Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Читинской области от 14 сентября 2005 года N 709-ЗЧО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области", а также на основе анализа современного состояния малого бизнеса Читинской области и направлена на реализацию единой политики органов исполнительной власти региона в сфере поддержки малого предпринимательства.
Предлагаемый к реализации комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущих аналогичных программ, реализация которых позволила создать целостную систему поддержки малого предпринимательства на территории области. В последние годы намеченные основные направления его поддержки, сложившиеся методы и формы взаимодействия власти и бизнеса дают положительные результаты.
В первом полугодии 2006 года на территории области зарегистрировано 2840 малых предприятий, в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность около 19000 человек.
Наибольшую долю составили предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (около 36 процентов), малые предприятия строительства и малые предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом и арендой (в пределах 13-15 процентов), предприятия обрабатывающих производств и предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (в пределах 10-12 процентов), предприятия транспорта и связи (около 5 процентов).
Среди важнейших видов производимой продукции субъектами малого предпринимательства наибольший удельный вес занимают колбасные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, мясные полуфабрикаты, кондитерская продукция, мебель, деловая древесина и швейные изделия.
Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей) в первом полугодии 2006 года составила 21403 человека, что на 21,2 процента больше показателя аналогичного периода 2005 года. Доля занятых на малых предприятиях области в общей численности занятых в экономике региона составила около 5 процентов.
Оборот малых предприятий в первом полугодии 2006 года составил 5972,5 млн. рублей, что на 17,7 процента больше показателя аналогичного периода 2005 года в сопоставимых ценах.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных и областных органов законодательной и исполнительной власти, от состояния экономики области и страны в целом, от сложившихся макроэкономических условий. Эти факторы, безусловно, существенным образом влияют и на состояние малого предпринимательства в Читинской области.
Именно поэтому поддержка его со стороны государства должна носить стабильный и комплексный характер, охватывать законодательные, финансовые и организационные меры от федерального до муниципального уровня. Государственные органы должны проводить политику в области развития и поддержки малого предпринимательства, направляя при этом свои усилия на создание и развитие целостной региональной и муниципальной системы. Создание этой системы должно осуществляться по четырем направлениям.
Социальное направление ориентировано на создание новых рабочих мест, насыщение региональных и местных рынков товарами и услугами, прежде всего отечественного производства; обеспечение стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; формирование слоя предпринимателей и тем самым среднего класса, способствующего стабильности общества. Это направление включает поддержку:
1) малого предпринимательства среди молодежи: привлечение к развитию производства, оказанию услуг, предоставление посредством малого предпринимательства реальной возможности повышения жизненного уровня, профессионального роста;
2) малого предпринимательства среди женщин: вовлечение большего числа женщин в малое предпринимательство, создание новых рабочих мест, предоставление возможности повышения квалификации и переподготовки;
3) малых предприятий, использующих труд людей с ограниченными физическими возможностями;
4) предпринимательства, организуемого лицами из числа бывших военнослужащих;
5) предпринимательства в сфере общедоступных и особо значимых социальных услуг.
Муниципальное направление предусматривает разработку и реализацию системы поддержки малого предпринимательства и комплекса быстроокупаемых инвестиционных проектов с учетом особенностей муниципальных образований, создание специальных органов при органах местного самоуправления и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Реализация этих программ и проектов должна опираться на принципы адресности и селективности мер государственной поддержки малого бизнеса применительно к различным типам муниципальных образований. Первый тип характеризуется определенным уровнем развития малого предпринимательства, выполнением муниципальных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных источников финансирования. Для второго типа муниципальных образований характерна начальная стадия развития малого бизнеса и системы его поддержки, незначительные объемы бюджетного финансирования программ. Третий тип характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в муниципальных образованиях будет способствовать возрождению традиционных народных промыслов, художественных производств и ремесел.
Отраслевое направление развития малого предпринимательства предполагает кардинальное обновление производственно-технологического оборудования, особенно оборудования для производства продуктов питания и переработки сельскохозяйственной продукции; реконструкцию предприятий, прежде всего в легкой и пищевой промышленности. При сохранении низкого уровня инфляции, последовательном проведении структурных экономических преобразований и реформы предприятий будут реализованы предпосылки к росту производственно-инвестиционной активности малых предприятий, перераспределению части капитала из сферы торговли в сферу производства.
Для решения названных задач необходимо определить отраслевые приоритеты, позволяющие повысить эффективность реализации мер, обеспечивающих развитие малого предпринимательства.
Приоритетными определены следующие отрасли:
жилищно-коммунальное хозяйство;
сбор и переработка вторичного сырья;
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий;
малое промышленное производство и стройиндустрия;
оказание услуг населению.
Функциональное направление предполагает реализацию на областном и муниципальном уровнях комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в форме целевого сопровождения начинающих малых предприятий, находящихся в стадии "первичного закрепления" и развертывания хозяйственной деятельности.
Сохраняет большую актуальность проблема приобщения населения к навыкам рыночной предпринимательской деятельности. Повышение уровня квалификации в сфере малого предпринимательства будет осуществляться путем создания соответствующей инфраструктуры в муниципальных образованиях и активизации уже действующих объектов.
Приоритетный комплекс задач связан с созданием и развитием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание фондов поддержки малого предпринимательства в муниципальных районах области, развитие финансового лизинга, кредитных потребительских кооперативов, предоставление областных и муниципальных гарантий для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий.
Государственная политика поддержки малого предпринимательства стала самостоятельным системным направлением региональной социально-экономической политики. Основным инструментом реализации такой политики в области являются областные программы. Программа направлена на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Благодаря реализации таких программ с 1997 года в области развития малого бизнеса достигнуты определенные положительные результаты. Только в ходе реализации областной программы поддержки малого предпринимательства в 2005 году создано 171 новое рабочее место, поступления в бюджеты всех уровней составили 23,540 млн. рублей.
Анализ развития малого бизнеса в области свидетельствует о наличии большого потенциала для его дальнейшего развития, реализация которого требует продолжения мероприятий по государственной поддержке и дальнейшему улучшению условий деятельности малых предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.