение (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, автоматизированные системы, информационно-поисковые системы); подключать к персональному компьютеру (ПК) различные периферийные устройства (монитор, клавиатуру, манипулятор "мышь", принтер, плоттер, сканер, модем); устанавливать на ПК пакеты прикладных программ по профилю специальности; создавать, редактировать, архивировать, копировать, хранить, пересылать, объединять, удалять, восстанавливать, защищать файлы; осуществлять обмен информацией в сети; пользоваться сервисными функциями операционных систем (ОС) для поиска информации в накопителях информации ПК, локальной и корпоративной сетях; сканировать текстовые и графические материалы; пользоваться программно-аппаратными средствами мультимедийной технологии; применять мультимедийную технологию для обучения и решения задач в сфере профессиональной деятельности; решать профессиональные задачи с использованием средств автоматизации (ПК и прикладных программ); пользоваться поисковыми серверами сети Интернет; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем; способы защиты информации от несанкционированного доступа; антивирусные средства защиты; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; аппаратную конфигурацию ПК; аппаратное обеспечение современного ПК и автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста на его основе; назначение и состав базового программного обеспечения; типы накопителей, их основные характеристики и параметры; о необходимости защиты информации; источники угрозы целостности информации; уголовно-правовую характеристику неправомерного доступа к компьютерной информации; классификацию типов информации; технологию и программные средства поиска необходимой информации в накопителях информации, в локальной, корпоративной и глобальной компьютерных сетях; назначение и типы сканеров |
|
|
ОП.08. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
|
|
уметь: использовать экобиозащитную технику; проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; знать: особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на производстве; технику безопасности лесосечных, нижнескладских и лесотранспортных работ |
|
|
ОП.09. Охрана труда |
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1660 |
1130 |
|
|
ПМ.01 |
Разработка и внедрение технологических процессов лесозаготовок В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: таксационных измерений; разработки и ведения технологических процессов лесозаготовок; определения основных древесных пород и сортов древесных материалов; использования машин, механизмов и оборудования при проведении лесозаготовительных и лесоскладских работ; проведения лесовосстановительных мероприятий; разработки и ведения технологических процессов комплексной переработки древесины; использования технической документации и норм; чтения гидравлических схем; чтения и построения схем автоматического управления при погрузочно-разгрузочных операциях; разработки баз данных для лесопромышленного производства; уметь: разрабатывать технологические процессы лесосечных, лесоскладских работ, мероприятия по совершенствованию технологии и организации лесозаготовительного производства; управлять проведением технологических процессов лесозаготовок, обработки и первичной переработки лесоматериалов в соответствии с техническими условиями; составлять проект освоения лесных участков; составлять лесную декларацию; составлять технологические карты разработки лесосек, делянок; пользоваться нормативно-технологической документацией, справочной литературой и другими источниками в процессе профессиональной деятельности; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности структурного подразделения; определять основные древесные породы; проводить измерения и испытания лесоматериалов в соответствии с требованиями ГОСТов; читать схемы пневмопривода механизмов и машин лесозаготовительного производства, вычислять параметры жидкости в статике и динамике; рассчитывать основные характеристики насосов гидродвигателей, подбирать элементы гидропривода по каталогу; читать гидравлические схемы; формулировать требования к средствам автоматизации, исходя из конкретных условий; выбирать и эффективно использовать машины, механизмы, оборудование при проведении лесозаготовительных и лесоскладских работ с учетом природно-производственных условий; обеспечивать выполнение правил техники безопасности при проведении лесосечных и лесоскладских работ; разрабатывать технологические процессы для комплексной переработки низкокачественной древесины и отходов лесозаготовок; организовывать производство по переработке низкокачественной древесины; работать с таксационными приборами и инструментами; пользоваться навигационными приборами и специальным программным обеспечением; разрабатывать базы данных для лесопромышленного производства; применять географические информационные системы в лесопромышленном производстве; определять таксационные показатели; использовать лесотаксационные инструменты и приборы; пользоваться таксационными таблицами; знать: правила приемки лесосечного фонда и отвода лесосек; устройство и технику применения приборов, используемых в лесной таксации; методы определения таксационных показателей древостоев; содержание таксационных таблиц; основные понятия и термины лесозаготовительного производства; состав лесосечных работ; методы заготовки древесины; специальную терминологию; назначение, принцип работы пневмопривода машин; основные законы гидростатики, гидродинамики, и их практическое применение в лесной отрасли; конструкцию приборов для измерения параметров жидкости; конструкцию элементов гидропривода лесозаготовительных машин, принцип работы, технические характеристики; устройство, принцип действия, характеристики и область применения элементов автоматики; правила чтения и построения схем автоматического управления при погрузочно-разгрузочных операциях, обрезке сучьев, раскряжевке хлыстов, сортировке и учете лесоматериалов; методы разработки баз данных и область их применения; машины и механизмы для проведения лесосечных работ; особенности технологии и организации лесозаготовок при различных видах рубок; способы создания запасов древесины на лесосеке; методы очистки лесосек, использование лесосечных отходов; ресурсосберегающие технологии в лесозаготовительном производстве; технологическую документацию на мастерском участке; особенности макро- и микроскопического строения древесины, ее химические, физические, механические и технологические свойства; классификацию пороков, их измерение и влияние на качество древесины, характеристику древесины основных лесохозяйственных пород; классификацию лесных товаров и их основные характеристики; приборы и оборудования для испытания свойств древесины; классификацию круглых лесоматериалов, требования к сортиментам в соответствии с ГОСТами, правила определения размеров, сортности, обмера и учета, маркировки, транспортирования, сортировки, приемки; практическое применение древесины с учетом механических свойств; характеристику и промышленное применение материалов из отходов древесины, коры и корней, требования действующих ГОСТов и технических условий (ТУ); виды запасов и их назначение; условия применения машин, механизмов и оборудования; классификацию, общее устройство, принцип работы, технологическое оборудование лесозаготовительных машин; классификацию, общее устройство, принцип работы механизированных инструментов для лесозаготовок. виды отходов и низкокачественной древесины, как дополнительного древесного сырья, способы их оценки; способы переработки древесины в целлюлозно-бумажной промышленности, в производстве древесноволокнистых и древесностружечных плит, гидролизном производстве; технологический процесс производства щепы; способы заготовки и производства сырья для химической промышленности; технологический процесс производства товаров народного потребления и промышленного назначения; производство кормовых продуктов и удобрений; виды естественного восстановления; виды семян хозяйственно-ценных пород, способы их заготовки, переработки и хранения; способы содействия лесовосстановлению; назначение и виды питомников; виды и способы создания лесных культур; общую конструкцию машин и механизмов для лесовосстановления; основные принципы моделирования баз данных и элементы их управления |
|
|
МДК.01.01. Технологические процессы лесозаготовок МДК.01.02. Технологические процессы первичной переработки древесины МДК.01.03. Комплексная переработка древесного сырья |
|
ПМ.02 |
Разработка и внедрение технологических процессов строительства лесовозных дорог, перевозок лесопродукции В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выбора лесотранспортных машин; эксплуатационных расчетов и использования нормативной документации; выбора дорожно-строительных машин; разработки и ведение технологических процессов строительства, содержания и ремонта временных лесовозных дорог; разработки и организации процессов перевозки лесопродукции; планирования перевозок всеми видами транспорта для обеспечения объема продаж; контроля за перевозками в виде учета, анализа и проверки выполнения плановых показателей; уметь: подбирать комплект дорожно-строительных машин; читать чертежи лесовозных дорог; разрабатывать и проводить технологические процессы строительства лесовозных путей; проводить содержание и ремонты лесотранспортных путей; обеспечивать безопасность движения; обеспечивать охрану окружающей среды; использовать погрузочно-выгрузочные и подъездные пути промышленного производства; отличать основные узлы и агрегаты лесотранспортных средств; выбирать лесотранспортные средства с учетом природно-производственных условий; определять полезную рейсовую нагрузку и другие эксплуатационные показатели; организовывать безопасную доставку и хранение топливно-смазочных материалов; пользоваться нормами расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации; разрабатывать процессы лесотранспортных работ; организовывать процессы перевозок лесопродукции; составлять графики перевозок лесопродукции; осуществлять контроль за безопасным проведением лесотранспортных работ; составлять текущие и оперативные планы перевозок в организации; знать: виды и марки лесовозных автопоездов; общее устройство автомобилей и тракторов; виды и марки топливно-смазочные материалы; общее устройство трансмиссии и ходовой части; органы управления автомобилей и тракторов; технологическое оборудование автомобилей и тракторов; общую конструкцию основных дорожно-строительных машин, условия их применения, технические характеристики; основные чертежи лесовозных дорог; классификацию и устройство лесовозных путей, искусственных сооружений; размещение лесовозных дорог на лесном участке; технологию строительства и ремонта лесовозных путей; действующие положения и инструкции по транспорту леса, техническую документацию; основы эксплуатации лесовозных путей; правила безопасного выполнения лесотранспортных работ виды планов перевозок; методику составления текущих и оперативных планов; нормативы обслуживания поставщиков и потребителей лесопродукции |
|
|
МДК.02.01. Строительство и эксплуатация лесовозных дорог МДК.02.02. Устройство и эксплуатация лесотранспортных средств, организация перевозок лесопродукции |
|
ПМ.03 |
Организация производственной деятельности и руководство ею в рамках структурного подразделения В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: планирования и организации работы структурного подразделения; руководства работой структурного подразделения; анализа процесса и результатов деятельности структурного подразделения; бизнес-планирования; уметь: доводить до сведения персонала плановые задания по количеству, качеству и ассортименту выпускаемой продукции; контролировать своевременное и качественное выполнение плановых заданий персоналом; осуществлять расстановку кадров в соответствии с компетенцией работника; обеспечивать производственную и технологическую дисциплину; принимать и реализовывать управленческие решения в соответствии с нормами правового регулирования; мотивировать работников на выполнение производственных задач; предупреждать и управлять конфликтными ситуациями; обеспечивать безопасные условия труда для работников структурного подразделения; вести утвержденную учетно-отчетную и рабочую документацию; систематизировать и обрабатывать информацию о производственной деятельности структурного подразделения; проводить расчеты и анализ основных технико-экономических показателей при производстве продукции; корректировать деятельность структурного подразделения; разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда; использовать экобиозащитную технику в процессе трудовой деятельности; производить экономическое обоснование проекта предпринимательской деятельности; разрабатывать бизнес-план действующей или новой организации; рассчитывать основные показатели деятельности субъекта предпринимательства; читать первичные банковские документы; оформлять организационные и информационные документы; рассчитывать налоги по упрощенной схеме; оформлять документы по кредитованию; проводить анализ финансового состояния субъекта малого предпринимательства; знать: принципы и формы организации производственных процессов; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; основные нормы правового регулирования; требования пожарной безопасности; требования законодательства в экологических вопросах; принципы рационального природопользования; промышленную экологию; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; основные технико-экономические показатели работы структурного подразделения; методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов; формы, виды и типы предпринимательской деятельности; сущность, виды и функции денег; сущность и содержание кредитов; финансы организаций различных форм собственности; органы финансового контроля; учет показателей деятельности субъектов малого предпринимательства; налогообложение субъектов малого предпринимательства; оформление основных видов организационно-распорядительных, информационных и первичных бухгалтерских документов; виды ценных бумаг |
|
|
МДК.03.01. Управление структурным подразделением МДК.03.02. Анализ производственно-хозяйственной деятельности МДК.03.03. Предпринимательская деятельность в области лесозаготовок |
|
ПМ.04 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
1836 |
1224 |
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ОПОП |
6156 |
4104 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
31 нед.
|
1116
|
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
|
|||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
7 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
114 нед. |
Учебная практика |
31 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
7 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
9 нед. |
Каникулярное время |
34 нед. |
Итого |
199 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
промежуточная аттестация |
2 нед. |
каникулярное время |
11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.
7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
инженерной графики;
организации и руководства производственной деятельностью;
безопасности жизнедеятельности;
разработки и внедрения технологических процессов лесозаготовок;
разработки и внедрения технологических процессов строительства лесовозных дорог, перевозок лесопродукции;
древесиноведения и материаловедения;
лесного хозяйства.
Лаборатории:
геодезии;
информационных технологий в профессиональной деятельности;
электротехники и электроники;
устройства и эксплуатации лесотранспортных средств.
Мастерские:
учебно-производственный лесозаготовительный участок;
полигон для лесозаготовительной техники.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
______________________________
* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.