Глава Администрации (Губернатор) |
Р. Гениатулин |
17.07.2002
N 110-А/п
г. Чита
Областная целевая программа
"Развитие туризма в Читинской области в 2003 году"
Паспорт областной целевой программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
2. Основные цели, задачи, срок реализации Программы
3. Ресурсное обеспечение Программы
4. Механизм реализации Программы
5. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
6. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации
Программы
7. Перечень мероприятий программы
Паспорт
областной целевой программы "Развитие туризма в Читинской области в 2003 году"
Наименование Областная целевая программа "Развитие туризма в
Программы Читинской области в 2003 году" (далее - Программа)
Дата принятия Постановление Главы Администрации (Губернатора)
решения о Читинской области от 26.12.2001 г. N 724 "О
разработке разработке Программы развития туризма в Читинской
Программы области на 2003 год"
Дата утверждения Утверждена постановлением Администрации Читинской
Программы области от 17 июля 2002 года N 110-А/п "Об областной
целевой программе "Развитие туризма в Читинской
области в 2003 году"
Заказчик Программы Управление внешнеэкономических и межрегиональных
связей Читинской области
Основной Управление внешнеэкономических и межрегиональных
разработчик связей Читинской области (далее - Управление ВЭМС
Программы Читинской области)
Цель и задачи Цель: развитие внутреннего и въездного туризма в
Программы Читинской области.
Задачи:
- создание областного туристского продукта, способного
сформировать предпосылки для обеспечения потребностей
туристов в отдыхе на территории Читинской области;
- развитие инфраструктуры туризма;
- развитие научно базы туризма в области;
- продвижение областного туристского продукта на
внутреннем и внешнем рынках.
Сроки реализации 2003 год
Программы
Перечень основных 1. Рекламно-информационное продвижение областного
мероприятий туристского продукта.
Программы 2. Развитие инфраструктуры туризма.
3. Популяризация туризма как вида отдыха среди
местного населения.
4. Развитие научной базы туризма.
Исполнители Управление внешнеэкономических и межрегиональных
основных связей Читинской области, предприятия и организации на
мероприятий конкурсной основе.
Программы
Объемы и источники Общий объем средств для реализации Программы
финансирования составляет 6407,9 тыс. рублей, в том числе:
Программы - из областного бюджета 2317,8 тыс. рублей,
- из внебюджетных источников (собственных средств
предприятий и организаций) 4090,1 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные - увеличение количества туристов, посещающих Читинскую
результаты область, на 17 тыс. человек;
реализации - привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма;
Программы - восстановление международного авиасообщения с
Читинской областью;
- формирование у местного населения, и, особенно, у
молодежи интереса к туризму как виду отдыха;
- создание 300 рабочих мест в индустрии туризма;
- повышение доходов областного и местных бюджетов;
- рациональное использование природных ресурсов
области.
Система Общий контроль за ходом реализации мероприятий
организации Программы осуществляет Комитет по финансам Читинской
контроля за области, Комитет экономики Читинской области,
исполнением Управление внешнеэкономических и межрегиональных
Программы связей Читинской области в установленном порядке.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В настоящее время развитие туризма в Читинской области находится на начальном этапе. Характерно преобладание выездного туризма над въездным, что говорит о том, что деньги, которые турист мог бы потратить на территории области, вывозятся за ее пределы.. Так, за 2001 год туристическими фирмами Читинской области принят 18831 турист из КНР. В свою очередь туристическими фирмами Читинской области направлено в Китай 74805 российских туристов. Исходя из того, что в 2001 году стоимость обслуживания туристов из КНР (г. Маньчжурия) на китайской территории составила 32 $ США, туристами из Читинской области инвестировано в индустрию туризма КНР свыше 690 миллионов рублей. По расчетам Минэкономразвития России каждый иностранный турист, посещающий Россию тратит за время пребывания не менее 40 тысяч рублей.
В настоящее время 99,7% выезжающих в область туристов совершают шоп-туры. Вместе с тем нужно отметить, что появляются первые признаки перехода от шоп-туризма к туризму познавательному и туризму как виду отдыха. К сожалению, нужно признать, что наша инфраструктурная база туризма оказалась не готова к такому переходу. В Читинской области имеется острая потребность в создании современного гостиничного фонда, бытового обслуживания, индустрии развлечений. Иначе тот туристский поток, который сегодня проявляет интерес к нашему региону, постепенно будет переориентирован на более "гостеприимного хозяина". Одной из основных проблем развития туризма в Читинской области является отсутствие достаточного количества мест в гостиницах и низкое качество обслуживания в существующих.
Туризм является отраслью экономики, развитие которой ведет за собой развитие и сопутствующих отраслей. Основная часть производственных затрат туристических фирм (87,4%) приходится на приобретение прав на услуги сторонних организаций, что говорит о значительной роли других отраслей экономики в создании инфраструктуры туризма.
Структура затрат туристических фирм на приобретение прав на услуги
сторонних организаций
Затраты на приобретение прав на услуги сторонних организаций |
% к итогу |
Размещение и проживание | 46,5 |
Транспортное обслуживание | 25,7 |
Питание | 9,7 |
Экскурсионное обслуживание | 3,6 |
Медицинское обслуживание, лечение и профилактика | 1,4 |
Визовое обслуживание (включая затраты по оформлению проездки) |
1,7 |
Услуги культурного и спортивного характера | 0,7 |
Услуги по страхованию туристов на период поездки | 1,1 |
Услуги гидов-переводчиков | 1,0 |
Иные услуги | 8,6 |
ИТОГО | 100 |
По приведенной структуре затрат по приобретению прав на основные услуги сторонних организаций можно судить о спектре отраслей, образующих туристскую индустрию, и вкладе каждой из них в создание туристского продукта.
По итогам анкетирования туристических фирм, проведенного Читинским областным комитетом государственной статистики, одной из наиболее острых проблем при осуществлении деятельности в сфере туризма было названо неудовлетворительное состояние инфраструктуры туризма (33% опрошенных).
Основными сферами инфраструктуры туризма, требующими первоочередного инвестирования, назывались:
- автотранспорт и автодороги (57% опрошенных);
- гостиницы (47% опрошенных);
- сфера развлечений (38% опрошенных);
- воздушный транспорт (33% опрошенных).
Приведенная структура затрат показывает, что проблему развития туризма в области необходимо решать выполнением комплекса мероприятий по развитию отраслей, составляющих туристскую инфраструктуру.
Уже сейчас имеется положительная динамика налоговых платежей, уплаченных туристическими фирмами области в бюджеты всех уровней, достигнутая мерами по государственному регулированию туристического бизнеса путем увеличения налогооблагаемой базы.
Размер налоговых платежей, уплаченных туристическими фирмами в бюджеты всех уровней Читинской области, составил (данные приведены на основании данных Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу и туристических фирм области):
1998 год - 163 тыс. рублей;
1999 год - 3,5 млн. рублей;
2000 год - 7,5 млн. рублей;
2001 год - 17,5 млн. рублей.
В настоящее время необходим комплекс общегосударственных и областных мер по созданию и развитию инфраструктуры туризма с целью привлечения туристов в Читинскую область.
2. Основные цели, задачи, срок реализации Программы
Целью реализации настоящей Программы является развитие внутреннего и въездного туризма в Читинской области.
Для реализации указанной цели ставятся следующие основные задачи:
- создание областного туристского продукта, способного обеспечить потребности туристов в отдыхе на территории Читинской области;
- развитие инфраструктуры туризма;
- развитие отраслей, связанных с производством туристических услуг;
- развитие научной базы туризма в области;
- продвижение областного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Программа рассчитана на 2003 год.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками ресурсного обеспечения Программы являются областной бюджет и внебюджетные источники.
Общий объем финансирования Программы - 6407,9 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 2317,8 тыс. рублей,
внебюджетные источники (собственные средства предприятий и организаций) - 4090,1 тыс. рублей, в т.ч.:
средства авиакомпании "Даурия" - 4026,4 тыс. рублей;
средства туристических фирм, отобранных по конкурсу - 63,7 тыс. рублей.
4. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств уточняет затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении и продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий. Разрабатывает положения о конкурсах на выполнение мероприятий Программы, а также проводит конкурсный отбор предприятий и организаций.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе и оформляется в виде договоров, в которых со стороны заказчика Программы предусматривается механизм контроля за ходом работ. Управление Программой осуществляется заказчиком Программы.
5. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляет Комитет экономики Читинской области в установленном порядке.
Контрольные функции также осуществляет Управление внешнеэкономических и межрегиональных связей Читинской области и Комитет по финансам Читинской области.
Исполнители Программы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Комитет экономики Читинской области, Управление внешнеэкономических и межрегиональных связей Читинской области и Комитет по финансам Читинской области отчетную (цифровую и аналитическую) информацию о ходе реализации программных мероприятий и целевом использовании выделяемых средств из бюджетных и внебюджетных источников за отчетный месяц.
Исполнители Программы до 5 января 2004 года представляют в Комитет экономики Читинской области, Управление внешнеэкономических и межрегиональных связей Читинской области и Комитет по финансам Читинской области отчетную (цифровую и аналитическую) информацию о ходе реализации программных мероприятий и целевом использовании выделяемых средств из бюджетных и внебюджетных источников на 2003 год.
6. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации
Программы
Реализация Программы обеспечит:
1. Увеличение количества туристов, посещающих Читинскую область. При условии открытия международного авиасообщения с Читинской областью и увеличения мест в гостиницах области только по китайскому направлению ожидаемое увеличение количества туристов, посещающих область, может составить 17 тысяч человек, то есть в 2 раза больше, чем в 2001 году.
2. Привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма на территории области. Уже в ходе реализации Программы планирует привлечение 4090,1 тыс. рублей для реализации ее мероприятий. Планируемое увеличение количества туристов, посещающих Читинскую область, потребует создания сопутствующей инфраструктуры (мест размещения, общественного питания и пр.), в связи с чем наиболее вероятны внебюджетные инвестиции в сопутствующую инфраструктуру туризма.
3. Формирование у молодежи населения области в целом интереса к туризму как виду отдыха.
4. Увеличение поступлений в бюджет. Учитывая положительную динамику налоговых поступлений от индустрии туризма и планируемое двукратное увеличение количества туристов, посещающих Читинскую область, возможно увеличение налоговых поступлений в бюджет в 2 раза.
5. Восстановление международного авиасообщения с Читинской областью.
Планируемый поток авиаперевозок при открытии авиарейса в КНР составит 5 тысяч человек в год. Также открытие международного авиарейса из города Читы позволит сохранить аэропорту города Читы статус международного.
6. Создание рабочих мест в индустрии туризма. Выполнение мероприятий Программы требует создания дополнительно около 300 рабочих мест.
7. Развитие материальной базы туризма. В результате реализации Программы предполагается создание:
- детского специализированного лагеря с изучением на практике основ туризма;
- рекламно-информационных материалов о туристских ресурсах области;
-реестра туристских ресурсов Читинской области.
7. Перечень мероприятий Программы
тыс. рублей в ценах 2003 года
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители | Источники финансирования |
Финансовые затраты |
|
Всего | 2003 год |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Рекламно-информационное продвижение туристского продукта области | |||||
1 | Участие в туристских выставках |
Управление внешнеэкономичес- ких и межрегиональных связей Читинской области |
Областной бюджет | 80,6 | 80,6 |
2 | Подготовка выставочного стенда |
Организации по договорам на конкурсной основе |
Областной бюджет | 31,5 | 31,5 |
3 | Выпуск рекламного буклета о туристских возможностях региона |
Организации по договорам на конкурсной основе |
Всего | 216,7 | 216,7 |
Областной бюджет | 153,0 | 153,0 | |||
Собственные средства турфирм |
63,7 | 63,7 | |||
Итого по разделу 1 | Всего | 328,8 | 328,8 | ||
Областной бюджет | 265,1 | 265,1 | |||
Внебюджетные источники |
63,7 | 63,7 | |||
2. Развитие инфраструктуры туризма | |||||
4 | Восстановление международного авиасообщения в Читинской области (авиарейс в Китайскую Народную Республику) |
Авиакомпания "Даурия" |
Всего | 5297,6 | 5297,6 |
Областной бюджет | 1271,2 | 1271,2 | |||
Собственные средства авиакомпании "Даурия" |
4026,4 | 4026,4 | |||
Итого по разделу 2 | Всего | 5297,6 | 5297,6 | ||
Областной бюджет | 1271,2 | 1271,2 | |||
Внебюджетные источники (собственные средства авиакомпании "Даурия") |
4026,4 | 4026,4 | |||
3. Популяризация туризма как вида отдыха среди местного населения | |||||
5 | Серия статей в местных средствах массовой информации, посвященных проблемам туризма |
Средства массовой информации области на конкурсной договорной основе |
Областной бюджет | 15,5 | 15,5 |
6 | Оздоровительно-об- разовательная профильная смена "школа турбизнеса" |
Организации, специализирующиеся по детско-юношескому туризму на основании договоров на конкурсной основе |
Областной бюджет | 336,0 | 336,0 |
Итого по разделу 3 | Всего | 351,5 | 351,5 | ||
Областной бюджет | 351,5 | 351,5 | |||
4. Развитие научной базы туризма | |||||
7 | Проведение второй научно-практичес- кой конференции "Туристические ресурсы Забайкалья - возможности включения в экономику региона" |
Управление внешнеэкономичес- ких и межрегиональных связей Читинской области |
Областной бюджет |
10,0 |
10,0 |
8 | Составление реестра туристских ресурсов Читинской области |
Научно-исследова- тельские институты области по договорам на конкурсной основе |
Областной бюджет | 420,0 | 420,0 |
Итого по разделу 4 | Всего | 430,0 | 430,0 | ||
Областной бюджет | 430,0 | 430,0 | |||
Итого по Программе | Всего | 6407,9 | 6407,9 | ||
Областной бюджет | 2317,8 | 2317,8 | |||
Внебюджетные источники |
4090,1 | 4090,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Читинской области от 17 июля 2002 г. N 110-А/п "Об областной целевой программе "Развитие туризма в Читинской области в 2003 году"
Текст постановления опубликован в Еженедельной газете "Азия-Экспресс" Специальный выпуск август 2002 г., N 34