Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вводная часть
Программа социально-экономического развития городского округа "Город Чита" на период 2006-2010 гг. является инструментом реализации основных направлений Концепции социально-экономического развития города Читы на период 2003-2010 гг.
Формирование среднесрочной программы социально-экономического развития городского округа "Город Чита" осуществлялось в следующей последовательности:
на первом этапе произведена аналитическая оценка потенциала городского округа "Город Чита";
на втором, учитывая ресурсные возможности, сформированы цели развития субъектов социально-экономической системы, представлен круг задач для их достижения;
на третьем этапе обоснованы стратегии и приоритеты достижения поставленных целей.
Далее были разработаны базовые мероприятия развития, прогнозируемые результаты реализации которых обусловили разработку сценариев социально-экономического развития.
Схематично вышеперечисленные этапы представлены на рис. 1.
Цель аналитической оценки потенциала городского округа "Город Чита" состояла, во-первых, в определении имеющихся ресурсных возможностей, а, во-вторых, в разработке направлений повышения эффективности их использования и наращивания. При анализе в качестве составляющих потенциала городского округа были выделены: природный, социально-трудовой, производственный потенциал. Природный представлен природно-ресурсным; природно-климатическим; социально-трудовой демографическим, трудовым, интеллектуальным; производственный производственно-ресурсным, технологическим, инновационным, конкурентным. В целом результаты анализа позволили сделать вывод, о необходимости повышения эффективности использования и развития потенциала городского округа "Город Чита". Для этого необходимо:
- повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала, в частности - земли;
- наращивать демографический, интеллектуальный, инновационный, кадровый, конкурентный потенциалы;
- способствовать созданию условий для качественного развития производственного потенциала.
Основываясь на результатах анализа, сделан вывод, что реализация Программы нацелена на возрастание роли организационно-системной части потенциала при сохранении и повышении эффективности использования базового природно-ресурсного и производственного потенциалов.
Системный подход к развитию городского округа "Город Чита" позволил сформулировать главную долгосрочную цель его социально-экономического развития, которая состоит в повышении качества жизни населения. Цель реализации настоящей программы состоит в качественном улучшении городской среды, как совокупности благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
"Этапы формирования программы социально-экономического развития городского округа "Город Чита" на период 2006-2010 гг."
/----------------------------------------------------\
/------| Выявление и оценка потенциала |
| \----------------------------------------------------/
| |
| /---------------------------------------------------\
| | Формирование целей развития субъектов |
| | социально-экономической системы |
| \----------------------------------------------------/
| | |
| /-----------------------\ /-----------------------\
| | Этапность целей | | Задачи для достижения |
| | и интересов | | целей |
| \------------------------/ \------------------------/
| | |
| /----------------------------------------------------\
| | Формирование стратегий развития |
| \----------------------------------------------------/
| | |
/---\ /-----------------------\ /-----------------------\
| | | Сценарный подход | | Базовые мероприятия |
| | | к развитию | | развития |
| И | \------------------------/ \------------------------/
| З | /------------------------\ /------------------------\
| М | | Определение факторов, | | Антикризисные |
| Е | | влияющих на стратегии | | мероприятия развития |
| Н | |------------------------| |------------------------|
| Е | | Определение вариантов | |Определение долгосрочных|
| Н | | изменения основных | | приоритетов |
| И | | факторов | | |
| Е | |------------------------| |------------------------|
| | |Определение мероприятий | | Определение мероприятий|
| П | | развития для каждого | | развития: |
| О | | варианта | |Социальное развитие |
| Т | |------------------------| |Экономическое развитие |
| Е | | Оценка устойчивости | |Территориальное развитие|
| Н | | сценариев | | |
| Ц | \------------------------/ \------------------------/
| И | | |
| А | /--------------------------------------------------\
| Л | | Формирование программы развития |
| А | \----------------------------------------------------/
| | |
| | /---------------------------------------------------\
| |----| Постпрогнозное развитие системы |
\---/ \----------------------------------------------------/
Рис. 1. Этапы формирования программы социально-экономического развития городского округа "Город Чита" на период 2006-2010 гг.
"Система целей реализации программы социально-экономического развития городского округа"Город Чита" на период 2006-2010 гг."
Рис. 2. Система целей реализации программы социально-экономического развития городского округа"Город Чита" на период 2006-2010 гг.
Стратегической целью реализации программы является улучшении демографической ситуации в городском округе.
Данная цель обусловила приоритеты при разработке мероприятий программы:
- улучшение здоровья населения и повышение качества медицинского обслуживания населения;
- повышение уровня жизни населения;
- создание условий для увеличения занятости населения;
- создание условий для роста экономического потенциала городского округа.
Система целей реализации программы представлена на рис. 2. Ограниченность финансовых ресурсов и наличие системных рисков реализации мероприятий обусловили использование сценарного подхода к развитию: представлены инерционный, инновационный и переходный сценарии.
В процессе реализации программы будет улучшаться предпринимательская среда, которая рассматривается как совокупность условий для деятельности хозяйствующих субъектов, ее развитие обуславливает экономическую стабилизацию и рост. Взаимодействие власти и бизнеса будут реализованы в форме муниципально-частного партнерства. Для разработки прогнозов развития отдельных видов производств хозяйствующие субъекты представили инвестиционные проекты. В связи с существованием вероятности их нереализации, показатели экономического развития программы носят прогнозный характер в рамках сценариев развития экономики. При разработке мероприятий программы учитывались результаты социологических исследований на тему: "Изучение общественного мнения населения городского округа "Город Чита" о направлениях социально-экономического развития". Исследования включали следующие блоки вопросов:
1. Выясняющие жизненные цели респондентов.
2. Выясняющие, какие проблемы городского округа в большей степени волнуют горожан.
3. Вопросы, определяющие уровень жизни населения.
4. Вопросы личных проблем.
5. Вопросы о качестве услуг, предоставляемых организациями и учреждениями.
Объем выборки - 800 респондентов, ошибка выборки - + 4%.
В целом разработка Программы основывалась на следующих принципах:
- принцип целенаправленности состоял в разработке системы целей, предполагающих реализацию концептуальных направлений развития городского округа "Город Чита" на период 2003-2010 гг.;
- реализация принципа непрерывности территориального планирования предполагала разработку Концепции социально-экономического развития города на период 2003-2010 гг., затем Программы на период 2006-2010 гг. как системы мероприятий, направленных на реализацию концептуальных направлений, далее мероприятия программы будут конкретизироваться и корректироваться посредством разработки и реализации годовых планов социально-экономического развития городского округа "Город Чита";
- принцип системности учитывался при разработке мероприятий развития отраслей социальной сферы и производств сферы экономики с той позиции, что городской округ рассматривался как открытая система, развитие которой направлено на повышение качества жизни населения;
- принцип баланса интересов соблюдался в процессе формирования Программы через проведение социологических исследований, согласования мероприятий с властными структурами, профессиональными и общественными группами населения, бизнесом;
- принцип легитимности был учтен посредством организации "слушаний" программы, где присутствовали представители власти, бизнес структур общественных организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.