Председатель областной Думы |
А.Ф. Эпов |
20.12.2000
N 239-ЗЧО
г. Чита
См. областную программу "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2003-2004 годы)", утв. постановлением Администрации Читинской области 12 июля 2002 г. N 108-А/п
Областная целевая программа
"Поддержка и развитие малого предпринимательства
в Читинской области на 2001-2002 годы"
(утв. Законом Читинской области от 20 декабря 2000 г. N 239-ЗЧО)
1. Паспорт
Областной целевой программы "Поддержка и развитие малого
предпринимательства в Читинской области на 2001-2002 годы"
Наименование Областная целевая программа "Поддержка и развитие малого
программы предпринимательства в Читинской области на 2001- 2002 годы"
Дата принятия Постановление Главы Администрации области от 13.04.2000 N
решения о 298
разработке
программы
Дата утверждения Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой
программы программе "Поддержка и развитие малого предпринимательства
в Читинской области на 2001-2002 годы" от 20.12.2000 N
239-ЗЧО
Заказчик программы Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской
области.
Разработчики Временный творческий коллектив,
программы Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской
области,
Комитет экономики Администрации области.
Цель и задачи Повышение качества жизни и уровня занятости, рост реальных
программы доходов и улучшения благосостояния населения за счет
развития существующих и создания новых малых предприятий,
последовательное расширение сферы деятельности малого
бизнеса, привлечение дополнительных финансовых ресурсов для
развития малого предпринимательства в Читинской области,
обеспечение занятости граждан, расширение рынков сбыта
продукции малых предприятий, увеличение налоговых
поступлений.
Основные Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства,
направления финансово-кредитная поддержка, инновационная и
программы производственная поддержка, формирование инфраструктуры
поддержки и развития малого предпринимательства,
научно-методическое и кадровое обеспечение малого
предпринимательства, формирование благоприятного
общественного мнения о предпринимательской деятельности.
Сроки реализации 2001-2002 годы
программы
Объемы средств и /-----------------------------------------------------------\
источники | | 2001г. | 2002г. |
финансирования |------------------+----------------------+-----------------|
программы |Общий объем|21500,0 тыс. руб. |27500,0 тыс. руб.|
|финансирования | | |
|в том числе : | | |
|------------------+----------------------+-----------------|
|областной бюджет |8000,0 тыс. руб. |10000,0 тыс. руб.|
| | | |
|------------------+----------------------+-----------------|
|средства |2000,0 тыс. руб. |2000,0 тыс. руб.|
|Федерального Фонда| | |
|------------------+----------------------+-----------------|
|средства |8000,0 тыс. руб. |10000,0 тыс. руб.|
|областного Фонда | | |
|------------------+----------------------+-----------------|
|привлеченные |3500,0 тыс. руб. |5500,0 тыс. руб.|
|средства | | |
\-----------------------------------------------------------/
Система управления Комитет экономики Администрации области, Читинская
и контроля областная Дума
2. Содержание проблемы и методы ее решения
2.1. Состояние развития малого предпринимательства в Читинской области
Постановлением Читинской областной Думы от 30.09.98 года N 197 утверждена региональная программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 1998-1999 годы". Для реализации мероприятий данной Программы из областного бюджета в 1998 году предусматривалось выделение 2 млн. рублей, в 1999 году - 4 млн. рублей. В 1998 году финансирование осуществлялось в полном объеме путем проведения взаимозачетов. В 1999 году в соответствии с Законом Читинской области "Об областном бюджете на 1999 год" на реализацию мероприятий Программы было предусмотрено лишь 2 млн. рублей вместо необходимых 4 млн. рублей.
Таким образом, в результате недофинансирования, что связано со сложными экономическими условиями и невозможностью извлечения "живых" денег из областного бюджета, Фонду поддержки малого предпринимательства Читинской области не удалось реализовать часть мероприятий, предусмотренных Программой "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 1998-99 г.г.". Поэтому решением Читинской областной Думы от 22.12.99 срок реализации программы был продлен на 2000 год.
При реализации мероприятий областной Программы основное внимание уделялось созданию инфраструктуры и основ финансово-кредитной и инвестиционной поддержки и развития малого предпринимательства. За период 1998-1999 г.г. Фондом профинансировано 22 проекта на общую сумму 5 409 698 рублей, из них в 1999 году - 10 на сумму 2 609 320 рублей, создано и сохранено 400 рабочих мест. Структурное соотношение по сумме выданных кредитов по отраслям выглядит следующим образом: строительство и производство строительных материалов (18,61%), лесозаготовка и лесопереработка (16,39%), пищевая промышленность (17,21%), фармацевтика (8,46%), легкая промышленность (3,37%), крестьянско-фермерские хозяйства (12,59%), авто услуги (10,17%), торговля (6,77%), услуги связи (6,43%).
В рамках выполнения Программы с целью регулирования и стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства 26 мая 1999 года Читинской областной Думой был принят Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области". Принятый Закон устанавливает порядок регистрации, формы и методы поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая в себя:
ЗАО "Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса", оказывающее методическую и информационную помощь субъектам малого предпринимательства области;
Учебно-деловой центр Морозовского проекта, который проводит обучение и переподготовку предпринимателей;
Третейский суд, предоставляющий предпринимателям бесплатные юридические консультации.
Создан филиал Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской области в г. Краснокаменске, основной целью которого является поддержка и развитие малого бизнеса на территории муниципального образования.
В рамках соглашения, подписанного Правительством Москвы и Администрацией Читинской области о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, создан "Межрегиональный Маркетинговый Центр Чита-Москва". Задача центра - создание и ведение баз данных по предприятиям региона, информационный обмен в рамках сети ММЦ.
В целях объединения, координации деятельности и защиты интересов предпринимательских структур области подписано соглашение о совместной деятельности между Фондом и некоммерческим партнерством по переработке сельскохозяйственной продукции и торговле "Союзом промышленников "Велес".
Заключено соглашение между Фондом, Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области и высшими учебными заведениями города по развитию малого предпринимательства среди молодежи в рамках областной программы "Молодежь Забайкалья".
Издана научная работа "Развитие малого предпринимательства в Читинской области", где излагаются результаты проблемно-ориентированного анализа, проведенного в Читинской области, на основе которого выявлены наиболее важные проблемы результативности, структуры и потенциала малого бизнеса на территории области. В данной работе представлены методические рекомендации по разработке программы поддержки и развития малого предпринимательства на уровне муниципальных образований. Программа поддержки малого предпринимательства является средством, с помощью которого органы власти могут обеспечить целенаправленность, скоординированность и эффективность действий, призванных улучшить условия развития этого сектора экономики.
В настоящее время структура и потенциал малого предпринимательства в Читинской области имеют недостаточный уровень развития с точки зрения требований рыночной экономики. Концентрация числа малых предприятий на территории Читинской области существенно ниже, чем требуется для оптимальной структуры рыночной экономики. По оценкам Министерства экономики РФ и экспертов Российской ассоциации развития малого предпринимательства численность малых предприятий для создания критической массы малого предпринимательства должна быть как минимум в 45 раз больше.
На территории Читинской области на 1.01.99 года было зарегистрировано 3451 малое предприятие, что составило от аналогичного показателя к 1998 году 93,7%. Значительное снижение числа малых предприятий произошло в промышленности на 16,4%, в строительстве на 22,0%, в сельском хозяйстве на 23,6%, в других видах сферы материального производства на 60,2%. Увеличение числа малых предприятий на 3,6% наблюдалось лишь в сфере торговли и общественного питания.
Наибольшая доля как из числа зарегистрированных, так и реально действующих малых предприятий приходится на г. Читу - 50,0% и 53,3% соответственно. Из числа зарегистрированных предприятий после г. Читы на втором месте находится Краснокаменский район (80,0%), на третьем месте Читинский (70,0%), на четвертом Борзинский (6,2%), затем Оловяннинский (3,2%), Нер-Заводский и Хилокский (2,9%) районы, по остальным районам удельный вес не превышает 2,0%. Эти показатели говорят о том, что наиболее развита среда предпринимательства в областном центре.
Объем произведенной продукции малыми предприятиями в 1998 году составил 752 278 тыс. рублей, что ниже на 25,5%, чем в 1997 году (с учетом индекса цен 165,8%).
В 1999 году доминирующее положение по числу малых предприятий Читинской области занимала торговля и общественное питание - 56,3% (к общему итогу), на долю промышленности пришлось 15,8%, на строительство 11,7%, на сельское хозяйство 2,3%. От общего объема производства по области на долю основных отраслей материального производства промышленности, строительства и сельского хозяйства пришлось 23,4%, 14,2% и 5,3% соответственно (от общего объема).
В отраслевой структуре предприятий Читинской области по сравнению с общероссийскими показателями на 0,1 пункта преобладает доля промышленных предприятий, между тем удельный вес малых предприятий, занятых научным обслуживанием, на 4,0 пункта ниже чем в целом по Российской Федерации.
На несовершенство структуры малого предпринимательства Читинской области указывает преобладание в ней предприятий торговли и общественного питания, удельный вес которых на 11,8 пункта выше общероссийского показателя. Более того, наметилась тенденция сокращения числа промышленных малых предприятий. Доля малых предприятий строительства Читинской области на 4,8 пункта ниже общероссийского уровня.
В Восточно-Сибирском экономическом районе Читинская область занимает четвертое место по количеству малых предприятий, отставая от Красноярского края, Иркутской области, Бурятии. По численности занятых в малом бизнесе Читинская область занимает третье место после Красноярского края и Иркутской области.
Общая численность работающих на предприятиях области в 1998 году составила 33 180 человек, в том числе в промышленности 6 278 человек, в сельском хозяйстве 4 969 человек, в торговле и общественном питании 20 552 человек.
Отраслевая структура занятости отличается в целом от структуры занятых в малом предпринимательстве по Российской Федерации. Доля занятых в промышленности Читинской области составляет 17,9% против 21,9% в РФ, в строительстве 14,2% против 21,7%, в торговле и общественном питании 58,5% против 35,5%.
Инвестиционную активность малых предприятий характеризует показатель объема капитальных вложений, который на начало 1998 года составил 103 329 тыс. рублей, против 85 559 тыс. рублей на начало 1997 года. Наибольший объем инвестиции был направлен в строительство - 40 436 тыс. рублей, в общую коммерческую деятельность - 14 069 тыс. рублей, в торговлю и общественное питание - 24 533 тыс. рублей, транспорт - 6983 тыс. рублей, промышленность - 3 492 тыс. рублей.
Структура инвестиций по отраслям собственности следующая: частная собственность - 72 639 тыс. рублей (70,3%), смешанная российская собственность - 10 690 тыс. рублей (29,7%). Источниками капитальных вложений являлись собственные средства предприятий, основная часть из которых приходилась на чистую прибыль.
Положение в сфере малого предпринимательства усугубляется отсутствием источников финансирования для обновления основных производственных фондов, износ которых составляет более 60%. Высокий процент износа объясняется тем, что оборудование приобреталось на вторичном рынке у предприятий, которые ликвидировались или сокращали производственную деятельность.
В связи со сложившейся инвестиционной политикой в настоящее время наиболее реальным направлением обновления основных фондов является развитие лизинговых операций.
Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Читинской области является составной частью Программы социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы. Данная программа станет инструментом в решении конкретных проблем малого предпринимательства на территории области.
В настоящее время в той или иной степени в Читинской области реализуется часть мероприятий Федеральных программ, связанных с малым предпринимательством: "Подготовка фермеров в Российской Федерации (1993-2000г.г.)"; "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на (1996-2000г.г.)"; "Развитие индустрии детского питания (1996-2000г.г.)"; "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года"; "Комплексное развитие приграничного поселка "Забайкальск" Читинской области (1998-2001г.г.)"; "Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства (1994-2000г.г.)".
Разработаны и реализуются ряд областных целевых программ, в которых представлены интересы малого предпринимательства, в том числе: "Свой дом (1998-2001)"; "Молодежь Забайкалья"; "Программа содействия занятости населения Читинской области на 1999-2001 г.г.".
Следует отметить разобщенность реализации представленных программ, что без обеспечения комплексности использования финансовых ресурсов снижает эффективность государственной поддержки малого предпринимательства. В дальнейшем необходимо предпринять меры по координации проводимых мероприятий в рамках реализуемых программ. Приоритет необходимо отдать мероприятиям, направленным на поддержку промышленных предприятий малого бизнеса.
Согласно исследованию, сделанному в результате выполнения научной работы "Развитие малого предпринимательства в Читинской области", выявлено, что в организации своего бизнеса предприниматели сталкиваются с рядом проблем. Это проблемы налогового регулирования, отсутствие надежных правовых гарантий со стороны государственных структур, давление криминальных элементов, сложности получения производственных помещений и имущества, неразвитость рынка лизинговых услуг, нехватка квалифицированных кадров в структурах оказания поддержки, отсутствие доступных каналов оперативного получения деловой информации. Реально действующее на подзаконном уровне нормативно-правовое поле не обеспечивает условия, декларированные государством для ускоренного развития малого предпринимательства. В итоге предприниматель не ощущает себя полноправным гражданином демократического общества, находящимся под защитой правового государства.
Для устранения этих проблем необходим комплекс мер по усилению государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе и на региональном уровне.
2.2. Основные проблемы малых предприятий и методы их решения
Основные проблемы малых предприятий, характерные для России в целом, остаются и в Читинской области:
отсутствие стартового капитала и знаний для успешного начала предпринимательской деятельности;
большие и нестабильные налоги;
нехватка денежных оборотных средств;
дефицит средств на развитие;
сложности получения производственных помещений и оборудования;
нормативно-правовые и административные барьеры, в том числе, не действующее на подзаконном уровне нормативно-правовое поле, не обеспечивающее нормальные условия хозяйствования;
отсутствие каналов оперативного получения деловой информации;
давление криминальных структур;
отсутствие надежных правовых гарантий со стороны государственных структур.
Малые предприятия предлагают максимально упростить систему налогообложения и создать разумную нормативно-правовую базу для формирования кредитных и страховых союзов, кооперативов как основы взаимного финансирования и кредитования субъектов малого предпринимательства. В случае успеха, "задолженность" перед бюджетом по налогам возвращается сторицей за счет расширения налогооблагаемой базы, повышения товарооборота.
Усложненная административно-разрешительная практика в предпринимательской сфере, отсутствие анализа состояния нормативно-правового обеспечения и состояния в сфере имущественной поддержки являются серьезным фактором, препятствующим развитию малого предпринимательства в Читинской области. Не обеспечивается привлечение малых предприятий к поставкам продукции и услуг для областных, муниципальных нужд, пока не работает механизм проведения конкурсов инвестиционных проектов, не используются возможности межрегиональных связей.
Должна быть иной структура распределения малых предприятий по отраслям и видам деятельности. Например, требуется значительно большее число малых предприятий по переработке сельхозпродукции, в сфере бытового обслуживания населения, по обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства, в производстве продукции на нужды здравоохранения и др. От численности малых предприятий и их распределения по отраслям напрямую зависит объем товаров и услуг, производимых ими для нужд населения, численность рабочих мест.
Опыт реализации областной Программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 1998-1999г.г." и объем ее финансирования, как из федерального бюджета, так и из областного бюджета, показывает необходимость повышения инвестиционной привлекательности проектов малых предприятий путем:
привлечения потенциальных инвесторов;
создания финансовых структур по привлечению средств малых предпринимателей и населения области (общества взаимного кредитования);
ускорения процесса формирования и развития объектов инфраструктуры (Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской области, общественных объединений малых предприятий, Учебно-делового центра Морозовского проекта, Регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса, "Межрегионального Маркетингового центра Москва-Чита", филиалов Фонда);
создание нормативно-правовой среды, обеспечивающей инвестиционную привлекательность, социальную и экономическую защищенность;
реализации конкретных инвестиционных проектов малого предпринимательства, подтверждающих правильность выбранных решений.
3. Основные цели и задачи Программы.
Сроки и этапы реализации.
Основной целью областной целевой Программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002годы" является формирование условий для развития и поддержания устойчиво работающих малых предприятий и создания новых.
Программой предусматривается:
увеличить количество малых предприятий;
сохранить и увеличить число занятых в малом предпринимательстве в пределах 750 человек;
увеличить поступления в бюджеты всех уровней;
обеспечить продвижение продукции малых предприятий на рынках России и зарубежных стран.
Основные методы реализации Программы: совершенствование нормативно-правового регулирования, адаптация организационно-экономических механизмов имущественной и финансовой поддержки, создание эффективной инфраструктуры поддержки на областном и муниципальном уровнях, координация взаимодействия областных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, расширение рынков сбыта продукции малых предприятий.
Приоритетными задачами, предопределяющими достижение основной цели, Программой определены:
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в направлении создания единой целостной системы;
привлечение дополнительных ресурсов на развитие малого предпринимательства на основе развития сети специализированных инвестиционных и финансово-кредитных институтов, ориентированных на различные категории малых предприятий;
приоритетная поддержка производственного и инновационного потенциала малого предпринимательства за счет повышения эффективности управления областным и муниципальным имуществом;
активизация создания и развития объектов инфраструктуры;
информационное, кадровое и научно-методическое обеспечение малого предпринимательства;
формирование благоприятного общественного мнения к предпринимательской деятельности.
Комплекс мероприятий Программы реализуется на уровне городов и районов Читинской области.
Система сопровождения Программы и проектов малого предпринимательства создается на областном уровне, а ее региональная сеть проектируется в ряде муниципальных образований на конкурсной основе.
Реализация Программы запланирована на 2001-2002 годы.
4. Система программных мероприятий.
1. Нормативно-правовое обеспечение предусматривает разработку и принятие нормативно-правовых актов на областном уровне и, как правило, прямого действия.
2. Финансово-кредитная поддержка предусматривает внедрение новых и развитие существующих инструментов финансово-кредитной поддержки с применением конкурсных принципов.
3. Инновационная и производственная поддержка предусматривает создание механизма развития производственной базы малых предприятий, ориентирована на применение индивидуальных механизмов поддержки инновационного предпринимательства, на осуществление интеграции малого, среднего и крупного предпринимательства в рамках программы социально-экономического развития Читинской области.
4. Формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства предусматривает создание в городах и районах инфраструктуры поддержки (развитие существующих организаций) для обеспечения потребности субъектов малого предпринимательства в информационных, консультационных, научно-методических и других видах интеллектуальных услуг и служащей также для организации "обратной" связи малых предприятий и органов исполнительной власти.
5. Научно-методическое и кадровое обеспечение предусматривает оценку развития малого предпринимательства, его вклад в экономику региона, выявление необходимых мер государственной поддержки малого предпринимательства, методическое обеспечение разработки программ поддержки и развития малого бизнеса. Обучение предпринимателей по различным аспектам малого бизнеса, повышение квалификации и обмен опытом для работников органов власти и управления по вопросам государственной поддержки малого бизнеса.
6. Формирование благоприятного общественного мнения к предпринимательской деятельности предусматривает освещение конкретных направлений деятельности структур поддержки малого предпринимательства, проведение работ по развитию информационных услуг для малых предприятий, организацию выставок-ярмарок, семинаров, бизнес-встреч.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование реализации мероприятий Программы обеспечивается за счет федерального и областного бюджетов, средств предпринимателей и других заинтересованных организаций.
В целом на реализацию Программы в 2001-2002 году требуется 49000,0 тыс. рублей. Структура распределения средств областного бюджета, средств Федерального Фонда, областного Фонда и привлеченных средств следующая:
1. Нормативно-правовое обеспечение - 25,0 тыс. рублей
2. Финансово-кредитная поддержка - 45 040,0 тыс. рублей
3. Инновационная и производственная поддержка - 730,0 тыс. рублей
4. Развитие инфраструктуры - 2 450,0 тыс. рублей
5. Научно-методическое и кадровое обеспечение - 315,0 тыс. рублей
6. Формирование благоприятного общественного мнения к предпринимательской деятельности - 440,0 тыс. рублей
Средства областного бюджета, Федерального Фонда, областного Фонда распределяются преимущественно на конкурсной основе. Привлеченные средства используются строго по целевому назначению.
6. Организация управления Программой.
Контроль за ходом ее реализации.
Заказчиком Программы является Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской области.
Комитет экономики Администрации области осуществляет текущий контроль за ходом ее реализации, использованием бюджетных средств, выделяемых на выполнение мероприятий.
Заказчик Программы ежегодно представляет в Администрацию Читинской области отчет о состоянии и развитии малого предпринимательства в Читинской области и мерах по его государственной поддержке, а также об использовании средств областного бюджета на развитие и поддержку малого предпринимательства.
7. Механизм реализации Программы.
Приоритетные направления поддержки малого предпринимательства.
Определение конкретных исполнителей мероприятий Программы, финансируемых за счет средств федерального и областного бюджетов, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки для государственных нужд".
Проведение конкурсов осуществляет Попечительский Совет Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской области, состав которого утвержден постановлением Главы Администрации области от 01.09.97 N 783.
Заказчик Программы с учетом реально выделенных на очередной финансовый год средств областного бюджета определяет первоочередные мероприятия Программы на текущий год и представляет их на утверждение Попечительского совета Фонда.
Комитет экономики разрабатывает механизм по организации совместных действий участников реализации Программы (с участием структурных подразделений администраций городов и районов, на которые возложены функции поддержки и развития малого предпринимательства), позволяющий выработать правила, непрерывно корректировать их в соответствии с изменяющейся обстановкой. Эти правила должны быть закреплены соответствующим нормативным документом.
Непосредственная реализация Программы, ее корректировка, определение финансовых потоков, подготовка предложений по финансированию мероприятий по итогам конкурсов осуществляется Фондом поддержки малого предпринимательства Читинской области, органами местного самоуправления и другими исполнителями.
Непосредственное финансирование предпринимательских проектов предполагается осуществлять на конкурсной основе, при этом будет отдаваться предпочтение проектам, осуществляемым в приоритетных для области направлениях.
Приоритетными направлениями поддержки малого предпринимательства на территории Читинской области являются:
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления;
малая строительная индустрия;
бытовое обслуживание населения;
транспорт;
дорожное хозяйство и придорожный сервис;
почтовый и информационный сервис;
инновационная сфера.
8. Эффективность реализации Программы.
Реализация мероприятий Программы позволит:
1. Увеличить число субъектов малого предпринимательства, охваченных Фондом поддержки малого предпринимательства и объектами инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, до 12 312 человек, что составит 38% от общего числа субъектов малого предпринимательства области (финансирование предпринимательских проектов, обучение, разработка бизнес-планов, консультации, мониторинг развития предпринимательства, установление межрегиональных связей, освещение опыта деятельности малого предпринимательства через средства СМИ);
2. Увеличить объем производства продукции субъектов малого предпринимательства, профинансированных из средств Фонда, на 33%, что составит 248185 тыс. рублей, из них 80% - продукция промышленности и сельского хозяйства;
3. Увеличить налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства на 37,5%, что составит 34 188 тыс. рублей;
4. Создать и сохранить не менее 750 рабочих мест;
5. Привлечь инвестиции в малый бизнес в размере 34 млн. рублей.
Основные мероприятия
по реализации областной целевой программы "Поддержка и развитие малого
предпринимательства в Читинской области на 2001-2002 годы"
N п/п |
Наименование |
Содержание |
Исполнители |
Ресурсное обеспечение (тыс. рублей) |
|
2001 год | 2002 год |
1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства
1.1 | Анализ действующих нормативно-правовых актов по вопросам поддержки малого предпринимательства |
Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы поддержки малого |
Комитет экономики Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской области (далее - ФПМП) предпринимательства. Общественные организации предпринимателей |
_ |
_ |
1.2 | Разработка проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Читинской области "О поддержке малого предпринимательства в Читинской области" |
Доработка Закона в соответствии с предложениями общественных организаций предпринимателей, администраций муниципальных образований, федеральными и областными законодательными и нормативными актами. |
Комитет экономики Общественные организации предпринимателей |
_ |
_ |
1.3 | Разработка проекта нормативного акта о передаче в аренду на льготных условиях субъектам малого предпринимательства неиспользуемых производственных помещений, находящихся в областной собственности |
Предоставление на льготных условиях неиспользуемых помещений субъектам малого предпринимательства, занимающимся производством продукции. |
ФПМП Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области |
_ |
_ |
1.4 | Подготовка предложений и проектов нормативных документов, направленных на совершенствование системы налогообложения, сертификации и получения малого предпринимательства |
Упрощение системы налогообложения, учета и отчетности. Правовое обеспечение мер, направленных на систематизацию органов, контролирующих лицензий субъектами предпринимательскую деятельность. |
Комитет экономики ФПМП Общественные организации предпринимателей |
_ |
_ |
1.5 | Подготовка и издание сборников нормативных документов по правовому обеспечению деятельности субъектов малого предпринимательства |
Разработка комментариев к основным федеральным, областным и муниципальным правовым актам, регулирующим предпринимательскую деятельность. Рекомендации по их практическому применению. |
ФПМП Комитет экономики Региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса |
10,0 |
15,0 |
Итого по разделу 1 в том числе: областной бюджет средства Федерального Фонда средства областного Фонда привлеченные средства |
10,0 | 15,0 | |||
10,0 - - - |
15,0 - - - |
2. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства
2.1 | Финансирование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства |
Адресная поддержка проектов в виде льготного финансирования на конкурсной основе. Реализация общих целей Программы, улучшение результативности, структуры и потенциала малого предпринимательства. |
ФПМП Комитет по финансам Администрации области Филиалы ФПМП |
12740,0 |
14300,0 |
|
2.2 | Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства |
Расширение возможностей малых предприятий в получении льготных кредитов. Уменьшение невозврата инвестиционных ресурсов. |
ФПМП Филиалы ФПМП |
В пределах общих объемов финансирования инвестиционных проектов, предусмотренных в п.2.1 |
||
2.2.1 | Финансирование проектов субъектов малого предпринимательства на основе лизинговых операций |
|||||
2.2.2 | Разработка и внедрение механизма микрокредитования субъектов малого предпринимательства |
|||||
2.3 | Предоставление гарантий финансово-кредитным учреждениям для реализации проектов субъектов малого предпринимательства |
Предоставление доступа малых предприятий к внебюджетным инвестиционным ресурсам |
ФПМП Комитет экономики Администрации муниципальных образований |
6000,0 |
10000,0 |
|
2.4 | Частичная компенсация финансово-кредитным учреждениям недополученных доходов при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях |
Выработка механизма частичной компенсации финансово- кредитным учреждениям недополученных доходов, при условии их участия в программах поддержки малого предпринимательства |
ФПМП |
500,0 |
500,0 |
|
2.5 | Поддержка проектов оздоровления малых предприятий |
Поиск и финансирование эффективных проектов предприятий-должников |
Комитет экономики ФПМП - Территориальное Агентство Федеральной службы по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению по Читинской области |
В пределах общих объемов финансирования инвестиционных проектов |
||
2.6 | Участие в финансировании структур финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в муниципальных образованиях |
Расширение возможностей малых предприятий в получении льготных кредитов в муниципальных образованиях. Обеспечение качественного контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств |
ФПМП Администрации муниципальных образований |
500,0 |
500,0 |
|
Итого по разделу 2 в том числе: областной бюджет средства Федерального Фонда средства областного Фонда привлеченные средства из них на предоставление гарантий: средства областного Фонда привлеченные средства |
19740,0 6240,0 2000,0 8000,0 3500,0 3000,0 3000,0 |
25300,0 7800,0 2000,0 10000,0 5500,0 5000,0 5000,0 |
3. Инновационная и производственная поддержка малого
предпринимательства
3.1 | Поддержка инновационных проектов субъектов малого предпринимательства |
Конкурсное финансирование инновационного предпринимательства и высоких технологий. Внедрение инновационных идей. |
ФПМП Комитет экономики Общественная организация деловой центр "Выбор" |
200,0 |
300,0 |
3.2 | Создание постоянно действующего стенда инновационных проектов субъектов малого предпринимательства |
Привлечение инвесторов для реализации инновационных проектов. |
Общественная организация деловой центр "Выбор" Комитет экономики ФПМП |
20,0 |
_ |
3.3 | Проведение ежегодного конкурса инвестиционных проектов, в том числе среди молодежи |
Системное выявление наиболее эффективных предпринимательских проектов для дальнейшей работы по привлечению инвестиций. Развитие молодежного предпринимательства. |
Комитет экономики ФПМП Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики |
20,0 |
30,0 |
3.4 | Разработка пилотных проектов по созданию малых предприятий |
Увеличение числа малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в приоритетных для области направлениях, создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений. |
Комитет экономики ФПМП Региональное Агентство поддержки и развития малого и среднего бизнеса |
50,0 |
100,0 |
3.5 | Содействие реструктуризации предприятий. Создание на основе их имущества малых предприятий |
Улучшение производственной структуры, демонополизация отраслей, развитие конкуренции среди малых предприятий. |
Комитет экономики Территориальное Агентство Федеральной службы по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению по Читинской области ФПМП |
В пределах общих объемов финансирования инвестиционных проектов, предусмотренных п. 2.1. |
|
3.6 | Создание банка данных о неиспользуемых помещениях областной и муниципальной собственности |
Содействие в предоставлении помещений, находящихся в областной и муниципальной собственности. Эффективное использование свободного государственного имущества. |
ФПМП Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области |
10,0 |
_ |
3.7 | Привлечение субъектов малого предпринимательства для участия в реализации областных и муниципальных программ |
Использование финансовых ресурсов, направленных на поддержку малого предпринимательства, в рамках этих программ. Оптимизация ресурсов, выделенных на выполнение госзаказа. |
Комитет экономики ФПМП |
_ |
_ |
Итого по разделу 3 в том числе: областной бюджет средства Федерального Фонда средства областного Фонда привлеченные средства |
300,0 300,0 - - - |
430,0 430,0 - - - |
4.Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства
4.1 | Организация постоянно действующего Выставочного центра продукции и услуг предприятий Читинской области |
Создание наиболее эффективных путей подбора деловых партнеров и инвесторов для малых предприятий, анализ уровня спроса и изучения конкурентов |
ФПМП Комитет по управлению государственным имуществом по Читинской области Комитет экономики |
1000,0 |
_ |
4.2 | Поддержка и развитие ранее созданных субъектов инфраструктуры, в том числе Регионального Агентства поддержки малого и среднего бизнеса, "Межрегионального Маркетингова центра Москва-Чита", Учебно-делового центра Морозовского проекта. |
Эффективная деятельность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Реализация общих целей Программы, улучшение результативности, структуры и потенциала малого предпринимательства. |
ФПМП |
150,0 |
150,0 |
4.3 | Информационная поддержка малого предпринимательства |
Создание единой общедоступной системы информационно -консультационных услуг для малого предпринимательства |
ФПМП ММЦ "Москва -Чита" |
50,0 |
100,0 |
4.3.1 | Информационный обмен в рамках сети "Межрегионального маркетингового центра Москва-Чита" |
Региональное Агентство поддержки малого и среднего бизнеса |
|||
4.3.2 | Сбор и обработка маркетинговой информации о возможностях и потребностях предприятий региона |
||||
4.3.3 | Создание доступной системы деловой информации |
||||
4.4 | Создание региональной лизинговой компании |
Предоставление оборудования и технологий на условиях лизинга. Снижение невозврата инвестиционных ресурсов. |
ФПМП Комитет экономики Комитет по управлению государственным имуществом по Читинской области |
_ |
1000,0 |
Итого по разделу 4 в том числе: областной бюджет средства Федерального Фонда средства областного Фонда привлеченные средства |
1200,0 1200,0 - - - |
1250,0 1250,0 - - - |
5. Научно-методическое и кадровое обеспечение
малого предпринимательства
5.1 | Оказание методической и консультативной помощи структурам поддержки малого предпринимательства в городах и районах области |
Повышение квалификации руководителей и персонала городских и районных структур, занимающихся вопросами поддержки малого предпринимательства Методическое обеспечение разработки муниципальных программ поддержки малого предпринимательства |
Комитет экономики ФПМП Региональное Агентство поддержки малого и среднего бизнеса Учебно-деловой центр Морозовского проекта |
10,0 |
10,0 |
5.2 | Проведение научно- исследовательской работы, связанной с развитием малого бизнеса, перспективами развития государственной поддержки малого предпринимательства в Читинской области |
Создание предпосылок для определения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства |
ФПМП Учебно-деловой центр Морозовского проекта Читинский институт Иркутской государственной экономической академии |
_ |
50,0 |
5.3 | Подготовка кадров для малого предпринимательства |
Приобретение знаний и формирование предпринимательских навыков у населения, в том числе у молодежи |
Учебно-деловой центр Морозовского проекта Департамент Федеральной государственной службы занятости по Читинской области Региональное Агентство поддержки малого и среднего бизнеса |
50,0 |
100,0 |
5.4 | Повышение квалификации работников администраций муниципальных образований и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
Повышение квалификации руководителей региональных структур, занимающихся вопросами поддержки малого предпринимательства. |
Учебно-деловой центр Морозовского проекта ФПМП |
25,0 |
50,0 |
5.5 | Подготовка и издание информационно-аналитичес- кой, методической литературы по проблемам малого предпринимательства. |
Обеспечение органов власти и управления структур поддержки малого предпринимательства, руководителей малых предприятий необходимой научно-методической информацией. |
ФПМП Региональное Агентство поддержки малого и среднего бизнеса Комитет государственной статистики |
10,0 |
10,0 |
Итого по разделу 5 в том числе: областной бюджет средства Федерального Фонда средства областного Фонда привлеченные средства |
95,0 95,0 - - - |
220,0 220,0 - - - |
6.Формирование благоприятного общественного мнения к предпринимательской
деятельности
6.1 | Привлечение региональных СМИ в целях освещения конкретных направлений деятельности ФПМП Читинской области и объектов региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
Гласность и открытость для СМИ работы ФПМП Читинской области. Освещение конкретных направлений деятельности, проводимых Фондом и объектами региональной инфраструктуры в сфере поддержки и развития малого предпринимательства |
ФПМП Комитет экономики |
20,0 |
30,0 |
6.2 | Подготовка и создание целевых радио и телепрограмм, пропагандирующих развитие предпринимательства в области |
ФПМП Региональное Агентство поддержки малого и среднего бизнеса |
10,0 |
15,0 |
|
6.3 | Проведение пресс-конференций и выступлений представителей - субъектов региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
ФПМП Комитет экономики |
_ |
_ |
|
6.4 | Издательская деятельность ФПМП Читинской области |
Публикации законов, нормативных подзаконных актов, федеральных и региональных программ, материалы, касающиеся налогового окружения и изменений налогового режима для малого предпринимательства. Информационные и аналитические материалы, освещающие теорию и практику предпринимательства в области и в соседних регионах. |
ФПМП |
20,0 |
30,0 |
6.5 | Осуществление мониторинга средств массовой информации по вопросам малого предпринимательства |
Отслеживание наиболее острых проблем малого предпринимательства в области, изучение реакции общественности на проводимую Фондом и объектами инфраструктуры работу по поддержке малого предпринимательства. |
Региональное Агентство поддержки малого и среднего бизнеса Комитет экономики |
5,0 |
10,0 |
6.6 | Выставочная деятельность | Пропаганда предпринимательства, содействие в продвижении на потребительский рынок конкурентоспособной продукции и услуг предпринимателей области. |
ФПМП Комитет экономики |
100,0 |
200,0 |
Итого по разделу 6 в том числе: областной бюджет средства Федерального Фонда средства областного Фонда привлеченные средства |
155,0 155,0 - - - |
285,0 285,0 - - - |
|||
Итого по основным мероприятиям в том числе: областной бюджет средства Федерального Фонда средства областного Фонда привлеченные средства |
21500,0 8000,0 2000,0 8000,0 3500,0 |
27500,0 | |||
10000,0 2000,0 10000,0 5500,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Читинской области от 20 декабря 2000 г. N 239-ЗЧО "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002 годы"
Принят постановлением Читинской областной Думы от 20 декабря 2000 г. N 43
Введен в действие постановлением Главы Администрации Читинской области от 29 декабря 2000 г. N 839
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Забайкальский рабочий" от 10 января 2000 г., N 4