Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ социально-экономической
ситуации, характеристика проблем
Территория Читинской области составляет 431,5 тыс. км2, или 2,5 % от территории Российской Федерации. Читинская область занимает по данному показателю 12-ое место в Российской Федерации. Область расположена на юго-востоке Сибири. На севере граничит с Иркутской (520 км) и Амурской (700 км) областями, Республикой Саха (Якутия) (200 км), на западе - с Республикой Бурятия (1700 км), на юге - с Монголией (831,5 км), на юго-востоке - с КНР (1095,3 км).
В Читинской области проживает 1054 тыс. человек, что составляет 0,74% общей численности населения Российской Федерации. Читинская область занимает по данному показателю 48-ое место в Российской Федерации. Средняя плотность населения - 2,4 чел./кв.км.
Читинская область входит в Сибирский федеральный округ и является одним из регионов с достаточно высоким ресурсным потенциалом (минерально-сырьевым, водным, лесным и земельным).
В недрах области заключено 94% разведанных запасов урана Российской Федерации, 36% - плавикового шпата, 37,2% - циркония, 23,8% - меди, 30,5% - молибдена, 22,7% - титана, 14,4% - серебра, 8,5% - свинца, 7% - золота, имеются также запасы вольфрама, олова, лития, цинка и железных руд.
Базовыми отраслями промышленности являются электроэнергетика, цветная металлургия, угольная промышленность, машиностроение и пищевая промышленность. Их совокупная доля в структуре производства составляет 95%.
Своеобразие природных условий области исторически определило особенности аграрной отрасли. В общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства животноводство занимает 70%, растениеводство - 30%.
Большая протяженность границ с Китаем и Монголией, наличие пунктов пропуска через границу предопределяют сложившуюся ориентацию внешнеэкономической деятельности на китайское и монгольское направления.
В настоящее время на территории области действуют 7 пограничных переходов, 2 таможни (Забайкальская и Читинская) и 10 подчиненных им таможенных постов.
Железнодорожный пункт пропуска "Забайкальск" является крупнейшим сухопутным пропускным пунктом на пути грузопотока из России в Китай и обратно. На него приходится около 33% повагонных экспортных перевозок и 58% контейнерных перевозок в Китай.
Автомобильный пункт пропуска "Забайкальск" обслуживает до 50% прохождения сухопутных грузов и пассажиров в автомобильном сообщении между Россией и Китаем.
К конкурентным преимуществам региона можно отнести:
наличие богатого минерально-сырьевого потенциала;
выгодное геополитическое положение (наличие границы со странами АТР);
наличие развитой транспортной инфраструктуры (Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали, автомобильные дороги федерального значения Чита - Хабаровск, Чита - Забайкальск, международный аэропорт г. Чита);
накопленный промышленный потенциал.
2.1. Основные тенденции
социально-экономического развития Читинской области
По объему валового регионального продукта (далее - ВРП) Читинская область занимает 48-ое место в Российской Федерации, в расчете на душу населения - 53-е место. По производству ВРП на душу населения (65 тыс. рублей) Читинская область отстает от общероссийского показателя в 2 раза.
За 2003-2005 годы реальный объем ВРП Читинской области увеличился на 14,1 % и составил в 2005 году, по предварительной оценке, 68,8 млрд. рублей (или 103,1 % в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года).
Значительная часть валовой добавленной стоимости формировалась промышленностью (в 2005 году - 16,9 %), транспортом и связью (25,2%), питанием и общественным питанием (12,5 %), прочими отраслями, в основном, оказывающими услуги (29,2 %).
За период с 2002 по 2005 годы увеличились объемы промышленного производства на 9,6 %, инвестиции в основной капитал - на 63,4 %, оборот розничной торговли - на 47,2 %. При этом объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств снизился на 6,5 %.
Мониторинг параметров Программы
социально-экономического развития Читинской области на 2003-2005 годы
Показатели |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
43812,0 |
53568,4 |
60688,6 |
68826 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
101,2 |
107,4 |
103 |
103,1 |
Продукция промышленности, млн. рублей |
13898,7 |
16424 |
18797,3 |
22068 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
96,6 |
110,2 |
97,3 |
102,2 |
Продукция сельского хозяйства, млн. рублей |
6160,7 |
6373,8 |
6265,4 |
6998,6 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
107,6 |
93,5 |
95,3 |
104,9 |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
6590,9 |
10933,1 |
14451,5 |
16108,7 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
67,5 |
151,3 |
113,9 |
94,8 |
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
18647,5 |
25226,7 |
31849,1 |
37364,2 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
121,5 |
120,1 |
115,0 |
106,6 |
Прибыль прибыльных организаций, млн. рублей |
5838,9 |
7695,66 |
6130,79 |
9541,19 |
Численность населения, тыс. человек |
1086,9 |
1075,7 |
1066,7 |
1058,1 |
Индекс потребительских цен, в % к предыдущему году |
116,79 |
114,42 |
110,72 |
111 |
Денежные доходы на душу населения, рублей |
3036,0 |
4068,2 |
4842,0 |
5754,0 |
Среднемесячная заработная плата, в % к предыдущему году (реальная) |
127,7 |
112,4 |
110,7 |
103,5 |
Среднемесячная начисленная заработная плата, рублей |
4325,7 |
5564,9 |
6821,2 |
7878 |
Средняя заработная плата работников села, рублей |
1043,8 |
1103,8 |
1539,8 |
1726,5 |
Реальные денежные доходы на душу населения, % |
127,2 |
117,1 |
107,5 |
106,5 |
Уровень жизни (соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума), % |
139,9 |
172,4 |
186,4 |
194,2 |
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, % |
40,6 |
28,3 |
25,4 |
24,9 |
Размер средней пенсии, в % к среднероссийской |
93,2 |
93,0 |
92,1 |
92,5 |
Численность экономически активного населения, тыс. человек |
581,1 |
533,3 |
488,7 |
493,2 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы |
3,9 |
3,2 |
2,7 |
2,3 |
Число телефонных аппаратов (включая таксофоны) телефонной сети общего пользования, тыс. штук |
162,0 |
170,1 |
186,4 |
199,8 |
Обеспеченность общей площадью жилья на 1 жителя, кв.м |
18,3 |
18,4 |
18,6 |
18,9 |
Обеспеченность населения дошкольными образовательными учреждениями, мест на 1000 детей школьного возраста |
581 |
568 |
537 |
534,1 |
Обеспеченность населения больничными койками, коек на 10000 населения |
138,6 |
139,6 |
143,6 |
143,1 |
Обеспеченность дорогами общего пользования на 1 кв. м. площади, км |
0,023 |
0,023 |
0,024 |
0,024 |
Уровень бюджетной обеспеченности, % |
0,421 |
0,407 |
0,4856 |
0,5132 |
Сравнительные показатели социально-экономического
положения Российской Федерации,
Сибирского федерального округа и Читинской области
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Индекс промышленного производства | |||
Российская Федерация |
108,9 |
107,3 |
104,0 |
Сибирский федеральный округ |
107,3 |
105,0 |
102,2 |
Читинская область |
110,2 |
97,3 |
102,2 |
Доля регионов в строительстве жилых домов, % | |||
Сибирский федеральный округ в Российской Федерации |
8,3 |
8,6 |
9,36 |
Читинская область в Сибирском федеральном округе |
3,3 |
3,2 |
3,2 |
Читинская область в Российской Федерации |
0,2 |
0,28 |
0,3 |
Оборот розничной торговли, млн. рублей | |||
Российская Федерация, млрд. рублей |
4483,5 |
5597,7 |
6934,3 |
Сибирский федеральный округ |
511663,1 |
652485,6 |
815077,3 |
Читинская область |
25226,7 |
31849,1 |
37364,2 |
в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) | |||
Российская Федерация |
108,0 |
112,1 |
112,0 |
Сибирский федеральный округ |
109,5 |
115,3 |
114,3 |
Читинская область |
120,1 |
115,0 |
106,6 |
Средняя начисленная заработная плата, рублей | |||
Российская Федерация |
5499 |
6832 |
8550,2 |
Сибирский федеральный округ |
5325 |
6520,8 |
8102,2 |
Читинская область |
5564,9 |
6821,2 |
7878 |
Среднедушевые денежные доходы населения, в месяц, рублей | |||
Российская Федерация |
5162 |
6337 |
7848 |
Сибирский федеральный округ |
4355 |
5247 |
6215 |
Читинская область |
4068 |
4842 |
5754 |
Объем инвестиции в основной капитал, млн. рублей | |||
Российская Федерация, млрд. рублей |
2186 |
2729,8 |
3431 |
Сибирский федеральный округ |
193614 |
237433,0 |
336080,6 |
Читинская область |
10933,1 |
14451,5 |
16108,7 |
в % к предыдущему году | |||
Российская Федерация |
112,5 |
110,9 |
110,5 |
Сибирский федеральный округ |
116,1 |
107,4 |
|
Читинская область |
151,3 |
113,9 |
94,8 |
Исполнение консолидированных бюджетов, млн. рублей | |||
Доходы | |||
Российская Федерация, млрд. рублей |
1930,5 |
3428,9 |
5121,0 |
Сибирский федеральный округ |
3685,6 |
4448,9 |
|
Читинская область |
14586,9 |
15228,7 |
16485,8 |
Расходы | |||
Российская Федерация, млрд. рублей |
1984,3 |
2698,9 |
3504,5 |
Сибирский федеральный округ |
3606,8 |
4279,5 |
|
Читинская область |
15189,6 |
15463,9 |
16813,98 |
2.2. Основные проблемы
социально-экономического развития Читинской области
Несмотря на положительную динамику по основным параметрам развития экономики и социальной сферы, в 2006 году продолжает наблюдаться действие негативных тенденций предыдущих лет, способных привести к ухудшению экономической динамики, и, следовательно, от решения которых зависит дальнейшее социально-экономическое развитие области.
Демографические проблемы. Сложная демографическая ситуация несет определенную угрозу экономическим интересам Читинской области.
Общее сокращение численности населения в результате естественной и миграционной убыли населения приводит к уменьшению плотности заселения области, кроме того, ведет к возникновению проблемы формирования квалифицированных трудовых ресурсов.
В связи с увеличением демографической нагрузки на трудоспособное население, повышается нагрузка на систему здравоохранения, обостряются проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.
Отток из Читинской области квалифицированных кадров ведет к ослаблению материального и интеллектуального потенциала региона.
Уровень жизни населения. Сохраняется невысокий уровень жизни населения при высокой стоимости жизни и невысоком уровне оплаты труда и пенсий. Сохраняется значительная отраслевая диспропорция в оплате труда. Низкий уровень оплаты труда сложился в сельском хозяйстве и в бюджетной сфере.
Проблема занятости населения. Остается высоким уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ (2005 год - 12%). Усиливается дефицит квалифицированных рабочих кадров, предложение рабочей силы не соответствует имеющимся вакансиям.
Проблема финансового состояния организаций области. Сохраняется высокая доля убыточных предприятий (в 2005 году - 44,6% от общего числа организаций) при их низкой конкурентоспособности. Следствием суровых природно-климатических условий и удаленности региона от центра России являются высокая капиталоемкость производства, повышенные текущие затраты на производство продукции и значительные транспортные расходы в себестоимости продукции.
Проблема обновления основных фондов. Остается значительным физический и моральный износ основных фондов во всех отраслях экономики и социальной сфере области. Недостаточен уровень инвестиций в технологическое обновление. Медленно развивается процесс внедрения инновационной деятельности в экономику области.
Проблемы инвестиционной деятельности. Наиболее значимыми остаются следующие проблемы: недостаточный уровень государственной поддержки, в том числе финансирование из федерального бюджета федеральных целевых программ по Читинской области; несовершенство механизма привлечения в инвестиционную сферу денежных средств граждан.
Проблемы сельского хозяйства. Сокращается производственно-технический потенциал сельскохозяйственных организаций. Остается убыточным производство сельскохозяйственной продукции. Неразвитость заготовительной деятельности препятствует нормальному функционированию агропромышленного комплекса.
Проблемы потребительского рынка. В структуре формирования оборота розничной торговли довольно высокий удельный вес занимает продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (2005 год - 18,7%), что снижает налогооблагаемую базу.
Существующая многозвенность в продвижении товаров приводит к росту цен на реализуемые товары.
Слабо развиты предприятия общественного питания в ряде районов области, сеть быстрого питания в городских округах и районных центрах.
Проблемы бюджетно-налоговой сферы. Сохраняется проблема недостатка бюджетных средств на финансирование необходимых социально значимых расходов. В связи с изменением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации в 2006 году выпадающие доходы консолидированного бюджета Читинской области оцениваются в сумме более 1,5 млрд. рублей.
Остро обозначилась в 2006 году проблема недостатка бюджетных средств в местных бюджетах для обеспечения финансирования всех возложенных на муниципальные уровни власти полномочий.
Требует дальнейшего совершенствования бюджетное законодательство области в части регулирования межбюджетных отношений. В 2006 году наблюдается снижение доли налоговых доходов местных бюджетов в объеме налоговых доходов консолидированного бюджета.
Не является оптимальной сложившаяся в области сеть бюджетополучателей, что снижает качество использования бюджетных средств. Бюджетные ассигнования по-прежнему распределяются между бюджетными учреждениями вне зависимости от объема и качества предоставляемых услуг, не ориентированы на конечный результат.
Остается актуальной проблема выплаты заработной платы "в конвертах".
Серьезная ситуация сложилась по обеспечению учета плательщиков, объектов обложения и исчислению налога на имущество физических лиц. При этом наиболее острой остается проблема отсутствия средств в местных бюджетах на проведение сплошной инвентаризации строений, а также отсутствие механизма понуждения граждан к сдаче в эксплуатацию и к постановке на учет вновь возведенных строений.
Проблемы в сфере управления государственной собственностью Читинской области связаны с несоответствием состава государственного имущества государственным функциям Читинской области, с недостаточной эффективностью использования государственного имущества области.
Не решена проблема перераспределения государственной и разграничения муниципальной собственности в связи с совершенствованием разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Читинской области и органами местного самоуправления.
Проблемы состояния окружающей среды. Среди проблем экологического характера проблема образования и накопления отходов в настоящее время стоит в ряду наиболее серьезных (на территории области накоплено около 3 млрд. тонн отходов при ежегодном их образовании около 54 млн. тонн).
Проблема наличия значительной дифференциации в социально-экономическом развитии муниципальных районов и городских округов области. Среди муниципальных районов наиболее высокий уровень социально-экономического развития имеют Могочинский, Краснокаменский, Приаргунский, Оловяннинский и Чернышевский районы.
Вместе с тем, только два муниципальных образования (г. Чита и Краснокаменский район) не получают в 2006 году дотации из Областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.