Закон Читинской области
от 20 декабря 2000 г. N 246-ЗЧО
"Об областной целевой программе
"Развитие образования на селе (2001-2005 годы)"
28 ноября, 25 декабря 2002 г., 17 декабря 2003 г.
Принят постановлением Читинской областной Думы
от 20 декабря 2000 года N 49
Председатель областной Думы |
А.Ф. Эпов |
20.12.2000
N 246-ЗЧО
г. Чита
Областная целевая программа
"Развитие образования на селе (2001-2005 годы)"
(утв. Законом Читинской области от 20 декабря 2000 г. N 246-ЗЧО)
28 ноября 2002 г.
Законом Читинской области от 28 ноября 2002 г. N 425-ЗЧО в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Развитие образования на селе (2001-2005 годы)"
Наименование программы |
Областная целевая программа "Развитие образования на селе (2001-2005 годы)" |
||||||
Дата принятия решения о разработке программы |
Постановление Главы Администрации Читинской области "О разработке областной целевой программы "Сельская школа (2001-2005 годы)" от 22.05.2000 N 403 |
||||||
Дата утверждения программы |
Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Развитие образования на селе (2001-2005 годы)" от 20.12.2000 N 246-ЗЧО |
||||||
Государственный заказчик |
Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области, Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области. |
||||||
Основные разработчики |
Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области (КОПОНиМП), Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области. |
||||||
Цель, задачи, важнейшие целевые показатели программы |
Цель: обеспечение государственной поддержки сельской школы Читинской области, создание условий для реализации конституционного права граждан на получение образования независимо от места проживания. Задачи: - создание оптимальных условий для обучения, воспитания, развития, социальной защиты детей дошкольного возраста, учащихся, молодежи села. Важнейшие целевые показатели: - укрепление учебно-материальной базы сельских школ, повышение качественного состава педагогических кадров, создание новых моделей образовательных учреждений. |
||||||
Сроки реализации программы |
2001-2005 годы |
||||||
Перечень основных мероприятий |
1. Создание новых видов образовательных учреждений на селе. 2. Обновление содержания образования. 3. Укрепление учебно-материальной базы. 4. Работа с кадрами. 5. Капитальный ремонт и укрепление базы учреждений образования на селе. |
||||||
Исполнители основных мероприятий |
Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области, органы местного самоуправления. |
||||||
Объемы и источники финансирования |
|
Всего |
в том числе по годам |
||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|||
Общие затраты по всем разделам (тыс. рублей) |
158890,0 |
27380,0 |
23584,0 |
41016,0 |
33700,0 |
33210,0 |
|
в том числе: из областного бюджета |
82293,4 |
14454,2 |
12560,6 |
19460,1 |
15333,1 |
20485,4 |
|
1. Создание новых видов и типов образовательных учреждений на селе |
1313,0 |
290,0 |
- |
382,0 |
341,0 |
300,0 |
|
2. Обновление содержания образования |
3699,5 |
1063,0 |
- |
1059,0 |
614,5 |
963,0 |
|
3. Укрепление учебно-материальной базы |
15171,8 |
1505,2 |
3580,6 |
5558,6 |
2400,0 |
2127,4 |
|
4. Работа с кадрами |
5491,0 |
646,0 |
1000,0 |
1245,0 |
1300,0 |
1300,0 |
|
5. Капитальный ремонт и укрепление базы учреждений образования на селе |
56618,1 |
10950,0 |
7980,0 |
11215,5 |
10677,6 |
15795,0 |
|
Из местных бюджетов |
76596,6 |
12925,8 |
11023,4 |
21555,9 |
18366,9 |
12724,6 |
|
Ожидаемые конечные результаты |
Реализация программы позволит стабилизировать положение образовательных учреждении на селе, обеспечить условия (нормативно-правовые, учебно-методические, организационно управленческие)для устойчивого развития системы образования на селе. |
||||||
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением программы осуществляют Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области, Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области. |
Законом Читинской области от 28 ноября 2002 г. N 425-ЗЧО в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами.
Сельская школа вносит весомый вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. Ее состояние и уровень работы существенно влияют на социальное развитие села, повышение культурного уровня сельского населения, решение демографических проблем на селе. Ухудшение социально-экономических условий, снижение объемов финансирования на укрепление учебно-материальной базы в последние годы отрицательно сказались на развитии образования на селе. В 1999/2000 учебном году в области функционировало 852 образовательных учреждения: 319 дошкольных, 515 общеобразовательных школ (в т.ч. 151 начальных, 94 основных, 270 средних), 4 специальных школы, 12 ПТУ. Из 197571 учащегося школ области 84249 обучаются в сельских школах.
Особенно остро стоит вопрос выживаемости сельской малокомплектной, малочисленной школы, 39 сел не имеют школ. В связи с реструктуризацией сети сельских школ в области с 1990 года закрыто 35 начальных, 3 основные школы, число учащихся сократилось на 5105 человек (с 89354 до 84249), 57% начальных школ области имеют контингент до 15 человек, 35% - до 40 учащихся. Особенно сильно отразилась финансово-экономическая ситуация в стране и области на сети сельских дошкольных учреждений. За период с 1992 года число их сократилось на 264 (1992г.-583, 2000г.-319). Достаточно остро стоит проблема подготовки детей к обучению в школе, так как семейное воспитание не в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного воспитания. Необходима система мер для подготовки детей к школе. Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения дел, материальная база учреждений образования сельской местности продолжает ухудшаться: 94 сельские школы требуют капитального ремонта, 16 - находятся в аварийном состоянии, в 27 - нет спортивных залов, в 53 - нет столовых.
Материальные трудности препятствуют созданию полноценной развивающей среды в дошкольных учреждениях, сельские школы испытывают трудности в программно-методическом, материально-техническом обеспечении учебного процесса.
В связи с сокращением сети образовательных учреждений принимаются меры по организации подвоза из отдаленных деревень, в подвозе нуждаются 4824 учащихся.
Абзац пятый исключен
См. текст абзаца пятого
Одним из главных направлений деятельности в работе органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений является кадровое обеспечение. Оно должно предусматривать реформирование процесса подготовки педагогических кадров для сельской школы с учетом ее специфики. В настоящее время в сельских образовательных учреждениях только 21,9% педагогов начальной школы, 77% - средней школы имеют высшее образование. В ряде школ из-за отсутствия преподавателей не ведутся предметы, входящие в базисный учебный план. Растет текучесть педагогических кадров. Ежегодно более 300 педагогов выбывают из сельских школ области по различным причинам, в том числе из-за отсутствия жилья (400 педагогов нуждается в жилье), несвоевременной выплаты и низкой заработной платы.
В целях улучшения кадрового обеспечения необходимо продолжить практику подготовки специалистов на контрактной основе и по целевому приему, совершенствовать работу по ориентации выпускников сельских школ на педагогическую профессию.
Повышение квалификации педагогов и руководителей в сельских образовательных учреждениях осуществляется Читинским институтом повышения квалификации работников образования, но в связи с финансовыми трудностями количество слушателей института из сельских районов области сокращается год от года. Краткосрочные курсы и семинары не могут заменить полноценной курсовой подготовки.
Значительные трудности возникают в сельских малокомплектных школах с введением базисного учебного плана в силу ряда специфических особенностей: малочисленность классов, отсутствие параллельных классов, недостаточность кадрового, программно-методического обеспечения. Обновление содержания образования на селе должно предусматривать, хорошую базовую подготовку учащихся по основам наук, развитие творческих способностей, научного мышления, значительное повышение роли культуры, усиление политехнической направленности, связи с жизнью, практикой, усиление гуманизации образования. Важно не только давать больше знаний, но и сделать образование личностно значимым для реализации жизненных планов и намерений учащихся. Сегодня представляется необходимым создание и отработка самых разнообразных типологических и видовых моделей сельских школ с существенным изменением в них содержания обучения и воспитания.
Не меньше трудностей и проблем вызывает и организация внеклассной кружковой и воспитательной работы со школьниками сельских школ, которая имеет немаловажное значение для развития личности. В малокомплектных сельских школах кружковая и клубная работа "сужена" из-за малочисленности классов, отсутствия квалифицированных кадров, слабой материальной базы.
Основными проблемами, тормозящими процессы развития образования на селе являются:
- недостаточное финансирование деятельности сельских учреждений образования, резкое сокращение объемов строительства и капитального ремонта;
- невыполнение предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий педагогическим работникам сельских школ;
- нехватка средств и ресурсов для подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в соответствии с современными требованиями;
- недостаточное информационное обеспечение профессиональной деятельности учителя и руководителя сельской школы, дефицит профессионального и культурного общения;
- медленное обновление содержания образования, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса;
- несбалансированное развитие рынка образовательных услуг на селе.
В целях стабилизации и дальнейшего развития системы образования на селе необходимо определить систему мер, способствующую решению следующих проблем:
- укрепление учебно-материальной базы сельских образовательных учреждений;
- кадровое обеспечение системы образования на селе, социальная защита педагогических работников;
- обновление содержания образования, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса;
- развитие системы дополнительного образования и воспитания.
2. Цель, задачи, сроки реализации программы.
Целью программы является обеспечение государственной поддержки сельской школы Читинской области, создание условий для реализации конституционного права граждан на получение образования независимо от места проживания.
Задачи программы предусматривают создание оптимальных условий для обучения, воспитания, развития, социальной защиты детей дошкольного возраста, учащихся, молодежи села.
Сроки реализации программы 2001-2005 гг.
3. Ресурсное обеспечение программы.
Основные мероприятия программы проводятся на существующей материально-технической базе образовательных учреждений.
Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований на основе соглашений Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области и глав администраций муниципальных образований, заключенных сроком на 5 лет.
Финансово-экономическое обеспечение реализации программы в 2001-2005 годах составляет:
|
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Всего |
Общие затраты по всем разделам (тыс. рублей): |
27380 |
23584 |
41016 |
33700 |
33210 |
158890 |
В т.ч. из областного бюджета: |
14454,2 |
12560,6 |
19460,1 |
15333,1 |
20485,4 |
82293,4 |
в т.ч. |
|
|
|
|
|
|
1. Создание новых типов и видов образовательных учреждений на селе |
290 |
423,5 |
382 |
341 |
300 |
1736,5 |
2. Обновление содержания образования |
1063 |
1154 |
1059 |
614,5 |
963 |
4853,5 |
3. Укрепление учебно-материальной базы. |
1505,2 |
1479,1 |
1321,6 |
1484,1 |
2127,4 |
7917,4 |
4. Работа с кадрами |
646 |
524 |
497,5 |
493,5 |
795 |
2956 |
5. Строительство образовательных учреждений на селе. |
10950 |
8980 |
16200 |
12400 |
16300 |
64830 |
из муниципальных бюджетов: |
12925,8 |
11023,4 |
21555,9 |
18366,9 |
12724,6 |
76596,6 |
4. Механизм реализации и контроль
за ходом исполнения программы.
Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
- координационного плана совместных действий Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области с Комитетом сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области, высшими учебными заведениями региона;
- перечня работ, вытекающих из плана мероприятий на год с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объемов финансирования.
Организация исполнения программы возлагается на органы управления образованием, местные органы самоуправления, администрацию образовательных учреждений, Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области, руководителей хозяйств агропромышленного комплекса.
Контроль за ходом исполнения программы осуществляют Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области, Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области путем:
- отчетности исполнителей о реализации программных мероприятий;
- контроля за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;
- контроля за соблюдением сроков и качества выполнения программных мероприятий.
Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным заказчиком.
5. Оценка эффективности социально-экономических последствий
реализации программы
Выполнение программы позволит осуществить комплекс мер по развитию сельской школы, обеспечить развитие сельских школьников, выравнивание возможностей получения образования для городских и сельских школьников.
Оценка эффективности реализации программы производится по показателям, определяющим цели и задачи программы.
Законом Читинской области от 17 декабря 2003 г. N 519-ЗЧО действие раздела 6 настоящей программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2004 году на сумму 15333,1 тыс. рублей
Законом Читинской области от 25 декабря 2002 г. N 430-ЗЧО действие раздела 6 настоящей программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2003 году на сумму 9729,6 тыс. рублей
Законом Читинской области от 28 ноября 2002 г. N 425-ЗЧО раздел 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
6. Перечень основных мероприятий
по реализации областной целевой программы
"Развитие образования на селе (2001-2005 гг.)"
Наименование мероприятия |
Исполнители |
Сроки реализации |
Источники финансирования |
Финансовые затраты (в тыс. руб.) |
|||||
Всего |
в том числе по годам |
||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
6.1. Создание новых типов и видов образовательных учреждений на селе
6.1.1. Реформирование сети муниципальных учреждений образования (приобретение прочих расходных материалов и предметов снабжения, командировочные расходы, текущий и капитальный ремонт, приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования), создание муниципальных психолого-педагогических, консультационных пунктов, филиалов медико-психолого-педагогических комиссий, вечерних (сменных) школ, учебно-консультационных пунктов. |
КОПОН и МП |
2001-2005 годы |
областной бюджет |
757,0 |
190,0 |
- |
208,0 |
200,0 |
159,0 |
местные бюджеты |
1100,7 |
428,2 |
286,5 |
174,0 |
103,0 |
109,0 |
|||
6.1.2. Модернизация образования, реструктуризация сельской сети школ, в т.ч. создание районных школ с пришкольными интернатами, обновление учебно-материальной базы, текущий ремонт, приобретение прочих расходных материалов. |
КОПОН и МП |
2001-2005 годы |
областной бюджет |
556,0 |
100,0 |
- |
174,0 |
141,0 |
141,0 |
местные бюджеты |
1453,8 |
1,8 |
281,0 |
344,0 |
356,0 |
391,0 |
|||
ИТОГО по подразделу |
3867,5 |
800,0 |
567,5 |
900,0 |
800,0 |
800,0 |
|||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
областной бюджет |
1313,0 |
290,0 |
- |
382,0 |
341,0 |
300,0 |
|||
местные бюджеты |
2554,5 |
510,0 |
567,5 |
518,0 |
459,0 |
500,0 |
6.2. Обновление содержания образования
6.2.1. Переход на новый базисный учебный план и новые учебные программы: - приобретение учебников; - приобретение, выпуск учебно-методических пособий. Проведение организационных мероприятий; командировочные расходы. |
КОПОН и МП |
2001-2002 годы |
областной бюджет |
700,0 |
700,0 |
- |
- |
- |
- |
местные бюджеты |
155,0 |
100,0 |
55,0 |
- |
- |
- |
|||
6.2.2. Создание классов и групп коррекционного и реабилитационного назначения в дошкольных учреждениях, вспомогательных классов в общеобразовательных школах, логопедических пунктов при дошкольных учреждениях; проведение организационных мероприятий; командировочные расходы. |
КОПОН и МП |
2001-2005 годы |
областной бюджет |
444,0 |
170,0 |
- |
108,0 |
166,0 |
- |
местные бюджеты |
563,5 |
100,0 |
91,0 |
- |
185,5 |
187,0 |
|||
6.2.3. Укрепление учебно-материальной базы лагерей дневного пребывания в дошкольных учреждениях, школах, профильных лагерях; приобретение оборудования и инвентаря; прочие текущие расходы. |
КОПОН и МП |
2001-2005 годы |
областной бюджет |
2555,5 |
193,0 |
- |
951,0 |
448,5 |
963,0 |
местные бюджеты |
319,0 |
37,0 |
141,0 |
141,0 |
- |
- |
|||
ИТОГО по подразделу |
4737,0 |
1300,0 |
287,0 |
1200,0 |
800,0 |
1150,0 |
|||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
областной бюджет |
3699,5 |
1063,0 |
- |
1059,0 |
614,5 |
963,0 |
|||
местные бюджеты |
1037,5 |
237,0 |
287,0 |
141,0 |
185,5 |
187,0 |
6.3. Укрепление учебно-материальной базы
6.3.1. Обновление учебно-материальной базы школ: приобретение программно-аппаратных средств, оборудования, инвентаря, услуг связи, оборудования для кабинетов химии, физики, биологии, учебных мастерских. |
КОПОН и МП |
2001-2005 годы |
областной бюджет |
6841,6 |
1314,2 |
- |
2000,0 |
2400,0 |
1127,4 |
местные бюджеты |
1953,0 |
286,0 |
246,0 |
192,0 |
496,4 |
732,6 |
|||
6.3.2. Приобретение оборудования для школьных мастерских, автотранспорта, автобусов для подвоза учащихся. |
КОПОН и МП |
2001-2003 годы |
областной бюджет |
3869,8 |
100,0 |
1532,8 |
2237,0 |
- |
- |
местные бюджеты |
409,5 |
100,0 |
127,5 |
182,0 |
- |
- |
|||
6.3.3. Приобретение школьной мебели, спортивного оборудования, инвентаря; прочие текущие расходы. |
КОПОН и МП |
2001-2005 годы |
областной бюджет |
4369,4 |
- |
2047,8 |
1321,6 |
- |
1000,0 |
местные бюджеты |
2964,7 |
480,0 |
520,0 |
377,0 |
987,7 |
600,0 |
|||
6.3.4. Приобретение противопожарного оборудования, технологического оборудования, оборудования для медицинских кабинетов дошкольных учреждений и школ. |
КОПОН и МП |
2001-2003 годы |
областной бюджет |
91,0 |
91,0 |
- |
- |
- |
- |
местные бюджеты |
383,6 |
128,8 |
127,4 |
127,4 |
- |
- |
|||
ИТОГО по подразделу |
20882,6 |
2500,0 |
4601,5 |
6437,0 |
3884,1 |
3460,0 |
|||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
областной бюджет |
15171,8 |
1505,2 |
3580,6 |
5558,6 |
2400,0 |
2127,4 |
|||
местные бюджеты |
5710,8 |
994,8 |
1020,9 |
878,4 |
1484,1 |
1332,6 |
6.4. Работа с кадрами
6.4.1. Перепрофилирование специальностей в педагогических училищах и колледжах, переподготовка педагогических работников по второй специальности. Приобретение оборудования, инвентаря; прочие текущие расходы; командировочные расходы. |
КОПОН и МП |
2001 год |
областной бюджет |
200,0 |
200,0 |
- |
- |
- |
- |
местные бюджеты |
8,0 |
8,0 |
- |
- |
- |
- |
|||
6.4.2. Организация контрактно-целевой подготовки специалистов (учителей) для сельских школ в ЗабГПУ им. Н.Г Чернышевского. |
КОПОН и МП |
2001-2005 годы |
областной бюджет |
4200,0 |
200,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
6.4.3. Финансовая поддержка в приобретении жилья для сельских учителей на вторичном рынке. |
КОПОН и МП |
2001-2005 годы |
областной бюджет |
1091,0 |
246,0 |
- |
245,0 |
300,0 |
300,0 |
местные бюджеты |
1612,5 |
246,0 |
310,0 |
245,0 |
306,5 |
505,0 |
|||
ИТОГО по подразделу |
7111,5 |
900,0 |
1310,0 |
1490,0 |
1606,5 |
1805,0 |
|||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
областной бюджет |
5491,0 |
646,0 |
1000,0 |
1245,0 |
1300,0 |
1300,0 |
|||
местные бюджеты |
1620,5 |
254,0 |
310,0 |
245,0 |
306,5 |
505,0 |
6.5. Капитальный ремонт и укрепление базы учреждений образования на селе
6.5.1. Капитальный ремонт зданий школ, пришкольных интернатов, школьных котельных и иных сооружений учреждений образования в соответствии с соглашениями о взаимодействии между КОПОН и МП и муниципальными образованиями, а также приказами КОПОН и МП |
подрядные организации |
2001-2005 годы |
областной бюджет |
29651,8 |
5475,0 |
4475,0 |
5956,5 |
5847,8 |
7897,5 |
местные бюджеты |
31533,8 |
5650,0 |
5202,0 |
8100,0 |
7931,8 |
4650,0 |
|||
6.5.2. Приобретение материалов для капитального и текущего ремонта в соответствии с соглашениями о взаимодействии между КОПОН и МП и муниципальными образованиями, а также приказами КОПОН и МП. |
органы местного самоуправления муниципальных образований |
2001-2005 годы |
областной бюджет |
26966,3 |
5475,0 |
3505,0 |
5259,0 |
4829,8 |
7897,5 |
местные бюджеты |
34139,5 |
5280,0 |
3636,0 |
11673,5 |
8000,0 |
5550,0 |
|||
ИТОГО по подразделу |
122291,4 |
21880,0 |
16818,0 |
30989,0 |
26609,4 |
25995,0 |
|||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
областной бюджет |
56618,1 |
10950,0 |
7980,0 |
11215,5 |
10677,6 |
15795,0 |
|||
местные бюджеты |
65673,3 |
10930,0 |
8838,0 |
19773,5 |
15931,8 |
10200,0 |
|||
ИТОГО по программе |
158890,0 |
27380,0 |
23584,0 |
41016,0 |
33700,0 |
33210,0 |
|||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
областной бюджет |
82293,4 |
14454,2 |
12560,6 |
19460,1 |
15333,1 |
20485,4 |
|||
местные бюджеты |
76596,6 |
12925,8 |
11023,4 |
21555,9 |
18366,9 |
12724,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Читинской области от 20 декабря 2000 г. N 246-ЗЧО "Об областной целевой программе "Развитие образования на селе (2001-2005 годы)"
Принят постановлением Читинской областной Думы от 20 декабря 2000 г. N 49
Введен в действие постановлением Главы Администрации Читинской области от 5 января 2000 г. N 09
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Забайкальский рабочий" от 1 февраля 2001 г., N 22-23
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Читинской области от 17 декабря 2003 г. N 519-ЗЧО
Действие раздела 6 программы, утвержденной настоящим Законом приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2004 году на сумму 15333,1 тыс. рублей
Закон Читинской области от 25 декабря 2002 г. N 430-ЗЧО
Действие раздела 6 программы, утвержденной настоящим Законом приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2003 году на сумму 9729,6 тыс. рублей
Закон Читинской области от 28 ноября 2002 г. N 425-ЗЧО в настоящий Закон внесены изменения
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования Закона