Постановлением Администрации Читинской области от 9 января 2004 г. N 1-А/п действие настоящего постановления приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2004 году на сумму 15000,0 тыс. рублей
В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области и статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 N 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области", на основании распоряжения Администрации Читинской области от 06.05.2002 N 10-А/р, в целях реализации государственной политики в области малого предпринимательства Администрация Читинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную программу "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2003-2004 годы)" (далее - программа).
2. Комитету экономики Читинской области и Комитету по финансам Читинской области при формировании областного бюджета на 2003-2004 годы предусмотреть выделение средств на реализацию мероприятий программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области - председателя Комитета экономики Читинской области Т.И. Майзлингер.
4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.
Глава Администрации (Губернатор) |
Р. Гениатулин |
Областная программа
"Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области
(2003-2004 годы)"
О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области см. Закон Читинской области от 26 мая 1999 г. N 171-ЗЧО
Паспорт
областной программы "Государственная поддержка малого
предпринимательства в Читинской области (2003-2004 годы)"
Наименование - областная программа "Государственная поддержка
программы малого предпринимательства в Читинской области (2003-
2004 годы)" (далее - программа)
Дата принятия - распоряжение Администрации Читинской области от
решения о 06.05.2002 N 10-А/р "О разработке областной программы
разработке государственной поддержки малого предпринимательства
программы в Читинской области (2003-2004 годы)"
Дата утверждения - постановление Администрации Читинской области от
программы 12 июля 2002 года N 108-А/п "Об утверждении
областной программы "Государственная поддержка малого
предпринимательства в Читинской области (2003-2004
годы)"
Заказчик программы - Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской
области (далее - ФПМП)
Основной - временный творческий коллектив
разработчик
программы
Цель и задачи Основная цель программы - обеспечение условий для
программы интенсивного роста малого предпринимательства и
выравнивания потенциала в муниципальных образованиях
на основе создания современной рыночной среды.
Основные задачи - развитие системы финансовой и
организационной поддержки малого предпринимательства;
совершенствование нормативно-правовой базы с целью
развития малого предпринимательства; увеличение
доходной части областного бюджета и бюджетов
муниципальных образований; расширение круга субъектов
малого предпринимательства и лиц, стремящихся
заниматься предпринимательской деятельностью;
обеспечение малого предпринимательства информационными,
консалтинговыми, обучающими и другими услугами через
систему специализированных структур поддержки малого
предпринимательства; продвижение продукции малых
предприятий на региональный и межрегиональные рынки;
решение социальных проблем.
Сроки и этапы - период действия программы 2003-2004 гг.
реализации - 1 этап - 2003 год,
программы - 2 этап - 2004 год.
Перечень основных - создание внешней среды для развития малого
мероприятий предпринимательства;
программы - развитие кредитно-финансовых механизмов и
имущественная поддержка субъектов малого
предпринимательства;
- повышение эффективности функционирования
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- создание и развитие системы поддержки малого
предпринимательства на муниципальном уровне.
Исполнители - ФПМП,
основных - Читинское территориальное управление МАП России,
мероприятий - Комитет по управлению государственным имуществом
программы Читинской области.
Объемы и источники Общий объем финансирования
финансирования В 2003-2004 гг. - 127,5 млн.руб.
программы Объем финансирования
В 2003 г. - 51,0 млн. руб.
в том числе:
средства областного бюджета - 18,0 млн. руб.
средства ФПМП - 20,0 млн. руб.
внебюджетные источники (средства Федерального фонда
поддержки малого предпринимательства, коммерческих
банков и бюджетов муниципальных образований) - 13,0
млн. рублей.
Объем финансирования
в 2004 г. - 76,5 млн. руб.
в том числе:
средства областного бюджета - 20,0 млн. руб.,
средства ФПМП - 38,0 млн. руб.,
внебюджетные источники (средства Федерального фонда
поддержки малого предпринимательства, коммерческих
банков и бюджетов муниципальных образований) - 18,5
млн. рублей
Ожидаемые Экономическая эффективность реализации мероприятий
результаты программы оценивается следующими показателями:
реализации увеличивается число действующих малых предприятий с
программы 2780 до 3015;
число занятых в малом бизнесе возрастет с 26,5 до 28,5
тыс. человек;
возрастет доля производимых малыми предприятиями
товаров и услуг в общем объеме производства с 2,7% до
3,3 %;
доля промышленных предприятий малого бизнеса возрастет
с 18,1% до 21,1% в общем объеме всех малых предприятий
области;
произойдет рост удельного веса малых предприятий,
действующих в районах области, с 41,4% до 45,0 %;
объем налоговых отчислений субъектами малого
предпринимательства в бюджеты всех уровней увеличится
со 126,0 до 249,0 млн. руб.
Система Комитет экономики Читинской области осуществляет
организации контроль в порядке, установленном законодательством
контроля за Читинской области.
исполнением Контрольные функции также осуществляет Комитет по
программы финансам Читинской области
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
В областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2003-2004 годы)" представлена среднесрочная стратегия органов государственной власти Читинской области по развитию и поддержке малого предпринимательства.
Данная программа представляет четвертый этап реализации выработанной стратегии и разработана в соответствии с Федеральным законом от 12.05.1995 N 88 - ФЗ "О государственной поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации", Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2004 годы.
О проекте Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2004 годы см. письмо Государственной Думы РФ от 18 октября 2001 г. N 1997-III ГД
В основу разработки направлений легли принципы преемственности с теми позитивными изменениями в экономике и сфере малого предпринимательства области, которые сложились в результате реализации первоначальных мер, начиная с 1997 по 2002 годы.
Настоящая программа предполагает приоритетность, однако выработанная система приоритетов не самоцель, а метод повышения эффективности решения проблем с учетом социально-экономических условий развития Читинской области.
Стратегия, цели и задачи программы находятся в тесной связи с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2003 год, Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, одобренной на заседании Госсовета Российской Федерации и Программой социально-экономического развития и финансовой стабилизации Читинской области на 2001-2005 годы.
При всей конкретности направленности мероприятий программа четвертого этапа, так же как и трех предыдущих этапов, не является безальтернативным документом, жестко закрепляющим намеченные в нем меры. При улучшении общих условий для малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях она может быть гибко изменена в сторону реализации дополнительных направлений поддержки малого предпринимательства, позволив улучшить структуру и потенциал этого сектора экономики.
Развитие малого бизнеса неразрывно связано с решением системы социально-экономических задач, что многократно и всесторонне обосновано зарубежными и российскими специалистами. Вместе с тем вопрос об эффективности применяемых механизмов регулирования развития малого предпринимательства остается открытым.
Достигнутый в России уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. Это положение характерно и для Забайкальского региона. Не используются большие потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы региона.
На начало 2000 года число малых предприятий составило 2783, численность занятых в малом бизнесе - 26,5 тысяч человек.
Наиболее значимым показателем развития малого предпринимательства является число малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей. Этот показатель в Читинской области крайне низок: 1 предприятие на 1000 человек постоянного населения. Для сравнения: по России в целом - 6, Новосибирской области - 9, Томской - 7, Иркутской - 8 малых.
Таким образом, одной из основных проблем развития малого предпринимательства в Читинской области является увеличение числа малых предприятий и в первую очередь - увеличение уровня самозанятости населения. Процесс создания новых предприятий малого бизнеса должен сопровождаться решением двух взаимосвязанных задач:
- совершенствованием отраслевой структуры малого бизнеса;
- межрайонным выравниванием уровня развития малого предпринимательства в области.
Актуальность указанных задач обусловлена следующими факторами.
В отраслевой структуре малого предпринимательства Читинской области доминирующее положение занимает торговля и общественное питание - 50,3%. На промышленность приходится - 18,1%, строительство - 11,6%. Совершенствование структуры должно идти в направлении увеличения удельного веса промышленных предприятий.
По состоянию на 01.01.2001 года каждое второе малое предприятие осуществляло свою деятельность в областном центре (г.Чита - 58,6% предприятий от общего их числа, г.Кранокаменск и Краснокаменский район - 10,5%, г. Борзя и Борзинский район - 9,5%, Читинский - 2,6%, Забайкальский район - 2,1%). Таким образом, налицо проблема неравномерности размещения субъектов малого предпринимательства на территории Читинской области.
Для решения названных проблем и задач необходимо обосновать приоритеты, позволяющие повысить эффективность реализации мер, обеспечивающих перспективное развитие малого предпринимательства. При этом следует отойти от ставшей традиционной практики только отраслевых направлений. Необходимо создание комплекса мер, который в системном виде позволял бы осуществлять эффективную экономическую политику в области малого предпринимательства. Представляется, что данная система должна включать отраслевые, территориальные (районные),а также начинающие, развивающиеся и успешно работающие предприятия малого бизнеса.
Приоритетными отраслями следует признать:
- производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
-малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления;
- лесопереработку;
- малую стройиндустрию;
- бытовое обслуживание населения;
- транспорт;
- дорожное хозяйство и придорожный сервис;
- почтовый и информационный сервис;
- инновационную сферу.
Содержание государственной поддержки зависит от типа субъекта малого предпринимательства, стадии его развития.
Начинающие предприниматели - это граждане, имеющие способности и желание заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеющие опыта. Основные проблемы, с которыми они сталкиваются:
- необходимость обучения азам предпринимательской деятельности и консультационной поддержки;
- отсутствие первоначального капитала;
- отсутствие офисных, торговых и производственных помещений;
- необходимость выхода на рынок.
Для того чтобы предприниматель мог открыть свой бизнес, государством должна быть выстроена инфраструктура по обучению, правовому сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению граждан этой категории.
Вторая категория - развивающиеся предприниматели, имеющие опыт предпринимательской деятельности в течении 1-2 лет, которым необходимо качественно улучшить или расширить свой бизнес. Этот тип предпринимателей сталкивается с такими проблемами:
- отсутствием кредитной истории и ликвидного обеспечения для получения кредита в банке;
- высокой стоимостью кредитов;
- отсутствием площадей для расширения бизнеса и высоким уровнем арендной платы;
- высокой стоимостью оборудования;
- необходимостью консультационной и информационной поддержки;
- необходимостью закрепления позиций на рынке.
Для этой категории в первую очередь необходимо создать систему кредитно-финансовой поддержки с участием государства.
Успешно работающие предприниматели - действуют на рынке в течение 5-6 лет, имеют кредитную историю и ликвидное обеспечение для получения кредита в банке. Несмотря на успехи, основными проблемами при осуществлении их деятельности является необходимость:
- сохранения и усиления позиций на внутреннем рынке;
- выхода на внешний рынок и увеличения объема производства;
- внедрения наукоемких инновационных технологий.
В этом случае государственная поддержка малого предприятия должна быть направлена на помощь в выходе на внешние рынки и стимулирование экспорта продукции.
Учитывая приоритетные направления развития малого предпринимательства и различные категории предпринимателей, необходим дифференцированный подход к поддержке малого предпринимательства.
Одним из основных условий развития малого предпринимательства является дальнейшее расширение инфраструктуры этой сферы. Инфраструктура должна совершенствоваться не только в направлении расширения существующих субъектов (ФПМП, Учебно-делового центра поддержки предпринимательства, Читинского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Межрегионального маркетингового центра "Чита - Москва"), но и за счет создания новых бизнес-центров. Кроме того, следует активизировать деятельность областной торгово-промышленной палаты как органа, представляющего интересы деловых кругов области, использовать потенциал негосударственных учебных, консультационных и других организаций, работающих в области поддержки предпринимательства.
Основным инструментом реализации региональной политики по поддержке малого предпринимательства является областная программа государственной поддержки малого предпринимательства, которая представляет комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития малого предпринимательства, и опирается на созданную инфраструктуру его поддержки.
Программа основывается на необходимости совершенствования механизмов реализации региональной политики в области поддержки малого предпринимательства и более тесной связи с общими задачами экономической политики на региональном и муниципальном уровнях.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала его развития в муниципальных образованиях на основе улучшения рыночной среды.
Поставленная цель обуславливает решение круга взаимосвязанных задач:
- развитие системы финансовой и организационной поддержки малого предпринимательства;
- совершенствование нормативно-правовой базы с целью развития малого предпринимательства;
- увеличение доходной части областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
- расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;
- обеспечение малого предпринимательства информационными, консалтинговыми, обучающими и другими услугами через систему специализированных структур поддержки малого предпринимательства;
- продвижения продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки;
- решение социальных проблем.
Реализация поставленной цели предполагает в первую очередь совершенствование качественной стороны нормативно-правовой среды с тем, чтобы создать условия эффективного функционирования малого предпринимательства. При этом следует сконцентрировать усилия на совершенствование механизма поддержки малых предприятий, испытывающих финансовые затруднения на стадии становления, с одной стороны, а с другой - упростить процедуру ликвидации неудачно начатого бизнеса.
Не менее важной задачей создания эффективных кредитно-финансовых условий деятельности малых предприятий является активизация инвестиционной политики с целью привлечения частных инвестиционных ресурсов. В этой связи в программу включены гарантийно-финансовые схемы взаимного кредитования, лизинга, предложен механизм их практического внедрения.
Для расширения имущественной поддержки малых предприятий необходимо качественное улучшение информационной базы, позволяющей вести учет пустующих производственных площадей с целью их задействования субъектами малого предпринимательства на основе существующих экономико-правовых механизмов.
Особое место в программе отведено решению проблем повышения информированности на основе расширения консультативной работы, совершенствования информационного обмена, создания сети деловой информации о спросе, рыночных ценах, конъюнктуры рынков товаров и услуг на территории Читинской области и в регионах России.
Одной из основных задач программы является увеличение занятости населения посредством развития предпринимательства. Предпочтения в ее решении отдаются муниципальным образованиям, остро переживающим последствия экономической трансформации. Механизм решения проблемы представлен приоритетностью создания и развития малых предприятий в этих районах.
Подготовка и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства - одно из представленных в программе мероприятий, которое позволит осуществить: курсовую подготовку по основам предпринимательской деятельности для безработных граждан, военнослужащих, подлежащих увольнению в запас; семинарские занятия с руководителями и специалистами действующих малых предприятий; учебу по дополнительной профессиональной подготовке работников объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, государственных служащих, работников муниципальных органов управления.
С целью выработки инструментов проводимой политики в области поддержки малого предпринимательства в Читинской области необходимо осуществлять научно-исследовательскую деятельность, позволяющую дать своевременную оценку состояния дел в этой сфере, определить концептуальные направления ее развития.
Реализация программы рассчитана на 2003-2004 годы и предполагает два этапа. В 2003 году основные усилия и средства будут направлены на развитие и внедрение кредитно-финансовых механизмов, имущественную поддержку малого предпринимательства, дальнейшее совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных технологий. Особое внимание на первом этапе реализации программы будет уделено созданию и развитию системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, что на втором этапе позволит перейти к реализации мер по повышению эффективности деятельности малого предпринимательства с учетом созданных условий.
Система программных мероприятий разработана по четырем направлениям (разделам). Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, учитывает специфические внутренние задачи:
1. Создание внешней среды для развития малого предпринимательства включает перечень мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы и механизмов регионального регулирования, которые создадут основу равноправного взаимодействия субъектов малого предпринимательства со структурами поддержки малого бизнеса, средствами массовой информации, в целях создания положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности.
2. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства предусматривает условия и источники льготного финансирования предпринимательских проектов, схемы работы с кредитно-финансовыми организациями, создание системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного кредитования) и микрофинансирования, различные формы лизинговых услуг. В комплексе с другими мерами финансовой поддержки будут осуществлены мероприятия по имущественной поддержке малого предпринимательства, включающие внедрение механизма передачи с дачи в аренду малым предприятиям неиспользуемого имущества (объектов недвижимости, движимого имущества, объектов незавершенного строительства).
3. Повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие и создание ее новых объектов. В рамках данного направления будет осуществляться совершенствование информационного обеспечения малого предпринимательства с целью предоставления льготного доступа к информационным ресурсам и продвижения товаров малых предприятий на рынки, включая межрегиональные, а также создание и обслуживание специализированных веб-сайтов, в том числе "Малый бизнес Забайкалья". Продвижение продукции малых предприятий на локальные и межрегиональные рынки предполагается осуществить через организацию вытавочно-ярмарочной деятельности.
Разработка различных механизмов областной политики государственной поддержки малого предпринимательства должна опираться на соответствующую информацию, аналитические разработки и профессиональный опыт в ведении бизнеса, поэтому в данном направлении предусмотрено научно-методическое и кадровое обеспечение субъектов малого предпринимательства.
4. Создание и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне - это осуществление мероприятий по организации и развитию системы поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне, которая предусматривает повышение уровня управляемости процессами развития малого бизнеса и реализации высокоэффективных предпринимательских проектов в районах области.
3. Ресурсное обеспечение программы
Реализация мероприятий программы будет осуществляться за счет федерального, областного и муниципальных бюджетов, средств ФПМП, предпринимателей и других заинтересованных организаций.
В 2003-2004 годах на реализацию программных мероприятий потребуется выделение средств:
областной бюджет - 38000,0 тыс. руб.;
ФПМП - 58000,0 тыс. руб.;
внебюджетные средства - 31500,0 тыс. руб.;
итого - 127500,0 тыс. руб.
Часть мероприятий программы будет осуществляться с привлечением средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, бюджетов муниципальных образований и собственных средств предпринимателей.
Финансирование программных мероприятий тыс.руб. |
||||||
Разделы программных мероприятий |
Средства областного бюджета |
Средства ФПМП | Внебюджетные средства |
|||
2003 год | 2004 год | 2003 год | 2004 год | 2003 год | 2004 год | |
1. Создание внешней среды для развития малого предпринимательства |
600,0 | 900,0 | ||||
2. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства |
14000,0 | 16000,0 | 17000,0 | 33000,0 | 10000,0 | 13500,0 |
3. Повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
2950,0 | 2400,0 | ||||
4. Создание и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне |
350,0 | 600,0 | 3000,0 | 5000,0 | 3000,0 | 5000,0 |
ИТОГО: | 18000,0 | 20000,0 | 20000,0 | 38000,0 | 13000,0 | 18500,0 |
4. Механизм реализации программы
Программа направлена на создание системы государственной поддержки малого предпринимательства на областном уровне путем улучшения внешней среды для развития малого предпринимательства, внедрения гибкого кредитно-финансового и инвестиционного механизмов, системы информационного и кадрового обеспечения, становления и развития объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также создания и развития системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.
Механизм реализации программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущие к достижению намеченных результатов. Механизм реализации программы предполагает его дальнейшее совершенствование с учетом меняющихся условий и функций органов, оказывающих поддержку малому предпринимательству.
Комитет экономики Читинской области и ФПМП осуществляют контрольные функции, позволяющие установить зависимость между затратами на осуществление программы и конечными результатами, обеспечивая тем самым эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.
Определение конкретных исполнителей мероприятий программы, финансируемых за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов, осуществляется на конкурсной основе. Проведение конкурсов осуществляет Попечительский совет ФПМП, состав которого утвержден постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 14.05.2002 N 19-А/п.
Заказчик программы с учетом реально выделенных на очередной финансовый год средств областного бюджета определяет первоочередные мероприятия программы на текущий год и представляет их на утверждение Попечительского совета ФПМП.
Координация деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Читинской области, а также всех остальных исполнителей по выполнению мероприятий программы осуществляется Комитетом экономики Читинской области.
Непосредственная реализация программы, ее корректировка, определение финансовых мероприятий по итогам конкурсов осуществляется ФПМП.
Программа предусматривает поэтапное выполнение намечаемых мероприятий, осуществление государственной политики в сфере малого предпринимательства в рамках реализации основных мероприятий Программы социально-экономического развития и финансовой стабилизации Читинской области на 2001-2005 годы.
5. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Заказчиком программы является ФПМП.
Заказчик программы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Комитет экономики Читинской области справочную и аналитическую информацию о ходе реализации программы.
Комитет экономики Читинской области и Комитет по финансам Читинской области ежегодно до 5 января направляют доклады о ходе выполнения работ по программе и эффективности использования финансовых средств за отчетный год.
6. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации
программы
Реализация мероприятий программы позволит сформировать целостную систему государственной поддержки малого предпринимательства в Читинской области.
Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства напрямую зависит от объемов финансирования из бюджетов соответствующих уровней. Предполагается, что социально-экономическая эффективность реализации мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства выразиться в следующих показателях:
- возрастет доля производимых малыми предприятиями товаров и услуг в общем объеме производства с 2,7% до 3,3%;
- увеличится число действующих малых предприятий с 2780 до 3015;
- число занятых в малом бизнесе возрастет с 26,5 до 24,1 тыс. человек;
- доля промышленных предприятий малого бизнеса возрастет с 18,1% до 21,1% в общем объеме всех малых предприятий области;
- произойдет рост удельного веса малых предприятий, действующих в районах области, с 41,4% до 45,0%;
- объем налоговых отчислений субъектами малого предпринимательства в бюджеты всех уровней увеличится со 126,0 до 249,0 млн. рублей.
7. Перечень мероприятий программы
(тыс. рублей в ценах 2002 года)
Наименование предприятий |
Результативность |
Исполнители |
Источники финансирования |
Финансовые затраты |
||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2003 год |
2004 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Создание внешней среды для развития малого предпринимательства | ||||||
1. Оптимизация нормативно-правового обеспечения деятельности малого предпринимательства | ||||||
1.1. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, подготовка предложений по их совершенствованию |
Выявление существующих недостатков нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства |
ФПМП, Читинское территориальное управление МАП России |
--- |
--- |
--- |
--- |
1.2. Подготовка предложений и проектов нормативно-правовых актов, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в Читинской области |
Разработка предложений по совершенствованию, устранению противоречий нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и государственную поддержку малого предпринимательства в Читинской области |
ФПМП, Читинское территориальное управление МАП России |
--- |
--- |
--- |
--- |
1.3. Разработка предложений по внесению изменений в федеральные нормативно-правовые акты по вопросам малого предпринимательства |
Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации |
ФПМП, Читинское территориальное управление МАП России |
--- |
--- |
--- |
--- |
2. Создание положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности | ||||||
2.1. Проведение тематических теле- и радиопередач по вопросам предпринимательской деятельности |
Осуществление пропагандистской кампании в средствах массовой информации, направленной на формирование благоприятного общественного мнения о предпринимателях и их деятельности |
ФПМП |
Областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
250 ----- |
100 ----- |
150 ----- |
2.2. Организация проведения круглых столов и конференций по проблемам малого предпринимательства |
Установление взаимного сотрудничества между структурами, осуществляющими государственную поддержку малого предпринимательства и субъектами малого предпринимательства |
ФПМП |
Областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
250 ----- |
100 ----- |
150 ----- |
2.3. Подготовка и издание информационно-аналитической, методической литературы по проблемам малого предпринимательства |
Обеспечение органов власти и управления, а также субъектов малого предпринимательства необходимой информацией по проблемам и развитию малого предпринимательства на территории области |
Предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
Областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
700 ----- |
300 ----- |
400 ----- |
2.4. Проведение тематических конкурсов среди субъектов малого предпринимательства |
Содействие производству конкурентоспособной высококачественной продукции и насыщению регионального рынка товарами и услугами |
ФПМП |
Областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
300 ----- |
100 ----- |
200 ----- |
3. Создание условий для доступа субъектов малого предпринимательства к государственным заказам | ||||||
Анализ и разработка предложений по законодательному и нормативно-правовому обеспечению расширения участия малых предприятий в системе государственных закупок товаров и услуг на региональном и муниципальном уровне |
Обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к получению государственного заказа на производство продукции, товаров и оказание услуг |
ФПМП, общественные объединения предпринимателей |
--- |
--- |
--- |
--- |
Итого по разделу в том числе: |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
1500 1500 ----- |
600 900 ----- |
900 900 ----- |
||
Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства | ||||||
4. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4.1. Льготное финансирование предпринимательских проектов на конкурсной основе |
Повышение эффективности использования бюджетных ресурсов. Увеличение производства товаров и услуг и числа занятых работников в малом бизнесе |
ФПМП |
Областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
27500 50000 15500 |
13100 17000 7000 |
14400 33000 8500 |
4.2. Разработка системы гарантий по банковскому кредитованию субъектов малого предпринимательства |
Разработка и внедрение системы гарантий по банковскому кредитованию субъектов малого предпринимательства, разработка и создание системы финансирования субъектов малого предпринимательства на основе предоставления гарантий в целях широкого привлечения внебюджетных ресурсов в сферу малого предпринимательства |
ФПМП |
Областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
----8000 |
----3000 |
----5000 |
4.3. Осуществление частичной компенсации субъектами малого предпринимательства процентов, уплачиваемых по кредитам в коммерческих банках |
Расширение возможности удешевления доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам, предоставляемых коммерческими кредитно-финансовыми организациями |
ФПМП |
Областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
----1200 |
----500 |
----700 |
4.4. Реализация программы микрофинансирования субъектов малого предпринимательства |
Предоставление финансовых услуг экономически активным слоям населения с целью повышения уровня их жизни и обеспечения самозанятости населения |
ФПМП |
--- |
В пределах общих объемов финансирования предпринимательских проектов |
||
4.5. Содействие созданию кредитных потребительских кооперативов, обществ взаимного кредитования |
Обеспечение условий микрокредитования субъектов малого предпринимательства, снижение уровня процентных ставок по кредитам,стимулирование вовлечения частных средств в процесс кредитования малого предпринимательства, расширение кредитной базы за счет использования собственных средств, расширение спектра небанковских финансовых услуг |
ФПМП |
Областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
1500 ----- |
500 ----- |
1000 ----- |
4.6. Развитие рынка лизинговых услуг для субъектов малого предпринимательства |
Предоставление оборудования и технологий на условиях лизинга субъектам малого предпринимательства, использование простаивающего оборудования госпредприятий; увеличение удельного веса малых предприятий в сфере производства |
ФПМП |
--- |
В пределах общих объемов финансирования предпринимательских проектов п. 4.1 программы |
||
4.7. Участие в эффективных проектах субъектов малого предпринимательства |
Долевое участие в реализации эффективных предпринимательских проектах, представляющих экономический интерес для области; контроль за реализацией проектов и возвратностью средств; повышение уровня конкурентоспособности малых предприятий |
ФПМП |
--- |
В пределах общих объемов финансирования предпринимательских проектов п. 4.1 программы |
||
5. Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства | ||||||
5.1. Организация учета областного и федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого предпринимательства (объекты недвижимости, движимое имущество, объекты незавершенного строительства) |
Обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к федеральному и областному имуществу на правах аренды или безвозмездного пользования |
Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области, ФПМП |
-- |
-- |
-- |
-- |
5.2. Содействие созданию новых малых предприятий с использованием имущества, неэффективно действующих государственных предприятий |
Повышение эффективности использования объектов федеральной и областной собственности в качестве экономической базы оказания практической имущественной поддержки субъектами малого предпринимательства |
Предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
--- |
В пределах общих объемов финансирования предпринимательских проектов п. 4.1 программы |
||
5.3. Отбор и реализация проектов по созданию производств на новой технологической основе |
Внедрение быстрореализуемых мини-производств и инновационных проектов |
ФПМП |
--- |
В пределах общих объемов финансирования предпринимательских проектов п. 4.1 программы |
||
5.4. Участие малых предприятий в реализации муниципальных, областных, федеральных и отраслевых программах |
Комплексное использование разноуровневых возможностей развития малого предпринимательства |
Предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
--- |
В пределах общих объемов финансирования этих программ |
||
Итого по разделу в том числе: |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
130 700 30 200 50 000 23 500 |
41 100 14 100 17 000 10 000 |
62 600 16 100 33 000 13 500 |
||
Повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства | ||||||
6. Информационная и консультационная поддержка малого предпринимательства | ||||||
6.1. Создание и развитие субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе Читинского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса, межрегионального маркетингового центра "Чита-Москва", учебно-делового центра поддержки предпринимательства |
Обеспечение предпринимателей высококвалифицированными и доступными услугами через систему субъектов инфрастуркутуры поддержки малого предпринимательства |
ФПМП, предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
700 ----- |
300 ----- |
400 ----- |
6.2. Создание и поддержка специализированных веб-сайтов для малого бизнеса, в том числе "Малый бизнес Забайкалья" (http://www.business. chita.ru ). Вхождение в общероссийскую сеть веб-сайтов для малого бизнеса |
Упрощение доступа предпринимателей к деловой информации о структурах и программах поддержки малого предпринимательства, нормативно-правовой базе федерального и регионального уровней. Создание в регионе сайтов, соответствующих единому общероссийскому стандарту, что предоставит возможность доступа к субъектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса к деловой информации других регионов |
ФПМП, предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
--- |
В пределах общих объемов финансирования п. 6.1 программы |
||
6.3. Создание новых и актуализация существующих баз данных и каталогов по предприятиям Читинской области и различным аспектам ведения бизнеса |
Создание доступной для субъектов малого предпринимательства справочно-информационной системы о производимой продукции, товарах и услугах в сфере предпринимательской деятельности |
Предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
--- |
В пределах общих объемов финансирования п. 6.1 программы |
||
6.4. Создание Центра поддержки предпринимательства Читинской области, включающего постоянно действующую выставку продукции и услуг предприятий |
Комплексное финансовое, информационно-технологическое, консалтинговое, юридическое и образовательное обслуживание субъектов малого предпринимательства, создание наиболее эффективных путей подбора деловых партнеров и инвесторов для малых предприятий, анализ уровня спроса и изучении конкурентов |
ФПМП |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
3 000 ----- |
2 000 ----- |
1 000 ----- |
6.5. Поддержка, развитие и организация выставочно-ярмарочной деятельности малых предприятий |
Содействие продвижению продукции субъектов малого предпринимательства на локальные и межрегиональные рынки, установлению партнерских отношений с предпринимателями различных регионов |
Предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
250 ----- |
100 ----- |
150 ----- |
6.6. Разработка и внедрение мероприятий по экономической и правовой безопасности малых предприятий |
Совместная работа с правоохранительными органами и частными охранными организациями по внедрению на практике комплекса мероприятий по экономической и правовой безопасности субъектов малого предпринимательства |
ФПМП |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
300 ----- |
100 ----- |
200 ----- |
7. Кадровое обеспечение | ||||||
7.1. Подготовка и повышение квалификации кадров для малых предприятий |
Подготовка населения к ведению предпринимательской деятельности путем проведения курсов и краткосрочных семинаров, в том числе для военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, и безработных граждан |
Предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
350 ----- |
150 ----- |
200 ----- |
7.2. Организация повышения квалификации представителей администраций муниципальных образований, специалистов и консультантов субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
Подготовка представителей муниципальных органов власти по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства посредством проведения семинаров. Оказание эффективной государственной поддержки малым предприятиям через повышение профессионального уровня подготовки специалистов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
Предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
250 ----- |
100 ----- |
150 ----- |
7.3. Оказание консультативно-юридической помощи субъектам малого предпринимательства |
Повышение уровня правовой грамотности субъектов малого предпринимательства. Привлечение юридических фирм, специалистов Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Читинской области и других ведомств |
Предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
250 ----- |
100 ----- |
150 ----- |
8. Научно-аналитическое обеспечение | ||||||
8.1. Анализ состояния и развития малого предпринимательства Читинской области |
Оценка и прогноз развития малого предпринимательства, его вклада в развитие экономики области для выработки более эффективной государственной поддержки |
Предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
80 ----- |
30 ----- |
50 ----- |
8.2. Проведение научно-исследовательских работ, связанных с развитием малого бизнеса, перспективами развития государственной поддержки малого предпринимательства на территории области |
Разработка эффективности мер поддержки малого предпринимательства в различных отраслях экономики |
Предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
170 ----- |
70 ----- |
100 ----- |
Итого по разделу в том числе: |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
5 350 5 350 ----- |
2 950 2 950 ----- |
2 400 2 400 ----- |
||
Создание и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне | ||||||
9. Обеспечение условий для развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях | ||||||
9.1. Содействие в разработке и реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства |
Создание условий для развития и поддержки малого предпринимательства в районах области. Повышение управляемости процессами развития малого бизнеса |
ФПМП |
--- |
|
--- |
--- |
9.2. Создание структур предпринимательства в муниципальных образованиях |
Расширение малых предприятий в получении государственной поддержки в районах области |
ФПМП |
областной бюджет, внебюджетные средства |
800 --- |
300 --- |
500 --- |
9.3. Проведение совещаний с представителями администраций муниципальных образований по вопросам повышения эффективности поддержки малых предприятий |
Подготовка представителей муниципальных органов власти по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства на территории районов. Распространение положительного опыта поддержки и развития малого предпринимательства |
ФПМП |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
150 ----- |
50 ----- |
100 ----- |
9.4. Участие в финансировании на конкурсной основе муниципальных программ поддержки малого предпринимательства |
Обеспечение качественного отбора предпринимательских проектов районах области и контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Реализация высокоэффективных проектов |
ФПМП |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
--8 000 8 000 |
--3 000 3 000 |
--5 000 5 000 |
Итого по разделу в том числе: |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
16 950 950 8 000 8 000 |
6 350 350 3 000 3 000 |
10 600 600 5 000 5 000 |
||
Итого по разделу в том числе: |
областной бюджет, средства ФПМП, внебюджетные средства |
127 500 38 000 58 000 31 000 |
51 000 18 000 20 000 13 000 |
76 500 20 000 38 000 18 500 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Читинской области от 12 июля 2002 г. N 108-А/п "Об утверждении областной программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2003-2004 годы)"
Текст постановления опубликован в Еженедельной газете "Азия-Экспресс" Специальный выпуск август 2002 г., N 36
Постановлением Администрации Читинской области от 9 января 2004 г. N 1-А/п действие настоящего постановления приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2004 году на сумму 15000,0 тыс. рублей