С целью реализации полномочий Администрации Читинской области, установленных Законом Читинской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Читинской области", а также реформирования системы управления государственным имуществом Читинской области:
1. Одобрить Концепцию управления государственным имуществом Читинской области на период до 2009 года (прилагается).
2. Органам исполнительной власти Читинской области организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом Читинской области на период до 2009 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Читинской области разработать концепции управления муниципальным имуществом.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Читинской области - председателя Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области А. Ф. Беспечанского.
5. Настоящее распоряжение опубликовать в уполномоченных органах печати.
Губернатор Читинской области |
Р.Ф. Гениатулин |
Концепция
управления государственным имуществом
Читинской области на период до 2009 года
(одобрена Распоряжением Администрации Читинской области
от 3 октября 2006 г. N 670-А/р)
I. Необходимость перехода к новой модели управления
государственным имуществом Читинской области
22 февраля 2000 года постановлением Главы Администрации Читинской области N 123 была одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Читинской области.
Данная Концепция преследовала следующие цели:
- увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью Читинской области;
- оптимизация структуры областной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности Читинской области в процесс совершенствования управления;
- использование активов Читинской области в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности.
В настоящее время основные положения данной Концепции реализованы.
Доход областного бюджета от распоряжения государственным имуществом Читинской области и его использования в 2005 году составил 134084,2 тыс. рублей, что в 3, 4 раза превышает величину дохода, полученного в 2000 году.
С целью эффективного управления государственной собственностью Читинской области создана информационная база системы пообъектного управления областным имуществом. Инвентаризирована и учтена основная масса объектов областной собственности, налажен мониторинг их состояния, Сформирован реестр государственного имущества Читинской области, содержащий количественные, технические и правовые характеристики объектов областной собственности, постоянно ведется его корректировка.
По состоянию на 01 июля 2006 года в реестре государственной собственности Читинской области учтено имущество остаточной стоимостью 5120,6 млн. рублей, закрепленное за 249 юридическими лицами, в том числе за 16 областными государственными унитарными предприятиями (из них 2 - казенные предприятия), 233 областными государственными учреждениями, а также областные пакеты акций (доли) в уставных капиталах 44 хозяйственных обществ. В едином банке данных реестра государственного имущества Читинской области содержатся сведения об 2469 областных объектах недвижимости, остаточная стоимость которых составляет 3375,5 млн. рублей, из них 2094 объекта находятся в оперативном управлении областных государственных учреждений, 79 объектов - в хозяйственном ведении и оперативном управлении областных государственных унитарных предприятий, 296 объектов - в казне Читинской области.
С целью сокращения неэффективных расходов областного бюджета проведена оптимизация состава и структуры государственной собственности Читинской области. Убыточно работающие областные государственные унитарные предприятия, а также областные государственные унитарные предприятия, не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, в установленном порядке были приватизированы либо ликвидированы. Их количество с 2000 года по 2006 год уменьшилось в 2 раза. Некоторые мелкие пакеты акций (доли), принадлежащие Читинской области и не позволяющие ей реализовывать свои интересы в хозяйственных обществах, были приватизированы. Большая часть хозяйственных обществ с долей государственного участия, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, в установленном порядке была ликвидирована. За период с 2000 года по 2006 год количество хозяйственных обществ с долей государственного участия Читинской области сократилось в 1,5 раза.
Создана система экономического анализа и планирования деятельности государственных унитарных предприятий Читинской области, что существенно повлияло на улучшение результатов их финансово-хозяйственной деятельности. Начиная с 2002 года государственные унитарные предприятия Читинской области отчисляют в бюджет Читинской области часть чистой прибыли. Общий объем ее поступлений в областной бюджет возрос с 2002 года по 2005 год в 2,5 раза. Установлен порядок и организован аудит отчетности областных унитарных предприятий.
Продолжается оптимизация системы участия представителей Читинской области в органах управления и контроля хозяйственных обществ, имеющих в уставном капитале долю участия Читинской области. Организован системный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных обществ с участием Читинской области, а также постоянный контроль за деятельностью представителей государства. Общая сумма выплаченных Читинской области дивидендов возросла в 2005 году по сравнению с 2000 годом более чем в 2,5 раза.
Действует отлаженная система проведения проверок целевого использования областного имущества и вовлечения неэффективно используемых государственных объектов в хозяйственный оборот. Площадь переданных в аренду областных зданий и сооружений увеличилась в 2005 году по сравнению с 2000 годом в 3,3 раза, общая сумма поступлений в областной бюджет от сдачи в аренду указанных объектов возросла в 6,7 раза. В 2005 году проведена сплошная проверка всего государственного имущества Читинской области.
Начался процесс разграничения государственной собственности на землю. На всей территории Читинской области проведена государственная кадастровая оценка земель. С 01 января 2006 года налогообложение земельных участков осуществляется исходя из их кадастровой стоимости. В основном в Читинской области сформирована система государственного земельного кадастра. Положено начало формирования кадастра объектов недвижимости, связанных с земельными участками. Доходы областного бюджета от аренды земельных участков возросли в 2005 году по сравнению с 2001 годом в 11,2 раза.
За период с 2000 года по 2005 год создана системная нормативная база управления областной собственностью.
Однако логика проводимых в стране экономических и политических реформ ставит на повестку дня задачи осуществления дальнейших шагов в сфере земельно-имущественных отношений и в системе управления государственной собственностью Читинской области. Решение их требует новых подходов к управлению государственной собственностью, которые должны обеспечить:
- уменьшение влияния государства в тех сферах экономики, развитие которых в полной мере регулируется рынком;
- эффективное функционирование и развитие государственной собственности для обеспечения деятельности, которая возложена Конституцией Российской Федерации и федеральными законами исключительно на государство.
Качественная и своевременная реализация предыдущей Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Читинской области подготовила необходимые предпосылки для перехода к следующему этапу реформирования управления государственным имуществом Читинской области.
Концепция управления государственным имуществом Читинской области на период до 2009 года (далее - Концепция) содержит цели, задачи и принципы функционирования новой модели управления государственным имуществом Читинской области, а также пути ее построения.
II. Новая модель управления
государственным имуществом Читинской области
1. Цели, задачи и принципы управления
государственным имуществом Читинской области
Целью управления государственным имуществом Читинской области должно стать создание постоянно действующей системы, обеспечивающей соответствие состава государственного имущества Читинской области выполняемым государством функциям, а также эффективное использование данного имущества.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение следующих задач:
- поэтапное сокращение избыточного государственного имущества Читинской области, которое не обеспечивает выполнение государственных полномочий (функций);
- внедрение новой модели управления государственным имуществом Читинской области, основанной на принципе строгого соответствия состава областного имущества государственным полномочиям (функциям);
- увеличение доходов от использования областного имущества, утратившего значение для обеспечения государственных полномочий (функций), до момента его отчуждения или перепрофилирования.
В ходе реализации государственной политики в сфере управления областным имуществом органы государственной власти Читинской области должны руководствоваться следующими принципами:
1) последовательности: политика органов государственной власти Читинской области должна быть направлена на поэтапную реализацию задач, перечисленных в Концепции; областное имущество должно использоваться в первую очередь для обеспечения полномочий Читинской области как субъекта Российской Федерации; имущество, необходимое для реализации полномочий федеральных органов и органов местного самоуправления, должно передаваться соответственно в федеральную и муниципальную собственность;
2) гласности: органы государственной власти Читинской области должны обеспечить максимальную публичность и информационную прозрачность принимаемых ими решений в сфере управления областным имуществом;
3) плановости: решения в сфере управления областным имуществом должны быть встроены в систему финансово-бюджетного планирования;
4) оптимальности: государственное имущество, не задействованное в обеспечении государственных полномочий (функций), должно быть приватизировано; в отношении сохраняемой за государством собственности стоит задача перехода к новой модели управления, что требует разработки единых методологических принципов.
Приватизация государственного имущества Читинской области должна осуществляться при условии достижения следующих результатов:
существующая на момент приватизации рыночная инфраструктура сможет адекватно компенсировать утрату государством управленческого контроля над субъектами хозяйственной деятельности;
принятие решения о приватизации позволит получить максимальный финансовый эффект (формирование доходов областного бюджета); временно неиспользуемое для государственных нужд имущество или имущество, приватизация которого намечена на более поздние сроки, должно передаваться в аренду по ставкам, максимально приближенным к рыночным ценам.
Практика приватизации государственного имущества Читинской области показывает необходимость внесения изменений в законодательство Читинской области в части упрощения процедуры принятия управленческих решений. Процедура сбора документов, проведения оценки и получения необходимых согласований для принятия постановления Читинской областной Думы о согласии с условиями приватизации и распоряжения Администрации Читинской области об утверждении условий приватизации с учетом соблюдения срока с момента опубликования объявления до момента проведения аукциона занимает от шести до девяти месяцев. В случае получения необходимых документов в конце текущего года осуществить мероприятия по продаже имущества не представляется возможным, и возникает необходимость внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации на следующий год. В результате происходит несвоевременное получение областным бюджетом запланированных средств, а зачастую и их недополучение в связи с падением ликвидности объектов приватизации.
Фондовый рынок на территории Читинской области в настоящее время является проблемным сектором социально-экономической инфраструктуры Читинской области. Его развитие в настоящее время не представляется возможным без государственного программного подхода. Для того, чтобы сбережения населения, временно свободные средства предприятий, ресурсы банков превратились в инвестиции, направленные в региональную экономику, необходимо совершенствовать инфраструктуру фондового рынка, формировать среду, предоставляющую инвестору услуги по купле-продаже ценных бумаг, создавать эффективную систему раскрытия информации, которая поможет всем участникам фондового рынка нормально работать, а инвесторам находить предприятия, способные продуктивно использовать инвестиции и цивилизованно работать с ними. В связи с этим целесообразна разработка областной целевой программы "Развитие рынка ценных бумаг на территории Читинской области" на среднесрочную перспективу, которая будет иметь своими целями:
- формирование условий, способствующих развитию рынка ценных бумаг на территории Читинской области и его использованию для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- защиту прав и законных интересов инвесторов на территории Читинской области. Решение поставленных задач в сфере управления государственной собственностью.
Читинской области необходимо осуществлять с учетом региональной специфики.
2. Управление государственными учреждениями Читинской области
Основными задачами управления областными государственными учреждениями являются:
- оптимизация структуры и количества областных государственных учреждений на основе анализа нормативной обеспеченности;
- повышение эффективности деятельности областных государственных учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
- усиление контроля за деятельностью областных государственных учреждений;
- снижение расходов областного бюджета на содержание областных государственных учреждений;
- преобразование государственных учреждений, способных выполнять государственные функции за счет доходоприносящей деятельности, в государственные автономные некоммерческие организации;
- ликвидация или преобразование государственных учреждений, деятельность которых не направлена на выполнение государственных полномочий (функций), в открытые акционерные общества с последующей приватизацией акций.
Для определения оптимального количества областных государственных учреждений, необходимого для обеспечения полномочий Читинской области, на начальном этапе потребуется:
- проведение полной ревизии их деятельности, а также состава и технического состояния закрепленного за ними имущества;
- систематизация информации об областных государственных учреждениях Читинской области по видам их деятельности;
- изучение целесообразности существования каждого областного государственного учреждения;
- разработка и утверждение норм обеспечения населения социальными услугами. В процессе оптимизации сети областных государственных учреждений должны быть выявлены учреждения, выполняющие сходные или дублирующие функции, а также учреждения, не отвечающие статусу некоммерческой организации, существующие за счет доходоприносящей деятельности. Впоследствии в отношении данных учреждений должна быть проведена работа по их реорганизации или ликвидации.
В ходе управления учреждениями особое внимание необходимо обратить на соотнесение государственных полномочий с целями и функциями областных государственных учреждений. Областные государственные учреждения, цели и функции которых не отвечают полномочиям Читинской области по предметам совместного ведения и предметам исключительного ведения Читинской области, подлежат разграничению или перепрофилированию.
Для повышения эффективности деятельности областных государственных учреждений необходимо провести перераспределение и перепрофилирование областного имущества в соответствии с текущими и перспективными потребностями учреждений и социальной значимостью решаемых ими задач. Перераспределение прежде всего должно происходить путем изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению закрепленного за областными государственными учреждениями имущества и передачи его иным учреждениям в соответствии с их функциями, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Необходимо ежегодно проводить работу по проверке, классификации и перераспределению имущества, закрепленного за областными государственными учреждениями.
Учредительные документы областных государственных учреждений обязательно должны содержать исчерпывающий перечень приносящих доходы видов деятельности, а также неукоснительное соблюдение требований бюджетного законодательства, связанного с использованием доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Важнейшими задачами органов исполнительной власти в части управления государственными учреждениями должны стать:
- контроль за надлежащим использованием закрепленного за учреждениями имущества в соответствии с его назначением, целями и функциями организаций, определенными при их создании;
- мониторинг качества оказываемых учреждениями услуг.
Руководители государственных областных учреждений должны отвечать требованиям, предъявляемым к руководителям унитарных предприятий, с той разницей, что особое внимание при оценке результатов их деятельности следует уделять не достижению экономических показателей работы, а эффективности, соответствующей некоммерческому характеру деятельности учреждения, соблюдению финансовой дисциплины и обеспечению целевого и эффективного использования имущества.
Порядок осуществления контроля за деятельностью государственных областных учреждений, критерии ее эффективности и отражаемые в отчетности показатели должны быть разработаны и нормативно закреплены с учетом некоммерческого характера учреждений.
3. Управление государственными
унитарными предприятиями Читинской области
К 2009 году основная часть государственных унитарных предприятий Читинской области должна быть приватизирована, ликвидирована или преобразована в иные организационно-правовые формы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Читинской области.
Принятие решения о приватизации, ликвидации или преобразовании в иные организационно-правовые формы государственных унитарных предприятий Читинской области должно осуществляться на основе анализа эффективности их финансово-хозяйственной деятельности, а также полной ревизии использования закрепленного за ними государственного имущества.
Унитарные предприятия Читинской области могут быть сохранены или созданы лишь в тех случаях, когда цели и задачи их деятельности не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
Создание или сохранение областных унитарных предприятий возможно при следующих условиях:
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных;
- необходимости использования имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения техногенной, экологической и иной безопасности, обеспечения функционирования транспорта, реализации иных стратегических интересов;
- необходимости решения социальных задач путем производства товаров и предоставления услуг по минимальным ценам;
- необходимости осуществления установленных законами дотируемых видов деятельности, в том числе поддержки социально убыточных производств;
- необходимости проведения эксклюзивных научно-технических разработок инновационной направленности, изготовления уникальных видов продукции, выполнения оригинальных работ;
- необходимости обеспечения стабильного функционирования инфраструктуры Читинской области, а также рынка основных потребительских товаров, ресурсов и услуг;
- необходимости производства и изготовления отдельных видов продукции, оказание услуг, находящихся в сфере интересов Читинской области.
Интересы Читинской области и способы ее влияния на хозяйственную деятельность унитарных предприятий должны быть закреплены в учредительных документах этих предприятий и в трудовых договорах с их руководителями.
Областные предприятия необходимо рассматривать не только с точки зрения соответствия их деятельности решению государственных задач, но и с точки зрения соответствия объема и состава закрепленного за ними имущества характеру или масштабу выполняемой ими функции. С целью обеспечения государственных функций возможно изъятие Читинской областью в установленном законодательством порядке у областных государственных унитарных предприятий части закрепленного за ними имущества.
До момента приватизации областного унитарного предприятия уполномоченным органам исполнительной власти Читинской области необходимо задействовать все механизмы управления, обеспечивающие высокую эффективность его деятельности, в том числе:
- ежегодно разрабатывать прогноз показателей экономической эффективности производства;
- вести мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности;
- проводить отраслевой и территориальный сравнительный анализ и оценку эффективности функционирования унитарных предприятий;
- контролировать сохранность, восстановление и целевое использование имущества, переданного государственным унитарным предприятиям Читинской области в хозяйственное ведение или оперативное управление;
- осуществлять в соответствии с законодательством строгий контроль за совершаемыми сделками;
- оценивать деятельность руководителей;
- рассматривать ежегодные отчеты руководителей на заседаниях областной балансовой комиссии.
4. Управление находящимися в государственной собственности
Читинской области пакетами акций (долями) хозяйственных обществ
До 2009 года в отношении большинства принадлежащих Читинской области пакетов акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ должно быть принято решение об их приватизации.
В отношении хозяйственных обществ с долей участия Читинской области, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, должна быть применена процедура банкротства.
С целью эффективного принятия решения по каждому государственному пакету акций (доле) необходимо определить его рыночную стоимость, социальную значимость, цели владения акциями, а также соотношение долей прибыли, направленных на развитие предприятия и на дивиденды.
Вопрос о реализации каждого пакета акций (доли) Должен решаться индивидуально, с разработкой стратегии продажи данного пакета акций (доли).
Решение об участии Читинской области в хозяйственных обществах должно приниматься только с целью необходимости решения государственных задач, стоящих перед Читинской областью. Доля, принадлежащая Читинской области, в таких акционерных обществах должна составлять не менее чем 25 процентов голосов плюс одна голосующая акция. Нахождение в собственности государства ценных бумаг этих предприятий следует рассматривать как управление стратегическими ресурсами. Область будет вынуждена сохранять в казне ценные бумаги таких предприятий независимо от эффективности их производства. Во многих случаях эти предприятия объективно являются низкорентабельными или даже убыточными. Читинская область в большинстве случаев вынуждена будет оказывать этим предприятиям финансовую поддержку в виде льготных кредитов, дотаций, снижения ставок налогообложения, арендной платы.
Решение об участии Читинской области в хозяйственных обществах должно приниматься на основании результатов конкурсного отбора инвестиционных проектов, проводимого в соответствии с Законом Читинской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Читинской области".
В целях повышения эффективности управления государственными пакетами акций (долями) хозяйственных обществ необходимо:
- обеспечить применение в деятельности акционерных обществ положений Кодекса корпоративного поведения, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и капитализации;
- обеспечить в каждом хозяйственном обществе рациональную дивидендную политику;
- обеспечить систематическую ревизию результатов деятельности обществ с участием представителей государства, проведение обществом аудита финансовой и бухгалтерской отчетности;
- обеспечить постоянное повышение качества работы представителей государства в органах управления и контроля хозяйственных обществ путем их обучения, аттестации, анализа отчетности и принятых решений; ,
- привлекать к управлению пакетами акций (долями) профессиональных управляющих, как через назначение их в органы управления обществ, так и через передачу им государственных пакетов акций (долей) в доверительное управление.
Применительно к каждому случаю государственного участия в хозяйственных обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой будут руководствоваться лица, привлекаемые в качестве представителей интересов Читинской области. Подробная регламентация правомочий управляющего и критериев оценки результатов его деятельности позволит объективно оценить результаты управления.
5. Управление и распоряжение земельными участками,
находящимися в собственности Читинской области
Управление и распоряжение земельными участками должно основываться на принципах наибольшей эффективности, платности землепользования, единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.
Управление земельными участками Читинской области необходимо осуществлять по двум направлениям:
1) правовое регулирование земельно-имущественных отношений по вопросам, находящимся в ведении субъекта Российской Федерации;
2) принятие управленческих решений по распоряжению земельными участками, являющимися собственностью Читинской области.
Реализация вышеназванных принципов позволит решить следующие задачи:
- сформировать собственность Читинской области на земельные участки;
- создать необходимые условия для развития земельного рынка в Читинской области, формирования системы эффективного информационного обеспечения процессов управления земельными участками как недвижимым имуществом, принятия экологически безопасных, экономически и социально эффективных хозяйственных решений;
- создать систему налоговых и неналоговых платежей за земельные участки, находящиеся в собственности Читинской области;
- обеспечить координацию органов исполнительной власти Читинской области, участвующих в процессе управления земельными участками.
С целью формирования собственности Читинской области на земельные участки, создания информационной составляющей рынка недвижимости и реализации принципа "единого объекта недвижимости" необходимо провести следующие мероприятия:
- создать базу данных о земельных участках, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности Читинской области, и земельных участках, предоставленных органам государственной власти Читинской области, государственным унитарным предприятиям Читинской области и некоммерческим организациям, учрежденным уполномоченными органами государственной власти Читинской области;
- организовать проведение землеустроительных работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, на которые у Читинской области возникает право собственности и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр земель;
- произвести юридические действия по государственной регистрации прав Читинской области на земельные участки;
- сформировать реестр земельных участков, свободных от объектов недвижимости, реестр "единых объектов недвижимости" и реестр неиспользуемых земельных участков с целью вовлечения их в хозяйственный оборот;
- провести мероприятия по резервированию земельных участков для государственных нужд Читинской области.
В целях создания эффективной системы налоговых и неналоговых платежей за землю необходимо:
- установить механизм определения зависимости размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Читинской области, от их кадастровой стоимости;
- исключить случаи необоснованного установления льгот для арендаторов при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в собственности Читинской области.
Законодательство предусматривает участие органов государственной власти разного уровня, а также органов местного самоуправления в процессе предоставления государственных земельных участков гражданам и юридическим лицам. Разобщенность властных полномочий по управлению и распоряжению государственными земельными участками и прочно связанной с ними недвижимостью сдерживает организацию управления комплексным объектом, состоящим из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, строений и сооружений (или их частей).
С целью повышения эффективности развития земельных отношений необходимо постоянно совершенствовать правовые основы регулирования земельных отношений, в том числе:
- отработать механизм, обеспечивающий реализацию преимущественного права Читинской области на покупку земельного участка в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, признания права собственности Читинской области при принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с федеральным и областным законодательством;
- разработать нормативные правовые акты Читинской области, регулирующие порядок проведения согласительных процедур по разрешению споров по местоположению выделяемых в счет земельных долей земельных участков;
- создать правовые и экономические механизмы, способные упорядочить оборот земель сельскохозяйственного назначения в Читинской области и сохранить наиболее продуктивные земли сельскохозяйственного назначения;
- установить механизм обратного перевода земель промышленности и иного специального назначения, восстановленных после отработки полезных ископаемых, в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Для повышения эффективности развития земельных отношений требуются высококвалифицированные специалисты, обладающие теоретическими знаниями и практическими навыками работы в сфере регулирования земельных отношений. Поэтому необходимо:
- содействовать проведению целевой подготовки специалистов в высших учебных заведениях;
- принимать участие в процессе переподготовки и повышения квалификации специалистов в области управления земельными ресурсами.
Все эти мероприятия позволят сформировать единообразие практики развития земельных отношений на территории Читинской области, создать условия стабильного оборота недвижимости и развития рынка земли, а также организовать управление комплексным объектом, состоящим из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, строений и сооружений (или их частей).
III. Пути повышения эффективности управления
государственной собственностью Читинской области
Одним из наиболее перспективных механизмов управления государственным имуществом на территории Читинской области является концессия.
В условиях ограниченных возможностей финансирования инвестиционных программ объектов государственной собственности Читинской области из средств областного бюджета концессия может стать одним из наиболее доступных и эффективных инструментов привлечения инвестиций в экономику области, не увеличивающим долговые обязательства и не снижающим кредитный рейтинг.
Внедрение концессионного механизма целесообразно проводить в два этапа. Первый этап предполагает концессионирование имущественных объектов Читинской области, соглашение по которым может быть реализовано без дотационных платежей областного бюджета, что одновременно позволяет получить очевидный положительный бюджетный эффект и сформировать позитивное общественное мнение о данном механизме. Эти два фактора позволят перейти ко второму этапу, на котором при поддержке населения Читинской области могут быть реализованы проекты социальной сферы, инвестиционные и операционные расходы на которые не могут быть полностью профинансированы за счет средств хозяйственной деятельности концессионера и поэтому требуют дотационной поддержки областного бюджета.
Прежде всего, могут быть заключены концессионные соглашения на развитие и эксплуатацию уже существующих объектов. В настоящее время наиболее перспективна концессия объектов незавершенного строительства, общественных зданий, объектов культурного наследия, остро нуждающихся в достройке, ремонте, реконструкции и перевооружении. Особую актуальность имеет применение концессионных соглашений в сфере дорожного строительства, требующего значительных инвестиционных вложений Здесь концессионные соглашения являются практически единственным возможным механизмом привлечения инвестора, позволяющим окупить затраты инвестора на ремонт существующих или строительство новых дорог без потери государством контроля в этой области.
IV. Планирование процесса управления
государственной собственностью Читинской области
Новая модель управления государственным имуществом Читинской области может эффективно функционировать только в том случае, если решения в сфере управления областным имуществом будут встроены в систему финансово-бюджетного планирования.
По аналогии с составлением проекта закона Читинской области об областном бюджете целесообразно, чтобы основу новой системы управления государственной собственностью Читинской области составляла ежегодно утверждаемая Администрацией Читинской области Программа управления государственным имуществом Читинской области на четыре года, с детализацией показателей программы на очередной финансовый год и прогнозом на три последующих года.
Необходимо, чтобы Программа управления состояла из трех частей - плана использования, плана приобретения и плана выбытия, а ее разработка была жестко увязана с областной инвестиционной программой, областным бюджетом на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу, прогнозным планом (программой) приватизации областного имущества.
План использования государственного имущества Читинской области должен содержать перечень основных мероприятий по управлению имущественно-земельным комплексом области:
- рассмотрение и утверждение планов (программ) деятельности областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений, смет доходов и расходов областных казенных предприятий;
- реализацию прав Читинской области как акционера (участника) хозяйственных обществ;
- реорганизацию областных организаций;
- межотраслевое перераспределение имущества, передачу его в аренду, доверительное управление, концессию и т.п.
В плане использования государственного имущества Читинской области должны быть показаны доходы от имущества и расходы на его содержание.
План приобретения имущества в собственность Читинской области должен предусматривать поступление имущества в результате:
- создания новых объектов (за счет строительства, инвестиций);
- разграничения собственности (например, земельных участков);
- приобретения по гражданско-правовым сделкам (покупка, мена и т.д.);
- выкупа для государственных нужд;
- национализации и т.п.
Возмездное приобретение или создание имущества должно быть увязано с соответствующими показателями областной инвестиционной программы и расходной части областного бюджета и проводиться только при изменении состава или объема выполняемых государственных полномочий (функций), быть экономически обоснованным и иметь четко определенные источники финансирования.
План выбытия государственного имущества Читинской области должен предусматривать:
- приватизацию областного имущества;
- передачу имущества из государственной собственности Читинской области в собственность Российской Федерации и муниципальных образований;
- ликвидацию имущества.
План выбытия должен предусматривать прогноз доходов, а также обоснование расходов, необходимых для проведения мероприятий, требующих финансовых затрат.
Выбытие областного имущества должно осуществляться при минимальных затратах на проведение таких мероприятий.
Все показатели Программы управления государственной собственностью Читинской области должны соответствовать конкретным государственным полномочиям и отражать затраты Читинской области (текущие и капитальные) на их реализацию с учетом внутреннего субсидирования (самофинансирования) государственного сектора.
Исходными данными для построения Программы управления государственной собственностью Читинской области должны быть:
- программы деятельности государственных областных унитарных предприятий;
- показатели экономической эффективности деятельности государственных областных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия Читинской области;
- отчеты руководителей государственных областных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ с долей участия Читинской области;
- данные бухгалтерской отчетности государственных областных унитарных предприятий и государственных областных учреждений.
V. Заключение
Успешная реализация настоящей Концепции возможна лишь в результате проведения совместной планомерной и регулярной работы как в нормотворческой, так и в административно-организационной сфере всех органов государственной власти Читинской области.
Для этого необходимо в кратчайшие сроки разработать с учетом мнения всех заинтересованных органов государственной власти Читинской области План мероприятий по реформированию отношений собственности на территории Читинской области до 2009 года.
В результате предлагаемых мер должна образоваться единая система управления государственным имуществом Читинской области, позволяющая добиться имущественного обеспечений выполнения государственных полномочий (функций), оптимизации структуры областного имущества, рационального соотношения доходов и расходов областного бюджета.
Деятельность органов исполнительной власти Читинской области в сфере управления областными государственными предприятиями, учреждениями и иными организациями, созданными с участием государства, должна сопровождаться регулярным информированием широкой общественности о ходе работ, их результатах, а также планируемых мероприятиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Читинской области от 3 октября 2006 г. N 670-А/р "Об одобрении Концепции управления государственным имуществом Читинской области на период до 2009 года"
Текст постановления опубликован в Еженедельной газете "Азия-Экспресс" от 12 октября 2006 г., N 53