Председатель областной Думы |
В.Е. Вишняков |
01.03.2000
N 207-ЗЧО
г. Чита
Областная целевая программа
"Развитие земельной реформы в Читинской области на 2000-2002 годы"
(утв. Законом Читинской области от 1 марта 2000 г. N 207-ЗЧО)
Паспорт
областной целевой программы "Развитие земельной реформы
в Читинской области на 2000-2002 годы"
Наименование Областная целевая программа "Развитие земельной
Программы реформы в Читинской области на 2000-2002"
Дата принятия Постановление Главы Администрации Читинской области
решения о разработке от 15.10.99 N 1118 "О разработке и реализации
Программы областной целевой программы "Развитие земельной
реформы в Читинской области на 1999-2002 годы"
Дата утверждения Утверждена Законом Читинской области "Об областной
Программы целевой программе "Развитие земельной реформы в
Читинской области на 2000-2002 годы" от 01.03.2000 N
207-ЗЧО
Государственный Комитет по земельным ресурсам и землеустройству
заказчик Программы Читинской области
Основные Комитет по земельным ресурсам и землеустройству
разработчики Читинской области, комитет сельского хозяйства и
Программы продовольствия Администрации Читинской области
Цели и задачи Создание условий для повышения эффективности
Программы, важнейшие использования земли, увеличение социального,
целевые показатели инвестиционного и производственного потенциала
земельных ресурсов и превращение его в
самостоятельный фактор экономического роста.
Реализация Программы позволит обеспечить
экономический эффект в размере 602 млн. рублей.
Сроки и этапы 2000-2002 годы:
реализации Программы I этап - 2000 год
II этап - 2001-2002 годы
Перечень основных Разработка и совершенствование на всех уровнях
мероприятий правовой и нормативной базы регулирования земельных
Программы отношений;
создание механизма, регулирующего права собственников
земельных долей;
создание механизма, обеспечивающего приватизацию
земель при приватизации государственных и
муниципальных предприятий и развитие оборота земель в
городах и поселениях;
разграничение земель, находящихся в федеральной
собственности, собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной собственности;
создание инфраструктуры рынка земли;
развитие механизма ипотечного кредитования;
ведение государственного земельного кадастра;
совершенствование системы земельных платежей;
зонирование территорий;
проведение массовой оценки земель;
картографическое, геодезическое и землеустроительное
обеспечение земельной реформы;
ведение мониторинга земель;
техническое оснащение службы государственного
контроля за использованием и охраной земель, создание
денежного фонда охраны земель;
проведение информационно-разъяснительной работы среди
населения;
создание специализированных
информационно-консультационных центров;
организация в высших и средних специальных учебных
заведениях лабораторий современных геоинформационных
технологий;
подготовка и переподготовка кадров
Объемы и источники (млн. руб.)
финансирования 2000-2002 годы 2000 год
Программы Всего 53,25 16,19
в том числе
федеральный бюджет 27,5 9,25
областной бюджет 25,75 6,94
Исполнители основных Комитет по земельным ресурсам и землеустройству и
мероприятий Администрация Читинской области путем организации
Программы работ и распределения ежегодно выделяемых средств
федерального и областного бюджетов среди подрядных
организаций, осуществления контроля за их целевым
использованием и ходом работ по выполнению договоров
Ожидаемые конечные Закрепление конституционных прав граждан свободно
результаты Программы распоряжаться участком земли и земельной долей под
контролем государства;
разграничение земель, находящихся в федеральной
собственности, собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной собственности;
создание рынка земли и недвижимости как единого
имущественного комплекса;
развитие ипотеки земли и создание благоприятных
условий для инвестиций;
эффективное и рациональное использование ресурсов на
всех уровнях управления ими;
повышение поступлений от платежей за землю в доходную
часть бюджетов всех уровней.
Система организации Комитет по земельным ресурсам и землеустройству
контроля за Читинской области, комитет сельского хозяйства и
исполнением продовольствия Администрации Читинской области в
Программы порядке, установленном для контроля за реализацией
областных целевых программ, согласно разделу 6
Программы.
Введение
Читинская область располагает огромными земельными ресурсами - 41,2 млн. га, но это национальное богатство используется не эффективно.
Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки тысяч гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства практически не работает.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Читинской области.
На сегодняшний день стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Читинской области на 2000-2002 годы" (далее - Программа) разработана на основе Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" (далее федеральной целевой программы), во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года N 694 и Постановления Главы администрации Читинской области "О разработке и реализации областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Читинской области в 1999-2002 годы" от 15 октября 1999г. N 1118.
1. Основные положения Программы
1.1. Основные итоги земельных преобразований в Читинской области в
1991-1998 годах.
В Читинской области завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю - сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров земли под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
В результате реформирования земельных отношений в области зарегистрированы 468 сельскохозяйственных предприятий и организаций различной организационно-правовой формы, за которыми закреплено 5.9 млн. га земель и 1524 крестьянских (фермерских) хозяйства, которым передано 190 тыс. га земель.
Всего на 1 января 1999 года в области сложилось 406.8 тысяч собственников, землепользователей, арендаторов и землевладельцев, в пользовании которых находится 7.5 млн. га земель.
В собственности граждан, организаций и предприятий находится 3.6 млн. га земель, что составляет 48% от общей используемой площади.
В настоящее время для ведения индивидуального жилищного строительства получили участки 26.8 тыс. семей, в среднем 0.11 га на семью. Коллективным садоводством занимается более 69 тыс. семей, которым предоставлено 5775 га земель, т.е. в среднем площадь садового участка составляет 0.08 га. Под личные подсобные хозяйства отведено 70.8 тыс. га, в среднем по 0.41 га на одно хозяйство.
По состоянию на 1 января 1999 года в ведении городских, поселковых и сельских администраций находится 1221.3 тыс. га земель, из них 806.0 тыс. га составляют сенокосы и пастбища.
Продолжается работа по формированию фонда перераспределения земель. На 1 января 1999 года этот фонд создан на площади 910.4 тыс. га.
Создан земельный фонд для беженцев и вынужденных переселенцев на площади 14442 га. По заявкам этих граждан им предоставлены земельные участки общей площадью 233 га, в том числе: под индивидуальное жилищное строительство - 2.6 га (34 семьям), под личные подсобные хозяйства - 157.8га (178 семьям) и для организации крестьянских (фермерских) хозяйств - 73га (два хозяйства).
Для казачьих обществ целевой земельный фонд создан на площади 2087 га в двух районах области.
Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю выданы 57% садоводам, 64 % индивидуальным застройщикам, 88% гражданам, имеющим личные подсобные хозяйства.
В 1998 году продолжалась работа по выдаче свидетельств собственникам земельных долей, но работа не доведена до завершения. Так, свидетельства оформлены на 92.4 тыс. собственников земельных долей, что составляет 98.7 % от их общего количества. Выдано свидетельств - 88.1 тыс. (93.7%), остальные свидетельства собственниками долей не востребованы.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога установлены в зависимости от местоположения и качества земельных участков.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 19.2 млн. руб., в 1996 году - 27.4 млн. руб., в 1997 году - 48.0 млн. руб., в 1998 году - 45.7 млн. руб. (в ценах 1998 года).
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.
В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства.
На государственном уровне отсутствует четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.
Земельная реформа коснулась, в основном, земель сельскохозяйственного назначения.
Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра.
До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению.
Новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий.
Не создана система ипотечного кредитования.
Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.
Из-за неудовлетворительного финансового и материального обеспечения реформы были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.
Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.
1.2. Цели и задачи Программы
Целями земельной реформы является повышение эффективности использования земель, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики, одно из основных направлений государственной политики. Ее основными задачами, решаемыми посредством Программы являются:
- обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, проведение ряда землеустроительных работ, позволяющих в 2002 году завершить в области осуществление земельной реформы, создание эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами;
- перераспределение земли в пользу эффективно хозяйствующих субъектов;
- приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
- разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;
- создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на территории Читинской области;
- повышение эффективности управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Выделяются два этапа реализации Программы:
На I этапе (2000 г.) осуществляются работы, позволяющие решить проблемы правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского, технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, обеспечивающих экономическую базу проведения второго этапа.
На II этапе (2001-2002 гг.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.
1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими областными программами
В Программе определены направления реализации областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Читинской области (1998-2000годы)", утвержденной постановлением Читинской областной Думы от 05.03.98 г. N 65.
Выполнение мероприятий по охране и повышению плодородия земель осуществляются в рамках областной программы "Повышение плодородия земель в Читинской области на период 1999-2000 годы", утвержденной постановлением Главы Администрации области от 19.06.97 г. N 589 "О мероприятиях по реализации Федеральной комплексной программы "Повышение плодородия почв России" в Читинской области на период 1996-2000 гг.".
2. Система программных мероприятий
Программа предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих решение следующих основных направлений развития земельной реформы в Читинской области:
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю основывается на реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:
- передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан (для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства) и юридических лиц при приватизации государственных и муниципальных предприятий (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота);
- установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;
- дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях;
- инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;
- установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
- создание системы правового зонирования земель.
2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
Реализация Программы обеспечивает решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю и предполагает:
- обеспечение всем гражданам Читинской области возможности получения земельного участка в собственность, владение, пользование;
- обеспечение прав граждан по приватизации в установленном законодательством порядке законно используемых ими земель;
- обеспечение всем гражданам-собственникам земельных участков свободы в распоряжении этими участками в той мере, в какой их оборот допускается существующим законодательством.
2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости
Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике области, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных мероприятий направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.
Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают:
- развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
- создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
- информационное обеспечение земельного рынка.
В целях реализации этих положений необходимо:
- ввести систему рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
- повысить эффективность управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
- проводить дальнейшую работу по развитию арендных отношений на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- создать инфраструктуру рынка земли и другой недвижимости (провести инвентаризацию земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, экономическое зонирование территории области и населенных пунктов, оценку земель);
- развивать рынок землеустроительных услуг;
- создать систему ведения государственного земельного кадастра и на его основе - государственный кадастр недвижимости;
- провести рыночную оценку земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения;
- создать информационную базу о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организовать защиту информации и баз данных.
2.4. Земельные преобразования в сельской местности.
Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного
назначения
С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель в ходе реализации Программы необходимо:
- осуществить методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договора;
- уточнить число сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена;
- провести работы по составлению землеустроительных проектов компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования, установления границ массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права, размещения земельных участков для расширения личных подсобных хозяйств, организации крестьянских (фермерских) хозяйств;
- провести работы по выявлению и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, по систематическому выявлению неиспользуемых, нерационально используемых земель, по подготовке каталогов таких земель;
- информировать население о наличии земель, пригодных для предоставления их гражданам и юридическим лицам;
- провести обследование земель для целей оценки земель и землеустройства.
2.5. Развитие ипотечного кредитования
На основании разработанного в рамках федеральной целевой Программы механизма, позволяющего залогодержателю при неисполнении обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, а также гарантировать риск отсрочки возврата кредита, обеспечить на уровне региона развитие ипотеки земельных участков.
Развитию ипотечных отношений будут способствовать проводимые мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающие гарантии залогодержателю по обеспечению кредитования, снижение процентов по кредитам на заложенное имущество, по страхованию кредитов. Кроме того, необходимо провести работы по оценке земель, по инвентаризации земель, по ведению реестров земель, находящихся в ипотеке и другие работы, обеспечивающие гарантии прав залогодержателей и лиц, получающих кредиты под залог земельного участка.
2.6. Совершенствование системы земельных платежей
Проведение реформы предполагает исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования. Действующая система земельных платежей регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю". Главным недостатком этой системы является недостаточная ее гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников. В области 1144.4 тыс. га земель Министерства обороны Российской Федерации и 1.9 тыс. га земель государственных предприятий связи, которые полностью освобождены от уплаты земельного налога, 29.6 тыс. га земель железнодорожного транспорта, пользующихся льготами по уплате земельного налога. В городах и поселках площадь земель, не облагаемых налогом по статье 12 Закона Российской Федерации, достигает 50 - 60% от общей площади используемых земель, в сельских населенных пунктах она достигает 80-90%. Более 80% территории области занято лесным фондом, дающим очень незначительный доход в бюджеты (менее 0.5%).
Не отрегулирована система учета и сбора арендных платежей.
В ходе реализации Программы в сфере совершенствования земельных платежей предусматривается:
- установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц;
- расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах исходя из направлений градостроительного использования городских земель;
- выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.
С развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель, будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок налога в зависимости от рыночной оценки земли.
2.7. Ведение государственного земельного кадастра
На I этапе реализации Программы к основным мероприятиям в этой области относятся:
- проведение кадастрового зонирования территории Читинской области в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
- обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра во всех районах области, внедрение в этих целях единого программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию всей технологической цепочки земельного кадастра от формирования объекта до государственной регистрации прав на него;
- разработка и опытная эксплуатация системы передачи земельно-кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов, обмена данными, классификаторов и технологических процедур.
В рамках реализации областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Читинской области (1998-2000 годы)" предусматривается развертывание программно-технического комплекса, финансируемого из федерального бюджета.
На II этапе реализации Программы предусматриваются создание государственного кадастра недвижимости и других отраслевых баз данных недвижимости и интеграция этой системы в единое информационно-коммуникационное пространство Российской Федерации.
Будут созданы информационные базы данных о федеральных землях, государственных землях субъектов Российской Федерации и землях муниципальных образований.
2.8. Оценка земель
Введение платного землепользования и реформирования принципов налогообложения земли, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создание современной системы оценки земель.
Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.99 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" Государственному комитету Российской Федерации по земельной политике поручено провести в 1999-2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, предусмотренных законом.
При проведении оценочных работ, в целях обеспечения сопоставимости результатов оценки, Госкомземом разработана и предлагается к использованию методика по проведению работ по оценке земель сельскохозяйственного назначения на уровне субъектов Российской Федерации, и методика государственной кадастровой оценки городских земель.
На I этапе реализации Программы предусматривается проведение оценочного зонирования территории Читинской области, по результатам которого будет определена нормативная цена земельных участков различного местоположения и целевого использования.
На II этапе реализации необходимо провести работу по кадастровой оценке земель для целей налогообложения.
2.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях
Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве рекомендуется проводить одновременно с земельными преобразованиями.
На первом этапе земельных преобразований необходимо закончить инвентаризацию земель населенных пунктов и в первую очередь - земель городов и поселков, так как 0.73 % их территории обеспечивают поступление в бюджет 61.6 % средств от взимания земельных платежей.
На 01.10.99 г. инвентаризация земель в области выполнена на площади 71.9 тыс. га, что составляет 24 % от общей площади земель городов и поселков и 5.9 % от площади всех населенных пунктов области. Работы проводились в 9 городах, 12 поселках городского типа, в двух селах. В большинстве населенных пунктов инвентаризация земель на сегодняшний день не проведена.
Поэтому, необходимым условием реализации настоящей Программы должно быть проведение инвентаризации земель населенных пунктов, которая проводится в рамках областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Читинской области (1998-2000 годы)".
На основании данных инвентаризации необходимо провести следующие мероприятия:
- оценку городских земель, межевание застроенных и подлежащих застройке территорий в границах красных линий, уточнение и вынесение (на местность) черты городских и сельских поселений;
- приватизацию земель населенных пунктов гражданами (для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства) и юридическими лицами при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- разработку в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель.
Все эти работы должны привести к внедрению системы зонального регулирования землепользования, предполагающей разработку долгосрочных планов использования земель городов и схем городского землепользования, разработку правил землепользования в поселениях.
2.10. Информационно-консультационное обеспечение Программы
В целях активизации разъяснительной работы среди населения Программой предусматривается создать на уровне области самостоятельный специализированный информационно-консультационный центр. Задачей центра должно стать проведение консультаций и оказание практической, организационной и правовой помощи гражданам в реализации их прав на земельные участки и земельные доли, выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическом оформлении совершаемых сделок, документальном оформлении договорных отношений между пользователями и собственниками земельных участков и долей.
Планируется проводить систематическую публикацию в периодических изданиях нормативно-правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в районах области.
Кроме того, на базе Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области предусматривается обучение руководящих работников районных (городских) комитетов по земельным ресурсам и землеустройству по вопросам земельных отношений.
2.11. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению
Исходя из потребностей в обеспечении землеустроительной документации, для осуществления земельных преобразований в рамках Программы предусмотрено провести:
- работы, связанные с установлением земель, относящихся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;
- выявление неиспользуемых земель, нерационально используемых земель, подготовку каталогов земель, находящихся в фонде перераспределения;
- разработку землеустроительных проектов перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в сельской местности в собственность граждан и юридических лиц;
- проведение работ по выявлению и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель;
- проведение работ для целей оформления документов, удостоверяющих право на земельные доли;
- установление (восстановление) границ земельных участков в натуре (вновь предоставляемых и перерегистрируемых);
- обследование земель для целей оценки земель и землеустройства.
Следует содействовать созданию частных землеустроительных организаций, деятельность которых подлежит лицензированию.
Все мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ.
2.12. Мониторинг земель
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается, на основе разработанных в рамках федеральной целевой программы правовых и нормативно-технических актов, отрегулировать взаимодействие всех организаций, занимающихся ведением государственного мониторинга земель в области для создания базы данных о проводимых работах, результатах наблюдений отдельных показателей по состоянию земель, а также для определения первоочередных видов обследований и наблюдений.
Приоритетными направлениями в выявлении состояния земель, их оценке и прогнозе изменений при выполнении Программы необходимо считать:
- изучение эрозионных процессов земель сельхозназначения и связанных с ними процессов дегуминизации, выноса питательных веществ, ухудшения структуры почв на площади 1 млн.га.;
- изучение техногенных процессов и загрязнения земель крупных промышленных узлов (земли промышленности и населенных пунктов) на площади 500 тыс. га;
- составление ежегодного "Государственного доклада о состоянии и использовании земель Читинской области";
- совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.
2.13. Усиление контроля за использованием и охраной земель
При обеспечении Программы законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые должны уточнить порядок государственного контроля за использованием и охраной земель, обеспечить усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства и введение экономического стимулирования охраны земель, решатся проблемы по совершенствованию механизма определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства, будет введена система предупредительного контроля, усилится контроль за использованием земель в местах добычи полезных ископаемых, что даст возможность взамен формам принуждения вводить методы стимулирования рационального использования и охраны земель.
В рамках Программы необходимо выполнение обследовательских работ, контрольных съемок и обмеров, необходимых для работы по контролю за использованием и охраной земель в области.
3. Правовое обеспечение Программы
Осуществление земельной реформы в Читинской области проводится на основе федерального законодательства и областных нормативных актов.
В целях правового обеспечения программных мероприятий, намеченных на 2000-2002 годы, необходимо разработать и внести на рассмотрение Читинской областной Думы проекты следующих нормативных актов:
проект закона Читинской области "Об утверждении границ муниципальных образований Читинской области";
проект закона Читинской области "Об утверждении программы инвентаризации земель населенных пунктов Читинской области на 2000-2002гг.";
проект закона Читинской области "Об утверждении порядка и условий выкупа земельных долей органами местного самоуправления в целях пополнения специального земельного фонда";
4. Международное сотрудничество
В рамках федеральной целевой программы предусматривается развитие международного сотрудничества с рядом стран в области реформирования земельных отношений. Важнейшими являются проекты сотрудничества с Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития (проект "Ларис") и российско-германский инвестиционный проект по созданию учебного центра на базе Государственного университета по землеустройству (проект "Гермес"). Кроме того предполагается использовать кредиты и гранты иностранных государств и международных организаций, направленных на развитие земельной реформы.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором за счет средств областного и федерального бюджетов. Расчеты выполнены в ценах 1999 года.
Затраты на мероприятия, связанные с земельной реформой, составляют 53.25 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 27.5. млн. руб. или 51.6%, за счет средств областного бюджета - 25.75 млн. руб., или 48.4%.
За счет федерального бюджета предусмотрено выделение 27.5 млн. руб. на финансирование:
-землеустроительных работ в размере 3.2 млн. руб., в том числе в 2000 году - 1.1 млн. руб., в 2001-2002 годах - 2.1 млн. руб.;
-топографо-геодезических работ в размере 24 млн. руб., в том числе в 2000 году - 8.0 млн. руб., в 2001-2002 годах - 16.0 млн.руб.;
-оценочных работ в размере 0.3 млн.руб., в том числе в 2000 году - 0.15 млн.руб., в 2001-2002 годах - 0.15 млн.руб.
Средства областного бюджета в общей сумме 25.75 млн.руб. будут направлены на:
-оценку земель - 11.45 млн. руб., в том числе в 2000 году - 1.5 млн. руб, в 2001-2002 годах - 9.95 млн. руб.;
-мониторинг земель - 2.7 млн. руб., в том числе в 2000 году - 1 млн. руб., в 2001-2002 - 1.7 млн. руб.;
-землеустроительные работы - 6.77 млн. руб., в 2000 году - 2.96 млн. руб., в 2001-2002 годах - 3.81 млн. руб.;
-контроль за использованием и охраной земель - 1 млн. руб., в том числе в 2000 году - 0.2 млн. руб., в 2001-2002 годах - 0.8 млн. руб.;
-информационно-консультативную деятельность - 1.63 млн. руб., в том числе в 2000 году - 0.58 млн. руб., в 2001-2002 годах - 1.05 млн. руб.;
-организацию управления и контроля за ходом реализации Программы - 2.2 млн. руб., в том числе в 2000 году - 0.7 млн.руб., в 2001-2002 годах - 1.5 млн. руб.
Затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в таблице:
N п/п |
Разделы программы, мероприятия |
Показатели |
Всего 2000-2002 |
В том числе | |
2000 | 2001-2002 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Оценка земель | Всего по программе в том числе: федеральный бюджет областной бюджет |
11,75 0,3 11,45 |
1,65 0,15 1,5 |
10,1 0,15 9,95 |
2. | Мониторинг земель | Всего по программе в том числе: областной бюджет |
2,7 2,7 |
1,0 1,0 |
1,7 1,7 |
3. | Землеустроительные работы |
Всего по программе в том числе: федеральный бюджет областной бюджет |
9,97 3,2 6,77 |
4,06 1,1 2,96 |
5,91 2,1 3,81 |
4. | Контроль за использованием и охраной земель |
Всего по программе в том числе: областной бюджет |
1,0 1,0 |
0,2 0,2 |
0,8 0,8 |
5. | Информационно-консу- льтативная деятельность |
Всего по программе в том числе: областной бюджет |
1,63 1,63 |
0,58 0,58 |
1,05 1,05 |
6. | Организация управления и контроля за ходом реализации программы |
Всего по программе в том числе: областной бюджет |
2,2 2,2 |
0,7 0,7 |
1,5 1,5 |
7. | Топографо-геодезичес- кие работы |
Всего по программе в том числе: федеральный бюджет |
24,0 24,0 |
8,0 8,0 |
16,0 16,0 |
8. | Итого по п.п. 1-7 | Всего по программе в том числе: федеральный бюджет областной бюджет |
53,25 27,5 25,75 |
16,19 9,25 6,94 |
37,06 18,25 18,81 |
Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 2.7 Программы осуществляется в рамках областной целевой Программы "Создание автоматизированной системы ведения земельного кадастра в Читинской области (1998-2000годы)", утвержденной Постановлением Читинской областной Думы от 5 марта 1998 года N 65.
6. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области.
Государственный заказчик-координатор ежегодно направляет в Комитет экономики и комитет по финансам Администрации Читинской согласованные предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект областного бюджета. (План основных мероприятий по реализации Программы прилагается).
Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий, определенных путем открытых конкурсов (аукционов).
Мероприятия Программы реализуются:
- государственными заказчиками путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств областного бюджета среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (государственных контрактов);
- Администрацией Читинской области и органами местного самоуправления путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и осуществления контроля за их целевым использованием.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с "Порядком разработки и реализации областных и межобластных целевых программ в осуществлении которых будет принимать участие Читинская область", утвержденным постановлением Главы администрации области от 24.02.98г. N 143.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области представляет:
- ежегодно до 15 января в Комитет экономики и Комитет по финансам Администрации Читинской области - отчет о ходе реализации Программы и эффективности использования средств;
- ежегодно в Комитет экономики Администрации Читинской области и в Государственный Комитет Российской Федерации по земельной политике - статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор участвует в подготовке Комитетом экономики администрации Читинской области ежегодного доклада о ходе реализации Программы.
При необходимости государственные заказчики вносят в Комитет экономики и Комитет по финансам Администрации Читинской области предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации Программы в целом или ее отдельных мероприятий.
7. Социальная, экономическая и экологическая эффективность
реализации программных мероприятий
В качестве интегрированного показателя экономической эффективности реализации проектов и программ обычно принимаются соотношение затрат на создание, внедрение и получение экономических результатов, а также срок окупаемости этих затрат. Учитывая, что Программа не является инвестиционным проектом, а ее интерес и цели лежат в области структурной и инвестиционной политики государства, включая инфраструктуру экономики, эффективность Программы выражается в улучшении макроэкономических показателей экономического роста, а также в социальной и экологической сферах. Создание необходимых условий для ведения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т.д..
Размещение заказов по реализации Программы путем открытых конкурсов (аукционов), согласно Федеральному закону "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 07.04.99 г., позволит сохранить и дополнительно создать рабочие места в области.
Государственное регулирование рыночного оборота земель позволит:
- обеспечить целевое использование земель;
- решить вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки;
- создать экономический механизм передачи земель в руки эффективно хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства.
Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков к использованию земель. С другой стороны, это позволит повысить роль доли поступлений средств от земельных платежей в доходную часть бюджетов. Реализация мероприятий Программы позволит получить экономический эффект в размере более 602. млн. рублей.
План основных мероприятий по реализации областной целевой программы
"Развитие земельной реформы в Читинской области на 2000-2002 годы",
проводимых в 2000-2002 годах
Мероприятие | Исполнитель | Срок реализации или исполнения |
I. Мероприятия по нормативному правовому обеспечению
Проект закона Читинской области "Об установлении границ муниципальных образований Читинской области". |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области |
I квартал 2000 года |
Проект закона Читинской области "Об утверждении Программы инвентаризации земель населенных пунктов Читинской области на 2000-2002 годы". |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области |
2000 год |
Проект закона Читинской области "Об утверждении Порядка и условий выкупа земельных долей местными органами самоуправления в целях пополнения фонда перераспределения земель". |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области Комитет сельского хозяйства и продовольствия |
2000 год |
II. Мероприятия по информационно-просветительскому,
консультационному обеспечению
Публикация статей в газете "Забайкальский рабочий" и местных газетах. |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области, рай(гор)комземы |
2000-2002 годы |
Создание учебно-консультационного пункта |
Администрация области, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области |
2000 год |
Обучение специалистов программному комплексу "Геополис-98" на базе Федерального Кадастрового Центра "Земля" |
Региональный Кадастровый Центр "Земля", Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области |
2000 год |
III. Мероприятия по организационному обеспечению
Землеустроительное и кадастровое обеспечение
Обеспечение земельных преобразований в сельской местности |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области, рай(гор)комземы |
ежегодно |
Организация комплекса работ по землеустроительному и кадастровому обеспечению земельных преобразований |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области, рай(гор)комземы |
ежегодно |
Организация работ по государственной оценке земель и по ценовому зонированию территории |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области |
2000-2002 годы |
Проведение инвентаризации земель и уточнение списков земельного налога и арендной платы за землю |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области, рай(гор)комземы с участием заинтересованных ведомств |
ежегодно |
Мониторинг земель
Выявление негативных процессов и оценки состояния земель |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области, рай(гор)администрации |
2000-2002 годы |
Составление ежегодного доклада о состоянии и использовании земель Читинской области |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области |
ежегодно |
Контроль за использованием и охраной земель
Выполнение обследовательских работ, контрольных съемок и обмеров |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области |
2000-2002 годы |
Ресурсное обеспечение
Подготовка заявок о бюджетном финансировании мероприятий Программы |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области по согласованию с Комитетом экономики, Комитетом по финансам Администрации Читинской области |
ежегодно |
Организация управления и контроля за ходом программы
Обеспечить отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий путем проведения торгов (конкурсов) |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области по согласованию с Комитетом экономики, Комитетом по финансам Администрации Читинской области |
2000-2002 годы |
Обеспечить подготовку необходимой статистической, справочной аналитической информации и отчетов о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования выделяемых финансовых средств |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области по согласованию с Комитетом экономики, Комитетом по финансам Администрации Читинской области |
ежегодно |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Читинской области от 1 марта 2000 г. N 207-ЗЧО "Об областной целевой программе "Развитие земельной реформы в Читинской области на 2000-2002 годы"
Принят постановлением Читинской областной Думы от 1 марта 2000 г. N 39
Введен в действие постановлением Главы Администрации Читинской области от 14 марта 2000 г. N 193
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Забайкальский рабочий" от 23 марта 2000 г., N 58-59