Решение Арбитражного суда Читинской области
от 8 октября 2007 г. N А78-5041/2007-С2-28/237
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 февраля 2008 г. N А78-5041/2007-С2-28/237-Ф02-200/2008 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Читинской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Комитета промышленности и природных ресурсов Читинской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите, третье лицо: государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Читинской области, об оспаривании действий по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установил:
Комитет промышленности и природных ресурсов Читинской области (далее -комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 163800 руб. и обязании налоговую инспекцию произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 163800 руб.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании в удовлетворении требований комитета просил отказать.
В отзыве на заявленные требования налоговая инспекция ссылается на то, что полномочия администратора по КБК - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы не возложены. Кроме того, по мнению налоговой инспекции, указанный комитетом КБК отсутствует в Федеральном законе 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации". Следовательно, налоговая инспекция не является участником спорных правоотношений.
В дополнении к отзыву налоговая инспекция указывает на то, что в письме комитета не указан лицевой счет, на который необходимо произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов. То есть заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Представитель третьего лица в судебном заседании пояснила, что требования заявителя подлежат удовлетворению, так как администратором КБК - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются налоговый органы.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, 03.07.2007 г. комитет платежным поручением N 000278 от 02.2007 г. перечислил 182000 руб. в счет оплаты страховых взносов в накопительную часть трудовой пенсии на обязательное пенсионное страхование (КБК 18210202020061000160).
23.07.2007 г. комитет обратился в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (накопительную часть) сумме 163800 руб. В подтверждение данного обстоятельства страхователем было представлено письмо руководителя Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Читинской области.
Решением, изложенным в письме N 4411/05034 от 02.08.2007 г., налоговой инспекцией комитету было отказано в осуществлении зачета (возврата) страховых взносов со ссылкой на то, что действующим законодательством не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также порядок проведения зачета (возврата). Поэтому произвести (зачет) возврат сумм 163800 руб. по страховым взносам не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательно пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователя в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование законодательством не установлены.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионного страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина РФ от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
При таких обстоятельствах отказ налоговой инспекции в осуществлении возврата (зачета) комитету сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 163800 руб., изложенный в письме N 4411/05034 от 02.08.2007 г., является неправомерным.
Следовательно, требования комитета подлежат удовлетворению.
Доводы налоговой инспекции об отсутствии указанного комитетом КБК в Федеральном законе 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" являются несостоятельными, так как опровергаются положениями названного Федерального закона, а также письмами ФНС России от 16.12.2005 г. N ММ-6-10/1059@ и от 22.12.2006 г. N ШС-6-10/1247@.
Также несостоятельны доводы налоговой инспекции о нарушении заявителем досудебного порядка урегулирования данного спора, поскольку комитет до обращения в арбитражный суд с заявлением в установленном порядке обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Отсутствие в заявлении номера лицевого счета страхователя не является основанием для признания несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите в возврате Комитету промышленности и природных ресурсов Читинской области излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии, в размере 163800 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите произвести возврат (зачет) излишне уплаченных Комитетом промышленности и природных ресурсов Читинской области страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 163800 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Читинской области от 8 октября 2007 г. N А78-5041/2007-С2-28/237 Исковые требования о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование удовлетворены в полном объеме, поскольку администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба, при таких обстоятельствах отказ налоговой инспекции в осуществлении возврата (зачета) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является неправомерным
Текст решения официально опубликован не был