Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования
по специальности 100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2010 г. N 686)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта) всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Специалист по сервису на транспорте |
1 год 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
2 года 10 месяцев* |
------------------------------
* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
Таблица 2
Образовательная база приема |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Специалист по сервису на транспорте |
2 года 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
3 года 10 месяцев* |
------------------------------
* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и управление процессами и службами сервиса на транспорте (по видам транспорта).
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
запросы пассажиров и грузоотправителей;
процессы сервиса на транспорте, транспортные процессы;
технологии обслуживания пассажиров, бронирования и продажи перевозок и услуг;
офисная техника, технические средства связи; автоматизированные системы бронирования; кассовое оборудование, технические средства досмотра, системы видеонаблюдения; видеотерминальное оборудование, технические средства выявления диверсионно-террористических устройств;
нормативно-правовая и отчетная документация; проездные и перевозочные документы;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Специалист по сервису на транспорте готовится к следующим видам деятельности (по базовой подготовке):
4.3.1. Бронирование и продажа перевозок и услуг.
4.3.2. Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта.
4.3.3. Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
4.4. Специалист по сервису на транспорте готовится к следующим видам деятельности (по углубленной подготовке):
4.4.1. Бронирование и продажа перевозок и услуг.
4.4.2. Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта.
4.4.3. Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте.
4.4.4. Организация и управление деятельностью служб сервиса на транспорте.
4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Специалист по сервису на транспорте должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Специалист по сервису на транспорте должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
5.2.1. Бронирование и продажа перевозок и услуг.
ПК 1.1. Бронировать перевозку пассажиров на транспорте.
ПК 1.2. Оформлять (переоформлять) билеты пассажирам в прямом и обратном направлениях.
ПК 1.3. Бронировать (резервировать) багажные и грузовые перевозки.
ПК 1.4. Оформлять (переоформлять) грузовую (почтовую) документацию.
ПК 1.5. Обеспечивать финансовые расчеты с пассажирами и грузоотправителями.
ПК 1.6. Бронировать места в гостиницах и аренду автомашин.
5.2.2. Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта.
ПК 2.1. Организовывать и предоставлять пассажирам информационно-справочное обслуживание в пунктах отправления и прибытия транспорта.
ПК 2.2. Организовывать обслуживание особых категорий пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с ограниченными возможностями) в пунктах отправления и прибытия транспорта.
ПК 2.3. Организовывать обслуживание пассажиров в VIP-залах и бизнес-салонах пунктов отправления и прибытия транспорта.
5.2.3. Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте.
ПК 3.1. Оказывать первую помощь пострадавшим и принимать необходимые меры при несчастных случаях.
ПК 3.2. Выполнять мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте.
ПК 3.3. Выполнять мероприятия по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Специалист по сервису на транспорте должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.4. Специалист по сервису на транспорте должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке).
5.4.1. Бронирование и продажа перевозок и услуг.
ПК 1.1. Бронировать перевозку пассажиров на транспорте.
ПК 1.2. Оформлять (переоформлять) билеты пассажирам в прямом и обратном направлениях.
ПК 1.3. Бронировать (резервировать) багажные и грузовые перевозки.
ПК 1.4. Оформлять (переоформлять) грузовую (почтовую) документацию.
ПК 1.5. Обеспечивать финансовые расчеты с пассажирами и грузоотправителями.
ПК 1.6. Бронировать места в гостиницах и аренду автомашин.
5.4.2. Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта.
ПК 2.1. Организовывать и предоставлять пассажирам информационно-справочное обслуживание в пунктах отправления и прибытия транспорта.
ПК 2.2. Организовывать обслуживание особых категорий пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с ограниченными возможностями) в пунктах отправления и прибытия транспорта.
ПК 2.3. Организовывать обслуживание пассажиров в VIP-залах и бизнес-салонах пунктов отправления и прибытия транспорта.
5.4.3. Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте.
ПК 3.1. Оказывать первую помощь пострадавшим и принимать необходимые меры при несчастных случаях.
ПК 3.2. Выполнять мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте.
ПК 3.3. Выполнять мероприятия по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта.
ПК 3.4. Обеспечивать защиту деятельности транспорта от актов незаконного вмешательства.
ПК 3.5. Организовывать обеспечение безопасности транспортной организации (компании).
ПК 3.6. Организовывать обеспечение безопасности перевозок.
ПК 3.7. Организовывать обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях.
5.4.4. Организация и управление деятельностью служб сервиса на транспорте.
ПК 4.1. Организовывать деятельность служб сервиса на транспорте.
ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.
ПК 4.3. Планировать деятельность служб сервиса на транспорте.
ПК 4.4. Анализировать эффективность деятельности служб сервиса на транспорте и предлагать мероприятия по ее совершенствованию.
ПК 4.5. Организовывать деятельность служб сервиса на транспорте при нарушениях графика движения транспортных средств и управлять ею.
5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Таблица 3
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
2106 |
1404 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
474 |
316 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
110 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
220 |
110 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
||
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
72 |
48 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: применять математические методы для решения профессиональных задач; использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях; знать: основные понятия и методы математического синтеза и анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики |
|
|
ЕН.01. Математика |
||
П.00 |
Профессиональный цикл |
1560 |
1040 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
603 |
402 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов; определять критерии качества оказываемых услуг; использовать различные средства делового общения; анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в них индивидов; управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности; выполнять требования этики в профессиональной деятельности; знать: социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности; потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса; сущность услуги как специфического продукта; понятие "контактной зоны"как сферы реализации сервисной деятельности; правила обслуживания населения; организацию обслуживания потребителей услуг; способы и формы оказания услуг; нормы и правила профессионального поведения и этикета; особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания; этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями; критерии и составляющие качества услуг; психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания |
|
|
ОП.01. Сервисная деятельность |
||
уметь: использовать знания и умения в области менеджмента при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; анализировать управленческие решения и процесс их реализации; анализировать организацию работы исполнителей и систему мотивации повышения качества труда; знать: функции и виды менеджмента; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (сервис на транспорте); методы управления; процесс принятия и реализации управленческих решений; основы организации работы коллектива исполнителей |
|
|
ОП.02. Менеджмент |
||
уметь: защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством; применять требования нормативных документов к основным видам услуг и процессов сервиса на транспорте; применять документацию систем качества; знать: права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности |
|
|
ОП.03. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
||
уметь: консультировать потребителей по вопросам страхования на транспорте; знать: международные конвенции, правовые и нормативные акты, регулирующие основные направления государственной политики в сфере страхования на транспорте; специфику видов страховой деятельности на транспорте; страхование ответственности перед пассажирами; страхование ответственности багажа и груза; страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства и перевозчика; ответственность за вред жизни и здоровью пассажира; ответственность перевозчика за багаж и груз; расследование страховых случаев |
|
|
ОП.04. Риски и страхование на транспорте |
||
уметь: использовать знания и умения в области менеджмента при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; анализировать управленческие решения и процесс их реализации; анализировать организацию работы исполнителей и систему мотивации повышения качества труда; знать: функции и виды менеджмента; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (сервис на транспорте); методы управления; процесс принятия и реализации управленческих решений; основы организации работы коллектива исполнителей |
|
|
ОП.05. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
||
уметь: использовать в профессиональной деятельности документацию в области технического регулирования, подтверждения соответствия, систем качества; проверять правильность заполнения сертификатов и деклараций соответствия; идентифицировать продукцию и услуги, оказываемые транспортными организациями, распознавать их фальсификацию, осуществлять меры по предотвращению фальсификации; знать: цели, задачи, объекты, субъекты, средства, принципы и методы, нормативно-правовую базу технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки и подтверждения соответствия; основные понятия в области контроля качества продукции и услуг, назначение, виды, подвиды, средства, методы, нормативно-правовую базу проведения контроля качества продукции и услуг транспортных организаций, понятие, виды, критерии, показатели и методы идентификации; способы обнаружения фальсификации, ее последствия и меры предупреждения |
|
|
ОП.06. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности |
||
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
957 |
638 |
|
|
ПМ.01 |
Бронирование и продажа перевозок и услуг В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: бронирования пассажирских мест на транспорте; оформления (переоформления) билетов пассажирам в прямом и обратном направлениях; бронирования (резервирования) багажных и грузовых перевозок; оформления (переоформления) грузовой (почтовой) документации; расчета тарифов по оплате перевозок и услуг: бронирования мест в гостиницах и аренды автомашин: уметь: работать в автоматизированными системами бронирования; бронировать перевозки пассажиров на транспорте; оформлять (переоформлять) билеты пассажирам в прямом и обратном направлениях; осуществлять возврат и обмен билетов; применять законодательные акты и нормативную документацию по транспортному обслуживанию при возникновении претензий и исков; бронировать (резервировать) багажные и грузовые перевозки; оформлять (переоформлять) грузовую (почтовую) документацию; рассчитывать тарифы по оплате перевозок и услуг транспорта; вести кассовую отчетность; бронировать места в гостиницах; организовывать трансфер; бронировать аренду автомашин; знать: технологию работы в автоматизированных системах бронирования билетов; коммерческие эксплуатационные характеристики транспорта; принципы составления расписания движения транспорта; методику расчета транспортных тарифов; правила и условия перевозок пассажиров и багажа: технологию электронного и автоматизированного билетооформления; особенности оформления проездных документов отдельным категориям пассажиров; технологию возврата и обмена билетов; правила и условия перевозок грузов; международные соглашения перевозок транспортом; перевозка грузов на особых условиях и опасных грузов; технологию бронирования (резервирования) свободных багажных и грузовых емкостей (по тоннажу и объему) на транспорте; порядок оформления (переоформления) перевозочной документации; технологию взаиморасчетов; технологию ведения кассовой отчетности; технологию бронирования гостиниц; технологию организации трансфера; технологию бронирования аренды машин |
|
|
МДК.01.01. Технология бронирования перевозок и услуг
МДК.01.02. Тарифное регулирование
МДК.01.03. Технология взаиморасчетов |
|
ПМ.02 |
Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: информационно-справочного обслуживания пассажиров в пунктах отправления и прибытия транспорта; определения оптимальных возможностей и методов оказания услуг транспорта с учетом индивидуальных потребностей особых категорий пассажиров; обслуживания пассажиров в VIP-залах и бизнес- салонах пунктов отправления и прибытия транспорта; уметь: работать с техническими средствами связи; своевременно предоставлять пассажирам информацию о прибытии и отправлении транспорта; осуществлять справочное обслуживание пассажиров в пунктах отправления и прибытия транспорта; осуществлять обслуживание особых категорий пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с ограниченными возможностями) в пунктах отправления и прибытия транспорта; осуществлять обслуживание пассажиров в VIP- залах и бизнес-салонах пунктов отправления и прибытия транспорта; знать: назначение информационно-справочных и консалтинговых систем на транспорте; организацию связи на транспорте; технические средства связи, применяемые в производственно-диспетчерской системе управления сервисом на транспорте; технологию информационно-справочного обслуживания пассажиров в пунктах отправления и прибытия транспорта; правила и условия перевозок особых категорий пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с ограниченными возможностями); перечень услуг комнаты матери и ребенка; технологию обслуживания особых категорий пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с ограниченными возможностями) в пунктах отправления и прибытия транспорта; перечень и технологию оказания услуг пассажирам в VIP-залах и бизнес-салонах пунктов отправления и прибытия транспорта |
|
|
МДК.02.01. Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта |
|
ПМ.03 |
Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: оказания первой помощи; выполнения установленных мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте; выполнения установленных мероприятий по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта; уметь: своевременно оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях; выполнять установленные мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте; выполнять установленные мероприятия по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта; знать: правила оказания первой помощи; понятие надежности и безопасности на транспорте; структуру и функции службы безопасности на транспорте; содержание мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте; порядок и систему взаимодействия службы безопасности транспорта с другими службами и ведомствами; понятие о терроризме на транспорте; классификацию актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта; средства, используемые в диверсионно-террористических целях; методы выявления диверсионно-террористических устройств; порядок действий персонала в чрезвычайных ситуациях на транспорте |
|
|
МДК.03.01. Организация безопасности на транспорте |
|
ПМ.04 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
864 |
576 |
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ОПОП |
2970 |
1980 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
14 нед. |
504 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
3 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 4
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
55 нед. |
Учебная практика |
14 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
3 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
Каникулярное время |
13 нед. |
Итого |
95 нед. |
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
3294 |
2196 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
738 |
492 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
||
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения., правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
|
48 |
ОГСЭ.03. Психология общения |
||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
174 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
348 |
174 |
ОГСЭ.05. Физическая, культура |
||
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
72 |
48 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: применять математические методы для решения профессиональных задач; использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях; знать: основные понятия и методы математического синтеза и анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики |
|
|
ЕН.01. Математика |
||
П.00 |
Профессиональный цикл |
2484 |
1656 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
753 |
502 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов; определять критерии качества оказываемых услуг; использовать различные средства делового общения; анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в нем индивидов; управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности; выполнять требования этики в профессиональной деятельности; знать: социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности; потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса; сущность услуги как специфического продукта; понятие "контактной зоны" как сферы реализации сервисной деятельности; правила обслуживания населения; организацию обслуживания потребителей услуг; способы и формы оказания услуг; нормы и правила профессионального поведения и этикета; этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями; критерии и составляющие качества услуг; психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания |
|
|
ОП.01. Сервисная деятельность |
||
уметь: использовать знания и умения в области менеджмента при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; анализировать управленческие решения и процесс их реализации; анализировать организацию работы исполнителей и систему мотивации повышения качества труда; знать: функции и виды менеджмента; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (сервис на транспорте); методы управления; процесс принятия и реализации управленческих решений; основы организации работы коллектива исполнителей |
|
|
ОП.02. Менеджмент |
||
уметь: защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством; применять требования нормативных документов к основным видам услуг и процессов сервиса на транспорте; знать: права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности |
|
|
ОП.03. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
||
уметь: консультировать потребителей по вопросам страхования на транспорте; знать: международные конвенции, правовые и нормативные акты, регулирующие основные направления государственной политики в сфере страхования на транспорте; специфику видов страховой деятельности на транспорте; страхование ответственности перед пассажирами; страхование ответственности багажа и груза; страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства и перевозчика: ответственность за вред жизни и здоровью пассажира; ответственность перевозчика за багаж и груз; расследование страховых случаев |
|
|
ОП.04. Риски и страхование на транспорте |
||
уметь: применять правила и нормы государственного контроля на транспорте в профессиональной деятельности; знать: государственное регулирование транспортной деятельности; правила пересечения государственной границы физическими лицами, перемещения через нее транспортных средств, товаров, животных и растений; структуру и основные функции подразделений пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу; этапы предварительных и основных операций по таможенному оформлению и контролю товаров и транспортных средств; задачи и основные принципы паспортно-визового контроля; виды и проверку паспортов; виды и типы виз, их назначение и содержание; организацию работы иммиграционной службы: депортацию лиц |
|
|
ОП.05. Государственный контроль на транспорте |
||
уметь: использовать знания и умения в области маркетинга при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; знать: принципы и стратегию маркетинга; рынок как объект маркетинга; потребительское поведение; комплекс маркетинга: продукт (услуга), продвижение, цена; сегментацию рынка и позиционирование продуктом (услугой) |
|
|
ОП.06. Маркетинг |
||
уметь: использовать в профессиональной деятельности документацию в области технического регулирования, подтверждения соответствия, систем качества; проверять правильность заполнения сертификатов и деклараций соответствия; идентифицировать продукцию и услуги, оказываемые транспортными организациями, распознавать их фальсификацию, осуществлять меры по предотвращению фальсификации; знать: цели, задачи, объекты, субъекты, средства, принципы и методы, нормативно-правовую базу технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки и подтверждения соответствия; основные понятия в области контроля качества продукции и услуг, назначение, виды, подвиды, средства, методы, нормативно-правовую базу проведения контроля качества продукции и услуг транспортных организаций, понятие, виды, критерии, показатели и методы идентификации; способы обнаружения фальсификации, ее последствия и меры предупреждения |
|
|
ОП.07. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия |
|
|
уметь: использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах: использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения; применять компьютерные и телекоммуникационные средства; осуществлять поиск необходимой информации; знать: состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности |
|
|
ОП.08. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности, и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.09. Безопасность жизнедеятельности |
||
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1782 |
1188 |
|
|
ПМ.01 |
Бронирование и продажа перевозок и услуг В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: бронирования пассажирских мест на транспорте; оформления (переоформления) билетов пассажирам в прямом и обратном направлениях; применения законодательных актов и нормативной документации по транспортному обслуживанию при возникновении претензий и исков; бронирования (резервирования) багажных и грузовых перевозок; оформления (переоформления) грузовой (почтовой) документации; расчета тарифов по оплате перевозок и услуг; бронирования мест в гостиницах и аренды автомашин; уметь: работать в автоматизированных системах бронирования; бронировать перевозки пассажиров на транспорте; оформлять (переоформлять) билеты пассажирам в прямом и обратном направлениях; осуществлять возврат и обмен билетов; применять законодательные акты и нормативную документацию по транспортному обслуживанию при возникновении претензий и исков; бронировать (резервировать) багажные и грузовые перевозки; составлять договоры на оказание транспортных услуг; оформлять (переоформлять) грузовую (почтовую) документацию; рассчитывать тарифы по оплате перевозок и услуг транспорта; вести кассовую отчетность; бронировать места в гостиницах; организовывать трансфер; бронировать аренду автомашин; знать: технологию работы в автоматизированных системах бронирования билетов; коммерческие эксплуатационные характеристики транспорта; принципы составления расписание движения транспорта; методику расчета транспортных тарифов; правила и условия перевозок пассажиров и багажа; технологию электронного и автоматизированного оформления билетов; особенности оформления проездных документов отдельным категориям пассажиров; технологию возврата и обмена билетов; правила и условия перевозок грузов; международные соглашения перевозок транспортом; правила перевозки грузов на особых условиях и опасных грузов; технологию бронирования (резервирования) свободных багажных и грузовых емкостей (по тоннажу и объему) на транспорте; порядок оформления (переоформления) перевозочной документации; технологию взаиморасчетов; технологию ведения кассовой отчетности; технологию бронирования гостиниц; технологию организации трансфера; технологию бронирования аренды машин |
|
|
МДК.01.01. Технология бронирования перевозок и услуг
МДК.01.02. Тарифное регулирование
МДК.01.03. Технология взаиморасчетов |
|
ПМ.02 |
Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: информационно-справочного обслуживания пассажиров в пунктах отправления и прибытия транспорта; определения оптимальных возможностей и методов оказания услуг транспорта с учетом индивидуальных потребностей особых категорий пассажиров; обслуживания пассажиров в VIP-залах и бизнес- салонах пунктов отправления и прибытия транспорта; уметь: работать с техническими средствами связи; своевременно предоставлять пассажирам информацию о прибытии и отправлении транспорта; осуществлять справочное обслуживание пассажиров в пунктах отправления и прибытия транспорта; осуществлять обслуживание особых категорий пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с ограниченными возможностями) в пунктах отправления и прибытия транспорта; осуществлять обслуживание пассажиров в VIP-залах и бизнес-салонах пунктов отправления и прибытия транспорта; знать: назначение информационно-справочных и консалтинговых систем на транспорте; организацию связи на транспорте; технические средства связи, применяемые в производственно-диспетчерской системе управления сервисом на транспорте; технологию информационно-справочного обслуживания пассажиров в пунктах отправления и прибытия транспорта; правила и условия перевозок особых категорий пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с ограниченными возможностями); перечень услуг комнаты матери и ребенка; технологию обслуживания особых категорий пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с ограниченными возможностями) в пунктах отправления и прибытия транспорта; перечень и технологию оказания услуг пассажирам в VIP-залах и бизнес-салонах пунктов отправления и прибытия транспорта |
|
|
МДК.02.01. Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта |
|
ПМ.03 |
Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: оказания первой помощи; выполнения установленных мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте; выполнения установленных мероприятий по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта; сбора и проведения анализа данных по обеспечению безопасности на транспорте; работы с телевизионной системой наблюдения; стрельбы из ручного огнестрельного оружия; выявления диверсионно-террористических устройств на транспорте; работы на технических средствах досмотра; уметь: оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях; выполнять установленные мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте; обеспечивать защиту деятельности транспорта от актов незаконного вмешательства; анализировать обстановку безопасности и принимать правильное решение по ее регулированию; организовывать действия персонала в чрезвычайных ситуациях на транспорте; вести переговоры с террористами; контролировать пути движения в пунктах отправления и прибытия транспорта, пассажиров, багажа, грузов, почты, обслуживающего персонала и бортовых запасов, организовывать их охрану путем осуществления мер по защите от актов незаконного вмешательства; взаимодействовать с другими внешними организациями в области обеспечения безопасности на транспорте; организовывать охрану транспортных средств и организаций; составлять планы и программы обеспечения безопасности транспортной организации (компании); участвовать в проведении расследования нарушений мер безопасности; работать с телевизионной системой наблюдения; стрелять из ручного огнестрельного оружия; определять типы боеприпасов, устройств, виды и свойства взрывчатых веществ; выявлять диверсионно-террористические устройства на транспорте; работать на технических средствах досмотра; производить осмотры средств транспорта на безопасность; организовывать действия персонала в чрезвычайных ситуациях на транспорте; знать: правила оказания первой помощи; понятие надежности и безопасности на транспорте; структуру и функции службы безопасности на транспорте; содержание мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте; порядок и систему взаимодействия службы безопасности транспорта с другими службами и ведомствами; понятие о терроризме на транспорте; классификацию актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта; средства, используемые в диверсионно-террористических целях; методы выявления диверсионно-террористических устройств; порядок действий персонала в чрезвычайных ситуациях на транспорте; историю возникновения терроризма; методы борьбы с терроризмом; стандарты безопасности; практику международных организаций в области безопасности на транспорте, Конвенции по безопасности; федеральную систему обеспечения защиты деятельности транспорта от актов незаконного вмешательства; программы обеспечения безопасности транспортных организаций и компаний Российской Федерации; порядок и систему взаимодействия с правоохранительными, пограничными, таможенными и другими органами исполнительной власти при выполнении задач безопасности; организацию охраны контролируемых зон транспортной организации (компании); управление службой безопасности на транспорте; порядок учета, хранения, выдачи и применения оружия; перечень предметов, запрещенных к перевозке на транспорте; диверсионно-террористические устройства и методы их обнаружения; технические средства выявления диверсионно-террористических устройств; технологию досмотра груза и почты; порядок изъятия, хранения и ликвидации опасных предметов и веществ; организацию и процедуру досмотра транспортных средств; порядок и условия разрешаемого провоза оружия в транспортных средствах; методы урегулирования кризисных ситуаций; обязанности, ответственность, взаимодействие и функции служб транспортной организации (компании) и других организаций, задействованных в чрезвычайной ситуации; меры контроля ситуаций при происшествиях; порядок действия сотрудников службы безопасности и персонала транспортной организации при получении сигнала (информации) о чрезвычайной ситуации на территории транспортной организации (на транспортном средстве) |
|
|
МДК.03.01. Обеспечение защиты деятельности транспорта от актов незаконного вмешательства
МДК.03.02. Организация безопасности транспортной организации (компании)
МДК.03.03. Организация безопасности перевозок
МДК.03.04. Организация безопасности в чрезвычайных ситуациях |
|
ПМ.04 |
Организация и управление деятельностью служб сервиса на транспорте В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации и контроля работы персонала; участия в маркетинговых исследованиях рынка транспортных услуг; составления плановой и отчетной документации; расчёта основных плановых показателей деятельности служб сервиса на транспорте; сбора информации и формирования предложений по совершенствованию деятельности служб сервиса на транспорте; организации сервисного обслуживания пассажиров в период сбойной ситуации; уметь: организовывать деятельность служб сервиса на транспорте; анализировать ситуацию на рынке транспортных услуг; разрабатывать нормативы потребности населения в услугах транспорта с учетом особенностей региона; работать в команде и осуществлять лидерские функции; проводить инструктаж работников; контролировать работу персонала; рассчитывать основные плановые показатели деятельности служб сервиса на транспорте; составлять планы работы служб сервиса на транспорте; собирать информацию о деятельности служб сервиса на транспорте; организовывать деятельность служб сервиса на транспорте при нарушениях графика движения транспортных средств и управлять ею; знать: виды и функции сервиса на транспорте; объем и структуру потребностей населения в услугах транспорта; организацию предоставления пассажирам санитарно-гигиенических услуг в пунктах отправления и прибытия транспорта; организацию пунктов питания пассажиров в пунктах отправления и прибытия транспорта; организацию предоставления пассажирам культурно-досуговых услуг в пунктах отправления и прибытия транспорта; структуру и функции транспортных агентств; организацию коммерческой и рекламно-информационной работы на транспорте; пути сокращения времени обслуживания пассажиров и грузовых потребителей; общие принципы управления персоналом; приемы мотивации персонала и выходы из конфликтных ситуаций; значение планирования как функции управления; основные принципы и методы планирования; основные плановые показатели и способы их расчета; организацию планирования в организации; методику сбора информации о деятельности служб сервиса на транспорте; инновации в сфере сервиса на транспорте; особенности конкуренции в сфере сервиса на транспорте; методы управления сервисом на транспорте при массовых нарушениях графика движения транспортных средств; организацию работы оперативного штаба и служб организаций транспорта в период сбойной ситуации; организацию сервисного обслуживания пассажиров в период сбойной ситуации |
|
|
МДК.04.01. Организация и управление деятельностью служб сервиса на транспорте |
|
ПМ.05 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
1404 |
936 |
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ОПОП |
4698 |
3132 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
22 нед. |
792 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
87 нед. |
Учебная практика |
22 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
6 нед. |
Каникулярное время |
23 нед. |
Итого |
147 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
промежуточная аттестация |
2 нед. |
каникулярное время |
11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.
7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка
стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия;
правового обеспечения профессиональной деятельности;
организации и управления деятельностью служб сервиса на транспорте;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
информационных технологий в профессиональной деятельности.
Мастерские:
бронирования и продажи перевозок и услуг;
организации сервиса на транспорте.
Полигоны:
обеспечения безопасности на транспорте (по видам транспорта).
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
------------------------------
* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.