Закон Читинской области
от 20 декабря 2000 г. N 249-ЗЧО
"Об областной целевой программе
"Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)"
28 ноября, 25 декабря 2002 г., 17 декабря 2003 г.
Принят постановлением Читинской областной Думы
от 20 декабря 2000 года N 46
Председатель областной Думы |
А.Ф. Эпов |
20.12.2000
N 249-ЗЧО
г. Чита
Областная целевая программа
"Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)"
(утв. Законом Читинской области от 20 декабря 2000 г. N 249-ЗЧО)
28 ноября 2002 г.
Законом Читинской области от 28 ноября 2002 г. N 423-ЗЧО в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)"
Наименование программы |
Областная целевая программа "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)" (далее - программа). |
|||||
Дата принятия решения о разработке программы |
Постановление Главы Администрации Читинской области "О разработке областной целевой программы "Воспитание детей и подростков в Читинской (2001-2005 годы) от 05.05.2000 г. N 364 |
|||||
Дата утверждения программы |
Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)" от 20.12.2000 г. N 249-ЗЧО |
|||||
Государственный заказчик программы |
Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области |
|||||
Основные разработчики программы |
Управление общего и дополнительного образования, отдел реабилитационной службы Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области; Комитет здравоохранения Администрации Читинской области, Комитет культуры Администрации Читинской области. |
|||||
Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели |
Цель: Качественное изменение содержания воспитания, реализация концепции развития образования, создание условий для духовно-нравственного становления детей и подростков, обеспечение самоопределения и самореализации личности, подготовки к самостоятельной жизни. Задачи: Укрепление кадрового потенциала образовательных учреждений, создание сети муниципальных медико-социально-психологических служб, сохранение и развитие содержания воспитания, развитие детского творчества, социальная защита детей, сокращение безнадзорности и неграмотности детей и подростков из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих в отдаленных и приравненных к северным территориях области. Важнейшие целевые показатели: Введение в штатное расписание образовательных учреждений должностей специалистов, содействующих личностной ориентации воспитательного процесса; повышение научно-методического уровня педагогов; создание областных центров для работы с талантливыми детьми; оказание помощи муниципальным учреждениям дополнительного образования; развитие материальной базы областных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
|||||
Сроки реализации программы |
2001-2005 годы. |
|||||
Перечень основных мероприятий |
1. Мероприятия по развитию воспитательного процесса. 2. Мероприятия по развитию системы дополнительного образования. 3. Талантливые дети. 4. Дети-инвалиды, дети-сироты. 5. Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей. 6. Улучшение положения детей Севера. 7. Организация летнего отдыха. 8. Улучшение питания детей в школах. |
|||||
Исполнители основных мероприятий |
Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области, Комитет здравоохранения Читинской области, органы местного самоуправления, областная станция юных техников, областная детско-юношеская спортивно-техническая школа, а также Читинский институт повышения квалификации работников образования, областной многопрофильный лицей и иные образовательные учреждения. |
|||||
Объемы и источники финансирования |
|
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Общие затраты по всем разделам (тыс. руб.) |
124947,0 |
124947,0 |
124947,0 |
124947,0 |
124947,0 |
|
Из областного бюджета: в т.ч. |
11720,0 |
11720,0 |
11720,0 |
11720,0 |
11720,0 |
|
1. Мероприятия по развитию воспитательного процесса. |
703,0 |
703,0 |
703,0 |
703,0 |
703,0 |
|
2. Мероприятия по развитию системы дополнительного образования. |
1400,0 |
1400,0 |
1400,0 |
1400,0 |
1400,0 |
|
3. "Талантливые дети". |
4817,0 |
4817,0 |
4817,0 |
4817,0 |
4817,0 |
|
4. "Дети-инвалиды" |
1810,0 |
1810,0 |
1810,0 |
1810,0 |
1810,0 |
|
5. "Дети-сироты" |
1290,0 |
1290,0 |
1290,0 |
1290,0 |
1290,0 |
|
6. Улучшение положения детей Севера. |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7. Организация летнего отдыха. |
1700,0 |
1700,0 |
1700,0 |
1700,0 |
1700,0 |
|
8. Улучшение условий питания детей в школах. |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Из бюджетов муниципальных образований: |
106477,0 |
106477,0 |
106477,0 |
106477,0 |
106477,0 |
|
Из федерального бюджета: |
6500,0 |
6500,0 |
6500,0 |
6500,0 |
6500,0 |
|
Из внебюджетных источников: |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
|
Ожидаемые конечные результаты программы |
Реализация областной программы позволит добиться улучшения охраны физического и психического здоровья детей, создать условия для развития творческих способностей детей независимо от имущественного ценза, будет способствовать выполнению в области декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. |
|||||
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением программы осуществляет межведомственная комиссия из числа руководителей управлений и ведомств, общественных организаций, являющихся исполнителями программы. Координацию работы по реализации программы осуществляет Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Необходимость разработки областной целевой программы "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)" обусловлена реальными процессами, происходящими в социальной сфере общества. Неблагоприятные тенденции в детской среде, возникшие в связи с ухудшением социально-экономического положения семьи, падением нравственных устоев среди родителей, разрушением прежней воспитательной системы, продолжают развиваться. Растет количество семей, не занимающихся воспитанием детей. В 1999 году комиссиями по делам несовершеннолетних рассмотрено 1039 дел на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, 195 из них лишены родительских прав, 72 - ограничены в дееспособности, у 80 родителей дети отобраны и помещены в интернатные учреждения.
Среди проблем детского неблагополучия наиболее значительными являются рост безнадзорности и, как следствие, преступности, злоупотребление психоактивными веществами, травматизм и гибель детей. Нередкими стали случаи подросткового суицида. В 1999 году комиссиями по делам несовершеннолетних рассматривались дела на 1092 подростков, самовольно ушедших из семей. Выявлено более 6000 детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. По данным УВД за 12 месяцев 1999 года около 7000 детей школьного возраста не сели за парты, нигде не учатся и не работают. На учете в органах внутренних дел состоит около 1000 несовершеннолетних, к которым применены меры воздействия за распитие спиртных напитков. Отмечается рост венерических заболеваний, распространение проституции и вовлечение в эту деятельность подростков. В 1999 году привлечено 84 несовершеннолетних за занятия проституцией.
Происходит резкое обозначение грани между городом и селом, между богатыми и бедными по доступности культурных и образовательных центров, по качеству образовательных услуг, по соблюдению гарантий прав детей на образование, по возможности охраны здоровья детей. Из-за недостатка финансовых средств, низкой платежеспособности родителей дети не могут принимать участия в областных мероприятиях, в научных конференциях в г. Москве и других регионах России. Во многих образовательных учреждениях работа с талантливыми детьми ведется за счет средств родителей (репетиторство, платные факультативы, индивидуальные консультации, платное обучение в гимназиях, лицеях, лицейских классах). Не все родители, особенно из малообеспеченных семей, в состоянии создать условия для дальнейшего развития своего ребенка, проявляющего особые способности. Этим детям необходима социальная поддержка. В области работают 2 частные школы, 3 лицея при ВУЗах, 1 областной многопрофильный лицей, обучающие в основном контингент города Читы, 409 профильных лицейских и педагогических классов. Функционирует 31 учреждение начального профессионального образования, осуществляющее подготовку по 56 профессиям. Но для многих детей получение профессии и трудоустройство стали неразрешимой проблемой.
Дефицит бюджетов и недостаточное финансирование отрасли в муниципальных образованиях привели к необходимости сокращения муниципальных систем дополнительного образования детей. Полностью сокращены детские клубы по месту жительства. Значительному сокращению подверглись узкопрофильные учреждения дополнительного образования детей: станции юных техников, станции юных туристов, станции юных натуралистов. В настоящее время система дополнительного образования детей в области представлена в основном домами (центрами) детского творчества и детско-юношескими спортивными школами, контингент учащихся которых за последние годы сократился на 50%. Сокращение контингента произошло по причине прекращения финансирования филиалов названных учреждений в школах и уменьшения количества педагогов дополнительного образования в самих учреждениях. Из образовательных программ домов детского творчества повсеместно удалены технические, туристические профили, не финансируются ставки методистов по организации детского движения. Неудовлетворительно финансируются традиционные районные мероприятия с детьми, недостаточно средств на участие команд в областных мероприятиях с детьми. Отсутствует возможность для занятий по интересам детям сельских школ. Особенно тревожное положение складывается в Шелопугинском, Калганском, Газимуро-Заводском, Александрово-Заводском, Каларском, Забайкальском районах. В сфере воспитательной деятельности образовательных учреждений продолжается процесс организации групповой и коллективной внеклассной работы с детьми. Ограниченные возможности образовательных учреждений для развития внутришкольных систем дополнительного образования (недостаточное финансирование, слабая материальная база, дефицит квалифицированных кадров) не позволяют им идти по пути дальнейшего совершенствования процесса воспитания в направлении создания условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Неудовлетворительно работают педагогические коллективы по сохранению физического и психического здоровья детей. В образовательных учреждениях области на сегодняшний день всего 137 психологов и 129 социальных педагогов. Этого крайне недостаточно для нормализации психолого-педагогического руководства учебно-воспитательным процессом.
Обнищание, утрата общей санитарной культуры, бытовая распущенность, снижение уровня социально-гарантированной медицинской помощи привели к резкому увеличению количества детей, обладающих широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. В современных условиях учитель не в состоянии выполнять роль универсального заменителя многих специалистов, нужных для организации воспитательного процесса. Воспитательный потенциал образовательных учреждений нуждается в кадровом совершенствовании. Каждому образовательному учреждению необходимы: психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Также необходимы дополнительные средства для привлечения к работе с детьми специалистов по организации правового просвещения учащихся, пропаганды здорового образа жизни, профориентационной работы.
В связи с принятием в 1998 году и реализацией областной целевой программы "Дети Забайкалья 1998-2000 годы", целью которой было создание благоприятных условий для обучения и воспитания детей, их дальнейшего интеллектуального развития, обеспечение социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ, существенно активизировалась работа с талантливыми детьми. Расширилось количество профилей предметных олимпиад. В 2000 году областные олимпиады проведены по 14 предметам, в 2001 году планируется проведение олимпиад по 17 предметам. В области появилась система очно-заочных профильных школ, позволяющая более целенаправленно осуществлять дополнительные образовательные услуги, создавать условия для развития талантливых детей. Таких школ в настоящее время насчитывается 7, в них систематически занимается свыше 600 детей из сельских районов области. Развиваются областной многопрофильный лицей, лицеи при ВУЗах. Настоящая программа является продолжением программы "Дети Забайкалья 1998-2000 г.", действие которой заканчивается в 2000 году. Также в данную программу, разработанную во исполнение Федеральной целевой программы "Дети России 1998-2000 г.", внесены мероприятия по развитию воспитательного процесса и мероприятия по развитию системы дополнительного образования, направленные на совершенствование материальной базы образовательных учреждений, научно-методическое обеспечение воспитательной работы, количественное и качественное изменение кадрового потенциала.
2. Цели и задачи программы
Основными целями программы являются: качественное изменение содержания воспитания, реализация концепции развития образования, создание условий для духовно-нравственного становления детей и подростков, обеспечение самоопределения и самореализации личности, подготовки детей к самостоятельной жизни.
Задачами, на решении которых необходимо сосредоточить усилия органов местного самоуправления, руководителей образовательных учреждений и работников образования, являются:
- укрепление кадрового потенциала образовательных учреждений, обеспечение личностной направленности образовательного процесса, развитие системы подготовки и переподготовки работников образования, оптимизация сети и структуры областных и муниципальных учреждений дополнительного образования, учреждений, работающих с одаренными детьми;
- создание сети муниципальных медико-социально-психологических служб, обеспечивающих качественное психолого-педагогическое руководство образовательным процессом;
- сохранение и развитие содержания воспитания, отражающее передовой отечественный и мировой уровень науки и культуры;
- социальная защита детей, сокращение безнадзорности и неграмотности детей и подростков из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих в отдаленных и приравненных к северным территориях области.
3. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2001-2005 годы
4. Ресурсное обеспечение программы
Основные мероприятия программы проводятся на существующей материально-технической базе образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
Финансирование мероприятий проводится за счет средств областного бюджета, централизации 5% средств муниципальных бюджетов (в соответствии с договорами), внебюджетных источников, федеральных средств, направляемых - организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
К осуществлению мероприятий привлекаются средства целевых федеральных программ.
Финансово-экономическое обеспечение для реализации программы в 2001-2005 г.г. составляет всего: 624735 тыс. руб.
Из областного бюджета:
2001 г. - 11720 тыс. руб.
2002 г. -11720 тыс. руб.
2003 г. - 11720 тыс. руб.
2004 г. -11720 тыс. руб.
2005 г. -11720 тыс. руб.
Итого: 58600 тыс. руб.
Из бюджетов муниципальных образований:
2001 г. - 106477 тыс. руб.
2002 г. - 106477 тыс. руб.
2003 г. - 106477 тыс. руб.
2004 г. - 106477 тыс. руб.
2005 г. - 106477 тыс. руб.
Итого: 532385 тыс. руб.
Из федерального бюджета:
2001 г. - 6500 тыс. руб.
2002 г. - 6500 тыс. руб.
2003 г. - 6500 тыс. руб.
2004 г. - 6500 тыс. руб.
2005 г. - 6500 тыс. руб.
Итого: 32500 тыс. руб.
Из внебюджетных источников:
2002 г. - 250 тыс. руб.
2001 г. - 250 тыс. руб.
2003 г. - 250 тыс. руб.
2004 г. - 250 тыс. руб.
2005 г. - 250 тыс. руб.
Итого: 1250 тыс. руб.
5. Механизм реализации и контроль за ходом исполнения программы
Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
- координационного плана совместных действий Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области с комитетами, ведомствами, организациями, муниципальными органами;
- перечня работ, вытекающих из плана мероприятий на год с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объемов финансирования.
Организация исполнения программы возлагается на органы управления образованием, местные органы самоуправления, администрацию образовательных учреждений.
Контроль за ходом исполнения программы осуществляет Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области путем:
- отчетности исполнителей о реализации программных мероприятий;
- контроля за целевым и эффективным использованием выделенных средств;
- контроля за соблюдением сроков и качества выполнения программных мероприятий.
Исполнители программ отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным заказчиком.
6. Оценка эффективности социально-экономических последствий
реализации программы
Выполнение программы позволит осуществить комплекс мер по качественному изменению содержания воспитательной работы в образовательных учреждениях, совершенствованию школьных воспитательных систем. Положительными результатами будут позитивные изменения в динамике преступности несовершеннолетних, преодоление тенденций "отсева" из школ учащихся до достижения ими возраста 14 лет, бродяжничества. Качественное улучшение работы с одаренными детьми будет способствовать пополнению интеллектуального потенциала общества. Улучшение психологического климата в образовательных учреждениях будет содействовать формированию физически и психически здорового поколения.
Оценка эффективности реализации программы проводится по показателям, определяющим цели и задачи программы.
Законом Читинской области от 17 декабря 2003 г. N 519-ЗЧО действие раздела 7 настоящей программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2004 году на сумму 11720,0 тыс. рублей
Законом Читинской области от 25 декабря 2002 г. N 430-ЗЧО действие раздела 7 настоящей программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2003 году на сумму 5860,0 тыс. рублей
Законом Читинской области от 28 ноября 2002 г. N 423-ЗЧО раздел 7 настоящей Программы изложен в новой редакции
7. Перечень основных мероприятий
по реализации областной целевой программы
"Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Читинской области от 20 декабря 2000 г. N 249-ЗЧО "Об областной целевой программе "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)"
Принят постановлением Читинской областной Думы от 20 декабря 2000 г. N 46
Введен в действие постановлением Главы Администрации Читинской области от 9 января 2000 г. N 16
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Забайкальский рабочий" от 13 февраля 2001 г., N 31-32
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Читинской области от 17 декабря 2003 г. N 519-ЗЧО
Действие раздела 7 программы, утвержденной наятоящим Законом приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2004 году на сумму 11720,0 тыс. рублей
Закон Читинской области от 25 декабря 2002 г. N 430-ЗЧО
Действие раздела 7 программы, утвержденной настоящим Законом приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2003 году на сумму 5860,0 тыс. рублей
Закон Читинской области от 28 ноября 2002 г. N 423-ЗЧО
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования Закона